Самые распространенные ошибки на ЕГЭ . Типичные ошибки в егэ по русскому языку Типичные ошибки егэ русский

Подписаться
Вступай в сообщество «nikanovgorod.ru»!
ВКонтакте:

Издательство «Русское слово» совместно с ФИПИ

Русский язык

Типичные ошибки

при выполнении заданий

Единого государственного экзамена»


Пособие адресовано учителям, методистам и учащимся для самостоятельной подготовки к ЕГЭ

  • проанализированы типичные ошибки, допускаемые при выполнении заданий ЕГЭ по русскому языку
  • даны рекомендации по подготовке к экзамену
  • демонстрационный и тренировочный варианты работы
  • орфоэпический минимум
  • комментарии к заданию с развернутым ответом

Ошибки в области фонетики и орфоэпии

«…ученики часто анализируют не звуки, опираясь на законы устной речи, а буквы, которые изображают их в письменной речи.

Часто выпускники ошибаются в определении звука, обозначаемого буквой ё , квалифицируя его как [ э ], а не как [ о ]. Причина такой ошибки

заключается в том, что ученик не произносит слово, а опирается на его графический облик.

Например, в словах поджог и поджёг экзаменуемые усматривают разные гласные звуки».


«…устная форма работы должна быть на уроках фонетики доминирующей. Учащиеся должны произносить слова, вслушиваясь в их конкретное звучание и опираясь на знание основных фонетических законов русского языка (неразличение о и а в безударных слогах(«аканье»); редукция других гласных звуков в безударной позиции первой и второй степени; оглушение звонких согласных в абсолютном конце слова или перед следующими глухими согласными; озвончение глухих согласных перед следующими звонкими согласными), проводить фонетический анализ, соблюдая определённый порядок: от звука к букве, а не наоборот».


Без указанных выше знаний и умений в области русской фонетики, понимания сущности русского словесного ударения и его особенностей (разноместности и подвижности) , без умения произносить с правильным ударением конкретные общеупотребительные слова разных частей речи нельзя обойтись

«…хуже решаются задания, в которых использована лексика с распространёнными в молодёжной речи орфоэпическими ошибками («катАлог, нАчав, тортЫ») . Поэтому на уроках русского языка следует больше внимания уделять изучению основных норм произношения и ударения современного русского литературного языка. Основой такого подхода должны стать постоянное внимание к звучащей речи учащихся, систематическая работа со словарями».


Ошибки в области морфемики и словообразования

следует убедить учащихся в том, что анализ слова по составу является разновидностью смыслового анализа, в ходе которого вычленяются значимые части слова, то есть морфемы, а также результатом словообразовательного анализа, заключающегося в установлении последовательности и особенностей образования того или иного слова».

«...необходимо обращать внимание на модели образования слов в русском языке, на связь между значением слова и его составом…


Ошибки, связанные с нарушением норм русского литературного языка (лексика, морфология, синтаксис)

Причины этих ошибок во многом объясняются процессами, происходящими в современном языке:

  • широко распространённые в речи ошибочные грамматические формы часто воспринимаются носителями языка как верные и наоборот, что и приводит к ошибкам при выполнении экзаменационного теста.
  • Зачастую отклонения от морфологической нормы в речи возникают под влиянием просторечия и диалектов.

Особое внимание в этом процессе следует уделять

работе со словарями,

семантическому аспекту синтаксиса.

Поэтому важнейшим направлением в работе по формированию норм современного русского языка должен стать учёт упомянутых выше факторов и постоянное внимание к речи учащихся.


Ошибки в области морфологии

Причины:

1. многие школьники считают так называемые «теоретические» разделы курса русского языка узкоспециальными, «филологическими», недооценивая системные связи между уровнями языка, поэтому усвоение данного материала поверхностно;

2. у значительной части учащихся слабо сформированы аналитические умения, и этот недостаток проявляется при выполнении заданий различных разделов курса


Ошибки в области орфографии

Успешность обучения орфографии на уровне овладения практической грамотностью

во многом зависит от усвоения знаний в области фонетики, лексики, грамматики, а также

от уровня речевого развития выпускника, и прежде всего всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания и говорения.


«… в центре внимания на уроках

по орфографии традиционно оказывается только письмо, причём организованное не на осознанном оперировании правилами, а на уровне заучивания формулировок. Отсюда возникает основная проблема в усвоении орфографии:

«Правило знаю - применять не умею».


