По призванию. Призвание - это что такое? Значение, синонимы, толкование. Джей Абрахам: Как собрать урожай больших доходов в любом виде бизнеса

Подписаться
Вступай в сообщество «nikanovgorod.ru»!
ВКонтакте:

Экология жизни: Когда-то в детстве мы все проходили мимо уборщиков. Но мы не смотрели на них. Мы смотрели только в небо, мечтая стать звёздами, космонавтами, актёрами, президентами и музыкантами. Может быть, сейчас, занимаясь совершенно неинтересным для нас делом, мы расплачиваемся за детскую наивность?

Когда-то в детстве мы все проходили мимо уборщиков. Но мы не смотрели на них. Мы смотрели только в небо, мечтая стать звёздами, космонавтами, актёрами, президентами и музыкантами. Может быть, сейчас, занимаясь совершенно неинтересным для нас делом, мы расплачиваемся за детскую наивность?

Прежде всего, я хочу сказать, что нет плохих и хороших профессий – такое деление живёт только у нас в головах . Если профессия существует, значит, она кому-то необходима, и без неё никак нельзя обойтись.

Деление профессий должно осуществляться лишь на следующие две неравнозначные группы, а именно «моя» и «чужие». Если то, чем вы занимаетесь, приносит вам удовольствие, то вы нашли «свою» профессию – своё призвание.

Продолжайте заниматься этим – позвольте профессии «прокачивать» ваши знания, владеть вашими мыслями в выходные и праздничные дни (не во вред себе и близким, конечно) и с каждым днём всё чаще обращать ваши глаза на небо как в том далёком-предалёком детстве.

По моим оценкам, не более 30% современных людей посвящают жизнь своему призванию. Трудовая деятельность остальных имеет разные оттенки серого: у кого-то посветлее, а у кого-то непробиваемый мрак.

К сожалению, в настоящий момент не существует универсального средства исправить эту ситуацию, ведь, как уже было сказано, мы сами делим трудовую деятельность на престижную и «не очень». Соответственно, мы сами становимся жертвами собственных мыслей.

В обществе всё очень сложно. Я бы хотел быть дворником: мести себе улицы, убирать мусор, работать на свежем воздухе и параллельно помогать прохожим (подсказывать дорогу; переводить старушек на светофорах; счищать снег с автомобилей, припаркованных в моём дворе; кормить одичавших кошек и собак, чтобы они ни на кого не нападали; веселить одиноких пенсионеров, вышедших посидеть на лавочке, а также просто общаться с людьми – узнавать от них новости и делиться собственными).

Но в нынешних условиях я не хочу быть дворником, ведь дворники, по мнению общества, люди низшего разряда, и оно запрещает им много зарабатывать. Кроме того, по мнению социума, дворники не должны быть счастливыми: действительно, куда ни глянь, у большинства из них имеется своя семейная драма. Другими словами, общество извратило эту профессию, сделав из неё своеобразную половую тряпку, об которую все вытирают ноги. А что вы можете сказать про врачей, учителей, водителей, почтальонов, работников ЖЭКов, поваров и многих-многих других? Является ли их положение заметно лучшим, чем у дворников?

«Общество… Нашёл тоже виноватого!» – воскликните вы и будете правы. Да, можно сказать иначе – что виноват каждый из нас без исключения, потому что мы сами допускаем в своих головах такое неравноправие, такую иерархию. И будь вокруг нас хоть десять раз эти пресловутые Свобода, Равенство и Братство, пока мы видим наш мир как череду чёрного и белого – и никогда нейтральным – большинство дворников так и будут заниматься своим делом по неизбежной необходимости, а не по призванию.

Как же быть? Махнуть рукой на несовершенство социума и продолжать упорно искать себя. Мы можем заставить себя заниматься нелюбимым делом и даже бесконечно себя убеждать, что ничего более подходящего, чем имеющаяся у нас сейчас работа, нам не найти, что вообще уже поздно что-либо менять, тем более что есть непреодолимые обстоятельства и т.д.

Это Вам будет интересно:

Но факт останется фактом: пока мы не найдём призвание, наша жизнь не скинет с плеч чёрно-белую арестантскую робу, а дворники не будут за просто так чистить наши машины от снега по утрам и улыбаться нам по вечерам, когда мы возвращаемся с работы. Пока мы сами не станем счастливыми, занимаясь любимым делом, весь мир вокруг будет казаться нам мрачным, неинтересным, грязным и бесперспективным. И мы не станем работать над его несовершенствами, пока на душе у нас гадко. Между тем, только мы и должны это сделать.

Наше общее призвание – менять мир к лучшем у, но не на бумагах или за деньги – т.е. понарошку, а по-настоящему – т.е. уже сейчас. опубликовано

Время на чтение: 3 мин

Призвание человека и его жизненная миссия являются неразрывными категориями и представляют собой совокупность тех жизненных смыслов и ценностных ориентиров, которые определяют всю деятельность человека. Призвание принято ассоциировать с работой и действительно данная категория отображает деятельность, но не предполагает жесткой привязки к рабочей сфере, скорее речь идет о реализации своей активности способом, приносящим чувство реализованности и личностной задействованности в жизненной системе.

