Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. Виды и проявления девиантного поведения Клиническая психология и проблема девиантного поведения

Подписаться
Вступай в сообщество «nikanovgorod.ru»!
ВКонтакте:

Страница 1

Отклоняющееся поведение всегда проявляется в виде действий, с помощью которых человек взаимодействует в реальностью. Поэтому проявления девиантного поведения можно рассматривать как способы, с помощью которых человек адаптируется к окружающему миру.

По В.Д. Менделевичу (2001), существует пять способов взаимодействия индивида и реальности.

Противодействие реальности – при этом типе взаимодействия человек убежден, что с реальностью, которая его не устраивает, можно и нужно активно бороться. Он пытается изменить ненавистный ему мир так, чтобы он наилучшим образом удовлетворял его потребности и соответствовал его представлениям.

Как правило, общество отвечает индивиду силовым давлением, принуждая к соблюдению норм и правил, нарушаемым девиантом.

Такой тип взаимодействия встречается в основном при делинквентном и/или криминальном поведении.

Болезненное противостояние реальности -

при таком типе взаимодействия человек в силу патологических изменений психики однозначно воспринимает мир как нечто враждебное и чуждое. Такой человек вряд ли сможет эффективно взаимодействовать с миром. Отличие от предыдущего способа заключается в том, что противодействуя реальности, человек идет на это сознательно, а при болезненном противостоянии индивид даже не представляет другого мира, кроме как враждебного. Встречается при психопатологическом и патохарактерологическом типе отклоняющегося поведения.

Уход от реальности

данный тип взаимодействия проявляется в том, что человек не настроен адаптироваться к миру, и предпочитает отрешиться от мира, считая себя неспособным приспособиться к его реалиям.

Аддиктивное поведение, и в особенности, злоупотребление психоактивными веществами являются ярким примером такого способа «приспособиться к миру». Также один из быстро набирающих популярность способов – это компьютерные игры, а в особенности так называемые MMORPG. Такой способ самореализоваться частично перекликается со следующим, а именно игнорированием реальности.

Отличие заключается в том, что игнорировать реальность и быть к ней адаптированным человек может лишь в том случае, если он занимается каким-нибудь узкопрофессиональным делом. Например, программисты могут часами проводить время за компьютером и при этом быть нормально адаптированы к реальности, так же, как и профессиональные игроки в компьютерные игры.

Такой способ встречается нечасто, и представляет собой вариант нормы.

Наиболее предпочитаемым способ является приспособление к реальности. Гармонично развитый человек в большинстве случаев находит себя в мире, и такой способ наиболее поощряется обществом. Для такого человека важно самореализоваться именно в обществе реальных людей, быть признанным обществом и устойчиво стоять на ногах.

Итак, девиантное поведение определяется способом взаимодействия с реальностью.

Какие же его типы выделяет психология?

Менделевич(2003) предлагает классификацию отклоняющегося поведения по виду нарушаемых человеком норм.

Он выделяет пять типов девиантного поведения:

Аддиктивный тип

люди с этим типом девиантного поведения предпочитают уходить от реальности посредством употребления психоактивных веществ или зацикливании на определенных типах деятельности (например, игре в компьютерные игры или серфинге по Интернету).

В большинстве своем такие люди не приемлют реалии мира, они считают жизнь «серой», «скучной», «унылой», и их способ ухода от реальности заменяет им насыщенность и разнообразие жизни. «Жить так, как все» они не хотят, поскольку это не приносит им желаемого удовлетворения.

СОВРЕМЕННЫЙ УЧЕБНИК

В. Д. МЕНДЕЛЕВИИ

психология

ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

учебное пособие для вузов

в качестве учебного пособия

Санкт-Петербург 2005

Допущено Учебно-методическим объединением вузов России по образованию в области социальной работы Министерства образования и науки РФ

в качестве учебного пособия

Рецензент:

д. м. н., проф. Ю. С. Шевченко

Менделевия В. Д.

М50 . Учебное пособие. - СПб.: Речь, 2005. - 445 с.

