Военные реформы под руководством милютина. Д.А. Милютин и его военная реформа

Подписаться
Вступай в сообщество «nikanovgorod.ru»!
ВКонтакте:

Начатая военным министром Дмитрием Милютиным реформа должна была дать России одну из лучших армий в мире. И эта задача была выполнена, несмотря на экономические проблемы и отставание в развитии промышленности. Первым экзаменом для новых Вооруженных сил России стала Русско-турецкая война 1877-1878 годов.

От мушкета к винтовке

Помимо реформ организации и системы военного обучения, правительство активно занималось модернизацией армии. Важной частью военных реформ стало перевооружение, идущее очень быстрыми темпами. К 1859 году вся армия получила нарезные ружья, а в 1860-м на вооружение была принята 4-фунтовая дульнозарядная нарезная пушка на железном лафете. К 1862 году как раз закончился второй мораторий на рекрутские призывы. Армия сократилась до 800 тысяч. Стрелковое оружие было вначале модернизировано дульнозарядной винтовкой уменьшенного калибра 6 линий. В 1856 году она поступила на вооружение под названием «6-линейная нарезная винтовка». Однако время требовало перехода к казнозарядным образцам, поэтому работа велась непрестанно. Уже в 1866 году была принята на вооружение казнозарядная капсюльная винтовка Терри-Нормана. А в 1867 году - игольчатая винтовка Карле. Система Карле переделывалась из дульнозарядной винтовки образца 1856 года, что позволило сэкономить большие средства на перевооружение.

В 1869 году пришлось снова перевооружать армию и флот, на этот раз винтовками системы Крнка и Баранова под патрон центрального воспламенения с капсюлем. Именно с винтовками Крнка русская армия воевала с турками в 1877-1878 годах. В 1868-м также на вооружение была принята винтовка Бердана №1, а в 1870-м в армию начала поступать скорострельная малокалиберная винтовка Бердана №2, модифицированная русскими конструкторами. Она оказалась очень удачной, ею в первую очередь вооружали гвардию, гренадерские полки и драгун. Эта винтовка использовалась в России, а затем и в СССР вплоть до 30-х годов ХХ века.

После Австро-прусской войны 1866 года, показавшей усиливающуюся роль пушек на поле боя, началась модернизация артиллерии. Сначала была принята «система 1867 года» - казнозарядные 4- и 9-фунтовые нарезные орудия. В следующем году ввели железные лафеты. Новые снаряды цилиндрической формы отличались лучшей баллистикой и обеспечивали лучшую обтюрацию, что существенно увеличило дальность стрельбы. Система 1867 года хорошо зарекомендовала себя в Русско-турецкой войне. В 1876-м были установлены три типа снарядов для артиллерии: фугас, шрапнель и картечь. В 1874-м армия была оснащена передовыми на то время скорострельными картечницами Гатлинга.

Новый набор

Дольше всего готовилась реформа комплектования армии. Новый «Устав о воинской повинности» был опубликован в 1874 году. Он начинался со слов, которые в той или иной форме повторялись во всех узаконениях о воинской службе вплоть до наших дней: «Защита престола и Отечества есть священная обязанность каждого русского подданного». Призыву подлежало все население империи мужского пола, без различия состояний. В отличие от многих других стран, было запрещено избегать службы, выставляя вместо себя другого человека, нанятого за деньги. Призывной возраст - 20 лет. Поскольку демографические ресурсы России были очень велики, ежегодно призывалось около 20 процентов потенциальных призывников, остальные зачислялись в ополчение и вставали в строй только в случае войны.

Вооруженные силы государства формировались из сухопутных войск и морских сил. Сухопутные войска подразделялись на регулярную армию и ополчение. У флота также были регулярные части и запас. Срок службы - 6 лет в строю и 9 лет в запасе, для флота - 7 лет и 3 года (что было связано, с одной стороны, с необходимостью тратить больше времени на подготовку моряка, а с другой - было следствием более быстрого устаревания знаний и навыков, полученных на службе, в связи с быстрой модернизацией флота в последней четверти XIX века). Призывники, имеющие образование, служили меньше: с высшим - полгода, со средним - 1,5 года, с начальным - 4 года. Студенты высших учебных заведениях получали отсрочку от призыва до завершения образования. Слаборазвитые и кочевые народы национальных окраин, а также священнослужители, врачи и учителя в армию не призывались.

Воинская повинность позволила наконец сократить численность армии мирного времени и при этом получить хорошо подготовленные воинские резервы на случай развертывания армии во время войны. Большим успехом можно считать то, что уже через 3 года, в 1877-м, при численности армии мирного времени в 722 тысячи в запасе находились и могли быть призваны целых 752 тысячи человек. Такой возможности к быстрой мобилизации обученного запаса русская армия до этого не имела. Это было меньше необходимой, по мнению Милютина, численности в 1 миллион 170 тысяч, но надо помнить, с какой скоростью у России возник такой мобилизационный потенциал.

Тем не менее военный историк А. Керсновский жестко критиковал милютинскую реформу военного призыва: «…Не может не поразить огромный размер льгот по образованию. Введя эти льготы, Милютин преследовал цель содействовать народному образованию - цель, конечно, благую. Однако при этой системе наиболее ценный в интеллектуальном отношении элемент хуже всего был использован (...). Заимствовав от пруссаков форму идеи, Милютин не заимствовал ее духа. В Германии (а затем и во Франции) никто не имел права занимать казенной должности, и даже выборной, не имея чина или звания офицера или унтер-офицера запаса. (…) У нас поступили наоборот - никакого законодательства на этот счет не существовало, на связь армии с обществом не было обращено никакого внимания. (…) Милютинская децентрализация скоро стала сказываться отрицательным образом. Штабы округов, которым приходилось ведать зачастую 8 и 10 дивизиями пехоты и 2-4 - кавалерии, оказались перегруженными работой. Должность бригадного [командира] тоже оказалась далеко не такой лишней, как то думали вначале, в 1873 году ее пришлось восстановить, а в 1874 году восстановлен Гвардейский корпус».

Эту критику следует признать совершенно справедливой. Милютина многие современники небезосновательно считали «недостаточно военным», больше ученым, чем кадровым офицером. В Германии вся интеллектуальная часть общества служила в армии, где проникалась идеями прусского национализма, в России же после реформы Милютина значительная часть образованного сословия избегала службы и все сильнее увлекалась идеями нигилизма, революции и пренебрежения к своему отечеству. Около 48 процентов мужчин, годных к службе, получали освобождение в мирное время, и 24 процента - в военное время.

Новая форма

Важной частью реформ, хотя это больше заслуга императора Александра II, чем военного министра, было изменение военной формы. Внимание императора к деталям военной формы вызывало иронию у современников. Среди студентов тогда ходило стихотворение А. Шишкова, написанное еще в 1827 году, но переделанное на новый лад:

«Когда мятежные народы,
Наскуча властью роковой,
С кинжалом злобы и мольбой
Искали бедственной свободы,
Им царь сказал: «Мои сыны,
Законы будут вам даны,
Я возвращу вам дни златые
Благословенной старины».
И обновленная Россия
Надела красные штаны».

