Святые лики женщин. Православные Святые: список по годам жизни. Особо почитаемая святая России - Матронушка

Подписаться
Вступай в сообщество «nikanovgorod.ru»!
ВКонтакте:

Женщины-христианки в Церкви и в общественной жизни всегда являли образцы верности, любви, сострадания, повседневной заботы о ближних и дальних. Многих спасали они своим молчаливым, заботливым любящим присутствием, сердечным теплом. За двадцать столетий своего существования на земле Церковь Христова украсилась множеством святых подвижниц, отдавших жизнь служению Богу и ближним, к которым мы возносим свои молитвы, прося помощи, утешения, заступничества. К великому счастью, с самого начала существования христианства на Руси, немало святых жен просияло и в нашем Отечестве…

Путь женской святости

Господь знал женское сердце, знал, что оно полно любви, милосердия и постигает все святое, таинственное гораздо легче, чем мужское… Женщины меньше рассуждают и больше чувствуют. Поэтому, не случайно первыми узнали о Воскресении Господа жены-мироносицы, которым Сам Христос повелел: «не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, а там они увидят Меня» (Мф. 28, 10). В этих словах на все времена даровано женщинам новое назначение: благовествовать Воскресшего Господа. По пути, проложенному святыми женами апостольских времен, пошло множество христианок. История Церкви Христовой подарила нам святых Фотину, Апфию, Феклу, Елену, Нину…

Их подвиг любви вдохновил многих женщин и положил начало их служению Богу и ближним. Уже в Древней Церкви женщины-христианки заботились о воспитании детей, о сиротах, о больных. Их благочестие, забота о страждущих, дела милосердия не могли не вызывать восхищения даже у язычников. Так, один из учителей святителя Иоанна Златоуста, знаменитый ритор Ливаний, воскликнул как-то в восторге: «Какие женщины у христиан!»

Сами же жены-христианки в своей душе свято хранили слова апостола: «…да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1 Пет. 3, 3-5).

Про женщину сказано, что ее первое предназначение — быть источником любви. При этом ее служение любовью не исчерпывается семьей, супружеством и материнством, но простирается на весь мир. Это чисто женское – желание всех накормить, одеть, обогреть, исцелить, — окутать всех и все своей любовью. Потому, задолго до того, как свет Христовой веры озарил наше Отечество, начала оживать в нем душа русской женщины. Свидетельство тому – святая княгиня Ольга. В последствии, вся история Русской Православной Церкви раскрывает исключительную благодатную роль, которую играли в ее судьбе святые жены. Путь женской святости на Руси озарен сиянием славы Самой Пречистой Матери Господа нашего Иисуса Христа.

Начальница веры

По своему достоинству женщина ничем не ниже мужчины. Но, сравнивая число святых мужей с числом святых жен Руси, как, в прочем, и других христианских стран, мы видим значительное превосходство числа мужских имен. Почему? Об этом хорошо сказал русский философ Иван Ильин: «Она все может, но это ей ни к чему». Наверное, потому, подвиг женщин во все времена был не так ярок и заметен, как подвиг святых мужей: чаще всего он тих и неприметен. Это подчас не бросающийся в глаза, великий подвиг послушания мужу, воспитания детей в вере Христовой и хранения домашнего очага. И, как отметил церковный писатель Сергей Нилус, надо помнить, что в подвиге каждого святого незримо заключается и подвиг его матери, воспитавшей его. При этом, за долгую историю Церкви женщинам не раз приходилось спасать положение в тот момент, когда меркли и оказывались бесполезными мужская доблесть и сила. И тогда женская кротость, нежность и любящее сердце творили поистине чудеса!

Среди святых русских жен первая, безусловно, равноапостольная Великая княгиня Ольга. Интересно, что почитание ее началось ранее почитания крестителя Руси — святого равноапостольного Великого князя Владимира. Сам он перенес ее гробницу в Десятинную церковь, быть может, в чаянии ее скорейшей канонизации.

«Начальницей веры» и «Корнем Православия» издревле в Русской земле называли святую равноапостольную Великую княгиню Ольгу, во Святом Крещении — Елену. Происходила она из рода Гостомысла, родилась в Псковской земле, в языческой семье из династии князей Изборгских. В 903 году она стала супругой Великого князя Киевского Игоря. Когда восставшие древляне убили его, Ольга жестоко, по-язычески отомстила за смерть мужа. Не пожелав вновь выйти замуж, она возложила на себя бремя государственного служения при трехлетнем сыне Святославе. Ольга вошла в историю как великая созидательница государственной жизни и культуры Киевской Руси. «Мудрейшею всех людей» именовали ее современники.

В 954 году с дипломатической миссией она отправилась в Царьград, где приняла Святое Крещение. Патриарх Константинопольский Феофилакт благословил новокрещенную крестом, вырезанным из цельного куска Животворящего Древа Господня с надписью: «Обновися Русская земля Святым Крестом, Его же приняла Ольга, благоверная княгиня».

По возвращению из Византии Ольга стала нести христианское благочестие язычникам, воздвигать первые храмы. Именно она воспитала своего внука – равноапостольного Великого князя Владимира, который через 19 лет после ее смерти крестил Русь.

Образ христианской женственности

О русских женщинах, их кротости, мудрости, преданности, любви и способности ценить все самое прекрасное в мире веками слагались стихи, предания и легенды, им посвящали самые сокровенные свои строки поэты, писатели… Но, ореолом святости окружались в нашем народе не лучезарные и прекрасные дамы, а матери, жены, хозяйки, преданные своим мужьям и их делу, устроительницы дома, церквей и монастырей, подвижницы, мученицы во имя веры, во славу своего народа.