Выбор профессии по призванию считается наиболее благоприятным, поскольку будет отвечать реализации заложенных внутренних потребностей личности, ее уникальных способностей для преобразования мира в лучшую сторону. В ситуации, когда жизненные обстоятельства или необдуманные поступки не позволяют реализовываться в наиболее актуальном направлении, человек может находить время для своего призвания в свободное от работы время, увлекаясь чем-то.

Если способности и образование помогают определить, что человек может делать, то призвание всегда отражает ту сторону бытия, не осуществлять которую личность не может. Идя против внутренних порывов, человек со временем может потерять свою уникальность, вдохновение и мотивацию. Отсутствие понимания внутренней пользы дела приводит к глубокому экзистенциальному кризису, именно поэтому так актуальна проблема поиска своего истинного предназначения.

Что это такое

Призвание является довольно размытой категорией, и попытки ее упрощения сводятся к выбору профессионального пути. Такая стратегия может привести к полнейшей дезориентации, ведь реструктуризация общества и высокая скорость технического развития создает новые актуальные специальности и навсегда отправляет в историю, существовавшие раньше. Погоня за такой актуальностью и соответствием тенденциям может лишить человека его внутреннего призвания. Например, рисунок на холсте все чаще заменяет компьютерная графика, а ручное изготовление обуви заменяют фабрики, не говоря о специализации аграрной промышленности. И тогда люди, чье призвание в смешении ингредиентов красок, выделке кожи или садоводстве могут забросить свои уникальные таланты или сделать выбор в пользу реализации, переходя на уникальное производство или оставляя призвание в качестве хобби.

Проверить занимается человек своим призванием или просто деятельностью, удающейся ему успешно можно по нескольким важным критериям.

Если выполняемая работа приносит душевное удовлетворение, ощущение собственной реализованности настолько, что главным становится процесс, а не прибыль, при этом окружающее общество получает пользу от того, что делает или производит человек, то это призвание.

Еще один момент – это масштабность, достигающая размеров, которые превышают по своей смысловой насыщенности, продолжительности и важности жизнь человека в бытовом ее понимании. Это идеология, остающаяся жить даже после того, как исчезает сам творец или внутреннее понимание человека, что он может пожертвовать некоторыми аспектами своей жизни ради реализации собственной идеи, приносящей пользу окружающим.

С глубинной точки зрения призвание является также большой ответственностью, а не только даром способностей. Человек будет ощущать постоянную душевную нехватку и терзания при невыполнении задач призвания, если так продлится длительное время, то все таланты и способности, заложенные для этого, атрофируются. Так исчезает жизненная мотивация, появляется ощущение проживания не своей жизни, а поиск и возвращение к исходной точке становится затруднительным.

Естественно, что призвание не является статичной категорией, и оно меняется вместе с изменениями личности, однако никогда не происходит кардинальной смены, возможны лишь коррективы, связанные с изменением ситуации, потребностей, возрастанием уровня владения навыками, необходимыми для его реализации.

Для тех, кто поглощен своим увлечением глобально, оно может представлять основную экзистенциальную категорию, и человек буквально начинает гаснуть и "умирать на глазах", при отсутствии этой деятельности. Другие достаточно легко переносят отсутствие реализации своего предназначенного пути, имея в качестве опор много других сфер деятельности, увлечений и невысокую степень мотивации.

Как определить свое призвание

Человеку важно определить свое призвание, но иногда это оказывается трудновыполнимой задачей. Причиной этому может служить отсутствие контакта со своими переживаниями, внутренними психическими и эмоциональными процессами, и как следствие неумение слышать свои способности, понимать смыслы и стремления. Личностная незрелость также мешает разобраться со своим призванием, поскольку предполагает высокий уровень ответственности за совершенный выбор, прежде всего перед собой, а также перед всем обществом.

Инфантилизм многих людей оставляет их на подростковом уровне развития, где невозможно самостоятельно принимать решения, а призвание всегда требует полного непосредственного участия.

Усердные и искусственные поиски призвания обычно не заканчиваются успехом именно потому, что человек направляет основную часть энергии на различные методики и изучение, вместо погружения в то, чем может заниматься часами и во что верит. Естественно, только занятия тем, что нравится, не могут продвинуть к пониманию своего дела, возможно, понадобятся созидательные действия, инновации, сочетание нескольких подходов. Это особенно актуально для тех, чье призвание еще не имеет аналогов в мире или довольно мало распространено.

Чтобы облегчить процесс поиска важно иметь общую подготовку высокого уровня во всех отраслях. Тяжело понять, что вы призваны совершать открытия в области молекулярной биологии, если не знать, что такое существует.

Соответственно чем большим арсеналом владеет человек, тем больше его шансы найти именно свое. Развитие навыков необходимо регулировать и те области, где появляется наибольший интерес развивать максимально – именно за чертой познания всего, что уже совершено в данной области начинаются личные открытия и индивидуальный путь.