Действительно, по примеру французских войск - тогдашних законодателей моды в Европе, русские генералы получили красные рейтузы с золотыми лампасами, сделавшие форму очень яркой и красочной. В 1855-1856 годах была отменена устаревшая фрачная форма и введен новый покрой мундира - полукафтан. Офицеры обрели галунные погоны, носившиеся повседневно, а эполеты оставили для парадной формы. Офицерский пояс-шарф был упрощен.

В 1857 году заметно облегчили и уменьшили кивер. Генералам и офицерам полагалась двубортная шинель - легче, проще и дешевле, чем прежняя «александровская» шинель с пелериной. Сильно изменилась форма кавалерии: кирасирские полки переодели в новый мундир прусского образца, уланы сменили покрой куртки и вид своей традиционной четырехугольной шапки, у гусар вместо мундира, расшитого шнурами, был введен доломан, на котором число традиционных гусарских шнуров уменьшалось до пяти. В 1860 году армейские кирасиры были переформированы в драгуны.

Упростилось снаряжение нижних чинов, ширина ремней уменьшилась, нагрузка на солдат в походе тем самым облегчилась. Войскам Туркестанского военного округа дали новое обмундирование, более приспособленное к климату Центральной Азии. Офицеры получили холодное оружие - сабли нового образца. А для зимней формы предусмотрели очень удобный башлык - наверное, самая лучшая форма зимней шапки, удобнее даже, чем современные папахи и шапки-треухи.

В целом реформа обмундирования при Александре II преследовала несколько целей: упростить форму, сделав ее более удобной, сохранить военные традиции русской армии; сделать форму красивой, вызывающей желание служить в армии, повышающей престиж военной службы. Мундиры эпохи Александра II считались в России одними из наиболее удачных, неслучайно именно они были взяты за образец, когда после Русско-японской войны было решено отменить не пользовавшуюся популярностью в армии униформу времен Александра III.

Время испытаний

Уже в ходе реформ русской армии представилась возможность доказать свою боеспособность. В 1863-м начался польский мятеж. Поляки не имели собственной армии, как в 1830-1831 годах, поэтому с января 1863-го они формировали партизанские отряды, которые рассыпались по Польше и Литве, творя террор против русских войск и мирного населения. В Польшу были введены регулярные войска, и они действовали столь успешно, что уже к концу года почти все партизаны были ликвидированы.

Изображение: картина Василия Верещагина «У крепостной стены. Пусть войдут»

1860-е и 1870-е годы принесли русскому оружию большие успехи в Средней Азии. В 1864-м с взятия Чимкента началось активное продвижение границы на юг. В 1865-м генерал Черняев захватил Ташкент. В 1868-м генерал фон Кауфман взял Самарканд, в 1869-м русскими протекторатами стали Бухара и Коканд, в 1873-м был установлен протекторат над Хивой, а через 3 года у Коканда отобрали независимость, присоединив ханство к империи.

К концу 1870-х годов Россия вплотную подошла к границе сферы влияния Британской империи в Азии, что вызвало большую обеспокоенность в Лондоне. Герои среднеазиатских завоеваний стали любимцами прессы и общества, из числа «ташкентцев» сложилась даже некоторая фронда по отношению к военному руководству в Санкт-Петербурге. Впрочем, не все военные оценивали среднеазиатскую школу положительно. Генерал М.И. Драгомиров полагал, что войны на окраинах империи поставляют в армию выскочек, карьеристов, чей боевой опыт испорчен мелкими операциями против заведомо слабого противника.

Следующим испытанием для армии стала Русско-турецкая война, в которую войска вступили уже полностью реформированными и полные желания сражаться, так как поддержка славянского сопротивления турецкому гнету была очень сильна в русском обществе. Война воспринималась как справедливая и была очень популярна. В 1875 году на Балканах началось сербское восстание. Турки стремились подавить его самыми жестокими мерами, это привело в следующем году к вступлению в войну с Турцией Сербии и Черногории. Стало ясно, что Россия не сможет оставаться в стороне, поэтому в 1876-м была проведена частичная мобилизация, которая заодно проверила, насколько эффективно может быть развернута новая армия военного времени.

Изображение: картина Василия Верещагина «После неудачи»

24 апреля 1877 года был объявлен манифест о войне с Турцией. На войну отправились около 530 тысяч человек, армия Турции насчитывала 450 тысяч. Военные действия России в этой войне считаются весьма удачными, хотя воевать пришлось в тяжелых географических и погодных условиях, на театре военных действий, отдаленном от русских границ. И главное - русская армия наступала, а турки оборонялись, то есть находились в заведомо более выгодных условиях.

Фото: Bibliothèque nationale de France

В ходе военных действий русская армия показала хорошую выучку как рядового, так и офицерского состава, способность к маневрированию, исключительно высокую стойкость. Турецкая армия на Балканах была разбита, фронт подошел к стенам Константинополя. На Кавказе русские войска продвинулись до Эрзерума и Карса. Русские потери - 15 тысяч убитых, менее 7 тысяч умерших от ран и всего 342 пленных. Обычные для советских историков и популярной литературы рассказы о тяжелых потерях никак не соответствуют действительности. Турки признают 30 тысяч убитых и 90 тысяч погибших от ран и болезней.

Так русская армия, прошедшая шестнадцатилетний процесс кардинальных реформ, доказала свое право считаться одной из лучших армий мира, а автор реформ Дмитрий Алексеевич Милютин вошел в историю как один из наиболее значительных русских военных реформаторов, чье имя стоит в одном ряду с Петром Великим и Павлом I.

Недавно в Клубе военачальников Российской Федерации состоялась научно-практическая конференция «К 150-летию военной реформы Дмитрия Алексеевича Милютина и ее значение для современного военного строительства». Публикуем прозвучавшие на ней доклады и выступления.

Изменил стиль работы Военного министерства

Вступительное слово президента Клуба военачальников РФ

{{direct}}

В 1861 году император Александр II назначил военным министром России Дмитрия Алексеевича Милютина. Его пребывание на этом посту в течение 20 лет ознаменовалось самой результативной, самой эффективной военной реформой в истории нашей страны после царствования Петра I. Эта реформа не просто имела большое значение, ее результаты мы видим и сегодня. Достаточно упомянуть военно-административное деление – военные округа, всеобщую воинскую обязанность, систему военного образования.

Хотел бы перечислить основные вехи биографии этого выдающегося человека. Родился он 195 лет назад, 28 июня 1816 года в Москве, в небогатой дворянской семье. Кстати, кроме Дмитрия Алексеевича, она дала России еще двух талантливых и известных государственных деятелей – Николая Алексеевича и Владимира Алексеевича Милютиных. В 1833 году Дмитрий Алексеевич получил первый офицерский чин того времени – прапорщика, в 1835-м поступил в Императорскую военную академию, которую окончил с малой серебряной медалью, и уже с 1839 года участвовал в военных действиях на Кавказе, за боевые отличия был произведен в капитаны. Затем по установленным тогда правилам в 1840–1841-м совершил 13-месячное путешествие за границу для первого знакомства с Европой, после чего вновь вернулся на Кавказ, где оставался до 1844 года.

С ранних лет Дмитрий Милютин занимался научной деятельностью, и в 1852–1853 годах увидел свет его главный труд – пятитомное исследование «История войны 1799 года между Россией и Францией в царствование императора Павла I», высоко оцененное современниками и доныне не утратившее своего значения.

