Кто является отцом елены трегубовой. Елена Викторовна Трегубова. Биографическая справка. Фрагменты из книги: "Байки кремлевского диггера"

Подписаться
Вступай в сообщество «nikanovgorod.ru»!
ВКонтакте:

Елена Трегубова известна каждому, кто давно следит за российской журналистикой и политикой. Эта журналистка, работавшая в свое время в изданиях «Независимая газета», «Сегодня» и «Русский телеграф», успела написать нашумевшую книгу «Байки кремлевского диггера». Именно этот факт привлек к ней внимание как политиков, так и общественности.

Биографические данные

Родилась Трегубова Елена Викторовна 24 мая 1973 года в Москве. В сторону журналистики выбор был сделан в 1991 году. По словам Елены, журналисты всегда находились в оппозиции к существующей власти и это позволяло им быть героями народа. Очевидно, что подобное видение ситуации вдохновляло будущую писательницу и журналистку.

В результате Елена Трегубова успешно окончила факультет журналистики в МГУ. Начав свою карьеру в «Независимой газете», она в итоге добралась до известного издания «Комерсантъ», успев при этом, в перерыве между работой в газетах, опробовать свои силы на радио «Немецкая волна».

Внимания заслуживает и тот факт, что Елена Трегубова являлась членом Кремлевской пресс-службы в период с 1997 по 2001 год. Речь идет о так называемом Кремлевском пуле, который по сути был сообществом аккредитованных при президенте РФ журналистов.

Благодаря этой деятельности Елена успела взять интервью у многих важных лиц, работавших в администрации, включая Владимира Путина и

Зарождение конфликта

Согласно взглядам, которых придерживалась Елена Трегубова, журналист должен действовать в интересах народа и не являться защитником нечестной власти. Именно этот аспект ее мировоззрения, который часто находил свое выражение в статьях, привел к потере лояльности со стороны политической элиты страны.

Вскоре пресс-секретарь президента перестал пускать Елену на официальные брифинги, на которых могли присутствовать другие корреспонденты. Журналистка в своей книге «Байки Кремлевского диггера» утверждает, что Громов в качестве причины постоянных отказов назвал личную инициативу Путина. Объяснил он подобную реакцию недовольством президента относительно той ситуации, когда Елена Трегубоварасспрашивала его об отношениях с Борисом Березовским.

Итогом смелых оценок деятельности Кремля стало исключение Трегубовой из числа журналистов, имеющих аккредитацию, позволяющую работать с администрацией президента. Произошло это при Владимире Путине в 2001 году.

История покушения

Елена Трегубова - журналист, который не любил закрывать глаза на неправомерные, по ее мнению, действия правительства. Именно по этой причине она и решила презентовать общественности компрометирующую власть информацию в виде книги «Байки Кремлевского диггера».

В результате спустя 4 месяца после публикации, в феврале 2004 года, писательнице позвонил человек, представившийся как сотрудник аэропорта Шереметьево. По его словам, он должен был передать Елене Трегубовой некий пакет и для этого попросил назвать адрес, по которому его можно доставить. Журналистка отказалась предоставлять подобную информацию, после чего звонивший повесил трубку. После, 2 февраля, возле двери квартиры, в которой жила писательница, произошел взрыв. Эксперты установили, что это было самодельное После этого Елена Трегубова, фото которой появилось в новостных выпусках, осознала, что находится в опасности.

Что касается следователей Тверской межрайонной прокуратуры, то они не посчитали нужным возбуждать уголовное дело, определив происшедшее как акт хулиганства.

Попытки «замять» инцидент

Несмотря на тот факт что в прокуратуре не посчитали нужным связывать активную деятельность Трегубовой и взрыв возле дверей ее квартиры, сама журналистка проявляла инициативу в отношении дачи официальных показаний, причем неоднократно. Но правоохранительные органы не выказывали ответной заинтересованности.

Но в отличие от милиции и прокуратуры, отечественные и мировые СМИ охарактеризовали данный инцидент как покушение на жизнь журналистки, вследствие чего факт взрыва приобрел новый статус. Елена Трегубова была вызвана на допрос в ГУВД. Но дело так и не было возбуждено.

Сама журналистка считала, что отказ милиции брать у нее показания и последующее игнорирование реального основания для возбуждения дела косвенно указывают на причастность к покушению властей. Также факт взрыва она связала с тем, что накануне, во время интервью, она рассказала о работе над второй книгой с не менее провокационным содержанием. По мнению журналистки, данный факт мог не понравиться представителям власти и они отреагировали достаточно жестко.

Но впоследствии, уже в интервью газете «Комерсантъ», Трегубова изменила собственное отношение к ситуации, озвучив свое сомнение относительно причастности к взрыву спецслужб. Она считала, что Путин не был заинтересован в подобных инцидентах накануне проведения выборов.

Вопреки общей оценке взрыва, которая прозвучала в медиапространстве, газета «Московский комсомолец» на следующий день после инцидента разместила статью с утверждением, что вся история со взрывом - это не более чем рекламный ход, ориентированный на поднятие рейтинга выпущенной книги «Байки Кремлевского диггера».

При этом саму книгу газета определила как посредственный литературный продукт и причислила факт ее издания к следствиям работы сторонников Бориса Березовского. Также в статье утверждалось, что сотрудники милиции провели опрос Трегубовой сразу же после взрыва.

Первая книга

Именно «Байки Кремлевского диггера» ознаменовали начало писательской карьеры, в которой себя решила найти Елена Трегубова. Фото бескомпромиссной журналистки стали узнаваемы, поскольку изданная в 2003 году книга оказалась более чем популярна среди российских читателей.

Тот факт, что творение Елены попало в список бестселлеров, можно объяснить достаточно смелым изложением истории ее деятельности в качестве кремлевского корреспондента и критикой политической элиты России. В своей книге она описывает зафиксированный ею контроль СМИ со стороны государства. Трегубова откровенно высказывается против режима Путина, подчеркивая факт цензуры, давления на свободу слова и авторитарные тенденции.

Определенная часть литературных критиков отозвалась о книге достаточно негативно. По их мнению, журналистка презентовала читателю субъективную оценку ситуации, также они подчеркнули безосновательную, на их взгляд, уверенность автора в своей правоте.

В первой книге Елены Трегубовой правительство сравнивается с мутантами, существами, которые имеют другую, нечеловеческую природу. Саму книгу начали активно распространять еще до того, как она была официально издана, в виде ксерокопий. После того как она была выпущена в продажу, читатели раскупили все экземпляры, которых насчитывалось 300 шт.

Впоследствии даже в Италии была распространена эта книга. «Елена Трегубова «Кремлевские мутанты» - именно в таком оформлении попал продукт известной журналистки на просторы итальянского книжного рынка в 2005 году. На этом шествие кремлевской истории по Европе не остановилось, и в 2006 году книга была издана на немецком (Die Mutanten des Kremls). За работу с творением Трегубовой взялось издательство Tropen Verlag.

Сама Трегубова утверждала, что ей поступило предложение из Голливуда относительно написания сценария, в основу которого должны были лечь факты из ее книги.

Елена Трегубова - известная российская журналистка. Она проработала несколько лет в так называемом "кремлевском пуле". После того как из него вышла, написала увлекательную книгу "Байки кремлевского диггера". Она основана на ее личных воспоминаниях и впечатлениях. После выхода этого романа начала получать угрозы, из-за этого была вынуждена покинуть страну. Переехала в Великобританию, где получила статус политического эмигранта.

Биография писательницы

Елена Трегубова родилась в Москве. Она появилась на свет в 1973 году. Решение стать журналистом она приняла в 1991 году во время августовского путча в столице. В те дни она наглядно убедилась, что журналисты именно те люди, которых называют народными героями, за то, что они всегда в оппозиции.

Поэтому после школы Елена Трегубова поступила в Московский государственный университет на факультет журналистики. Свою профессиональную карьеру начала в федеральном издании - "Независимой газете". Периодически работала на радиостанции "Немецкая волна", а также в печатных средствах массовой информации - газетах "Сегодня", "Русский телеграф".

В середине 90-х начала сотрудничество с "Известиями", а вскоре и с "Коммерсантомъ".

Работа в "кремлевском пуле"

На протяжении четырех лет Елена Трегубова входила в "кремлевский пул". С 1997 по 2001 годы. Так называют федеральных журналистов, которые аккредитованы при президенте Российской Федерации. Его еще называют "президентский пул".

