Опорные конспекты по новой истории. Опорные конспекты на уроках истории. Конспекты как форма самостоятельной подготовки к докладу на конференции или семинару

Подписаться
Вступай в сообщество «nikanovgorod.ru»!
ВКонтакте:

▫ Делянки с горелым лесом государство отдает лесозаготавливающим компаниям за копейки, а они его уже продают по нормальной рыночной цене. Дело в том, что во время пожара сгорает только кора дерева, но не ствол - ствол, который идет на продажу, остается целым. На портале Change.org появилась петиция (https://goo.gl/BUIq6W) о том, что необходимо запретить продажи горелого леса по ценам ниже рыночных, так как ежегодно лес поджигают с целью дальнейшего выкупа по низкой цене. Люди задыхаются, экология страдает, на тушение поджаров тратятся огромные деньги из бюджета. Но проблема решаема - прецедент уже есть: как только специальными указами цены на горелый лес становятся не ниже, чем на обычный, новые пожары почему-то не возникают. Загадка... Становится невыгодным палить лес, потому что не получится скупить его за бесценок. Но такие указы отменяются как противозаконные, лес продолжает гореть с каждым годом все сильней, мы и наши дети всё сильней задыхаемся. Пожарами можно замести следы незаконных вырубок, но все же это не основная причина, так как заниматься незаконной вырубкой опасней, чем просто поджигать лес - с поджогом риск, что тебя заметят в тысячу раз меньше (а судя по тому, что за многие годы никого не заметили, риска нет вообще). Это происходит не первый и не второй год, а продолжается много лет. И судя по возрастающим объемам горящего леса, темпы сбавлять никто не собирается. По данным со снимков из космоса в одной только Иркутской области горит 750 тыс. гектаров леса (по информации Гринпис официальные данные занижены в 770 раз https://goo.gl/sDXEm4). После вырубки и продажи 1 гектара леса компания-лесозаготовитель получит около миллиона рублей! А теперь попробуйте умножить 750 тысяч гектаров на один миллион рублей, чтобы узнать потенциальную прибыль (750.000 на 1000.000=750.000.000.000 рублей)... Хорошо, если калькулятор не сломается... Кажется ли теперь случайностью, когда лес никто не спешит тушить? (https://ok.ru/profile/570734678960/statuses/70129371985328)
▫ Ир, они переделали все учебники, теперь дети нифига не могут запомнить. Перышкин написал физику, но если в 58 году Перышкин писал: Физическую величину ВСЕГДА можно измерить. Измерить какую-нибудь величину - это значит сравнить ее с однородной величиной, принятой за единицу ИЗМЕРЕНИЯ. Это было правило, выделенное жирным. А в 2019 году Перышкин как бы есть, но как бы его и нет. Теперь первую фразу кто-то вывел из правила и убрал слово ВСЕГДА. Далее идет жирным: Измерить какую-нибудь величину - это значит сравнить ее с однородной величиной, принятой за единицу А слово Измерения выкинули. Все, весь смысл и визуализация правила потеряны. Дети больше не понимают, что такое ОДНОРОДНАЯ величина. Потому что Начало и конец правила изменен. Всего ДВА слова и не там жирный шрифт и правило потерялось. Вот так. Современные улучшатели такого понаделали, что Писча - это вполне себе еще хорошо. Это еще счастье, что есть Истоки, есть с чем сравнить их ФГОСы. Собрали-разобрали машинку и лишние болтики остались...
Андюсев Б.Е. Опорные конспекты по истории средних веков:
Андюсев Б.Е. Опорные конспекты по истории древнего мира:

http://ric.uni-altai.ru/scripts/BookStore/TBCgi.dll/Query?Page=clist.t&Expr=book .. - 32К -
3 док.
  • Как определить страстность веры
    Опорные конспекты по истории средних веков.
    Борис ЕрмолаевиЧ Андюсев составил пособие для педагогов под доверительным названием "Опорные конспекты по истории средних веков".