Многие канонизированные святые князья Древней Руси вошли в Царство Божие в сопровождении своих жен: это жены Константина Муромского, Ярослава Владимирского, Димитрия Заозерского, Димитрия Донского, Михаила Тверского и многих других. Не случайно Писание говорит; «Кто нашел добрую жену, тот нашел благо и получил благодать от Господа» (Притч. 18, 23).

Так, жена святого благоверного князя Димитрия Донского преподобная благоверная княгиня Евфросиния Московская, счастливый союз которых был для Руси залогом союза и мира между Москвой и Суздалем, соединила подвиг гражданского служения народу и родной земле с подвигом монашества.

Большое влияние на духовную жизнь княгини Евдокии оказали святитель Алексий, Митрополит Московский, а также преподобный Сергий Радонежский, который крестил одного из сыновей Димитрия и Евдокии. Восприемником других был преподобный Димитрий Прилуцкий. Святая княгиня была строительницей храмов. В 1387 году она основала в Московском Кремле Вознесенский женский монастырь. В 1395 году, при нашествии Тамерлана на южные границы Руси, по ее совету, была принесена в Москву Владимирская икона Божией Матери, чудесно защитившая Русскую землю.

Втайне предаваясь подвигу поста, княгиня под пышными княжескими одеждами носила вериги. Воспитав пятерых сыновей, Евдокия приняла постриг с именем Евфросия. В молитве и подвиге свершив свой земной путь, преподобная мирно почила в 1407 года и была погребена в основанном ею Вознесенском монастыре.

Нужно сказать, что почти все канонизированные жены Древней Руси - княгини, и это не случайно. Именно на них с первых веков христианства в Русской земле промысел Божий низложил особый подвиг - явить своим сестрам образцы христианкой женственности, стоять «светильником горящим и светящим» (Ин. 5, 35), свечой на подсвечнике и светить всем в доме (Мф. 5, 15). Это святая равноапостольная великая княгиня Ольга, преподобная Анна Новгородская, преподобная Евфросиния Полоцкая, благоверная княгиня Феврония Муромская, преподобная Евфросиния Суздальская, преподобная Харитина Литовская, преподобная Анна Кашинская, святая благоверная княгиня-мученица Иулиания Вяземская и Новоторжская, преподобная святая благоверная княгиня Евфросиния Московская, святая праведная дева Иулиания, княжна Ольшанская, святая праведная София, княгиня Слуцкая. Среди них - семь святых княгинь-инокинь.

Преподобная Евфросиния, игумения Полоцкая, в миру Предслава, была дочерью князя Георгия Всеславича. С детских лет она отличалась любовью к молитве и книжному учению. Отвергнув предложения о браке, Предслава приняла постриг с именем Евфросиния. По благословению Полоцкого епископа Илии, она стала жить при Софийском соборе, где занималась переписыванием книг. Около 1128 года епископ Илия поручил преподобной устроить женский монастырь. Отправляясь в Сельцо, — место будущей обители, — подвижница взяла только святые книги – «все свое имение». В новоустроенном Спасо-Преображенском монастыре святая обучала девушек переписыванию книг, пению, шитью и иным ремеслам. В 1161 году ее усердием был построен собор, сохранившийся до нашего времени.

Преподобная Евфросиния основала также Богородицкий мужской монастырь, в который по ее просьбе Константинопольский Патриарх Лука послал список с чудотворной Ефесской иконы Божией Матери. Незадолго до смерти преподобная с племянником Давидом и сестрой Евпраксией отправилась в паломничество по Святым Местам. Поклонившись святыням Царьграда, она прибыла в Иерусалим, где в 1173 году в Русском монастыре Пресвятой Богородицы Господь сподобил ее принять мирную кончину. Позднее ее мощи были перенесены в Киево-Печерскую Лавру, а в 1910 году — в Полоцк, в основанный ею монастырь. Преподобная Евфросиния Полоцкая прославилась в Русской Церкви как покровительница женского монашества.

Княгиня Юлиания Вяземская приняла мученическую кончину сохранив верность своему супругу. Муж ее князь Симеон Мстиславич Вяземский разделял изгнание со Смоленским князем Юрием после завоевания Смоленска Литвой. В1406 году Василий I Московский дал им в удел город Торжок. Здесь князь Юрий прельстился красотой Юлиании и пытался соблазнить ее. Не преуспев в этом, он убил князя Симеона, но не мог преодолеть сопротивления его супруги. В ярости он погнался за ней с мечом, изрубил на дворе и велел бросить тело в реку. Опомнившись, Юрий бежал в монастырь, искупая свой грех.

Ну и конечно, говоря о русских святых княгинях, нельзя не упомянуть святую благоверную Февронию Муромскую, чей союз со святым князем Петром считается образцом христианского брака, а сами они – молитвенными покровителями любви и верности.

Слава Богу за все!

«Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее» (Притч. 31:26). Но не только святые княгини подавали пример своим сестрам-христианкам в благочестии и любви к Богу и ближним.

Так, кроме благоверной княгини Февронии, Муромская земля прославилась и другой великой подвижницей Юлианей Лазаревской.

