Метод коллективных ассоциаций. Методы коллективных ассоциаций Структурная схема метода коллективных ассоциаций

Подписаться
Вступай в сообщество «nikanovgorod.ru»!
ВКонтакте:

В методе ассоциаций основными источниками для генерирования идей служат случайно выбранные понятия и возникающие при этом ассоциации и метафоры.

Для возникновения ассоциаций и генерирования идей целесообразно использовать различные метафоры: бинарные метафоры-аналоги; метафоры катахрезы, содержащие противоречия; метафоры-загадки. Технология свободных ассоциаций базируется на таких принципах, как свободные ассоциации, антиконформизм, отсроченный критический анализ.

Метод гирлянд ассоциаций. Метод гирлянд ассоциаций и метафор представляет собой развитие метода фокальных объектов. Вначале дается определение синонимов объекта, в результате которого образуется гирлянда синонимов. Осуществляется комбинирование всех элементов гирлянды синонимов с каждыми элементами гирлянды случайных существительных.

Методы, использующие карточки

Методы, основанные на использовании карточек, позволяют добиться анонимности участников групповой работы, поэтому их часто применяют, когда есть конфликты в группе, выдвигающей идеи. Конфликты не дают проявиться творческому, созидательному характеру решений. Кроме того, вербальные описания дисциплинируют участников, предъявляя требования к лаконичности высказывания мыслей, и позволяют визуализировать процесс генерирования идей, подключая тем самым дополнительные каналы восприятия и создавая дополнительные ассоциации.

ПРИНЯТИЕ УР В УСЛОВИЯХ ОПРЕДЕЛЕННОСТИ, РИСКА И НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

Различия между определенностью, риском и неопределенностью отража-ют различия в степени знания лица, принимающего решения. Если представить состояние его знания как линию спектра, то на одном ее конце будет опреде-ленность (полное знание), а на другом – неопределенность (полное отсутствие знания). Риск (частичное знание) будет лежать между ними. Положение на ли-нии спектра будет отражать имеющуюся степень определенности (или неопре-деленности).

Концепция определенности . Определенность понимается как такое со-стояние знания, когда лицо, принимающее решение, заранее знает конкретный исход для каждой альтернативы. Иначе говоря, лицо, принимающее решение, обладает исчерпывающим знанием состояния среды и результатов каждого возможного решения.

Концепция риска . Риск определяется как состояние знания, когда из-вестны один или несколько исходов по каждой альтернативе и когда вероят-ность реализации каждого исхода достоверно известна лицу, принимающему решение. В условиях риска лицо, принимающее решение, обладает неким объ-ективным знанием среды действий и способно объективно прогнозировать ве-роятную сущность явлений и исход или отдачу по каждой из возможных стра-тегий.

Концепция неопределенности . Неопределенность – это такое состояние знания, когда одна или более альтернатив имеют ряд возможных исходов, веро-ятность которых либо неизвестна, либо не имеет смысла. Поэтому, в отличие от риска, неопределенность будет субъективным явлением. Неопределенность часто бывает обусловлена быстрыми изменениями структурных переменных и явлений рынка, определяющих экономическую и социальную среду действия фирмы.

Методы выбора альтернатив в условиях определенности

В условиях определенности лицо, принимающее решение, знает все о возможных состояниях сущности явлений, влияющих на решение, и знает, ка-кое решение будет принято. Лицо, принимающее решение, просто выбирает стратегию, направление действий или проект, которые дадут максимальную от-дачу.

В общем случае выработка решений в условиях определенности направ-лена на поиск максимальной отдачи либо в виде максимизации выгоды (дохода, прибыли или полезности), либо минимизации затрат. Такой поиск называется оптимизационным анализом. Три метода оптимизации, используются лицом, принимающим решение: предельный анализ, линейное программирование и приростной анализ прибыли.