Летом 1853-го, видя неизбежность вооруженного противоборства с Турцией, военный министр князь Долгоруков привлек Милютина к работе в возглавляемом им ведомстве. В августе 1855 года в связи с поражениями русских войск в Крымской войне была создана комиссия «для улучшения по военной части», работой которой руководил генерал Ридигер. В ее состав вошел и Милютин. Уже через месяц он составил и подал обширную записку «Мысли о невыгодах существующей в России военной системы и средствах к устранению оных». 39-летний генерал проявил подлинно государственный подход к задачам комиссии и уже в ту пору высказал ряд совершенно новых мыслей, связанных с военным строительством.

В декабре 1856 года по просьбе князя Барятинского, наместника на Кавказе и главнокомандующего Отдельным Кавказским корпусом (через год – Кавказская армия), Дмитрия Алексеевича направляют к нему на должность начальника Главного штаба кавказских войск. Четыре года проводит он на Кавказе, принимает участие как в планировании военных действий, так и непосредственно в боевых операциях, что очень высоко оценивают Барятинский и император.

Указом Александра II в 1860 году генерал-адъютант Милютин назначается товарищем (заместителем) военного министра. Он сразу же приступил к активной работе в Военном министерстве. А это был очень серьезный период для страны, когда последние месяцы существовало крепостное право, поворотный пункт в жизни народа и государства. Дмитрий Алексеевич назвал его рубежом между старой и новой Россией.

Через год Милютин возглавил Военное министерство. Однако Барятинский надеялся сам занять этот пост, предоставив Дмитрию Алексеевичу должность начальника Генерального штаба. Но министром стал бывший подчиненный князя, твердо взявший бразды правления в свои руки, и прославленный фельдмаршал из союзника превратился в его непримиримого оппонента. Начались мелкие дрязги, однако они не помешали Милютину уверенно руководить Военным министерством, проявляя полную независимость от Барятинского.

Что смог сделать Дмитрий Алексеевич? Прежде всего изменил сам стиль работы Военного министерства, поскольку уже были приняты такие шаблонные, вполне бюрократические формы деятельности – четкие доклады, красиво, хорошо оформленные схемы и так далее. Милютин все это поломал и внес живую оперативную струю в функционирование управлений. Он создал округа, поделил страну на 15 военно-административных территорий, ввел новую систему комплектования войск – всеобщую воинскую повинность вместо рекрутчины, отныне в сухопутных войсках служили шесть лет, в военно-морском флоте – семь. Серьезные преобразования произошли и в системе подготовки и обучения офицерского корпуса.

А как тут не вспомнить о том, что именно Милютин во время Русско-турецкой войны 1877–1878 годов настоял на продолжении осады Плевны, когда окончились неудачей три штурма этой крепости. После ее падения русские войска смогли перейти в решительное наступление на балканском ТВД и одержали полную победу над противником.

Готовясь к конференции, нашел одну цитату и хочу ее зачитать: «Много делал Милютин и для перевооружения русской армии, понимая, что без нового технического оснащения нельзя создать современные вооруженные силы. Решение этой задачи он связывал с развитием отечественной военной промышленности, считая, что Россия не может ограничиться покупкой ружей за границей на всю армию».

Понимаете, о чем идет речь?

Сам продумал и осуществил намеченное

Хотя не полностью и не до конца

В истории нашего государства семь раз проводились преобразования военной организации и более 15 раз реформировались вооруженные силы. Но надо признать, что наибольшего успеха в этом наряду с Петром I добился в 60–70-е годы XIX века Дмитрий Алексеевич Милютин.

Итого 12 лет

Хочу подчеркнуть, что у любой реформы есть только одна задача – объект реформы должен обрести новое качество. Именно задачи по обретению нового качества армии и флота была призвана решить военная реформа Милютина.

“ Когда Милютин был представлен императору, они беседовали о реформе несколько часов и это был разговор двух высоких военных профессионалов и истинных патриотов России ”

Цели военной реформы Милютина заключались в том, чтобы превратить русскую армию в массовую, оснащенную современными средствами вооруженной борьбы, сделав ее надежной опорой государства, но при этом обеспечить максимальное сокращение военного бюджета.

Постановка таких двух противоречащих друг другу задач создала огромные трудности при их решении.

Военная реформа Милютина была практически первой после военной реформы Петра I и вполне успешной «именной» военной реформой, имевшей свое воплощение в личности военного министра, который ее задумал, организовал и исполнил, правда, как всегда в нашей истории, не полностью и не до конца.

Сам Милютин, бесспорно, имел огромный профессиональный, интеллектуальный и моральный авторитет в армии и обществе.

Это был человек известный и уважаемый в армии, успешно воевавший, написавший прекрасные и признанные обществом и офицерским корпусом России труды по военной истории и статистике, кристально честный, сделавший блестящую военную карьеру своим ратным трудом и при этом обладавший выдающимися организаторскими способностями.

Интересный факт. Когда Милютин был представлен императору, они беседовали о реформе несколько часов и это был разговор двух высоких военных профессионалов и истинных патриотов России, который велся на одном языке, при полном и глубоком знании, взаимном понимании предмета обсуждения. После этого Дмитрий Алексеевич был назначен военным министром и уже через два месяца представил Александру II разработанный полный проект военной реформы.

Военная реформа Милютина осуществлялась гласно, то есть все шаги Военного министерства освещались в печати, обсуждались и корректировались.

Программа реформы предусматривала перевооружение армии, изменение ее структуры и порядка прохождения военной службы (по-прежнему на основе рекрутской повинности), реорганизацию центрального и создание местного военного управления. Также были рассмотрены вопросы подготовки офицерских кадров, боевой подготовки войск, их снабжения, создания мобилизационных запасов, устройства иррегулярных войск, строительства казарм и многое другое. 15 января 1862 года – день представления программы царю – является началом проведения военной реформы. Введение 1 января 1874 года всесословной воинской повинности ее завершило.

Что реально было сделано?

1. Произошла реорганизация системы органов военного управления. Общая цель изменения структуры центрального органа управления – Военного министерства, по словам Милютина, «состояла в том, чтобы привести все здание в стройный вид и упростить весь сложный механизм его, а для этого признано было полезным слить вместе части однородные по кругу действий и уничтожить лишние наросты, которые в течение времени образовались более или менее случайно, без всякого плана».

2. Введена военно-окружная система военного управления (15 военных округов). Здесь позволю себе остановиться поподробнее, поскольку эта система просуществовала до последнего времени. Что было раньше с управлением войсками?

Местных органов военного управления вплоть до начала Крымской войны вообще не существовало. В мирное время управление войсками (армиями и отдельными корпусами) осуществлялось командующими (командирами), которые одновременно являлись главами (губернаторами, наместниками) регионов, в которых дислоцировались войска.

Еще более сложной выглядела система оперативного управления. Так, непосредственно императору подчинялись действующая армия и отдельные корпуса, кроме двух корпусов, подчинявшихся военному министру. В то же время гвардейские и гренадерские корпуса, находившиеся на особом положении, входили в подчинение особого главнокомандующего из членов царской фамилии.

Многообразие вариантов подчиненности войск, естественно, не способствовало оперативному созданию группировок на театрах военных действий, а также затрудняло перераспределение сил в ходе войны и управление ими.