Праведная Юлиания была дочерью благочестивых и богатых дворян Недюревых. Юстин, отец ее, служил ключником при дворе царя Иоанна Грозного. В возрасте шести лет оставшись сиротой, она была взята на воспитание своими родственниками

Скромная богобоязненная девушка неукоснительно соблюдала пост и молилась, за что подвергалась насмешкам со стороны родни. Кроткая и безответная, она усердно занималась рукоделием, тогда как другие девушки находили удовольствие в пустых забавах и играх. Для нее утешением было присмотреть за больным бедняком, сшить рубашку для неимущего, приласкать сироту. Юлианию не учили грамоте — такое случалось с сиротами. Ее также не спешили выдавать замуж, хотя другие выходили на пятнадцатом году. Когда Юлиании исполнилось 16, Бог послал сироте богатого и благородного мужа, Юрия Осорьина, владельца села Лазаревское.

Случалось, что муж Юлиании подолгу отсутствовал на царской службе в Астрахани. Тогда она по ночам занималась рукоделием — то пряла, то шила — и вырученные за работу деньги раздавала бедным или относила в храм. Она делала это втайне даже от свекрови, хотя та любила ее.

В голодные времена, когда многие люди умирали от недостатка пищи, Юлиания удвоила свою тайную милостыню. Пищу, предназначенную ей, она раздавала нуждающимся, а сама, как и прежде, ничего не ела до вечера. За голодом последовал мор: люди запирались в домах, боясь заразы. Юлиания втайне от семьи ухаживала за больными и, если кто-нибудь умирал, сама омывала его и сама же хоронила.

У Юлиании было много детей. Старшего сына убил слуга — и, хотя это стало тяжелым ударом для святой, у нее все же хватило мужества утешать супруга. Вскоре пришла новая беда — другой сын погиб на царской службе. Достало сил перенести и эту потерю, хотя страшные события так потрясли Юлианию, что она упрашивала супруга дозволить ей уйти в монастырь. Муж удержал ее, убедив не бросать оставшихся детей. Юлиания стала поститься и молиться больше прежнего — спала не больше двух часов, и то, подложив под голову полено, а под бок ключи. Когда другие крепко засыпали, она вставала на колени и молилась, а поутру шла в церковь. Не владея грамотой, она внимательно слушала, когда читали другие, и сумела не только понять сама, но и научить других, как надобно жить, чтобы угодить Господу. В доме она была матерью для всех: провинившихся слуг и служанок вразумляла не бранью и побоями, а кроткими словами.

После смерти мужа Юлиания раздала милостыню по церквам и монастырям. Ее щедрость порой доходила до того, что для себя не оставалось ни копейки.

При царе Борисе вновь наступили голодные времена. Юлиания просила детей и домашних не касаться чужой собственности. Сколько имела она скота и вещей, все распродала, чтобы купить хлеба, и кормила не только домашних, но и чужих. Наконец она дошла до крайней нищеты и, с упованием на Бога, переселилась в нижегородскую деревню Вочнево. Когда и туда пришел голод, Юлиания, созвав своих слуг, объяснила, что освобождает их — отпускает на волю, дабы сумели сами себя прокормить. Тем, что не захотели уйти, она велела собирать лебеду и древесную кору, чтобы печь их них хлеб, и этот хлеб получался необычайно вкусным. Юлиания не только кормила свою семью, но и угощала бедняков. Когда соседи спрашивали у нищих, посему они ходят к Юлиании, которая сама умирает с голоду, они отвечали: «Много сел обходили мы, но ни у кого не ели такого вкусного хлеба».

Никогда не роптала на судьбу Юлиания — и добро, и зло принимала смиренно, благодаря за все Господа.

Даже болезнь, что пришла в светлый день Рождества, не сломила ее. Все так же молилась Юлиания и не роптала. Почувствовав приближение смерти, она призвала своего духовника, исповедалась и причастилась, потом благословила детей и заповедовала им жить в страхе Божьем. «Еще с юности, — добавила она при этом, — я хотела облечься в иночество, но по грехам моим Бог не сподобил меня сей милости; слава Богу за все!» И мирно предала душу Господу.

Воплощение христианских идеалов правды

До революции были канонизированы всего 13 святых русских жен. Мало? И «малая закваска заквашивает все тесто» (Галл. 5,9), — говорит апостол. Прославляет святых Господь, а не человек, и на примере святых жен Руси мы видим подтверждение тому. Но, безусловно, святость многих подвижниц не оспаривалась еще и при их земной жизни. И Соборами конца прошлого начала нынешнего веков были прославлены блаженная Ксения Петербургская, мать Сергия Радонежского Мария, мать князя-мученика Михаила Тверского Ксения, мать патриарха Иова Пелагея Ржевская, дочь Александра Невского Евдокия, сестра святого Артемия Верковского Параскева, святые жены Дивеевские и многие другие… Канонизированы были и русские православные мученицы, среди которых можно назвать сгоревших заживо в церкви при взятии города Владимира татарами в 1238 году Владимирскую княгиню Агафию, ее дочь Феодору и ее снох Марию и Христину. Подобной же чести за мученическую смерть были удостоены и 35 монахинь монастыря в Угличе, убитых в 1609 году интервентами Речи Посполитой… Из московских святых нового времени, пожалуй, самую большую известность снискала блаженная Матрона…

Но, кроме этого, крававый XX век даровал нашей Церкви целый сонм новомучеников, которые сегодня предстоят у Престола Всевышнего и молятся за наше Отечество. Среди них - множество святых жен и дев, преподобномучениц и исповедниц. И пусть пока многие из них не явлены миру и не прославлены, но Господь-Всевидец знает и ведает о каждой из них, послужившей Ему при жизни и отдавшей эту жизнь за Него.

Как отдала, например, жизнь за Христа преподобномученица Пелагия. С четырнадцати лет почти три десятилетия она подвизалась в Серафимо-Дивеевском монастыре, несла послушание портнихи и косца.