Для того чтобы пройти такую дистанцию важна мотивация, причем не внешними факторами, а внутренними желаниями, ведь призвание всегда идет от сердца и собственной реализации.

Человек, обладающий множеством желаний, всегда более мотивирован, чем тот, кто ограничивается стандартными социальными потребностями. Если вы желаете большего, чем дает ваш настоящий уровень, то подсознание начинает автоматически искать пути реализации и достижения, так происходит процесс творчества, рождаются новые идеи, раскрывается заложенный потенциал.

Развивать желания помогают и мечты, а также планы, без критики сознания и логических остановок о невозможности осуществляя подобного. Найдите время, чтобы каждый день представлять то, чего вы хотите, мечтайте о своей новой жизни, реальности, окружающей вас, социальном устройстве и других мирах. Если детальнее будут становиться фантазии, тем выше будет уровень желания, и лишь потом подключится логика и творчество, помогающие осуществить все придуманное.

Анализ желаемого отклика на свою деятельность – это стандартная мотивация для выбора основного направления. Но чтобы найти призвание важно еще понимать, что вы можете и хотите отдавать окружающим. Акцент лучше делать на том, что отдавать хотите, ведь вы можете отдавать свое время, а хотеть дарить картины или можете отдавать деньги, а хотите давать безопасность. Только если процесс отдачи будет для человека таким же приятным, как и создание, тогда он будет находиться на своем месте.

Примеры

Чтобы отличить призвание от многих других понятий хорошо помогают примеры. Так призвание может находить свою реализацию в хобби или взаимоотношениях, но одно остается общим – это всегда активная позиция человека.

Так, призванием не может быть фактор, находящийся вне зоны влияния и компетенции человека. Например, воспитание может быть призванием, а дети не могут. Разница в том, что на протяжении всей жизни и во многих ситуациях человек может заниматься воспитанием, однако вкладывать весь смысл в конкретных детей нельзя – они не деятельность, развиваются в своем темпе, могут перестать нуждаться в воспитании и прочее.

Живопись может быть призвание, а картина нет – это конечная вещь, имеющая свою конечную точку создания. На этих примерах понятно, что возможность реализации призвания должна оставаться у человека на протяжении всей его жизни, а физические факторы и воля других людей являются лишь временными переменными.

Объективно не существует разделения призваний по половому или возрастному признаку. Тезисы во многих источниках говорят, что женское призвание в материнстве, практика показывает, что отцы порой боле успешно выполняют подобную роль.

Путешествия приписывают молодому поколению и даже стимулируют к этому, пока не подошел зрелый возраст, но те, у кого призвание в путешествиях продолжают осуществлять его и отправляются дальше.

Окружение данного понятия ореолом высокого, недоступного и чего-то творческого заставляет людей забыть о многих возможностях. Сапожники, приносящие пользу многим конкретным людям своей практической помощью, вполне могут реализовывать свое призвание. Кризис-менеджер не только денежная профессия, но и моральная установка и способности человека к разрешению трудных проблем. Не все способны проявлять терпение священников или волонтеров спасательных миссий, но могут лепить глиняные фигурки, радующие детей или изобретать новые лекарства.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Сегодня замечательный день в Коломне, празднуется день города, была совершена Божественная литургия , и я получил замечательную возможность соприкоснуться с вашей жизнью, с жизнью Подмосковья, приняв участие в этом празднике. Может быть, самым ярким моментом является это собрание в чудном дворце прекрасных детей, где так легко и просто многим тысячам людей встретиться друг с другом, и как хорошо, что это наша с вами встреча имеет в центре своем такую важную тему, как духовное воспитание человека.

И я хотел бы сказать несколько слов о чем-то, что является жизненно важным для каждого человека. Я бы хотел сказать о призвании. Что такое призвание? Призвание – это внутреннее сосредоточение человека на определенной сфере деятельности, это внутренняя концентрация внимания и сил по отношению к избранному направлению жизни и деятельности. От призвания зависит во многом человеческое счастье. Если работаешь не по призванию, то работа становится скучной и тяжелой, об этом мудрый человек сказал: «Для того чтобы определить, работаешь ли ты по призванию, или трудишься не по призванию, попробуй оценить свое состояние после отпуска. Если с радостью идешь на работу – по призванию, а если с воспоминаниями об отпуске, с тяжелым чувством возвращения к какой-то неинтересной рутине, значит нет призвания».

Если человек работает по призванию – он счастлив, даже если и не всегда его работа достойным образом оплачивается, внутренний подъем радость от совершаемой работы компенсирует материальные недостатки. Для того чтобы быть счастливым человеком, нужно постараться построить свою жизнь так, чтобы работать, трудиться по призванию. Призвание формируется в детские годы, в юношеские годы, вот почему детство и юность являются, может быть, наиважнейшим этапом человеческой жизни. На детей взрослые всегда смотрят немного сверху вниз, потому что дети нуждаются в поддержке, в опеке, в образовании, и взрослый человек, конечно, мудрее, образованнее ребенка, но нужно помнить, что именно в детские годы и юношеские годы формируется то, что потом и будет определять счастье человека. В том числе в эти годы формируется и призвание, поэтому при всей видимой легкости, беззаботности детства и юности на самом деле это очень ответственный этап в жизни.

