Профессия "машинист поезда": описание, специфика, преимущества

Подписаться
Вступай в сообщество «nikanovgorod.ru»!
ВКонтакте:

Железная дорога — комплексное транспортное предприятие, имеющее все технические средства для перевозки пассажиров и грузов. Локомотив — от латинских слов "locus" — место и "moteo" — тяну, т.е. дословно "двигающий по месту", по рельсам. Это название было придумано Дж. Стефенсоном. Профессия "машинист" не такая древняя, как многие другие, и связана с появлением железных дорог.

Хотя прообраз железной дороги появился в древности. Это были рельсовые (деревянные или каменные) колеи, по которым перетаскивали тяжелые грузы. В XVI веке появляются чугунные и стальные рельсы ("колесопроводы") для передвижения различных тележек, повозок вагонеток. Тяга на этих прародительница железных дорог была конной или человеческой.

В 1769 году корабельный механик Джеймс Уатт запатентовал "паровую машину", а за три года до этого механик-самоучка Иван Ползунов запатентовал свою паровую машину. Это событие подвело к созданию будущего двигателя для железных дорог.

Первый в мире паровоз изобрел и построил в 1803 году английский горный инженер Ричард Тревик. Машина весила 5 т и шла со скоростью 8 км/ч. В 1825 году Джордж Стефенсон построил первую в мире железную дорогу общего пользования с паровой тягой между городами Стоктоном и Дарлингтоном в Англии. Эту дату можно считать датой появления профессии "машинист".

Профессиограмма "Машинист локомотива"

Наименование профессии машинист локомотива
Доминирующий способ мышления приложение — регуляция
Дополнительные способы мышления адаптация — координация; производство — ловкость
Область базовых знаний №1 и их уровень физика (пневматика, тепло-и электротехника, механика), уровень 3, высокий (теоретический)
Область базовых знаний №2 и их уровень слесарное дело, кинематика, устройство и конструктивные особенности тепло- или электровоза, его агрегатов и узлов, вагонов, маневровая работа, уровень 2, средний, (практическое использование знаний)
Область базовых знаний №3 и их уровень навыки вождения железнодорожных составов, уровень 1, низкий (опытные знания, навыки)
Профессиональная область транспорт
Межличностное взаимодействие редкое
Доминирующий интерес реалистический
Дополнительный интерес конвенциональный
Условия работы вне помещения; сидячий
Предпочтительный пол мужской

Доминирующие виды деятельности профессии "Машинист локомотива":

  • управление грузовым, пассажирским поездом дальнего следования, пригородного и местного сообщения, специальным поездом, промышленным локомотивом (на внутризаводских путях, шахтах, рудниках и т.д.);
  • маневровые передвижения;
  • прием и контрольно-технический осмотр локомотива;
  • обеспечение рационального режима управления локомотивом;
  • обеспечение правильного режима работы локомотива, прицепных вагонов и их узлов;
  • контроль за сигналами, состоянием железнодорожного полотна и контактной сети, показателями контрольно-измерительных приборов в пути следования;
  • обеспечение безопасности и соблюдение графика движения поездов;
  • выполнение оперативных распоряжений работников, ответственных за движение поезда и производство маневров;
  • контроль за безопасной посадкой и высадкой пассажиров;
  • информирование пассажиров о посадке, высадке и отправлении поезда;
  • контроль за сохранностью и своевременностью доставки груза и безопасностью пассажиров в пути следования;
  • принятие экстренных решений в случае применения стоп-крана;
  • руководство и контроль за работой членов локомотивной бригады;
  • своевременное устранение выявленных в пути следования неисправностей;
  • выполнение служебного ремонта локомотива в составе локомотивной бригады.