ISBN 5-9268-0387-Х

В учебном пособии представлены основные разделы психологии девиантного поведения, охватывающие описание нормативного, гармоничного, идеального поведения, а также структуры, типов и клинических форм отклоняющегося поведения. Приведены критерии пяти отклоняющихся поведенческих типов (делинквентного, аддиктивного, патохарактерологического, психопатологического и на базе гиперспособностей) в форме агрессивного, аутоагрессивного поведений, нарушений пищевого поведения, сексуальных девиаций и перверсий, алкогольной и наркотической зависимостей, сверхценных психологических и психопатологических увлечений, коммуникативных девиаций и др. Отдельные главы посвящены этнокультуральным, тендерным, возрастным и профессиональным девиациям поведения, а также отклоняющемуся поведению хронически больных. Приводится описание основ комплексной терапии и коррекции поведенческих девиаций. Каждый раздел завершается тестами для программированного контроля знаний и списком рекомендуемой для самостоятельной подготовки литературы.

Учебное пособие является первым издаваемым в стране вузовским учебником по психологии девиантного поведения и соответствует курсу по данной дисциплине и по разделам клинической психологии. Оно может использоваться студентами, изучающими социальные, психологические и медицинские науки, а также врача- ми-психиатрами, психотерапевтами, клиническими (медицинскими) и практическими психологами, педагогами, социальными работниками для самостоятельного освоения данного курса.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Подходы к оценке поведенческой нормы, патологии и девиаций

Идеальная норма, креативность и девиации поведения

Феноменологическая диагностика поведенческих стереотипов

ПСИХОЛОГИЯ ГАРМОНИЧНОГО И НОРМАТИВНОГО

ПОВЕДЕНИЯ

Темпераментальная сбалансированность

Гармоничность характера

Личностная гармония

Программированный контроль знаний

ТИПЫ, ФОРМЫ И СТРУКТУРА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Структура девиантного поведения

Взаимодействие индивида с реальностью

Делинквентный тип девиантного поведения

Аддиктивный тип девиантного поведения

Патохарактерологический тип девиантного поведения

Психопатологический тип девиантного поведения

Тип девиантного поведения, основанный на гиперспособностях

Агрессивное поведение

Аутоагрессивное поведение

Злоупотребление веществами, вызывающими состояния измененной

психической деятельности

Нарушения пищевого поведения

Сексуальные девиации и перверсии

ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

и расстройства личности

Коммуникативные девиации

Безнравственное и аморальное поведение

Неэстетичное поведение, или девиации стиля поведения

Программированный контроль знаний

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ВАРИАНТЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Программированный контроль знаний

ТЕНДЕРНЫЕ ВАРИАНТЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Программированный контроль знаний

ВОЗРАСТНЫЕ ВАРИАНТЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Программированный контроль знаний

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ВАРИАНТЫ ДЕВИАНТНОГО

ПОВЕДЕНИЯ

Программированный контроль знаний

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ У СОМАТИЧЕСКИ БОЛЬНЫХ

Программированный контроль знаний

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОФАРМАКОЛОГИЧЕСКАЯ

КОРРЕКЦИЯ И ТЕРАПИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Способы и методы психологического консультирования,

психокоррекции, психотерапии и психофармакотерапии

Психологическое консультирование

Психологическая коррекция

Психотерапия

Психофармакотерапия

Методы и способы психологической и психофармакологической

коррекции и терапии девиаций поведения

Агрессивное поведение

Аутоагрессивное поведение

Зависимость от психоактивных веществ

Пищевое поведение

Сексуальные девиации и аномалии сексуального поведения

Сверхценные психологические увлечения

Сверхценные психопатологические увлечения

Характерологические и патохарактерологические реакции

Коммуникативные девиации

Другие виды девиантного поведения

Программированный контроль знаний

Приложение 1

ТЕЗАУРУС ПОВЕДЕНЧЕСКИХ (СТИЛЕВЫХ) СТЕРЕОТИПОВ,

ФЕНОМЕНОВ И ДЕВИАЦИЙ

Тезаурус индивидуально-психологических качеств и стилей

поведения

Тезаурус феноменов, отражающих особенности стиля действий,

поведения и влечений

Тезаурус эмоциональных феноменов и девиаций

Тезаурус экспрессивных стилей

Тезаурус речевых стилей и феноменов

Приложение 2

ТЕСТЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ ДЕВИАНТНОГО

ПОВЕДЕНИЯ

Опросник для оценки агрессии (Ч. Спилбергер)

