Понятие оптимизации учебного процесса. Оптимизация образовательного процесса. Условия, формы и методы оптимизации Теория оптимизации обучения ю к бабанский

Подписаться
Вступай в сообщество «nikanovgorod.ru»!
ВКонтакте:

Два обстоятельства, сложившиеся в области педагогики к 70-80-м годам, породили еще одно направление поиска в дидактике- оптимизацию процесса обучения. Во-первых, уже были исследования по алгоритмизации обучения, программированному и проблемному обучению, обобщен липецкий опыт по совершенствованию обучения. Во-вторых, к этому времени уже состоялись существенные разработки по общей теории оптимального управления (раздел кибернетики). И еще одно: скорее всего, не психолого-педагогический, а идейно-политический лозунг «Школа без второгодников!», утвердившийся уже к тому времени в стране, и подсказали мысль об исследовании этой проблемы.

Что представляет собой оптимизация

Оптимизация (от лат. optimus - «наилучший») в общем виде означает выбор наилучшего, самого благоприятного варианта из множества возможных условий, средств, действий и т.п. Если оптимизацию перенести на процесс обучения, то она будет означать выбор такой его методики, которая обеспечивает достижение наилучших результатов при минимальных расходах времени и сил учителя и учащихся в данных условиях.
Оптимизация достигается не одним каким-то хорошим, удачным методом. Речь идет о сознательном, обоснованном выборе учителем одного из многих возможных вариантов.

Критерии оптимальности методики учебного процесса

Чтобы оценить оптимальность (или неоптимальность) методики учебного процесса, надо определить ее критерии. Ю.К. Бабанский и М.М. Поташник выделили 4 критерия.
1. Максимально возможные результаты в формировании знаний, учебных умений и навыков.
2. Минимально необходимые затраты времени учащихся и учителей на достижение определенных результатов.
3. Минимально необходимые затраты усилий на достижение определенных результатов за отведенное время.
4. Минимальные, по сравнению с типичными, затраты средств на достижение определенных результатов за отведенное время.
Говоря обобщенно, учебный процесс будет оптимальным, если его результат высокий и достигается в короткий срок с минимальными усилиями учащихся и учителей.

Подбор оптимальных форм и методик

Оптимизация учебного процесса предполагает выбор оптимальных форм и методов. При всем их разнообразии нельзя утверждать, что какой-то метод или форма самые лучшие, так сказать, без «изъянов». Дело в том, что один метод будет оптимальным при одних конкретных условиях, но не лучшим - при других. Другой метод лучше проявит себя в иных условиях и окажется неудачным в первой ситуации.
Ю.К. Бабанский, И.Т. Огородников с коллегами и другие ученые исследовали сравнительные возможности (эффективность) разных методов обучения при решении основных образовательных задач. Так, Ю.К. Бабанский полагает, что словесные методы обучения успешнее других решают задачи по формированию теоретических и фактических знаний, словесно-логического мышления и речи. Но эти же методы слабо решают задачи формирования практических и трудовых умений, наглядно-образного мышления, его самостоятельности, хотя при этом достигается быстрый темп обучения. Учебные дискуссии успешно формируют теоретические знания, словесно-логическое мышление, самостоятельность мышления, речь, познавательный интерес, развивают навыки учебной работы, волю, эмоции, но темп обучения медленный. Таким же образом анализируются и оцениваются возможности 12 других методов по 13 параметрам. И готовясь к уроку, преподаватель учитывает разные условия учебного процесса: цель урока, особенности содержания учебного материала и т.д. - для каждого этапа урока отбирает оптимальный метод.
Исследователи не считают оптимизацию особым методом или приемом обучения. Это целенаправленный (не стихийный или случайный) отбор и выбор методов для конкретного учебного занятия.