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности машиниста локомотива:

Способности Личностные качества, интересы и склонности
  • хорошее здоровье (отсутствие сердечных заболеваний и т.д.);
  • быстрота реакции;
  • скорость и точность движений;
  • хорошая координация движений;
  • эмоциональная устойчивость (умение "трезво" мыслить в критических ситуациях);
  • психическая устойчивость (умение преодолевать воздействие однообразного ландшафта и ровного гудения приборов длительное время);
  • высокий уровень переключаемое™, концентрации, устойчивости внимания;
  • острое зрение;
  • навыки зрительного восприятия в процессе движения;
  • точный глазомер;
  • хороший слух (навыки различения сигналов);
  • оперативность мышления.
  • сообразительность;
  • осторожность;
  • наблюдательность;
  • осмотрительность;
  • бдительность;
  • решительность;
  • выдержка;
  • дисциплинированность;
  • организованность;
  • ответственность;
  • самообладание.

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

  • невнимательность;
  • безответственность;
  • плохое зрение;
  • плохие показатели быстроты реакции;
  • нерешительность;
  • сердечные заболевания;
  • злоупотребление спиртными напитками.

Области применения профессиональных знаний:

  • железные дороги общей сети;
  • рудники;
  • промышленные предприятия (внутризаводские пути);
  • шахты.

По последним данным, средняя заработная плата машиниста в Москве и области на сегодня составляет 46 000 рублей. При этом значения минимальных выплат не опускаются ниже 21 000 рублей. Максимальный зафиксированный размер ежемесячных выплат машинистам составляет 90 000 рублей. В СПБ машинист получает в среднем 55 тысяч рублей.

Такие расхождения в суммах дохода объясняются тем, что машинисты обладают различной квалификацией. Поэтому престижные компании, которые располагают значительными средствами, предпочитают брать на работу профессиональных машинистов с большим практическим опытом работы. Квалификация машиниста определяется следующими критериями:

  1. После двух лет практической деятельности по вождению локомотива и пригородным поездом присваивается третий класс.
  2. Второй класс присваивают спустя два года после получения третьего класса. Этот разряд уже позволяет управлять пассажирским пригородным поездом.
  3. Первый класс присваивается по истечении четырех лет с момента получения второго класса. Машинист этого ранга уже может управлять пассажирскими поездами.

Соответственно, уровень зарплат прямо пропорционален классу работника. Помимо этого, существует ряд других требований, которые определяют уровень ежемесячных выплат. Для получения минимальной заработной платы управляющему поездом необходимо:

  • получить специальное образование в техникуме;
  • пройти медицинскую комиссию;
  • сдать экзамен и пройти стажировку, которая длится 3 или 4 месяца.

Так, закончив обучение, пройдя стажировку и успешно сдав экзамен, потенциальный работник может получить вакансию помощника машиниста. Добившись оклада в 30 000 рублей, в ходе трудовой деятельности опыт и мастерство помощника будет расти, соответственно, увеличится его доход, рост которого происходит благодаря начислению различных премий, надбавок и предоставлению льгот. Сегодня можно быть помощником машиниста и с окладом от 50 000 рублей. Однако для этого нужно сдать ряд дополнительных экзаменов, которые требуют специфического опыта и более глубоких знаний.

Изменения в зарплатах в 2015 году

Машинист тепловоза, например, в этом году может зарабатывать приблизительно 23 000 рублей в месяц. При этом стоит обратить внимание на то, что не так давно работники Московской ЖД отказались вести поезда по запланированным маршрутам из-за того, что ситуация оплаты труда не меняется в лучшую сторону. На самом деле, оклад в 50 000 под силу далеко не каждому работнику РЖД, поэтому многие сотрудники выразили свое недовольство размером получаемых ежемесячных выплат.

Но несмотря на то что кардинальных улучшений в 2015 году не происходит, все же какие-то улучшения в этой сфере наблюдаются. Например, проводятся работы по восстановлению справедливости относительно того, что зарплата машиниста должна выплачиваться с учетом периода трудовой деятельности и занимаемой должности.

Сегодня правительство занимается возвратом отмененной в 2007 году надбавки за определенный стаж работы машиниста. Кроме того, учитываются условия работы персонала, в отличие от 2010 года, когда многие сотрудники РЖД уволились, высказывая свое негодование несправедливым отношением к персоналу.