Актуальным сегодня оказывается высказывание А.М. Пешковского о том, что обучение на основе правил не состоит только из внедрения правил в сознание учащихся,

« что надо учить и процессу применения правил к практике».

Осмысление этих слов предполагает чётко разработанную процедуру изучения каждого орфографического правила как учебно-научного текста, содержащего определённую лингвистическую информацию


Ошибки в области синтаксиса

Задание А8- самое трудное во всей работе.

Это обусловлено тем, что ученики не владеют материалом на понятийном уровне.

Многие методические просчёты при изучении синтаксиса и пунктуации связаны с тем,

что при анализе того или иного синтаксического или пунктуационного явления не учитываются его особенности:

  • смысловые,
  • грамматические,
  • интонационные,
  • пунктуационные,
  • особенности употребления

Ошибки в области речеведения

«…умения определять функционально-смысловые типы речи (А29), средства связи предложений в тексте (В7), средства выразительности (В8) служат основой важнейшего коммуникативного умения - умения создавать связное высказывание при построении логически цельного текста…

остаётся недостаточно усвоенным раздел, связанный с анализом структуры текста, выяснением способов и средств связи предложений в тексте, что проявляется в третьей части работы в нарушении логики развития мысли (логические ошибки)».



Ошибки по критерию К1 (формулировка проблем исходного текста)

  • Ошибки фундаментального типа обусловлены неспособностью ученика адекватно понимать смысл прочитанного:
  • выделять главное,
  • вычленять смысловые части,
  • исследовать развитие мысли,
  • раскрывать соотношение и внутреннюю связь отдельных частей, их функцию в структуре целого.

Текст воспринимается учеником не как цельное высказывание, подчинённое реализации авторской мысли, а как совокупность изолированных смысловых сигналов(так воспринимают иностранную речь).

Ошибки этого типа – проявление несформированности базовых навыков чтения и понимания прочитанного, поэтому работа над устранением таких ошибок является предметом систематического курса


2.Ошибки, связанные с неумением на операционном уровне реализовать то или иное знание, то есть с отсутствием инструментальных навыков.

Говоря проще, ученик знает, «что» написать, но не знает, «как» написать.

Ошибки этого типа зачастую вызваны либо неверной реализацией тех или иных методических рекомендаций, либо неотработанностью исполнительских действий.


Выделим следующие группы ошибок

этого типа:

1) Перевод проблемы в узкий план (в план темы); при этом формулировка проблемы превращается не в смысловую задачу, а в сугубо грамматическую: «Автор посвящает свой текст проблеме осени»; «Автор в своём

тексте поднимает проблему Москвы»; .

2)Неоправданное расширение проблемы:


На внешнем уровне эти ошибки фиксируются экспертами как неверное понимание текста.

Однако причина их появления лежит

в иной плоскости: ученик пытается материал текста (тему) перевести

в общий план, но при этом, не имея четкого представления о смысле текста, теряет границы конкретной проблемы.

Необходима диагностика ошибок.


Ошибки по критерию К2 (комментарий к сформулированной проблеме)

Комментарий ограничен следующим:

целевой установкой;

объектом комментирования;

обязательной направленностью комментария.

Факт направленности имеет решающее значение для отбора комментируемых мест текста;

объёмом.


Комментарий (пояснение) может иметь двоякий характер.

Он может быть текстуальным , то есть объяснять текст, следовать за автором в

раскрытии проблемы.

Другой вид комментария - концепционный.

Здесь, опираясь на понимание проблемы, экзаменуемый даёт различного

рода интерпретации. Однако как в первом, так и во втором случае комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст.


Комментарий текста -«дешифровка» его содержания

В зависимости от того, к какому жанру ближе сочинение учащегося, проблема, содержащаяся в исходном тексте, может быть:

Свободно прокомментирована учеником с опорой на предложенный текст;

Представлена при изложении собственной точки зрения с опорой на предложенный текст.

Отклонение от проблемы исходного текста характерно для работ, посвященных анализу текстов художественного стиля.

Автор сочинения выделяет какой-либо компонент (пейзаж, интерьер, событие), который хотя и играет важную роль в создании картины, но к проблеме имеет косвенное отношение, и, разрабатывая этот материал, ученик непроизвольно деформирует содержание текста


Исходя из специфики третьей части экзаменационной работы и учитывая коммуникативные задачи, которые решает выпускник, выполняя задание этой части, важно руководствоваться не только и даже не столько логическим, сколько риторическим (коммуникативным) пониманием аргументации.