    http://religion.ng.ru/printed/printing/1999-11-24/7_determine.html - 9К -
  • Интернет-магазин ЗАО "_Демонстрационная компания_": Демо-магазин портала Everest ...
    Интернет-магазин БЕСПЛАТНО. Демонстрационный интернет-магазин портала Everest.ru. Подключение к торговому порталу (более 30000 товаров). Любые виды сервиса по поддержанию, обслуживанию, созданию
    Опорные конспекты по истории средних веков.
    Опорные конспекты по истории древнего мира.

    http://demo.everest.ru:8101/CGI/printPage.cgi?f=161929&p=71 - 151К -
    1 док.
  • http://shopbooks.narod.ru/book/1690_5.html

    Опорные конспекты по истории древнего мира:
    Опорные конспекты по истории России:

    http://shopbooks.narod.ru/book/1690_5.html - 24К - 23.08.2002 -
    5 док.
  • СПИСОК ИЗДАНИЙ КОИПКРО,
    Опорный конспект по истории
    http://koipkro.kaluga.ru/publikac.htm - 27К - 05.04.2002 -
    1 док.
  • TOOYOO.RU: магазин
    Интернет-магазин книг, аудио/видео продукции, CD-ROM, карт экспресс оплаты и т.д.
    Опорные конспекты к учебнику `Русский язык.
    Опорные конспекты по истории средних веков.

    http://shop.tooyoo.ru/index.php3?cat_id=1445&page=12 - 22К -
    4 док.
  • Книжный мир
    Книжный Интернет-магазин, открывающий доступ к более чем 40 000 наименований. Заказ, доставка, поиск в каталогах и по ключевым словам.
    Опорные конспекты по истории России Пос.д/учит.

    http://books.pif.ru/catalog.php3?cat2=21&find=468&start=225 - 37К -

    1. истории , директора Аэрокосмического лицея N6 г.Калугм В.И. Комиссарова "Проблемный урок в курсе...
      ... автором опорных конспектов по истории истории России)

      http://2001.pedsovet.alledu.ru/index.php?c=23 - 33К -
      4 док.
    2. Группа компаний "ШАНС" Старый Оскол | Магазин "Библиосфера"
      Степанищев А.Т. Опорные конспекты по истории России:
      http://www.shansgroup.ru/shops/books/kat.php?limit=101&total=213&to=120&i=6&cl=3 .. - 14К -
      3 док.
    3. Результаты поиска по ключевому слову в НБ ДВГУ
      Опорные конспекты по истории средних веков:
      , методика преподавания истории , средневековье, средние века, учебные пособия,

      http://marbio-www.dvgu.ru/lib/keywbook.asp?keyw=%EC%E5%F2%EE%E4%E8%EA%E0+%EF%F0% .. - 32К -
      1 док.

    4. Электронный журнал "Вопросы Интернет-образования"
      Поэтому составить опорные конспекты по истории физических теорий.
      В данной работе представлены опорные конспекты по трем темам курса физики - "Механика", "Молекулярная физика и термодинамика" и "Основы...

      http://penza.fio.ru/vio/03/resource/Print/art_8_1_8.htm - 11К -
      2 док.
    5. Опасноe - Первая
      Опорные конспекты по истории древнего мира:
      Опорные конспекты по истории древнего мира.

      http://alaman.narod.ru/alllashop/161.html - 117К - 23.08.2002 -
      1 док.
    6. Секция учителей общественных дисциплин
      В рубрике "Доклады" опубликована статья учителя истории , директора Аэрокосмического лицея °6 г.Калугм В.И. Комиссарова "Проблемный урок в курсе...
      ... автором опорных конспектов по истории древнего мира и средних веков) и Л.А.Кацва (автором серии учебников и учебных пособий по истории России)

      http://pedsovet.alledu.ru/index.php?c=23&first_news=0&r= - 33К -
      3 док.
    7. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СПИСОКИ
      Опорные конспекты по истории др. мира.
      http://www.avtlg.ru/~uchitel/dopspis.htm - 85К -
      1 док.
    8. Электронный каталог учебных изданий
      Андюсев Б.Е. Опорные конспекты по истории средних веков:
      http://ndce.ru/scripts/BookStore/TBCgi.dll/Query?Page=clist.t&Expr=book.Print_Re .. - 34К -
      2 док.
    9. Древний мир. Книга почтой. Продажа книг в on-line книжном магазине. Доставка...
      Заказ on-line по Каталогу книг видеокассет аудиоCD и DVD разобраных по различным жанрам Мы сотрудничаем с оЗоном крупнейшим в России электронным магазином Здесь продаются книги видео
      Опорные конспекты по истории древнего мира.
      Опорные конспекты по истории средних веков.

