Профессионализм учителя и показатель его измерения. Определение уровня профессионализма преподавателя Профессионализм педагога включает в себя три стороны

Подписаться
Вступай в сообщество «nikanovgorod.ru»!
ВКонтакте:

Профессионализм учителя и показатель его измерения

Введение

Все люди, независимо от профессии, проходят в своем профессиональном становлении ряд похожих этапов, их профессиональное развитие обнаруживает общие в той или иной степени закономерности.

Становление человека как профессионала тесно связано с его развитием как личности. Психологическое становление профессионала означает появление новых качеств в психике человека, которые раньше отсутствовали у человека или имелись, но в другом виде (например, ряд профессиональных способностей вырастает из общечеловеческих качеств), а также возникновение у человека новых видов профессиональной деятельности и профессионального общения, не существующих ранее. Значит, становление профессионала есть «приращение» к психике человека, ее обогащение. Частным случаем развития профессионала является регресс, выпадение или деформация старых качеств, появление новых негативных признаков, распад, перерыв, остановка профессиональной деятельности, что означает качественные, хотя и негативные изменения в психике человека. Человек, обладающий активной зрелой личностью, стремится противостоять негативным процессов, вырабатывая у себя приемы компенсации, новые созидательные стратегии, овладевая для этого новыми психическими качествами и способами деятельности, что вновь продвигает вперед психическое развитие.

Сущность и структура педагогической деятельности, а также связанная с ними продуктивность - один из актуальнейших вопросов педагоги­ческой науки и практики. Обычно научный анализ этих важных феноменов заменяется общими рассуждениями о профессионализме педагога. Творчество педагога неповторимо, это такое же высокое искусство, как творчество компози­тора и художника - а может быть, и куда более сложное.

Научный анализ педагогической деятельности отдает должное уникальности творческого метода каждого педагога, но сам он построен не на описаниях, а на принципах сравнительного исследования, качественно-количественного анализа. Особенно перспектив­ным принято считать направление, связанное с применением принципов системного подхода к анализу и построению мо­делей педагогической деятельности.

Цель данной работы: Рассмотреть понятие профессионализма учителя и показатель его измерения.

Объектом исследования является понятие профессионализма.

Предметом исследования является профессионализм учителя и показатель его измерения.

Задачи работы:

Изучить особенности педагогической деятельности.

Рассмотреть сущность педагогического профессионализма.

Дать представление о сущности индивидуального стиля деятельности преподавателя.

Проанализировать направление совершенствования педагогической деятельности.

Глава 1. Понятие профессионализма современного педагога

1.1. Особенности педагогической деятельности

Успехи в обучении и воспитании детей определяются множеством факторов, каждый из которых является достаточно весомым, и пре­небрежение этими факторами неизбежно ведет к неудаче. Среди этих факторов - методика обучения и воспитания, возрастные особенности детей, на­личный уровень их развития и т.д. Кроме перечисленных, важным фактором детского развития является сам педагог, который берет на себя роль учителя и воспитателя.

Профессиональный педагог - это единственный человек, кото­рый большую часть своего времени отводит на обучение и воспита­ние детей. Остальные взрослые люди, включая родителей ребенка, заняты своими профессиональными проблемами и домашними забо­тами и не могут много времени уделять детям. Если бы обучением и воспитанием детей не занимались педагоги, то через несколько поколений общество прекратило бы свое развитие. Новое поколение людей оказалось бы просто недостаточно подготовленным для того, чтобы поддерживать социальный, экономический и культурный прогресс.

В современном цивилизованном обществе педагог является фи­гурой, которая требует особого внимания, и там, где его место зани­мают недостаточно профессионально подготовленные люди, в первую очередь страдают дети, причем потери, которые здесь возникают, обычно невосполнимы. Это требует от общества создания таких условий, чтобы среди учителей и воспитателей оказывались люди, которые наиболее подготовлены интеллектуально и морально к рабо­те с детьми, а это по плечу далеко не каждому человеку.

Своеобразие педагогической профессии состоит в том, что она по своей природе имеет гуманистический характер. В процессе образования учитель решает две задачи: адаптивную и гуманистическую («человекообразующую»).

Адаптивная функция связана с приспособлением учащегося, воспитанника к конкретным требованиям социокультурной ситуации, а гуманистическая - с развитием его личности и творческой индивидуальности. С одной стороны, педагог подготавливает своих воспитанников к определенной социальной ситуации, к конкретным запросам общества. Но, с другой стороны, он, объективно оставаясь хранителем и проводником культуры, несет в себе вневременной фактор. Развивая личность ребенка на основе богатства человеческой культуры, учитель работает на будущее. Педагог в ходе своей профессиональной деятельности выполняет основные функции: обучающую, воспитывающую, развивающую, психологической подготовки.

Реализация этих функций требует от современного педагога следующих личностных параметров:

потребности и способности к активной и разносторонней профессиональной и социально-культурной деятельности;

тактичности, чувства эмпатии, терпеливости и терпимости в отношениях с детьми и взрослыми, готовности принимать и поддерживать их, а если нужно, то и защищать;

понимания своеобразия и относительной автономности саморазвития личности;

умения обеспечить внутригрупповое и межгрупповое общение,

предотвращать конфликты в детском и взрослом сообществах;

знания особенностей психического развития, особенно детей с проблемами, и стремления вместе с ними целенаправленно создавать условия, необходимые для их саморазвития;

способности к собственному саморазвитию и самовоспитанию.

Гуманный педагог должен опираться на возможности ученика, его потенциал, а не на авторитет своей власти и принуждение. Ее главная задача - выявить, раскрыть и развить все ценное в человеке, а не сформировать привычку к послушанию.

Педагог, как и любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, которой он управляет. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки - человековедческой и специальной.

1.2. Сущность педагогического профессионализма

На основании анализа требований профессии к личности специалиста вводится понятие профессионализма. Профессионализм - совокупность личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения труда.

Педагогический профессионализм представляет собой характеристику разнообразных взаимосвязанных компонентов, отражающих определенную образовательную систему, которая отвечает социальному заказу общества. Компоненты педагогического профессионализма:

уровень общей культуры;

психолого-педагогическая компетентность;

способности к целеполаганию и целеосуществлению;

способности к педагогической рефлексии;

способности к осуществлению инновационной деятельности в сфере образования.

Исследование феноменологии профессионализма учителя показывает, что, с одной стороны, педагогический профессионализм - это социально-педагогическое явление, представляющее сложную, многогранную и многоаспектную характеристику деятельности педагога, которая отвечает заказу общества и нацелена на подготовку учителя - профессионала. С другой стороны, профессионализм учителя - это качественная характеристика, включающая совокупность фундаментальных интегрированных знаний, обобщенных умений и педагогических способностей, его личностных и профессионально - важных качеств, культуры и мастерства учителя, готовность к постоянному самосовершенствованию.

Педагог - не только профессия, суть которой передавать знания, но и высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. В этой связи можно выделить совокупность социально и профессионально обусловленных качеств педагога:

высокая гражданская ответственность и социальная активность;

любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце;

подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими;

высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений;

потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему;

физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.

Суммируя требования к труду и личности учителя, предъявляемые условиями развития общества на современном этапе, их можно представить следующим образом:

высокая культура и нравственность;

самоотдача;

благородство;

острое чувство нового;

умение заглядывать в будущее и готовить, своих питомцев к жизни в будущем;

максимальная реализация индивидуального таланта в сочетании с педагогическим сотрудничеством;

общность идей и интересов учителей и учащихся;

творческое отношение к делу и социальная активность;

высокий профессиональный уровень и стремление к постоянному пополнению своих знаний;

принципиальность и требовательность;

отзывчивость;

эрудиция;

социальная ответственность и т.д.

Различают следующие позиции педагога: социальную и профессиональную.

Социальная позиция педагога складывается из системы его взглядов, убеждений и ценностных ориентации. Профессиональная позиция - отношение к педагогической профессии, целям и средствам педагогической деятельности. Педагог может выступать в качестве информатора, друга, диктатора, советчика, просителя, вдохновителя и т.д. Каждая из этих профессиональных позиций может давать и положительный, и отрицательный эффект в зависимости от личности педагога, от его социальных позиций.

«Современные требования к профессионализму учителя»

(теоретические материалы к проведению круглых столов)

Одна из важных задач, стоящих сегодня перед педагогическими коллективами , – оценка качества образования. Качество образования включает качество всех процессов и качество результатов в образовании. Одним из важных факторов, влияющих на качество образования, является профессионализм учителя, так как от профессионализма учителя зависит большинство показателей качества образования. На деятельности учителя в конечном итоге замыкаются все проходящие в образовании изменения и реформы.