В результате реформы вся территория страны была разделена на 15 военных округов. Во главе округа стоял командующий. Ему подчинялись все воинские части и учреждения, расположенные на территории округа. Военно-окружная система имела ряд преимуществ: ликвидировалась излишняя централизация управления, создавались более благоприятные условия для оперативного руководства войсками, в разы сокращались сроки мобилизации. В условиях России с ее огромной территорией это имело большое значение.

Создание военно-окружных управлений дало возможность сосредоточить в Военном министерстве лишь общее руководство и контроль над деятельностью войсковых частей на территории округов. Система управления приблизилась к войскам, стала более гибкой.

Подобным же образом немного ранее претерпела существенные преобразования и структура управления военно-морским флотом.

3. Одновременно с реорганизацией органов военного управления проводилась работа по сокращению армии и ее реорганизации. Решение задачи реорганизации и сокращения армии с целью уменьшения расходов на ее содержание сочеталось с созданием условий для ее развертывания в военное время. При этом учитывались возможности страны по развертыванию армии в военное время, возможности вероятных противников России (Франции, Австрии, Пруссии) и необходимость обороны границ страны на востоке, в Средней Азии и Закавказье. В течение семи лет (1863–1869) в области организации армии была создана такая система, которая позволяла в случае войны увеличивать численность войск, не прибегая к формированию новых частей и соединений. Однако и она себя не оправдала. В связи с этим в 1873 году принято решение о втором этапе реорганизации армии. Увеличение численности действующей армии в случае войны вновь предусматривалось осуществлять путем формирования новых тактических единиц.

4. В конце 1870 года для разработки новой системы комплектования вооруженных сил была создана специальная комиссия. В ее состав вошли представители различных министерств и ведомств – военного, морского, внутренних дел, финансов, просвещения и других. Председателем комиссии являлся начальник Главного штаба генерал Гейден, общее руководство работой осуществлял военный министр Милютин.

Разработанный комиссией проект Устава о воинской повинности в декабре 1873 года был рассмотрен на общем собрании Государственного совета. Его обсуждение проходило в условиях ожесточенной борьбы. Некоторые из членов совета считали военную реформу преждевременной, другие требовали привилегий для лиц определенных категорий. Александр II еще до обсуждения проекта устава в беседе с Милютиным отметил, что «есть сильная оппозиция новому закону, многие пугаются, видят в нем демократизацию армии».

И все же 1 (13) января 1874 года устав был утвержден императором. В России ввели всеобщую воинскую повинность. Уставом впервые определялось, что защита Престола и Отечества есть священная обязанность каждого русского подданного, что все мужское население, достигшее 21 года, без различия сословий подлежит воинской повинности. Хочу напомнить: еще в 1798 году всеобщая воинская повинность была закреплена законом во Франции, затем в Пруссии, Австро-Венгрии, Италии и других странах.

5. Осуществлена военно-судебная реформа и уничтожена система телесных наказаний солдат.

6. Началось перевооружение армии и флота. С 1867 года артиллерийский парк заменялся новыми нарезными, заряжающимися с казны орудиями, в 1868 и 1870 годах приняты на вооружение винтовки Бердана (№ 1 – для пехоты и № 2 – для кавалерии и казачьих войск). В 1876-м утверждается принципиально новая кораблестроительная программа, предусматривавшая строительство броненосного флота. Корабли оснащаются новыми образцами артиллерийского, минного и торпедного оружия.

7. Введены серьезные изменения в систему боевой подготовки и расквартирования войск (физическая подготовка солдат, саперное дело, обучение грамоте, расселение в гарнизонах в специально построенных казармах, созданы учебные подразделения для подготовки унтер-офицеров в частях, введен принцип «учить солдата тому, что необходимо на войне»), они получают новую форму одежды.

8. Осуществлена реформа военного образования.

К началу 1860-х годов в России существовало четыре военных академии – Николаевская Генерального штаба, Артиллерийская, Инженерная, Медико-хирургическая. В 1867 году открыта Военно-юридическая.

Многие из существовавших кадетских корпусов, а их насчитывалось более 20, преобразованы в военные гимназии. После военных гимназий военное специальное образование продолжалось в военных училищах. В январе 1863 года военно-учебные заведения передаются в ведение Военного министерства, в составе которого было образовано Главное управление военно-учебных заведений.

Однако военные училища не смогли обеспечить потребности в офицерских кадрах, поэтому с осени 1864 года создаются юнкерские училища с более короткими сроками обучения. К середине 1870-х годов их количество достигло 17. Они вполне обеспечили потребности армии в офицерах. Общая численность выпускников военно-учебных заведений увеличилась с 389 в 1865-м до 3270 в 1873-м, то есть почти в десять раз. Таким образом, приток в войска офицеров из дворян, не имеющих образования, был остановлен.

Хочу обратить ваше внимание на то, что реформировалось военное образование более 15 лет.

Удалось ли Милютину придать новое качество Российской армии?

Безусловно, да, хотя бы потому, что армия до недавних пор жила по этой, может быть, и не во всем идеальной схеме.

Результаты

1. В России появилась массовая народная армия в достаточной степени боеспособная и мобильная.

Организация войск, принятая в 1860-е годы, ставила своей задачей сокращение до минимума состава армии в мирное время и максимальное ее увеличение в период войны.

Реорганизация Военного министерства и введение военно-окружной системы создали относительное единство управления, ликвидировали излишнюю централизацию.

Мероприятия в области перевооружения армии сводились к обеспечению ее новыми видами вооружения.

Преобразования в области боевой подготовки были направлены на обучение войск тому, что необходимо на войне, внедрение новой техники и развитие личной инициативы солдата.

Реформы военно-учебных заведений существенным образом изменили всю систему подготовки офицерских кадров, был решен вопрос об укомплектовании войск офицерами в мирное время.

В результате введения всесословной воинской повинности в основном создан мобилизационный резерв.

То есть Россия значительно приблизила организацию и облик своей армии к лучшим западноевропейским образцам.

2. В период руководства Военным министерством Милютиным России не пришлось (как впоследствии) переживать горечь военных поражений.

Успешно закончилась Русско-турецкая война, даже не потребовавшая всеобщей мобилизации.

При Милютине в 1864 году завершилась 60-летняя эпоха изматывающих страну войн на Кавказе.

3. В течение 13 лет была завоевана значительная территория Средней Азии и создано Туркестанское генерал-губернаторство. На волне успеха горячие головы рвались в Индию, Милютин удерживал их от этой авантюры и направлял на решение более реалистичной задачи. Взятие крепости Геок-Тепе и Асхабада (без чего «Туркестан и Кавказ оставались разъединенными») в январе 1881 года достойно увенчало карьеру военного министра.

Без сомнения, сделано многое.

Однако…

К сожалению, не все шло так гладко, как планировалось. Полное перевооружение армии и флота новыми образцами не было завершено. Многосистемность вооружения, недостаточное количество тяжелой и осадной артиллерии, дальнобойных орудий полевой артиллерии являлись серьезным недостатком технического оснащения армии. В Военно-морском ведомстве выделенных финансов хватило только на частичное переоснащение к 1877 году Балтийского флота и усиление морских сил на Черном море.

