История русской церкви. Фотий (митрополит Киевский) Святитель фотий митрополит киевский и всея руси

Подписаться
Вступай в сообщество «nikanovgorod.ru»!
ВКонтакте:

Святитель Фотий, митрополит Киевский и всея Руси, был родом грек из пелопоннесского города Монемвасии (Мальвазии). Еще в отроческие годы он поступил в монастырь и был пострижеником старца Акакия, великого подвижника (впоследствии митрополита Монемвасийского). В 1408 году, когда Фотий находился в Константинополе у Патриарха с поручением от митрополита, встал вопрос о замещении русской кафедры после кончины († 1406; память 16 сентября). Выбор Патриарха Матфея (1397-1410) пал на Фотия, известного своей ученостью и святостью жизни. 1 сентября 1408 года святитель Фотий поставлен в митрополита и через год прибыл на Русь.

Полгода он провел в Киеве (сентябрь 1409-февраль 1410), занимаясь устроением дел южных епархий Русской Церкви, входивших тогда в состав княжества Литовского, а точнее, как его называли, Литовского и Русского. Святитель видел, что престол митрополита - духовное средоточие церковной жизни Руси - не может находиться в Киевской земле, все более подпадавшей в зависимость от католической Польши. По примеру прежних русских митрополитов, перенесших свое местопребывание сначала во Владимир, а затем в Москву, митрополит Фотий в день Святой Пасхи 1410 года прибыл в Москву.

22 года подвизался Святитель в многотрудном служении Предстоятеля Русской Церкви. В тяжелых условиях войн, междоусобных браней, грабительских набегов татар он сумел высоко поднять духовное значение, материальную обеспеченность и благолепие храмов Московской кафедры. Благосостояние Церкви позволяло святителю Фотию оказывать большую помощь оскудевшему Константинопольскому Патриархату, укреплять международное значение Русской Православной Церкви и Русского государства. Враги Православия не раз пытались воспрепятствовать церковно-патриотическому служению Фотия. Весной 1410 года, когда святой Фотий прибыл из Москвы во Владимир, хан Едыгей, разоривший за два года до того Русскую землю, предпринял новый поход с целью захвата в плен самого митрополита. Татарские отряды во главе с царевичем Талычой "изгоном", то есть внезапно и быстро, взяли Владимир. Но Бог сохранил праведника: накануне, не подозревая об опасности, святитель выехал в загородный Святоозерский монастырь. Когда татары устремились в погоню, он укрылся в небольшом селении, окруженном непроходимыми болотами, на реке Сеньге. Не сумев захватить митрополита, озлобленные татары предали разграблению Владимир и особенно Успенский кафедральный собор. Ключарь собора Патрикей претерпел страшные пытки и принял мученическую кончину от грабителей-татар, но не открыл место, где спрятал церковные святыни и сокровища.

Стараниями святого митрополита Фотия было восстановлено молитвенно-каноническое единство Русской Церкви: отдельная Литовская митрополия, учрежденная по настояниям князя Витовта для южных и западных русских православных епархий, в 1420 году была упразднена. Святитель в том же году посетил возвращенные епархии и приветствовал паству обширным учительным посланием. Мудрый и высокообразованный пастырь оставил много поучений и посланий. Большое Богословское значение имели его обличения на возникшую в Пскове еще до его правления ересь стригольников. Усилиями мудрого святителя ересь прекратилась (в 1427 году).

Важными церковно-историческими источниками являются составленный святым Фотием "Чин избрания и поставления епископов" (1423), "Поучение о важности священного сана и обязанностях священнослужителей", а также "Духовное завещание", в котором повествуется о его жизни. Великим делом святителя было также составление под его руководством Общерусского летописного свода (около 1423 года).

20 апреля 1430 года святой архипастырь был извещен Ангелом о предстоящей кончине и мирно почил о Господе в указанный ему срок, в праздник Положения Ризы Богородицы, 2 июля 1431 года. Мощи его были обретены в 1471 году. В Оружейной палате Московского Кремля хранятся два саккоса святого митрополита Фотия.

Иконописный подлинник

Москва. XVI.

"Боголюбская" с избранными святыми (В среднике изображены святители Московские Петр, Фотий, Макарий, блаженные Максим, Иоанн). Истома Савин. Икона (Складень трехстворчатый). Москва. Конец XVI - начало XVII в. Размер створок 35 х 15.