1. Показатели профессионализма учителя.

Профессионализм учителя складывается на основе целого ряда профессиональных компетентностей. В педагогической науке существует несколько точек зрения на содержание педагогических компетенций.

в качестве основных элементов педагогической компетентности выделяет следующие:

Специальная компетентность в области преподаваемой дисциплины;

Методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений и навыков у учащихся;

Психолого-педагогическая компетентность в области мотивов, способностей, направленности обучаемых;

Рефлексия педагогической деятельности или аутопсихологическая компетентность.

выделяет 4 вида профессиональной компетентности: функциональная, которая характеризуется профессиональными знаниями и умением их реализовывать; интеллектуальная, которая выражается в способности аналитически мыслить и осуществлять комплексный подход к выполнению своих обязанностей; ситуативная, позволяющая действовать в соответствии с ситуацией; социальная - предполагает наличие коммуникативных и интегративных способностей.


различает следующие виды профессиональной компетентности:

– специальная компетентность – владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;

– социальная компетентность – владение совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты своего профессионального труда;

– личностная компетентность – владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;

– индивидуальная компетентность – владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение организовать рационально свой труд без перегрузок времени и сил, осуществлять труд ненапряженно, без усталости и даже с освежающим эффектом.

По мнению, педагогическая деятельность, педагогическое общение и личность - три основные стороны труда учителя.

Личность учителя определяет его профессиональную позицию в педагогической деятельности и педагогическом общении. Педагогическая деятельность - это «технология» труда учителя, педагогическое общение - климат и атмосфера этого труда, а личность - ценностные ориентации, идеалы, внутренние смыслы работы учителя. Профессиональная компетентность предполагает сформированность в труде учителя всех этих трех сторон. Каждая из сторон труда учителя включает следующие составляющие:

а) профессиональные (объективно необходимые) психологические и педагогические знания;

б) профессиональные (объективно необходимые) педагогические умения;

в) профессиональные психологические позиции, установки учителя, требуемые от него профессией;

г) личностные особенности, обеспечивающие овладение учителем профессиональными знаниями и умениями.

Профессиональные знания учителя - это сведения из педагогики и психологии о сущности труда учителя, об особенностях педагогической деятельности и общения, личности учителя, о психическом развитии учащихся, их возрастных особенностях и др. В профессиональных знаниях учитель черпает эталоны для своего индивидуального профессионального развития.

Педагогические умения - это педагогические действия (воздействия) учителя. Как и всякие другие умения, педагогические умения - это действия, выполненные на достаточно высоком уровне. Педагогические умения образуют «техники» в труде учителя.

Профессиональные психологические позиции - это устойчивые системы отношений учителя (к ученику, к себе, к коллегам), определяющие его поведение. Профессиональная позиция выражает также профессиональную самооценку, уровень профессиональных притязаний учителя, его отношение к тому месту в системе общественных отношений в школе, которое он занимает, и то, на которое он претендует. Профессиональная позиция тесно связана с мотивацией учителя, с осознанием смысла своего труда.

Профессионализм человека – это не только достижение им высоких профессиональных результатов, не только производительность труда, но и наличие психологических компонентов – внутреннего отношения человека к труду, состояния его психических качеств. Поэтому в профессионализме выделяют две стороны: состояние мотивационной сферы профессиональной деятельности человека (какие мотивы побуждают человека, какой смысл имеет в его жизни профессиональная деятельность, какие цели он лично стремится достичь, насколько он удовлетворен трудом и т. д.) и состояние операциональной сферы профессиональной деятельности человека (как, какими приемами он достигает поставленные цели, какие технологии использует, какие средства – знания, мыслительные операции, способности применяет).


Для оценки профессионализма необходимо использовать не один, а группы критериев (результативных и процессуальных, объективных и субъективных, качественных и количественных и др.).

1. Объективные критерии: насколько человек соответствует требованиям профессии, вносит ощутимый вклад в социальную практику. В деятельности учителя объективным критерием может быть его возможность успешно решать задачи обучения и воспитания в соответствии с требованиями системы образования, запросами семьи учащихся.

Субъективные критерии: насколько профессия соответствует требованиям человека, его мотивам, склонностям, насколько человек удовлетворен трудом в профессии. В деятельности учителя субъективным критерием профессионализма может быть устойчивая профессионально-педагогическая направленность, понимание значимости профессии, ее ценностных ориентации, совокупность необходимых профессионально-психологических качеств личности, позитивное отношение к себе как профессионалу, отсутствие личностных деформаций. Учителя-профессионала характеризует сочетание достаточно высокой успешности труда и внутреннего желания оставаться в профессии.

2. Результативные критерии: достигает ли человек желаемых сегодня обществом результатов в своем труде. В понимании результатов труда учителя существует несколько точек зрения. Одни склонны считать результатом только знания учащихся, соответствие знаний стандартам образования, другие отмечают необходимость развития способностей учащихся, третьи считают результатом труда учителя адаптацию выпускника школы к последующей социальной жизни и др. Чаще всего главным результатом педагогической деятельности называют уровень образовательных достижений обучающихся. Однако возникает вопрос, насколько правомерно считать достижения обучающихся заслугой единственного субъекта - педагога? Как показывает опыт последних лет, школа – не единственное место, где учащиеся могут получить знания по предмету. Может ли учитель приписывать на свой счет «средний балл выше среднего» по результатам ЕГЭ или победы детей в олимпиадах и конкурсах, если учащиеся помимо уроков в школе занимаются еще с репетитором или в системе дополнительного образования по этому направлению? Этот же вопрос касается сферы воспитания: как определить при диагностике изменений уровня воспитанности ребенка, качеств личности и характера его личностных проявлений, что происходит благодаря умелому воздействию педагога, а в чем заслуга семьи, влияния социума, наконец, психофизиологических особенностей нервной системы ребенка? Особую проблему вызывает сложность выделения результатов именно педагогической деятельности, т. к. педагогическая деятельность тесно связана с процессами, протекающими независимо от педагога, во-первых, и, во-вторых, эти результаты не всегда заметны: часто они не проявлены, их нельзя «потрогать», потому что не все результаты выражаются в конкретном продукте. Поэтому к результатам деятельности учителя следует относить качество организации и управления деятельностью детей (обучающихся, воспитанников), уровень обеспечения (методического, информационного, технологического) педагогического процесса, профессиональные достижения педагога и динамику профессионального роста.

Процессуальные критерии: использует ли человек при достижении своих результатов социально приемлемые способы, приемы, технологии. Например, в труде учителя, имеющего дело с психикой другого, взрослеющего человека, особенно велика роль процессуальных критериев. К процессуальным критериям отнесем все, что характеризует психологический процесс его труда – как работал учитель, какие использовал профессиональные знания и умения, приемы, техники, технологии, а также какие в процессе труда использовал личные психические качества (например, педагогическое мышление, педагогическую эмпатию, терпимость к непохожести другого человека и до.), какова психологическая цена результата в виде затраты и времени учащихся и учителя и т. д. Сочетание результативных и процессуальных показателей составляет необходимую характеристику профессионализма.

3. Нормативные критерии: усвоил ли человек нормы, правила, эталоны профессии и умеет ли воспроизводить высокие эталоны профессии на уровне мастерства. Для учителя важно овладеть нормами профессии, тем, что накоплено в ней, а именно: разработанными в науке и апробированными в практике методическими приемами, средствами, формами обучения и воспитания. В труде учителя, как и в других профессиях, есть и определенные нормы общения (как принято общаться), нормы развития личности. Воспроизведение на хорошем уровне этих образцов труда составляет мастерство учителя.

Индивидуально-вариативные критерии: стремится ли человек индивидуализировать свой труда, самореализовать в нем свои личные потребности, проявить в труде свою самобытность, развивать себя средствами профессии. Так, в учителе сегодня как никогда ценят самобытность, индивидуальность, неповторимость, наличие индивидуального стиля, оригинальность взгляда на окружающую действительность. Сочетание в деятельности учителя умения овладеть нормами в педагогическом труде и в то же время внести в их выполнение свою индивидуальность – важная грань профессионализма.

4. Критерии профессиональной обучаемости: готов ли человек к принятию профессионального опыта других людей, проявляет ли профессиональную открытость. Учитель должен быть открыт для профессионального обучения, впитывать все новое, что накоплено в профессии. Закрытость для развития («нас не этому учили в педвузе») – признак низкого профессионализма.

