Адаптивная реакция на стресс. Психологические (поведенческие) реакции на стресс. Стандартные неспецифические адаптивные реакции: тренировка, активация, стресс. Их фазы, механизмы

Подписаться
Вступай в сообщество «nikanovgorod.ru»!
ВКонтакте:

Стресс как общий адаптационный синдром (ОАС)

Общий адаптационный синдром - совокупность неспецифических защитных приспособительных реакций, возникающих на фоне действия стрессорных раздражителей, характеризуется фазными изменениями гормонального баланса, соответствующими метаболическими и функциональными сдвигами, направленными на адаптацию организма к действию раздражителя.

Под стрессом принято понимать неспецифический ответ организма на предъявляемые ему внешние или внутренние требования. Данное понятие было предложено канадским физиологом Гансом Селье. Любое условие может вызвать стресс, но ни одно из них нельзя выделить и сказать - «вот это и есть стресс», потому что этот термин в равной мере относится ко всем другим. Факторы, вызывающие стресс, получившие название стрессоры, различны, но они пускают в ход одинаковую, в сущности биологическую реакцию стресса, т.е. ответ организма на вопрос внешней среды.

С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или адаптации. Мать, которой сообщили о гибели в бою ее единственного сына, испытывает страшное душевное потрясение. Если много лет спустя окажется, что сообщение было ложным, и сын неожиданно войдет в комнату целым и невредимым, она почувствует сильнейшую радость. Специфические результаты 2-х событий - горе и радость - совершенно различны, даже противоположны, но их стрессорное действие, т.е. неспецифическое требование приспособления к новой ситуации - могут быть одинаковым.

Организм противопоставляет воздействиям среды прежде всего свою сильнейшую способность гибко приспосабливаться. Стресс и есть набор приспособленных реакций, предназначенных на всякий случай, который получил название - общий адаптационный синдром (ОАС).

Адаптация - это динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды.

Благодаря процессу адаптации достигается сохранение гомеостаза при взаимодействии организма с внешним миром. Гомеостаз - это подвижное равновесное состояние какой-либо системы, сохраняемое путем ее противодействия нарушающим это равновесие внешним и внутренним факторам. Если же нарушить равновесие процессов и систем организма, то параметры внутренней среды нарушаются, организм начинает болеть. Причем болезненное состояние будет сохраняться на протяжении всего времени восстановления параметров, обеспечивающих нормальное состояние организма. Если же необходимых для сохранения равновесия внутренней среды прежних параметров достичь не удается, то организм может попытаться достичь равновесия при других, измененных параметрах. В этом случае общее состояние организма может отличаться от нормального, т.е. проявляться в виде заболевания. В этой связи процессы адаптации включают в себя не только оптимизацию функционирования организма, но и поддержание сбалансированности в системе «организм-среда». Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в системе «организм-среда» возникают значимые изменения, и обеспечивает формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций. Поскольку организм и среда находятся не в статическом, а в динамическом равновесии, их соотношения меняются постоянно, а следовательно, также постоянно должен осуществляется процесс адаптации.

Вышеприведённое относится в равной степени и к животным, и к человеку. Но следует отметить, что у человека адаптация происходит иначе, чем у животных. Это связано с тем, что человек обладает сознанием и что он по своей природе является существом биосоциальным. Поэтому причины стресса у человека более многообразны, чем причины, вызывающие адаптивные реакции у животных. Так, стрессорами для человека могут быть как физические, так и социальные раздражители, как реально действующие, так и вероятные. Причем человек реагирует не только на действительную физическую опасность, но и на угрозу или напоминание о ней. Из этого следует, что существенным отличием человека является то, что решающую роль в процессе поддержания адекватных отношений в системе «индивидуум-среда», в ходе которого могут изменяться все параметры системы, играет психическая адаптация. Психическую адаптацию рассматривают как результат деятельности целостной самоуправляемой системы (на уровне «оперативного покоя»), подчёркивая при этом её системную организацию. Но при таком рассмотрении картина остаётся не полной. Необходимо включить в формулировку понятие потребности. Максимально возможное удовлетворение актуальных потребностей является, таким образом, важным критерием эффективности адаптационного процесса. Следовательно, психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который (процесс) позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения, требованиям среды.

Психическая адаптация является сплошным процессом, который, наряду с собственно психической адаптацией (то есть поддержанием психического гомеостаза).