митрополит Киевский и всея России, духовный писатель. Ф. был родом из Пелопоннеса. Поступив в монастырь, он был послан в Константинополь к императору и патриарху и пришел в столицу в то время, когда там находились послы русского великого князя, прибывшие просить себе нового митрополита. Император с патриархом поставили в русские митрополиты Ф. В 1409 г. Ф. прибыл в Киев. Так как Витовт желал иметь в Литве особого митрополита, то нет сомнения, что он встретил прибывшего к нему неожиданно митрополита всея России не с особенным радушием. Однако Ф. удалось примирить его с собою: Витовт признал его митрополитом, и Ф. прожил в Литве около шести месяцев. 22 марта 1410 г. Ф. прибыл в сопровождении послов императорского и патриаршего в Москву. После четырехлетнего отсутствия митрополита в Москве и после недавнего Эдигеева нашествия Ф. нашел в своей митрополии много беспорядков. Дом митрополита был опустошен; владения его были расхищены сильными людьми; много попало и в казну вел. князя. Ф. начал собирать расхищенное и этим обидел многих бояр. Сохранилось послание Ф. к Василию Дмитриевичу (напеч. в "Памятниках древнерусского канонического права" Павлова, 35, I), в котором митрополит просит государя, чтобы все, что отдано церкви Божией его прародителями и утверждено за ней, и он с своей стороны утвердил посредством своего благочестивого списания. Из другого сохранившегося послания к вел. князю (напеч. в "Памятниках" Павлова, 35, II) видно, что и к самому государю Ф. предъявлял претензии за посягательства на доходы его кафедры. В этом послании митрополит настоятельно убеждает великого князя возвратить церкви какие-то отнятые или присвоенные им пошлины. Боярам удалось поссорить Ф. с Василием Дмитриевичем, а слуги Фотиевы, бежавшие от него в Литву, клеветали на него вел. князю литовскому. Витовт воспылал ненавистью к Ф. и решил отнять у него литовскую митрополию. Ф. решил отправиться в Литву, чтобы сделать попытку примирения с Витовтом, а в случае неуспеха попытки - пройти в Константинополь и хлопотать у патриарха о возбранении Витовту ставить особого митрополита. Когда Ф. явился в Литве, то по приказанию Витовта был схвачен, ограблен и возвращен в Москву. В особые митрополиты литовские был поставлен Григорий Цамблак (см.). Ф. разослал окружные послания (послание ко всем православным христианам русской церкви напечатано в "Актах Истор.", т. I, 19, и в "Памятниках" Павлова, 39; послание в Киев сокращенно помещено в "Полн. собр. рус. летоп.", IV, 116 и в Никон. Лет., V, 65; послание во Псков - в "Актах истор.", I, 40), в которых выставлял на вид незаконность поставления Григория и требовал, чтобы православные не имели с ним общения. После смерти Григория Цамблака обе половины русской церкви опять соединились под властью Ф. В правление Ф. и при его участии и содействии прекратила свое существование во Пскове явившаяся там секта стригольников (см.). После смерти вел. кн. Василия Дмитриевича Ф. крепко стоял за малолетнего сына его, Василия, утверждая этим новый московский порядок престолонаследия по нисходящей линии, а не по старшинству. Своей духовной властью он успевал предупреждать усобицы во все время своего святительства. Ф. скончался в 1431 г. Перед своей смертью он написал духовное завещание, в котором сообщает биографические сведения о себе до доставления в митрополиты и уверяет, что время пребывания на кафедре митрополии было для него временем непрерывных скорбей, слез и рыданий (завещание напечатано в "Полн. собрании рос. летоп.", VI, 144, Никон. Лет., V, 100; "Собран. госуд. грам. и догов.", II, 17). Ф. погребен в московском Успенском соборе; в 1472 г. обретены его мощи, но почивают под спудом. Память 2 июля и 27 мая. До нас сохранилось восемь его церковных слов: сказанное в день Благовещения (напечат. в "Дополн. к Актам историч.", т. I, 182), на Сретение Господне (в "Правосл. собеседн.", 1860, ч. II, стр. 453), в недели - о блудном сыне, мясопустную и православия (ibid., 1860, ч. III, стр. 97, 222, 357 и 481); три слова о казнях Божиих (два напечатаны в "Правосл. собеседн.", 1861, ч. II, стр. 181 и 303; третье там же, 1875, ч. III, стр. 70). Перечисленные поучения Ф., за исключением трех слов "О казнях Божиих", не имеют почти никакого отношения к современной Ф. русской жизни. При своем вступлении на кафедру Ф. адресовал учительное пастырское послание ко всему священническому и иноческому чину, в котором говорит о высоте священства и о важности соединенных с ним обязанностей (напеч. в "Дополн. к Актам истор.", т. I, 181 и в "Памятниках" Павлова, 60). При вторичном вступлении в заведование литовской митрополией, после смерти Цамблака, Ф. обратился с учительным посланием ко всему населению этой митрополии (напеч. в "Дополн. к Актам историч.", т. I, 183). Известны еще два послания его священникам, монахам и всем мирянам каких-то местностей (отрывок одного в синодальных рукоп. по "Опис." Горского и Невоструева, 330; указание на другое в "Библиографическом словаре" Строева, 1); три учительные послания во Псков, также к священникам, монахам и всем мирянам (напечатаны - первое от 23 сентября 1416 г. в "Актах историч.", т. I, 21, в "Памятниках" Павлова, 42; второе - от 2 февраля 1426 г., по случаю моровой язвы, в "Актах историч.", т. I, 30, и у Павлова, 53; третье - от 4-го января неизвестного года в "Актах истор.", т. I. 35, и у Павлова, 58); три послания в киевский Печерский монастырь (два послания напечат. в "Дополн. к Актам историч.", т. I, 180); послание в псковской Снетогорский м-рь (напеч. в "Актах историч.", т. I, 26, и у Павлова, 46); послание к препод. Павлу Обнорскому (в "Актах ист.", т. 2, 57, и у Павлова, 57). Сохранились также семь посланий Ф. в Псков, содержащих в себе наставления и правила относительно богослужения, церковной дисциплины и жизни. Особенную важность для церкви получило впоследствии послание Ф. к псковскому духовенству о совершении церковных служб, между прочим, разрешающее вопрос о троекратном произнесении "аллилуиа" (1419 г.). Церковные слова и учительные послания Ф. не отличаются самостоятельностью и представляют собой простые компиляции из произведений византийских писателей, иногда же просто перевод (напр. слово о бездождии, вторая часть которого - дословный перевод слова Василия Великого). Из биографии Ф. не видно, чтобы он получил где-нибудь систематическое образование; он обладал только обширной богословской начитанностью. В поучениях Ф. цитуются Василий Велик., Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Иоанн Лествичник, Дионисий Ареопагит и др. Ср. прот. Горский, "Ф., митрополит Киевский и всея России" ("Прибавления к изданию творений святых отцев в русском переводе", ч. XI, М., 1852); А. Вадковский (еп. Антоний), "О поучениях Ф., митрополита Киевского и всея Руси" ("Правосл. собеседник", ч. I и III, и в его же книге "Из истории христианской проповеди" СПб., 1892); епископ Орловский Макарий, "О трудах святителя Ф., митрополита Киевского и всея России" ("Духовная беседа", 1870, №№ 18-20, 23-27); Голубинский, "История русской церкви" (т. II, М., 1900).