Этапы проектирования оптимального варианта обучения по Ю.К. Бабанскому

Проведя экспертную оценку работы учителей-мастеров, Ю.К. Бабанский предложил ряд этапов проектирования оптимального варианта обучения.
1. Формулирование задач обучения.
2. Отбор и конкретизация содержания обучения.
3. Выбор наилучшего сочетания форм обучения для данных условий.
4. Выбор рационального сочетания методов обучения.
5. Составление оптимального плана обучения.
6. Максимально возможное улучшение условий для реализации плана обучения.
7. Реализация избранного плана обучения.
8. Анализ оптимального решения поставленных задач.
Надо сказать, что Ю. К. Бабанский в предыдущей монографии назвал лишь 6 этапов действий учителя, хотя общие комментарии в той иной монографии совпадают. Нам кажется, указанный вариант более понятен педагогу-практику, поэтому именно его и приводим.
Оптимизация процесса обучения предполагает и учет особенностей интеллектуального развития школьника, его общеучебных умений и способностей. В зависимости от этого уровень учебных достижений у разных учащихся будет неодинаковым. При оптимизации обучения предполагается, что каждый школьник достигает возможно высшего для себя уровня.
Таким образом, оптимизация процесса обучения синтезирует различные формы и методы в определенном сочетании, каждый раз наилучшим образом для конкретной ситуации.