Тест коммуникативной толерантности (В. В. Бойко)

Методика «Q-сортировка» (В. Стефансон)

Томский опросник ригидности (ТОР) (Г. В. Залевский)

Опросник определения типов темперамента (Я. Стреляу)

Тест для оценки экстраверсии - интроверсии и нейротизма

(Г. Айзенк)

Характерологический опросник (К. Леонгард)

Висбаденский опросник (Н. Пезешкиан)

Методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич)

Сокращенный многопрофильный опросник личности СМОЛ

Клинический опросник для выявления и оценки невротических

состояний (К. К. Яхин, Д. М. Менделевич)

Патохарактерологический диагностический опросник ПДО

(А. Е. Личко)

ПРЕДИСЛОВИЕ

Предлагаемое учебное пособие «Психология девиантного поведения» - плод долгих раздумий и исследований автора. В нем нашли отражение воззрения и подходы, появившиеся в отечественной психологической науке в последние годы, когда психологическая практика предъявила требования к созданию обоснованной платформы для осмысления механизмов формирования поведенческих девиаций и создания эффективных методов их коррекции и терапии. Существующая на протяжении многих лет неоднозначность ситуации в области оценки отклоняющегося поведения человека, в определении его границ, проявлений, в причислении к патологии или условной норме привела к тому, что эту сторону психической жизни индивида и соответствующую научно-практическую область психологии ученые стали обходить стороной. Психиатры, которые до возникновения психологии девиантного поведения занимались изучением исключительно патологической психической деятельности, вначале посчитали эту сферу знаний малозначимой в сопоставлении с учением о психозах, заполонивших психиатрическую науку и практику. Действительно, что в сравнении с шизофренией гемблинг (увлечение азартными играми)? Следствием гемблинга может стать лишь утрата денег, а следствием шизофрении - утрата личности и здоровья.

По мере естественного сужения сфер влияния психиатрии за счет становления клинической психологии и передачи в ее ведение значительной части так называемой «малой психиатрии» «большая психиатрия» начала экспансию в смежные научные области. Девиантные формы поведения, которые ранее расценивались ею как несущественные и малозначимые, стали рассматриваться как важные в плане предрасположенности к тяжелым психическим заболеваниям и были названы донозологическими (предболезненными) формами психических расстройств. Заметьте, не феноменов, а именно расстройств. Современная мировая психиатрия раскрыла себя в новой международной классификации. Из прежней классификации психических заболеваний (то есть нозологических форм) она превратилась сегодня в классификацию психических и поведенческих расстройств (то есть симптомов). С одной стороны, подобную метаморфозу можно приветствовать, поскольку наконец психиатрия стала переходить с ортодоксальных на феноменологические позиции; с другой - включение в сферу деятельности психиатрии поведенческих расстройств, которые автоматически стали как бы симптомами (ведь медицина занимается патологией и изучать здоровье не вполне подготовлена), следует признать по меньшей мере спорным. Сегодня, основываясь на новой

ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

классификации, врач-психиатр имеет возможность ставить такие диагнозы, как: ковыряние в носу и сосание пальца (шифр F98.8), речь взахлеб (шифр F98.6) и кусание ногтей. Но диагносту не предоставлены медицинские критерии для разграничения, например, поведенческого расстройства в виде ковыряния в носу и привычки ковырять в носу. Особо следует отметить тот факт, что врачу-психиатру не предписывается, как прежде, использовать научные термины. Достаточно простой констатации факта, облеченной в форму обыденных выражений. Но ведь известно, что медицинский подход к терминологической оснащенности специалиста должен отличаться жесткостью, точностью и четкостью. Около 80% всех используемых в медицине терминов имеют латинское или греческое происхождение, что признается единственно правильным и должно способствовать отделению науки от паранауки или других наук.

Таким образом, можно утверждать, что сугубо психиатрическая парадигма

в оценке отклоняющегося (не всегда относящегося к симптомам и расстройствам) поведения не способна быть объективной, и этот путь развития психологии девиантного поведения следует причислить к тупиковым.