      http://lovedepot.chat.ru/book/52.HTM - 24К - 06.04.2001 -
      1 док.
    10. БЮЛЛЕТЕНЬ НОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ ЗА АВГУСТ 2002 ГОДА
      Андюсев Б. Е. Опорные конспекты по истории древнего мира.
      Андюсев Б. Е. Опорные конспекты по истории средних веков.

      http://VirLib.EUNnet.net/books/sclibUSU/VIII2002/bul82.htm - 51К - 20.09.2002 -
    1. в Рунете:.
      413. России: учебник
      ... исторических документов, исторические карты и таблицы, хронология, календарь исторических событий, опорные конспекты по истории России.

      http://konkurs.auditorium.ru/konkurs/cat/indexh.php?start=411 - 25К -
      | 3 док.
    2. 5-й класс
      Опорные конспекты к учебнику `Русский язык.
      Опорные конспекты по истории древнего мира.

      http://books.kupisam.ru/cat/100604.4.html - 34К -
      2 док.
    3. Отдел учебно - методической литературы
      Опорные конспекты по истории средних веков 6 класс:
      http://www.gerion.udm.net/gumani.htm - 51К - 15.08.2002 -
      1 док.
    4. : программа для музучилищ и училищ искусств: Чему и как учить: Инфоцентр...
      Степанищев А. Опорные конспекты по истории России.
      практическое занятие по работе с опорными конспектами ;

      http://www.gnesin.ru/teach/history.html - 122К - 04.12.2002 -
    5. http://block90.SHOP-ONLINE.ru/
      594. Опорные конспекты по истории древнего мира.
      595. Опорные конспекты по истории средних веков.

      http://block90.SHOP-ONLINE.ru/ - 73К - 02.02.2003 -
      1 док.
    6. http://eshopofbooks.narod.ru/1445_4.html
      Книжный Интернет-Магазин. Доставка почтой и курьером. Удобные способы оплаты. Низкие цены.
      Опорные конспекты по истории средних веков.

      http://eshopofbooks.narod.ru/1445_4.html - 34К - 23.08.2002 -
      2 док.
    7. 6-й класс (166 книг) - Магазин Озон - Наши лучшие интернет-магазины
      6-й класс (книг 166) - Интернет-магазин Озон - Проект "Наши лучшие интернет-магазины". Поиск и покупка книг, видео, cd. Новые поступления. Очень большой выбор и умеренные цены.
      Опорные конспекты по истории средних веков.

      http://shopnow.h1.ru/books.shtml?topic=11&page=2 - 30К - 07.06.2002 -
      2 док.
    8. ПТУ N 44 >> Материально-техническая база
      Кабинет истории и правовых знаний
      ... задания по всей истории , многоуровневые опорные таблицы по курсу правоведения, опорные конспекты по истории Украины, карты, методимеские разработки.

      http://www.ptu44.lg.ua/mtb.htm - 26К - 30.12.2002 -
      1 док.
    9. Опорные конспекты
      Учитель истории В. Селеменев прислал в ХРОНОС опорные конспекты , описывающие несколько периодов отечественной истории .
      Сами опорные конспекты - дело весьма специфическое и индивидуальное, поэтому мы предалаем их вам с учетом, что вы сможете самостоятельно извлечь из...

      http://www.hrono.ru/metodika/opor_konsp.html - 7К - 16.08.2002 - строгое соответствие
      1 док.
    10. Библиография
      Опорный конспект "Господин Великий Новгород" - Оберман В.Я. Опорные конспекты и схемы на уроках истории // Преп. ист. в шк.
      Опорный конспект "Киевская Русь на рубеже X-XI веков" - Оберман В.Я. Опорные конспекты и схемы на уроках истории // Преп. ист. в шк.