Не удалось решить и задачу сокращения военных расходов. К 1874 году они возросли по сравнению с 1862-м на 51 процент (со 114 до 172 миллионов рублей), хотя их удельный вес в государственном бюджете оставался почти на прежнем уроне.

Как показывает опыт, реформирование вооруженных сил даже при значительном их сокращении требует больших финансовых затрат.

Военная реформа 1860–1870-х годов сыграла важную роль в реорганизации вооруженных сил, системы их подготовки, комплектования и перевооружения, однако из-за незавершенности не смогла в полной мере обеспечить создания прочных основ обороноспособности государства, что подтвердилось уже в начале ХХ века.

Для воюющих вооруженных сил

Обращаясь мыслями к личности и деяниям графа Дмитрия Алексеевича Милютина, глядя на современную действительность и принимая во внимание вышеизложенное, приходишь к следующим выводам.

Во-первых, милютинская военная система в свое время сыграла позитивную роль. Она в своей основе укоренилась у нас настолько прочно, что почти полтора столетия существовала в России. Но, на мой взгляд, не Милютин виноват в том, что его систему «эксплуатировали» полторы сотни лет. Если вы помните, то же самое было и с петровской системой, которая просуществовала практически без изменений до конца XVIII века.

Во-вторых, естественно, эта система не была безупречна и, надо прямо сказать, уже через два десятка лет захромала по многим критериям. Показателями ее устаревания являются прежде всего результаты Русско-японской войны. Принципиально ничего не изменилось и в советское время. Даже реформа М. В. Фрунзе в 20-е годы проводилась, если можно так сказать, в рамках милютинской системы. Хотя и искали новые подходы к системам комплектования, управления и подготовки кадров, тем не менее развитие практики военного дела опять опаздывало за теорией, потребности опережали возможности и этот дисбаланс, несомненно, отражал состояние в первую очередь системы управления и развития экономики нашего государства.

Вместе с тем именно благодаря этой системе Советский Союз смог реализовать свой мобилизационный потенциал и сформировать армию, которая добилась победы над вооруженными силами фашистского блока. Кстати, этот факт говорит о том, что Милютин разрабатывал планы реформы именно для воюющих вооруженных сил, а не для скучающей в мирное время армии.

На тему:

Военная реформа Милютина 1860-1870 гг.

I . ВВЕДЕНИЕ

Состояние дореформенной армии определялось социально-экономической обстановкой, сложившейся в России на рубеже XVIII-XIX вв. Первая половина XIX столетия характеризовалась кризисом феодально-крепостнической системы и формированием новых капиталистических отношений.

Отсталость дореформенной экономики определяли состояние русской армии и военной промышленности в середине XIX в. Военное поражение в Крымской войне не оставило ни у кого сомнений в необходимости преобразований в военной области.

В 1956 г. Александр II назначает военным министром генерала Н. О. Сухозанета и поручает ему проведение реформ, генерал не имел никакого плана проведения военной реформы, все его действия сводились к урезанию военного бюджета и сокращению армии. Царь изложил ему собственные идеи, но большинство их касалось изменения военной формы одежды. Более никаких серьезных шагов в области военных реформ не предпринималось вплоть до назначения военным министром в ноябре1861 г. Дмитрия Алексеевича Милютина.

II. Основная часть.

Подробно разработанный план военной реформы Милютин представил царю уже 15.01.1862 г., спустя два месяца после своего назначения. Перед военным министром стояли две взаимоисключающие, казалось задачи: сократить военные расходы и в то же время усилить боевую мощь армии.

Он полагал, что сможет достичь этих целей путем преобразования военной администрации и сокращения сроков службы. Громоздкий аппарат управления был дорогостоящим и малоэффективным. А чрезмерная продолжительность службы приводила к тому, что армия имела незначительные призывные резервы, и приходилось поддерживать крупный постоянный контингент. С сокращением срока службы можно было бы иметь в запасе больше подготовленных людей и в мирное время содержать меньшую армию.

Кроме этого, он предложил ряд других насущно необходимых преобразований. Армия нуждалась в улучшении подготовки офицеров (в то время только четверть офицеров имели военное образование), а также порядка назначения на командные должности. Одним из вопросов доклада была реорганизация системы военного образования.

Важнейшей проблемой реформ являлось перевооружение армии.

Большое внимание в докладе уделялось необходимости реорганизации военного управления и созданию местных органов управления - военных округов.

В заключении доклада ставился вопрос о задачах инженерного ведомства - укреплению государственных границ и сооружению казарменных помещений.

1.Реформы в области организации, комплектовании армии и управлении войсками.

Осуществление основной цели Милютина - создание небольшой кадровой армии, которая, при необходимости могла быть быстро увеличена за счет призыва обученных людей из запаса, продолжалось в течении всей военной реформы.

Уже в 1862 г. Военное министерство предприняло ряд мер по к сокращению численного состава армии , главным образом за счет сокращения ее “не боевой” части - этапных команд, рабочих рот, корпуса внутренней стражи (83 тыс. чел.).

В докладе Военного министерства 15.01.1862 г. были рассмотрены меры преобразования всей военной системы, создания более рациональной системы военной организации по следующим направлениям:

    Превратить резервные войска боевой резерв, обеспечить пополнение ими состава действующих войск и освободив их от обязанности обучать в военное время рекрут.

    Подготовку рекрут возложить на запасные войска, обеспечив их достаточными кадрами.

    Всех заштатных “нижних чинов” резервных и запасных войск, в мирное время считать в отпуску и призывать в военное. Рекрутами пополнять убыль в действующих войсках, а не формировать из них новых частей.

    Сформировать для мирного времени кадры запасных войск, возложив на них гарнизонную службу, расформировав батальоны внутренней службы.

В отношении организации пехотных и кавалерийских частей указывалось на целесообразность включать в состав батальона 4 роты (а не 5), а в состав полка 4 батальона (а для внутренних губерний - 2 батальона), причем в целях избежания формирования новых частей в случае войны, содержать их в уменьшенном составе. Предполагалось установить для пехоты 3 штатных состава: кадровый, по штатам мирного времени и по штатам военного времени (кадровый составлял половину военного).

Артиллерийские части должны были быть организованы по следующему принципу: при каждой пехотной дивизии иметь одну артиллерийскую бригаду из 4 батарей, (для дивизий 2-батальонного состава - артиллерийскую бригаду из 2 батарей).

Однако быстро внедрить эту организацию не удалось, и лишь с 1864 г., после подавления основных очагов восстания в Польше, была начата планомерная реорганизация армии и сокращение численного состава войск.

Были установлены следующие штатные составы полков: военного времени (по 900 ряд. в батальоне), усиленный мирный (по 680 ряд. в батальоне), обыкновенный мирный (по 500 ряд. в батальоне) и кадровый мирный (по 320 ряд. в батальоне). Вся пехота составила 47 пехотных дивизий (40 армейских, 4 гренадерских и 3 гвардейских). Дивизия состояла из 4 полков, полк из 3 батальонов, батальон из 4 линейных и 1 стрелковой рот.

Артиллерия делилась на конную и пешую. Пешая состояла из 47 артиллерийских бригад (по числу дивизий), каждая из 3-х батарей по 8 (4) орудий. Конная артиллерия состояла из 4 гвардейских конных батарей и 7 конно-артиллерийских бригад по 2 батареи.