кам школьный учебник, на форзаце которого приведена таблица к данному уроку. Наконец, вы-
бираю способы контроля за усвоением материала учащимися». Таким образом, Г. П. Гордеева
обычно уделяет первостепенное внимание выбору методов стимулирования интереса к учению,
затем избирает наглядные методы, методы самостоятельной работы, проблемно-поисковые мето-
ды и, наконец, методы контроля.
Интервью с В. Г. Алпатовым, учителем школы № 1 (стаж 32 года, участник Всесоюзных
педагогических чтений 1979 г.), по поводу урока в VI Б классе на тему «Плоские черви»: «VI Б
класс интересуется зоологией, хорошо организован, хотя в нем есть 6-7 слабоуспевающих уче-
ников. Вначале обдумываю содержание урока. Решаю сравнить планарию и гидру по внешнему
виду и поставить проблемную задачу: «Кто сложнее, гидра или червь?» Затем уже намечаю путь
подробного изучения планарии. Ребята должны посмотреть под микроскопом, что у нее внутри, а
я - сделать соответствующие пояснения. Одновременно должен проверить, насколько усваивают
материал слабоуспевающие школьники. После этого решаю применять сравнительное обобщение
типов и дать характеристику нового типа в целом. Наконец продумываю общие выводы, исполь-
зуя «родословное древо». Следовательно, В. Г. Алпатов продумывает вначале использование
проблемно-поисковых методов, логических методов, наглядно-практических методов, словесных
методов и методов контроля.
Интервью с Т. Б. Державиной, учительницей школы № 80 (стаж 24 года), по поводу урока
в X А классе на тему «Изменения в биогеоценозе»: «Вначале продумываю содержание урока.
Исхожу из того, что хорошо знаю класс, так как работаю с ним шесть лет. Ученики средних спо-
собностей, за исключением 3 человек, но большие труженики. Много думаю о максимальной само-
стоятельности учащихся на этом уроке, об использовании индуктивной логики раскрытия темы,
так как ученики могут использовать собранные ими коллекции, гербарии, дневники, составленные
во время работы по изучению природного комплекса «Ленинские горы». Думаю, как обыграть этот
материал, чтобы ученики весь урок мыслили и работали в максимально возможной мере само-
стоятельно. Затем уже обдумываю конкретный ход урока - фронтальную беседу, ее вопросы,
сообщения учащихся с выводами из наблюдений, проверочные работы путем заполнения схемы
биоценозов. Наконец делаю общие выводы». Следовательно, Т. Б. Державина продумывает
последовательно использование методов самостоятельной работы, логических методов, практи-
ческих, словесных, наглядных и проблемно-поисковых методов.
Интервью с Л. И. Долговой, учительницей школы № 520 (стаж 8 лет), по поводу урока в
VIII А классе на тему «Гормоны. Железы внутренней и внешней секреции»: «При планировании
исхожу из того, что класс со средними способностями. Обдумываю 3-4 основных понятия, кото-
рые будут отрабатываться на уроке (гормоны, железы внутренней и внешней секреции, нервная
и гуморальная регуляция). Затем выбираю средства, которые будут использованы для изучения
этих понятий, - муляжи, кинофрагменты, таблицы, влажные препараты. После этого продумываю
от начала и до конца последовательность изучения каждого из выделенных понятий». Как видно
из интервью, Л. И. Долгова в основном продумывает использование словесных и наглядных
методов обучения.
Интервью с О. Н. Самбуровой, учительницей школы-интерната № 61 (стаж работы 5 лет),
по поводу урока на тему «Гормоны. Железы внутренней и внешней секреции»: «VIII класс очень
слабый по уровню подготовки. Весь год изощряюсь в отборе на каждый урок интересного мате-
риала, так как без интереса не будет ни дисциплины, ни рабочего настроя. С этого и начинаю
обдумывать будущий урок. Обдумываю домашнее задание, так как завуч все полугодие требует
устранения перегрузки. Вместе с тем сразу прикидываю, что нужно вместе обсудить, а что они
могут сами прочесть. Только после того размышляю над последовательностью урока: решаю
применить проблемную беседу о гормонах, работу с микроскопом (железа в разрезе), рассказ о
значении эндокринологии». Таким образом, О. Н. Самбурова размышляет последовательно при
подготовке к уроку над методами стимулирования интереса к учению, методами собственного
изложения материала в сочетании с самостоятельной работой учеников, над проблемно-поиско-
выми, словесными и практическими методами.
Интервью с В. С. Коноваловой, учительницей школы № 19 (стаж работы 46 лет, отличник
народного просвещения РСФСР), по поводу урока на тему «Гормоны. Железы внутренней и внеш-
ней секреции»: «Без наглядности, натуральных объектов, природы - биологии нет. Содержание
меня не затрудняет, поэтому обдумываю прежде всего то, что можно показать на этом уроке:
заспиртованные железы, таблицы, фотографии людей с гипер- и гипофункцией той или иной же-
лезы. Далее думаю над тем, вокруг чего будем размышлять с учениками на уроке, какую проблему
решим (ничтожное количество гормонов и огромная роль их в организме). Далее продумываю
степень самостоятельности школьников на уроке, причем разных по уровню подготовленности
групп учеников». Итак, В. С. Коновалова продумывает последовательное применение наглядных,
проблемно-поисковых методов и методов самостоятельной работы.
Интервью с К. И. Цветковым, ^учителем школы № 626 (стаж 31 год, отличник народного
просвещения РСФСР), в связи с его подготовкой урока на тему «Гормоны. Железы внутренней
и внешней секреции»: «VIII А класс обычный, интересуется предметом. В нем имеется 6-8 слабо-
успевающих учеников. Считаю, что анатомия преподается в школе для того, чтобы ученик познал
самого себя, и поэтому продумываю, что утилитарно-практического вынесет он для себя с урока.
В данном случае он должен понять, как важно следить за функцией щитовидной железы, про-

Термин «оптимальный» (от лат. optimus - наилучший) означает наиболее соответствующий определенным условиям и задачам вариант деятельности. Следовательно, оптимизация педагогического процесса - это выбор наилучшего из возможных вариантов его заданной конкретной ситуации. Четверть века назад известный педагог Ф. Ф. Королев писал: «Будущее приведет к тому, что идеи оптимального управления процессами развития станут характерными для всех областей деятельности, будут руководящими... и в педагогике». То есть проблему оптимизации учебного процесса новой не назовешь. В начале 80-х гг. прошлого столетия академик Ю. К. Бабанский издал книгу «Оптимизация учебно-воспитательного процесса», в которой выделил следующие критерии оптимизации:

Достижение каждым учеником реально возможного для него в данный период уровня успеваемости, воспитанности и развитости, но не ниже удовлетворительного в соответствии с принятыми нормами оценок.

Соблюдение учеником и учителем установленных для них норм времени на урочную и домашнюю работу.