Критерии творческие: стремится ли человек выйти за пределы своей профессии, преобразовать ее опыт, обогатить профессию своим личным творческим вкладом. Для учителя важно иметь творческую направленность и предлагать свои находки, если только они способствуют психическому развитию учащихся и сохраняют благоприятный психологический климат в классе и в школе. Сочетание профессиональной открытости, обучаемости и самостоятельных творческих поисков важно для характеристики профессионализма.

5. Критерии социальной активности и конкурентноспособности профессии в обществе: умеет ли человек заинтересовать общество результатами своего труда, привлекать внимание к насущным потребностям профессии при внутреннем профессиональном локусе контроля, когда причины низкой эффективности профессии человек ищет внутри, в рамках самой профессии. Учителю сегодня важно убедить общество в значимости результатов своего труда, уметь вступить в конкурентные отношения на рынке образовательных услуг, показывая преимущества своих методов и форм работы.

Критерии профессиональной приверженности: умеет ли человек соблюдать честь и достоинство профессии, видеть ее специфический неповторимый вклад в общество.

6. Критерии качественные и количественные: для всякого специалиста, в том числе и учителя, важна оценка его профессионализма как в параметрах качества (например, глубина, системность знаний, сформированность учебной деятельности , мыслительных операций учащихся), так и в количественных показателях (баллы в рейтинге, категории и др.), ибо количественные показатели дают определенную возможность сопоставления (классов, школ), хотя их роль нельзя и преувеличивать. Учителю важно не бояться участвовать в профессиональных испытаниях, результатом которых является дифференцированная (качественная и количественная) оценка его профессионализма.

С учетом названных критериев профессионалом можно считать учителя, который:

– успешно решает задачи обучения и воспитания, достигает необходимого уровня профессиональных личностных качеств, знаний и умений;

– личностно расположен к профессии, мотивирован к труду в ней, удовлетворен;

– достигает желаемых сегодня обществом результатов в развитии личности учащихся;

– использует приемлемые в демократическом обществе способы, технологии;

– осваивает нормы, эталоны профессии, достигает мастерства в ней и вместе с тем стремится индивидуализировать свой труд, осознанно развивает свою индивидуальность средствами профессии;

– открыт для постоянного профессионального обучения, накопления опыта, изменения, в то же время обогащает опыт профессии за счет личного творческого вклада;

– социально активен в обществе, ищет резервы решения проблем внутри профессии, не боится попадать в условия конкурентности образовательных услуг;

– предан педагогической профессии, стремится поддерживать даже в сложных условиях ее честь и достоинство, профессиональную этику;

– готов к качественной и количественной оценке своего труда, умеет сам это сделать, готов к дифференцированной оценке своего труда в баллах, категориях, спокойно относится к участию в профессиональных испытаниях, тестах.

Виды профессиональной компетентности

Показатели профессионализма

Специальная компетентность

– понимание предназначения, миссии данной профессии;

– избрание некоторой деятельности постоянным занятием, обращение этого занятия в профессию;

– овладение нормами профессиональной деятельности, высокая эффективность;

– достижение высоких результатов, стабильность результатов;

– профессиональное мастерство;

– владение несколькими видами профессиональной деятельности в рамках профессии;

– профессиональное сознание (осознание максимального числа признаков профессиональной деятельности – предмета, средств, результата труда);

– профессиональное мышление, профессиональная интуиция, самостоятельность в решении профессиональных проблем;

– оптимальная психологическая цена результата, отсутствие усталости и перегрузки.

Социальная, коммуникативная компетентность

– овладение нормами профессионального общения, этическими нормами профессии;

– направленность профессиональных результатов на благо других людей, духовное обогащение других людей средствами своей профессии;

– социальная ответственность за последствия своих поступков;

– умение сотрудничать, вступать в контакты, легкая совместимость;

– гибкая смена социальных ролей в профессии;

– готовность к изменениям, умение воздействовать на процессы изменения в межличностных отношениях;

– конкурентноспособность, умение вызвать в социуме интерес к результатам своей профессиональной деятельности;

– соответствие профессионального должностного статуса (места среди других) индивидуально-личностным качествам.

Личностная компетентность

– устойчивая профессиональная мотивация, направленность на сохранение верности своей профессии;

– наличие позитивной Я-концепции, самоценность;

– творческая установка, сознательное профессиональное творчество;

– осознанное духовное обогащение, изменение себя средствами профессии;

– обогащение профессии средствами своего творчества;

– приспособление себя к профессии и профессии к себе;

– гибкое компенсаторное приспособление;

– преобладание положительного эмоционального настроя;

– индивидуальность в профессиональном труде;

– удовлетворенность профессиональным трудом.

Индивидуальная компетентность

– целостное профессиональное самосознание, знание профессиограммы своей профессии;

– принятие себя как профессионала;

– постоянно углубляющийся процесс профессионального самопределения;

– саморазвитие профессиональных способностей;

– самопроектирование, самоэкспериментирование, построение собственной стратегии профессионального роста, построение и реализация сценария своей профессиональной жизни;

– согласованность между мотивационной и операциональной стороной деятельности;

– профессиональная обучаемость;

– опора на прошлый профессиональный опыт, преемственность;

– возрастание индивидуализации и относительной автономии по мере профессионального роста;

– обращенность результатов своего индивидуального профессионального развития на благо общности людей, других людей.

2. Оценка профессионализма учителя.

Оценка профессионализма учителя производится многими субъектами: самими педагогами, руководителями образовательных учреждений, органами управления , родителями. Следует отметить, что критерии оценки зачастую относятся к тем результатам деятельности учителя, за которые педагог не может в полной мере нести профессиональную ответственность. Как отмечалось выше, точка зрения, при которой результатом педагогической деятельности считается уровень образовательных достижений обучающихся, представляется не вполне корректной по нескольким причинам:

В процессе воспитания, развития, обучения ребенка принимают участие не только педагоги, но также родители, сам ребенок, оказывает воздействие окружающая среда и социум. Выделить степень влияния конкретного педагога очень сложно.

Результаты деятельности учителя, понимаемые как достигаемые посредством воспитания изменения в личности ученика, отсрочены во времени, и, поэтому, непосредственно в ходе осуществления педагогической деятельности, не могут быть точно зафиксированы.

Компетентный учитель, хорошо знающий свой предмет, не всегда способен передать свои знания обучающимся. В оценке профессиональной деятельности учителя необходимо выявить, насколько уровень компетентностей педагога предопределяет высокие достижения обучающихся.

Таким образом, для определения уровня профессионализма учителя целесообразно выявить оптимальность процесса подготовки, организации и осуществления педагогической деятельности и анализировать те результаты, за достижение которых педагог способен нести профессиональную ответственность. Такими результатами являются:

Качество организации деятельности обучающихся;

Обеспечение педагогического процесса (уровень методического, информационного, технологического оснащения педагогического процесса, создание комфортных психологических условий);

Профессиональные достижения учителя и динамика профессионального роста.

См. , Реан педагогической деятельности. – СПб, 1993.

Кричевский директора школы - Проблемы повышения квалификации руководителей школ. - М.: Педагогика, 1987. С.67

Маркова профессионализма. - М.: Знание, 2004.

См. Маркова труда учителя: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1993.

См. Маркова профессионализма. - М.: Знание, 2004.

1 Статья: Профессионализм учителя- основа качественного образования

Михаил Литвак.

Ответственным отношением к своей профессиональной деятельности;

Компетентностью во многих областях знаний;

Тонким художественным вкусом;

Культурой внешнего вида,

Человеческой гуманностью и любовью, уважением к учащимся.