следующие типы аргументов:

  • Логические (рациональные) аргументы .

1. Факты (представлены в предложениях, фиксирующих эмпирические знания).

2. Выводы науки (теории, гипотезы, аксиомы и т.д.).

3. Статистика (количественные показатели развития производства и общества).

4. Объективные показатели состояния дел (например: Волга длиннее Оки ).

5. Законы природы.


В работе экзаменуемый может использовать

следующие типы аргументов

(Продолжение):

6. Определение, задача которого - обобщить, дать представление о предмете как части более широкой категории с учётом выявленных сущ-

ностных признаков определяемого предмета.

7. Положения юридических законов, официальных документов, постановлений и других нормативных актов, обязательных для выполнения.

8. Данные экспериментов и экспертиз.

9. Свидетельства очевидцев.


II. Иллюстративные аргументы - примеры.

В отличие от факта - обобщённо-объективированного утверждения - пример имеет наглядную описательную форму; его задача - объяснить понимание тезиса, доказать его правильность. К иллюстративным аргументам относятся:

1. Конкретные примеры:

– пример-сообщение о событии (берётся из жизни, рассказывает о действительно имевшем место случае);

– литературный пример (пример-текст из художественного произведения).

2. Предположительные примеры (рассказывается о том, что могло быть при определённых условиях).


1. Мнение известного, уважаемого человека - учёного, философа, общественного деятеля и т.п.

3. Мнение специалиста, эксперта.

4. Мнение очевидцев.

5. Мнение должностных лиц (когда речь идёт о вопросах, находящихся в сфере их компетенции).

6. Общественное мнение, отражающее то, как принято говорить, поступать, оценивать что-то в обществе.


Ошибки по критерию К4 (аргументация собственного мнения по проблеме) Причины:

  • Ученик, не понимая содержания исходного текста,

не умея выделить проблему, адекватно сформулировать авторскую позицию, не может привлечь данные культурно-исторического и личностного опыта.

2. Объём культурно-исторического опыта, который может быть использован учеником как материал для аргументации, недостаточен.

3. Ученик не владеет логикой построения сочинения-рассуждения, поэтому не осознаёт смысловой роли аргументации в развёртывании своего речевого сообщения и её места в композиции сочинения.


  • Наиболее явное выражение - отсутствие смысловой части, связанной с аргументацией. В тех же сочинениях, где аргументация есть, можно выделить две главные группы ошибок:

1) аргументация не вычленяется как отдельное действие;

2) аргумент не соответствует заявленному тезису


ошибки в содержании сочинения

обусловлены целым рядом факторов, важнейшими из которых являются:

  • степень нравственной зрелости и развитости эмоциональной сферы,
  • уровень владения операционными умениями
  • общий уровень социокультурных знаний выпускника

Логические ошибки по критерию К5

Типичные ошибки в абзацном членении:

1. Полное отсутствие разделения сочинения на смысловые части - сочинение представляет собой сплошное целое, разделение на абзацы полностью отсутствует.

2. Отсутствие абзацного членения в частях сочинения. Выпускник не обозначает при помощи абзацного членения границы смысловых частей в основной части работы.

3. Необоснованное выделение предложения или нескольких предложений из состава смысловой части.

4. Неоправданное включение предложения или нескольких предложений в смысловую часть текста.


Грамматические ошибки (критерий К9)

грамматические ошибки (словообразовательные, морфологические, синтаксические) связаны с нарушением структуры языковой единицы - слова, словосочетания, предложения, например:

[Но моральное удовлетворение учёным приносили не только сами открытия, но и их процесс .]

[Нужно мыслить, но чтобы эти мысли были «живыми».] И тогда мы преодолеем всё.


Речевые ошибки (критерий К1) Группы ошибок:

Неразличение однокоренных слов (паронимов)

  • Нарушение лексической сочетаемости
  • Плеоназм (употребление лишнего слова)
  • Нарушение речевой логики в пределах одного предложения
  • Неудачное употребление местоимений
  • Неоправданный повтор слов
  • Включение слов другой стилевой окраски
  • Ошибки в употреблении фразеологизмов и устойчивых выражений
  • Ошибочное или неуместное использование выразительных средств и устойчивых словосочетаний
  • Употребление слова в несвойственном ему значении

Этические ошибки (критерий К11)

«В целом» творчество Пушкина достойно восхищения ; Автор «вздумал нас поучать…»;

То, что он пишет, - «враньё»; Автор «нагоняет тоску» на читателей ; Бунин «крайне неудачно» изображает …; «Величие Баха признано не только мною, но и всем прогрессивным человечеством»; «Сочинения я вообще-то писать и не умею, всё, что мог, и нацарапал здесь для вас»; «Сижу на экзамене, делать нечего, писать я не умею, вот и придумываю всякий бред, потому что уйти раньше нельзя».