Предельный анализ . В условиях определенности доходы и затраты будут известны для любого уровня производства и продаж. Задача состоит в том, что-бы найти их оптимальное соотношение, позволяющее максимизировать при-быль. Предельный анализ позволяет сделать это. В нем используются концеп-ции предельных затрат и предельного дохода (рис.19). На этом рисунке пред-ставлены кривые дохода, затрат и прибыли, типичные для микроэкономической теории.

Предельный доход (MR ) определяется как дополнительный доход (изме-нение общего дохода), получаемый от продажи дополнительной единицы про-дукта. Графически он выражается наклоном кривой общего дохода (TR ). Пре-дельные затраты (MC ) определяются как дополнительные затраты (изменение величины общих затрат) на приобретение или производство дополнительной единицы продукции. Графически они выражаются наклоном кривой общих за-трат ().

Приростный анализ. Приростной анализ прибыли оперирует с любыми и всеми изменениями в доходах, затратах и прибылях, явившимися следствием определенного решения. Таким образом, концепция приростного анализа охва-тывает изменения как самих функций, так и их значений. Основное правило решения состоит в том, чтобы принять любое предложение, повышающее при-быль, или отвергнуть любое предложение, ее уменьшающее.

Линейное программирование. Модели линейного программирования от-личаются наглядностью и относительной простотой. Их использование во мно-гих практически важных задачах, связанных с принятием решений, оказалось высокоэффективным, в связи с чем они получили довольно широкое распро-странение. К числу наиболее известных задач линейного программирования относятся:

 задачи о распределении ограниченных ресурсов (задачи оптималь-ного планирования);

 задачи об оптимальной корзине продуктов (задачи о диете, задачи оптимального смешения);

 задачи оптимального раскроя (материалов, заготовок);

транспортные задачи;

 задачи о назначениях;

 задачи оптимизации финансовых потоков;

 задачи оптимизации графиков платежей.

Методы выбора альтернатив в условиях риска

Выработка решения в условиях риска . Условия риска и неопределен-ности характеризуются так называемыми условиями многозначных ожиданий будущей ситуации во внешней среде. В этом случае ЛПР должен сделать выбор альтернативы (Аi), не имея точного представления о факторах внешней среды и их влияния на результат. В этих условиях исход, результат каждой альтернати-вы представляет собой функцию условий – факторов внешней среды (функцию полезности), который не всегда способен предвидеть ЛПР. Для предоставления и анализа результатов выбранных альтернативных стратегий используют мат-рицу решений, называемую также платежной матрицей. Пример матрицы ре-шений приведен в табл. 1.

Таблица 1

Матрица решений

A1, A2, A3 –альтернативные стратегии действий; S1, S2, S3 – состояние эко-номики (стабильность, спад, рост и др.); E11; E12; E13; E21; … E33; … – результа-ты решений.

Числа в ячейках матрицы представляют собой результаты реализации Eij стратегии Ai в условиях Sj . При этом в условиях риска вероятность наступления Sj известна – wj(Sj) .

Методы принятия решений в условиях риска используют теорию выбора, получившую название теории полезности. В соответствии с этой теорией ЛПР выбирает Ai из совокупности {Ai } (i = 1 … n), которая максимизирует ожидае-мую стоимость его функции полезности E,j.

В условиях риска при принятии решения основным моментом являет-ся определение вероятности наступления состояния среды Sj , т. е. степени риска.

После определения вероятности wj(Sj) наступления состояния среды Sj, определяют ожидаемую стоимость реализации каждой альтернативы, которая представляет собой средневзвешенную стоимость E(Ai):

E(Ai) = j eij wj(Sj)

где E(Ai) – результат реализации Ai ; wj(Sj) вероятность наступления Sj.

Оптимальной стратегией является та, которая обеспечивает наибольшую ожидаемую стоимость.

Системное решение проблем Лапыгин Юрий Николаевич

14.5. Метод коллективных ассоциаций

От одного пламени можно зажечь миллион свечей.

