Постановление 273 п 20 от 21.11 1975. Условия предоставления отпуска за вредные условия труда. Об утверждении инструкции о порядке применения списка производств цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на допол

Подписаться
Вступай в сообщество «nikanovgorod.ru»!
ВКонтакте:

Постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 21 ноября 1975 г. № 273/П-20 ¨Об утверждении Инструкции о порядке применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день¨.

Дата принятия: 21.11.1975
Номер: 273/П-20
Принявший орган: Государственный комитет труда СССР.Президиум ВЦСПС.

Информация обновлена :17.03.2005

  • Постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 21 ноября 1975 г. № 273/П-20. Приложение. Инструкция о порядке применения Списка производств, цехов профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день.
    • Инструкция о порядке применения Списка производств, цехов профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день I (пп. 1 - 7).
    • Инструкция о порядке применения Списка производств, цехов профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день. II (пп.8 - 18).
      • Инструкция о порядке применения Списка производств, цехов профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день. II. П. 8.
      • Инструкция о порядке применения Списка производств, цехов профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день. II. П. 9.
      • Инструкция о порядке применения Списка производств, цехов профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день. II. П. 10.
      • Инструкция о порядке применения Списка производств, цехов профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день. II. П. 11.
      • Инструкция о порядке применения Списка производств, цехов профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день. II. П. 12.
      • Инструкция о порядке применения Списка производств, цехов профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день. II. П. 13.
      • Инструкция о порядке применения Списка производств, цехов профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день. II. П. 14.
      • Инструкция о порядке применения Списка производств, цехов профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день. II. П. 15.
      • Инструкция о порядке применения Списка производств, цехов профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день. II. П. 16.
      • Инструкция о порядке применения Списка производств, цехов профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день. II. П. 17.
      • Инструкция о порядке применения Списка производств, цехов профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день. II. П. 18.
    • Инструкция о порядке применения Списка производств, цехов профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день. III (пп. 19 - 22).
Полный текст документа:

11. В тех случаях, когда рабочие, инженерно-технические работники и служащие в рабочем году работали в разных производствах, цехах, профессиях и должностях, за работу в которых предоставляется дополнительный отпуск неодинаковой продолжительности, подсчет времени, проработанного во вредных условиях труда, производится отдельно по каждой работе, исходя из установленной Списком продолжительности дополнительного отпуска для работников соответствующих производств, цехов, профессий и должностей.

Пример. Рабочий два месяца работал транспортировщиком в производстве титана из лопаритового концентрата. Четыре месяца он работал гардеробщиком на приемке и выдаче грязной спецодежды и пять последующих месяцев он был занят на должности кладовщика на раздаче и приемке инструмента в этом же производстве. За время работы транспортировщиком дополнительный отпуск этому рабочему должен быть предоставлен продолжительностью 2 рабочих дня (по одному рабочему дню за каждый месяц работы из расчета 12 рабочих дней за год), за время работы гардеробщиком - 6 рабочих дней (по 1,5 рабочих дня за каждый месяц работы из расчета 18 рабочих дней за год) и за время работы кладовщиком на раздаче и приемке инструмента - 5 рабочих дней (по одному рабочему дню за каждый месяц работы из расчета 12 рабочих дней за год). Итого за одиннадцать месяцев работы во вредных условиях труда этому рабочему дополнительный отпуск должен быть предоставлен продолжительностью 13 рабочих дней.

Нормативно-правовые акты:
1. Трудовой кодекс Российской Федерации;
2. Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ);
3. Постановление Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22;
4. Постановление Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 21.11.1975 N 273/П-20;
4. Письма Минтруда.

Описание ситуации:
У одного из работников в соответствии с графиком отпусков ежегодный оплачиваемый отпуск был использован в июне с присоединенным заработанным дополнительным отпуском за вредные условия труда. С июля по декабрь были накоплены дополнительные отпуска за вредные условия труда, но присоединить их к ежегодному отпуску нет возможности, поскольку он весь использован.