После революции монастырь стал существовать как трудовая артель. В конце лета 1919 года власти предложили послать часть монахинь на уборку полей, принадлежавших семьям красноармейцев. Совет монастыря справедливо указал, что сестры истощены голодом, идти на полевые работы не могут, да и свой урожай не убран. Инокиня Пелагия была членом совета и «заведующей рабочими силами монастыря». Она пыталась защитить сестер и отказалась исполнить требование представителя власти, за что и была арестована в первый раз и приговорена к трехлетнему заключению.

Для расследования «контрреволюционности» монастыря в Дивеево была послана комиссия, которая установила невиновность инокинь. Сестры были освобождены, а совет монастыря восстановлен в своих правах. Под видом артели обитель просуществовала восемь лет. В 1927 году началась кампания по ликвидации монастыря, повальные обыски и аресты по спискам ОГПУ.

Как и другие дивеевские сестры, которые находили пристанище у верующих людей, инокиня Пелагия и ее старшая сестра инокиня Марфа стали жить при храмах: мать Марфа поселилась в сторожке при церкви села Развилье Борского района, а мать Пелагия - при церкви села Воробьево Арзамасского района Нижегородской области. В их дальнейшем жизненном пути есть очень много общего, хотя больше они не встречались.

20 ноября 1937 года инокиню Пелагию вновь арестовали и обвинили в ведении «контрреволюционной агитации пораженческого и клеветнического характера». Решением тройки НКВД от 14 декабря 1937 года она была приговорена к заключению в Карагандинском исправительно-трудовом лагере сроком на восемь лет. Из документов ее личного дела следует, что при потере трудоспособности на 85% мать Пелагия использовалась на общих работах.

Несмотря на изнуряющий каторжный труд при тяжких болезнях, в характеристиках заключенной Пелагии Тестовой отмечается: «качество работы хорошее», «нормы выполняет», «взысканий не имеет»…

3 ноября 1944 года, накануне празднования Казанской иконы Божией Матери, инокиня Пелагия умерла в лагерной больнице…

Сегодня в соборе новомучеников и исповедников Российских более 80 святых жен: игумении, инокини, послушницы и мирянки, мученически пострадавшие за веру. И первые в этом списке — святые царственные мученицы императрица Александра и великие княжны Ольга, Татиана, Мария и Анастасия, расстрелянные в ночь на 17 июля 1918 года только за то, что являлись членами семьи последнего русского Царя.

«… Христианское вероучение отличается от иных религиозных воззрений своим особым, возвышенным отношением к женщине. Церковь неизменно высоко оценивала женское служение, и именно женщины, наравне с мужчинами, украсили Церковь сонмом мучеников, — говорит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. — Вся история Церкви Христовой свидетельствует о том, что на женщин возложена особая миссия - по мере своего призвания быть благовестницами Царствия Божиего…»

Таким образом, сонм святых жен Русской Православной Церкви включает ныне более 100 имен.

«Нередко приходится слышать, что роль благочестивой женщины должна сводиться только к домашним делам, что она должна быть неслышной и незаметной. Такое гиперпатриархальное отношение может казаться традиционным, однако историческая истина говорит совсем о другом. Образы святых жен Руси - это образы женщин мудрых и сильных, женщин, ставших воплощением христианских идеалов правды и милосердия…», — убежден Предстоятель нашей Церкви.

Вси святыя жены, в земли Российстей просиявшия, молите Бога о нас!

Подготовил Николай Жидков

История становления православия на Руси неразрывно связана с рядом личностей, которые посвятили свою жизнь истинному почитанию Бога с исполнением всех божественных законов. Строго следуя предписаниям вероисповедания, эти люди заслужили Божественную Благодать и звание православных святых за свое беззаветное служение Всевышнему и ходатайство за весь род людской перед ним.

Список богоугодных личностей, прославившихся праведными делами либо пострадавших за веру Христову, поистине неиссякаем. В наши дни он также пополняется новыми именами благочестивых христиан, канонизированных церковью. Обретение святости подвижниками духовного совершенствования можно назвать великим трудом, сопряженным с тяжестью преодоления низменных чувств и порочных желаний. Создание божественного образа в себе требует огромных усилий и кропотливого труда, а подвиг православных святых пробуждает восхищение в душах истинно верующих.

На иконах, изображающих праведников, их голову венчает нимб. Он символизирует Благодать Божию, просветившую лик ставшего святым человека. Это божий дар, согревающий душу теплом духовности, радующий сердце божественным сиянием.

Молитвами в храмах и молебельными песнопениями священнослужители вместе с верующими прославляют образ земного жития праведников согласно их сану либо званию. С учетом свершенных подвигов при жизни или причины ухода в мир иной, на страницах Православного календаря, составленного Русской Православной церковью, представлены списки благочестивых персон по рангам.

  • Пророки. Так именуют Ветхозаветных святых, наделенных даром предвидеть события будущего. Пророков избрал Всевышний, они призваны были подготовить народ к принятию христианства.
  • Апостолами называют лучших последователей Господа. Из них 12 святых именуют приближенными, ряды воспитанников Царя Небесного насчитывают 70 праведников.
  • К Праотцам относят благочестивых мужей, упоминаемых в Ветхом Завете, которые состояли в дальнем родстве со Спасителем нашим.
  • Праведников мужской либо женской стати, принявших монашеский сан (иночество), называют преподобными.
  • Статусом великомучеников либо мучеников наделены богоугодники, ушедшие из жизни мученической смертью за веру Христову. Служителей церкви относят к рангу священномучеников, страдальцев в монашестве – преподобномучеников.
  • К числу Блаженных причисляют благочестивых, ставших безумными Христа ради, а также путников без постоянного жилища. За покорность такие люди одаривались Божьей милостью.
  • Просветителями (равноапостольными) называют праведников, деяния которых способствовали обращению народов к христианской вере.
  • Страстотерпцами либо исповедниками именуют благочестивых верующих, подвергшихся гонениям и заточениям за свою приверженность Спасителю. В миру такие христиане приняли смерть в тяжких муках.