Фактические (фоновые) ошибки (критерий К12)

Ошибки отражают низкий уровень знаний, поэтому исправление и предупреждение ошибок такого рода связано с работой над повышением интеллектуального и культурного уровня (фоновые знания).





Образец экзаменационной

работы учащегося


И всё же школьники удивили. Примеры подсказала председатель предметной комиссии по русскому языку, завкафедрой языкового и литературного образования Челябинского института повышения квалификации (ЧИППКРО) Татьяна Соловьёва.

Страсть как любит Родину

«Русский язык - это серьёзный предмет, который нужно изучать в комплексе. Например, недостаточное владение фонетикой даёт сбои в орфографической грамотности. В этом году мы отметили ошибки, которых не было в прошлые годы: черезвычайно и мысыль - как говорят, так и пишут.

Многие по-прежнему не могут дать определение понятиям. «Подвиг - это нечто большее и меньшее, как и всё в нашей жизни». «Любовь - бывает разная, бывает к природе, к Родине или к чтению».

Мы видим отсутствие начитанности. У детей вместо начитанности наслышанность какая-то. И выстраивая аргументы, они делают ссылки на комиксы, компьютерные игры и даже на несуществующие произведения. «О. Генри «Дары волков» (а не волхвов)», или в этом году многие дети ссылаются на произведение «Дед Мазай», правда, у Некрасова «Дедушка Мазай». Ещё пишут русско-народное произведение «Дед Мазай». Я впервые о таком слышу.

Не хватает детям фоновых знаний, мне иногда кажется, что они не изучают историю, раз не сдают. Поэтому в сочинениях Тарас Бульба, оказывается, защищал Золотую Орду, в другом сочинении пишут, что он боролся со Шведами (с большой буквы). В «Войне и мире» солдаты возвращаются с Куликовской битвы, Павлик Морозов сдал свою семью фашистам, Дантес оскорблял жену Пушкина, поэтому Пушкин вызвал его на дуэль.

Я уже не говорю, о том, что неправильно употребляют имена авторов. В конце отрывка пишется (по Паустовскому, по Искандеру - в дательном падеже). И дети пишут: «в своем тексте Ф. Искандеру…». В этом году было: «произведение написано Львым Толстым», «Сент-Зюпери».

Выпускник должен быть взрослым человеком, он аттестат зрелости получает. Должен следить и за своим речевым поведением (стилистическими ошибками):

«Солдат стоит на ночном шухере», «мы с подругой шарились по магазинам», «один мой знакомый страсть как любит Родину».

Часто выпускники используют слова, значение которых либо не знают, либо понимают неверно:

«Доктор пошёл на совокупление со своей совестью». Сочинение - не диктант, можно ведь выбрать другой вариант слова. Это речевая небрежность, неуважение к себе и языку и экспертам.

Красиво говорить не запретишь

Часто выпускник хочет говорить красиво: «Белый снег накрыл землю, как жених невесту». «Муж любит жену, жена любит мужа - это горе они пронесли через всю жизнь». «Перевернуть жизнь с ноги на голову».

Пренебрежение лингвистикой как основой правильной речи приводит к грамматическим ошибкам: «Жадливость», «Никто не предложил ему помощи, что говорит о чёрствости их души».

Есть такой критерий оценки сочинений, как этические ошибки - их немного, всего 1,5%.К примеру: «да у нас стране все воры».

В этом году снизили балл в такой работе, где школьник написал: «Я согласен с мнением автора и попробую закрепить эту идею в вашем сознании».

И всё же в 2018 году ошибок стало меньше. Лишь 34% выпускников написали работу без орфографических ошибок, чуть хуже с пунктуацией. Грамматических ошибок не делают 36% школьников, речевых - не допускают 37%.