Тем не менее активный рост дохода машинистов пока не наблюдается. Прежде всего, это связано с отсутствием необходимого количества финансов в бюджете. Цены на перевозки сдерживаются, падает уровень рентабельности. Подвижный состав имеет старые механизмы, а ввиду неэкономичного расхода топлива тепловозами и электровозами, на эксплуатацию поездов приходится тратить большие суммы денег. И невзирая на 5-процентную индексацию зарплат машинистов, уровень выплат не увеличился, так как эту надбавку уничтожила инфляция. Остается только надеяться на то, что новая политика обеспечит более выгодную и справедливую тарификацию выплат.

Московский и американский метрополитен

Какая зарплата у работников метро? Машинисты московского метрополитена со стажем до трех лет получают зарплату порядка 23 000 рублей. В Москве водитель метро получает в месяц от 45 тысяч рублей до 85 тысяч. А водитель трамвая в СПБ зарабатывает 40 тысяч рублей, в то время как в Москве за эту должность выплачивают только 30 тысяч рублей каждый месяц. Для сравнения: коллеги в США получают в среднем пять тысяч долларов. При этом подоходный налог, который должны выплачивать машинисты в Америке, составляет целых 13%.

Однако стоит учесть, что размер налоговых выплат варьируется, предоставляя индивидуальную процентную ставку для каждого работника. Так, если машинист ежегодно получает меньше 9 тысяч долларов, то налоги он не платит. Если рабочий получает в год от 9 тысяч долларов до 357 тысяч, то он выплачивает налог, равный 10%. При заработке от 357 700 долларов, машинист выплачивает максимальный налог, составляющий 35%.

Конечно, уровень цен в США тоже намного превосходит стоимость различных товаров в России, однако общий уровень жизни в Америке все же превосходит российские показатели. И все же, согласно прогнозам экспертов, рост зарплат будет наблюдаться и в этом году, и в последующие годы. Поэтому спрос на данную профессию в России будет только расти. Однако следует знать, что недаром машинисты получают одну из самых высоких заработных плат в РФ. Это связано, прежде всего, с тем, что данная профессия требует от человека не только физического здоровья и сил, но и умения быстро сориентироваться на дороге.

Ведь непредвиденные ситуации возникают довольно часто во время перевозки большого количества пассажиров. Поскольку машинисту доверяют свои жизни тысячи людей ежедневно, его профессиональная подготовка должна быть достойной для уверенности в безопасной поездке. Именно поэтому заработные платы машинистов увеличиваются постепенно. И в основном от стажа работы будет зависеть то, сколько тысяч рублей будет получать данный работник каждый месяц. Независимо от того, какая заработная плата установлена у машиниста на данный момент, с годами профессиональной деятельности сумма будет только возрастать, ориентируясь на нововведения законодательства РФ.

Мечта водить поезда была у меня ещё с детства. У нас город железнодорожников и поэтому выбор будущей профессии был определён. После окончания школы поступил в железнодорожный техникум. В период обучения нужно было пройти практику в качестве слесаря по ремонту подвижного состава, в ходе которой более наглядно знакомишься с устройством локомотива. На следующем курсе более интересная поездная практика в качестве помощника машиниста. После его окончания техникума сразу машинистом не поедешь. Нужно как минимум 2 года отработать помощником машиниста, что бы изучить серии локомотивов, знать профиль пути и ТРА станций (количество путей, их длину, расположения сигналов). Потом сдать экзамен на права машиниста и только тогда тебе доверят перевозить пассажиров и грузы. Причём нужно сначала водить грузовые поезда, а только потом пассажирские.


Работа тяжёлая, ответственная и поэтому хорошо оплачивается (по крайней мере для нашей местности).

Машинист должен иметь хорошие технические знания, знать действующие инструкции Основные из них: Правила технической эксплуатации, Инструкция по движению поездов, Инструкция по сигнализации, Инструкция по тормозам.

У будущего машиниста должно быть крепкое здоровье как физическое, так и психологическое. Ведь в пути случается различные ситуации на которые нужно своевременно и правильно реагировать. Режим работы не более 12 часов, причём в любое время суток. В пассажирском движении есть график работы на месяц, в грузовом в поездку вызывают по мере наличия поездов и в зависимости от истечения времени домашнего отдыха. Перед поездкой нужно пройти предрейсовый медосмотр.