Призвание формируется под влиянием родителей, иногда даже склонность к тому или иному делу передается генетически, наследственно, но очень большое влияние на формирование призвания оказывает образование, потому что в школе учащиеся могут соприкоснуться с разными областями человеческого знания. Хорошая школа не только вводит ребенка в теоретическое знакомство с теми или иными областями знания, но и помогает соприкоснуться с ними практически. Вы сегодня слышали о замечательных лагерях, где дети трудятся. Конечно, не каждый станет каменщиком, строителем, но участие в труде во время летнего отдыха помогает человеку, маленькому, может быть, еще человеку, юному человеку, понять, что такое труд.

Формирование призвания не происходит автоматически, замечательная существует древняя мудрость, которая гласит: «Учение без размышления – это пустое занятие, но и размышление без учения опасное занятие». Ведь для того чтобы сформировалось призвание, нужно не просто запоминать тот материал, который вам преподают в школах, нужно размышлять, нужно постоянной работой ума сопровождать свое образование, восприятие информации. Творческая инициатива должна присутствовать, в том числе, и когда просто выучиваешь урок. И нужно попытаться осознать, понять преподаваемый материал, как-то через самого себя пропустить все то, что тебе дают. И в тот момент, когда сердце отдается, когда понимаешь: это – мое, тогда перестает быть скучным изучение этой дисциплины.

Хотел бы вспомнить еще замечательное высказывание Аввы Дорофея – был такой старец дивный, отец Церкви, он много писал, был очень образованным человеком, жил на рубеже VI-VII веков. Авва Дорофей не мог учиться, не давалась ему учеба, и не только потому, что так трудно усваивался материал, но и не хотелось учиться. Вспоминая годы учебы, он говорил, что для него прикосновение к книге было как прикосновение злого зверя. Он бежал от учебы и не хотел учиться, но в какой-то момент стал побуждать себя, заставлять себя, воспитывать свою волю. И потом в тех же самых воспоминаниях о своей учебе он говорит, что учение, книга стали для него всем. Он забывал про еду, про питие, про сон, настолько интересно было погружаться в этот мир науки.

В мир науки интересно погружаться тогда, когда ты чувствуешь призвание, и не только в мир теоретической науки. Потому что вообще вся человеческая деятельность – это Наука с большой буквы. Если вы почувствуете радостное веление сердца, соприкасаясь с той или иной сферой человеческой деятельности, остановитесь внимательно на этой деятельности, подумайте о ней еще и еще раз, пропустите ее через себя, чтобы обрести это призвание. Ну и, конечно, огромная роль – у педагога. Ведь учитель не только знает больше, чем ученики – он рассказывает урок, передает информацию. В конце концов ведь все то же самое можно просто и почитать, но не могут чтение книг или использование Интернета заменить реальный опыт общения с педагогом, потому что педагог, преподаватель, профессор в высшей школе – это не только человек, передающий некие знания. Это – путеводитель по науке, экскурсовод.

В одном из своих замечательных произведений отец Павел Флоренский, выдающийся наш ученый, энциклопедист, священник, писал о том, что означает быть преподавателем, профессором. Он связывал профессорский, преподавательский труд действительно с трудом экскурсовода, который ведет группу посетителей, например, по ботаническому саду. Он рассказывает о растениях, рассказывает о природе, но об одной травинке он говорит дольше, и говорит, так, что вдруг знания, которые он передает, становятся настолько притягательными, что люди останавливаются у этой же травинки и долго-долго всматриваются в нее.

Великое искусство педагога заключается в том, чтобы быть таким путеводителем по науке и по жизни, уметь правильно расставлять акценты, заинтересовывать детей, формировать образ . А какой образ? Может быть, покажется странным, но каждый педагог передает свой образ учащимся, и вот здесь, может быть, следует сказать о самом главном, о том, что существует сейчас некий кризис, кризис в отношениях между поколениями. Часто бывает, что молодые люди плохо понимают старших, в том числе и плохо понимают своих педагогов. Возникает некая разделительная линия между учащимся и педагогом, учителю не удается достучаться до сердца, не только до разума – до сердца учащихся. И происходит это не только потому, что, может быть, учащийся не достаточно внимательный и усердный (что, конечно, бывает), но очень часто это зависит от неспособности преодолеть это разделение самого педагога. Образ будет усвоен тогда, когда этот образ прекрасен, вот почему все у педагога должно быть прекрасно, включая внешность, одежду, манеру говорить, но, самое главное, должна быть внутренняя прекрасная жизнь у человека. В этом смысле каждый педагог должен быть подвижником, потому что от его внутреннего духовного и душевного состояния зависит успех его дела.