Немного о скандалах на ЕГЭ

Интересно, что у выпускников накопилось немало претензий к самим проверяющим. Многие открыто высказывают недовольство предвзятостью в оценке такой части экзамена, как сочинение. «Я сдал русский на 73 балла, это очень плохо, - рассказывает выпускник челябинской гимназии №80, стобалльник по географии Евгений Вдовкин . - До того как я узнал результат, я считал себя умным человеком. У меня было 2 ошибки в тесте, а сочинение написано на 14 из 24 первичных баллов.

Оценку снизили из-за того, что я неправильно указал проблему в тексте. Но я увидел другую и доказывал её, аргументированно и логично. Но, видимо, если твоя точка зрения не совпала с точкой зрения проверяющего или с определённым, известным списком проблем, то не видеть тебе сто баллов».

С аналогичной проблемой столкнулись школьники в Свердловской области. Многие получили ноль баллов за эссе в экзамене по английскому языку, потому что не использовали слово «успех», когда в задании их просили раскрыть тему «Ранний выбор профессии как ключ к будущему успеху».

«С проблемой, конечно, будут разбираться, - прокомментировала первый замминистра образования Челябинской области Елена Коузова . - Но нужно сказать, что некоторые задания вполне конкретны, а собственная точка зрения выпускника должна доказываться аргументированно, опираясь на текст. Здесь не требуется фантазий».

«По каждому предмету комиссии получают примерные ответы, направления ответов, - поддерживает Татьяна Соловьёва. - Например, в тексте по русскому языку выделены проблемы и по каждой проблеме сформулирована позиция автора. Так же видимо в английском языке.

Утверждение школьника и его аргументация, которая при этом противоречит позиции автора, не может оцениваться как правильная. Если ученик несколько иначе формулируют проблему, то предметная комиссия ее засчитывает. Но только если это соответствует не внутренним убеждениям выпускника, а тексту, позиции автора».

Споры вокруг ЕГЭ были всегда, не прекращаются они и теперь. А пока чиновники и ученые решают, отменить ЕГЭ или оставить, школьникам надо готовиться к очередной экзаменационной сессии.

MedAboutMe рассказывает о часто совершаемых ошибках по основным дисциплинам.

Русский язык: дети против грамматики

Любой, кто бывает в социальных сетях или посещает интернет-форумы, сталкивался с феерической неграмотностью, и больше всего неграмотных - среди молодежи. Отказ от советской системы обучения привел к тому, что «каждый пишет, как он слышит», что порождает невероятное количество слов-уродов. О пунктуации и говорить не приходится: знаков препинания молодежь может как не применять вообще, предоставляя читателю сомневаться в вариантах «казнить нельзя помиловать», так и рассыпать щедрой рукой случайные запятые, неуместные точки или длинные заборы восклицательных или вопросительных знаков.

Статистика по результатам экзаменов по русскому языку показывает: дети правила учат и знают. Но не умеют применять их на практике. Теория и практика никак не соединяются. Экзаменующийся может успешно определить правильные варианты из нескольких предложенных, найти в тексте ошибки - и с легкостью совершить точно такие же в самостоятельно написанной работе.

Чаще всего возникают трудности:

С правилом написания «-ться/-тся» (хотя что может быть проще него?). С правописанием безударных гласных в корнях слов. Нередко это происходит от того, что школьники неправильно выделяют корень. Это интересно

Один известный писатель поделился огорчением с читателями своего блога: спросил у сыновей, как правильно пишется слово «палисадник». Оба ответили неправильно. Один мальчик предложит вариант «полисадник», другой - «полесадник». Потому что «по-», по его мнению, приставка, а приставки «па-» не существует. Корень -лес-, а -ад- и -ник- суффиксы. Оба учатся в хорошей школе.