Это название закрепилось за представителями средств массовой информации, работающих с президентом, начиная с 1992 года. Аналогичное употребляют в США для журналистов, которые освещают деятельность Белого дома в Вашингтоне.

В данный момент это понятие несколько трансформировалось. В основном, это произошло после того, как Владимир Путин ушел с поста президента на должность премьер-министра. С тех пор стал формироваться "Кремлевско-правительственный пул", который стал освещать работу не только главы государства, но и председателя федерального правительства.

Роман Трегубовой

Вскоре после того, как покинула "кремлевский пул", написала свой роман Елена Трегубова. "Байки кремлевского диггера" увидели свет в 2003 году.

За два года до этого администрация Владимира Путина, совсем недавно ставшего президентом, отказала ей в очередном продлении аккредитации. По мнению самой героини нашей статьи, причинами этого стал критический тон ее статьей.

В своем романе раскрыла всю закулисную жизнь отечественной политической верхушки Елена Трегубова. "Байки кремлевского диггера" раскрывали истинные причины многих политических скандалов того времени. Например, ситуацию вокруг "Связьинвеста", свержение реформаторов, состоявшееся в 1997 году, противостояние Евгения Примакова и Юрия Лужкова, а также причину назначения на пост временно исполняющего обязанности президента России именно Владимира Путина. Рассуждала Трегубова в своей книге и о том, что привело к уничтожению в России независимой журналистики.

Смысл названия

Елена Трегубова, биография которой на протяжении нескольких лет была тесно связана с событиями, происходившими в Кремле, подробно описывала деятельность влиятельных политиков того времени, например, Бориса Березовского. В своем романе она сравнивает последнего с мутантом из фантастического фильма, который находится у руля одной из крупнейших стран мира. Себя же писательница называется диггером, которому предстоит спускаться в подземелье, чтобы сразиться с этими невиданными чудовищами.

Владимир Путин становится одним из центральных персонажей в книге, которую пишет Елена Трегубова. Журналист выстраивает повествования в виде неформального диалога, который она ведет с Путиным, занимающим пока пост директора ФСБ России. При этом будущего президента она оценивает, как человека средних способностей, получившего стандартное советское образование, обладающего весьма заурядным интеллектом. При этом она отдает должное его гибкости, умению проявить себя в аппаратной борьбе.

Успех романа

Довольно быстро роман стал бестселлером, принеся успех и популярность Елене Трегубовой. Творчеством героини нашей статьи сразу заинтересовались крупнейшие отечественные издательства.

За первый же год удалось реализовать триста тысяч экземпляров. О популярности романа говорит хотя бы тот факт, что книгу распространяли в ксерокопиях еще до выхода официального издания. Вскоре роман начали переводить на иностранные языки. В 2005 году на итальянском вышло творение Трегубовой Елены. "Байки кремлевского диггера" в этой европейской стране получили оригинальное название, которое на русский переводилось, как "Кремлевские мутанты".

На следующий год роман вышел уже на немецком языке. Зарубежные литературные критики отмечали, что книга производит впечатления памфлета, наполненного ненавистью. При этом отдают должное, что, в основном, она весьма объективна, тщательно относится к изложению фактов.

Немецкие издания отмечали, что Елена Трегубова, фото которой есть в этой статье, создала шедевр, который при этом был весьма неважно написан. В нем отображаются реальные и современные механизмы российской власти, при этом речь идет о конкретных личностях. А главной здесь становится, как не удивительно, личность самого автора - весьма самоуверенной женщины.

По рассказам самой Трегубовой, романом настолько заинтересовались, что в Голливуде ей даже предлагали написать сценарий к фильму, в основу которого легла бы эта книга.

Реакция власти

При этом средства массовой информации отмечали, что роман вызвал чрезвычайно негативные отзывы среди чиновников, работающих в Кремле. В особенности, он задел непосредственных героев "Баек кремлевского диггера", среди которых оказалось много людей, приближенных к действующему президенту Владимиру Путину. Людей, входящих в его близкий круг.

Независимые журналисты прямо утверждали, что после выхода романа за границей Трегубова оказалась на особом учете в спецслужбах, появилась в списках нежелательных журналистов, тех, кто был неугоден власти. Например, вскоре после публикации романа героиню нашей статьи уволили из "Коммерсанта", объяснив это допущенным ею прогулом. С тех пор ей не удалось получить работу в штате ни одного российского СМИ.

Ситуация обострилась в ноябре 2003 года, когда в программе Леонида Парфенова "Намедни", выходившей на канале НТВ, появился сюжет, главным героем которого стала Елена Трегубова и книга, которую она написала. Сюжет убрали перед самым эфиром, но уже после того, как его увидели зрители Дальнего Востока. Утверждается, что это произошло по личному распоряжению генерального директора компании Николая Сенкевича.

После этого ведущий программы Леонид Парфенов и секретарь Союза журналистов России Михаил Федотов прямо назвали это актом политической цензуры на современном телевидении. Пытаясь оправдываться Сенкевич в официальных комментариях к случившемуся настаивал, что основными причинами стали эстетические критерии. В частности, по его мнению, в сюжете было много пошлости и откровенного хамства.

Взрыв у квартиры писательницы

В начале 2004 года давление на писательницу из морального стало физическим. Возле двери ее квартиры, находившейся в Москве на Большом Гнездниковском переулке, взорвалась бомба. Неизвестные подложили взрывное устройство под дверь соседней квартиры, в которой никто не жил. Злоумышленники рассчитали все так, что взрыв должен был произойти в тот момент, когда Трегубова вышла бы из квартиры. Незадолго до того она вызвала такси по телефону. Писательница утверждает, что ее спасло только то, что в последний момент она задержалась ненадолго возле зеркала.

В полиции сразу заявили, что взорвалась светошумовая граната. Однако позже эксперты выяснили, что это было реальное самодельное взрывное устройство мощностью от 60 до 80 грамм в тротиловом эквиваленте. По оценкам медиков, если бы Трегубова находилась на площадке в момент взрыва, это привело бы к серьезной баротравме и сильным ожогам.

Расследование этого происшествие московские правоохранительные органы сначала начали по статье "Хулиганские действия", которые связали с профессиональной деятельностью журналистки. По другой версии, реальной целью злоумышленников был хозяин соседней квартиры, под дверью которой и оказалась бомба. Им был Юрий Скляр, правда, к тому времени он уже не проживал в ней с 2000 года.

Вскоре полиция сделала официальное заявление о том, что сама Трегубова не обращалась в полицию по факту взрыва. Писательница утверждала, что пыталась дать официальные показания, но правоохранительные органы не придали им никакого значения. Когда о взрыве сообщили отечественные и зарубежные средства массовой информации, то в большинстве материалов событие было интерпретировано, как попытка покушения на Трегубову. Только после того, как дело получило широкую огласку и общественный резонанс, ее вызвали для допроса. Однако следователи отказались возбуждать уголовное дело, посчитав его обычным хулиганством.

Освещение взрыва в СМИ

В прессе стали выходить противоречивые материалы, посвященные этому событию. Например, "Московский комсомолец" написал, что таким образом сама Трегубова пыталась привлечь к себе внимание, то есть взрыв был не более чем рекламным трюком. Основной целью которого было поднять рейтинги ее книги "Байки кремлевского диггера". Сам роман газета назвала посредственным художественным произведением. Также утверждалось, что его выход состоялся при участии одного из крупных олигархов Бориса Березовского, оказавшегося в 2000-х не у дел. Утверждалось в статье, что Трегубову допросили следователи.

Сама Трегубова, комментируя произошедшее, заявила, что заказчиков покушения стоит искать в том факте, что милиция оказалась взять у нее показания после инцидента. Сам взрыв она напрямую связала со своей писательской деятельностью. Утверждая, что покушение связано с тем, что ее издатель накануне в интервью радиостанции "Эхо Москвы" рассказал радиослушателям, что писательница в данный момент работает над второй книгой, а также разрабатывает "Байки кремлевского диггера" для западного читателя. Более того, она заявила, что организаторами взрыва являются ее "кремлевские читатели".

Давая интервью изданию "Коммерсантъ", в котором Трегубова проработала несколько лет, она сказала, что, по ее версии, причастность к этому спецслужб маловероятна, потому что пока не пройдут президентские выборы Владимира Путина, действующей власти не выгодно покушение на нее.