Я бы хотел сейчас сформулировать некое правило. Не может быть плохой человек хорошим педагогом. Точно так же, как священник.

Вот есть такие человеческие занятия – педагогика, воспитание, то же самое духовное просветительство… Священник тоже должен быть подвижником. Его внутренний мир – это есть некий способ передать, в том числе, и информацию. Разве будут слушать плохого священника, который живет не в соответствии с тем, что он проповедует? И точно так же не будут слушать и педагога, плохого человека, злого человека, у которого все не в порядке в личной жизни: плохая семья, плохие дети… Труд педагога прекрасен, но он требует внутренней аскезы, он требует некоего внутреннего подвига. И без этого подвига невозможно передать свой внутренний мир тем, кто с вниманием следит за каждым словом педагога.

Но, с другой стороны, не будет многое понято и принято, если сам учащийся, подобно Авве Дорофею, не начинает понуждать себя преодолевать лень, разгильдяйство, несобранность, если он тратит драгоценное время на пустые, ненужные вещи. В нашем мире очень много соблазнов. Я вспоминаю, как, заканчивая школу, готовился к экзамену. Это было весной, погода была прекрасная, окна были открыты, через окна до моего слуха долетала музыка одной очень популярной и милой песни, которую пели в то время, когда я был молодой. Я выглянул в окошко, увидел молодых людей, девушек, которые гуляли под звуки этой музыки, меня так потянуло на улицу, мне так захотелось быть там же: там весело, там красиво!

Но, открыв учебник, я подумал: а может быть, сейчас что-то самое главное в моей жизни решается, закрою окно, сяду за письменный стол и не пойду на улицу. И вот от такого поступка может зависеть вся дальнейшая жизнь. Я постоял у окна, помолчал, подумал, закрыл окно, даже занавески занавесил, хотя это было днем, стал готовиться к экзамену. Я вспоминаю этот случай из своей жизни, потому что знаю: вы проходите через те же самые соблазны. Но сегодня их еще больше, телевидение постоянно присутствует в нашей жизни, компьютеры, которые тоже могут и передавать информацию, и отвлекать от информации… И требуется тоже своего рода аскетизм, через который вы воспитываете свою волю, способность управлять своими мыслями и своими поступками. Способность убеждать себя является замечательной способностью человека. И вы именно здесь, в этой сфере своего личного бытия сдаете самый главный экзамен на вашу зрелость. От этого будет зависеть вся ваша будущая жизнь. И никакой самый замечательный педагог не способен будет передать вам знания, опыт, свой образ – этот прекрасный образ, – если у Вас не будет силы, способности ограничивать самих себя в удовольствии, развлечении – с тем, чтобы концентрировать внимание на учении.

Мне кажется, что вообще система образования – это удивительная система, которая работает по принципу двустороннего движения: от педагога к учащемуся, от учащегося к педагогу. Учитель учит ученика, а ученики помогают расти учителю. Дай Бог, чтобы в результате вашего пребывания в школах сформировалось ваше призвание. Чтобы то, чем вы будете заниматься в будущем, было для вас радостным занятием, чтобы вы, выходя из отпуска, с легким чувством и огромным интересом возвращались к своему труду. Речь идет не обязательно о престижном труде – любой труд может и должен давать человеку чувство удовлетворения. Так и происходит, если человек трудится по призванию.

И последнее, о чем я вам хотел бы сказать… Призвание предполагает, что кто-то призывает. Не то, что сам призываешься, а кто-то призывает. < …> Порой видишь, как другие трудятся в той области, в которой ты хотел бы трудиться, чаще всего после этого и происходит выбор профессии. Но есть у нас еще одно призвание, у каждого из нас, вне зависимости от того, какое профессиональное дело мы изберем.

Я сегодня начал об этом говорить в храме, потому что это связано с тем Евангелием, которое мы читали на Литургии. Многие из тех, кто постарше, узнают этот текст. Речь идет о притче, о притче, которая повествует о богатом человеке, о господине, который пригласил на брачный день своего сына друзей, послал своих слуг, чтобы разнесли приглашения. А те, кому это приглашение направлялось, отказались прийти на свадьбу, каждый был занят своим делом и не очень хотел идти на это веселье. Да больше того: взяли кого-то из них и побили, даже жизни лишили, обвиняя в том, что их от собственного дела отрывают. Тогда разгневался господин, и открыл двери этого брачного чертога, брачного пира для всех кто хочет придти (см. Мф. 22:1-14).

Смысл этой притчи в том, что под этим господином Господь подразумевал Бога. Господь всех нас призывает, в этом смысле у нас у каждого есть призвание быть с Ним. Одни это призвание чувствуют так сильно и ярко, что не могут уже ничем другим заниматься, как только прямо служить Богу: идут в семинарии, становятся священниками, идут в монастыри, через служение Богу формируют различные образы своего служения ближним. У других это призвание не так сильно определяет жизненный путь, но, тем не менее, имеет огромное значение для интеллектуального и нравственного формирования личности. Но есть люди, которые, подобно тем, кому было от Господа приглашение, отказываются его принять, не хотят, да не только не хотят – иногда и грубое слово могут сказать тем, кто пришел приглашать на Божий пир веры, а были случаи, что и убивали посланников.