Самыми распространенными ошибками на ЕГЭ становятся те, что связаны с подбором проверочных слов. Впрочем, с непроверяемыми гласными тоже возникают проблемы: школьники плохо запоминают слова в правильном написании, так как мало читают. Большие трудности вызывает и написание в корнях слов непроизносимых согласных («лестница» превращается в «лесницу», ребенок не чувствует ошибки в слове «чуствует», и слово «опастность» вместо «опасности» не вызывает у него ощущения неправильности). Очень много ошибок связано с написанием «н» и «нн» в словах, относящихся к разным частям речи. Потому что правила для каждой части речи разные, и все их надо знать. А с механическим запоминанием больших объемов информации существуют проблемы. Поэтому ребенок легко ошибается, выбирая правильный вариант слова «жареный», «кожаная», «юность», «нефтяник» и т.д. Часто ошибки совершают при написании с разными частями речи частиц «не» и «ни». Выпускники также путаются, если речь заходит об употреблении паронимов - схожих по звучанию, но разных по лексическому значению одинаковых частей речи. Например - слова «одеть» и «надеть», «невежда» и «невежа», «адресат» и «адресант», «костный» и «костяной» и т. д. Преподаватели говорят, что в задании с паронимами делают ошибки даже те, кто в целом подготовлен к экзамену неплохо. С трудом также дается образование форм слова. Отдельная большая беда происходит с пунктуацией. Поэтому в сочинении лучше использовать короткие предложения. Трудности возникают и при попытке согласовать между собой части сложных предложений. Аналоги известных перлов, вроде «Открывая дверь, она громко скрипнула», рождаются ежегодно и в большом количестве. Подросток на экзамене по литературе

Один из наиболее сложных экзаменов для современного, мало читающего поколения. И дело даже не в том, что школьники читать не любят, хотя это важно. Проблема нередко обретает странные для старших поколений формы: ребенок читает вполне бегло, даже стремительно, но смысл прочитанного от него ускользает.

Это приводит к тому, что даже смысл задания улавливают не все экзаменующиеся, и данную ошибку можно отнести не только к литературе, но и ко всем дисциплинам. Подросток проявляет невнимательность, не может вычленить главный вопрос, и это становится особенно заметным на тех заданиях, где необходимо дать не краткий, а развернутый ответ.

Сочинение часто превращается в пересказ литературного произведения, без попыток определить или, тем более, обосновать собственную позицию.

Экзаменаторы с горечью отмечают также общий низкий культурный уровень учащихся, узкий кругозор. Это проявляется в искажении названий произведений, имен авторов и персонажей, деталей сюжета. Так появляется книга «Пахом звонит в колокол», «Война и мир» превращается в «Войну миров», а Пьер Безухов становится Безухим.

В сочинениях часто наблюдается ужасающая языковая нечуткость, смешение лексики разных эпох.

И все это экзаменаторы выявляют, часами расшифровывая абсолютно нечитаемый почерк. Ученики стали очень плохо, небрежно и неразборчиво писать. Не раз поднимался даже вопрос о наборе письменных работ на компьютере.

История и обществознание: многое зависит от родителей

В советское время в каждой семье была своя собственная новейшая история, и дети хорошо знали и понимали ее. Прадеды и пра-прабабушки застали еще монархию, пережили, кто как, революции и гражданскую войну. Воевали в Великой Отечественной, поднимали страну из руин, строили ДнепроГэс, восстанавливали разрушенный землетрясением Ташкент, поднимали целину.

Сегодня эта история уходит, вместе с ее носителями. Сегодняшние дети плохо представляют себе события прошлого века, допускают грубые ошибки в событиях и датах. Более отдаленные периоды истории могут вызывать даже меньше трудностей. История России первой половины 20 века - самый проблемный период.

Нехватка общей эрудиции мешает правильно соотносить эпохи и события, устанавливать хронологическую последовательность событий. Нередко школьники ориентируются не на учебники, а сомнительные телепередачи и недостоверную информацию из интернета.

На экзамене по обществознанию выявляется незнание Конституции, отсутствие понятия о правах и обязанностях граждан. Дети не понимают сути федеративного устройства, не знают, кому принадлежит исполнительная власть в стране. Ученики теряются также, если им предлагается раскрыть смысл того или иного понятия.

Педагоги полагают, что родители могли бы облегчить детям задачу, чаще беседуя с ними об истории семьи, города, края. Несколько семейных экскурсий по историческим местам, с последующим обсуждением, способны дать подростку больше, чем унылая зубрежка по учебникам.

Математика: обратить внимание на уроки геометрии

Геометрия представляет для школьников основную трудность. Если школьник планирует поступление в технический вуз, стоит позаниматься геометрией, взяв дополнительные уроки.

Остальные часто совершаемые ошибки касаются неумения проверять себя, невнимательного чтения условий задания, небрежности при операциях с отрицательными числами. Часто ошибаются дети и в темах, изучаемых в средних классах школы. Это тождественные преобразования, дроби, проведение вычислений.

Главная беда - невнимательность, неспособность надолго сконцентрироваться на задании, пренебрежение дополнительной проверкой.