История публикации своего первого романа, а также попытки официальных властей воспрепятствовать этому и взрыв у ее квартиры легли в основу ее нового произведения под названием "Прощание кремлевского диггера".

Эмиграция из страны

В следующий раз Трегубова оказалась в информационном поле в конце 2006 года, через пять дней после убийства журналистки Анны Политковской. В немецкой газете Zeit она опубликовала открытое письмо, которое адресовала канцлеру Германии Ангеле Меркель, которая в тот же день встречалась с российским президентом Владимиром Путиным.

Письмо вышло под красноречивым заголовком "Молчание является соучастием". В нем писательница прямо обвинила Путина в убийстве Политковской. Обвинила президента в нарушении свободы слова и прав человека в России. А также потребовала западных лидеров изменить свое отношение к России, чтобы прекратить политические убийства в стране, остановить тотальную ликвидацию независимых средств массовой информации. После этого, по ее признанию, у ее дома стали круглосуточно дежурить по два человека.

Поэтому журналистка приняла решение покинуть Россию, опасаясь за свою жизнь. За границу не одна переехала Елена Трегубова. Семья ее поддержала и отправилась следом. Она переехала в Англию, где получила политическое убежище. На новом месте жительства она продолжила публиковать статьи и давать интервью, в которых требовала от европейских политиков принять более жесткие меры к путинскому режиму.

В 2007 году к личности Трегубовой проявили интерес в генеральной прокуратуре. Он был связан с допросом олигарха Березовского по делу Литвиненко. Сам Березовский расценил это как признак явной опасности, которая может угрожать журналистке.

До настоящего времени не возвращается в Россию Елена Трегубова. Где сейчас находится автор скандального романа о закулисной жизне Кремля, точно неизвестно. Можно только сказать, что она по-прежнему живет на территории Великобритании.

Новые романы

Вышедший в 2004 году роман "Прощание кремлевского диггера" оказался не последним для Елены Трегубовой. Книги автора стали появляться и после.

В 2015 году в украинском издательстве под названием "Фолио" вышло ее новое произведение. Роман назывался «Распечатки прослушек интимных переговоров и перлюстрации личной переписки». Книга вышла сразу в двух томах. Ее она написала под псевдонимом Лина Суонн.

Российская журналистка Елена Трегубова родилась 24 мая 1973 года. Окончила факультет журналистики МГУ. Журналистскую карьеру начала в "Независимой газете", затем работала на радио "Немецкая волна", в газетах "Сегодня" и "Русский телеграф". В 1998 году перешла в "Известия", оттуда через полгода - в "Коммерсант". Из "Коммерсанта" была уволена в 2003 году.

С 1997 по 2001 год (по другим данным - до 2000 года) входила в так называемый "кремлевский пул" - круг журналистов, аккредитованных при президенте РФ.

В 2003 году издала книгу "Байки кремлевского диггера" (М., Ad Marginem). В книге в негативном свете выведены многие известные политические деятели, а также олигарх Борис Березовский. По утверждениям СМИ, книга вызвала "крайне негативную реакцию " среди кремлевских чиновников.

В ноябре 2003 года о книге был подготовлен обширный сюжет на телеканале НТВ (программа "Намедни" Леонида Парфенова). Однако сюжет был снят перед самым эфиром, после того как был показан на Дальнем Востоке (днем 11 ноября), по личному указанию гендиректора компании Николая Сенкевича, который публично мотивировал свое решение эстетическими критериями, обвинив материал в "хамстве и пошлости".

2 февраля 2004 года у двери квартиры Трегубовой в доме по Большому Гнездниковскому переулку в Москве произошел взрыв. Под дверь соседней нежилой квартиры было подложено взрывное устройство, которое должно было сработать в момент, когда Трегубова, заказавшая по телефону такси, выйдет из квартиры. Следователи Тверской межрайонной прокуратуры отказались возбуждать дело по этому эпизоду, квалифицировав его как "хулиганство". Сама Трегубова связывала взрыв со своей продолжающейся писательской деятельностью.

В 2004 году вышла новая книга Трегубовой - "Прощание кремлевского диггера".

12 октября 2006 года, через пять дней после убийства Анны Политковской, Трегубова опубликовала в немецкой газете Die Zeit открытое письмо канцлеру ФРГ Ангеле Меркель. В письме, изданном под заголовком "Молчание является соучастием", Трегубова обвинила Путина в преследовании свободы слова и нарушении прав человека в России.

В апреле 2007 года пресса сообщила о том, что находящаяся в Лондоне Трегубова попросила политического убежища в Великобритании. По ее словам, она получила достоверные сведения, что в случае возвращения в Россию ей грозит политическое убийство. "Коммерсант" при этом привел слова также получившего политическое убежище в Великобритании российского предпринимателя Бориса Березовского о том, что представители российской Генпрокуратуры, незадолго до этого допросившие его в Лондоне по делу об отравлении Александра Литвиненко, задавали ему в числе прочих

Ты - не раб!
Закрытый образовательный курс для детей элиты: "Истинное обустройство мира".
http://noslave.org

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Елена Трегубова
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Имя при рождении:

Елена Викторовна Трегубова

Псевдонимы:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Полное имя

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место рождения:
Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Гражданство (подданство):

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Род деятельности:
Годы творчества:
Направление:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Жанр:
Язык произведений:
Дебют:

«Байки кремлёвского диггера»

Премии:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подпись:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Трегубова, Елена Викторовна (род. 24 мая (19730524 ) ) - российская журналистка. Проработав в «кремлёвском пуле », написала и опубликовала книгу «Байки кремлёвского диггера», после чего получила ряд угроз и была вынуждена покинуть Россию. В настоящее время проживает в Великобритании со статусом политического эмигранта .

Журналистская карьера

Елена Трегубова решила стать журналисткой в августовские дни 1991 года, поскольку считала, что «журналисты были героями народа, всегда в оппозиции» .

Книга, по утверждениям СМИ, вызвала «крайне негативную реакцию» среди кремлёвских чиновников, в особенности среди её непосредственных «героев» - людей из «ближнего круга» Путина . СМИ утверждали, что Трегубова была поставлена «на особый учёт», по их выражению, «искусствоведами в штатском» и попала в «чёрный список» журналистов, неугодных власти . Вскоре после выхода книги Трегубова была уволена из «Коммерсанта» с формулировкой «за прогул» и с того момента не имела постоянной работы в штате какого-либо российского СМИ.

В ноябре 2003 года о книге был подготовлен обширный сюжет на телеканале НТВ (программа «Намедни» Леонида Парфёнова). Сюжет был убран с вещания перед самым эфиром, однако уже после того, как был показан на Дальнем Востоке (днём 11 ноября). Сняли с эфира его по личному указанию гендиректора компании Сенкевича . Парфёнов, секретарь Союза журналистов России Федотов и ряд общественных деятелей расценили этот факт как акт политической цензуры. Напротив, в публичных высказываниях Сенкевича в качестве мотивировки собственного решения фигурировали эстетические критерии, он обвинял материал в «хамстве и пошлости» .

Взрыв у двери Трегубовой

Через три месяца после выхода книги, 2 февраля у двери Трегубовой в доме по Большому Гнездниковскому переулку произошёл взрыв. Под дверь соседней нежилой квартиры было подложено взрывное устройство, которое должно было сработать в момент, когда Трегубова, заказавшая по телефону такси, выйдет из квартиры. По словам самой Трегубовой, её спасло то, что она задержалась перед зеркалом. Первоначально было заявлено, что была использована светошумовая граната, тем не менее впоследствии эксперты установили, что это было самодельное взрывное устройство мощностью 60-80 г в тротиловом эквиваленте; по мнению экспертов, если бы Трегубова вышла в назначенный по телефону момент, она бы оказалась в центре взрыва, что привело бы к баротравме и сильным ожогам .

В ГУВД изначально отрицали связь взрыва, квалифицированного как «хулиганские действия», связанные с профессиональной деятельностью Трегубовой , заявив, с одной стороны, что «квартира, у двери которой произошёл взрыв, в момент взрыва была пуста» и в ней никто не проживает с 2000 г. , с другой же - что бомба предназначалась бывшему хозяину этой квартиры Юрию Скляру .