  • - крупный богослов и церк. деятель Византии, одна из самых блистательных личностей на патриаршем троне Константинополя. Занимал видные посты при дворе императора Михаила III , участвовал в посольстве к арабам...

    Средневековый мир в терминах, именах и названиях

  • - константинопольский патриарх, один из образованнейших людей своего времени. Составил «Лексикон», содержащий ок. 800 статей с объяснением знач. слов, приложением редких синонимов и фразеолог...

    Античный мир. Словарь-справочник

  • - , византийский ученый и полшик, который как Константинопольский патриарх оспаривал примат папства и тем самым способствовал схизме...

    Словарь античности

  • - Фотий – митрополит Киевский и всея Руси, автор поучений, посланий и Духовной грамоты...

    Словарь книжников и книжности Древней Руси

  • - митрополит, по национальности грек из Амореи, в молодые годы подвизался в пустыне под руководством великого старца Акакия...

    Русская энциклопедия

  • - Photĭus, Φώτιος, жил в 9 в. от Р. X., учитель императора Льва IV, был в 857-867 гг. и потом снова в 877 - 886 гг. константинопольским патриархом и умер в 891 г., человек, одинаково важный и для церкви своими...

    Реальный словарь классических древностей

  • - известный церковный деятель. Род. в 1792 г. в погосте Спасском Новгородского уезда, где его отец был дьячком...
  • - митрополит киевский и всея Руси, духовный писатель. Ф. был родом из Пелопоннеса...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Святые православной церкви: 1) св. мученик, племянник св. муч. Аникиты, пострадал в Никомидии в 305 г., при Диоклетиане. За исповедание себя христианином Ф. после многих пыток был сожжен. Память 12 августа...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - духовный писатель, архимандрит, магистр Киевской дух. академии...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - константинопольский патриарх с 858 г. по 867 г. и вторично с 878 г. по 886 г....

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - старец Иосифова Успенского Волоколамского м-ря, ученик Кассиана Босого, духовный писатель. До 1500 г. жил в Путивле на службе у кн. Богдана Глинского и занимал должность дядьки сына Богдана, Владимира...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - I , византийский церковно-политический деятель, писатель. Патриарх Константинополя в 858–867 и в 877–886...

    Большая Советская энциклопедия

  • - патриарх Константинополя в 858-867, 877-886. Способствовал распространению влияния византийской церкви в славянских землях, что привело к конфликту с папством...
  • - русский митрополит с 1408, из греков. Боролся за подчинение литовской православной церкви московской митрополии. В малолетство великого князя Василия Темного - один из руководителей московского правительства...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Ф"...

    Русский орфографический словарь

"Фотий, митрополит" в книгах

3.5.2. Митрополит Макарий и митрополит Колычев

Из книги Российская история в лицах автора Фортунатов Владимир Валентинович

3.5.2. Митрополит Макарий и митрополит Колычев Митрополит Макарий умер своей смертью, а митрополита Филиппа задушил Малюта Скуратов. Должность занимали одну и ту же, а жизненный финал получился разным.Макарий родился в 1482 г., воспитывался в Пафнутьевском Боровском

Фотий (рус. церк. деятель)

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ФО) автора БСЭ

АРАКЧЕЕВ И ФОТИЙ

Из книги Больная Россия автора Мережковский Дмитрий Сергеевич

АРАКЧЕЕВ И ФОТИЙ IЧто такое Аракчеев?«Просто фрунтовый солдат», - сказал о нем Пушкин.Но это не так просто. Весь петербургский период русской истории создал Аракчеева, получил в нем то, чего хотел.Без лести предан - в этом гербе целая религия.«Что мне до отечества!

Митрополит Иоанн (Снычев) Высокопреосвященнейший Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Стояние в Вере

Из книги Стояние в Вере автора Митрополит Иоанн (Снычев)

Митрополит Иоанн (Снычев) Высокопреосвященнейший Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Стояние в

Мученики Аникита и Фотий (+305)

Мученики Аникита и Фотий (+305) Мученики Аникита и Фотий (его племянник) были родом из Никомидии. Аникита, военный сановник, обличал императора Диоклитиана (284–305), установившего на городской площади орудия казни, чтобы устрашать христиан. Разгневанный Диоклитиан приказал

Митрополит Михаил (первый митрополит киевский +991)

Из книги Молитвослов на русском языке автора

Митрополит Михаил (первый митрополит киевский +991) Митрополи?т Михаи?л – святой Русской Церкви; память 15 июня и 30 сентября по юлианскому календарю. Согласно церковному преданию, был первым по времени митрополитом Киевским (988 – 991). Предположительно родом из Сирии.Как

II. Фотий

Из книги Византийское миссионерство [Можно ли сделать из «варвара» христианина?] автора Иванов Сергей Аркадьевич