Физика, химия, биология, география: теория и практика

Естественные науки лучше постигаются школьниками в теории. Когда дело доходит до решения задач, начинается беда.

На экзамене по физике самыми трудными для школьников становятся темы электродинамике и квантовой физике. Правильно решать задачи не умеет больше половины учеников.

Решение задач вызывает трудности и на экзамене по химии.

Географию сдают не так уж много учеников, всего около 3%. Как правило, это те ребята, которые планируют в дальнейшем учиться на географических и экологических специальностях. Увы, и у них возникают серьезные трудности с чтением карт, с запоминанием названий стран. Дети не знают, с какими странами граничит Россия, путаются в том, какой государственный язык принят в том или ином государстве.

На биологии больше всего ошибок совершается при выполнении практикоориентированных заданий. Вызывают затруднения биотехнологии и селекция, физиология растений и человека.

Педагоги полагают, что современные школьники перегружены информацией, но при этом не обладают умением структурировать ее потоки. Системные знания сменяются клиповым мышлением, не позволяющим составить цельную картину из множества разрозненных кусочков информации.

Задача родителей и преподавателей - не столько впихнуть в голову ребенка тонны сведений из разных областей знаний, сколько научить его анализировать и структурировать информацию, создавая целостную и последовательную картину мира.

Низкий культурный уровень учеников начинает проявляться, как только им приходится начать аргументировать свою позицию. Нередко это приводит к вольной поверхностной игре с одним, зацепившимся в памяти, куском.

Ученики допускают много фактических ошибок, искажая имена собственные, названия географических объектов и литературных произведений.

Очень плохим стал почерк. Экспертам часами приходится разбирать короткие тексты.

Многих выпускников пугает вторая часть ЕГЭ по русскому языку, потому как здесь нужно написать непростое сочинение, которое еще называют эссе. Такая работа предполагает несколько дополнительных заданий, которые необходимо выполнять последовательно. Поэтому часто возникает вопрос, как же писать комментарий к разным проблемам в ЕГЭ по русскому языку, и интересны примеры 2019.

Подготовка к написанию комментария к проблеме

Для того, чтобы понять, как писать и что писать при создании комментария к проблеме в ЕГЭ 2019, необходимо эту задачу разбить на несколько блоков последовательностей, которые необходимо выполнить.

  1. Описание самой проблемы.
  2. Комментарий к проблеме.
  3. Позиция автора текста по отношению к проблеме.
  4. Ваше мнение.
  5. Аргументация собственного мнения.
  6. Вывод.

Важно знать еще и требования к такому комментарию, чтобы не сделать ошибок:

  • необходимо написать несколько примеров, которые иллюстрируют проблему. Здесь можно использовать цитирование с пояснениями позиции автора и что он хочет этим сказать;
  • важно выделить противительную, причинно-следственную или другую связь этих примеров, в этом случае все зависит от самих примеров в определенном тексте;
  • пояснения к иллюстрирующим примерам, необходимо интерпретировать сюжетную линию текста и мнение автора - это и будет пояснение в ЕГЭ. Другими словами, нужно подать слова автора в более понятной форме, отобразить наглядно их смысл, пояснить действия героев. Мало просто указать два примера, нужно в понятной форме их проанализировать, а также добавить собственную точку зрения происходящего;
  • нет необходимости вставлять объемные цитаты в комментарии, используйте только главную часть цитаты;
  • следите за фактической точностью, если в комментарии будет допущена даже одна неточность, вы получите 0 баллов.

Комментарий к проблеме в ЕГЭ по Русскому - это ваше понимание того, почему автор указал на определенные факты в тексте, использовал такие речевые обороты. Это также попытка доказать, что подобная проблема действительно существует.

Пример комментария к проблеме

Рассмотрим пример 2019 к написанию комментария к проблеме в ЕГЭ по русскому языку.

Автор иллюстрирует проблему, повествуя читателю историю о людях, имеющих предрассудки, они легко сочли одного из персонажа вором и «пугалом», не имея на то причин. Из этой истории мы видим, как легко все члены семьи клеймят человека, обвиняя его в воровстве. И как изменяются выражения их лиц, когда они удостоверяются в его невиновности. Когда исчезают все сомнения по этому поводу, автор предоставляет нам Селивана добрым человеком, с приятными чертами лица, совсем непохожим на разбойника.