Совокупность всех этих компонентов обеспечивает высокую эффективность и качество образования и воспитания учащихся.Основной фигурой в изменении работы преподавания, в учебном процессе является учитель и он же организует креативность и инклюзивность процесса обучения. Изменение подходов к обучению, к переоценке и переосмыслению самого статуса учителя,а не просто «человека –носителя или источника знаний, а формирование учителя –лидера,менеджера в системе образования,способного так организовать учебный процесс, чтобы учащиеся покидали кабинет не с усталым видом, тусклыми взглядами,а с чувством удовлетворения своих познавательных потребностей,с массой вопросов,и, главное,желанием, сидит как можно скорее вернуться на урок и узнавать все больше и больше! За партами в школе Будущее нашей страны.Каким оно будет,во многом зависит от учителя. Учитель не только дает знания,но и воспитывает. Я считаю, что не только дети,но и учителя должны быть развиты, и идти в ногу со временем. А важным «кирпичиком» в строительстве новой школы непременно видится учитель-профессионал, идущий, способный педагогически мыслить,т.е не скользить по поверхности,а докапываться до сути явления,до настоящих причин, и принимать решения, иногда неожиданные,порой рискованные,но в большинстве своем ведущие к педагогическому результату. Преподаватель –это прежде всего человек из будущего,пришедший к детям для того, чтобы воодушевить их мечтой о будущем,научить их утверждать идеалы будущего.Вот уже 27 лет я работаю в школе с детьми. Это были годы поисков,раздумий,разочарований, колебаний,открытий, которые перевернули всю мою жизнь, на протяжении которой я учусь. Учусь все время. Учусь везде. Учусь всегда. Мой девиз по жизни: « Образование через всю мою жизнь!». Сейчас мировая наука не стоит на месте,практически каждый день открываются новые технологии обучения, постоянно совершенствуется образовательный процесс. И на мой взгляд совершенствование системы образования должно прежде всего,начинаться с совершенствования работы каждого учителя,его подходов к обучению и воспитанию детей. Знания не нефть, в земле их не найдешь. Знания нужно создавать, накапливать, передавать из поколения в поколения и, главное,воплощать их в жизнь. Я убеждена в том, чтобы стать успешным в этом современном информационном обществе,все участники процесса обучения должны быть вовлечены в более эффективные формы активного, конструктивного обучения, для того чтобы провести необходимые преобразования в образовании. И перед школой в первую очередь стоит задача во внедрении и эффективном использовании новых педагогических технологий, тем самым повышая профессионализм учителя. Я уверена в том, что учитель,который способен в своей практике применять взаимосвязи между тремя областями знаний –педагогические знания,технологические знания,знания содержания -является профессионалом высокого уровня, потому что информационно-коммуникативные технологии дают большой спектр для обучения.Профессионализм педагога - это интегральная характеристика личности педагога, предполагающая владение им видами профессиональной деятельности и наличие у педагога сочетания профессионально важных психологических качеств, обеспечивающих эффективное решение профессиональных педагогических задач по обучению и воспитанию (детей, взрослых обучающихся).Профессионализм педагога должен отвечать ряду критериев:

Ø объективные критерии: эффективность педагогической деятельности (основных ее видов - обучающей, развивающей, воспитательной, а также вспомогательных в труде педагога - диагностической, коррекционной, консультационной, организаторско- управленческой, самообразовательной и др.);

Ø субъективные критерии: устойчивая педагогическая направленность (желание оставаться в профессии), понимание ценностных ориентации профессии педагога, позитивное отношение к себе как профессионалу, удовлетворенность трудом;

Ø процессуальные критерии: использование педагогом социально приемлемых, гуманистически направленных способов, технологий в своем труде;

Ø результативные критерии: достижение в педагогическом труде результатов, востребованных обществом (формирование качеств личности учащихся, обеспечивающих их подготовленность к жизни в быстро меняющемся обществе).

Уровни профессионализма педагога представляют собой ступени, этапы его движения к высоким показателям педагогического труда:

Ø уровень овладения профессией, адаптации к ней, первичное усвоение учителем норм, менталитетов, необходимых приемов, технологий;

Ø уровень педагогического мастерства как выполнение на хорошем уровне лучших образцов передового педагогического опыта, накопленных в профессии; владение имеющимся в профессии приемами индивидуального подхода к учащимся, методами передачи знаний; осуществления личностно-ориентированного обучения и др.

Ø уровень самоактуализации педагога в профессии, осознание возможностей педагогической профессии для развития своей личности, саморазвитие себя средствами профессии, сознательное усиление своих позитивных качеств, сглаживание негативных, укрепление индивидуального стиля;

Ø уровень педагогического творчества как обогащение педагогом опыта своей профессии за счет личного творческого вклада, внесения авторских предложений, как касающихся.

По моему мнению педагог-профессионал в совершенстве владеет педагогической техникой, техническими приемами, которые применяются в процессе обучения целенаправленно, систематически и последовательно, что способствует приобретению учащимися прочных знаний, умений и навыков.А также считаю, что показателем педагогического профессионализма является постоянный поиск новых, более эффективных и наиболее приемлемых форм и методов обучения. Процесс обучения, включающий в себя инновационную деятельность педагога, отличается максимальным использованием новейших технических средств обучения, что способствует всестороннему развитию учащихся. По моему мнению для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство. Понятие профессионализма не ограничивается характеристиками высококвалифицированного труда; это и особое мировоззрение человека. Пройдя уровневые курсы и после практики,у меня полностью поменялось мировоззрение после изучения семи модулей Программы и я теперь убеждена, что профессионализм преподавателя в педагогической деятельности выражается в умении видеть и формировать педагогические задачи на основе анализа педагогических ситуаций и находить оптимальные способы их решения и поэтому одной из важнейших характеристик педагогической деятельности является ее творческий характер. Профессионализм учителя включает в себя, помимо разносторонних знаний, умений и навыков, такие важнейшие составляющие, как опыт и профессионально значимые личностные качества творческого плана. «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь», - писал выдающийся русский историк В.О. Ключевский.Педагог способствует сближению детей, созданию атмосферы для общей работы, сотрудничества, взаимопонимания. От того, какой учитель, во многом зависит успешность и самореализация ученика в будущем.

Самой главной составляющей профессионализма является компетентность(способность к актуальному выполнению деятельности). А. К. Маркова выделяет четыре вида профессиональной компетентности:

1. Специальная или деятельностная характеризует владение деятельностью на высоком профессиональном уровне и включает не только наличие специальных знаний, но и умение применить их на практике.

2. Социальная характеризует владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества.

3. Личностная характеризует владение способами самовыражения и саморазвития. Умение планировать свою профессиональную деятельность, самостоятельно принимать решения, видеть проблему.

Индивидуальная характеризует владение приемами саморегуляции, готовность к профессиональному росту, наличие устойчивой профессиональной мотивации.В динамике можно выделить четыре стадии развития профессионализма:

Допрофессионализм, когда человек уже работает, но не обладает полным набором качеств настоящего профессионала, да и результативность его деятельности недостаточно высока.

Собственно профессионализм, когда человек становится профессионалом, демонстрирует стабильно высокие результаты; эта стадия включает в себя совокупность последовательно сменяемых фаз.

Суперпрофессионализм или мастерство – приближение к вершине профессиональных достижений.

«Послепрофессионализм», когда человек может остаться профессионалом в прошлом, а может оказаться советчиком, наставником для других специалистов.

Понятно, что педагог – именно та ключевая фигура, которая в период обучения занимает мысли ученика и играет в его жизни важную роль.

Каждый день, входя в класс, преподаватель или мастер становится объектом внимания. Впечатления об образовательном учреждении, сложившегося у подростков, часто остаются неизменными на всю жизнь.Какой учитель нужен современной школе и что надо изменить в подготовке и переподготовке педагогических кадров, с тем чтобы они в большей степени отвечали запросам современного общества? Этот вопрос сейчас волнует наше общество. Система образования за последние годы серьезно изменилась. Она стала вариативной, учителя работают по различным программам, включая авторские; вводятся интегрированные, новые для школы курсы; действуют вариативные учебники; идет активная дискуссия о профильном обучении (хотя, как мы знаем, еще много неясностей даже с определением профилей, не говоря об их содержательном наполнении). От учителя требуются сегодня научно-исследовательские навыки, умение проектировать современный учебно-воспитательный процесс, владение современными средствами решения педагогических задач, умение строить содержание занятия в соответствии с целями. Педагогика лишь наполовину наука, а наполовину искусство. Поэтому на первом месте – наличие педагогических способностей. Успех в воспитании каждого человека зависит от многих факторов и условий. Учитель выступает своеобразным фильтром всех воспитательных влияний. А эти функции педагог может выполнять будучи разносторонне образованным человеком. Терпение и оптимизм – важнейшие профессиональные качества педагога. Вы тогда спросите,а каким должен быть современный урок, чтобы говорить о профессионализме учителя? После того как прошла уровневые курсы пришла к выводу, что современный урок должен отличаться прежде всего:

ü Высокой результативностью,

ü Высоким уровнем познавательной активности учащихся..

ü Развитием познавательных способностей и творчества учащихся.

ü Высоким уровнем культуры учебного труда.