      http://ipk.admin.tstu.ru/struct/GumZikla/kabist/Bibliografiya/Bibliografiya.htm - 12К - 20.11.2001 - строгое соответствие
    1. http://archive.1september.ru/his/1997/no10.htm
      Урок проводится в Х классе в рамках изучения истории по линейной структуре.
      ... одним из основных элементов работы может стать составление опорных конспектов , помогающих уяснить структуру созданного в 1922 г. псевдофедеративного...

      http://archive.1september.ru/his/1997/no10.htm - 11К - 01.04.2001 - строгое соответствие
      13 док.
    2. Система опорных конспектов
      Использование опорных конспектов (ОК) позволяет определить минимум необходимых теоретических и методологических знаний, необходимых умений и навыков...
      ... знаний ] [ Работа с понятийным аппаратом ] [Система опорных конспектов ] [ Отработка теоретического материала ] [ Методы обучения ] [ Приемы и формы...

      http://www.altai.fio.ru/projects/group1/potok15/site/P1/ok.htm - 4К - 02.11.2001 - строгое соответствие
      20 док.
    3. List SOFT. Опорные конспекты по биологии
      Опорные конспекты по биологии в книжном магазине ListSOFT.
      ... школы | Для техникумов и вузов | Дошкольник | Другие предметы | Иностранные языки | | Культурология | Логика | Математика | Общая экология...
      Опорные конспекты , составленные в виде схем и таблиц, в сжатой и визуально воспринимаемой форме охватывают большой объем текстового материала, ...

      http://books.listsoft.ru/book.asp?cod=81970&rp=130&up=1 - 19К - строгое соответствие
      8 док.
    4. http://www.prosv.ru/literatura/osn/hudkult_osn/619.html
      Учебный путеводитель дает опорные схемы-конспекты по истории русской художественной культуры с учетом этапов ее развития от IХ до ХХ века.
      Каждая опорная схема-конспект сопровождается кратким комментарием, раскрывающим основные традиции различных видов искусства, философии, науки.

      http://www.prosv.ru/literatura/osn/hudkult_osn/619.html - 5К - строгое соответствие
      Издательская продукция | 5 док.
    5. Книжный магазин Inline.RU России: преподавание в школе: УКчебное пособие
      INTERLINE - Оперативный обзор финансово-экономической ситуации в России, полный спектр актуальной информации: новости on-line, котировки акций, курсы валют, официальные бюллетени ЦБ РФ, графики.
      истории
      опорных конспектов

      http://books.inline.ru/book.asp?cod=108388&rp=34&up=1 - 18К - строгое соответствие
      4 док.
    6. Отечества: преподавание в школе: Учебное пособие:: КонсультантПлюс...
      истории
      500 проблемных задач; около 270 единиц средств наглядности; около 30 опорных конспектов ; синхроническая таблица; материалы компьютерной программы и др...

      http://books.consultant.ru/book.asp?cod=109491&rp=34&up=1 - 14К - строгое соответствие
    7. Книжный магазин на @Рунет - Отечества: преподавание в школе: Учебное...
      Новости: не количество, но качество.
      ... на понимание концептуально-методологических проблем преподавания и изучения истории , освоение конкретных методик проведения различных видов и форм...
      500 проблемных задач; около 270 единиц средств наглядности; около 30 опорных конспектов ; синхроническая таблица; материалы компьютерной программы и др...

      http://books.atrunet.ru/book.asp?cod=109491&rp=34&up=1 - 18К - строгое соответствие
      5 док.
    8. Шилова О.А. - ВИРТУАЛЬНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ "ЭКСПЕРИМЕНТ В ИСТОРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ НАУКИ"
      ... определяющее минимум информации, которую целесообразно предъявить учащимся; опорный конспект по содержанию эксперимента, структурированный на основе...
      Сайт содержит библиографический список по истории экспериментальных исследований в физической науке.

      http://www.BITpro.ru/ITO/2002/II/1/II-1-363.html - 13К - 28.11.2002 - строгое соответствие
    9. Информационный сайт "Учительской газеты"
      Информационный сайт Учительской газеты
      ... в которых используются графические символы и образы - опорные конспекты , создаваемые с помощью компьютера. Предлагаю один из вариантов таких ОК.
      Опорные конспекты по современной истории имеют ряд особенностей, обусловленных новизной материала, что создает трудности не только для его...