II. Фотий Рубежной фигурой византийского миссионерства неизменно признается патриарх Фотий (годы патриаршества с 858 по 867 и с 877 по 886). Его именем освящены кампании по христианизации Болгарии и Руси. Фотий впервые со времен поздней античности задумался над теоретическими

Фотий (ок. 82O- ок. 891)

Из книги Византийское богословие. Исторические тенденции и доктринальные темы автора Мейендорф Иоанн Феофилович

Фотий (ок. 82O- ок. 891) Будучи основной фигурой в религиозной, а также общественно–политической жизни Византии IX в., Фотий был также отцом явления, обычно именуемого византийским «гуманизмом». Его прославленная «Библиотека», оригинальная и неоценимая компиляция

Из книги Очерки по истории Русской Церкви. Том I автора

ФОТИЙ, митрополит Киевский и всея России, Грек

Из книги СЛОВАРЬ ИСТОРИЧЕСКИЙ О СВЯТЫХ,ПРОСЛАВЛЕННЫХ В РОССИЙСКОЙ ЦЕРКВИ автора Коллектив авторов

ФОТИЙ, митрополит Киевский и всея России, Грек уроженец Морейский из города Монемвасии; воспитывался в пустыне у благочестивого старца Акакия и с юных лет принял сан монашеский. В звании митрополита Монемвасийского прибыл он раз в Константинополь в то время как получено

ФОТИЙ

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

ФОТИЙ свт. (ок. 820–ок.891), византийский церк. деятель и богослов, патриарх Константинопольский. Род. в аристократич. семье. Получил разностороннее классич. образование. Занимал при визант. дворе ряд высоких должностей. В результате государств. переворота занял место

Митрополит Мануил (Лемешевский) и митрополит Иоанн (Снычев)

Из книги Русь уходящая: Рассказы митрополита автора Александрова Т Л

Митрополит Мануил (Лемешевский) и митрополит Иоанн (Снычев) Митрополит Мануил, безусловно, был подвижник, но в нем было сильно развито то, что в аскетике называется «самоцен». Это перешло и к Иоанну. Был такой случай. умер, кажется, архиепископ Гурий и начались перемещения

Митрополит Фотий (1408-1431 гг.)

Из книги Очерки по истории Русской Церкви. Том 1 автора Карташев Антон Владимирович

Митрополит Фотий (1408-1431 гг.) Он был грек, присланный к нам из КПля. Такое назначение на первый взгляд может показаться несколько неожиданным. Весь предшествующий ход событий клонился, по-видимому, к тому, чтобы окончательно закрепить практику возведения в митрополиты

III Архимандрит Фотий

Из книги Том 7. Письма автора Брянчанинов Святитель Игнатий

III Архимандрит Фотий «Политический деятель, патриот России» - так называли знаменитого архимандрита Новгородского Юрьева монастыря Фотия благорасположенные к нему церковные историки.Архимандрит Фотий (в миру Петр Никитич Спасский, 1792- 1838) родился в бедной семье, его

Святитель Фотий Московский, митрополит Киевский и Владимирский (+ 1431)

Из книги Русские святые автора (Карцова), монахиня Таисия

Святитель Фотий Московский, митрополит Киевский и Владимирский (+ 1431) Память его празднуется 2 июля в день преставления, 27 мая в день обретения мощей и во 2-ю Неделю Великого поста с Собором прпп. отцев Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявшихСвятитель Фотий

Избранный еще при жизни Феогноста, его преемник святой Алексий был из боярского рода Плещеевых, родился в 1300 году и имел своим восприемником Калиту. Лет 20-ти он постригся в московском Богоявленском монастыре. Здесь заметил его митрополит Феогност и сделал своим наместником, а потом епископом владимирским. По смерти Феогноста святой Алексий поехал в Грецию и был посвящен в митрополиты (1354 года). Как видится, неоднократное поставление на митрополию русских людей стало обращать на себя беспокойное внимание греков; собор по случаю его поставления сделал оговорку, что Алексий поставляется митрополитом только как исключение, вследствие личных своих достоинств, но что впредь митрополиты должны посылаться на Русь непременно из греков. В то же время было снова определено отнюдь не разделять Русской митрополии на части, потому что, хотя митрополит и живет не в Киеве, а в Москве, но Киев все-таки остается его престольным местом. Но еще не выехал Алексий из Цареграда, как приехал сюда новый кандидат на митрополию Роман , человек знатного, княжеского рода, родственник второй жены Ольгерда, Юлиании Тверской. Его прислал сам князь Ольгерд, который, желая освободиться от церковного подчинения своей страны московскому митрополиту, захотел иметь своего собственного митрополита. Опасение, как бы в случае отказа Ольгерд не сделал в своей стране какого-либо вреда православию, а более всего богатые дары заставили патриарха Филофея посвятить и Романа, назначив ему в управление Литву и Волынь с кафедрой в Новгородке Литовском. Киев все-таки оставлен был за святым Алексием. Оба митрополита явились на Русь, и “сотворился, по рассказу летописца, мятеж во святительстве”. Алексий покорился определению патриарха и его собора и довольствовался своею областью, но Роман не был доволен, домогался получить под свою власть и Киев с Брянской епархией, тоже уступленной Алексию, делал властные распоряжения в Твери, пользуясь тем, что Михаил Александрович Тверской был родственник и союзник Ольгерда. Церковная смута прекратилась уже в 1368 г. смертью Романа. Патр. Филофей и константинопольский собор опятъ определили, чтобы Литва не отделялась от всероссийского митрополита; но определение это, как увидим, не было приведено в исполнение, едва ли даже было обнародовано. Святой Алексий был вовсе не такой просветитель, которым могли бы быть довольны в княжествах, не ладивших с Москвой. В правление Иоанна // Алексий был главным советником великого князя и во всем ему содействовал, а его содействие было тогда очень важно вследствие особенного благоволения к святителю ордынских ханов. В 1357 году, по случаю глазной болезни ханши Тайдулы , которой никак не могли вылечить волхвы татарские, хан Чанибек писал к князю: “Мы слышали, что Бог не отказывает молитвам главного попа вашего; отпустите его к нам, да исцелеет его молитвами царица моя; а то пойду опустошать землю вашу”. Святитель поехал и исцелил Тайдулу. После этого его еще более стали уважать в Орде. В том же году Чанибек умер; его сын, свирепый Бердибек , потребовал от русских князей новой дани. Алексий снова поехал в Орду ходатайствовать за Русскую землю. При содействии Тайдулы он укротил хана и воротился с новым ярлыком. При малолетнем Дмитрии Иоанновиче Донском митрополит был настоящим правителем государства и выручил Москву из довольно опасных обстоятельств. Он помог Дмитрию удержать великокняжеское достоинство, несмотря на соперничество старшего родича, Димитрия Суздальского. Несколько времени спустя митрополит вступил в ссору суздальских князей Димитрия и Бориса из-за Нижнего и звал их судиться в Москву. Борис было отказался от московского суда, но святой Алексий послал к нему в Нижний преподобного Сергия Радонежского с повелением затворить все церкви в городе и этой сильной мерой смирил его пред московской властью и заставил уступить Нижний брату. При посредстве митрополита заключались все княжеские договоры; он употреблял свою духовную силу и для того, чтобы заставлять князей соблюдать эти договоры, предавал отлучению тех из них, которые вступали против Москвы в союз с Литвой.