Мир будет совсем иным, жизнь наша будет совсем иной, вокруг будет много добра, света и правды, если мы откликнемся на Божие призвание. Если мы свое профессиональное призвание соединим с одним общим для нас призванием – быть с Богом. И тогда в лучах Божией правды и в лучах Божией благодати, как в лучах солнца переливается драгоценные камень, засверкает всеми гранями наша жизнь. Потому что Бог – это свет, а без света никакой драгоценный камень не виден, никакая грань не играет, никакой красоты он не являет. <…> Бог есть свет, который озаряет нас Своей благодатью, и в свете этой благодати дивно просияют человеческие таланты, человеческие призвания, такие многообразные, такие различные, формирующие единую красоту Богом созданного мира.

Дай Бог, чтобы через эти уроки, которые вы сегодня получаете в школах Подмосковья, была явлена вам красота Божиего мира. Храни вас Господь.

Поиск призвания - это чрезвычайно интересная тема, обсудить которую нам выпало счастье сегодня. Не упустим же возможность и поговорим обстоятельно о человеческом самоопределении. Обсудим значение слова «призвание», его синонимы, а также пути обретения себя.

Значение

Толковый словарь холоден и предлагает только два смысла для слова:

  1. Склонность к какому-либо делу. Например, «Василий станет математиком по призванию, не забивайте ему голову литературой!».
  2. Дело всей жизни, назначение. «С тех пор помощь людям с зависимостями стала его призванием».

Но что может знать словарь о подлинном человеческом призвании? Это, конечно, прежде всего философская и психологическая проблема. Драма, которая разворачивается отдельно в каждой индивидуальной жизни. Промахи, надежды разочарования, когда человек выбирает одно, думает: «Вот оно!». Потом миражи его обманывают, он понимает, что выбирал не совсем сам, вместо него выбор совершил кто-то еще: родственники, родители, социальная ситуация. А он вообще хотел не того и не так.

Да, примеры подобраны верно, и словарь говорит правду, разве он может ошибаться? Но история хранит итог, а мы, помимо прочего, поговорим о том, как найти свое место в жизни и не пожалеть об этом, но сначала синонимы.

Слова-замены

Призвание - это тема вообще довольно трудная, поэтому можно для закрепления результата вспомнить и о смысловых аналогах, которые читателю пригодятся, а мы, в свою очередь, не имеем привычки от него их скрывать. Вот они:

  • талант;
  • предназначение;
  • способности;
  • склонность;
  • дело (всей жизни);
  • ремесло (всей жизни);
  • дарование;

Знакомые слова. Не так трудно подобрать синоним к «призванию», это-то как раз очень легко. Как понять, свой личный, индивидуальный дар, талант, предназначение? Далее на очереди механизм раскрытия собственной фундаментальной склонности.

Когда первый раз человек задумывается о выборе пути в жизни?

Происходит это в 15-17 лет. Нижний предел - это 9 класс средней школы, а верхний - выпускные классы. Человек - существо гибкое, поэтому он подстраивается под требования социального и биологического времени. Правда, есть разные точки зрения. Например, Эрих Фромм - известный психолог и философ, обронил фразу в одной из своих книг, что самое благоприятное время выбора профессии всей жизни - это возраст ближе к 30. У такой позиции свои резоны: человек уже достаточно зрел, чтобы сознательно что-то выбрать. Вероятность ошибки не так велика, страхов уже меньше или совсем нет, потому что есть опыт.

Но такой роскоши у большинства людей нет. Социальные и биологические измерения человеческого существования неумолимы. А дальше будет только хуже, скорость возрастает с каждым днем. Например, в Японии детей уже в пятилетнем возрасте заставляют проходить тесты, которые и определят всю их дальнейшую судьбу: в какую школу они попадут, в какой компании будут работать. А ведь малыши ничего еще не знают о призвании. Толкование данного слова им тем более недоступно. Поэтому европейским и русским детям еще повезло.

У них момент самоопределения наступает в ранней юности (в 15-17 лет), как уже было сказано. Вместе с необходимостью выбирать жизненный путь, может быть, впервые появляются серьезные раздумья, которые тормозят активную деятельность, иногда вредят ей. Человек впервые осознает ответственность за свою жизнь и свой выбор.

Метод проб и ошибок

Чтобы страхи, как волны, не поглотили мальчика или девочку и не погубили детей в этот период, они должны подходить к порогу ранней юности с конкретным багажом: кружки, клубы по интересам, разного рода игры. Тогда процесс профессионального самоопределения не будет таким болезненным и мучительным. Хотя здесь мы лукавим, ибо призвание означает страдание. Некоторые вещи в жизни не могут даться легко, сколько к ним ни готовься.