Было официально заявлено, что Трегубова после взрыва в милицию не обращалась . Трегубова утверждала, что она пыталась дать официальные показания, но милиция не проявила к этому никакого интереса . 3 февраля, когда о взрыве сообщили российские и мировые СМИ, интерпретировавшие его как покушение на Трегубову, и «дело приобрело слишком большой общественный резонанс» , Трегубова была вызвана на допрос в ГУВД Москвы. Следователи Тверской межрайонной прокуратуры отказались возбуждать дело по этому эпизоду, квалифицировав его как «хулиганство» .

Трегубова заявила, что «ответ на вопрос о заказчиках покушения стоит искать в том факте, что после покушения милиция отказалась взять у меня официальные показания» . Трегубова связала взрыв со своей писательской деятельностью: «Недавно мой издатель Александр Иванов рассказал в интервью радиостанции „Эхо Москвы“ , что я пишу вторую книгу, кроме того, я работаю над западной версией „Баек кремлёвского диггера“. Видимо, кому-то это не понравилось» . Организаторами взрыва Трегубова назвала своих «кремлёвских читателей» . В интервью газете «Коммерсантъ» она назвала версию о причастности спецслужб маловероятной, поскольку, по её мнению, до президентских выборов Путину покушение на неё было невыгодно. Более правдоподобной Трегубова сочла версию о том, что взрыв могли устроить «психически неуравновешенные поклонники» Путина . История выхода «Баек кремлёвского диггера», попытки власти воспрепятствовать её публикации и рекламе, взрыв у квартиры стали темой новой книги Трегубовой «Прощание кремлёвского диггера» .

Эмиграция

Вслед за этим Трегубова покинула Россию и уехала в Англию, где продолжала в статьях и интервью требовать от европейских политиков принять более жёсткий курс в отношении правительства Путина. В марте 2007 г. Трегубовой, в числе других лиц, интересовались представители Генеральной Прокуратуры РФ во время допроса Бориса Березовского по делу Литвиненко , что Березовский расценил как признак опасности, угрожающей Трегубовой . Месяц спустя, 23 апреля 2007 года , Трегубова попросила политического убежища в Англии. По её словам, она получила достоверные сведения, что в случае возвращения в Россию ей грозит политическое убийство . 2 апреля Трегубова сообщила, что убежище в Англии было ей предоставлено .

Напишите отзыв о статье "Трегубова, Елена Викторовна"

Примечания

Книги Трегубовой

Статьи Трегубовой

  • 18.08.2008
  • (о российской «культурной элите») 23.04.2008

Интервью с Трегубовой

  • .
  • Инна Денисова. // «Радио Свобода », 26.09.2015

Статьи о Трегубовой

Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отрывок, характеризующий Трегубова, Елена Викторовна