      http://www.ug.ru/02.26/t13.htm - 40К - строгое соответствие
    10. Октябрьская
      истории .
      Опорные конспекты Опорные конспекты в обучении физике.

      http://nsk.fio.ru/works/moshkovsky/Octjab.htm - 11К - строгое соответствие
    1. Тренинги, тренинговые компании, управление персоналом, кадровый менеджмент...
      ... на понимание концептуально-методологических проблем преподавания и изучения истории , освоение конкретных методик проведения различных видов и форм...
      500 проблемных задач; около 270 единиц средств наглядности; около 30 опорных конспектов ; синхроническая таблица; материалы компьютерной программы и др...

      http://books.hrm.ru/book.asp?cod=109491&rp=34&up=1 - 14К - строгое соответствие
      6 док.
    2. Содержание 19 номера
      Опорный конспект
      развития естествознания

      http://www.1september.ru/ru/fiz/2002/19/cont19.htm - 3К - 31.05.2002 - строгое соответствие

    3. Опорно -динамические схемы (ОДС) - понятие, вводимое в текст с целью разграничения описываемых ниже схем и опорных конспектов В.Ф. Шаталова.
      До некоторой степени исключением стали опорные конспекты по методу Шаталова, но и их применение на уроках истории вызывает немало обоснованных.

      http://сайт/shatopcon.htm - 39К - 27.12.2002 - строгое соответствие
      2 док.
    4. Российское: Химия
      ... для школьников по следующим предметам: физика, химия, экология и биология, математика, психология, , русский язык и, информатика и...
      Опорные конспекты по химии

      http://search.informika.ru/db/catalog/142/1748 - 15К - строгое соответствие
    5. Октябрьская
      ... русскому языку с использованием учебнометодического комплекса Бабайцевой; Лаптев В.А.- Использование информационных технологий в обучении истории .
      ... сотрудничества в обучении математике; ФисюраЛ.А.- Опорные конспекты в обучении русскому языку;НикитенкоИ.М.- Опорные конспекты в обучении физике.

      http://www.websib.ru/users/moshkovsky/Octjab.htm - 11К - 14.12.2001 - строгое соответствие
      4 док.
    6. Страничка МОСШ °32 г. Нижневартовска
      Страница МОСШ°3 г.Нижневартовска
      _-опорные конспекты на уроках истории .

      http://www1.nvartovsk.wsnet.ru/~school/school_32/exp.htm - 6К - 03.04.2002 - строгое соответствие
      1 док.
    7. Информация о книге
      ... и иные тексты, призванные облегчить преподавание первобытной истории и истории древнего мира в основной школе (5 класс) и в старших классах. Многие...
      учителям и старшеклассникам, но и всем интересующимся древнейшей и древней историей .

      http://service.1september.ru/public/books/aboutbook.php?num=35 - 1К - строгое соответствие
      2 док.
    8. Первый курс
      Лекция 7: Наука и религия (Опорный конспект ) - Владимир, 2001, 16 с.
      отечества

      http://ivt-vlgu.narod.ru/edu/1st-sem/ - 8К - 31.01.2003 - строгое соответствие
      1 док.
    9. Журналы
      Познавательные игры в курсе истории средних веков
      Игровые ситуации и опорные конспекты на уроках истории

      http://lib1.ssau.ru/~edd/cgi-bin/jcontent.cgi?password=&name=оПЕОНДЮБЮМХЕ%20ХЯРН.. - 6К - строгое соответствие
    10. WWW.SHPL.RU
      о.а.мацкайлова Познавательные игры в курсе истории средних веков
      Н.И.КУЛАКОВА Игровые ситуации и опорные конспекты на уроках истории

      http://www.shpl.ru/docdel/jcont.php?name=prepad&year=1999&nm=08 - 10К - строгое соответствие
    1. De Facto - книжный Internet-магазин
      De Facto - книжный Internet-магазин. Продажа книг. Быстрый поиск и подробный тор. Доставка товара курьером, по почте
      ... на понимание концептуально-методологических проблем преподавания и изучения истории , освоение конкретных методик проведения различных видов и форм...
      500 проблемных задач; около 270 единиц средств наглядности; около 30 опорных конспектов

      http://www.defacto.ru/binfo.asp?cod=109491&up=1&rp=34 - 11К - строгое соответствие
      6 док.
    2. Выпускные работы слушателей РРЦИО