Вопросы:

  • Как предоставить дополнительные отпуска за вредные условия труда, если не осталось дней основного ежегодного отпуска и присоединить их не к чему? Работник при этом отказывается брать дни ежегодного отпуска авансом, а воспользоваться отпуском за вредные условия труда хочет, и имеет на это право.
  • Какие риски несет компания, если предоставит дополнительные отпуска за вредные условия труда без присоединения к ежегодному отпуску?

Общие положения:

В силу статьи 116 ТК РФ существует несколько видов ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков, в частности:
- за работу во вредных и (или) опасных условиях труда;
- за особый характер работы;
- за работу с ненормированным рабочим днем;
- за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Кроме этого, дополнительный отпуск предоставляется по правилам ст. 339 ТК РФ, ст. 348.10 ТК РФ, ст. 350 ТК РФ.
Другими федеральными законами право на ежегодные дополнительные отпуска предоставляется иным категориям работников.
Не стоит путать дополнительный отпуск с удлиненным.
Для отдельных категорий работников Трудовым кодексом и иными федеральными законами установлен удлиненный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью более 28 календарных дней (ст. 115 ТК РФ).

Из описанной выше ситуации нас в первую очередь интересует ежегодный отпуск за работу во вредных и (или) опасных условиях труда.

Лица, условия труда, на рабочих местах которых по результатам специальной оценки отнесены к вредным 2-й, 3-й или 4-й степени либо опасным, имеют право на определенные гарантии, в числе которых дополнительный оплачиваемый отпуск.

Продолжительность дополнительного отпуска устанавливается отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями и коллективным договором с учетом результатов специальной оценки условий труда и должна быть отражена в трудовом договоре с работником.

При этом она не может составлять менее 7 календарных дней (ч. 2 ст. 117 ТК РФ).

Следует отметить, что до принятия Закона N 426-ФЗ и внесения соответствующих изменений в ст. 117 ТК РФ, то есть до введения специальной оценки условий труда, при предоставлении дополнительного отпуска за вредные условия труда руководствовались нормативными правовыми актами, принимаемыми в порядке, установленном Правительством РФ.

Одним из таких актов был Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденный Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22.

Данный Список производств применяется и сейчас в части, не противоречащей Трудовому кодексу.

Касается это, как правило, работодателей, которые еще не провели специальную оценку условий труда на рабочих местах, и у которых продолжают действовать результаты аттестации рабочих мест.

Напомним, что согласно ч. 4 ст. 27 Закона N 426-ФЗ работодатель может не проводить специальную оценку условий труда на рабочих местах, в отношении которых до 01.01.2014 была проведена аттестация по условиям труда, если со дня ее завершения не прошло 5 лет. Исключение составляют случаи, когда работодатель обязан провести внеплановую специальную оценку, перечисленные в ч. 1 ст. 17 Закона N 426-ФЗ.

Таким образом, если в организации не проводилась специальная оценка, а действуют результаты аттестации, продолжительность дополнительного отпуска за вредные условия труда устанавливается ранее действующими нормативными правовыми актами (списками, перечнями и т.д.).

Если специальная оценка проведена и по ее результатам условия труда на рабочих местах отнесены к вредным 2-й, 3-й или 4-й степени либо опасным, то продолжительность дополнительного отпуска устанавливается отраслевыми соглашениями, коллективными и трудовыми договорами.

Такие выводы подтверждаются, в частности, в Решении ВС РФ от 14.10.2014 N АКПИ14-918 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим Постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 25.11.1976 N 38/27с".

Обращаем Ваше внимание, что если по результатам оценки продолжительность дополнительного отпуска за вредные условия труда изменилась или работнику такой отпуск уже не положен в силу признания условий на его рабочем месте допустимыми, не забудьте уведомить работника об изменении условий трудового договора за 2 месяца.

В соответствии с ч. 2 ст.120 ТК РФ при исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска дополнительные оплачиваемые отпуска суммируются с основным оплачиваемым отпуском.
По общему правилу заменить денежной компенсацией дополнительные дни отпуска нельзя:

  • беременным женщинам;
  • несовершеннолетним работникам (до 18 лет);
  • работающим во вредных и (или) опасных условиях труда за работу в соответствующих условиях (ст. 126 ТК РФ).
Однако в ч. 4 ст. 117 ТК РФ установлено исключение и с 1 января 2014 г. компенсацией может быть заменена часть дополнительного отпуска за работу во вредных условиях труда, превышающая его минимальную продолжительность - 7 календарных дней, если такая возможность установлена отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективным договором и с письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору.