После приёмки локомотива выезжаем на станцию к составу поезда или принимаем локомотив прямо на станции (в зависимости от ситуации). Команду на отправление дает дежурный по станции. На светофоре должен загореться зелёный сигнал. На локомотиве тоже имеется небольшой светофор, который дублирует показания напольных светофоров. Только после этого можно отправляться. При следовании по участку движением поездов управляет поездной диспетчер. Машинист должен следовать по участку по показаниям светофоров с установленной скоростью. Сначала трудно было запомнить, какая скорость на определённом участке. Теперь помню наизусть. Сейчас на локомотивах установлены современные системы безопасности, которые не позволяют машинисту уснуть или проехать красный сигнал светофора. Некоторые системы позволяют вести поезд в автоматическом режиме. Но роль машиниста остаётся важной, т.к. ни одна система не увидит препятствие на пути и не сможет остановить поезд при отказе оборудования.

Вы задумались о том, чтобы стать машинистом локомотива? Тогда вы обратились по адресу. Профессия машиниста локомотива является одной из наиболее престижных и ответственных работ на железнодорожном транспорте, которая требует наличия определенных умений и навыков, позволяющих в первую очередь обеспечить быструю, а главное, безопасную доставку пассажиров и грузов в определенных направлениях.

Профессия машиниста требует пунктуальности, ответственности, предельной концентрации, внимательности и стрессоустойчивости на максимальном уровне. Поездки на длительные дистанции требуют выносливости, а также хорошей реакции, отличного зрения и слуха. Физическая форма и темперамент играют одну из ключевых ролей при выборе данной профессии.

Профессия машинист локомотива - описание

Машинист тепловоза должен обладать значительным багажом знаний для безопасного выполнения работ. Кроме устройства и принципа работы самого локомотива, машинист обязан идеально владеть целым рядом нормативных документов, среди которых основными, безусловно, являются

  • Устав железных дорог,
  • Правила технической эксплуатации,
  • Инструкция по сигнализации,
  • Инструкция по маневровой работе и т.д.

Перед отправкой поезда машинист обязан лично убедиться в исправности локомотива, правильности крепления груза, провести полное или сокращенное опробование тормозов и ознакомиться с маршрутом следования.

Отличительной чертой профессии машиниста является постоянный мониторинг ситуации в пути следования, показания приборов локомотива и слежение за корректной работой всех узлов и механизмов локомотива .

Умение работать в команде является еще одним важным элементом в этой профессии. Машинист должен четко и беспрекословно выполнять команды дежурного или диспетчера, а также взаимодействовать с помощником или составителем при выполнении, например, маневровой работы.

Профессия машинист локомотива - плюсы и минусы

Положительными сторонами профессии машиниста локомотива являются достойная заработная плата, социальный пакет, наличие льгот, медицинского обслуживания. Ну и как же без романтики, которая заключается в поездках в различные места по территории всей страны.

К минусам стоит отнести то, что работа машиниста является сменной. Смены могут приходиться как на дневное и ночное время, так и на праздники, а иногда и выходные. Кроме того, длительность нахождения в поездке машиниста локомотива строго-настрого ограничена длительностью его смены, поэтому приходится оставаться на ночлег в домах отдыха локомотивных бригад, после чего ожидать возможности возврата на исходную станцию.

Машинист постоянно находится под воздействием вибрации, ускорений и магнитного поля. Например, работая на электровозе переменного тока, а это целых 25 тысяч вольт, тело машиниста постоянно находится под воздействием сильного магнитного поля. Электровозы постоянного тока работают под напряжением 3 тысячи вольт, что тоже негативно сказывается на здоровье машиниста с течением времени.