      Использование опорных конспектов на уроках истории

      http://www.rcio.rsu.ru/webp/works/works.htm - 47К - 09.10.2002 - строгое соответствие
    3. Методика применения мультимедийного курса истории
      Опорные конспекты более удобны для быстрой активизации ранее полученных знаний непосредственно накануне экзамена.
      ... страдающие от недостатка аудиовизуальных материалов к уроку) - иллюстрированные опорные конспекты более удобны для быстрого извлечения из учебника...

      http://www.tretyakov.ru/russian/events/eva/eva99/d10/dr10-07.htm - 42К - 22.01.2003 - строгое соответствие
    4. co@libri в Калининграде
      ... на понимание концептуально-методологических проблем преподавания и изучения истории , освоение конкретных методик проведения различных видов и форм...
      500 проблемных задач; около 270 единиц средств наглядности; около 30 опорных конспектов ; синхроническая таблица; материалы компьютерной программы и др...

      http://books.koenig.ru/binfo.asp?cod=109491&up=1 - 11К - строгое соответствие

    Идея кодирования знаний. Поиски новых методов обучения в последнее время называют инновациями, а их авторов - учителя­ми-новаторами. Творчески работающие учителя предлагают свои методики и системы обучения истории. Их уроки отражают индивидуальные особенности и возможности учителя и во многом зависят от самой личности. Подготовка и про ведение таких уро­ков требует много сил, энергии, времени.

    Поэтому, прежде чем браться за работу по-новому, следует взвесить свои силы и возможности, изучить опыт работы в конк­ретной системе обучения. Изменение этапов урока, последователь­ности звеньев обучения, форм работы может не дать того резуль­тата, который получают учителя-новаторы. В данной работе приводятся лишь фрагменты работы твор­ческих учителей, обобщение их опыта, и, прежде всего с опорными конспектами кодирования знаний.

    Идея кодирования знаний возникла еще в 60-е гг. в зарубеж­ной школе и нашла отражение в школьных учебниках. В конце разделов учебников по естественно-математическим дисциплинам были помещены схемы, отражавшие содержание изученного ма­териала. Затем схемы такого же характера появились в методи­ческих пособиях по истории. Содержание учебных тем в них от­ражалось в форме зрительных образов и условных символов. В учебниках в конце разделов помещается «вид классной доски» со схемами, чертежами и записями, которые при объяснении должен воссоздать учитель. Так постепенно развивается идея обучения на основе компактных опорных сигналов.

    Богатые ассоциации вызывают у учеников условные изобра­жения - символы исторических событий и явлений. Символ ­это внешнее явление, которое условно, через посредство заклю­ченного в нем наглядного образа, вызывает в нас мысль об опре­деленном, часто весьма значительном и отвлеченном содержании». Исторические явления, изображенные в схематиче­ских пособиях в виде условных знаков, символов, служат ученику опорой в его мыслительной деятельности. Знаки как бы фиксиру­ют мысленные образы. Как показывают исследования, наблюде­ния предмета, явления оставляют в памяти учеников в среднем 90% воспринятого.

    Как известно, хорошо продуманная графическая’ схема дает возможность разбить сложный вопрос на несколько детальных пунктов, изобразить их в условной форме, с тем, чтобы сконцент­рировать внимание слушателей на существе проблемы, помочь охватить все выделенные моменты в целости. Значительно помо­гает ученикам зрительная опора в усвоении базовых знаний. Глав­ные факты в виде опорных сигналов скомпонованы в блоки, в них выделено самое главное. Такой опорный конспект представляет собой условно-графические знаковые изображения учебного материала, позволяющего обращать внимание на логику его изложе­ния, на главные факты и легко запоминать их.


    Ефимова Полина Владимировна

    Современная школа страдает от насыщенности учебных программ: один предмет сменяется другим в течение дня, на изучение некоторых из них отведен всего один час в неделю, хотя уровень сложности изучаемого материала достаточно высок. Форсированное прохождение материала (чаще всего традиционными методами) препятствует усвоению, главным здесь выступает прохождение программы. Такая ситуация особенно актуальна для изучения общественных дисциплин, в том числе и истории особенно в старшей школе, где необходимо изучить и усвоить большие объемы учебного материала.