В случае, если количество дней дополнительного отпуска меньше 7 –ми календарных дней или же работник не согласен компенсировать дополнительные дни отпуска за вредные условия труда, то по нашему мнению, руководствуясь положениями ч.1 ст.125 ТК РФ дополнительный отпуск может быть использован как вместе с основным ежегодным отпуском, так и отдельно по следующим основаниям:

Исходя из буквальной трактовки ч. 2 ст.120 ТК РФ и разъяснений Письма Минтруда России от 01.02.2002 N 625-ВВ данная норма не является императивной, а значит прямого запрета на раздельное использование ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска нет, причем возможность накапливать неиспользованные части отпусков трудовое законодательство не предусматривает.

Следует отметить, что и в юридической литературе отсутствуют какие-либо разъяснения по данному вопросу, судебная практика также не сформировалась.

В силу части 1 статьи 125 ТК РФ, по соглашению между работником и работодателем ежегодный оплачиваемый отпуск может быть разделен на части. При этом хотя бы одна из частей этого отпуска должна быть не менее 14 календарных дней.
Считаем, что из содержания данной части следует, что ее положения применяются и к ежегодным основным оплачиваемым отпускам, и ежегодным дополнительным оплачиваемым отпускам, в том числе и в тех случаях, когда они используются по отдельности.

Трудовой кодекс РФ не устанавливает исключений из правила, указанной частью, но повторимся, одна часть должна быть не менее 14 календарных дней.

В изложенной ситуации не указано количество дополнительных дней отпуска за работу во вредных и (или) опасных условиях труда.

Однако, анализировать обозначенные вопросы Заказчика необходимо в контексте с правилами исчисления продолжительности ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков работников и стажа работы, дающего право на отпуск.

По правилам ч.1 ст. 120 ТК РФ продолжительность ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков работников исчисляется в календарных днях и максимальным пределом не ограничивается. Нерабочие праздничные дни, приходящиеся на период ежегодного основного или дополнительного оплачиваемого отпуска, в число календарных дней отпуска не включаются.

И здесь отметим, что если продолжительность дополнительного отпуска установлена в рабочих днях (например, при предоставлении отпуска за вредные условия труда, когда работодатель еще не провел спецоценку и для установления продолжительности дополнительного отпуска применяет Список производств), то при исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска следует руководствоваться Письмом Минтруда России от 01.02.2002 N 625-ВВ.

В таких случаях от даты начала отпуска отсчитывается определенное количество дней основного отпуска в календарных днях, а затем определенное количество дней дополнительного отпуска в рабочих днях в расчете на 6-дневную рабочую неделю и определяется дата последнего дня отпуска.

После этого общий период отпуска переводится в календарные дни, что и будет общей продолжительностью ежегодного оплачиваемого отпуска.

Кроме этого, на работодателей, применяющих Список производств, распространяются и положения Инструкции о порядке его применения, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 21.11.1975 N 273/П-20 (далее - Инструкция).

Согласно п. 18 Инструкции, если работник имеет право на получение дополнительного отпуска в связи с вредными условиями труда по нескольким основаниям, отпуск предоставляется по одному из этих оснований.

В силу ч. 2 ст. 122 ТК РФ право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении 6 месяцев его непрерывной работы у данного работодателя. По соглашению сторон оплачиваемый отпуск работнику может быть предоставлен и до истечения 6 месяцев.

А вот в силу п. 8 Инструкции полный дополнительный отпуск за работу во вредных условиях согласно Списку производств, предоставляется если сотрудник в рабочем году фактически проработал на производствах, в цехах, по профессиям и должностям с вредными условиями труда не менее 11 месяцев.

Если отработано менее этого срока, отпуск предоставляется пропорционально отработанному времени.
Таким образом, при составлении графика отпусков при исчислении продолжительности отпуска за работу во вредных условиях некоторым работодателям все же придется учитывать и положения Инструкции.

Периоды работы, которые включаются, и которые не включаются в стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, установлены в ст. 121 ТК РФ.