Попытки ортодоксальной психологии в противовес психиатрии заняться изучением поведенческих девиаций и организацией помощи людям с подобными отклонениями также следует признать неудачными. Причина неудач кроется в стремлении априорно развести психологию и психопатологию девиантного поведения, заранее разделить психические и поведенческие расстройства, с одной стороны, и отклонения - с другой. Как следствие, предлагалось приписать психиатрии сферу психопатологии девиантного поведения, а психологии - условной нормы. Но ведь проблема как раз и заключается

в диагностике и уже потом в способах оказания помощи. Нельзя решить лишь на основании внешних клинических признаков отклонения поведения, болен девиант психически или нет. Нельзя составить реестр однозначно психопатологически или стопроцентно психологически обусловленных девиаций. Попытки разделить психологию и психопатологию девиантного поведения до того, как проанализирован конкретный случай и определены мотивы выбора человеком подобного стиля поведения, являются нонсенсом. Да к тому же ортодоксальная психология не имеет инструмента для научно обоснованной диагностики и коррекции наблюдающихся особенностей поведения. Она предполагает, что диагностическая парадигма должна быть следующей: вначале психиатры должны отвергнуть «свою патологию», а затем психологи анализируют случай и оказывают психологическую помощь.

Каждодневная клиническая практика автора - психиатра, психотерапевта, сексопатолога, нарколога и клинического психолога в одном лице, невозможность заранее (до встречи со страждущим) предугадать, с пациентом или клиентом придется общаться и какую именно помощь оказывать (психофармакологическую, психотерапевтическую, собственно психологическую), заставили по-новому взглянуть на проблему отклоняющегося поведения. Суть этого нового взгляда выражается в убеждении, что ортодоксальность и консерватизм наук о психике, искусственное разведение специальностей (пси-

ПРЕДИСЛОВИЕ

хиатрии и психологии) приводит к сужению поля научного видения проблемы и снижению эффективности помощи лицам с неадекватным и некомфортным для них и их окружения поведением.

Люди с отклоняющимся поведением могут иметь психические расстройства и быть психически больными, а могут быть душевно здоровыми. Такова реальность. В первом случае их поведенческая девиация имеет непосредственную связь с психической патологией, «вытекает» из нее и требует в основном психофармакологического лечения. Во втором - базируется на внутриличностном или межличностном конфликте, отражает какую-либо личностную «деформацию» и подразумевает необходимость коррекции с помощью методов психологического воздействия. Проблема изучения механизмов поведенческих отклонений становится значимой после того, как подобное поведение однозначно причислено к девиантному, определены его опознавательные клинические признаки и изучены индивидуально-психологические особенности девианта.

Часто бывает так, что девиант нуждается и в психотерапии, и в психокоррекции, и в психологическом консультировании, и в психофармакологическом сопровождении. Поэтому феноменологический подход к изучению психологии человека с девиантным поведением мы считаем единственно верным и научно обоснованным. Все остальные подходы позволяют рассмотреть и проанализировать лишь часть проблемы, а не проблему в целом.

Вторая особенность нашего подхода заключается в убежденности, что девиантное поведение не является атрибутом исключительно подросткового периода (как считалось раньше). Даже деликты способна совершать не только молодежь, но взрослые и пожилые. Важен не возраст девианта, а суть девиации. Значимы механизмы возникновения и становления отклоняющегося поведения. Последние же имеют как общевозрастные закономерности, так и специфические особенности.

Мы не претендуем на окончательность разработки теории и практики психологии девиантного поведения. Представленная автором позиция может рассматриваться как один из вариантов системного анализа данной проблемы и как попытка выделить психологию девиантного поведения из ряда родственных дисциплин. Альтернативные авторской точки зрения могли бы способствовать нахождению истины в научном споре и подлинному становлению новой научной дисциплины.

Данная работа не могла бы состояться без помощи коллег по работе - сотрудников кафедры медицинской и общей психологии с курсом педагогики Казанского государственного медицинского университета, которой я имею честь руководить, а также без традиций Казанской психиатрической школы, у истоков которой стоял В. М. Бехтерев.

ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ НОРМА, ПАТОЛОГИЯ, ДЕВИАЦИИ

Современное положение в сфере наук, изучающих поведение человека, можно обозначить скорее как противостояние, чем как сотрудничество. Поведенческие феномены подвергаются, как правило, пристрастному анализу корпоративных научных сообществ, что не приводит к получению истинных знаний о предмете, имеющем несомненно мультидисциплинарный характер.

Психология девиантного поведения - это междисциплинарная область научного знания, изучающая механизмы возникновения, формирования, динамики и исходов отклоняющегося от разнообразных норм поведения, а также способы и методы их коррекции и терапии. Данная дисциплина находится на стыке клинической психологии и психиатрии, и для ее освоения требуются знания и навыки из этих научных областей.

Психология девиантного (отклоняющегося) поведения в данном контексте представляет собой типичный пример научной области, в которой знания, полученные учеными различных специальностей, до настоящего времени не привели к становлению отдельной научной дисциплины. Причиной тому - столкновение ортодоксально психологических и ортодоксально психиатрических взглядов на отклоняющееся от нормативного поведение. Отнюдь не риторическими остаются вопросы о том, следует ли относить девиации поведения к патологии (то есть к признакам психических расстройств и заболеваний, обозначаемых как симптомы, синдромы), или же они должны быть признаны крайними вариантами нормы; являются ли девиации поведения этапами психопатологических нарушений (то есть донозологическими психическими расстройствами), или между поведенческими болезненными расстройствами и девиантными формами поведения лежит пропасть; каковы причины (психогенез) отклоняющихся форм поведения: нарушения мозговой деятельности, навыков адаптивного поведения или социальных ожиданий; какие меры необходимы для восстановления адекватного поведения (если это возможно в принципе): психофармакологическая терапия или психологическая коррекция.

Для анализа механизмов поведенческих девиаций существенными являются знания, накопленные в таких областях, как клиническая психология,

Феномен девиантного поведения настолько широк и сложен, что для его изучения существует отдельная наукадевиантология . Она возникла на пересечении многих других наук: социологии, криминологии, психиатрии, философии и, конечно, психологии. В психологии существует особый раздел, изучающий отклоняющееся от нормы поведение личности – психология диванного поведения .

«Девиация» в переводе с латыни – отклонение. Девиантное поведение – отклоняющееся от социальных норм, устойчивое поведение индивида, причиняющее реальный ущерб обществу и людям. Девиантное поведение не только деструктивно, но и аутодетструктивно, так как может быть направлено нарушителем (девиантом) и на самого себя.

Несмотря на то, что из определения девиантного поведения становится понятна его асоциальная, а значит отрицательная направленность, некоторые девиантологи выделяют и позитивные девиации , так называемое социальное творчество – не вписывающееся в рамки закона, но не приносящее вред обществу научное, техническое, компьютерное и иное творчество.

Однако, подавляющее большинство девиаций – это агрессивное, вредящее и преступное поведение. Самые распространенные его формы :

  • преступление,
  • наркомания,
  • алкоголизм,
  • суицид,
  • бродяжничество,
  • проституция,
  • вандализм,
  • фанатизм, прочее.

Девиантное поведение негативно по своей сути так как, так или иначе, сопряжено со злобой, агрессией, насилием, уничтожением, поэтому против него социумом условно или законодательно введены санкции. Нарушителя нравственных и моральных норм общество формально или неформально изолирует, лечит, исправляет или наказывает. Но психология личности девианта не столь однозначно негативна, как его поступки, она противоречива и сложна.

Особенности личности девианта

Психология девиантного поведения не рассматривает как именно, когда, где совершил проступок человек и какое его ждет за это наказание, она изучает общие закономерности и особенности личности девиантов :

  • причины и источники девиантного поведения,
  • стимулы, мотивы, чувства, цели девианта;
  • особенности характера;
  • психическое здоровье и психопатологии;
  • особенности психологической коррекции девиантного поведения и психотерапии девианта.

Пожалуй, самый важный вопрос, на который нужно найти ответ – чем обусловлен сознательный выбор асоциально образа жизни? В результате чего обычный человек начинается систематически причинять ущерб другим людям или самому себе? На этот вопрос биологи, социологи, и психологи отвечают по-разному.