  • а) оптимизацию постоянного воздействия индивидуума с окружением;
  • б) установление адекватного соответствия между психическими и физиологическими характеристиками.

Изучение адаптационных процессов тесно связано с представления об эмоциональном напряжении и стрессе. Это послужило основанием для определения стресса как неспецифической реакции организма на предъявляемые ему требования, и рассмотрение его как общего адаптационного синдрома.

1

Шарыпова Н.В., Свешников А.А.

Под наблюдением находились 300 студенток в возрасте 17-21 года, которые были разделены по соматотипу на группы по индексу Пинье. Эмоциональное состояние определяли по психологическим тестам до начала сессии, перед заходом в аудиторию, где проходил экзамен, и сразу после его сдачи. Рассчитывали вегетативные индексы, оценивали состояние менструального цикла, определяли концентрацию половых гормонов. Стресс-реакция (по концентрации АКТГ, кортизола, альдостерона и пролактина) в наибольшей мере была выражена у астеников и в меньшей мере у гиперстеников. Концентрация гормонов, регулирующих менструальный цикл (МЦ), была более низкой у астеников. У 59% студенток преобладал тонус симпатического отдела вегетативной нервной системы, наиболее заметно – у астеников, у 41% - тонус парасимпатического отдела в силу чего развивался благоприятный анаболический вариант метаболизма и экономный режим функционирования с наибольшей выраженностью – у гиперстеников. Степень проявления адаптивных реакций при нарушениях МЦ зависела от характера изменений и в наибольшей мере была заметна у астеников.

Влияние соматотипа на адаптивные реакции в условиях экзаменационного стресса у студенток не изучено. Вместе с тем данные об изменении вегетативных индексов, менструального цикла, минеральной плотности костей скелета при учете соматотипа необходимы в процессе разработки профилактических мероприятий при экзаменационном стрессе . Исследования в этом направлении явились целью настоящего исследования.

Материал и методы исследования

Под наблюдением находились 300 студенток Шадринского государственного педагогического института в возрасте 17-21 года. Для определения соматотипа использовали индекс Пинье . В результате студентки были разделены на три группы: нормостеники, астеники и гиперстеники.

Эмоциональное состояние определяли по психологическим тестам до начала сессии, перед заходом в аудиторию, где проходил экзамен, и сразу после его сдачи. Эти данные уже представлены для публикации в данном журнале.

О функциональном состоянии вегетативной нервной системы, процессов катаболизма, характерного для напряженного функционирования и расходования резервов организма, судили по данным вегетативного индекса Кердо (ВИК). О главном прогностическом показателе кровообращения - состоянии систолического выброса - по индексу Аллговера (ИА), рассчитывали также коэффициент экономичности в работе кровообращения (КЭК). О работе сердечной мышцы судили по показателю двойного произведения (ДП), а о функциональных возможностях сердечно-сосудистой системы (ССС) по коэффициенту выносливости (КВ). Рассчитывали систолический и минутный объем кровообращения.

Концентрацию эстрадиола в сыворотке крови определяли с помощью набора «Ria estradiol» фирмы «Immunotech» (Франция). Подсчет активности и автоматический рассчет концентрации производили на гамма-счетчике фирмы «Tracor Europe» (Голландия).

Во время учебной сессии (между сдачей экзаменов) проводили анкетирование студенток для оценки основных показателей менструального цикла (МЦ). Диагноз о наличии нарушения ставила врач-гинеколог. В дальнейшем под наблюдением находились те девушки, у которых нарушения МЦ были корково-гипоталамического происхождения и возникали на почве нервного, психического перенапряжения во время экзаменационной сессии.

Результаты исследования

.1. Степень выраженности стресс-реакции. Эмоциональное напряжение во время экзаменационной сессии является своеобразным длительно действующим стрессором . В наших исследованиях наиболее быстрым ответом организма на него было увеличение концентрации АКТГ у нормостеников после второго экзамена в 2,0 раза и в 2,5 раза - после третьего. Он стимулировал продукцию гормонов надпочечников. Вследствие этого существенно увеличивалось содержание кортизола: после второго экзамена в 1,4 раза, после третьего - в 2,4 раза. Концентрация альдостерона была увеличена соответственно в 2,1 и 3,4 раза.