Такая постоянная связь митрополита с Москвой, конечно, должна была возбуждать в нем сильную неприязнь в Литве и Польше. В 1371 году. несмотря на все прежние определения о единстве митрополии, патриарх Филофей должен был уступить сначала настояниям польского короля Казимира и дать Галичу особого митрополита Антония . Потом в том же году пришло к нему настойчивое послание и от Ольгерда литовского, который жаловался, что никогда не бывало такого тяжелого митрополита на Руси, как святой Алексий, что Киева и Литвы он вовсе не посещает и любит одного только князя московского, с благословения его Москва обидела его, Ольгердова, шурина, Михаила Тверского, и зятя, Бориса Нижегородского, с перебежчиков на московскую сторону митрополит снимает крестное целование и проч., и в заключение просил поставить тоже особого митрополита в Киев, Малую Россию, Литву, Смоленск, Тверь и Нижний, т.е. во все местности, враждовавшие с Москвой. Филофей уступил и этой просьбе и в 1376 году поставил митрополитом киевским серба Киприана. В России стало таким образом сразу три митрополита. Для поддержания единства митрополии патриарх определил только, чтобы Киприан снова соединил Русь под одной своей властью после смерти Алексия.

Смуты в митрополии по кончине митрополита Алексия. Митрополит Киприан и его заслуги.

Понятно, что в Москве были очень недовольны поставлением Киприана и назначением его в преемники святителю Алексию без согласия великого князя. Престарелый святитель хотел назначить себе преемником преподобного Сергия, но смиренный подвижник решительно отказался от этой чести. Тогда великий князь наметил на митрополию своего духовника и любимца, священника Митяя (Михаила). Это был человек видной наружности, с громкой и чистой речью, хорошо толковавший силу книжную, знавший все старинные повести, книги и притчи, рассуждавший красноречиво в судах и делах, но вместе с тем гордый и заносчивый. Великий князь уговорил его постричься и в самый же день пострижения сделал архимандритом своего московского Спасского монастыря. Несмотря на то, что Алексий никак не соглашался признать этого монаха - новоука своим преемником, едва только святитель скончался (в 1378 г.), как Митяй вошел на митрополичий двор и начал всем здесь распоряжаться, как настоящий митрополит, править делами и собирать митрополичью дань. Так как он желал быть посвященным русскими епископами, то в Москве, по распоряжению великого князя, собрался для этого собор епископов и высшего духовенства. Но между ними нашлось много людей, особенно из монахов, которые вовсе не желали иметь его митрополитом. Больше других говорил против него епископ Суздальский святой Дионисий . Митяй привязался к нему, запальчиво требуя от него ответа, почему по приезде в Москву он не явился к нему за благословением. “Ты должен был придти ко мне за благословением, а не я к тебе, - отвечал Дионисий, - потому что я епископ, а ты поп”. - “Я тебя и попом не оставлю, - закричал Митяй. - Своими руками спорю свои скрижали”. - Узнав, что Дионисий сам намерен отправиться за митрополичьим саном в Грецию, Митяй с великим князем посадили его под стражу. Дионисий дал слово не ездить в Грецию и выставил в этом поручителем за себя преподобного Сергия, но все-таки уехал не более как через неделю после своего освобождения. Митяй страшно рассердился и на него и на Сергия. А из Киева между тем ехал к Москве другой, еще более опасный кандидат на митрополию, Киприан, который должен был занять теперь всю митрополию в силу соборного определения 1376 г. Против этого кандидата восстал сам великий князь, видевший в нем избранника Ольгерда, и с бесчестием выгнал его из Москвы. После всего этого Митяй решил поторопиться своим посвящением и сам наконец двинулся в Грецию с огромной свитой, с дарами для греков и с несколькими бланками, скрепленными печатью великого князя, на всякий случай, но при самом конце дороги, уже в виду самого Константинополя, внезапно умер в 1379 году.