В зависимости от подхода к проблеме девиаций считается, что отклоняющееся поведение предопределяется :

  1. Физиологией:
  • особое строение тела человека,
  • генетическая предрасположенность к агрессии,
  • хромосомные аномалии,
  • сбои в эндокринной системе.
  1. Проблемами в обществе:
  • социальное неравенство,
  • несовершенное законодательство,
  • проблемы в экономике государства,
  • негативное влияние СМИ (пропаганда асоциального образа жизни),
  • негативные оценки личности, даваемые ближайшим окружением, навешивание «ярлыков».

  • внутренние конфликты между желаниями и совестью,
  • отклонения в психике,
  • слишком строгое, жестокое, регидное и консервативное воспитание в детстве,
  • неблагополучные внутрисемейные отношения;
  • рефлекторные асоциальные реакции на невозможность удовлетворения потребностей,
  • несоответствие социальных норм и требований реальным требованиям жизни,
  • несоответствие условий жизни интересам личности;
  • особый склад характера.

В характере лиц, склонных к девиантному поведению, часто обнаруживаются такие черты :

  • агрессивность,
  • конфликтность,
  • нонконформизм,
  • негативизм,
  • враждебность,
  • зависимость,
  • ригидность мышления,
  • тревожность.

Девианты часто лгут и делают это с удовольствием; любят перекладывать вину и ответственность на других; не упускают возможности обвинить невиновного.

Чем бы ни было обусловлено девиантное поведение личности, оно всегда сопровождается социальной дезадаптацией , то есть девиант частично или полностью утрачивает способность приспосабливаться к условиям социальной среды. Это главная проблема всех преступников и правонарушителей – они не могут найти приемлемую форму поведения или не хотят ее искать, поэтому идут против общества.

Поведение ребенка не может быть расценено как девиантное, так как функция самоконтроля у детей примерно до пяти лет еще не развита в достаточной мере, нет еще полноценной осознанности, а процесс социализации только начался.

Период интенсивной социализации приходится на возраст примерно от двенадцати до двадцати лет . Это самый опасный период в отношении возможности возникновения девиаций.

Подростки и молодежь часто оказываются в ряду людей, пренебрегающих нормали социума и его законами по причине неуспешной либо неполной адаптации. Если девиантная модель поведения закрепится в юном возрасте, после изменить образ жизни и саму личность будет уже очень сложно.

Как справиться с проблемой девиантного поведения

К сожалению, чаще всего девианты попадают к психологу, уже поступив в места лишения свободы, детские колонии, центры лечения зависимостей и иные подобные учреждения.

Основная задача, которую ставит перед собой общество – профилактика девиаций. Она проводится:

Но проблема в том, что профилактика не предусматривает индивидуального подхода к решению проблемы. Девиант – личность, уникальная как любая другая, если проблема асоциального поведения в конкретном случае назревает или уже существует, ее нужно решать только в индивидуальном порядке, никакие общие меры не помогут.

Если обратиться к психологу самостоятельно, вовремя, до того момента, когда жизнь и личность значительно изменятся в худшую сторону, появится шанс:

  • успешно социализироваться в обществе,
  • скорректировать негативные черты характера,
  • сменить девиантную модель поведения на социально приемлемую.

К сожалению, девиантное поведение является стойкой моделью поведения, поэтому и справиться с этой проблемой самостоятельно девианту очень сложно, практически невозможно. Но он может сделать самый важный шаг – осознать необходимость изменения своей жизни и личности и обратиться за помощью к специалистам, способным помочь.

Менделевич Владимир Давыдович - зав. кафедрой медицинской и общей психологии с курсом педагогики Казанского государственного медицинского университета. Доктор медицинских наук. Профессор. Член-корр. Международной академии психологических наук.

Член межведомственной комиссии по подготовке клинических (медицинских) психологов при МЗ РФ. Член редколлегии «Вестника клинической психологии», «Журнала психическое здоровье детей и подростков». Эксперт Всемирной организации здравоохранения и Председатель Общественного совета при УФСКН РФ по РТ. Вице-президент Российской ассоциации позитивной психотерапии. Научный руководитель Республиканского реабилитационного центра помощи больным с наркоманией «Надежда» РТ.