Вследствие эмоционального стресса в крови увеличивалась также концентрация пролактина (физиологическая гиперпролактенемия), который секретируется лютеотропными клетками передней доли гипофиза. Содержание пролактина у нормостеников после сдачи двух экзаменов была увеличена в 2,4 раза, после трех - в 2,9 раза. На продукцию пролактина влиял и уровень эстрогенов крови: повышенные концентрации гормонов ингибировали секрецию, а низкие - стимулировали. При повышенной концентрации пролактина уменьшалась секреция тестостерона, ЛГ и ФСГ в силу чего создавались условия для нарушения МЦ.

У гиперстеников в ответ на экзаменационный стресс реакция оказалась менее выраженной, чем у нормостеников: после второго экзамена концентрация АКТГ была увеличена в 1,8 раза, после третьего - в 2,3 раза. Содержание кортизола также увеличивалось в меньшей мере - в 1,3 раза после второго экзамена и в 2,1 раза после третьего. Концентрация пролактина меньшая, чем у нормостеников, и после сдачи 2-х экзаменов увеличена в 2,1 раза, после трех - 2,6 раза.

У астеников между сессиями концентрация исследуемых гормонов была несколько больше: концентрация АКТГ после сдачи второго экзамена была увеличена в 2,3 раза, в то время как у нормостеников в 2,0 раза; после третьего экзамена в 2,8 (у нормостеников - 2,5 раза). Концентрация кортизола возрастала в 1,8 раза после второго экзамена (у нормостеников в 1,4 раза), а после третьего - в 2,7 раза (у нормостеников - 2,4 раза). Содержание альдостерона после второго экзамена увеличена в 2,4 раза (у нормостеников - в 2,1 раза) и 3,6 раза после третьего (у нормостеников - в 3,4 раза). Концентрация пролактина повышалась после двух экзаменов - в 2,7 раза (у нормостеников - 2,4 раза), а после трех - в 3,3 раза (у нормостеников - 2,9 раза).

.2. Концентрация гормонов, регулирующих МЦ, а также половых гормонов. У нормостеников концентрация ФСГ в первую фазу цикла после двух экзаменов была снижена на 14% (р<0,05), после трех - на 16% (р<0,01). Во второй фазе процент уменьшения составил соответственно 8% и 10% (р<0,05). Содержание ЛГ в первой фазе после двух экзаменов было снижено на 12%, после трех - на 17% (р<0,01). Во второй фазе - соответственно на 17% и 20% (р<0,01).

Концентрация эстрадиола между сессиями в первой фазе МЦ была более высокой по сравнению со второй фазой. После сдачи второго экзамена она уменьшалась на 11% (р<0,05), после третьего - на 20% (р<0,01).

Между сессиями во второй фазе МЦ концентрация эстрадиола была меньше на 56% (р<0,001). После второго и третьего она была еще ниже соответственно на 18% (р<0,01) и 30% (р<0,001).

У гиперстеников содержание ФСГ у гиперстеников больше, чем у нормостеников, на 20% (р<0,001). После сдачи двух экзаменов концентрация в первой фазе уменьшалась на 23% (р<0,001), во второй - на 13% (р<0,05). После сдачи третьего экзамена эти значения были ниже соответственно 26% (р<0,001) и 17% (р<0,01).

Концентрация ЛГ в первой и второй фазах между сессиями была у гиперстеников на 18% (р<0,01) больше, чем у нормостеников. После сдачи двух экзаменов первой фазе уменьшалась на 24% (р<0,001), во второй - на 16% (р<0,01). После сдачи трех экзаменов эти величины составили соответственно 27% (р<0,001) и 24% (р<0,001).

Содержание эстрадиола в первой фазе МЦ оказалась выше, чем у нормостеников, на 7% (р<0,05). Снижение концентрации после двух экзаменов было меньшим - 8% (р<0,05), а после трех - 12% (р<0,05). Во второй фазе в промежутке между сессиями снижение было меньшим, чем у нормостеников, - 43% (р<0,001). После сдачи второго экзамена концентрация в первой фазе МЦ была снижена на меньшую величину, чем у нормостеников, - на 9% (р<0,05) и после третьего - на 14% (р<0,01).

Концентрация тестостерона между сессиями в первой и второй фазах была больше у гиперстеников, чем у нормостеников, на 28,3% (р<0,01). После сдачи двух экзаменов снижалась на 7-9% (р<0,05), после трех - в обеих фазах еще на 9% (р<0,05).