Минимально необходимые усилия, затрачиваемые педагогом и учеником для достижения поставленных учебно-воспитательных целей.

Пути оптимизации учебного процесса:

Комплексное планирование и конкретизация задач обучения и развития школьников;

Обоснование соответствия содержания задачам обучения с выделением главного, существенного;

Выбор наиболее удачной структуры урока и педагогических акцентов;

Осознанный выбор наиболее рациональных методов и средств обучения для решения учебно-воспитательных задач;

Дифференцированный и индивидуальный подход к ученикам, который предполагает оптимальное сочетание групповых и индивидуальных форм обучения;

Создание благоприятных психологических, эргономических, материальных условий для обучения:

Специальные меры по экономии времени учителей и учащихся, выбор оптимального темпа обучения (использование вклеек, раздаточного материала) и технических средств (кодоскопы, проекторы и др.);

Анализ результатов обучения и затрат времени с позиции оптимальности.

Оптимизацию учебного процесса можно осуществлять уже на стадии педагогического проектирования путем сравнения коэффициентов эффективности преподавания. Кэф, но еще обоснованнее это может сделать педагог, хорошо знающий индивидуальные особенности своих учащихся, уровень их интеллектуального развития, их жизненный опыт, характер восприятия информации.

В последние годы значительно выросла потребность в разнообразных средствах обучения. Педагогу необходимо иметь на уроке дидактический материал высокого качества, который должен быть тщательно продуман и подготовлен заранее (схемы, графики, чертежи). С его помощью организуется фронтальная и индивидуальная работа по изучению, закреплению и повторению учебного материала. Умелое применение средств обучения позволяет значительно экономить время на уроках, повысить темп обучения, увеличить долю самостоятельности учащихся, уделить больше внимания вопросам формирования у них логического мышления, умственной активности, развитию их индивидуальных особенностей.

Современное развитие науки и техники способствует увеличению разнообразия средств обучения. К последнему слову можно отнести учебное телевидение, компьютерную технику, тренажеры. Однако в условиях экономических проблем нашего государства, незначительного финансирования учебных заведений и их ограниченных возможностей в коммерческой деятельности приобретение ультрасовременных дорогостоящих технических средств обучения производится в единичных экземплярах и не может обеспечить каждую учебную дисциплину в полном объеме.

В то же время любой преподаватель, творчески подходя к процессу выбора более доступных, проверенных временем средств обучения и педагогически правильно их используя, всегда может получить необходимый эффект.

Например, на уроке черчения учитель демонстрирует сборочный узел «Клапан обратный». Однако демонстрация клапана еще не обеспечивает полного формирования понятия. Внешний вид объекта нередко обусловливает восприятие его второстепенных признаков, поэтому педагог предъявляет готовый сборочный чертеж, помогающий оттенить существенные признаки изучаемого объекта. По чертежу демонстрируются детали узла и объясняется принцип его действия. Изучив существенные признаки объекта по чертежу, преподаватель возвращается к самому объекту (клапану), показывает их на нем, чтобы запечатлеть их реальный образ.

Необходимо шире использовать дидактические возможности других наглядных пособий: плакатов, рисунков, фотографий, макетов, моделей для иллюстрации, детализации учебного материала, для акцентирования внимания на отдельных положениях учебных вопросов, а также для обобщения и систематизации усвоенной информации. Наряду с перечисленными пособиями учебные кабинеты должны быть оснащены множеством дидактического раздаточного материала (билеты, карточки, задания, таблицы), специальной справочной литературой. Дидактические материалы дают возможность рационально использовать время, дифференцировать процесс обучения, осуществлять оперативный контроль знаний и умений, корректировать учебную деятельность.

Высока эффективность использования на уроках наиболее универсального и доступного дидактического материала - различного вида картотек, содержащих задания примеры. Их применение на уроках математики, физики, химии, биологии, географии, литературы дает возможность значительно увеличить число рассматриваемых упражнений. Они позволяют с большей наглядностью выделить основные методы, приемы и алгоритмы выполнения заданий, а также дифференцировать упражнения по степени сложности.