Кавалерия состояла из 56 полков - по 4 эскадрона (4 кирасирских, 20 драгунских, 16 уланских и 16 гусарских), составлявших 10 кавалерийских дивизий.

Инженерные войска состояли из 11 саперных батальонов и 6 понтонных полубатальонов.

К действующим войскам относились крепостные полки и батальоны, а также 54 крепостных артиллерийских роты.

К местным войскам с 1864 г. стали относиться как резервные (выполняющие теперь роль функции запасных войск), так и войска внутренней службы (губернские батальоны, уездные, местные этапные и конвойные команды).

К 1869 г. было завершено приведение войск на новые штаты. При этом общее количество войск в мирное время по сравнению с 1860 годом сократилось с 899 тыс. чел. до 726 тыс. чел. (в основном за счет сокращения “не боевого“ элемента). А количество резервистов в запасе увеличилось с 242 до 553 тыс. чел. При этом с переходом на штаты военного новых частей и соединений теперь не формировалось, а части разворачивались за счет резервистов. Все войска могли теперь быть доукомплектованы до штатов военного времени за 30-40 дней, в то время как в 1859 г. на это требовалось 6 месяцев.

Однако новая система организации войск содержала и ряд недостатков:

    Организация пехоты сохранила деление на линейные и стрелковые роты (при одинаковом вооружении смысла в этом не было).

    Артиллерийские бригады не были включены в состав пехотных дивизий, что отрицательно влияло на их взаимодействия.

    Из 3-х бригад кавалерийских дивизий (гусарской, уланской и драгунской), только драгунские были вооружены карабинами, а остальные не имели огнестрельного вооружения, в то время, как вся кавалерия европейских была вооружена пистолетами.

Основным преобразованием в области реорганизации военного управления явилась военно-окружная система .

Создание стройной системы местного управления войск являлось важнейшей задачей, стоящей перед Военным министерством, без выполнения которой были невозможны дальнейшие преобразования в армии. Необходимость данных преобразований обуславливалась тем, что штабы армий выполняли как командные, так и административно-снабженческие функции по отношению подчиненных частей, аналогичные задачи возлагались и на корпусные штабы. Практически штабы не могли эффективно исполнять ни тех, ни других функций, особенно если подчиненные им части были рассредоточены по разным губерниям.

В мае 1862 г. Милютин представил Александру II предложения под заглавием “Главные основания предполагаемого устройства военного управления по округам”. В основе этого документа лежали следующие положения:

    Уничтожить деление в мирное время на армии и корпуса, высшей тактической единицей считать дивизию.

    Разделить территорию всего государства на несколько военных округов.

    Во главе округа поставить начальника, на которого возложить надзор за действующими войсками и командование местными войсками, а также поручить ему заведывание всеми местными военными учереждениями.

Таким образом Милютин предложил создать территориальную, окружную систему, при которой снабжение и материально-технические функции возлагались на штаб округа, а оперативное командование сосредоточивалось в руках дивизионных командиров. Новая система заметно упрощала военное управление и устранялся существенный недостаток - крайняя централизация управления в министерстве.

В соответствии с этим указывалось на необходимость создания 15 военных округов: Финляндского, С - Петербургского, Балтийского (Рига), Северо-Западного (Вильно), Царства Польского, Юго-Западного (Киев), Южного (Одесса), Московского, Харьковского, Верхневолжского (Казань), Нижневолжского (Саратов), Кавказского (Тифлис), Оренбургского, Западно-Сибирского (Омск), Восточно-Сибирского (Иркутск).

Структура главного окружного управления должна была включать в себя: Общее командование и штаб, Окружное интендантство, Артиллерийское управление, Инженерное управление и Врачебно-госпитальное управление.

Уже летом 1862 г. вместо Первой армии были учреждены Варшавский, Киевский и Виленский военные округа а в конце 1862 г. - Одесский.

В августе 1864 г. было утверждено “Положение о военных округах”, на основании которого Командующему войсками округа подчинялись все расположенные в округе воинские части и военные учреждения, таким образом он становился единоличным начальником, а не инспектором, как это планировалось раньше (при этом все артиллерийские части в округе подчинялись непосредственно начальнику артиллерии округа). В пограничных округах на Командующего возлагались обязанности генерал-губернатора и в его лице сосредотачивалась вся военная и гражданская власть. Структура окружного управления осталась без изменений.

В 1864 г. было создано еще 6 военных округов: Петербургский, Московский, Финляндский, Рижский, Харьковский и Казанский. В последующие годы были образованы: Кавказский, Туркестанский, Оренбургский, Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский военные округа.

В результате организации военных округов создалась относительно стройная система местного военного управления, устранила крайнюю централизацию Военного министерства, функции которого теперь в осуществлении общего руководства и наблюдения. Военные округа обеспечивали быстрое развертывание армии в случае войны, при их наличии стало возможно приступить к составлению мобилизационного расписания.

Наряду с реформой местного военного управления на протяжении 60-х годов происходила и реорганизация Военного министерства , которая назрела так как в Военном министерстве отсутствовало единство управления и одновременно с этим господствовала доведенная до абсурда централизация. На протяжении пяти лет - с 1862 по 1867 год происходила реорганизация Военного министерства.

Уже в 1862 г. были созданы два главных управления: артиллерийское и инженерное. Эти главные управления по прежнему возглавлялись лицами императорской фамилии.

В 1863 г. была произведена реорганизация департамента генерального штаба. Он был объединен с военно-топографическим депо и Николаевской академией генерального штаба, с наименованием его главным управлением генерального штаба.

В связи с введением военно-окружной системы, в 1866 г. главное управление генерального штаба и инспекторский департамент были объединены в одно управление под названием Главный штаб. Он состоял из шести отделений, азиатской и судовой части, при Главном штабе находился военно-топографический отдел и Главному штабу была непосредственно подчинена Николаевская академия генерального штаба.

В 1868 г. преобразование Военного министерства было закончено, и с 1 января 1869 г. было введено Положение о Военном министерстве, согласно которого оно состояло из императорской Главной квартиры, военного совета, главного военного суда, канцелярии Военного министерства, Главного штаба и семи главных управлений (интендантское, артиллерийское, инженерное, военно-медицинское, военно-учебных заведений, военно-судовое, иррегулярных войск), а также управления генерал - инспектора кавалерии и инспектора стрелковых батальонов и комитета о раненых.

Права военного министра были значительно расширены. Он являлся главным начальником всех отраслей военно-сухопутного управления, однако по ряду вопросов, находившихся в ведении военного совета, руководил не единолично, а лишь как его председатель.

Военный совет также претерпел изменения. Как состав, так и его функции были расширены. Помимо решения законодательных и хозяйственных вопросов, военному совету подведомственно также и инспектирование войск. При нем состоял ряд комитетов: военно-кодификационный, по устройству и образованию войск, военно-учебный, военно-госпитальный и военно-тюремный.

Главному артиллерийскому управлению подчинялись непосредственно артиллерийская академия и училища. При нем состоял артиллерийский комитет, который ведал обсуждением вопросов, касающихся теории, техники и практики артиллерии и ручного оружия, новых изобретений в этой области и распространением научных знаний среди офицеров артиллерии. Начальник главного артиллерийского комитета подчинялся генерал-фельдцехмейстеру (великому князю Михаилу Николаевичу).