Джозеф О’Коннор, Иан Макдермотт

В методе ассоциаций основными источниками для генерирования идей служат случайно выбранные понятия и возникающие при этом ассоциации и метафоры.

Например, ассоциации к слову «лед»: стекло (хрупкое, прозрачное, скользкое и т. д.), снег (лед – производное от снега, если последний полить водой на морозе), масло (тает, как и лед). Далее – следующая ассоциация: масло – нож – узкое лезвие.

Может быть еще цепочка ассоциаций: стекло – стеклорез (надлом) – опять хрупкость. Еще один вариант: лед – мокрый замерзший снег – тает под солнцем – абсолютно черное тело – вода – водяная подушка.

Возможен и такой вариант: лед звенит – звон – звук – ультразвук (использование ультразвука). В этих примерах ассоциаций объектом является лед. А что, если сделать объектом изменений корабль?

Как видно из примера, для возникновения ассоциаций и генерирования идей целесообразно использовать различные метафоры: бинарные метафоры-аналоги; метафоры-катахрезы, содержащие противоречия; метафоры-загадки. Технология свободных ассоциаций базируется на таких принципах, как свободные ассоциации, антиконформизм, отсроченный критический анализ.

Правила реализации метода предусматривают свою специфику как для организаторов, так и для участников. Параметры метода ассоциаций приведены на рис. 14.6.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Рекламный текст. Методика составления и оформления автора Бердышев Сергей Николаевич

Приложение Рабочий словарик ассоциаций (Составлен по «Словарю ассоциативных норм русского языка» и электронному ресурсу www.busbook.narod.ru) БАБУШКА: сильные ассоциации – дедушка, старая, старенькая, добрая, моя, старушка, хорошая, внучка, милая; средние ассоциации – седая,

Из книги Практика рекламного текста автора Назайкин Александр

Из книги Уверенность в себе автора Кинан Кейт

Метод краба Когда вам делают обидное замечание в несдержанной форме, лучшим выходом может стать отступление. Отойдите в сторону – так поступает потревоженный краб.Иногда просто нельзя найти ответ, который позволил бы вам показать себя с лучшей стороны. Поэтому лучше

Из книги Маркетинг: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Управление персоналом для менеджеров: учебное пособие автора Спивак Владимир Александрович

Системы оплаты труда, основанные на коллективных результатах Плановая поденная оплата труда Эта схема предполагает повременную или премиальную оплату для группы рабочих, обычно занятых физическим трудом внутри или за пределами предприятия, за фиксированную и заранее

Из книги Бессознательный брендинг. Использование в маркетинге новейших достижений нейробиологии автора Прает Дуглас Ван

Из книги Системное решение проблем автора Лапыгин Юрий Николаевич

14.7. Метод гирлянд ассоциаций Если идея с самого начала не абсурдна, то у нее нет никакой надежды. Альберт Эйнштейн Метод гирлянд ассоциаций и метафор представляет собой развитие метода фокальных объектов и включает процедуры, отраженные на рис. 14.8. Вначале дается

ОглавлениеОглавление 1. Из истории метода. Из истории методаИз истории метода 2. Метод ассоциаций. Метод ассоциацийМетод ассоциаций 3. Пример. Пример 4. Суть метода. Шаг 1. Суть метода. Шаг 1Суть метода. Шаг 1 5. Шаг 2. Выбор случайных объектов. Шаг 2Шаг 2 6. Шаг 3. Составление комбинаций. Шаг 3Шаг 3 7. Шаг 4. Перечень признаков случайных объектов. Шаг 4Шаг 4 8. Шаг 5. Генерирование идей. Шаг 5Шаг 5 9. Шаг 6. Генерирование гирлянд ассоциаций. Шаг 6Шаг Требования к цепочкам ассоциаций. Требования к цепочкам ассоциацийТребования к цепочкам ассоциаций 11. Пример создания гирлянд. Пример создания гирляндПример создания гирлянд 12. Шаг 7. Генерирование новых идей. Шаг 7Шаг Шаг 8, 9. Выбор альтернатив. Отбор рациональных. Шаг 8, 9Шаг 8, Шаг 10. Отбор оптимального варианта. Шаг 10Шаг 10 Метод поиска решений изобретательских задач