– А почему у вас здесь так «холодно»? – тут же, по привычке, посыпались вопросы. – Я имею в виду, почему у вас везде такой «ледяной» цвет?
Девушка удивлённо посмотрела на Стеллу.
– Я никогда об этом не думала... – задумчиво произнесла она. – Наверное, потому, что тепла нам хватило на всю нашу оставшуюся жизнь? Нас на Земле сожгли, видишь ли...
– Как – сожгли?!. – ошарашено уставилась на неё Стелла. – По-настоящему сожгли?.. – Ну, да. Просто там я была Ведьмой – ведала многое... Как и вся моя семья. Вот дедушка – он Ведун, а мама, она самой сильной Видуньей была в то время. Это значит – видела то, что другие видеть не могли. Она будущее видела так же, как мы видим настоящее. И прошлое тоже... Да и вообще, она многое могла и знала – никто столько не знал. А обычным людям это видимо претило – они не любили слишком много «знающих»... Хотя, когда им нужна была помощь, то именно к нам они и обращались. И мы помогали... А потом те же, кому мы помогли, предавали нас...
Девушка-ведьма потемневшими глазами смотрела куда-то вдаль, на мгновение не видя и не слыша ничего вокруг, уйдя в какой-то ей одной известный далёкий мир. Потом, ёжась, передёрнула хрупкими плечами, будто вспомнив что-то очень страшное, и тихо продолжила:
– Столько веков прошло, а я до сих пор всё чувствую, как пламя пожирает меня... Потому наверное и «холодно» здесь, как ты говоришь, милая, – уже обращаясь к Стелле, закончила девушка.
– Но ты никак не можешь быть Ведьмой!.. – уверенно заявила Стелла. – Ведьмы бывают старые и страшные, и очень плохие. Так у нас в сказках написано, что бабушка мне читала. А ты хорошая! И такая красивая!..
– Ну, сказки сказкам рознь... – грустно улыбнулась девушка-ведьма. – Их ведь именно люди и сочиняют... А что нас показывают старыми и страшными – то кому-то так удобнее, наверное... Легче объяснить необъяснимое, и легче вызвать неприязнь... У тебя ведь тоже вызовет большее сочувствие, если будут сжигать молодую и красивую, нежели старую и страшную, правда ведь?
– Ну, старушек мне тоже очень жаль... только не злых, конечно – потупив глаза, произнесла Стелла. – Любого человека жаль, когда такой страшный конец – и, передёрнув плечиками, как бы подражая девушке-ведьме, продолжала: – А тебя правда-правда сожгли?!. Совсем-совсем живую?.. Как же наверное тебе больно было?!. А как тебя зовут?
Слова привычно сыпались из малышки пулемётной очередью и, не успевая её остановить, я боялась, что хозяева под конец обидятся, и из желанных гостей мы превратимся в обузу, от которой они постараются как можно быстрее избавиться.
Но никто почему-то не обижался. Они оба, и старец, и его красавица внучка, дружески улыбаясь, отвечали на любые вопросы, и казалось, что наше присутствие почему-то и вправду доставляло им искреннее удовольствие...
– Меня зовут Анна, милая. И меня «правда-правда» совсем сожгли когда-то... Но это было очень-очень давно. Уже прошло почти пять сотен земных лет...
Я смотрела в совершенном шоке на эту удивительную девушку, не в состоянии отвести от неё глаза, и пыталась представить, какой же кошмар пришлось перенести этой удивительно красивой и нежной душе!..
Их сжигали за их Дар!!! Только лишь за то, что они могли видеть и делать больше, чем другие! Но, как же люди могли творить такое?! И, хотя я уже давно поняла, что никакой зверь не в состоянии был сделать то, что иногда делал человек, всё равно это было настолько дико, что на какое-то мгновение у меня полностью пропало желание называться этим же самым «человеком»....
Это был первый раз в моей жизни, когда я реально услышала о настоящих Ведунах и Ведьмах, в существование которых верила всегда... И вот, увидев наконец-то самую настоящую Ведьму наяву, мне, естественно, жутко захотелось «сразу же и всё-всё» у неё расспросить!!! Моё неугомонное любопытство «ёрзало» внутри, буквально визжа от нетерпения и умоляло спрашивать сейчас же и обязательно «обо всём»!..
И тут, видимо, сама того не замечая, я настолько глубоко погрузилась в столь неожиданно открывшийся мне чужой мир, что не успела вовремя правильно среагировать на вдруг мысленно открывшуюся картинку... и вокруг моего тела вспыхнул до ужаса реальный по своим жутким ощущениям, пожар!..
Ревущий огонь «лизал» мою беззащитную плоть жгучими языками пламени, взрываясь внутри, и почти что лишая рассудка... Дикая, невообразимо жестокая боль захлестнула с головой, проникая в каждую клеточку!.. Взвившись «до потолка», она обрушилась на меня шквалом незнакомого страдания, которого невозможно было ничем унять, ни остановить. Ослепляя, огонь скрутил мою, воющую от нечеловеческого ужаса, сущность в болевой ком, не давая вздохнуть!.. Я пыталась кричать, но голоса не было слышно... Мир рушился, разбиваясь на острые осколки и казалось, что обратно его уже не собрать... Тело полыхало, как жуткий праздничный факел... испепеляя, сгоравшую вместе с ним, мою израненную душу. Вдруг, страшно закричав... я, к своему величайшему удивлению, опять оказалась в своей «земной» комнате, всё ещё стуча зубами от так неожиданно откуда-то обрушившейся нестерпимой боли. Всё ещё оглушённая, я стояла, растерянно озираясь вокруг, не в состоянии понять, кто и за что мог что-то подобное со мной сотворить...
Но, несмотря на дикий испуг, мне постепенно всё же удалось каким-то образом взять себя в руки и чуточку успокоиться. Немного подумав, я наконец-то поняла, что это, вероятнее всего, было всего лишь слишком реальное видение, которое своими ощущениями полностью повторяло происшедший когда-то с девушкой-ведьмой кошмар...
Несмотря на страх и слишком ещё живые ощущения, я тут же попробовала вернуться в сказочный «ледяной дворец» к своей брошенной, и наверняка уже сильно нервничавшей, подружке. Но почему-то ничего не получалось... Я была выжата, как лимон, и не оставалось сил даже думать, не говоря уже о подобном «путешествии». Обозлившись на себя за свою «мягкотелость», я опять попыталась собраться, как вдруг чья-то чужая сила буквально втянула меня в уже знакомую «ледяную» залу, где, взволнованно подпрыгивая, металась моя верная подружка Стелла.
– Ну, что же ты?! Я так испугалась!.. Что же с тобой такое случилось? Хорошо, что вот она помогла, а то ты бы и сейчас ещё «где-то» летала! – задыхаясь от «праведного возмущения», тут же выпалила малышка.
Я и сама пока что не очень-то понимала, каким же образом такое могло со мной произойти, но тут, к моему большому удивлению, ласково прозвучал голос необычной хозяйки ледяного дворца:
– Милая моя, да ты ведь дариня!.. Как же ты оказалась-то здесь? И ты ведь живая!!! Тебе всё ещё больно? – Я удивлённо кивнула. – Ну, что же ты, нельзя такое смотреть!..
Девушка Анна ласково взяла мою, всё ещё «кипящую» от испепеляющей боли, голову в свои прохладные ладони, и вскоре я почувствовала, как жуткая боль начала медленно отступать, а через минуту и вовсе исчезла.
– Что это было?.. – ошалело спросила я.
– Ты просто посмотрела на то, что со мною было. Но ты ещё не умеешь защититься, вот и почувствовала всё. Любопытна ты очень, в этом сила, но и беда твоя, милая... Как зовут-то тебя?
– Светлана... – понемногу очухиваясь, сипло произнесла я. – А вот она – Стелла. Почему вы меня дариней называете? Меня уже второй раз так называют, и я очень хотела бы знать, что это означает. Если можно, конечно же.
– А разве ты не знаешь?!. – удивлённо спросила девушка-ведьма. – Я отрицательно мотнула головой. – Дариня – это «дарящая свет и оберегающая мир». А временами, даже спасающая его...
– Ну, мне бы пока хоть себя-то спасти!.. – искренне рассмеялась я. – Да и что же я могу дарить, если сама ещё не знаю совсем ничего. И делаю-то пока одни лишь ошибки... Ничего я ещё не умею!.. – и, подумав, огорчённо добавила. – И ведь не учит никто! Разве что, бабушка иногда, и ещё вот Стелла... А я бы так хотела учиться!..
– Учитель приходит тогда, когда ученик ГОТОВ учиться, милая – улыбнувшись, тихо сказал старец. – А ты ещё не разобралась даже в себе самой. Даже в том, что у тебя давно уже открыто.
Чтобы не показывать, как сильно расстроили меня его слова, я постаралась тут же поменять тему, и задала девушке-ведьме, настырно крутившийся в мозгу, щекотливый вопрос.
– Простите меня за нескромность, Анна, но как же вы смогли забыть такую страшную боль? И возможно ли вообще забыть такое?..
– А я и не забыла, милая. Я просто поняла и приняла её... Иначе невозможно было бы далее существовать – грустно покачав головой, ответила девушка.
– Как же можно понять такое?! Да и что понимать в боли?.. – не сдавалась я. – Это что – должно было научить вас чему-то особенному?.. Простите, но я никогда не верила в такое «учение»! По-моему так лишь беспомощные «учителя» могут использовать боль!
Я кипела от возмущения, не в состоянии остановить свои разбегавшиеся мысли!.. И как ни старалась, никак не могла успокоиться.
Искренне жалея девушку-ведьму, я в то же время дико хотела всё про неё знать, что означало – задавать ей множество вопросов о том, что могло причинить ей боль. Это напоминало крокодила, который, пожирая свою несчастную жертву, лил по ней горючие слёзы... Но как бы мне не было совестно – я ничего не могла с собою поделать... Это был первый раз в моей короткой жизни, когда я почти что не обращала внимания на то, что своими вопросами могу сделать человеку больно... Мне было очень за это стыдно, но я также понимала, что поговорить с ней обо всём этом почему-то очень для меня важно, и продолжала спрашивать, «закрыв на всё глаза»... Но, к моему великому счастью и удивлению, девушка-ведьма, совершенно не обижаясь, и далее спокойно продолжала отвечать на мои наивные детские вопросы, не высказывая при этом ни малейшего неудовольствия.
– Я поняла причину случившегося. И ещё то, что это также видимо было моим испытанием... Пройдя которое, мне и открылся этот удивительный мир, в котором мы сейчас с дедушкой вместе живём. Да и многое ещё другое...
– Неужели нужно было терпеть такое, только лишь чтобы попасть сюда?!. – ужаснулась Стелла.
– Думаю – да. Хотя я не могу сказать наверняка. У каждого своя дорога... – печально произнесла Анна. – Но главное то, что я всё же это прошла, сумев не сломаться. Моя душа осталась чистой и доброй, не обозлившись на мир, и на казнивших меня людей. Я поняла, почему они уничтожали нас... тех, которые были «другими». Которых они называли Ведунами и Ведьмами. А иногда ещё и «бесовыми детьми»... Они просто боялись нас... Боялись того, что мы сильнее их, и также того, что мы были им непонятны. Они ненавидели нас за то, что мы умели. За наш Дар. И ещё – слишком сильно завидовали нам... И ведь очень мало кто знал, что многие наши убийцы, сами же, тайком пытались учиться всему тому, что умели мы, только вот не получалось у них ничего. Души, видимо, слишком чёрными были...
– Как это – учились?! Но разве же они сами не проклинали вас?.. Разве не потому сжигали, что считали созданиями Дьявола? – полностью опешив, спросила я.
– Так оно и было – кивнула Анна. – Только сперва наши палачи зверски пытали нас, стараясь узнать запретное, только нам одним ведомое... А потом уже сжигали, вырвав при этом многим языки, чтобы они нечаянно не разгласили творённое с ними. Да вы у мамы спросите, она многое прошла, больше всех остальных, наверное... Потому и ушла далеко после смерти, по своему выбору, чего ни один из нас не смог.
– А где же теперь твоя мама? – спросила Стелла.
– О, она где-то в «чужих» мирах обитает, я никогда не смогу пойти туда! – со странной гордостью в голосе, прошептала Анна. – Но мы иногда зовём её, и, она приходит к нам. Она любит и помнит нас... – и вдруг, солнечно улыбнувшись, добавила: – И такие чудеса рассказывает!!! Как хотелось бы увидеть всё это!..
– А разве она не может тебе помочь, чтобы пойти туда? – удивилась Стелла.
– Думаю – нет... – опечалилась Анна. – Она была намного сильнее всех нас на Земле, да и её «испытание» намного страшнее моего было, потому, наверное, и заслужила большее. Ну и талантливее она намного была, конечно же...
– Но для чего же было нужно такое страшное испытание? – осторожно спросила я. – Почему ваша Судьба была такой Злой? Вы ведь не были плохими, вы помогали другим, кто не имел такого Дара. Зачем же было творить с вами такое?!
– Для того, чтобы наша душа окрепла, я думаю... Чтобы выдержать много могли и не ломались. Хотя сломавшихся тоже много было... Они проклинали свой Дар. И перед тем, как умирали – отрекались от него...
– Как же такое можно?! Разве можно от себя отречься?! – тут же возмущённо подпрыгнула Стелла.
– Ещё как можно, милая... Ох, ещё как можно! – тихо произнёс, до этого лишь наблюдавший за нами, но не вмешивавшийся в разговор, удивительный старец.
– Вот и дедушка вам подтвердил, – улыбнулась девушка. – Не все мы готовы к такому испытанию... Да не все и могут переносить такую боль. Но дело даже не столько в боли, сколько в силе нашего человеческого духа... Ведь после боли оставался ещё страх от пережитого, который, даже после смерти, цепко сидел в нашей памяти и как червь, грыз оставшиеся крохи нашего мужества. Именно этот страх, в большинстве своём, и ломал, прошедших весь этот ужас, людей. Стоило после, уже в этом (посмертном) мире, их только лишь чуточку припугнуть, как они тут же сдавались, становясь послушными «куклами» в чужих руках. А уж руки эти, естественно, были далеко не «белыми»... Вот и появлялись после на Земле «чёрные» маги, «чёрные» колдуны и разные им подобные, когда их сущности снова возвращались туда. Маги «на верёвочках», как мы называли их... Так что, не даром наверное мы такое испытание проходили. Дедушка вот тоже всё это прошёл... Но он очень сильный. Намного сильнее меня. Он сумел «уйти», не дожидаясь конца. Как и мама сумела. Только вот я не смогла...
– Как – уйти?!. Умереть до того, как его сожгли?!. А разве возможно такое? – в шоке спросила я.
Девушка кивнула.
– Но не каждый это может, конечно же. Нужно очень большое мужество, чтобы осмелиться прервать свою жизнь... Мне вот не хватило... Но дедушке этого не занимать! – гордо улыбнулась Анна.
Я видела, как сильно она любила своего доброго, мудрого деда... И на какое-то коротенькое мгновение в моей душе стало очень пусто и печально. Как будто снова в неё вернулась глубокая, неизлечимая тоска...
– У меня тоже был очень необычный дедушка... – вдруг очень тихо прошептала я.
Но горечь тут же знакомо сдавила горло, и продолжить я уже не смогла.
– Ты очень его любила? – участливо спросила девушка.
Я только кивнула в ответ, внутри возмущаясь на себя за такую «непростительную» слабость...
– Кем был твой дед, девочка? – ласково спросил старец. – Я не вижу его.
– Я не знаю, кем он был... И никогда не знала. Но, думаю, что не видите вы его потому, что после смерти он перешёл жить в меня... И, наверное, как раз потому я и могу делать то, что делаю... Хотя могу, конечно же, ещё очень мало...
– Нет, девонька, он всего лишь помог тебе «открыться». А делаешь всё ты и твоя сущность. У тебя большой Дар, милая.