По новому штату состав Военного министерства был уменьшен на 327 офицеров и 607 солдат. Значительно сократился и объем переписки. Как положительное можно отметить и тот факт, что военный министр сосредоточил в своих руках все нити военного управления, однако войска не находились в полном его подчинении, т.к. начальники военных округов зависели непосредственно от царя, который и возглавлял верховное командование вооруженными силами.

Вместе с этим организация центрального военного управления содержала в себе и ряд других слабых сторон:

    Структура Главного штаба была построена таким образом, что функциям собственно генерального штаба отводилось немного места.

    Подчинение главного военного суда и прокурора военному министру означало подчинение судебных органов представителю исполнительной власти.

    Подчинение лечебных заведений не главному военно-медицинскому управлению, а начальникам местных войск, отрицательно влияло на постановку лечебного дела в армии.

Одним из направлений в военной реформе являлась военно-судебная реформа . Основной причиной её внедрения было стремление приспособить военные суды к разбору дел, связанных с революционным движением в армии.

15 мае 1867 г. был принят проект военно-судебного устава, на основании которого устанавливались три рода военно-судебных инстанций: полковые суды, военно-окружные суды и главный военный суд.

Полковые суды учреждались в каждом полку. Он состоял из 3-х человек: председателя - штаб-офицера и 2-х членов - обер-офицеров. Состав суда назначался командиром полка и рассматривал дела, аналогичные мировому суду (о нижних чинах). Дела слушались по приказу командира полка и приговор утверждался командиром полка. Процесс судопроизводства в полковых судах исключал состязательность.

Военно-окружные суды создавались при военных округах. Ему были подведомственны все дела о генералах, штаб- и обер-офицерах, чиновниках военного ведомства. Отдача под суд решалась командиром части. Процесс судопроизводства предполагал состязательность.

Главный военный суд создавался при Военном министерстве, в качестве “верховного кассационного суда”. Председатель и члены суда назначались из генералов непосредственно царем. Функции главного военного суда заключались в следующем: обсуждение дел в связи с кассационными жалобами и протестами, рассмотрение дел о о пересмотре приговоров по вновь открывшимся обстоятельствам, решения о передаче суду лиц в генеральском звании, обсуждение законодательных вопросов, наложение дисциплинарных взысканий на лиц военно-судебного ведомства.

5 мая 1868 г. был принят воинский устав о наказаниях, в котором предусматривалось 2 вида наказаний - уголовные и исправительные. К уголовным относились: смертная казнь, ссылки на каторжные работы, поселение с лишением всех прав и заключение в крепости. Исправительные наказания определялись в зависимости от сословной принадлежности: для офицеров (ссылка в Сибирь с увольнением и лишением прав, временное заключение в крепости с увольнением, временное заключение в тюрьме с увольнением, содержание на гауптвахте, денежные взыскания), для нижних чинов (временное направление в военно-исправительные роты, заключение в военной тюрьме, денежные взыскания, лишение нашивок за беспорочную службу с переводом в разряд штрафных).

Наиболее тяжко каралось неповиновение (в мирное время от 4 до 12 лет, в военное - расстрел), нарушения обязанностей в карауле (офицерам - разжалование с заключением в крепости, рядовым - военная тюрьма, а в военное - расстрел), преступления по должности (ссылка) и особенно строго наказывались нарушение обязанностей во время военных действий.

Новая организация военных судов предусматривала состязательность процессов, гласность, однако суды сохранили зависимость от командования (особенно полковые), что лишало их самостоятельности.

Одновременно с проведением военной реформы, в 1868 г. было разработано Положение о полевом управлении войск в военное время , согласно которому при ведении боевых действий, войска на ТВД образуют одну или несколько армий, во главе каждой стоит главнокомандующий, назначаемый и подчиняющийся царю. Военные округа на ТВД подчиняются главнокомандующего и снабжают армию.

На основании Положения была значительно упрощена структура полевого управления армии, уточнены взаимоотношения главнокомандующего и военного министра. Однако имелся и целый ряд существенных недостатков: Возможное наличие нескольких главнокомандующих с одинаковыми правами; Не предусматривалось создание отдела военных сообщений.

Вопрос организации полкового хозяйства в течении длительного времени являлся предметом обсуждения в Военном министерстве. Первые полковые хозяйства стали внедряться с 1863 г. С 1867 г. полковые командиры были лишены права пользоваться хозяйством полка, как личным. В связи с этим командирам полков было увеличено денежное содержание с 720 до 1200 руб. в год, а командирам отдельных батальонов на 360 руб. Кроме того начальники дивизий могли выдавать полковым командирам ежегодно, в виде пособия, определенную часть экономии, полученной от ведения полкового хозяйства.

Милютин Дмитрий Алексеевич.

Годы жизни:1816-1912

Из биографии :

  • Военный историк, теоретик, автор и проводник военной реформы, проведённой в период правления Александра 2.
  • 1861-1881- военный министр
  • Милютин Д.А.закончил Императорскую военную академию.
  • С 1839-1844 принимал участие в военных действиях на Кавказской войне.
  • 1856-1860- начальник Главного штаба войск Кавказской армии.
  • С 1845- профессор Императорской военной академии.
  • Написал несколько научных трудов: «Наставление к занятию, обороне и атаке лесов, строений, деревень и других местных предметов», «История войны» и др.
  • С 1881 года — в отставке. Писал воспоминания.

Д.А.Милютин- военный министр

(1861-1881)

Военная реформа

Причины проведения

  • Крымская война показала слабое военно-техническое вооружение России
  • Неудовлетворительное качество высшего военного и офицерского состава армии
  • Управление армией не соответствовало требованиям военного времени
  • Низкая мобилизационная возможность экономики

Основные направления военной реформы

  • Реорганизация устройства и управления армии . Реорганизация Военного министерства и Генерального штаба, ставшего органом военного управления подчиненным Военному министру. Страна была разделена на 15 военных округов, в каждом — своё управление, непосредственно подчиняющееся военному министру.
  • Перевооружение армии , дальнейшее её военное оснащение. С 1859 года на вооружение была взята капсюльная винтовка. А с 1868 года — винтовкой Бердана под унитарный патрон. К войне с Турциевй1877 году вся армия мела на вооружении нарезное оружие уменьшенного калибра. С 1870 году артиллерийские бригады имели скорострельные пушки Барановского. Русский флот впервые получил броненосцы и другие металлические корабли вместо деревянных парусников и вёсельных галер.
  • Реорганизация военного быта (пища, жилище, обмундирование, обучение грамоте солдат). В 1863 году были отменены жестокие телесные наказания.
  • Сокращение срока службы. Он добился, ещё до реформы, сокращения срока с 25 до 16 лет. Сокращена численность армии с 2.3 млн. чел в 1856 г. до 700 тыс. чел в 1868г., но еще 500 тыс. чел. были в резерве и могли быть в любой момент призваны из запаса.
  • Совершенствование судебной системы : открыты новые гласные суды, в 1867 был разработан новый военно-судебный устав. Принципы: состязательность, открытость.
  • 1874- введение всеобщей воинской повинности . Служба стала обязательной для всего мужского населения с 20 лет, независимо от сословия. Срок службы для сухопутных войск- 6 лет + 9 лет в запасе. Для флота- 7 лет + 3 года в запасе. Вводились льготы для людей, имеющих образование. С высшим служили полгода, со средним — полтора, с начальным- 4 года. Резерв армии был боевым резервом, способным в любое время пополнить армию.
  • 1874- принят воинский устав.
  • Дальнейшее развитие военного образования : с 1864 года открывались юнкерские училища, увеличилось число всех военных учреждений, повышены требования при производстве в офицеры. С 1867 года офицерские классы переименованы в военно-юридическую академию.
  • Были открыты женские военные курсы по подготовке
  • В 1870-е годы появились железнодорожные войска , а до этого с 1860-х годов началось активное строительство ж.д. дорог на западе и юге страны.