Астеники. Концентрация ФСГ между сессиями в первой фазе МЦ была ниже, чем у нормостеников, на 12% (р<0,05), во вторую - на 14% (р<0,05). После сдачи двух экзаменов в первой фазе МЦ произошло снижение на 14% (р<0,05), во второй - на 16% (р<0,01). После третьего экзамена соответственно - на 16% (р<0,01) в первой фазе и на 29% (р<0,001) - во второй.

Концентрация ЛГ в промежутке между сессиями в первой фазе МЦ меньше, чем у нормостеников, на 12% (р<0,05), во второй фазе - на 13% (р<0,05). После сдачи двух экзаменов в первой фазе содержание этого гормона уменьшилось на 18% (р<0,01), во второй - на 21% (р<0,001). После сдачи третьего экзамена эти цифры были равны соответственно 24% (р<0,001) и 28% (р<0,001).

Между сессиями концентрация эстрадиола у астеников меньше в первой фазе МЦ на 12% (р<0,05), во вторую - на 11% (р<0,05). После сдачи двух экзаменов концентрация в первой фазе снизилась на 16% (р<0,05), во второй - на 22% (р<0,001). После третьего экзамена эти показатели были равны соответственно - 24% (р<0,001) и 31% (р<0,001).

Количество тестостерона между сессия в первой фазе МЦ было меньше на 15% (р<0,05), во второй на 18% (р<0,01). После сдачи первых двух экзаменов в первой фазе концентрация уменьшилась на 15% (р<0,01), во второй - на 14% (р<0,01). После сдачи третьего экзамена эти величины равны соответственно 26% (р<0,001) и 27% (р<0,001).

Результаты проведенного исследования показали, что изменения концентрации гормонов при эмоциональном стрессе в наименьшей мере выражены у гиперстеников и в наибольшей - у астеников.

.3 . Адаптивные реакции при нормальном менструальном цикле. По данным индекса Кердо во время экзаменационной сессии функции вегетативной нервной системы (ВНС) были направлены на поддержание постоянства внутренней среды организма и регуляцию работы внутренних органов. В таких условиях у студенток наблюдались реакции двух типов: 1) у 59% преобладал тонус симпатического отдела ВНС, что указывало на неблагоприятное состояние регуляторных систем гомеостаза и признаки напряжения в сбалансированности работ отдельных систем; 2) у 41% студенток был повышен тонус парасимпатического отдела ВНС в силу чего развивался благоприятный анаболический вариант метаболизма и экономный режим функционирования. Организм приспосабливался к условиям экзаменационной сессии, в частности, экономичнее расходовались резервы сердечно-сосудистой системы (ССС).

Нормостеники. Между сессиями индекс Кердо был равен нулю - оба отдела вегетативной нервной системы (ВНС) уравновешены. Перед экзаменом индекс был равен 10,4 - превалировал симпатический отдел ВНС. После экзамена быстро возвращался к нулю. Индекс Хильдебранта (показатель согласованности в работе висцеральных систем) перед экзаменом снизился до 3,93 (в контрольной группе - 4,4) и в большей мере (3,39) - сразу после экзамена. Индекс Аллговера указывал на то, что систолический выброс возрастал очень незначительно, но по величине минутного объема эффект был отчетливым (во время сессии - 3759 мл, между сессиями - 2964 мл (р<0,01). Большим было пульсовое и среднее давление, что приводило к увеличению нагрузки на сердечную мышцу (индекс Робинсона), и она усиливала работу (коэффициент выносливости). Коэффициент экономичности работы кровообращения увеличивался перед экзаменом с 2650 до 3829 (р<0,01) и оставался на этой же величине, что указывало на перестройку центрального кровообращения за счет повышенного расходования резервов организма.

Астеники . Во время экзамена индекс Кердо указывал (14,91) на явное превалирование симпатического отдела ВНС. После сдачи экзамена быстро возвращался к исходному значению. Индекс Робинсона существенно увеличен - 123,40 (между сессиями - 83,40, р<0,01), что указывало на высокий уровень нагрузки на ССС: минутный объем кровообращения составлял 4050 мл, накануне сессии 3284 мл (р<0,01). Пульсовое и среднее давление было повышено.