Молитвы святым угодникам связаны не только с почитанием сподвижников Божьих, но с обращением к ним за их собственной помощью. Оказывать божеские почести и поклоняться кому-либо, кроме Бога истинного и единого, запрещено по Священному Писанию.

Список наиболее почитаемых святых Православной церкви по годам их жизни

  • Апостол Первозванный принадлежит к числу 12 учеников Христовых, избранных им для проповедования Евангелия. Статус Первозванного ученик Иоанна Крестителя получил за то, что первым откликнулся на призыв Иисуса, а также назвал Христа Спасителем. Согласно преданию был распят приблизительно в 67 году на кресте особой формы, названном впоследствии Андреевским. 13 декабря – день почитания православной церковью.
  • Святитель Спиридон Тримифунтский (207-348 г) прославился как чудотворец. Житие Спиридона, избранного епископом города Тримифунт (Кипр), прошло в смирении и призывах к покаянию. Святитель прославился множеством чудес, среди которых оживление умерших. Приверженец точного соблюдения слов Евангелия ушел из жизни во время чтения молитвы. Икону чудотворца верующие хранят дома для обретения благодати Божьей, а 25 декабря чтят его память.
  • Из женских образов наиболее почитаемой в России считается Блаженная Матрона (1881-1952 г). Православная святая была избрана Всевышним на благие дела еще до своего рождения. Тяжелое житие праведницы было пронизано терпением и смирением, чудесами исцеления, задокументированными письменно. Верующие прикладываются к мощам страстотерпицы, сохраненным в стенах Покровского храма, за исцелением и спасением. День почитания церковью – 8 марта.
  • Наиболее известный из праведников Угодник (270-345 г) в списке великих святителей значится как Николай Мирликийский. Будучи епископом, уроженец Ликии (римская провинция), всю жизнь посвятил христианству, умиротворял враждующих, защищал невинно осужденных, творил чудеса спасения. Верующие обращаются к иконе Николая Угодника за исцелением душевным и телесным, покровительством для путешественников. Церковь почитает память чудотворца молитвами в день 19 декабря по новому (григорианскому) стилю.

Молитва Николаю Угоднику о помощи:

После того, как желаемое реализуется, важно вознести святому благодарственную молитву:

Прикосновение к мироточащим мощам Чудотворца, хранящимся в католическом монастыре города Бари (Италия), благословляет верующих исцелением. Обращаться с молитвой к Николаю Угоднику можно в любом месте.

Акцент православного учения опирается на духовный принцип целеустремленного движения к обретению святости на протяжении безгрешной жизни. Важное преимущество святости по Православному учению в постоянном общении с Богом апостолов, пребывающих в Царствии Небесном.

Список святых Русского Православия, канонизированных в XIX веке

Именование святого (мирское имя) Статус святости Краткие сведения о канонике День памяти Годы жизни
Саровский (Прохор Мошнин) Преподобный Великий подвижник и чудотворец предсказал, что смерть его «откроется пожаром» 2 января 1754-1833
Петербургская (Ксения Петрова) Блаженная праведница Странствующая монахиня дворянского рода, ставшая юродивой Христа ради 6 февраля 1730-1806 (дата приблизи-тельная)
Амвросий Оптинский ( Гренков) Преподобный Великие деяния оптинского старца связаны с благословлением паствы на богоугодные дела, попечительством женской обители 23 октября 1812-1891
Филарет ( Дроздов) Святитель Благодаря митрополиту Московскому и Коломенскому, христиане России внемлют Священному Писанию на русском языке 19 ноября 1783-1867
Феофан Вышенский ( Говоров) Святитель Богослов отличился на ниве проповедничества, добровольно выбрал затворничество для перевода аскетических книг 18 января 1815-1894
Дивеевская (Пелагея Серебренникова) Блаженная Монахиня стала Христа ради юродивой по завещанию Серафима Саровского. За подвиг юродства подвергалась гонениям, биению, была прикована цепью 12 февраля 1809-1884

Акт канонизации праведных христиан может быть как общецерковным, так и местным. Основание – святость при жизни, свершение чудес (прижизненных либо посмертных), нетленные мощи. Итог церковного признания святого выражается призывом к пастве почитать праведника молитвами во время общественных богослужений, а не поминанием. Древнехристианская церковь процедуру канонизации не проводила.