ü Самостоятельностью учащихся в познавательной деятельности.

ü Высоким организационно – методический уровнем занятий.

ü Индивидуализацией процесса обучения.

ü Рефлексией.

Особую актуальность приобретает вопрос об устойчивой мотивации профессионального роста педагога. Достичь успеха в выполнении поставленных задач можно только при условии повышения профессионализма педагогического сообщества, поэтому уровневые курсы стали стимулом повышения профессионального мастерства педагогических коллективов образовательных учреждений.Повышение квалификации педагогического коллектива и профессиональный рост учителя в условиях модернизации образования становятся приоритетной задачей администрации и руководителя образовательного учреждения.Созданы Центры педагогического мастерства в котором нужно каждому учителю подтвердить свой профессионализм и получить сертификат о присуждении новой или прежней квалификации. В моем понимании профессионализм учителей и качество знаний учащихся – необходимое условие становления модернизированной школы. Проблемы сегодняшнего дня (безработица, преступность, неполные семьи, наркомания, алкоголизм, сексуальная распущенность, отсутствие личных и профессиональных целей, смещение ценностей) делают процесс воспитания еще более трудным. Поэтому особенно востребованными становятся профессионализм учителей, воспитателей, классных руководителей.

Проведя исследование среди педагогов нашей школы как преподаватель 1го уровня, я получила следующий результат:

Педагоги

Предпочитаемые способы обучения и самообучения

Начинающие педагоги, молодые специалисты

Готовы безоценочно воспринимать любую психолого-педагогическую информацию.

Стремятся переработать полученную информацию и сформировать свою целостную систему схем-моделей, которые могли бы быть применимы в любых педагогических ситуациях.

Опытные учителя

Демонстрируют опору на свой опыт и свои собственные профессиональные и личностные ресурсы.

Предпочитают индивидуальные консультации.

Профессионалы

Предпочитают принимать участие в проведении “круглых столов”, дискуссий, диалогов, бесед.

Эксперты

Предпочитают опираться на свой собственный опыт.

Хочу отметить еще раз, что выделенные уровни профессионального мастерства достаточно условны, а границы между ними достаточно “прозрачны”.

Возникает необходимость оценки профессиональной деятельности учителя. Объективная оценка, не зависящая ни от настроения проверяющего и личного отношения к нему, ни от бывших заслуг самого педагога, - дело, что тут скрывать, сложное. Профессиональный уровень преподавателя невозможно измерить точным баллом, точной величиной. Любая его оценка является относительной и содержит в себе элементы субъективизма, которые можно свести к минимуму рейтинговой системой оценок. В основном (и это справедливо) профессионализм преподавателя определяется оценкой его умений и навыков. Степень их выраженности отображает “Квалификационная карта” учителя. В каждом учебном учреждении существует своя форма “Квалификационной карты”.Мной была разработана профкарта для своих коллег,а также дневник успешного учителя (прилагается в приложении),которые позволяют не только фиксировать и оценивать реальный для каждого конкретного учителя уровень владения педагогическими компетентностями или его динамику во времени, но и сопоставлять их с уровнем, минимально необходимым для учителя.Все о чем шла речь выше очень важно – ведь от профессионализма учителя зависит качество знаний учащихся. К показателям качества образования относятся: успеваемость учащихся, качество выполнения ими проверочных работ, срезов знаний, количество победителей предметных олимпиад, количество медалистов.Педагогическая квалификация объединяет в себе и профессиональную компетентность педагога, и его педагогическую технику, и культуру педагогического общения.

Все это педагогическое мастерство, уровень которого необходимо постоянно обновлять, расширять, стимулировать.

На основании всего вышеизложенного можно с уверенностью сказать, что профессионализм преподавателя и качество знаний учащихся взаимосвязаны.

Как преподаватель считаю,что рост профессионализма педагогов это фактор повышения качества образования и человек,ставший за преподавательский стол,ответственен за все,все знает и умеет. Трудно представить себе другую деятельность,от которой так много зависит в судьбе каждого человека.

Важным качеством учителя является умение оценивать себя, свою деятельность, отличать поражение от победы, видеть свои личностные и профессиональные проблемы. И, конечно же, настойчиво проводить в жизнь пед. требования, как к себе, так и к детям. Мне как учителю важно, чтобы мои уроки казахского языка не были сведены к объяснению с кафедры, когда менторским тоном учитель объясняет учебный материал. Моя задача организовать работу так, чтобы ребенку пришлось действовать самому, чтобы он исследовал, выбирал и классифицировал. Тогда даже слабые по успеваемости дети смогут реализовать свои мыслительные способности. Например, даю задание – найти ошибки в тексте. Разрешаю очень слабым детям пользоваться учебником, искать и выбирать. Наблюдается огромная разница: если бы я просто заставила прочитать текст учебника или на основании составленного мною текста с ошибками обратиться к параграфу.На мой взгляд, современному учителю необходимо искать способы активного использования знаний и способностей учащихся, как в целях их развития, так и в рамках обеспечения практико-ориентируемой и социально значимой направленности их деятельности, позволяющие осуществлять контроль, за познавательной деятельностью учащихся.Несомненно я разрабатываю уроки с учётом внедрения семи модулей при создании коллаборативной среды. Ученики учатся тому,как учиться и в результате становятся независимыми, самомотивированными, ответственными учениками с развитым критическим мышлением. Умеющими свободно общаться и, конечно,стать компетентными в различных областях жизни человека.
« Одной из ведущих идей Кембриджской Программы является «Обучение обучению». Для внедрения в практику учителю «необходимо создать образовательную среду, благодаря которой учащиеся будут активно участвовать в учебном процессе, а не пассивно принимать информацию. Исходя из этого, необходимо помнить, что классы являются отдельными составляющими всей образовательной системы, и эта связь должна быть учтена при разработке учебного материала. Результатом будет являться поддержка учащихся со стороны их семей, а также – повышение их образовательного потенциала внутри школы и за её пределами» (Руководство для учителя, стр.138). Для себя я уяснила, что создание коллаборативной среды требует сплоченной и систематической работы с психологом школы, которая любезно предоставила необходимые результаты диагностики и предложила свою помощь в проведении тренингов. Тренинги строились с учётом намеченных целей и задач уроков, постепенно усложнялось и само содержание, что способствовало достижению положительных результатов на уроках. Успешность обучения и преподавания заключается в создании атмосферы, позволяющей личности чувствовать себя свободно и безопасно в процессе обучения. В ходе работы я научилась формировать группы с учетом индивидуальных психологических особенностей, в зависимости от уровня обученности и познавательной активности учащихся. Я уверена,что умение учителя разбираться в своих учениках, способность адекватно реагировать на их поведение, тоже отражает профессионализм учителя.

«Плохой врач может забрать жизнь, плохой учитель – испепелить душу».

Профессия учителя является одной из важнейших в мире. Каждый человек за свою жизнь много раз побывал и в роли ученика,и в роли учителя.Педагог выполняет определенную функцию в обществе. Преподаватель является носителем культуры, но он также является (по крайней мере, в лучших своих образцах) и живым образцом культуры. А это - очень трудная и, наверное, неразрешимая задача: быть живым образцом культуры От того,какой учитель, во многом зависит успешность и самореализация ученика в будущем. Начало школьного обучения является стартом нового в развитии ребенка,на котором возникают новые взаимные формы сотрудничества со взрослыми и со сверстниками. И особая роль этого взаимодействия принадлежит учителю. Это он способствует сближению детей,в создании коллаборативной среды для общей работы,сотрудничества и взаимопонимания. Поэтому преподавателю важно помнить, что без стремления к педагогическому профессионализму его знания как в своей сфере, так и в области педагогической и психологической наук становятся невостребованными, теряют свою значимость, так как их невозможно применить в практической деятельности.Учителю необходим постоянный целевой контроль за своей профессиональной деятельностью, это обеспечивает педагогическую эффективность образовательного процесса. Педагогический профессионализм невозможен без психолого-педагогической компетентности преподавателя. Для этого ему необходимы знания о законах психологического развития человека; о критериях психологических нагрузок, закономерностях протекания и развития психических и физиологических процессов в различных ситуациях и условиях обучения. Педагогу необходимо также разбираться в правилах и способах повышения эффективности восприятия и деятельности учащихся, причем важно учитывать психологические условия эффективного воздействия на учащихся. Я считаю, что работа педагога на данном этапе, заключается в образование учителей (в том числе и самообразование), можно рассматривать как условие, обеспечивающее непрерывность процесса совершенствования профессиональных знаний. Такую работу педагога не стоит рассматривать, как процесс индивидуального развития. В нее должны быть вовлечены и коллеги. Накопленные в ходе работы педагога знания должны быть обработаны (например, обобщение опыта учителя) и получить дальнейшее развитие. Пройдя уровневые курсы еще раз убедилась в том что компоненты педагогического профессионализма должны сочетаться с высоким уровнем общей культуры преподавателя:

Нравственно-этическими качествами;

Культурой общения с окружающими;

Постоянным самосовершенствованием и самообразованием;

Профессионализм - особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях.