Гиперстеники. Превалирование парасимпатического отдела было выражено достаточно четко (индекс Кердо -2,1) по сравнению с нормостениками. Возвращение к исходному значению было более медленное. Индекс Робинсона (134,71) свидетельствовал о более высокой гемодинамической нагрузке на ССС. Коэффициент выносливости указывал на усиление функции ССС, так как минутный объем кровообращения перед экзаменом увеличивался до 4490,6 мл, а между сессиями составлял 3198,9 мл (р<0,01) и медленно уменьшался после экзамена (3791,9; р<0,01). Пульсовое давление повышалось с 40,4 мм рт.ст. до 49,7 мм рт.ст., а среднее давление - с 91,6 до 110,1 мм рт.ст. (р<0,05).

.4. Адаптивные реакции при нарушениях МЦ. У студенток в возрасте 17-21 года изменение ритма чаще всего встречались в виде - пройоменореи, опсоменореи, станоменореи и полименореи.

Пройоменорея - частые менструации. Индекс Кердо, Хильденбранта, Аллговера не изменялись значительно в сравнении со студентками с нормальным ритмом МЦ. Увеличение индекса работы сердца (Робинсона) указывало на усиление его работы. Коэффициент экономичности кровообращения перед экзаменом увеличивался на 20%, происходила перестройка центрального кровообращения за счет повышенного расходования резервов организма. Уменьшение пульсового давления свидетельствовало об утомлении ССС.

Опсоменорея - редкие менструации. О превалировании симпатического тонуса указывал индекс Кердо. Коэффициент Хильденбранта - главный показатель согласованности в деятельности висцеральных систем организма - уменьшался. Коэффициент выносливости, характеризующий функциональное состояние ССС, был больше нормы (1,6), что указывало на усиление работы ССС. Индекс Робинсона возрастал с 78,8 до 122,5 (р<0,05). После экзамена продолжал нарастать, это указывало на то, что уровень гемодинамической нагрузки ССС был достаточно большим. Уменьшалось пульсовое давление, что свидетельствовало об утомление деятельности ССС.

Станоменорея - одна менструация в 6-12 месяцев. Индекс Кердо перед экзаменом равнялся 0, что свидетельствовало о состоянии динамического равновесия, экономичнее расходовались резервы ССС. Индекс Хильденбранта, Аллговера не изменялись. Между сессиями уровень гемодинамической нагрузки на ССС средний. На это указывал индекс Робинсона, а перед экзаменом и после него - незначительно повышен. Коэффициент экономичности кровообращения существенно возрастал (4095, в норме 2600) и медленно уменьшался после сдачи экзамена. Следовательно, на перестройку центрального кровообращения расходовались значительные резервы организма. Минутный объем кровообращения уменьшен - 3607 мл (в норме - 3926 мл, р<0,05) . Об утомление ССС также указывало пульсовое и среднее давление.

Полименорея - продолжительность менструации 6-7 дней. На преобладание симпатического тонуса указывало увеличение индекса Кердо (17,0). Показатель состояния систолического выброса - индекс Аллговера - увеличивался. Индекс Робинсона возрастал с 84,66 до 115,67 (р<0,05), после экзамена медленно снижался. Это указывало на то, что уровень гемодинамической нагрузки ССС достаточно большой. Коэффициент экономичности кровообращения равен 4152 (норма 2640, р<0,05). Минутный объем кровообращения увеличивался до 4269 мл. Пульсовое и среднее давление незначительно возрастало.

Характерные проявления изменений МЦ по количеству выделяющейся крови выявлены в виде повышенного (гиперменорея) или скудного (гипоменорея) выделения крови. Отклонения вегетативных индексов выражались в следующем. Увеличение индекса Кердо, отражало во время сессии повышенное нервно-психическое состояние у обследуемых. Индексы Аллговера и Хильденбранта изменялись незначительно. Возрастание индекса Робинсона указывало на то, что нагрузка на ССС велика. Высокое значение коэффициента выносливости, по сравнению с нормой (1,6), указывало на усиление функции ССС. Коэффициент экономичности кровообращения существенно увеличен, что говорило о перестройке центрального кровообращения и значительном расходовании резервов организма. После сдачи экзамена коэффициент незначительно снижался. Минутный объем кровообращения при гиперменорее увеличен (4158 мл, р<0,05), а при гипоменорее - уменьшен до 3709 мл (в норме - 3926, р<0,05). Возрастало пульсовое давление, что указывало на ослабление деятельности ССС. Увеличивалось и среднее давление.