Сфера интересов: неврозология, клиническая психология, пограничная психиатрия, патопсихология, психотерапия, психосоматическая медицина, психология девиантного поведения.

Хобби: бардовская песня, баскетбол, большой теннис.

Семейное положение: женат, имеет одного ребенка.

Книги (7)

Клиническая и медицинская психология

В учебном пособии отражены основные разделы клинической (медицинской) психологии: методы исследования, принципы дифференциации нормы и патологии психической деятельности, психология индивидуальных различий, психология больного и психология лечебного взаимодействия, психокоррекция и основы психотерапии. В каждом разделе приведены тесты для программированного контроля знаний.

Пособие рассчитано на медицинских и практических психологов, психотерапевтов, психиатров, врачей различного профиля, медицинских сестер, социальных работников, а также предназначено для студентов, изучающих клиническую (медицинскую) психологию.

Наркозависимость и коморбидные расстройства поведения

В монографии на основании результатов собственных клинико-психопатологических и патопсихологических исследований и анализа современных представлений о девиантных формах поведения подробно излагается разрабатываемая автором концепция зависимой личности и расстройств зависимого поведения.

Обосновывается позиция о том, что наркозависимость не является изолированным психопатологическим явлением, а есть отражение специфической личностной предиспозиции к зависимому поведению в целом.

В книге описываются характерные признаки зависимой личности, склонной к формированию алкоголизма, наркомании, никотинизма и других коморбидных форм зависимого поведения.

Психиатрическая пропедевтика

В руководстве впервые в отечественной научной литературе описаны такие принципиально важные разделы, как «психиатрическое интервьюирование» с прилагающимся к нему русско - английским диагностическим разговорником, приведены феноменологические принципы психиатрии, описаны дискуссионные вопросы этических и правовых взаимоотношений общества и психиатрии, приводятся результаты исследований общественного мнения о психиатрии в России. Кроме того, в руководстве даются диагностические психиатрические алгоритмы, клинические задачи для оценки знаний в области диагностики психических состояний.

Книга рассчитана на психиатров, психологов, социологов, социальных работников, а также она может использоваться студентами, стажирующимися в области психиатрии и психологии.

Психические болезни с курсом наркологии

Отражены основные разделы психиатрии и наркологии. Подробно описана психиатрическая пропедевтика, позволяющая медицинской сестре распознавать психическое состояние у пациента и точно его диагностировать.

Рассмотрены частные вопросы психиатрии и наркологии, описаны отдельные заболевания (шизофрения, биполярное аффективное расстройство, органические, невротические, соматоформные и личностные расстройства, алкоголизм, наркомания и токсикомания).

Подробно изложены основные принципы терапии, профилактики психических и наркологических заболеваний.

Психология девиантного поведения

В учебном пособии представлены основные разделы психологии девиантного поведения, охватывающие описание нормативного, гармоничного, идеального поведения, а также структуры, типов и клинических форм отклоняющегося поведения.

Приведены критерии пяти отклоняющихся поведенческих типов (делинквентного, аддиктивного, патохарактерологического, психопатологического и на базе гиперспособностей) в форме агрессивного, аутоагрессивного поведений, нарушений пищевого поведения, сексуальных девиаций и перверсий, алкогольной и наркотической зависимостей, сверхценных психологических и психопатологических увлечений, коммуникативных девиаций и др.

В книге приводятся принципы феноменологической диагностики, правила выявления и описания феноменов психической жизни человека, дифференциации психопатологических симптомов и собственно психологических феноменов. Особый упор делается на терминологической стороне проблемы, приводятся толкования психолого-психиатрических синонимов, позволяющих проводить научно обоснованную диагностику психического состояния человека.

Приводится тезаурус эмоциональных, поведенческих, экспрессивных, речевых, мыслительных, мнестических, индивидуально-психологических, а также феноменов, связанных с особенностями ощущений, восприятия, внимания, интеллекта и способностей.