Тем не менее, все равно в решении этой проблемы бесценен. Если человека не выпускать из дома, не позволять творить и экспериментировать, для него процесс самоопределения, во-первых, может затянуться на всю жизнь, а во-вторых, быть крайне болезненным.

Ребенок должен пробовать, искать, терять, страдать (в разумных пределах), но найти себя. Если быть упорным, то на просторах бытия отыщется дело всей жизни, а возможно, и несколько ключевых специальностей. Время сейчас такое, что в вопросе призвания (это доказывает практика) нужно быть «мультиинструменталистом», то есть разбираться в нескольких областях знаний сразу.

Стоит ли ждать божественного озарения?

Имеет место такой очень вредный миф относительно предназначения, что, мол, которые с самого начала знают, чего хотят от жизни, кем хотят быть. Особенно часто такое можно слышать от писателей. Стивен Кинг и Рэй Брэдбери признавались, что писали с 12 лет. А автор «Вина из одуванчиков» утверждал, что выдавал не менее 1 000 слов каждый день, начиная с этого самого возраста. Еще один гиперпопулярный писатель Джордж Мартин фантазировал о жизни на других планетах лет с 4 или 5. И все они говорят, что всегда знали: писательство - это их призвание.

Так вот, это до известной степени стечение обстоятельств и таких несущественных мелочей, о которых и говорить-то стыдно. Например, попади современные кумиры к родителям деспотичным или злым, их не было бы как явлений. Кинга мама всегда поддерживала. У Брэдбери уже в 22 года был свой литературный агент, это еще до того, как он опубликовал свой первый рассказ.

Конечно, когда заходит речь о призвании, толковании слова и размышлении над ним, людям на ум приходят разные случаи, и тут нельзя сбрасывать со счетов упорство, волю, характер тех или иных героев.

Например, если прочесть Довлатова, то можно узнать: некоторые журналисты даже голодали, но не бросали ремесла. И это было не потому, что они хилые или высокомерные, а просто призвание - дело загадочное и не поддается математической формуле.

Бог или природа создает мужчину или женщину с определенным замыслом, но не раскрывает последнего своим детям, чтобы им было интереснее жить. Иногда предназначение становится очевидностью только в зрелом возрасте. Помните тот знаменитый пример у Булгакова про человека, который 20 лет преподает римское право, а на 21 году понимает, что на самом деле любит выращивать цветы, а римское право, напротив, совсем ему не близко? Если читатель захочет ознакомиться с пассажем в его первозданном виде, то скажем ему: он находится в романе «Белая гвардия».

А все потому, что людям не хватает смелости, а может быть, и опыта жить по собственному разумению и желанию с самого начала. Бог же здесь ни при чем, это та борьба, которую человек должен выиграть сам.

ПРИЗВАНИЕ

ПРИЗВАНИЕ

Количество славянизмов, испытавших семантическое воздействие западноевропейских языков, очень велико. Семантическая история слова призвание может служить ярким примером органического объединения народно-русских, старославянских и западноевропейских элементов в структуре слова.

Среди глаголов, производных от звать , одни носят яркую печать живой разговорной экспрессии (напр., позвать , созвать , вызвать , назвать в значении `наприглашать" и т. п.; ср. позвать и обозвать ), другие ведут к контекстам книжного языка (напр., воззвать ; ср. воззвание ), в-третьих, книжные оттенки несколько затушеваны официально-бытовыми и разговорными. Таков глагол призвать (см. призванный на военную службу; ср. призыв и призвание ). Не подлежит сомнению, что глагол призвать появился в русском литературном языке в связи с влиянием старославянского языка (ср. примеры употребления слов призъвати- призывати , призъвание , призывание у Срезневского, 2, с. 1402-1403). Но тесная связь и соотносительность этого слова с однородными русскими образованиями от глагола звать ослабили его старославянскую основу. Однако производное от него имя существительное призвание не вышло из сферы книжного языка.

В современном русском языке слово призванье обозначает `склонность, внутреннее влечение или предрасположение к какому-нибудь делу, профессии". Напр.: чувствовать призвание к музыке; артист по призванию и т. п. Как нюанс этого же значения выступает такой смысловой оттенок: `предназначение, цель жизни или деятельности". Например, у Некрасова в стихотворении «Памяти Асенковой»:

Увы, наивна ты была,

Вступая за кулисы -

Ты благородно поняла

Призвание актрисы.

Первоначальное значение этого слова- `призыв, приглашение", т. е. действие по глаголу призвать - призывать устарело и не употребительно. Между тем оно было единственным значением этого слова до романтической эпохи, т. е. до 20-30-х годов XIX в.

В словарях Академии Российской призвание определяется так: «Действие призвавшего. Призвание кого к себе. Призвание к судье» (сл. 1822, ч. 5, с. 310). Карамзин, Жуковский, Пушкин широко употребляют слово призвание в этом первоначальном значении. Например, в языке Пушкина:

Здесь ночью нега и покой,

А днем и шум и пированье.

Приди на дружное призванье ,

Приди, о путник молодой!