Обсуждение результатов

Проблеме изменения функционального состояния различных систем организма при экзаменационном стрессе уделяется большое внимание . В однотипных стрессогенных ситуациях мы обнаружили отчетливые различия в устойчивости людей разного соматотипа к эмоциональному стрессу. Поэтому учет соматотипа является перспективным в плане исследования физиологических механизмов, лежащих в основе таких различий. Нами установлено, что в ответ на стресс реакция организма бывает по-разному выраженной: у гиперстеников менее заметна, чем у нормостеников, а у астеников заметна в большей мере.

Под влиянием стресса в коре головного мозга функционировал очаг возбуждения , приводивший к торможению в гипоталамусе и, как следствие, к увеличению секреции пролактина, тормозившего продукцию ФСГ и ЛГ. В результате уменьшения их концентрации возникали нарушения МЦ.

Нами обнаружены функциональные изменения ССС в зависимости от соматотипа. Разной была устойчивость к стрессу, индивидуальные особенности соотношений симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы и колебания параметров кровообращения.

Стрессовая ситуация экзамена вызывала резкие изменения психофизиологических параметров организма, причем привыкания к экзаменационному стрессу не отмечалось и реакция организма была отчетливо выражена на любой экзамен сессии. Большинство студенток испытывало ярко выраженное эмоциональное напряжение накануне и в период сдачи экзаменов, которое оставляло свой след и сохранялось еще некоторое время после экзамена.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  • 1. Бабакин Е.А. // Научный вестник Тюменской мед академии. 2002. № 7-8. С. 78.
  • 2. Брейтман М.Я. // Введение в учение о пропорциях и конституциях. М., 1984. 218 С.
  • 3. Клиорин А.И., Чтецов В.П. // Биологические проблемы учения о конституциях человека. Л.: 1989. С. 321.
  • 4. Койносов П.Г. Чирятьева Т.В., Сосин Д.Г. // Научный вестник Тюменской медакадемии. 2001. № 3. С. 47.
  • 5. Орлов В.А. // Научный вестник Тюменской медакадемии. 2003. № 3. С. 91.
  • 6. Черноруцкий М.В. // Возрастная биология. М.: Медицина, 1957. - 411 С.

Библиографическая ссылка

Шарыпова Н.В., Свешников А.А. ВЛИЯНИЕ СОМАТОТИПА НА АДАПТИВНЫЕ РЕАКЦИИ ОРГАНИЗМА ПРИ ЭКЗАМЕНАЦИОННОМ СТРЕССЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2007. – № 6-2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=778 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Будучи студентом медицинского факультета, будущий биохимик Ганс Селье обратил внимание, что различные инфекционные заболевания начинаются одинаково. У человека появляется слабость, быстрая утомляемость, нежелание чем-либо заниматься, снижается аппетит, его охватывает пессимистическое настроение. Студенту показалось странным, что различные возбудители заболеваний вначале вызывают одинаковые признаки, а отличительные симптомы, которые позволяют диагностировать болезни, появляются несколько позже. Селье поделился своими наблюдениями с преподавателем, но тот отчитал его и посоветовал не заниматься ерундой.

Через 10 лет, когда Селье уже стал биологом и работал в Канаде, ему вновь пришлось столкнуться с похожим эффектом. Он исследовал воздействие ядовитых веществ на животных. Какое бы вещество Селье ни вводил животным, кроме специфических изменений всегда присутствовали одни и те же своеобразные признаки: повышалась активность коры надпочечников; вилочковая железа и лимфатические узлы сморщивались; в желудочно-кишечном тракте появлялись язвочки.

Так Ганс Селье обнаружил “синдром ответа на повреждение, как таковое”. Вскоре он понял, что эта реакция формируется “на уровне целого организма”. Селье назвал ее “общим адаптационным синдромом”, или “РЕАКЦИЕЙ СТРЕССА”. Более тщательные исследования показали, что стресс может быть вызван не только повреждением, но и любыми воздействиями, обладающими высокой степенью биологической активности. Например, физическими факторами (холод, тепло, рентгеновские лучи, сильный звук или свет); болью, усиленной физической работой, эмоциональным напряжением и другими факторами.

Селье предположил, что СТРЕСС – приспособительная неспецифическая реакция организма на сильные раздражители, которые организм расценивает как опасные для своего существования. На любые опасные для жизни воздействия (стрессоры ) организм отвечает реакцией всего организма, включающей в себя все свои системы и уровни. То есть, при реакции стресс в организме формируется общий фон, на который в свою очередь накладываются специфические реакции, зависящие от специфики раздражителей.