Список благочестивых праведников, получивших чин святости в XX веке

Имя великого христианина Статус святости Краткие сведения о канонике День памяти Годы жизни
Кронштадтский (Иоанн Сергиев) Праведник Кроме проповедования и духовного писательства, отец Иоанн исцелял безнадежно больных, был великим прозорливцем 20 декабря 1829-1909
Николай (Иоанн Касаткин) Равноапостольный Епископ Японский полвека занимался миссионерской работой в Японии, духовно поддерживая русских пленных 3 февраля 1836-1912
( Богоявленский) Священномученик Деятельность митрополита Киевского и Галицкого была связана с духовным просветительством для укрепления православия на Кавказе. Принял мученическую смерть во время гонений на церковь 25 января 1848-1918
Царственные особы Страстотерпцы Члены царской семьи во главе с государем Николаем Александровичем, принявшие мученическую смерть во время революционного переворота 4 июля Канонизация была подтверждена Россией в 2000 году
(Василий Белавин) Святитель Жизнь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси была связана с прославлением ликов святых. Исповедник миссионерствовал в Америке, выступал против гонений на Православную церковь 25 марта 1865-1925
Силуан (Симеон Антонов) Преподобный Сойдя с иноческого пути, служил в армии, где поддерживал товарищей мудрым советом. Приняв постриг, удалился в обитель для обретения аскетического опыта в постах и молитвах 11 сентября 1866-1938

В православной литературе существует особый жанр, описывающий жизнь и подвиги, проживших в святости людей. Житие святых – это не светские хроники, а жизненные истории, написанные в соответствие с церковными канонами и правилами. Первые записи событий жизни святых подвижников велись на заре христианства, затем их сформировали в календарные сборники, списки дней почитания светлой памяти угодников.

Согласно наставлению апостола Павла, проповедников слова Божия следует поминать и подражать их вере. Невзирая на уход в мир иной святых праведников, которых почитает святая церковь.

За высокую нравственность и святость, на протяжении истории Православной Руси, Божию благодатью были одарены люди с чистым сердцем и сияющей душой. Они получили небесный дар святости за свои праведные деяния, их помощь живущим на земле людям неоценима. Поэтому, даже при самой безысходной ситуации, сходите в церковь, обратитесь с молитвой к святым угодникам, и вы получите помощь, если молитва будет искренней.

Каждый православный христианин, наверно, хоть раз в жизни слышал имя киевской затворницы Досифеи, подвизавшейся много лет под мужским именем в Китаевской пустыне. Ее память Церковь чтит 8 октября. В этот же день совершается поминовение еще одной святой – Евфросинии Александрийской (V век), которая тоже спасалась в уединении подобным образом. В первые восемь веков христианства таких женщин было немало. Почему же они выбирали для себя такой необычный способ подвижничества?

Подобные случаи изменения своего внешнего облика и женского имени на мужское появились среди подвижниц благочестия вскоре после начала распространения христианства. Очевидно, что это было обусловлено определенными жизненными обстоятельствами. Большинство святых женщин, подвизавшихся под видом мужчин, желали посвятить себя всецело служению истинному Богу, но, не найдя понимания и поддержки у близких, были вынуждены убегать из дома и скрываться от преследований родных, которые почти всегда предпринимали попытки к розыску беглянок и возвращению их обратно. Если учесть, что среди таких беглянок находились девицы и даже замужние женщины очень знатного происхождения, которым скрыться было сложно, то проживание под мужским именем и в мужской обители становилось единственной возможностью навсегда порвать связь со своим прошлым. Например, преподобномученица Евгения Римская, пострадавшая в 262 году и принявшая смерть чрез усечение мечом, была дочерью наместника Египта, а святая Аполлинария (пред. в 470 г.) – дочерью Анфемия, правителя Греческой империи в период малолетства Феодосия Младшего.

Прп. матерь Анастасия, которая прожила в затворе 28 лет во времена императора Юстиниана Великого, имела титул вдовствующей первой патрицианки при дворе в Константинополе. Эта благородная женщина сначала спасалась в женском монастыре, но после того как ее упорно начали разыскивать царские посланники, удалилась в скит и обитала в пещере под мужским именем Анастасия евнуха.

Преподобномученицы Архелая, Фекла и Сосанна, приговоренные к смерти во времена гонения Диоклетиана в 293 году, тоже некоторое время подвизались под видом мужчин в глухом месте. Связано это было с тем, что молодым девам посланники гонителя угрожали поруганием. Однако существовали и другие причины, побуждавшие некоторых из праведниц принимать на себя облик представителей противоположного пола.

В житии прп. Марии Вифинской, именовавшейся Марином, и отца ее Евгения (VI век) сказано, что после того как Евгений овдовел, он решил уйти в монастырь. Но дочь не захотела расстаться с отцом, а из любви к родителю пожелала разделить с ним трудный иноческий подвиг. Святая, понимая, какие дополнительные искушения ожидают ее среди мужского окружения, все же приняла на себя вид юноши и вступила вместе с отцом в обитель, находившуюся недалеко от Александрии. Там она проживала под именем инока Марина, преуспевая в добродетелях и ухаживая за отцом, который вскоре почил. Самым большим искушением для прп. Марии оказалось выдвинутое против нее обвинение в растлении дочери одного христианина, которая якобы вследствие этого забеременела. Смиренная Мария (Марин) не стала ничего отрицать, взяв на себя чужую вину, чтобы спасти честь девицы и ее ребенка, за что много впоследствии пострадала. Ее невиновность и правда обнаружились только по преставлении, когда перед погребением при переодевании все увидели, что брат Марин женского пола.

Святая Феодора Александрийская Младшая (V век) ушла из семьи после измены супругу, посчитав себя более недостойной быть женой благородного мужчины. Она решила поселиться в монастыре, чтобы до конца дней оплакивать свой грех. Понимая, что супруг может ее искать, выбрала мужскую обитель, остригла волосы, изменила внешний образ и, назвавшись Феодором, начала подвизаться. Ее самоотверженность, ночные бдения, терпение и смирение удивляли даже опытных монахов. О том, что в обители среди иноков спасалась женщина, Господь открыл игумену в видении накануне ее смерти. Весть о святой подвижнице дошла и до бывшего мужа преподобной, который впоследствии тоже принял постриг в этой же обители.