Профессионализм педагога – интегральная характеристика личности педагога, предполагающая:

Владение им видами профессиональной деятельности

Наличие у педагога профессионала важных психологических, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогический задач.

Профессионализм педагога должен отвечать ряду критериев:
- объективные критерии: эффективность педагогической деятельности (основных ее видов - обучающей, развивающей, воспитательной, а также вспомогательных в труде педагога - диагностической, коррекционной, консультационной, организаторско - управленческой, самообразовательной и др.);

Субъективные критерии: устойчивая педагогическая направленность (желание оставаться в профессии), понимание ценностных ориентации профессии педагога, позитивное отношение к себе как профессионалу, удовлетворенность трудом;

Процессуальные критерии: использование педагогом социально приемлемых, гуманистически направленных способов, технологий в своем труде;

Результативные критерии: достижение в педагогическом труде результатов, востребованных обществом (формирование качеств личности учащихся, обеспечивающих их подготовленность к жизни в быстро меняющемся обществе).

Уровни профессионализма педагога представляют собой ступени, этапы его движения к высоким показателям педагогического труда:

- уровень овладения профессией, адаптации к ней, первичное усвоение учителем норм, менталитетов, необходимых приемов, технологий;

Уровень педагогического мастерства как выполнение на хорошем уровне лучших образцов передового педагогического опыта, накопленных в профессии; владение имеющимся в профессии приемами индивидуального подхода к учащимся, методами передачи знаний; осуществления личностно-ориентированного обучения и др.

Уровень самоактуализации педагога в профессии, осознание возможностей педагогической профессии для развития своей личности, саморазвитие себя средствами профессии, сознательное усиление своих позитивных качеств, сглаживание негативных, укрепление индивидуального стиля;



Уровень педагогического творчества как обогащение педагогом опыта своей профессии за счет личного творческого вклада, внесения авторских предложений, как касающихся отдельных задач, приемов, средств, методов, форм организации учетного процесса, так и создающих новые педагогические системы обучения и воспитания.

Виды профессиональной компетентности педагога.

Виды профессиональной компетентности педагога:

Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включая его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Профессиональная компетентность педагога -способность к решению определенного класса профессиональных задач.

1)компетентность в педагогической деятельности - знания о сущности труда учителя, о психологии и возрастных особенностях учащихся, о содержании школьных программ и др.

педагогические умения:

Умение изучать педагогическую ситуацию и ставить адекватные педагогические задачи

Умение отбирать, группировать и обновлять учебный материал

Умение изучать учащихся (их память, мышление, внимание и др.)

Состояние обучености и воспитанности учащихся

Прогнозировать их зону ближайшего развития

Умение отбирать и комбинировать методы, средства и формы обучения и воспитания, адекватные способности и возможности учащихся

Инновационные умения, как поиск новых педагогических задач, способов (технологий); умение ставить проблемы и проводить исследование, эксперементировать и др.

2)профессиональные педагогические позиции: предметник, методист, диагност, мастер, новатор, исследователь, эксперементатор и др.

3)профессионально важные качества личности:

Педагогическая эрудиция и осведомленность

Педагогическая интуиция (как быстрое одномоментное принятие педагогического решения с учетом предвидения развития ситуации без развернутого осознанного анализа)

Педагогическое мышление (как способность к анализу педагогических ситуаций и принятию педагогом педагогического решения с учетом особенностей учащихся)

Педагогическая импровизация.

Акмеограмма педагога.

Акмеограмма педагога - это документ, в котором отражена индивидуальная "траектория" восхождения данного конкретного педагога к вершинам профессионализма, программа перехода от одного уровня профессионализма к другому, более высокому. Акмеограмма педагога является средством продвижения педагога к профессионализму, к достижению педагогом своего профессионального акме, а также средством самоконтроля за этим движением.

Акмеограмма включает в свою структуру:

Задачи профессионального совершенствования педагога(овладение новыми методами обучения, выработку своего индивидуального стиля и др.)

Способы и примеры овладения этим новы уровнем профессионализма

Сроки достижения новых результатов

Акмеограмму педагога целесообразно соотнести с профессиограммой педагога. Профессиограмма отражает социальные требования к профессиональной деятельности и личности специалиста. В профессиограмме отражается перечень социально одобряемых профессиональных задач, профессиональных приемов и технологий, а также перечень желательных для данной профессии качеств личности специалиста. Профессиограмма педагога раскрывает особенности успешного выполнения профессиональной деятельности, требования к достижению социально приемлемого результата. Акмеограмма педагога выявляет пути продвижения педагога к более высоким уровням профессионализма. Поэтому акмеограмма может включать в свою структуру задачи профессионального совершенствования педагога (например, овладение новыми методами обучения, выработку своего индивидуального стиля и др.), способы и приемы овладения этим новым уровнем профессионализма (например, посещение и анализ уроков своих коллег, анализ своих педагогических приемов и результатов обученности учащихся и др.), сроки достижения новых, более высоких результатов. Акмеограмма педагога намечает пути совершенствования профессиональной деятельности и продвижения к новым уровням педагогического мастерства и творчества. Акмеограммы педагога могут отличаться друг от друга по целям (каких новых уровней профессионализма намечается достигнуть), по характеру и динамике траектории (каких новых результатов предлагается достичь путем постепенного систематического продвижения или путем приложения больших усилий и стремительного подъема).

При построении акмеограммы педагога важно иметь в виду, что планирование каждой новой ступени профессионализма, новой профессиональной позиции целесообразно подкреплять определением тех конкретных профессионально важных качеств личности, которые необходимы на этой ступени.

Акмеограмма педагога включает такие уровни и ступени профессионализма, как – мастерство, творчество, исследовательский и инновационный подход, саморазвитие, сотрудничество с коллегами. Достижение более высоких уровней профессионализма планируется в акмеограмме через овладение плавными видами педагогической деятельности и развитие новых профессионально важных качеств.

Ступень мастера означает переход к практическому педагогическому мышлению и воплощению в своей практике лучших образцов профессионального ответа, что требует педагогического целеполагания, педагогической наблюдательности, педагогической интуиции и импровизации. Позиция диагноста требует от педагога владения педагогическим диагностическим мышлением, внимания к индивидуальным вариантам психического развития, педагогического чутья, педагогического прогнозирования. Ступень гуманиста обеспечивается такими личностными качествами педагога, как гуманистическая ориентация на развитие личности учащихся, педагогическая эмпатия, педагогический такт, профессиональная чувствительность. Ступень самодиагноста опирается на такие качества личности педагога, как зрелое профессиональное самоопределение, самосознание, педагогическая рефлексия. Позиция новатора, творца требует от педагога гибкого педагогического мышления, педагогической интуиции, импровизации, способности действовать в условиях неопределенности. Педагог-новатор должен также обладать творческими педагогическими способностями, новым педагогическим мышлением, готовностью отойти от штампов и стереотипов, мотивационной активностью, интересом к инновациям. Педагог-исследователь, осуществляющий варьирование условий своей деятельности и прослеживающий изменение результатов, должен владеть исследовательской культурой, перспективным педагогическим целеполаганием. Педагог, желающий подняться на ступень осознанной индивидуальности, должен развивать у себя качества самобытности в восприятии профессиональных и жизненных явлений, индивидуального самовыражения в профессиональной деятельности, владения индивидуальным стилем, уважения к индивидуальности других людей. Педагог, стремящийся стать участником педагогического сотрудничества, должен анализировать и изучать у себя качества, способности к владению гибкими ролевыми позициями, терпимости, эмпатии.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

дополнительного образования

Детская школа искусств Морозовского района

Методический доклад

Оценка профессионализма педагога

Составила преподаватель высшей категории

МОИСЕЕВА Ольга Ва димовна

Морозовск 2017 год

Профессионализм педагога - это интегральная характеристика личности педагога, предполагающая владение им видами профессиональной деятельности и наличие у педагога сочетания профессионально важных психологических качеств, обеспечивающих эффективное решение профессиональных педагогических задач по обучению и воспитанию (детей, взрослых обучающихся).