Описание:

Машинист локомотива является старшим и ответственны лицом за локомотив. На эту должность назначаются лиц имеющие свидетельство на право управления соответствующим типом локомотивов (или моторовагонным поездом — пригородным, метрополитена). Машинистам в зависимости от их теоретических и практических знаний, опыта в работе, количества наезженных километров, после соответствующих испытаний, присваивается классность — от 4-го (низшего) до 1-го (высшего). В качестве машинистов локомотивов пассажирского движения назначаются, как правило, машинисты 1-го и 2-го классов.

Перед началом работы машинисты ознакамливаются с участком пути, на котором они должны водить поезда, или со станцией, на которой они должны выполнять маневровую работу, с профилем пути, имеющимися сигналами и другими особенностями работы. К самостоятельной работе они допускаются после контрольно-инструктивных поездок с инструкторами-машинистами.

Помощник машиниста совместно с машинистом проводит техническое обслуживание и эксплуатацию локомотива и во многих случаях имеет также право самостоятельного управления локомотивом.

Машинист и его помощник обязаны обеспечивать безопасное ведение поездов и производство маневровой работы, выполнение установленного графика движения поездов, содержание в исправном состоянии локомотива, экономное расходование топлива, электроэнергии, смазочных материалов и др.

Машинист должен добиваться высоких показателей вождения локомотивов в соответствии с режимными картами работы, применять передовые методы по эксплуатации локомотива и расходованию топлива и электроэнергии, уходу за локомотивом.

Помощник машиниста наблюдает за режимом работы частей локомотива, машин и агрегатов, своевременно производит смазку трущихся деталей, следит за чистотой на локомотиве. Под руководством машиниста он осматривает локомотив, крепит ослабшие соединения и устраняет обнаруженные неисправности, следит за инструментом и инвентарем.

Перед сдачей локомотива другой бригаде машинист и помощник обязаны подготовить его, выполнить необходимый служебный ремонт, отобрать пробы масла, топлива и воды для производства анализов в деповской лаборатории, провести экипировку локомотива (топливом, смазкой, песком и др.), с тем чтобы локомотив мог быть использован по своему назначению без потери времени.

Машинист и его помощник обязаны знать и точно выполнять правила технической эксплуатации железных дорог, инструкции по сигнализации на железных дорогах, по движению поездов и маневровой работе и другие приказы и указания, относящиеся к их работе.

Машинист и его помощник должны строго соблюдать устав о дисциплине работников железнодорожного транспорта, так как от их дисциплинированности, от четкости, быстроты выполнения указаний руководителей депо, поездных диспетчеров зависит сохранность человеческих жизней и народнохозяйственных грузов. Большое внимание также должно ими уделяться, строгому выполнению правил по технике безопасности, от чего зависит не только соблюдение их личной безопасности, но и других работников железнодорожного транспорта, советских граждан, находящихся на территории железных дорог.

С приобретением опыта работы, повышением квалификации па соответствующих курсах, путем обучения в техникумах, вузах машинисты и их помощники могут перейти на работу в депо, в отделения и управления железных дорог по руководству большим и сложным локомотивным хозяйством.

Проводящееся на железнодорожном транспорте техническое перевооружение наиболее сильно сказалось в области модернизации подвижного состава и особенно локомотивов.

Перевод тяги поездов на электровозы и тепловозы обеспечивает значительное улучшение показателей работы железнодорожного транспорта и снижение себестоимости перевозок, способствует внедрению более совершенной организации работы на железнодорожном транспорте, повышению культуры в работе локомотивных бригад.

На электровозе и тепловозе машинист и его помощник находятся в светлом, теплом и чистом помещении, что способствует их более четкой работе, необходимой сейчас, учитывая значительно возросшие скорости движения локомотивов.

На электровозах и тепловозах значительно более сложная техника, чем на паровозах,— электрооборудование, дизели, тяговые двигатели, автоматика. Это требует от локомотивных бригад хороших теоретических знаний, общеобразовательной подготовки и практических навыков по техническому уходу за ней. Ответственность машинистов и их помощников за техническое состояние локомотивов и их правильную эксплуатацию значительно возрастает и в связи с тем, что на железнодорожном транспорте введена сменная работа локомотивных бригад без их закрепления за конкретными локомотивами.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «nikanovgorod.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «nikanovgorod.ru»