Несомненно, что такой способ подвижничества налагал дополнительные трудности на человека. Он требовал определенной перестройки сознания от тех, кто становился на такой путь. Необходимо было находиться в состоянии беспрерывного трезвения, преодолевая не только естественное телесное влечение, но и постоянно следить за желаниями и помыслами. Со временем от усиленных аскетических трудов внешний вид таких женщин менялся настолько, что часто даже родные их не узнавали. В житии упоминаемой Феодоры Александрийской рассказывается, что однажды ее послали в городской монастырь за маслом. Там она встретила своего супруга. Опасаясь быть узнанной, Феодора все же поприветствовала его. Но опасения ее были напрасны – муж, который упорно ее повсюду разыскивал, не догадался, что пред ним его жена. Подобный случай упоминается и в житии прп. Евфросинии Александрийской. Эта Божья угодница, не желая выходить замуж, приняла дома тайно от одного старца иноческий постриг, а затем отправилась спасаться в мужской монастырь под именем евнуха Измарагда, где подвизалась в уединенной келье, проводя время в строжайшем посте, молитве и бдении. Святая жизнь Евфросинии приводила в изумление всю братию монастыря. Однажды ее отчаявшийся и опечаленный отец Пафнутий, который везде разыскивал свою пропавшую дочь, обратился к игумену этой обители с просьбой о молитвах и утешением. Игумен отослал скорбящего родителя к иноку Измарагду на беседу. Пафнутий не смог признать в отшельнике Измарагде свое родное дитя, так сильно она изменилась – от постоянного воздержания и всенощных молитв цвет лица ее, как сказано в житии, увял, тело исхудало. Преподобная Евфросиния сама открылась своему отцу.

Однако известны случаи и другого порядка. Так, прп. Досифея (Тяпкина) Китаевская, одна из последних известных затворниц, прославленная в лике святых Православной Церковью в 1993 году, невзирая на произошедшие с ее обликом изменения, все же была узнана своей родной сестрой уже после смерти по портрету. Святая Досифея (в миру – Дарья) родилась в 1721 году в семье знатных рязанских дворян. Она получила хорошее образование. Любовь к подвижнической жизни ей привила родная бабушка Порфирия – монахиня Вознесенского монастыря. В пятнадцатилетнем возрасте Дарья, переодевшись в мужскую одежду, ушла из дома. Сначала была послушником в Троице-Сергиевом мужском монастыре, затем добралась до Киева и стала жить отшельницей в пещере близ Китаевской пустыни, проводя дни и ночи в непрестанной молитве и подвиге, питаясь только одним хлебом и водой. Она обладала даром пророчества и прозорливости. Именно Досифея предсказала уготованную Богом судьбу будущему святому – преподобному Серафиму Саровскому и благословила его на подвиг. Еще при жизни она приобрела известность. В 1776 году отошла ко Господу. Ее нашли упокоенной на коленях перед иконой. В руках была записка: «Тело мое приготовлено к напутствованию вечной жизни; молю вас, братия, не касаясь, предать его обычному погребению». Таким образом святая унесла в могилу свою тайну. Мощи преподобной Досифеи пребывают под спудом с северной стороны Свято-Троицкой церкви Китаевского монастыря. Жизнь этой подвижницы до сих пор остается загадкой.

Все святые женщины, совершавшие дело своего спасения в облике мужчин, были прославлены Церковью в лике преподобных. Потому что они, восприняв буквально слова апостола Павла о том, что во Христе нет «уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно…» (Гал. 3:28) – презрели свое слабое естество и, беря на себя такие подвиги, которые по силам было совершать только мужчинам, уже при жизни уподоблялись бесполым Ангелам и достигали богоподобия.

Валентина Новикова. Информационно-просветительский центр «Надежда»

Апостолы (ап.) - это ближайшие ученики Иисуса Христа, которых Он во время Своей земной жизни посылал на проповедь; а после сошествия на них Святого Духа они проповедовали по всем странам христианскую веру. Их было сначала двенадцать, а потом еще семьдесят.

  • Двое из апостолов, Петр и Павел, называются Первоверховными , так как они больше других потрудились в проповеди Христовой веры.
  • Четыре Апостола: Матфей, Марк, Лука и Иоанн Богослов, написавшие Евангелие, называются Евангелистами .

Бессребренники (бесср.) служили ближним безвозмездным врачеванием болезней, т. е. без всякой платы исцеляли болезни, как телесные, так и душевные, как например: Косма и Дамиан, великомученик и целитель Пантелеимон и другие.

Благоверные (блгв.). В праздновании памяти святых монархов и князей прославляется их подвиг, запечатленный в благочестии, милости и заботе об укреплении христианской веры, а не властные полномочия, бывшие у них в земной жизни, или родовитое происхождение. Например, Святой благоверный князь Даниил Московский, святая благоверная великая княгиня Анна Кашинская.

Блаженные (юро́дивые) (блж.,блаж. ) (гр. σαλός слав.: глупый, безумный) - представители сонма святых подвижников, избравших особый подвиг - юродство, подвиг изображения внешнего, т.е. видимого безумия, с целью достижения внутреннего смирения.

Великомученики (вмч., влкмч .).Умершие за святую веру после особенно тяжелых (великих) страданий, каким подвергались не все мученики, называются великомучениками , как например: св. великомученик Георгий ; святые великомученицы Варвара и Екатерина и другие.

Исповедники (исп., испов. ). Мученики, которые после перенесенных ими мучений, скончались мирно, называются исповедниками .

Мученики (мч.) - те христиане, которые за веру в Иисуса Христа приняли жестокие мучения и даже смерть. Например, св. мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София.