», написала и опубликовала книгу «Байки кремлёвского диггера», после чего получила ряд угроз и была вынуждена покинуть Россию. В настоящее время проживает в Великобритании со статусом политического эмигранта .

Журналистская карьера

Елена Трегубова решила стать журналисткой в августовские дни 1991 года, поскольку считала, что «журналисты были героями народа, всегда в оппозиции» .

Книга, по утверждениям СМИ, вызвала «крайне негативную реакцию» среди кремлёвских чиновников, в особенности среди её непосредственных «героев» - людей из «ближнего круга» Путина . СМИ утверждали, что Трегубова была поставлена «на особый учёт», по их выражению, «искусствоведами в штатском» и попала в «чёрный список» журналистов, неугодных власти . Вскоре после выхода книги Трегубова была уволена из «Коммерсанта» с формулировкой «за прогул» и с того момента не имела постоянной работы в штате какого-либо российского СМИ.

В ноябре 2003 года о книге был подготовлен обширный сюжет на телеканале НТВ (программа «Намедни» Леонида Парфёнова). Сюжет был убран с вещания перед самым эфиром, однако уже после того, как был показан на Дальнем Востоке (днём 11 ноября). Сняли с эфира его по личному указанию гендиректора компании Сенкевича . Парфёнов, секретарь Союза журналистов России Федотов и ряд общественных деятелей расценили этот факт как акт политической цензуры. Напротив, в публичных высказываниях Сенкевича в качестве мотивировки собственного решения фигурировали эстетические критерии, он обвинял материал в «хамстве и пошлости» .

Взрыв у двери Трегубовой

Через три месяца после выхода книги, 2 февраля у двери Трегубовой в доме по Большому Гнездниковскому переулку произошёл взрыв. Под дверь соседней нежилой квартиры было подложено взрывное устройство, которое должно было сработать в момент, когда Трегубова, заказавшая по телефону такси, выйдет из квартиры. По словам самой Трегубовой, её спасло то, что она задержалась перед зеркалом. Первоначально было заявлено, что была использована светошумовая граната, тем не менее впоследствии эксперты установили, что это было самодельное взрывное устройство мощностью 60-80 г в тротиловом эквиваленте; по мнению экспертов, если бы Трегубова вышла в назначенный по телефону момент, она бы оказалась в центре взрыва, что привело бы к баротравме и сильным ожогам .

В ГУВД изначально отрицали связь взрыва, квалифицированного как «хулиганские действия», связанные с профессиональной деятельностью Трегубовой , заявив, с одной стороны, что «квартира, у двери которой произошёл взрыв, в момент взрыва была пуста» и в ней никто не проживает с 2000 г. , с другой же - что бомба предназначалась бывшему хозяину этой квартиры Юрию Скляру .

Было официально заявлено, что Трегубова после взрыва в милицию не обращалась . Трегубова утверждала, что она пыталась дать официальные показания, но милиция не проявила к этому никакого интереса . 3 февраля, когда о взрыве сообщили российские и мировые СМИ, интерпретировавшие его как покушение на Трегубову, и «дело приобрело слишком большой общественный резонанс» , Трегубова была вызвана на допрос в ГУВД Москвы. Следователи Тверской межрайонной прокуратуры отказались возбуждать дело по этому эпизоду, квалифицировав его как «хулиганство» .

Трегубова заявила, что «ответ на вопрос о заказчиках покушения стоит искать в том факте, что после покушения милиция отказалась взять у меня официальные показания» . Трегубова связала взрыв со своей писательской деятельностью: «Недавно мой издатель Александр Иванов рассказал в интервью радиостанции „Эхо Москвы“ , что я пишу вторую книгу, кроме того, я работаю над западной версией „Баек кремлёвского диггера“. Видимо, кому-то это не понравилось» . Организаторами взрыва Трегубова назвала своих «кремлёвских читателей» . В интервью газете «Коммерсантъ» она назвала версию о причастности спецслужб маловероятной, поскольку, по её мнению, до президентских выборов Путину покушение на неё было невыгодно. Более правдоподобной Трегубова сочла версию о том, что взрыв могли устроить «психически неуравновешенные поклонники» Путина . История выхода «Баек кремлёвского диггера», попытки власти воспрепятствовать её публикации и рекламе, взрыв у квартиры стали темой новой книги Трегубовой «Прощание кремлёвского диггера» .

Эмиграция

Вслед за этим Трегубова покинула Россию и уехала в Англию, где продолжала в статьях и интервью требовать от европейских политиков принять более жёсткий курс в отношении правительства Путина. В марте 2007 г. Трегубовой, в числе других лиц, интересовались представители Генеральной Прокуратуры РФ во время допроса Бориса Березовского по делу Литвиненко , что Березовский расценил как признак опасности, угрожающей Трегубовой . Месяц спустя, 23 апреля 2007 года , Трегубова попросила политического убежища в Англии. По её словам, она получила достоверные сведения, что в случае возвращения в Россию ей грозит политическое убийство . 2 апреля Трегубова сообщила, что убежище в Англии было ей предоставлено .

Напишите отзыв о статье "Трегубова, Елена Викторовна"