После его смерти спутники его решились самовольно выбрать в митрополиты одного архимандрита из его свиты, Пимена , и на одном из бланков за великокняжеской печатью написали от имени великого князя прошение об его поставлении. Патриарх Нил и император сначала было отказались исполнить это прошение, ссылаясь на то, что в Россию уже давно посвящен на митрополию Киприан. Но послы, воспользовавшись другим бланком, заняли денег, раздали, кому нужно, до 20 000 рублей и таки достигли своей цели. Узнав об обмане Пимена, великий князь еще до его возвращения пригласил к себе в Москву Киприана, а Пимена по возвращении велел заточить. Но через несколько времени оказалось, что он сделал это единственно под влиянием гнева на Пимена, а не потому, что возымел доверие к Киприану. Во время нашествия Тохтамыша митрополит Киприан удалился из Москвы в Тверь, как известно, союзную с Литвой. После этого великий князь опять прогнал его от себя и пригласил на митрополию Пимена. Но так как и этот митрополит был ему неугоден, то он в то же время отправил в Грецию просьбу о поставлении в митрополиты Дионисия. Дионисий тоже был поставлен, но на обратном пути из Греции был задержан литовцами в Киеве и умер там в 1385 году в тюрьме. Между тем Киприан с Пименом ездили в Грецию тягаться о митрополии перед патриархом. Патриарх решил дело в пользу Киприана. В его же пользу сложились теперь и все другие обстоятельства; в 1389 году умер недоброжелательный к нему великий князь Димитрий; умер и низложенный Пимен. “И перестал, - говорит летописец, - мятеж в митрополии и бысть едина митрополия, Киев и Галич и всея Руси”. Известие это, впрочем, не вполне справедливо; в Галиче все еще оставался особый митрополит Антоний.

Единоличное правление Киприана все прошло в мире. Согласие его с новым великим князем Василием Димитриевичем не прерывалось ни разу, а так как великий князь был в постоянном мире с литовским князем Витовтом (своим тестем), то и в Литве перестали хлопотать об особом митрополите. В Орду ему не было уже надобности ездить, потому что после Донского она перестала быть страшной для Руси. С ослаблением силы и власти монголов митрополиты перестали домогаться ханских ярлыков, а стали выпрашивать грамоты у своих великих князей. В 1404 году такая грамота дана была митрополиту Киприану великим князем Василием Димитриевичем. Замечательно, что княжеские грамоты содержали в себе разные ограничения прежних гражданских прав церкви, дарованных ей ярлыками, так как они давались теперь уже от настоящей государственной власти, а не от власти дикой Орды, которая требовала себе от русских только рабского повиновения и не обращала внимания на самый строй и потребности Русского государства. Грамотой 1404 г. люди митрополичьи по-прежнему освобождались от податей и повинностей и от суда княжеских судей, но в том и другом отношении с ограничениями: они обязывались платить ордынский выход, ставить лошадей на ямы и платить тамгу с торга, кроме торга своими собственными произведениями, и участвовать в повинности военной, - на войну митрополит должен был ставить свой полк с воеводой под стяг великого князя. По суду все церковные люди были подчинены митрополиту, но в том случае, когда дело касалось и княжеского и митрополичьего человека вместе, назначался суд общий - митрополита и великого князя; по челобитьям на митрополичьего наместника, десятильника или волостеля должен был судить сам великий князь. Ограничения коснулись и объема церковного ведомства: митрополит не должен был ставить в попы и дьяконы служилых и тяглых людей великого князя - это было одной из важнейших причин, почему на церковные места поступали большей частью дети самого же духовенства; попович, отделившийся от отца, выходил из церковного ведомства и становился человеком великого князя. Так определились отношения между государственным и церковным ведомствами. Великий князъ вошел даже во внутреннее управление митрополичьей епархии и определил в ней количество церковных даней и десятичных сборов, к чему вызван был, вероятно, какими-нибудь злоупотреблениями, обнаружившимися во время долгих церковных смут. Правление митрополита Киприана было замечательно и в чисто церковном отношении. Он много заботился об устранении разных беспорядков, возникших в богослужебном чине Русской церкви, и об исправлении и умножении церковных книг, сам привез с собою много рукописей из Сербии и, живя в уединении в своем подмосковном селе Голенищеве, занимался разными переводами с греческого языка. Святитель скончался в 1406 году и был погребен в Успенском соборе, где после святого Петра погребались все русские митрополиты.

Библиотека “Халкидон”

___________________

Святитель Фотий, Митрополит Московский и всея Руси, чудотворец

Память святителя Фотия, Митрополита Московского и всея Руси празднуется Православной Церковью 27 мая/9 июня и 2/15 июля

Святитель Фотий был родом грек из пелопоннесского города Монемвасии (Мальвазии)

. В отроческие годы он поступил в монастырь и принял иноческий постриг от старца Акакия, великого подвижника (впоследствии митрополита Монемвасийского). В 1408 году, когда Фотий находился в Константинополе у Патриарха с поручением от митрополита, обсуждался вопрос о замещении Русской кафедры после кончины святителя Киприана. Выбор Патриарха Матфея (1397-1410) пал на Фотия, известного своей ученостью и благочестием. 1 сентября 1408 года святитель Фотий был возведен в сан митрополита и через год прибыл на Русь.