  • Первые, пострадавшие за Христову веру были: архидиакон Стефан и св. Фекла, и потому, они называются первомучениками .

Начертанные . Исповедники, которым мучители писали на лице хульные слова, называются начертанными .

(новмч., новомуч.). Христиане, принявшие мученическую кончину за исповедание веры во Христа в сравнительно недавнее время. Так Церковь именует всех пострадавших за веру в период послереволюционных гонений.

Праведные (прав.) проводили праведную, угодную Богу жизнь, живя в миру, будучи семейными людьми, как например, св. праведные Иоаким и Анна и др.

  • Первые праведники на земле: родоначальники (патриархи) человеческого рода, называются праотцами , как например: Адам, Ной, Авраам и др.

Преподобноисповедники (прп. исп., прписп.) Исповедники из числа монахов.

Преподобномученики (прмч.). Преподобные, которые претерпели мучения за Христа, называются преподобномучениками .

Преподобные (прп.) - праведные люди, которые удалялись от Мирской жизни в обществе и угодили Богу, пребывая в девстве, (т. е. не вступая в брак), посте и молитве, живя в пустынях и монастырях, как например: Сергий Радонежский, Серафим Саровский, преподобная Анастасия и другие.

Пророки (прор.) - Божиии, которые по внушению Святого Духа предсказывали будущее и преимущественно о Спасителе; они жили до пришествия Спасителя на землю.

Равноапостольные (равноап.) - святые, которые подобно Апостолам распространяли веру Христову в разных местах, например: Мария Магдалина, первомученица Фекла, благоверные цари Константин и Елена, благоверный князь Российский Владимир, св. Нина, просветительница Грузии и др.

Святители (свт.) - епископы или архиереи, угодившие Богу своею праведною жизнью, как например; святой Николай чудотворец, св. Алексий, митрополит московский и др.

  • Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст называются вселенскими учителями , то есть учителями всей христианской Церкви.

Священноисповедники (сщисп.). Исповедники, принадлежащие к священническому чину.

Священномученики (сщмч.). Священнослужители, претерпевшие мучения за Христа, называются священномучениками .

Столпники (столпн.) - святые подвижники, подвизавшиеся на столпе - башне или высокой площадке скалы, недоступной для посторонних.

Страстотерпцы - принявшие мученическую кончину не от гонителей христианства, но от своих единоверцев - в силу их злобы, коварства, заговора. Подвиг страстотерпчества можно определить как страдание за исполнение Заповедей Божьих, в отличие от мученичества — которое является страданием за свидетельство веры в Иисуса Христа (веры в Бога) во времена гонений и при попытках гонителей заставить отречься от веры. Этим именованием подчёркивается особый характер их подвига — беззлобие и непротивление врагам, что является заповедями Иисуса Христа.

Чудотворцы (чудотв.) - эпитет святых, особо прославившихся даром чудотворения, заступников, к которым прибегают в надежде на помощь. Можно сказать, что все святые обладают даром чудотворения, т.к. засвидетельствованные чудеса являются основным условием канонизации.

Общепринятые сокращения

Сокращение множественного числа термина образуется, как правило, от сокращения единственного числа путём удвоения последней буквы. Пример: св. — святой, свв. — святые.

  • ап. — апостол
  • апп. — апостолы
  • архиеп. — архиепископ
  • архиепп. — архиепископы
  • архим. — архимандрит
  • архимм. — архимандриты
  • бесср. — бессребреник, бессребреники
  • блгв. — благоверный (благоверная)
  • блгвв. — благоверные
  • блж. (блаж. ) — блаженная, блаженный
  • блжж. — блаженные
  • вмц. (влкмц .) — великомученица
  • вмцц. (влкмцц .) — великомученицы
  • вмч. (влкмч .) — великомученик
  • вмчч. (влкмчч .) — великомученики
  • диак. — диакон
  • ев. — евангелист
  • еп. — епископ
  • епп. — епископы
  • игум. — игумен
  • иером. — иеромонах
  • иеросхим. — иеросхимонах
  • исп. (испов. ) — исповедник, исповедница
  • кн. — князь
  • кнн. — князья
  • кнг. — княгиня
  • кнж. — княжна
  • митр. — митрополит
  • митрр. — митрополиты
  • мч. — мученик
  • мчч. — мученики
  • мц. — мученица
  • мцц. (мчцц .) — мученицы
  • новмч. (новомуч. ) — новомученик
  • новосвщмч. — новосвященномученик
  • патр. — патриарх
  • патрр. — патриархи
  • прав. — праведный
  • правв. — праведные
  • пресвит. — пресвитер
  • прор. — пророк
  • прорр. — пророки
  • пророчц. — пророчица
  • просвет. — просветитель, просветительница
  • прот. — протоиерей
  • протопресв. — протопресвитер
  • прмч. — преподобномученик
  • прмчч. — преподобномученики
  • прмц. — преподобномученица
  • прмцц. — преподобномученицы
  • прп. — преподобный
  • прпп. — преподобные
  • прп. исп. (прписп.) — преподобноисповедник
  • равноап. — равноапостольный, равноапостольная
  • равноапп. — равноапостольные
  • св. — святой, святая
  • свв. — святые
  • свт. — святитель
  • свтт. — святители
  • сщисп. — священноисповедник
  • сщмч. — священномученик
  • сщмчч. — священномученики
  • столпн. — столпник
  • страст. — страстотерпец
  • схим. — схимонах
  • чудотв. — чудотворец
  • юрод. — юродивый

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «nikanovgorod.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «nikanovgorod.ru»