Итоги реформы:

  • Значительное усиление военной мощи Росси, что привело к победе в войне с Турцией в 1877-1878годах, успешному завоеванию Средней Азии (в течение 13 лет была завоевана значительная территория Средней Азии и создано Туркестанское генерал-губернаторство.)
  • В России появилась массовая народная армия в достаточной степени боеспособная и мобильная.
  • Повышение международного авторитета страны.
  • Военная реформа 1860-1870-х гг . сыграла важную роль в реорганизации вооруженных сил, системы их подготовки, комплектования и перевооружения, однако из-за незавершенности не смогла в полной мере обеспечить создания прочных основ обороноспособности государства.

Материал к историческому сочинению

Историческая эпоха Историческое событие, причинно — следственные связи
Эпоха Александра II (1855-1881) Внутренняя политика Александра 2. Проведение военной реформы

Причины :

  • Слабость армии, проявившаяся в поражении в Крымской войне, стало одной из важнейших причин проведения реформы
  • Необходимость повышения международного авторитета России.

Следствие:

  • Значительное усиление военного потенциала России, боеспособности арии и флота
  • Победа России в русско-турецкой войне 1877-1878г. , территориальные присоединения Средней Азии.
  • Усиление международного авторитета страны.

Роль Милютина Д.А.

Будучи военным министром в течение 20 лет при Александре 2, он сыграл значительную роль в подготовке и проведении военной реформы. Именно ему принадлежа идея введения всеобщей воинской обязанности в 1874 году, он был инициатором перевооружения армии, сокращения срока службы, создания значительного резервного запаса войск

Д.А.Милютин имел профессиональный и моральный авторитет в обществе, его во всём поддерживал император. Успех его реформы во многом зависел именно от поддержки верховной власти. Не все положения реформы были доведены до конца, смена императора стала одной из причин этого. Но, несомненно, Д.А.Милютин- один из выдающихся государственных деятелей России, сумевший своей деятельностью поднять авторитет армии, повысить её военную и техническую мощь.

Данный материал можно использовать, готовясь к заданию № 25.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

В рамках всеобщего реформирования государственного управления.

Предпосылки проведения военной реформы

Поражение Российского государства в Крымской войне в середине 19 века показало его несостоятельность в экономическом, военном и политическом аспектах. Запрет для России иметь свой черноморский флот и военные базы делало беззащитными ее южные границы.

Создание в Европе военных коалиций, увеличение их вооружения, развитие военной техники требовало от России модернизации военных сил, повышение боеспособности войск. Стало явной устаревшая, со времен , система комплектование рекрутами армии для увеличения ее численности в случае военных действий.

Устарела система управления армией, а также стрелковое и артиллерийское вооружение. Флот был укомплектован устаревшими парусными кораблями. Война также выявила низкую боевую подготовку солдат. Их больше готовили к парадам и смотрам. Командный состав, особенно высший, отличался низким профессионализмом. Процветало воровство.

Пышность и военный престиж России скрывали убогость ее армии. Международный авторитет России был подорван. С целью укрепления государства в царствование Александра II был проведен ряд реформ. Военную реформу подготовил военный министр граф Милютин Д.А., генерал, высокообразованный человек, либерал, сторонник преобразований армии.

Краткие положения реформы

  • Замена системы набора рекрутов на всеобщую воинскую повинность. Всеобщая воинская повинность вводилась для мужского населения с 21 года. От службы освобождали по физической непригодности и по семейным обстоятельствам;
  • Тактической единицей стала дивизия;
  • Вся территория государства было поделена на военные округа;
  • Начальник военного округа командовал местными войсками, окружными военными учреждениями и отвечал за действующие части. В пограничных округах начальник округа сосредотачивал военную и гражданскую власть. Артиллерия подчинялась начальнику артиллерии округа;
  • Срок службы в армии ограничивался 15 годами. 6 лет - в армии, 9 лет - в запасе. На флоте срок службы был 7 лет, 3 года - в запасе;
  • Для решения вопроса о подготовке кадров учреждались военные училища, Академии различных военных специальностей;
  • Войсками стал управлять Генеральный штаб.

Положительные стороны реформы

  • Призывников зачисляли в ополчение, которое призывалось только в военное время. В военное время армейские штаты за счет резервистов доукомплектовывались примерно за месяц, в то время как раньше на это уходило до полугода. Важную роль в этом сыграло развитие железнодорожного сообщения;
  • Телесные наказания были отменены;
  • Запретили отдавать в солдаты в качестве наказания за преступление;
  • Единственный сын или кормилец освобождался от призыва;
  • Был предпринят ряд мер по уменьшению военных расходов. Был уменьшено количество личного состава, сокращен срок службы. Человек возвращался в мирную жизнь еще не старым, что дало несомненный экономический эффект;
  • Создание военных учебных заведений позволило повысить уровень образования офицеров;
  • Было повышено техническое оснащение армии, в том числе проведено вооружение армии винтовками.

Недостатки реформы

  • Не были предусмотрено включение артиллерии в состав пехотных дивизий, что лишало пехоту непосредственной поддержки артиллерии;
  • Не вся кавалерия была снабжена стрелковым оружием;
  • Слабо развита интендантская часть .
  • Некоторые народы Средней Азии, Севера, Кавказа освобождались от военной службы по религиозным соображениям. Жители этих регионов должны были платить специальный налог;
  • Полный срок служили неграмотные (их в армии обучали письму, чтению и счету). Для лиц с начальным образованием служба длилась 4 года, для лиц с высшим образованием - полгода;
  • Отслуживших мужчин записывали в ополчение на 40 лет;
  • В случае тяжелого материального положения давалась отсрочка призыва на 2 года;
  • Призывали только нужное количество. Если призывников было больше, кому идти в армию решали жребием. Остальных записывали в ополчение.

Итоги реформы

  • Российская армия стала кадровой, с большим обученным резервом;
  • Было проведено комплексное преобразование армии, начиная с новобранцев до высшего командного состава;
  • Введение военных округов позволяло осуществлять оперативное руководство армией;
  • Артиллерийские орудия в армии стали нарезными, что повышало дальнобойность и точность стрельбы. Были разработаны казнозарядные орудия, что увеличивало скорострельность артиллерии;
  • Началось строительство парового и броненосного флота, что потребовало создания предприятий судостроительной промышленности. Важное значение для создания броненосного флота имело развитие металлургической промышленности.

Реформа длилась 13 лет. Конфликт с Османской империей в конце 19 века показал положительность проведенных преобразований. Российская армия стала более боеспособной.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «nikanovgorod.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «nikanovgorod.ru»