Полгода он провел в Киеве (сентябрь 1409 - февраль 1410), занимаясь устроением дел юго-западных

епархий Русской Церкви, входивших временно в состав великого княжества Литовского. Святитель понимал, что кафедра митрополита - духовное средоточие церковной жизни Руси - не должна находиться в Киевской земле, все более подпадавшей в зависимость от католической Литвы и Польши. По примеру прежних русских митрополитов , перенесших свое местопребывание сначала во Владимир, а затем в Москву, митрополит Фотий в день Святой Пасхи 1410 года прибыл в Москву.

Двадцать два года совершал подвиг святитель Фотий в многотрудном служении Предстоятеля Русской Церкви. В тяжелых условиях войн

, междоусобных браней, грабительских набегов татар он сумел высоко поднять духовное значение, материальную обеспеченность и благолепие храмов Московской кафедры. Благосостояние Церкви позволяло святителю Фотию оказывать большую помощь оскудевшему Константинопольскому Патриархату, укреплять международное значение Русской Православной Церкви и Русского государства.

Святитель Фотий оказал великому князю Василию

Димитриевичу важную услугу: был посредником в заключении брака его дочери Анны со старшим сыном византийского императора Мануила - Иоанном. Враги Православия не раз пытались воспрепятствовать церковно-патриотическому служению святителя Фотия. Весной 1410 года, когда он прибыл из Москвы во Владимир, хан Едыгей, разоривший за два года до того Русскую землю, предпринял новый поход с целью захвата в плен самого митрополита. Татарские отряды во главе с царевичем Талычой “изгоном”, то есть внезапно и быстро, взяли Владимир. Но Бог сохранил праведника: накануне, не подозревая об опасности, святитель выехал в загородный Святоозерский монастырь. Когда татары устремились в погоню, он укрылся в небольшом селении, окруженном непроходимыми болотами, на реке Сеньге. Не сумев захватить митрополита, озлобленные татары предали разграблению Владимир и особенно Успенский кафедральный собор. Ключарь собора иерей Патрикей претерпел страшные пытки и принял мученическую кончину, но не открыл место, где были спрятаны церковные святыни.

Стараниями святого митрополита Фотия было восстановлено молитвенно-каноническое единство Русской

Церкви: отдельная Литовская митрополия, учрежденная по настояниям князя Витовта для южных и западных русских православных епархий, в 1420 году была упразднена. Святитель в том же году посетил возвращенные епархии и приветствовал паству обширным учительным посланием.

Мудрый и высокообразованный пастырь оставил

много поучений и посланий. Большое богословское значение имели его обличения на возникшую в Пскове еще до его правления ересь стригольников. Усилиями мудрого святителя ересь была пресечена в 1427 году.

Церковно-историческими источниками являются

составленный святым Фотием “Чин избрания и поставления епископов" (1423), “Поучение о важности священного сана и обязанностях священнослужителей”, а также “Духовное завещание”, в котором повествуется о его жизни. Великим делом святителя было также составление под его руководством общерусского летописного свода (около 1423 года).

20 апреля 1430 года святой архипастырь был извещен Ангелом о предстоявшей кончине и мирно почил

о Господе в указанный ему срок, в праздник Положения ризы Пресвятой Богородицы, 2 июля 1431 года. Мощи его были обретены в 1472 году и ныне почивают в Успенском соборе Кремля под спудом. В Оружейной палате Московского Кремля хранятся два саккоса святого митрополита Фотия.

Текст приводится по изданию: Православный церковный календарь. 2006. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2005. С. 6.

(впоследствии митрополита Монемвасийского). В 1408 году , когда Фотий находился в Константинополе у Патриарха с поручением от митрополита, встал вопрос о замещении русской кафедры после кончины святителя Киприана . Выбор Патриарха Матфея пал на Фотия. 2 сентября 1408 года Фотий был хиротонисан. 1 сентября 1409 года прибыл в Киев ; 22 апреля 1410 года торжественно въехал в Москву .

Полгода он жил в Киеве (сентябрь - февраль ), занимаясь устроением дел южных епархий Русской Церкви, входивших тогда в состав княжества Литовского . Видя, что престол митрополита не может находиться в Киевской земле, всё более подпадавшей в зависимость от католической Польши , по примеру прежних русских митрополитов, перенёсших своё местопребывание сначала во Владимир , а затем в Москву , митрополит Фотий на Пасху 1410 года прибыл в Москву. Москву застал разорённой недавним нашествием Едигея , а митрополичье хозяйство запущенным за три с половиной года после смерти Киприана и разворованным и принялся за его восстановление.

Фотий был похоронен в кремлёвском Успенском соборе рядом с митрополитом Киприаном .

История почитания

Его останки были извлечены из земли в 1472 году в связи с перестройкой Успенского собора - вместе с гробами святителей Ионы , Феогноста и Киприана; затем вновь преданы земле в том же соборе. 27 мая 1472 года принято считать днём обретения мощей четырёх упомянутых святителей, а 1472 год - годом их прославления ; однако известно, что в 1472 году канонизирован был один митрополит Иона и что вплоть до XVII века не было ни всероссийского, ни местного празднования памяти митрополитов Киприана, Феогноста и Фотия .

В Русской православной церкви память святителя Фотия совершается 2 (15) июля и 27 мая (9 июня).