Современный учебный процесс предполагает активное использование различных технических средств обучения, с помощью которых предъявляется учебная информация и контролируется ее усвоение. Непосредственным и носителями учебной информации являются кино- и диафильмы, диапозитивы, слайды. Последние привлекают внимание преподавателей прежде всего возможностью значительно экономить время на занятиях, глубже раскрывать природу различных явлений, содействовать повышению научности обучения. Большое воспитательное значение, экранных пособий состоит именно в предоставлении обучаемым возможности знакомства с ролью современного эксперимента и принципа моделирования в науке. Экранные пособия позволяют выходить за рамки учебной программы, расширять кругозор учащихся и пробуждать в них интерес к познанию. Они также дают возможность добиться мгновенной подачи готового учебного материала. Умело манипулируя таким процессом, педагог легко может получить желаемый эффект. Например, используя кодоскоп, можно весьма быстро проверить составленные учащимися математические задачи или любые другие домашние задания (лишь бы они заранее были написаны и нарисованы на полиэтиленовой или любой другой пленке или прозрачной бумаге). Быстрый переход от одной порции учебного материала к другой позволяет сконцентрировать внимание учащихся на существенных сторонах изучаемого материала и значительно активизировать их мыслительную деятельность.

Сегодня нет сомнения в том, что техническая оснащенность является одним из объективных предварительных условий применения новшеств в технологии обучения. Эффективность использования различных средств обучения зависит от профессиональной подготовленности педагога. Его умение педагогически правильно использовать средства обучения будет складываться не только из овладения навыками работы с проекционной, звуковоспроизводящей и другой аппаратурой, но и за счет творческого подхода к методике использования средств обучения, его совершенствования и развития. Это зависит и от того, насколько глубоко учитель изучит все возможности имеющегося оборудования и технических средств обучения по каждому разделу и каждой теме преподаваемой им дисциплины.

Оптимизация не есть какой-то особый метод или прием обучения, а представляет собой направленный подход учителя к построению педагогического процесса на основе закономерностей и принципов обучения, сознательный, научно обоснованный (а не стихийный, случайный) выбор наилучшего для конкретной ситуации варианта построения урока и учебного процесса в целом. При таком подходе учитель не просто пробует один из возможных вариантов обучения, а осознанно выбирает наиболее удачный вариант урока или системы уроков.

Ю. К. Бабанский и М. М. Поташник к основным критериям оптимизации содержания учебных программ отнесли следующие:

Критерий целостности содержания образования, предполагающий достаточно полное отражение основных направлений современной науки, производства, социальной жизни и культуры;

Критерий научной и практической значимости элементов содержания образования, который обеспечивает вычленение главных, наиболее существенных компонентов;

Критерий соответствия содержания образования возрастным возможностям учащихся;

Критерий соответствия содержания образования времени, отведённому па изучение данного материала;

Критерий соответствия содержания образования международному опыту в этой области;

Критерий соответствия содержания образования возможностям учебно-материальной базы современной школы с учетом перспектив ее развития на ближайший период.

Оптимизация методов обучения ориентирует учителя на осознанный и обоснованный их выбор с учетом:

Задач урока (обучение, воспитание, развитие);

Степени сложности материала;

Уровня подготовленности класса, характеристики класса на основе выводов педагогического консилиума;

Сравнительной характеристики возможностей, сильных и слабых сторон различных методов обучения;

Особенностей, сильных сторон личности самого учителя;

Возможностей учебного кабинета;

Наличия учебного времени;

Сложившихся морально-психологических условий в школе и др.

Такой подход к отбору методов обучения предостерегает учителей как от абсолютизации отдельных методов, так и от необоснованного отказа от выбора ведущего, доминирующего на конкретном уроке метода.

К оптимизации обучения относится и дифференцированный подход педагогов к учащимся.