Его автор – Генрих Язепович Буш. Он долгие годы трудился в Риге, разрабатывая методы и приемы осознанно-логического и интуитивно-практического поиска решений изобретательских задач. Метод гирлянд случайностей и ассоциаций (ГСиА) является развитием метода фокальных объектов. Из истории разработки метода Г. Буш поставил перед собой цель: предложить ключ для решения задач при дефиците информации Генрих Язепович Буш


Этот метод позволяет найти большое число подсказок для исследователя посредством. От метода фокальных объектов отличается тем, что дает большое число сочетаний фокального объекта со. Этот метод позволяет найти большое число подсказок для исследователя посредством ассоциаций. От метода фокальных объектов отличается тем, что дает большое число сочетаний фокального объекта со случайными. Расширение сочетаний понятий ещё достигает- ся использованием объекта. Расширение сочетаний понятий ещё достигает- ся использованием синонимов объекта. Метод ассоциаций КПК Ноутбук Сенсорный компьютер Пример: гирлянды синонимов ПК




Суть метода на примере, приведенном автором: Определение объекта. Определение синонимов объекта. Гирлянда синонимов: стул – кресло – табурет – пуф – скамейка. Объектом избран СТУЛ, чтобы предложить новые модификации мебельщикам. Решаем задачу по шагам. Шаг 1 Шаг 1




Составление комбинаций по 1-м шагам Объединяют каждый рассматриваемый объект с каждым случайным (мы сократили). Например: Шаг 3 Шаг 3 стул с электролампочкой, стул с электролампочкой, решетчатый стул, решетчатый стул, стул с карманом, стул с карманом, стул для пляжа, стул для пляжа, электрическое кресло, электрическое кресло, табуретка для цветов и т.д. табуретка для цветов и т.д.


Наименование Признаки случайных объектов Электро- лампочка Стеклянная, свето- и теплоизлучающая, электрическая, колбообразная, с цоколем, с электроконтактами, матовая, цветная. Решетка Металлическая, пластмассовая, плетеная, сварная, кованая, гибкая, жесткая, крупная, мелкая, с одинаковыми или неодинаковыми \ ячейками из разных по материалу элементов. Карман Передний, боковой, задний, наружный, внутренний, накладной, ложный, с молнией, для хранения документов, носовых платков, денег, письменных принадлежностей, зеркала, карманного фонаря, радиоприемника. Кольцо Металлическое, деревянное, пластмассовое, витое, сплошное, надувное, эмалированное, с гальваническим покрытием, с орнаментом, с часами, с радиоприемником, для спортивных упражнений, кольцо Сатурна, для птиц. Цветок Одноцветный, многоцветный, душистый, чашеобразный, пятнистый, автоматически поворачивающийся к солнцу, зонтичный, самораскрываюшийся, полевой, горный, осенний, водяной, садовый, с шипами, симметричный, лекарственный, волосистый. Пляж Морской, речной, солнечный, песчаный, галечный, гладкий, бугристый, узкий, широкий, длинный. Составляем перечень признаков случайных объектов Шаг 4


Генерирование идей путем поочередного присоединения к объекту и его синонимам признаков из таблицы. Если взять только признаки электролампочки, можно получить: стеклянный стул, теплоизлучающее кресло, колбообразный пуф и т.д. Генерирование идей Шаг 5 Шаг 5




Требования к цепочкам ассоциаций Надо, чтобы цепочка рождаемых ассоциаций развивалась с учетом чередования объекта и его характеристики и учитывала не только технические, но и эргономические, психологические, эстетические и др. функции объекта. Ассоциации – это взаимосвязи предметов и явлений деятельности, отраженные в сознании человека.