В структуре труда учителя можно выделить следующие составляющие:

профессиональные психологические и педагогические позиции и установки;

личностные особенности, обеспечивающие овладение профессиональными знаниями и умениями;

профессиональные психологические и педагогические знания;

профессиональные педагогические умения.

Профессионализм педагога это психологические, психические и личностные изменения, происходящие в человеке в процессе овладения и длительного выполнения деятельности, обеспечивающие качественно новый, более эффективный уровень решения сложных профессиональных задач в новых условиях.

Формирование профессионализма идет по трем основным направлениям:

1) Изменение всей системы деятельности, ее функций и иерархического строения. В ходе выработки соответствующих трудовых навыков происходит движение личности по ступеням профессионального мастерства, развивается специфическая система способов выполнения деятельности, т.е. формируется личностный стиль деятельности.

2) Изменение личности субъекта, проявляющееся как во внешнем облике (моторика речи, эмоциональность, формы общения), так и в формировании элементов профессионального сознания (профессионального внимания, памяти, мышления), что в более широком плане может рассматриваться как становление профессионального мировоззрения.

3) Изменение соответствующих компонентов установки субъекта по отношению к объекту деятельности, что проявляется в различных сферах:

в когнитивной сфере – в уровне информированности об объекте, степени

осознания его значимости.

в эмоциональной сфере – в интересе к объекту, в склонности к взаимодействию

с ним и удовлетворенности от этого, несмотря на трудности.

в практической сфере – в осознании своих реальных возможностей влияния на учащегося. В результате установка воздействовать на учащегося заменяется на потребность во взаимодействии, что позволяет говорить о становлении профессиональной культуры.

Профессионализм имеет широкий спектр проявлений, начиная от дилетантства (поверхностные профессиональные знания) и заканчивая формированием жестких профессиональных стереотипов. Если человек не может отойти от стереотипов в соответствии с изменяющимися условиями, то профессионализм перерастает в профессиональную деформацию личности.

Этапы развития педагогического профессионализма

1. Владение основами профессии, успешное применение известных в науке и практике приемов деятельности (учитель–профессионал).

2. Использование в учительской практике наряду с апробированными средствами оригинальных новых подходов к решению задач, их успешная реализация в собственной деятельности (учитель–новатор).

3. Умение учителя научно обоснованно оценивать эффективность возникающих у него новых идей и возможность передачи их другим учителям (учитель–исследователь) (Ю. К. Бабанский).

По результативности своей деятельности педагог может быть отнесен к одному из следующих уровней деятельности:

репродуктивному, состоящему в том, что педагог умеет рассказать другим то, что знает сам.

адаптивному , состоящему в том, что педагог умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории.

локально моделирующему , состоящему в том, что педагог умеет формулировать педагогическую цель, предвидеть искомый результат и создавать систему включения учащегося в учебно–познавательную деятельность.

системно моделирующему , состоящему в том, что педагог владеет стратегией формирования искомой системы знаний, навыков и умений учащихся не по отдельным разделам курса, а по предмету в целом.

системно моделирующему (включая и поведение): педагог владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности учащегося, его потребностей в самовоспитании, самообразовании, саморазвитии.

Профессионализм педагога должен отвечать ряду критериев:

объективные критерии: эффективность педагогической деятельности (основных ее видов – обучающей, развивающей, воспитательной, а также вспомогательных в труде педагога – диагностической, коррекционной, консультационной, организаторско – управленческой, самообразовательной и др.)

субъективные критерии: устойчивая педагогическая направленность (желание оставаться в профессии), понимание ценностных ориентации профессии педагога, позитивное отношение к себе как профессионалу, удовлетворенность трудом.

процессуальные критерии: использование педагогом социально приемлемых, гуманистически направленных способов, технологий в своем труде.

результативные критерии: достижение в педагогическом труде результатов, востребованных обществом (формирование качеств личности учащихся, обеспечивающих их подготовленность к жизни в быстро меняющемся обществе).

Уровни профессионализма педагога представляют собой ступени, этапы его движения к высоким показателям педагогического труда:

уровень овладения профессией, адаптации к ней, первичное усвоение учителем норм, менталитетов, необходимых приемов, технологий.

уровень педагогического мастерства как выполнение на хорошем уровне лучших образцов передового педагогического опыта, накопленных в профессии; владение имеющимся в профессии приемами индивидуального подхода к учащимся, методами передачи знаний, осуществления личностно-ориентированного обучения.

уровень самоактуализации педагога в профессии, осознание возможностей педагогической профессии для развития своей личности, саморазвитие себя средствами профессии, сознательное усиление своих позитивных качеств, сглаживание негативных, укрепление индивидуального стиля.

уровень педагогического творчества как обогащение педагогом опыта своей профессии за счет личного творческого вклада, внесения авторских предложений, как касающихся отдельных задач, приемов, средств, методов, форм организации учетного процесса, так и создающих новые педагогические системы обучения и воспитания.

Виды профессиональной компетентности педагога

Профессионализм педагога включает в себя три стороны:

эффективное с высокой результативностью выполнение видов педагогической деятельности (обучающей, развивающей, воспитательной, диагностической, коррекционной, самообразовательной).

полноценное гуманистически ориентированное педагогическое общение, направленное на обеспечение сотрудничества с другими участниками педагогического процесса (с учащимися, с коллегами - педагогами, с администрацией).

зрелость личности педагога, характеризующаяся сочетанием профессионально важных качеств, необходимых для высоко результативной педагогической деятельности и гуманистически ориентированного педагогического общения.

Каждая из этих сторон профессионализма педагога лежит в основе видов его профессиональной компетентности. Профессиональную компетентность педагога понимают как его способность к решению определенного класса профессиональных задач.

Так, сформированность педагога как субъекта видов педагогической деятельности является основанием для нескольких видов компетентности - предметной, методической, диагностической, инновационной, исследовательской.

Сформированность педагога как субъекта педагогического общения повышает его коммуникативную, перцептивную, управленческую компетентность. Зрелость личности педагога укрепляет его личностно – индивидуальную компетентность.

Профессиональная педагогическая компетентность складывается из профессиональных педагогических знаний и умений, профессиональных педагогических позиций (как устойчивых отношений педагога к делу, к учащимся, к коллегам, к себе), профессионально важных качеств личности.

Первая сторона профессионализма педагога – компетентность в педагогической деятельности – включает в себя:

знания о сущности труда учителя, о психологических и о возрастных особенностях учащихся, о содержании школьных программ.

педагогические умения: умения изучать педагогическую ситуацию и ставить адекватные педагогические задачи; умение отбирать, группировать и обновлять учебный материал, умение изучать учащихся (их память, мышление, внимание), состояние обученности и воспитанности учащихся, прогнозировать их зону ближайшего развития; умение отбирать и комбинировать методы, средства и формы обучения и воспитания, адекватные способностям и возможностям учащихся, инновационные умения, как поиск новых педагогических задач, способов (технологий), умение ставить проблемы и проводить исследование, экспериментировать.

профессиональные педагогические позиции: предметник, методист, диагност, мастер, новатор, исследователь, экспериментатор.

профессионально важные качества личности:

- педагогическая эрудиция и осведомленность.

педагогическое мышление (как способность к анализу педагогических ситуаций и принятию педагогом педагогического решения с учетом особенностей учащихся).

педагогическая интуиция (как быстрое одномоментное принятие педагогического решения с учетом предвидения развития ситуации без развернутого осознанного анализа).

педагогическая импровизация (как нахождение неожиданного педагогического решения и его воплощения).

педагогическая наблюдательность, зоркость (как понимание сущности педагогической ситуации по внешне незначительным признакам).

педагогический оптимизм (как подход к учащимся с оптимистической гипотезой, с верой в их возможности).

педагогическое прогнозирование (как умение предвосхищать поведение учащихся, предусматривать их и свои затруднения).

Вторая сторона профессионализма педагога – компетентность в педагогическом общении (коммуникативная компетентность) содержит:

знания о задачах и средствах общения, о педагогической этике.

педагогические умения: умения ставить широкий спектр задач и гибко их перестраивать в ходе общения; умение учитывать позицию других участников общения; терпимость к непохожести другого человека; умение преимущественного использования организующих воздействий по сравнению с оценивающими и дисциплинирующими; использование демократического стиля и открытой позиции в общение; умение изучать и оценивать опыт коллег, участвовать в педагогическом сотрудничестве.