Хорошие уроки (если судить по результатам) свидетельствуют о том, что педагог либо целенаправленно использовал идеи оптимизации, либо, не будучи с ними знаком, интуитивно к ним пришел и реализовал их. Поиски оптимальных путей обучения уже давно ведутся в школе. Вот почему любой урок, хороший с точки зрения максимума возможного в приобретении учащимися знаний, умений, навыков, в повышении уровня их воспитанности и развитости есть урок оптимальный независимо от того, употреблял ли учитель этот термин, использовал ли он процедуру оптимизации или, не зная о ней, годами шел к ней эмпирически.

Оптимизация учебного процесса:

Помогает учителю научиться комплексно решать задачи обучения, воспитания и общего развития школьников;

Формирует у учителя умение изучать реальные учебные возможности школьников, т. е. осуществлять в доступной мере прогнозирование ожидаемых успехов школьников в учебе и учитывать их особенности при планировании урока;

Учит постоянно выделять главное, существенное в содержании учебного материала;

Формирует умение выбирать наиболее рациональные методы и средства обучения, освобождая учителя от механического требования применять все методы на одном уроке;

Учит дифференцированному подходу к слабоуспевающим, наиболее подготовленным и ко всем остальным ученикам;

Учит создавать оптимальные учебно-материальные, гигиенические, морально-психологические и эстетические условия;

Соединяет поиск большей эффективности обучения с обязательной экономией времени учеников и учителей, с предупреждением их перегрузки;

Открывает простор для развития методического творчества учителей, их диалектического мышления, ограждает педагогов от шаблонных требований при контроле за качеством уроков.

В целом же оптимизация учебно-воспитательного процесса является одним из реально доступных шагов на пути к внедрению научной организации педагогического труда. Без овладения методикой оптимизации научная организация труда учителя лишается своей сердцевины, сосредоточиваясь на многих внешних факторах и условиях, а не на самой структуре учебного процесса.

Овладение методикой оптимизации повышает общий уровень педагогической культуры учителя, позволяет ему в целостной взаимосвязи, а не разрозненно воспринимать через нее категории, закономерности и принципы педагогики, руководствоваться всей системой их при выборе наилучших в данной ситуации методических подходов к организации учебно-воспитательного процесса. А это, в свою очередь, способствует более успешному решению усложняющихся задач современной школы при рациональных затратах времени и усилий.

В этом состоит не только социально-практическое, но и гуманистическое значение идей оптимизации для современной школы.

Измеряй все доступное измерению и делай недоступное измерению измеренным.

Галилео Галилей

Преподаватель как организатор процесса обучения постоянно сталкивается с проблемой эффективности, которая зависит и от сложности задач, решаемых педагогом, и от содержания учебного процесса, и от темпа обучения, и от выбора педагогом методов, средств, форм обучения, и от степени самоорганизации студентов на учебном занятии. В связи с этим для преподавателя становится особенно важным овладение механизмами научной организации труда. Одним из принципов НОТ является принцип оптимизации.

Термин «оптимизация» употребляется в двух значениях. В широком понимании это процесс выбора наилучшего варианта решения любой задачи при данных условиях. Узкое значение предполагает определение педагогического понятия.

С психологической точней зрения оптимизация - это интеллектуально-волевой акт принятия и осуществления наиболее рационального решения определенной учебно-воспитательной задачи, имеющий такой алгоритм: принятие; выбор вариантов решения от двух и более; осознание необходимости выбора в конкретных условиях; сокращение вариантов до двух; их сравнение и выбор наилучшего варианта; принятие оптимального варианта как единственного и внедрение его в практику.

Методологическую основу оптимизации составляют системный подход, при котором принятие решения осуществляется с учетом всех закономерных связей между компонентами системы, и опора на выделение главного звена в деятельности.

Оптимизация обучения реализуется за счет следующих принципов: развивающего обучения, разумного сочетания методов обучения, разумной организации «детской жизни» (С. Т. Шацкий), интенсификации.

Оптимизация строится на личностном принятии преподавателем необходимости поиска наилучшего варианта; на изживании шаблона в педагогических действиях; на развитии самостоятельности и творческого подхода к делу.