Напишите отзыв о статье "Фотий (митрополит Киевский)"

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1902. - Т. XXXVI. - С. 394-396.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Фотий (митрополит Киевский)

– Алпатыч! – вдруг окликнул старика чей то знакомый голос.
– Батюшка, ваше сиятельство, – отвечал Алпатыч, мгновенно узнав голос своего молодого князя.
Князь Андрей, в плаще, верхом на вороной лошади, стоял за толпой и смотрел на Алпатыча.
– Ты как здесь? – спросил он.
– Ваше… ваше сиятельство, – проговорил Алпатыч и зарыдал… – Ваше, ваше… или уж пропали мы? Отец…
– Как ты здесь? – повторил князь Андрей.
Пламя ярко вспыхнуло в эту минуту и осветило Алпатычу бледное и изнуренное лицо его молодого барина. Алпатыч рассказал, как он был послан и как насилу мог уехать.
– Что же, ваше сиятельство, или мы пропали? – спросил он опять.
Князь Андрей, не отвечая, достал записную книжку и, приподняв колено, стал писать карандашом на вырванном листе. Он писал сестре:
«Смоленск сдают, – писал он, – Лысые Горы будут заняты неприятелем через неделю. Уезжайте сейчас в Москву. Отвечай мне тотчас, когда вы выедете, прислав нарочного в Усвяж».
Написав и передав листок Алпатычу, он на словах передал ему, как распорядиться отъездом князя, княжны и сына с учителем и как и куда ответить ему тотчас же. Еще не успел он окончить эти приказания, как верховой штабный начальник, сопутствуемый свитой, подскакал к нему.
– Вы полковник? – кричал штабный начальник, с немецким акцентом, знакомым князю Андрею голосом. – В вашем присутствии зажигают дома, а вы стоите? Что это значит такое? Вы ответите, – кричал Берг, который был теперь помощником начальника штаба левого фланга пехотных войск первой армии, – место весьма приятное и на виду, как говорил Берг.
Князь Андрей посмотрел на него и, не отвечая, продолжал, обращаясь к Алпатычу:
– Так скажи, что до десятого числа жду ответа, а ежели десятого не получу известия, что все уехали, я сам должен буду все бросить и ехать в Лысые Горы.
– Я, князь, только потому говорю, – сказал Берг, узнав князя Андрея, – что я должен исполнять приказания, потому что я всегда точно исполняю… Вы меня, пожалуйста, извините, – в чем то оправдывался Берг.
Что то затрещало в огне. Огонь притих на мгновенье; черные клубы дыма повалили из под крыши. Еще страшно затрещало что то в огне, и завалилось что то огромное.
– Урруру! – вторя завалившемуся потолку амбара, из которого несло запахом лепешек от сгоревшего хлеба, заревела толпа. Пламя вспыхнуло и осветило оживленно радостные и измученные лица людей, стоявших вокруг пожара.
Человек во фризовой шинели, подняв кверху руку, кричал:
– Важно! пошла драть! Ребята, важно!..
– Это сам хозяин, – послышались голоса.
– Так, так, – сказал князь Андрей, обращаясь к Алпатычу, – все передай, как я тебе говорил. – И, ни слова не отвечая Бергу, замолкшему подле него, тронул лошадь и поехал в переулок.

От Смоленска войска продолжали отступать. Неприятель шел вслед за ними. 10 го августа полк, которым командовал князь Андрей, проходил по большой дороге, мимо проспекта, ведущего в Лысые Горы. Жара и засуха стояли более трех недель. Каждый день по небу ходили курчавые облака, изредка заслоняя солнце; но к вечеру опять расчищало, и солнце садилось в буровато красную мглу. Только сильная роса ночью освежала землю. Остававшиеся на корню хлеба сгорали и высыпались. Болота пересохли. Скотина ревела от голода, не находя корма по сожженным солнцем лугам. Только по ночам и в лесах пока еще держалась роса, была прохлада. Но по дороге, по большой дороге, по которой шли войска, даже и ночью, даже и по лесам, не было этой прохлады. Роса не заметна была на песочной пыли дороги, встолченной больше чем на четверть аршина. Как только рассветало, начиналось движение. Обозы, артиллерия беззвучно шли по ступицу, а пехота по щиколку в мягкой, душной, не остывшей за ночь, жаркой пыли. Одна часть этой песочной пыли месилась ногами и колесами, другая поднималась и стояла облаком над войском, влипая в глаза, в волоса, в уши, в ноздри и, главное, в легкие людям и животным, двигавшимся по этой дороге. Чем выше поднималось солнце, тем выше поднималось облако пыли, и сквозь эту тонкую, жаркую пыль на солнце, не закрытое облаками, можно было смотреть простым глазом. Солнце представлялось большим багровым шаром. Ветра не было, и люди задыхались в этой неподвижной атмосфере. Люди шли, обвязавши носы и рты платками. Приходя к деревне, все бросалось к колодцам. Дрались за воду и выпивали ее до грязи.
Князь Андрей командовал полком, и устройство полка, благосостояние его людей, необходимость получения и отдачи приказаний занимали его. Пожар Смоленска и оставление его были эпохой для князя Андрея. Новое чувство озлобления против врага заставляло его забывать свое горе. Он весь был предан делам своего полка, он был заботлив о своих людях и офицерах и ласков с ними. В полку его называли наш князь, им гордились и его любили. Но добр и кроток он был только с своими полковыми, с Тимохиным и т. п., с людьми совершенно новыми и в чужой среде, с людьми, которые не могли знать и понимать его прошедшего; но как только он сталкивался с кем нибудь из своих прежних, из штабных, он тотчас опять ощетинивался; делался злобен, насмешлив и презрителен. Все, что связывало его воспоминание с прошедшим, отталкивало его, и потому он старался в отношениях этого прежнего мира только не быть несправедливым и исполнять свой долг.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «nikanovgorod.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «nikanovgorod.ru»