Реакция стресс формируется регулирующими системами (вегетативной нервной и эндокринной системами). Большое значение в формировании реакции стресса принадлежит гипоталомической области мозга, являющейся центром интеграции вегетативной нервной системы и эндокринной системы.
Действие стрессоров организм всегда воспринимает как нападение и срочно проводит мобилизацию сил для обеспечения активных физических действий. Основная задача реакции стресс – быстро и любой ценой получить энергию, необходимую для битвы с агрессором или бегства, а также затормозить жизненные процессы, непосредственно несвязанные с предполагаемой битвой.

Реакция стресс формируется активизацией симпатического отдела вегетативной нервной системы с отклонением ее от физиологических норм функционирования и выделением больших доз адреналина и глюкокортикоидов. Это приводит к быстрому выделению энергии за счет распада жиров, углеводов и белков, изымаемых, прежде всего, у некоторых органов иммунной системы. Кроме того, большие количества глюкокортикоидов непосредственно подавляют защитные реакции, в том числе и иммунные. Вместе с этим происходит повышение артериального давления и свертываемости крови. Так приспособительная реакция стресс подготавливает организм к физической борьбе и возможным кровотечениям, но делается это с причинением вреда ряду систем организма. Поэтому слишком сильный или длительный стресс может стать неспецифической причиной заболеваний или даже гибели.

Следует учитывать, что условия современной жизни способствуют усилению отрицательного влияния стресса на здоровье человека. Когда-то приспособительная реакция стресс была не только оправданной, но наиболее рациональной. В настоящее время жизненные ситуации стали сложней и многогранней, и активные физические действия часто не представляют собой оправданный адекватный ответ на действие стрессоров. Возникают ситуации, при которых управляющие системы осуществляют подготовку и приводят организм в точку кульминации, а завершения цикла (совершения физической работы) не происходит. Это приводит к увеличению отрицательных последствий и более часому возникновению тяжелых болезней, особенно в условиях ГИПОДИНАМИИ.

Доказано, что СТРЕСС стал причиной возникновения как соматических, так и психических болезней XX и XXI века. Поэтому ТЕОРИЯ СТРЕССА получила широкое распространение во всем мире.
Но нужно отметить, что теория стресса не включает в себя другие типы общих приспособительных реакций организма, что значительно ограничивает ее применение в практическом здравоохранении. Поэтому возрастающий поток больных делает проблему повышения эффективности лечения и профилактики актуальной и вынуждает медиков обратить пристальное внимание на другие типы неспецифических адаптационных реакций.

ОБЩИЕ НЕСПЕЦИФИЧЕСКИЕ АДАПТАЦИОННЫЕ РЕАКЦИИ

В процессе эволюционного развития живые организмы использовали различные пути и способы приспособления, но только наиболее удачные закреплялись и передавались по наследству. К одному из таких удачных путей относится способность организма отвечать однотипной системной неспецифической реакцией стресс на воздействия различные по качеству и специфике, но сильные по степени своей биологической активности. В настоящее время хорошо известно, что при стрессе наряду с элементами защиты также присутствуют и элементы повреждения.

По-видимому, приспособление ценой повреждений может быть целесообразно только при воздействиях, угрожающих жизни. Поэтому приспособление - стресс по отношению к раздражителям обычной (слабой и средней) силы биологически нецелесообразен и не смог бы закрепиться в процессе эволюции. Логично предположить, что в ответ на раздражители обычной силы в организме должны развиваться другие типы системных неспецифических приспособительных реакций.

Скорее всего, это понимал Ганс Селье и другие исследователи. В своих последних работах Селье говорит о плохом стрессе (дистрессе) и о хорошем стрессе (эустрессе). Но, к сожалению, сформулировать их отличительные особенности Селье не успел. Такая неопределенность существовала длительное время, давая поводы к свободному толкованию понятий "дистресс" и "эустресс" , и приводя к логическим абсурдам.
В 1975 году группа российских ученых (Л.Х. Гаркави, Е.Б. Квакина и М.А. Уколова) обнаружила и описала кроме стресса еще четыре типа общих неспецифических адаптационных реакций организма (антистрессорные реакции), которые ученые назвали:

  1. реакция тренировки ,
  2. реакция спокойной активации ,
  3. реакция повышенной активации ,
  4. переактивация .