Оптимизация обусловлена особенностями учебно-воспитательного процесса, направленного на взаимосвязь обучения, образования, воспитания и развития; зависимостью результатов учебно-воспитательной деятельности от реальных возможностей студентов, от условий, в которых она протекает, от наилучшего сочетания всех элементов учебно-воспитательного процесса; взаимозависимостью процессов преподавания и учения, которая строится на комплексном использовании педагогом целей, содержания, методов, средств и форм обучения.

Оптимизация направлена на освобождение преподавателя и обучаемого от исправления дефектов обучения в виде дополнительных занятий, малоэффективных внеаудиторных занятий, опросов для накопления оценок к концу семестра, от периодических собеседований со слабоуспевающими студентами как контрольного мероприятия.

Оптимизация процесса обучения может быть достигнута при соблюдении единства деятельности преподавателя, т.е. преподавания, и деятельности студентов, т.е. учения. Поэтому нужно выделить педагогические условия и правила, возможные затруднения, сопровождающие этот процесс, а также процедуру оптимизации содержания учебного занятия. Разберем каждую из составляющих.

Педагогические условия оптимизации процесса обучения можно условно разделить на две группы. Первая касается подготовки преподавателя к организации самого процесса. Здесь следует выделить следующее:

  • анализ и оценку педагогом своих возможностей;
  • анализ и систематизацию преподавателем передового педагогического опыта;
  • самообразование педагога;
  • использование преподавателями при совместном обсуждении результатов оптимизации диалоговых форм (например, консилиумов, семинаров-практикумов, которые позволяют осуществить единый подход к студентам в учебно-воспитательной работе всех преподавателей, работающих в конкретной учебной группе; помогают выявить общие причины затруднений и перегрузок студентов; содействуют обмену опытом по внедрению в практику работы с конкретной учебной группой индивидуального подхода и дифференцированных заданий).

Ко второй группе следует отнести условия, непосредственно оптимизирующие процесс обучения на учебном занятии:

  • выбор оптимального варианта вида учебного занятия;
  • использование преподавателем дифференцированного подхода к студентам на основе учета их реальных учебных возможностей;
  • создание на учебном занятии атмосферы психологического комфорта;
  • продумывание способов педагогического стимулирования учебной деятельности студентов;
  • учет преподавателем санитарно-гигиенических требований проведения учебного занятия и оптимальной учебной нагрузки студентов;
  • рациональное сочетание управления и самоуправления учебной деятельностью и оперативное регулирование и корректировка учебного процесса в рамках конкретного учебного занятия.

Данные условия выполнимы при соблюдении педагогом основных правил в процедуре оптимизации учебного занятия.

Оптимизация образовательного процесса позволяет учащимся прогнозировать, выдвигать собственные гипотезы, манипулировать, поднимать вопросы.

Формы, методы и средства оптимизации процесса обучения становятся, как никогда, актуальны, когда речь заходит об увеличении интереса и способностей учащихся к получению знаний. Существующие современные образовательные технологии преподавания помогают объяснить сложные темы, используя при этом мультимедийные презентации. Автор Ю.К. Бабанский испытал и разработал уникальный творческий подход к исследованию более подходящих методик педагогики.



В настоящее время сетевые ресурсы постепенно проникают в сферу оптимизации процесса обучения. Технические условия обмена обратной связи и взаимодействия в реальном времени могут быть реализованы с применением современных образовательных технологий и мультимедийной сети.

Оптимизация процесса образования эволюционировала от традиционного класса, ассоциирующегося с доской и мелом, до современного стиля мультимедийного сетевого преподавания.

Большой сдвиг от статического к динамическому

Методика, которую в свое время предложил Бабанский, оптимизация процесса обучения приносит живость и обмен в реальном времени в полную игру. Как результат, это имеет большое значение и ценность для применения и оптимизирует возможность внедрения современных образовательных технологий в условиях мультимедийной сети в преподавании.