Примечания

Книги Трегубовой

Статьи Трегубовой

  • 18.08.2008
  • (о российской «культурной элите») 23.04.2008

Интервью с Трегубовой

  • .
  • Инна Денисова. // «Радио Свобода », 26.09.2015

Статьи о Трегубовой

Отрывок, характеризующий Трегубова, Елена Викторовна

– Я тебе помогал, но всё же я тебе должен правду сказать: дело опасное и, если разобрать, глупое. Ну, ты ее увезешь, хорошо. Разве это так оставят? Узнается дело, что ты женат. Ведь тебя под уголовный суд подведут…
– Ах! глупости, глупости! – опять сморщившись заговорил Анатоль. – Ведь я тебе толковал. А? – И Анатоль с тем особенным пристрастием (которое бывает у людей тупых) к умозаключению, до которого они дойдут своим умом, повторил то рассуждение, которое он раз сто повторял Долохову. – Ведь я тебе толковал, я решил: ежели этот брак будет недействителен, – cказал он, загибая палец, – значит я не отвечаю; ну а ежели действителен, всё равно: за границей никто этого не будет знать, ну ведь так? И не говори, не говори, не говори!
– Право, брось! Ты только себя свяжешь…
– Убирайся к чорту, – сказал Анатоль и, взявшись за волосы, вышел в другую комнату и тотчас же вернулся и с ногами сел на кресло близко перед Долоховым. – Это чорт знает что такое! А? Ты посмотри, как бьется! – Он взял руку Долохова и приложил к своему сердцу. – Ah! quel pied, mon cher, quel regard! Une deesse!! [О! Какая ножка, мой друг, какой взгляд! Богиня!!] A?
Долохов, холодно улыбаясь и блестя своими красивыми, наглыми глазами, смотрел на него, видимо желая еще повеселиться над ним.
– Ну деньги выйдут, тогда что?
– Тогда что? А? – повторил Анатоль с искренним недоумением перед мыслью о будущем. – Тогда что? Там я не знаю что… Ну что глупости говорить! – Он посмотрел на часы. – Пора!
Анатоль пошел в заднюю комнату.
– Ну скоро ли вы? Копаетесь тут! – крикнул он на слуг.
Долохов убрал деньги и крикнув человека, чтобы велеть подать поесть и выпить на дорогу, вошел в ту комнату, где сидели Хвостиков и Макарин.
Анатоль в кабинете лежал, облокотившись на руку, на диване, задумчиво улыбался и что то нежно про себя шептал своим красивым ртом.
– Иди, съешь что нибудь. Ну выпей! – кричал ему из другой комнаты Долохов.
– Не хочу! – ответил Анатоль, всё продолжая улыбаться.
– Иди, Балага приехал.
Анатоль встал и вошел в столовую. Балага был известный троечный ямщик, уже лет шесть знавший Долохова и Анатоля, и служивший им своими тройками. Не раз он, когда полк Анатоля стоял в Твери, с вечера увозил его из Твери, к рассвету доставлял в Москву и увозил на другой день ночью. Не раз он увозил Долохова от погони, не раз он по городу катал их с цыганами и дамочками, как называл Балага. Не раз он с их работой давил по Москве народ и извозчиков, и всегда его выручали его господа, как он называл их. Не одну лошадь он загнал под ними. Не раз он был бит ими, не раз напаивали они его шампанским и мадерой, которую он любил, и не одну штуку он знал за каждым из них, которая обыкновенному человеку давно бы заслужила Сибирь. В кутежах своих они часто зазывали Балагу, заставляли его пить и плясать у цыган, и не одна тысяча их денег перешла через его руки. Служа им, он двадцать раз в году рисковал и своей жизнью и своей шкурой, и на их работе переморил больше лошадей, чем они ему переплатили денег. Но он любил их, любил эту безумную езду, по восемнадцати верст в час, любил перекувырнуть извозчика и раздавить пешехода по Москве, и во весь скок пролететь по московским улицам. Он любил слышать за собой этот дикий крик пьяных голосов: «пошел! пошел!» тогда как уж и так нельзя было ехать шибче; любил вытянуть больно по шее мужика, который и так ни жив, ни мертв сторонился от него. «Настоящие господа!» думал он.
Анатоль и Долохов тоже любили Балагу за его мастерство езды и за то, что он любил то же, что и они. С другими Балага рядился, брал по двадцати пяти рублей за двухчасовое катанье и с другими только изредка ездил сам, а больше посылал своих молодцов. Но с своими господами, как он называл их, он всегда ехал сам и никогда ничего не требовал за свою работу. Только узнав через камердинеров время, когда были деньги, он раз в несколько месяцев приходил поутру, трезвый и, низко кланяясь, просил выручить его. Его всегда сажали господа.
– Уж вы меня вызвольте, батюшка Федор Иваныч или ваше сиятельство, – говорил он. – Обезлошадничал вовсе, на ярманку ехать уж ссудите, что можете.
И Анатоль и Долохов, когда бывали в деньгах, давали ему по тысяче и по две рублей.
Балага был русый, с красным лицом и в особенности красной, толстой шеей, приземистый, курносый мужик, лет двадцати семи, с блестящими маленькими глазами и маленькой бородкой. Он был одет в тонком синем кафтане на шелковой подкладке, надетом на полушубке.
Он перекрестился на передний угол и подошел к Долохову, протягивая черную, небольшую руку.
– Федору Ивановичу! – сказал он, кланяясь.
– Здорово, брат. – Ну вот и он.
– Здравствуй, ваше сиятельство, – сказал он входившему Анатолю и тоже протянул руку.
– Я тебе говорю, Балага, – сказал Анатоль, кладя ему руки на плечи, – любишь ты меня или нет? А? Теперь службу сослужи… На каких приехал? А?
– Как посол приказал, на ваших на зверьях, – сказал Балага.
– Ну, слышишь, Балага! Зарежь всю тройку, а чтобы в три часа приехать. А?
– Как зарежешь, на чем поедем? – сказал Балага, подмигивая.
– Ну, я тебе морду разобью, ты не шути! – вдруг, выкатив глаза, крикнул Анатоль.
– Что ж шутить, – посмеиваясь сказал ямщик. – Разве я для своих господ пожалею? Что мочи скакать будет лошадям, то и ехать будем.
– А! – сказал Анатоль. – Ну садись.
– Что ж, садись! – сказал Долохов.
– Постою, Федор Иванович.
– Садись, врешь, пей, – сказал Анатоль и налил ему большой стакан мадеры. Глаза ямщика засветились на вино. Отказываясь для приличия, он выпил и отерся шелковым красным платком, который лежал у него в шапке.
– Что ж, когда ехать то, ваше сиятельство?
– Да вот… (Анатоль посмотрел на часы) сейчас и ехать. Смотри же, Балага. А? Поспеешь?
– Да как выезд – счастлив ли будет, а то отчего же не поспеть? – сказал Балага. – Доставляли же в Тверь, в семь часов поспевали. Помнишь небось, ваше сиятельство.
– Ты знаешь ли, на Рожество из Твери я раз ехал, – сказал Анатоль с улыбкой воспоминания, обращаясь к Макарину, который во все глаза умиленно смотрел на Курагина. – Ты веришь ли, Макарка, что дух захватывало, как мы летели. Въехали в обоз, через два воза перескочили. А?
– Уж лошади ж были! – продолжал рассказ Балага. – Я тогда молодых пристяжных к каурому запрег, – обратился он к Долохову, – так веришь ли, Федор Иваныч, 60 верст звери летели; держать нельзя, руки закоченели, мороз был. Бросил вожжи, держи, мол, ваше сиятельство, сам, так в сани и повалился. Так ведь не то что погонять, до места держать нельзя. В три часа донесли черти. Издохла левая только.