Возможность повысить эффективность традиционных средств и методов лечения, реабилитации, профилактики и оздоровления.

в> Периодическая таблица общих неспецифических адаптационных реакций организма
(приведена с небольшими нашими изменениями).

Трудно в популярном виде изложить теорию общих неспецифических адаптационных реакций, но для того, чтобы вы могли на практике применить эти знания для лечения болезней и оздоровления организма, попытаемся кратко и в упрощенном виде рассказать о некоторых положениях теории. Это не займет много времени, и это ВАЖНО ПОНЯТЬ.

Во-первых. В любой момент времени в человеческом организме развивается одна из общих неспецифических адаптационных реакций организма, представленных в периодической таблице и пронумерованных от 1 до 18.

Во-вторых. Общая неспецифическая адаптационная реакция организма - системная неспецифическая приспособительная реакция всего организма (задействованы все системы и уровни) в ответ на действие определенного раздражителя. Реакции различаются, прежде всего, функциональным состоянием регулирующих систем организма (вегетативной нервной системы и эндокринной системы), а также иммунной системы.
Тип реакции и уровень реактивности организма, на котором реакция развивается, могут быть проконтролированы с помощью общего анализа крови. Тип неспецифической адаптационной реакции определяется по процентному содержанию лимфоцитов в лейкоцитарной формуле периферической крови. Уровень реактивности – по степени напряженности в лейкоцитарной формуле.

В-третьих. Общая неспецифическая адаптационная реакция организма создает общий фон, на котором развиваются и от которого во многом зависят все остальные реакции. Поэтому фон является неспецифической ОСНОВОЙ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ, ПРЕДБОЛЕЗНИ И БОЛЕЗНИ.

В-четвертых. Исследования показали:
а) общие неспецифические адаптационные реакции организма, пронумерованные от 1 до 5, соответствуют состояниям здоровья;
б) реакции, пронумерованные от 6 до 9 и 17, соответствуют состояниям предболезни;
в) реакции, пронумерованные от 10 до 16 и 18, соответствуют состояниям болезни.
Причем, чем меньше номер, тем более благоприятное состояние, и, наоборот, чем больше номер, тем состояние более тяжелое.

В-пятых. Наиболее неблагоприятным типом общих неспецифических адаптационных реакций является стресс. Чаще всего именно он становится неспецифической основой возникновения и развития заболеваний. Причиной стресса могут стать перепады температуры, инфекции, травмы, изнуряющие физические нагрузки, напряженная умственная работа, сильное нервное напряжение и другое. Короче говоря, стресс встречается на каждом шагу, и полностью избежать его невозможно.

Предварительные выводы. В связи с вышеизложенным, для достижения целей восстановления, сохранения и укрепления здоровья, большое значение имеет борьба со стрессом. Причем, борьба со стрессом должна осуществляться по двум направлениям: профилактика стресса и преодоление стресса. Наиболее перспективным для достижения этих целей является целенаправленный вызов и поддержание более благоприятной антистрессорной реакции.

Принципиальным отличием этого подхода является то, что действия направлены “не “против” (болезни, симптома, микрофлоры и др.), а ”ЗА” восстановление гармонии, целостности, физиологических взаимоотношений между системами организма” (Л.Х. Гаркави).
Однако, в реальности существуют сложности при вызове и поддержании антистрессорных реакций организма, особенно при продолжающемся действии сильных и патогенных раздражителей.

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

В 1992 году российский исследователь А.А. Датченко (г. Таганрог) смог найти решение, которое позволяет осуществлять ИЗМЕНЕНИЕ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ АДАПТАЦИОННЫХ РЕАКЦИЙ НА БОЛЕЕ БЛАГОПРИЯТНЫЕ, даже при действии сильных и патогенных раздражителей. для изменения адаптационных реакций А.А.Датченко использовал совокупность сочетанных физических факторов низкой интенсивности.

На основе этих действующих факторов в 1993 году Датченко А.А. разработал и запатентовал способ и устройство для восстановления и сохранения здоровья. Тогда же, после проведения клинических испытаний, Минздрав РФ сертифицировал и рекомендовал к использованию медицинское устройство, являющееся основным средством, используемым в этой технологии. Устройство получило название: , оно относится к здоровьсберегающим технологиям восстановительной медицины.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «nikanovgorod.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «nikanovgorod.ru»