Современное образование, основанное на новейших технологиях, развивается из отсталой методики на более успешное самостоятельное и групповые занятия студентов. Традиционное образование следует парадигме, в которой учащиеся читают отрывок из учебника, смотрят презентации и слушают скучные лекции преподавателей, читают снова и снова, делают заметки, а затем завершают процесс тестом. Такая модель обучения менее эффективна, дорогостоящая и не интегрирует потенциал, который современные образовательные технологии, основанные на сетевых технологиях, могут предложить.

Автор Бабанский проанализировал текущую ситуацию с использованием индивидуализированных образовательных технологий в первую очередь, при условии, что теоретические основы для применения будут оставлены, а во-вторых, будут доработаны с учетом практики преподавания.

Характеристики оптимизации процесса обучения

Совместное использование ресурсов

Все виды обработки информации и функции взаимодействия студента и преподавателя.

  • Окружающая среда.
  • Интерактивное обучение.

В процессе преподавательской практики студенты получают учебную информацию в доступной форме.

Персонализированный подход

Студенты должны выбирать, когда и где учиться, и сколько они собираются получить информации. В то же время результат совместного получения информации не только индивидуализирован, но и гибок. Заинтересованность учащимися и творчество на уроке приветствуются.

Своевременный мониторинг успешности обучения

Степень, в которой ученики получают необходимую и своевременную оценку, - это стандартное измерение средства оптимизации процесса обучения. Своевременность можно рассматривать как взаимодействие между результатами каждого в отдельности и обзор учителей, оба из которых, как ожидается, будут влиять на эффективность учебного процесса. Все последствия оценки своевременности преподавания имеют большое значение.

Конструктивизм в обучении

Конструктивизм - это искусство педагогики, основанного на предварительном условии, что учащиеся совершенствуют свое понимание мира, в котором они живут, оглядываясь на собственный опыт. Студенты могут генерировать собственные «ментальные модели» и «правила», которые они используют, чтобы понять, что они уже знают и как пополнить свой запас знаний.

На заметку! Таким образом, обучение - это просто процесс адаптации умственных моделей к поглощению новых. А конструктивизм - это некое мнение о педагогике, основанном на той мысли, что знание не является чем-то, что может быть предоставлено учителем лишь в основной части класса. Скорее, знания строятся учениками через энергичный, умственный путь развития, тогда как учащиеся - это сами конструкторы и создатели знаний и смысла.

В процессе получения информации, учащиеся находятся в центре внимания интерактивного класса, а учитель, в свою очередь, продвигает процесс, который позволяет учащимся прогнозировать, выдвигать гипотезу, манипулировать, поднимать вопросы, объекты.

Контраст между традиционным подходом и методикой Бабанского

Традиционные методики преподавания ставят акцент на преподавании учителей. Сознательно или бессознательно многие учителя доминируют над всем классом.В результате научный характер учебников погружен в «воду», а энтузиазм и желание учиться у студентов стираются. В то же время учащиеся оказываются в состоянии так называемого недоедания как результат отсутствия визуальных пособий и соответствующей литературы.

Современная образовательная технология принесла надежду на упомянутый выше факт. Бабанский Ю.К. оптимизация процесса обучения заключается в сочетании наглядных пособий, изобразительного искусства, изображений, музыки, психологии, педагогики, искусственного интеллекта. Эти составляющие учебного процесса мобилизуют слуховые и визуальные функции слушателей в полной мере. Интерес студентов может быть стимулирован, а эффективность памяти значительно улучшается.

Применение полученной информации

Оптимизация образовательной деятельности включает в себя презентацию получаемой информации через несколько учебных процессов, включая, но тем не менее не ограничиваясь одним лишь текстом, аудио, иллюстрациями, карточками, графикой и видео.

Важно! Условия оптимизации процесса обучения устанавливаются в соответствии с требованиями различных классов для проведения урока.

Некоторые студенты ошибочно представляют обучение как неправильную перспективу, рассматривая урок как вынужденную меру. Подключение доски и мела может быть довольно увлекающим занятием, вне зависимости от того, занимаются ли студенты предметом, вопросами, текстами, словарями и предложениями или нет. Цель оптимизации образовательного процесса - помочь обучению.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «nikanovgorod.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «nikanovgorod.ru»