После этих событий автор задумывается: почему Селиван «был долгое время пугалом» в своих глазах и в глазах остальных героев. Совесть автора не успокаивалась, и, чтобы понять истинную причину такого отношения к Селивану, он обратился к наставнику. Только когда произошел диалог с отцом Ефимом, автор осознал, что «пустословие» и «подозрительность», а также озлобленность людей не дают возможности увидеть человека таким, каким он является на самом деле. Рассказчик узнает и формирует новую мудрость - бояться нужно не того, про кого ходят сплетни, а того, кто их всячески поддерживает, то есть самого себя.

За идеально выполненную работу вы сможете получить 24 балла. При этом оцениваются пояснения, примеры и наличие смысловой связи, каждые из которых соответствуют своему количеству баллов. Например, наличие 2 полноценных и правильно отображенных примеров стоит 10 баллов (т.е. 5 баллов стоит 1 верный пример). И так далее.

Частые ошибки комментариев

Какие же ошибки можно допустить при в ЕГЭ по русскому языку при написании комментария к проблеме? Рассмотрим частые случаи ошибок.

Анна Малкова

Из-за чего старшеклассники теряют на ЕГЭ больше всего баллов?
Даже не из-за того, что чего-то не выучили. Как обидно, когда ошибки на ЕГЭ допущены при заполнении бланков ЕГЭ или во время переписывания решения на чистовик!

Однажды ученик, который весь год усердно готовился к ЕГЭ по математике, получил на профильном экзамене 0 баллов за первые 12 задач. Это было невероятно! Он же отлично знал математику! Оказалось, что от волнения он записал ответы не в те клеточки, в какие нужно, а со сдвигом на одну клеточку. К счастью, ему удалось доказать, что все его ответы правильны. Это реальная история. Но ведь могло быть и по-другому!

На ЕГЭ по математике ребята часто допускают глупейшие ошибки по невнимательности. Не прочитали условие задачи. Ошиблись во время простых арифметических вычислений, например, записали, что 3+4 = 9.

А иногда ошибки ЕГЭ бывают просто комичными.

Например, в вариантах ЕГЭ по математике есть простая задача, где дан рост школьника Джона в футах и дюймах: 5 футов и 9 дюймов. Дана таблица перевода этих величин в метры. И надо найти рост Джона в метрах. Каких только ответов не получали ученики! И 6 сантиметров, и 85 метров. У одних Джон оказался мышкой, у других – динозавром.

Еще в вариантах ЕГЭ по математике была задача, где Иван Иванович строил сарай у себя на даче. Дано было количество кирпичей, их стоимость, и надо было рассчитать, во сколько обойдется сарай. Оказалось, что сарайчик стоит 70 миллиардов рублей! Вы представляете, какой это роскошный сараище! Может быть, это коррупционная схема? Только такие мысли могут прийти в голову при виде подобного ответа.

Очень весело получается, когда скорость теплохода оказывается равной 9000 километров в час. Представляете, как он несется по речке! Иногда наоборот – получают скорость бегуна на соревнованиях, равную 200 метров в час. При этом известно, что бегун - человек, а не черепаха.

Все это означает только одно – ответы на ЕГЭ по математике необходимо проверять с точки зрения здравого смысла .
Причем попадаются даже отличники! Забывают, что основание логарифма не может быть отрицательным. Или пишут, что синус угла равен 10. Или, зная, что функция нечетная, говорят, что у нее в нуле точка минимума (не старайтесь это понять, если вы не математик).

Что же делать?
Внимательно читать условие задачи, обращая внимание на каждое слово. Уметь считать быстро и без калькулятора. Проверять ответы с точки зрения здравого смысла. Тренировать память и внимание.
Это относится не только к ЕГЭ по математике!

Однажды после ЕГЭ одна девочка позвонила преподавателю литературы и в ужасе спросила: «Что мне надо было написать? У нас была тема: Этические особенности лирики Маяковского. Я ничего не написала!». Преподаватель тоже задумалась. Многое можно сказать о лирике Маяковского, но что же за этические особенности? Потом девочка перезвонила, в еще большем ужасе, и плача сказала: «Я НЕ ПРОЧИТАЛА ЗАДАНИЕ ! На самом деле там было: Поэтические особенности лирики Маяковского!»

Вот что значит невнимательность! Надеемся, что такие ошибки на ЕГЭ вы точно не совершите!

Расскажи друзьям!

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «nikanovgorod.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «nikanovgorod.ru»