Пример создания гирлянд Рассуждаем. Электролампочка стеклянная. Что напоминает слово «стеклянная»? Может, волокно. Что оно напоминает? Кому-то плетение, вязание. У кого-то ассоциируется с бабушкой, лечащей ревматизм на курорте на юге и т.д. Цепочка может быть огромной: и т.д. Если брать другие объекты и признаки (а их около 100) и считать гирлянды по 40 элементов, то уже будет 4000 элементов! Рассуждаем. Электролампочка стеклянная. Что напоминает слово «стеклянная»? Может, волокно. Что оно напоминает? Кому-то плетение, вязание. У кого-то ассоциируется с бабушкой, лечащей ревматизм на курорте на юге и т.д. Цепочка может быть огромной: стекло – волокно – вязание – бабушка – ревматизм – курорт – юг и т.д. Если брать другие объекты и признаки (а их около 100) и считать гирлянды по 40 элементов, то уже будет 4000 элементов!


К элементам гирлянды синонимов объекта поочередно присоединяют элементы гирлянд ассоциаций. Стеклянный стул, кресло из стекловолокна, вязаный пуф, табуретка для бабушки, кресло для лечения радикулита, кресло от жары (или создающее жару) и т.д. Могут получаться сочетания, лишенные рационального содержания. Генерирование новых идей Шаг 7 Шаг 7


Принимается решение: достаточно ли гирлянд ассоциаций для отбора полезных идей? Выбор альтернативы Здесь несколько этапов: - отбрасывание явно нерациональных вариантов; - отбор наиболее оригинальных вариантов сомнительной полезности, которые привлекают неожиданностью; - определение приемлемых вариантов. Здесь несколько этапов: - отбрасывание явно нерациональных вариантов; - отбор наиболее оригинальных вариантов сомнительной полезности, которые привлекают неожиданностью; - определение приемлемых вариантов. Оценка и отбор рациональных вариантов Шаг 8 Шаг 8 Шаг 9 Шаг 9



В методе ассоциаций основными источниками для генерирования идей служат случайно выбранные понятия, возникающие при этом ассоциации и метафоры.

Например, ассоциации к слову "лед": стекло (хрупкое, прозрачное, скользкое и т.д.), снег (лед - производное от снега, если последний полить водой на морозе), масло (тает как и лед). Далее - следующая ассоциация: масло - нож - узкое лезвие! Может быть еще цепочка ассоциаций: стекло - стеклорез (надлом) -опять хрупкость. Еще один вариант: лед - мокрый замерзший снег - тает под солнцем - абсолютно черное тело - вода - водяная подушка. Может быть и такой вариант: лед звенит - звон - звук - ультразвук (использование ультразвука). В этих примерах ассоциаций объектом является лед, а что если сделать объектом изменений корабль 1 .

Как видно из примера, для возникновения ассоциаций и генерирования идей целесообразно использовать различные метафоры. Например: бинарные метафоры-аналоги(«под дугой колокольчик поет», «подковы бровей»); метафоры-катахрезы,содержащие противоречия («сухопутный моряк», «круглый квадрат»); метафоры-загадки(«полная горница людей» - огурец). Технология свободных ассоциаций базируется на таких принципах как свободные ассоциации, антиконформизм, отсроченный критический анализ.

Правила реализации метода предусматривают свою специфику как для организаторов, так и для участников (см. рис. 13.5. на котором приведены параметры метода ассоциаций).