В учебном пособии представлены основные разделы психологии девиантного поведения, охватывающие описание нормативного, гармоничного, идеального поведения, а также структуры, типов и клинических форм отклоняющегося поведения у детей, подростков и взрослых. Приведены критерии пяти отклоняющихся поведенческих типов (делинквентного, аддиктивного, патохарактерологиче-ского, психопатологического и на базе гиперспособностей) в форме агрессивного, аутоагрессивного, суицидального поведений, нарушений пищевого поведения, сексуальных девиаций и перверсий, алкогольной и наркотической зависимостей, сверхценных психологических и психопатологических увлечений, коммуникативных девиаций и др. Отдельные главы посвящены культуральным, тендерным, возрастным и профессиональным девиациям, а также отклоняющемуся поведению хронически больных. Приводятся описания основ комплексной терапии и коррекции поведенческих девиаций.
Учебное пособие соответствует учебному курсу «психология девиантного поведения». Оно может использоваться студентами, изучающими психологические и медицинские науки, а также врачами-психиатрами, психотерапевтами, медицинскими (клиническими) психологами, социальными работниками для самостоятельного овладения данным курсом.
Предисловие................................................................................ 5
Глава 1. Поведенческая норма, патология, девиации................ 9
Подходы к оценке поведенческой нормы, патологии и девиаций..... 15
Идеальная норма, креативность и девиации поведения............... 18
Феноменологическая диагностика поведенческих стереотипов... 23
Программированный контроль знаний.................................. 32
Рекомендуемая литература.................................................... 36
Глава 2. Психология гармоничного и нормативного поведения 37
Темпераментальная сбалансированность..................................... 43
Классификация А.Томас и С.Чесс................................................ 50
Гармоничность характера.............................................................. 51
Личностная гармония................................................................... 69
Программированный контроль знаний.................................. 82
Рекомендуемая литература.................................................... 86
Глава 3. Типы, формы и структура девиантного поведения....... 88
Структура девиантного поведения................................................ 88
Взаимодействие индивида с реальностью..................................... 94
Делинквентный тип девиантного поведения........................ 96
Аддиктивный тип девиантного поведения........................... 98
Патохарактерологический тип девиантного поведения... 103
Психопатологический тип девиантного поведения............. 105
Тип девиантного поведения, основанный на гиперспособностях........................................................................ 106
Агрессивное поведение................................................................. 109
Аутоагрессивное поведение.......................................................... 114
Злоупотребление веществами, вызывающими состояния
измененной психической деятельности.................................. 121
Нарушения пищевого поведения.................................................. 129
Сексуальные девиации и перверсии............................................. 136
Сверхценные психологические увлечения.................................... 148
Сверхценные психопатологические увлечения............................. 160
Характерологические и патохарактерологические реакции
и расстройства личности........................................................ 163
Коммуникативные девиации......................................................... 168
Безнравственное и аморальное поведение................................... 186
Неэстетичное поведение, или девиации стиля поведения............ 186
Программированный контроль знаний.................................. 190
Рекомендуемая литература.................................................... 197
Глава 4. Этнокультуральные варианты девиантного поведения... 199
Программированный контроль знаний.................................. 218
Рекомендуемая литература.................................................... 220
Глава 5. Тендерные варианты девиантного поведения............... 221
11рограммированный контроль знаний.................................. 248
Рекомендуемая литература.................................................... 250
Глава 6. Возрастные варианты девиантного поведения............. 251
Программированный контроль знаний.................................. 272
Рекомендуемая литература.................................................... 275
Глава 7. Профессиональные варианты девиантного поведения... 276
Программированный контроль знаний.................................. 287
Рекомендуемая литература.................................................... 290
Глава 8. Девиантное поведение у хронически больных............. 291
Программированный контроль знаний.................................. 318
Рекомендуемая литература.................................................... 322
Глава 9. Психологическая и психофармакологическая
коррекция и терапия девиантного поведения................. 323
Способы и методы психологического консультирования,
психокоррекции, психотерапии и психофармакотерапии...... 326
Психологическое консультирование......................................... 330
Психологическая коррекция....................................................... 341
Психотерапия.............................................................................. 346
Психофармакотерапия............................................................... 349
Методы и способы психологической и психофармакологической коррекции и терапии девиаций поведения....................... 350
Программированный контроль знаний.................................. 378
Рекомендуемая литература.................................................... 385

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «nikanovgorod.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «nikanovgorod.ru»