(Руслан и Людмила, песнь 4).

Услышь, поэт, мое призванье ,

Моих надежд не обмани.

(К Языкову, 1824 г.)

Итак - хвала тебе, Чума!

Нам не страшна могилы тьма,

Нас не смутит твоепризванье !

Бокалы пеним дружно мы,

И Девы-Розы пьем дыханье-

Быть может - полное Чумы!

(Пир во время чумы, 1830).

Однако уже в конце 20-х - начале 30-х годов XIX в. новое значение, дошедшее и до нашего времени, проступает очень явственно (быть может, отчасти под влиянием семантики немецкого Веruf ср. франц. vocation ). В новом значении слово призвание вошло в философский лексикон русской интеллигенции 30-х годов, увлекавшейся шеллингианством. У Гоголя в статье «Несколько слов о Пушкине» (1832-1834): «...у всякого, кто только чувствует в себе искру святого призвания , есть тонкая разборчивость... не позволяющая ему выказывать свой талант таким средством» (1894, 1, с. 228). У Н. В. Станкевича в письме к Я. М. Неверову (от 14 октября 1833 г.): «Мое призвание не то, хотя я и не вижу настоящего моего призвания » (Западники 40-х годов, с. 33). К нему же в письме Н. В. Станкевича от 2 декабря 1835 г.: «Ты говоришь, что я всегда ошибался в призвании . Иногда. Это участь всех. Но философию я не считаю моим призванием ; она, может быть, ступень, через которую я перейду к другим занятиям» (там же, с. 43). В словаре 1847 г., отражающем литературное употребление не позже 30-х годов XIX в., уже отмечено это новое значение: «`Состояние призванного"; `предназначение". Даровитый юноша, не изменяя своему призванию , укрепляет врожденные способности учением» (3, с. 465).

Около середины XIX в. - в период пересмотра романтической терминологии и фразеологии - слово призвание приобретает привкус риторической экспрессии, книжной парадности, приподнятости, ложного пафоса. В письме И. С. Тургенева к Е. М. Феоктистову (от 27 декабря 1852 г.): «Положению Вашему я сочувствую и мысли Ваши об уединении разделяю вполне - воспользуйтесь им, чтобы уяснить себе свое призвание - или если это слово Вам кажется слишком пышным - чтобы узнать по какой дороге Вам надобно пойти» (Тургенев и «Современник», с. 155). Ср. в «Дворянском гнезде» (гл. 25): «Со всем тем Михалевич не унывал и жил себе циником, идеалистом, поэтом, искренно радея и сокрушаясь о судьбах человечества, о собственном призвании , - и весьма мало заботясь о том, как бы не умереть с голоду».

Статья ранее не публиковалась. В архиве сохранилась машинопись с авторской правкой. Здесь печатается по машинописи с внесением отдельных необходимых уточнений и поправок.

Об истории значений слова призвание В. В. Виноградов пишет в статье «К вопросу об упорядочении современного русского правописания»: «Русский язык не остался неизмененным со времен Пушкина... Некоторые старые слова вышли из литературного употребления (например, разлученье , вотще , прельстительный и другие подобные), другие изменили свои значения (например, призванье , возмутительный , молодушка , малодушный , кулак и т. п.)...» (журнал «Русский язык в школе», 1954, № 4, с. 34). См. также о слове призвание в заметке о слове «Последовательный » в настоящем издании. - В . П .

В. В. Виноградов. История слов , 2010

Синонимы :

Смотреть что такое "ПРИЗВАНИЕ" в других словарях:

    ПРИЗВАНИЕ, призвания, ср. (книжн.). 1. только ед. Действие по гл. призвать призывать, призыв, приглашение (устар. торж.). Приди на дружное призванье, приди, о путник молодой. 2. Склонность, внутреннее влечение к какому нибудь делу, какой нибудь… … Толковый словарь Ушакова

    См. обязанность … Словарь синонимов

    ПРИЗВАНИЕ, я, ср. 1. Склонность к тому или иному делу, профессии. П. к науке. Врач по призванию. 2. Дело жизни, назначение. Воспитывать детей стало её призванием. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    См. Специальность (Источник: «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru) … Сводная энциклопедия афоризмов

    Англ. vocation/ colling/mission; нем. Berufung. Склонность к тому или иному делу; предназначение. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    ПРИЗВАНИЕ - (англ. vocation) см. Склонность. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003 … Большая психологическая энциклопедия

    Сущ., с., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? призвания, чему? призванию, (вижу) что? призвание, чем? призванием, о чём? о призвании; мн. что? призвания, (нет) чего? призваний, чему? призваниям, (вижу) что? призвания, чем? призваниями, о… … Толковый словарь Дмитриева

    Призвание - (нем. – призыв Бога) – высокие профессиональные способности, обеспечивающие радостный и эффективный труд человека. Когда то слово «призвание» обозначало «призыв Бога к людям». В христианстве призвание трактуется как проявление Божией благодати,… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «nikanovgorod.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «nikanovgorod.ru»