Аналогии для озарения

    Прямые (например, аналогии с биологическими системами)

    Личные (отождествление себя с объектом исследования)

Трудности

    Целесообразно выполнять вслед за мозговым штурмом

    В состав группы должны входить представители творческих профессий

    Требование максимальной комфортности психологической обстановки

    Необходимость специального психологического образования для ведущего

Этапы сессии синекторов

    Целеполагание

    Дискуссия

    Анализ и отбор идей

    Подведение итогов

Метод мозговой атаки

Аналогии для озарения

    Символические (поэтические метафоры и сравнения)

    Фантастические (формирование образа не существующего, но желаемого)

Рис. 13.4. Факторы реализации метода синектики

Ассоциации

Вторичные смысловые оттенки

Семантические аналогии

Принципы

    Свободные ассоциации

    Антиконформизм

    Отсроченный критический анализ

Метафоры

    Бинарные метафоры-аналоги

    Метафоры-катахрезы

    Метафоры-загадки

Интерактивные технологии

По взаимодействию

Не бояться высказывать все, что связано с зарождающейся идеей

Систематизация идей осуществляется после окончания процесса

Самая конструктивная идея отбирается по результатам анализа

Для организаторов

В начале несколько раз переформулировать проблему

Предлагать исходное слово для неожиданных ассоциаций

В темпе менять слова и понятия ассоциативной цепочки

Рис. 13.5. Параметры метода ассоциаций

Метод синектики

Методы морфологического анализа

Метод морфологического анализа. Термин «морфология» (учение о форме, гр. morphe – форма и logos – учение) ввел в 1796 г. Гете – основоположник морфологии организмов, учения о форме и строении растений и животных. В дальнейшем появилась морфология человека, почв и т.д. Метод основан на комбинировании выделенных элементов или их признаков в процессе поиска решения проблем. В рамках этого метода определяются все возможные элементы, от которых может зависеть решение проблемы, перечисляются возможные значения этих элементов, а затем наступает процесс генерирования альтернатив путем перебора всех возможных сочетаний этих значений. Впервые морфологический анализ был использован для решения технических задач в 1942 г., когда швейцарский астроном Ф. Цвикки начал разрабатывать ракетные двигатели в фирме «Аэроджемн инжиниринг Корпорэйшн».

Построение морфологических матриц позволяет быстрее и точнее ориентироваться в многообразии понятий и факторов. Классифицирование – один из важнейших элементов творческой деятельности.

При использовании данного метода исследования объект необходимо разбить на функциональные части (функционально-морфологические признаки), такие, без которых объект не будет выполнять свои функции. Затем следует выписать отдельно морфологические признаки и записать информацию о них (варианты осуществления) без связи с объектом (изделием), т.е. применить морфологические признаки к другим аналогичным изделиям. Анализ полученных вариантов выявляет такие их комбинации, которые при обычном переборе могут быть упущены.

Метод синектики. Уильям Гордон (автор синектики), стремясь превратить продуктивный процесс, протекающий в сфере подсознания при решении задачи, из неявного в явный, из стихийного – в сознательно управляемый, в 1960 г. ввел осознанный поиск аналогий в рамках определенной процедуры.

Термин «синектика» означает совмещение разнородных элементов, соединение различных, зачастую очевидно несовместимых частей. Сама идея синектики состоит в объединении отдельных «творцов» в единую группу для совместной постановки и решения проблем. Обобщенно синектика включает в себя два базовых процесса:

1) превращение незнакомого в знакомое;

2) превращение знакомого в незнакомое.

В ситуации объединения от участников требуется высказывать свои мысли и чувства по поводу поставленной творческой задачи.

В методе ассоциаций основными источниками для генерирования идей служат случайно выбранные понятия и возникающие при этом ассоциации и метафоры.

Для возникновения ассоциаций и генерирования идей целесообразно использовать различные метафоры: бинарные метафоры-аналоги; метафоры-катахрезы, содержащие противоречия; метафоры-загадки. Метод гирлянд ассоциаций. Метод гирлянд ассоциаций и метафор представляет собой развитие метода фокальных объектов. Вначале дается определение синонимов объекта, в результате которого образуется гирлянда синонимов. Осуществляется комбинирование всех элементов гирлянды синонимов с каждыми элементами гирлянды случайных существительных.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «nikanovgorod.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «nikanovgorod.ru»