Как уже было сказано выше, дополнительный отпуск в полном объеме за работу во вредных условиях предоставляется сотруднику, если он проработал не менее 11 месяцев в рабочем году.

В стаж работы, который дает право на такой отпуск, включается только фактически отработанное в соответствующих условиях время (ч. 3 ст. 121 ТК РФ).

Порядок подсчета стажа в организациях, где по результатам специальной оценки рабочих мест условия труда отнесены к вредным 2-й, 3-й или 4-й степени либо опасным, не установлен. Предполагаем, что следует применять порядок, предусмотренный Инструкцией.

Таким образом, дополнительный отпуск по согласованию сторон трудового договора может быть использован как вместе с основным ежегодным отпуском, так и отдельно от него, в том числе по правилам ч.1 ст.125 ТК РФ.

При этом, обращаем Ваше внимание, на то, что разделение отпуска на части является правом, прежде всего, работника, а не работодателя.

Поэтому работник вправе решать, как ему распорядиться полагающимся ему по закону отпуском.

Ирина Питунова, старший юрист, руководитель трудовой практики Timofeev/Cherepnov/Kalashnikov.
Контакты для связи:
Тел.: +7 831 430 52 25, 430 52 20
Email: irina@сайт

Правительство Ульяновской области п о с т а н о в л я е т:

1. Внести в постановление Правительства Ульяновской области от 15.06.2015 № 273-П «Об утверждении Положения об оценке эффективности деятельности организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами на территории Ульяновской области» следующие изменения:

1) пункт 2 изложить в следующей редакции:

«2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области принимать участие в осуществлении оценки эффективности деятельности организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами на территории Ульяновской области, в соответствии с настоящим постановлением.»;

2) в Положении об оценке эффективности деятельности организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами на территории Ульяновской области:

а) в разделе 1:

пункт 1.1 после слова «порядок» дополнить словом «осуществления» и в нём слово «построения» заменить словом «составления»;

в пункте 1.2 слово «проводится» заменить словом «осуществляется», слова «её применения» заменить словами «применения её результатов»;

б) в разделе 2:

в пункте 2.2 слова «по критерию, установленному в пункте 3» заменить словами «в соответствии с критериями, предусмотренными строками 3 и 9-11»;

в пункте 2.3 слова «по критерию, установленному в пункте» заменить словами «в соответствии с критерием, предусмотренным строкой», слова «федеральных и региональных печатных изданиях» заменить словами «периодических печатных изданиях, распространяемых на территории Ульяновской области»;

пункт 2.4 изложить в следующей редакции:

«2.4. Органы местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области, принявшие решение об участии в осуществлении оценки эффективности деятельности управляющих организаций (далее - органы местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области), осуществляют оценку эффективности деятельности управляющих организаций в границах соответствующих муниципальных образований Ульяновской области в соответствии с критериями, предусмотренными строками 1, 2 и 4-7 приложения к настоящему Положению, на основе сведений, полученных в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», а также представляемых управляющими организациями в рамках участия в осуществлении оценки эффективности их деятельности.»;

в) в разделе 3:

в наименовании слово «Построение» заменить словом «Составление»;

в пункте 3.1 слово «Построение» заменить словом «Составление», слово «производится» заменить словом «осуществляется»;

пункт 3.2 изложить в следующей редакции:

«3.2. Составление рейтинга управляющих организаций осуществляется на основе ранжирования управляющих организаций исходя из суммарного количества баллов, выставленных управляющим организациям в соответствии со всеми критериями оценки их деятельности. Наивысшую позицию в рейтинге занимает управляющая организация, которой было выставлено наибольшее суммарное количество баллов.»;

в пункте 3.3:

в абзаце первом слова «оформляется в виде» заменить словами «составляется в форме»;

в абзаце четвёртом слова «набранных управляющей организацией» заменить словами «выставленных управляющей организации»;

пункт 3.4 изложить в следующей редакции:

«3.4. Под первым рейтинговым номером в таблице указывается управляющая организация, которой было выставлено наибольшее суммарное количество баллов. Далее указываются управляющие организации в порядке убывания суммарного количества выставленных им баллов.»;

г) в приложении:

в наименовании слово «Критерии» заменить словом «Методика»;

слова «Оценка в баллах» заменить словами «Количество баллов», слова «Стандарт эффективности деятельности управляющих организаций (максимальное количество баллов)» заменить словами «Максимальное количество баллов»;

в графе 2 строки 2 слова «Процент (размер) сбора платежей за жилищно-коммунальные услуги за отчётный период» заменить словами «Процентная доля объёма полученной в отчётном периоде платы за жилое помещение и коммунальные услуги в общем объёме платы за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленной в указанном периоде»;

в графе 2 строки 3 слово «лицензионной» заменить словом «лицензируемой»;

графу 2 строки 4 изложить в следующей редакции:

«Процентная доля количества исполненных управляющей организацией в установленные сроки заявок об устранении неисправностей, аварий во внутриквартирном оборудовании, внутридомовых инженерных системах, нарушений качества предоставления коммунальных услуг (далее - аварийные заявки), поступивших в аварийно-диспетчерскую службу в отчётном периоде, в общем количестве аварийных заявок, поступивших в аварийно-диспетчерскую службу в указанном периоде <2> и <3>»;

в графе 2 строки 5 слова «за отчётный период от потребителей, проживающих в многоквартирных домах, управление которыми осуществляет управляющая организация» заменить словами «в отчётном периоде»;

в графе 2 строки 6 слово «расчёта» заменить словом «расчётов»;

дополнить строками 9-11 следующего содержания:

Количество выявленных органом регио-нального государственного жилищного надзора в отчётном периоде нарушений обязательных требований к содержанию придомовых территорий многоквартирных домов

0 нарушений/5 баллов

1 нарушение/4 балла

2 нарушения/3 балла

3 нарушения/2 балла

4 нарушения/1 балл

5 нарушений

и более/0 баллов

Процентная доля числа неисполненных управляющей организацией предписаний органа регионального государственного жилищного надзора в общем числе предписаний, выданных управляющей организации указанным органом <4>

0 процентов/5 баллов

процентов/4 балла

от 11 до 20 процентов
/3 балла

от 21 до 30 процентов/
2 балла

от 31 до 40 процентов
/1 балл

более 40 процентов
/0 баллов

Процентная доля количества много-квартирных домов, в отношении которых управляющей организацией в госу-дарственной информационной системе жи-лищно-коммунального хозяйства размещены отчёты о выполнении договоров управления многоквартирными домами за предыдущий год, в общем количестве многоквартирных домов, деятельность по управлению кото-рыми осуществляет управляющая органи-зация <5>

100 процентов/5 баллов

98-99 процентов/4 балла

96-97 процентов/3 балла

94-95 процентов/2 балла

92-93 процента/1 балл

менее 92 процентов/
0 баллов

в графе 4 цифру «1» заменить цифрами «1,6»;

в графе 5 цифры «5,375» заменить цифрами «8,375»;

в сноске <2> слово «абонируемой» заменить словом «обслуживаемой»;

в сноске <3>:

абзац первый изложить в следующей редакции:

«<3> Коэффициент средней продолжительности эксплуатации жилищного фонда (количество баллов, выставленных управляющим организациям в соответствии с критериями, предусмотренными строками 3-5 настоящего приложения, умножается на:»;

в абзацах втором - шестом слово «жилого» заменить словом «жилищного»;

дополнить сносками <4> и <5> следующего содержания:

«<4> Процентная доля числа неисполненных управляющей организацией предписаний органа регионального государственного жилищного надзора в общем числе предписаний, выданных управляющей организацией указанным органом, определяется по следующей формуле:

П = П неисп /П выд × 100, где:

П неисп - число неисполненных управляющей организацией в текущем году предписаний органа регионального государственного жилищного надзора нарастающим итогом;

П выд - число выданных управляющей организации органом регионального государственного жилищного надзора в текущем году предписаний нарастающим итогом.

<5> Значение показателя определяется на основе содержащихся в реестре лицензий Ульяновской области сведений о количестве многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет управляющая организация.».

  1. Настоящее постановление вступает в силу на следующий день после дня его официального опубликования.

Председатель
Правительства области А.А.Смекалин

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «nikanovgorod.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «nikanovgorod.ru»