профессиональные педагогические позиции: гуманист, "психотерапевт", актер, участник и субъект педагогического сотрудничества.

профессионально важные качества личности.

педагогическая эмпатия, сопереживание.

–- педагогический такт (как разумная мера в выборе воздействий на учащихся с учетом условий и возможностей участников общения).

педагогическая чувствительность.

эмоциональная саморегуляция.

Третья сторона профессионализма педагога – личностно-индивидуальную компетентность образуют:

знания о психологии личности.

педагогические умения: умение изучать и развивать личность учащихся; умение изучать и развивать свои личностные качества, понимать и сохранять нравственные ценности в труде педагога; умение строить и реализовывать планы своего личностного и профессионального саморазвития; умение изучать и хронометрировать процесс своего труда; умение видеть сильные и слабые стороны своего труда, особенности своего индивидуального стиля; умение поддерживать работоспособность.

профессиональные и педагогические позиции: самодиагностика, осознанная индивидуальность.

профессионально важные качества:

педагогическая целенаправленность (как способность планировать свою деятельность с учетом возможностей учащихся; строить планы собственного профессионального развития).

педагогическая рефлексия как обращенность сознания педагога на самого себя, педагогическое самосознание.

педагогические способности (понимать другого человека и воздействовать на него).

Профессиональная квалификация является интегральным образова­нием, включающим в себя профессиональный опыт, мотивацию, личност­ные качества и другие профессиональные характеристики. Она непосред­ственно влияет на качество и результативность деятельности работника, обеспечивает готовность и способность к выполнению различных про­фессиональных задач.

Квалификационные категории предполагают, прежде всего, диффе­ренциацию уровня сложности и качества решения профессиональных (функциональных) задач, стоящих перед работником. Они носят иерар­хический характер.

Соответствие занимаемой должности означает, что педагог способен решать основные профессиональные задачи по своей должности на достаточном уровне. Первая и высшая квалификационные категории предъявляют более высокие требования к качеству решения профессиональных задач. Они предполагают более высокий уровень ква­лификации педагога.

Одним из важнейших средств оценки и развития профессионализма педагогических работников является аттестация. В соответствии с По­рядком аттестации педагогических работников государственных и му­ниципальных образовательных учреждений (утвержден приказом Ми­нистерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014г. № 276 ; зарегистрирован в Минюсте России 23 мая 2014 года регистрационный № 32408, аттестация проводится в целях подтверждения соответ­ствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности или установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требо­ваниям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей).

Оценка уровня квалификации педагогических работников

В соответствии с Порядком аттестации педагогических работников, аттестация с целью подтверждения соответствия занимаемой должности проводится один раз в пять лет в отношении педагогических работников, проработавших в занимаемой должности не менее двух лет и не имеющих квалификационных категорий (первой или высшей).

Основные шаги и действия при этом можно разбить на три этапа.

I. Предварительный этап.

II. Письменное квалификационное испытание.

III. Принятие решения о соответствии занимаемой должности.

Каждый из этапов включает ряд действий.

I. Предварительный этап

1.Подготовка на аттестуемого педагогического работника работодате­лем (руководителем образовательного учреждения) представления, вклю­чающего:

всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств педагогического работника;

результаты профессиональной деятельности;

информацию о прохождении курсов повышения квалификации;

сведения о результатах предыдущих аттестаций.

2. Ознакомление педагогического работника с подготовленным пред­ставлением под роспись не менее чем за месяц до дня аттестации. По же­ланию аттестуемого педагога оно может быть дополнено сведениями, ха­рактеризующими его трудовую деятельность за период после предыдущей аттестации (при первичной аттестации – после поступления на работу). В случае несогласия с мнением руководителя педагог может подать в атте­стационную комиссию альтернативное представление с соответствующим обоснованием.

3. Письменное информирование работодателем педагогического ра­ботника, подлежащего аттестации, о дате и месте проведения квалифика­ционного испытания не позднее чем за месяц до его начала.

II. Письменное квалификационное испытание

1. Письменное квалификационное испытание может проводиться вы­ездной комиссией с целью обеспечения более комфортных условий для аттестуемых. Оно может состояться по итогам курсов повышения квали­фикации при условии, что испытание будут проводить представители не­зависимой экспертной группы, созданной в регионе для аттестации педа­гогических работников.

2. Подготовка экспертной комиссией заключения по итогам выполне­ния заданий, включенных в квалификационное испытание.

III. Принятие решения о соответствии занимаемой должности

1. Принятие решения о соответствии занимаемой должности аттеста­ционной комиссией, включающей в том числе представителей профсо­юзной организации. Оформление принятого решения протоколом, зане­сение его в аттестационный лист педагогического работника. Комиссия принимает одно из следующих решений:

соответствует занимаемой должности (указывается должность работника);

не соответствует занимаемой должности (указывается должность работника).

Аттестационная комиссия в случае необходимости заносит в аттеста­ционный лист педагогического работника рекомендации по совершен­ствованию профессиональной деятельности, о необходимости повыше­ния его квалификации с указанием специализации и др.

2. Утверждение решения аттестационной комиссии распорядительным актом органа исполнительной власти, осуществляющего управление в сфере образования.

3. Направление аттестационного листа и выписки из распорядитель­ного акта органа исполнительной власти, осуществляющего управление в сфере образования, работодателю педагогического работника в срок не позднее 30 календарных дней с даты принятия решения аттестационной комиссией для ознакомления с ним работника под роспись в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации. Аттестационный лист и выписки из распорядительного акта органа исполнительной власти, осущест­вляющего управление в сфере образования, хранятся в личном деле педа­гогического работника.

4. Представление работодателем в аттестационную комиссию инфор­мации о выполнении рекомендаций, указанных в аттестационном листе.

Письменное квалификационное испытание с целью подтверждения соот­ветствия занимаемой должности.

Письменное квалификационное испытание, согласно Порядку атте­стации педагогических работников, проводится по вопросам, связанным с педагогической деятельностью по занимаемой должности. Аттестация на соответствие занимаемой должности – это один из механизмов управле­ния качеством образования. На основе результатов испытания проводится оценка уровня квалификации педагогического работника и при необхо­димости вырабатываются рекомендации по дальнейшему профессиональ­ному развитию. Для успешной реализации указанных целей важно выпол­нить ряд условий.

1. Задание для квалификационного испытания должно быть связан­ным с содержанием выполняемой аттестуемым педагогом деятельности. При разработке (корректировке) заданий важно помнить, что они должны затрагивать различные компетенции педагогических работников в соот­ветствии с профессиональным стандартом педагога. В противном случае могут быть акцентированы одни аспекты квалификации и проигнориро­ваны другие, что скажется на успешности деятельности в целом.

2. Задания не должны дублировать квалификационные испытания, ко­торые используются для оценки уровня квалификации выпускников педа­гогических учебных заведений.

3. Важно помнить, что задания, включенные в квалификационные ис­пытания на соответствие занимаемой должности, и критерии их оценки должны быть ориентированы на необходимый минимум, а не максимум. Речь идет о соответствии занимаемой должности. В результате испытания необходимо выяснить, может ли педагог занимать педагогическую долж­ность, и при необходимости дать конкретные предложения по дальнейше­му повышению его квалификации.

4. Подготовка к квалификационным испытаниям должна способство­вать профессиональному развитию педагога, качеству решения основных функциональных задач педагогической деятельности. Взаданиях необхо­димо учитывать актуальные задачи, которые стоят перед системой обра­зования.

5. Педагогов следует заранее известить о характере предстоящих испы­таний и критериях оценивания. Они должны иметь возможность получить квалифицированную помощь при подготовке к аттестации – в форме кур­сов повышения квалификации, консультаций, материалов для самопод­готовки и т.п.

Письменное квалификационное испытание может проводиться в двух вариантах, по выбору аттестуемого педагога:

1) подготовка конспекта уро­ка (занятия) по предмету, который он преподает в текущем году;

2) разре­шение педагогических ситуаций.

Используемая литература:

Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя. М., 1990.

Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л., 1985.

Маркова А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя // Педагогика. 1995. № 6. С. 55-63.

Маркова А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя // Советская педагогика. 1990. № 8. С. 82-88.

Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993.

Капов А.В., Кузнецова И.В., Кузнецова М.Д. Профессионализм современного педагога. Методика оценки уровня квалификации педагогических работников.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «nikanovgorod.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «nikanovgorod.ru»