Анатоль вышел из комнаты и через несколько минут вернулся в подпоясанной серебряным ремнем шубке и собольей шапке, молодцовато надетой на бекрень и очень шедшей к его красивому лицу. Поглядевшись в зеркало и в той самой позе, которую он взял перед зеркалом, став перед Долоховым, он взял стакан вина.
– Ну, Федя, прощай, спасибо за всё, прощай, – сказал Анатоль. – Ну, товарищи, друзья… он задумался… – молодости… моей, прощайте, – обратился он к Макарину и другим.
Несмотря на то, что все они ехали с ним, Анатоль видимо хотел сделать что то трогательное и торжественное из этого обращения к товарищам. Он говорил медленным, громким голосом и выставив грудь покачивал одной ногой. – Все возьмите стаканы; и ты, Балага. Ну, товарищи, друзья молодости моей, покутили мы, пожили, покутили. А? Теперь, когда свидимся? за границу уеду. Пожили, прощай, ребята. За здоровье! Ура!.. – сказал он, выпил свой стакан и хлопнул его об землю.
– Будь здоров, – сказал Балага, тоже выпив свой стакан и обтираясь платком. Макарин со слезами на глазах обнимал Анатоля. – Эх, князь, уж как грустно мне с тобой расстаться, – проговорил он.
– Ехать, ехать! – закричал Анатоль.
Балага было пошел из комнаты.
– Нет, стой, – сказал Анатоль. – Затвори двери, сесть надо. Вот так. – Затворили двери, и все сели.
– Ну, теперь марш, ребята! – сказал Анатоль вставая.
Лакей Joseph подал Анатолю сумку и саблю, и все вышли в переднюю.
– А шуба где? – сказал Долохов. – Эй, Игнатка! Поди к Матрене Матвеевне, спроси шубу, салоп соболий. Я слыхал, как увозят, – сказал Долохов, подмигнув. – Ведь она выскочит ни жива, ни мертва, в чем дома сидела; чуть замешкаешься, тут и слезы, и папаша, и мамаша, и сейчас озябла и назад, – а ты в шубу принимай сразу и неси в сани.
Лакей принес женский лисий салоп.
– Дурак, я тебе сказал соболий. Эй, Матрешка, соболий! – крикнул он так, что далеко по комнатам раздался его голос.
Красивая, худая и бледная цыганка, с блестящими, черными глазами и с черными, курчавыми сизого отлива волосами, в красной шали, выбежала с собольим салопом на руке.
– Что ж, мне не жаль, ты возьми, – сказала она, видимо робея перед своим господином и жалея салопа.
Долохов, не отвечая ей, взял шубу, накинул ее на Матрешу и закутал ее.
– Вот так, – сказал Долохов. – И потом вот так, – сказал он, и поднял ей около головы воротник, оставляя его только перед лицом немного открытым. – Потом вот так, видишь? – и он придвинул голову Анатоля к отверстию, оставленному воротником, из которого виднелась блестящая улыбка Матреши.
– Ну прощай, Матреша, – сказал Анатоль, целуя ее. – Эх, кончена моя гульба здесь! Стешке кланяйся. Ну, прощай! Прощай, Матреша; ты мне пожелай счастья.
– Ну, дай то вам Бог, князь, счастья большого, – сказала Матреша, с своим цыганским акцентом.
У крыльца стояли две тройки, двое молодцов ямщиков держали их. Балага сел на переднюю тройку, и, высоко поднимая локти, неторопливо разобрал вожжи. Анатоль и Долохов сели к нему. Макарин, Хвостиков и лакей сели в другую тройку.
– Готовы, что ль? – спросил Балага.
– Пущай! – крикнул он, заматывая вокруг рук вожжи, и тройка понесла бить вниз по Никитскому бульвару.
– Тпрру! Поди, эй!… Тпрру, – только слышался крик Балаги и молодца, сидевшего на козлах. На Арбатской площади тройка зацепила карету, что то затрещало, послышался крик, и тройка полетела по Арбату.
Дав два конца по Подновинскому Балага стал сдерживать и, вернувшись назад, остановил лошадей у перекрестка Старой Конюшенной.
Молодец соскочил держать под уздцы лошадей, Анатоль с Долоховым пошли по тротуару. Подходя к воротам, Долохов свистнул. Свисток отозвался ему и вслед за тем выбежала горничная.
– На двор войдите, а то видно, сейчас выйдет, – сказала она.
Долохов остался у ворот. Анатоль вошел за горничной на двор, поворотил за угол и вбежал на крыльцо.
Гаврило, огромный выездной лакей Марьи Дмитриевны, встретил Анатоля.
– К барыне пожалуйте, – басом сказал лакей, загораживая дорогу от двери.
– К какой барыне? Да ты кто? – запыхавшимся шопотом спрашивал Анатоль.
– Пожалуйте, приказано привесть.
– Курагин! назад, – кричал Долохов. – Измена! Назад!
Долохов у калитки, у которой он остановился, боролся с дворником, пытавшимся запереть за вошедшим Анатолем калитку. Долохов последним усилием оттолкнул дворника и схватив за руку выбежавшего Анатоля, выдернул его за калитку и побежал с ним назад к тройке.

Марья Дмитриевна, застав заплаканную Соню в коридоре, заставила ее во всем признаться. Перехватив записку Наташи и прочтя ее, Марья Дмитриевна с запиской в руке взошла к Наташе.
– Мерзавка, бесстыдница, – сказала она ей. – Слышать ничего не хочу! – Оттолкнув удивленными, но сухими глазами глядящую на нее Наташу, она заперла ее на ключ и приказав дворнику пропустить в ворота тех людей, которые придут нынче вечером, но не выпускать их, а лакею приказав привести этих людей к себе, села в гостиной, ожидая похитителей.
Когда Гаврило пришел доложить Марье Дмитриевне, что приходившие люди убежали, она нахмурившись встала и заложив назад руки, долго ходила по комнатам, обдумывая то, что ей делать. В 12 часу ночи она, ощупав ключ в кармане, пошла к комнате Наташи. Соня, рыдая, сидела в коридоре.
– Марья Дмитриевна, пустите меня к ней ради Бога! – сказала она. Марья Дмитриевна, не отвечая ей, отперла дверь и вошла. «Гадко, скверно… В моем доме… Мерзавка, девчонка… Только отца жалко!» думала Марья Дмитриевна, стараясь утолить свой гнев. «Как ни трудно, уж велю всем молчать и скрою от графа». Марья Дмитриевна решительными шагами вошла в комнату. Наташа лежала на диване, закрыв голову руками, и не шевелилась. Она лежала в том самом положении, в котором оставила ее Марья Дмитриевна.
– Хороша, очень хороша! – сказала Марья Дмитриевна. – В моем доме любовникам свидания назначать! Притворяться то нечего. Ты слушай, когда я с тобой говорю. – Марья Дмитриевна тронула ее за руку. – Ты слушай, когда я говорю. Ты себя осрамила, как девка самая последняя. Я бы с тобой то сделала, да мне отца твоего жалко. Я скрою. – Наташа не переменила положения, но только всё тело ее стало вскидываться от беззвучных, судорожных рыданий, которые душили ее. Марья Дмитриевна оглянулась на Соню и присела на диване подле Наташи.
– Счастье его, что он от меня ушел; да я найду его, – сказала она своим грубым голосом; – слышишь ты что ли, что я говорю? – Она поддела своей большой рукой под лицо Наташи и повернула ее к себе. И Марья Дмитриевна, и Соня удивились, увидав лицо Наташи. Глаза ее были блестящи и сухи, губы поджаты, щеки опустились.
– Оставь… те… что мне… я… умру… – проговорила она, злым усилием вырвалась от Марьи Дмитриевны и легла в свое прежнее положение.
– Наталья!… – сказала Марья Дмитриевна. – Я тебе добра желаю. Ты лежи, ну лежи так, я тебя не трону, и слушай… Я не стану говорить, как ты виновата. Ты сама знаешь. Ну да теперь отец твой завтра приедет, что я скажу ему? А?
Опять тело Наташи заколебалось от рыданий.
– Ну узнает он, ну брат твой, жених!
– У меня нет жениха, я отказала, – прокричала Наташа.
– Всё равно, – продолжала Марья Дмитриевна. – Ну они узнают, что ж они так оставят? Ведь он, отец твой, я его знаю, ведь он, если его на дуэль вызовет, хорошо это будет? А?
– Ах, оставьте меня, зачем вы всему помешали! Зачем? зачем? кто вас просил? – кричала Наташа, приподнявшись на диване и злобно глядя на Марью Дмитриевну.
– Да чего ж ты хотела? – вскрикнула опять горячась Марья Дмитриевна, – что ж тебя запирали что ль? Ну кто ж ему мешал в дом ездить? Зачем же тебя, как цыганку какую, увозить?… Ну увез бы он тебя, что ж ты думаешь, его бы не нашли? Твой отец, или брат, или жених. А он мерзавец, негодяй, вот что!
– Он лучше всех вас, – вскрикнула Наташа, приподнимаясь. – Если бы вы не мешали… Ах, Боже мой, что это, что это! Соня, за что? Уйдите!… – И она зарыдала с таким отчаянием, с каким оплакивают люди только такое горе, которого они чувствуют сами себя причиной. Марья Дмитриевна начала было опять говорить; но Наташа закричала: – Уйдите, уйдите, вы все меня ненавидите, презираете. – И опять бросилась на диван.
Марья Дмитриевна продолжала еще несколько времени усовещивать Наташу и внушать ей, что всё это надо скрыть от графа, что никто не узнает ничего, ежели только Наташа возьмет на себя всё забыть и не показывать ни перед кем вида, что что нибудь случилось. Наташа не отвечала. Она и не рыдала больше, но с ней сделались озноб и дрожь. Марья Дмитриевна подложила ей подушку, накрыла ее двумя одеялами и сама принесла ей липового цвета, но Наташа не откликнулась ей. – Ну пускай спит, – сказала Марья Дмитриевна, уходя из комнаты, думая, что она спит. Но Наташа не спала и остановившимися раскрытыми глазами из бледного лица прямо смотрела перед собою. Всю эту ночь Наташа не спала, и не плакала, и не говорила с Соней, несколько раз встававшей и подходившей к ней.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «nikanovgorod.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «nikanovgorod.ru»