    "В настоящее время школьное историческое преподавание страдает раздробленностью материала и событий. Нередко изученное на уроке ученик забывает ещё до того, как узнает, к каким результатам приведёт причинно - следственная связь". Так появилась идея изучать исторический материал блоками, которые включали бы целые темы.

    "Идея кодирования знаний возникла в 60-е годы в зарубежной школе и нашла отражение в школьных учебниках. В конце разделов учебников по естественно-математическим дисциплинам были помещены схемы, отражавшие содержание изученного материала. Вслед за этим такие же схемы начали появляться в методических пособиях по истории. Содержание учебных тем в них отражалось в форме зрительных образов и условных символов в виде классной доски со схемами, чертежами и записями, которые учитель должен был воссоздавать при объяснении". Так постепенно развивалась идея обучения на основе компактных опорных сигналов.

    Обозначения-символы всегда были необходимы для передачи опыта, учения.

    Использование специальных значков в точных науках считалось делом обычным, но когда математик В.Ф. Шаталов, предложив свои опорные сигналы, попытался распространить сферу их применения на другие школьные дисциплины, реакция последовала весьма неоднозначная. И дело не только в том, что работе с ними он придал качественно новое содержание. Предложенный им способ работы с опорными конспектами был представлен (вольно или невольно) как чрезвычайно эффективный и универсальный. Обязательный набор операций в строгой последовательности становился главным условием успеха. Перечень необходимых действий был прост и понятен, и свои силы захотелось попробовать многим.

    Как-то быстро уверовали едва ли не в магическую силу алгоритма. Ведь благодаря ему могли исчезнуть презираемые всеми тройки (не говоря уж о двойках)! Однако довольно скоро стало ясно, что те результаты, которые были заявлены, в реальной практике преподавания достигаются отнюдь не всеми.

    "Если для учителя математики естественно алгоритмизировать работу, что соответствует внутренней логике его предмета (последовательность математических действий равна последовательности рабочих приемов), то распространение такого подхода на гуманитарные дисциплины было принципиальной ошибкой". Отметим, что эта ошибка, отчасти, осознавалась уже тогда. Были предложены так называемые уроки открытых мыслей, но они стояли особняком, за границами очерченной схемы. Кроме того, не учитывались особенности учебных предметов. Опорные конспекты по физике мало, чем отличались от опорных конспектов по истории, соответственно и работа с ними строилась примерно одинаково. И действительно, в первоначальном виде система опорных конспектов имела огромное количество слабых мест. Школьные предметы весьма условно делятся на две группы - технические и гуманитарные.

    Для первой главное - знание правил, для второй - фактов. "Конструкция "шаталовских" конспектов, изначально ориентирована на усвоение правил. Их главная задача - направить мысли, задать им определенную последовательность. Отсюда - строить преподавание истории на использовании одних только опорных конспектов нельзя. Знание истории означает, кроме всего прочего, некоторую эмоциональность и усвоение множества фактов".

    С точки зрения учителя истории, это наиболее уязвимая точка предложенных тогда конструкций. Отказаться от использования опорного сигнала? Нет!

    Становилось ясно, несмотря на жесткую, порой весьма убедительную критику, что опорный конспект - это прорыв в изучении истории. Учитель может передавать информацию, используя не только слова, но и обозначения в большей степени, чем того допускает общепринятая практика преподавания. С тех пор уже утекло много воды. Опорный конспект стал настолько хорошо забытым старым, что пришла пора о нем не просто вспомнить, но и дать ему второе дыхание. Не стоит только повторять ошибок прошлого. Надо исключить саму возможность заявлений о самодостаточности опоры в учебном процессе (всегда целостного и многоаспектного), а любые предлагаемые схемы работы с ним рассматривать как один из многих возможных вариантов.

    Система опорных конспектов для нас интересна тем, что: позволяет удачно сочетать новые подходы к обучению и устоявшиеся методические рецепты традиционной системы. Неотъемлемой частью данной системы является рефлексия, как один из компонентов учебной деятельности школьников, что реально повышает уровень понимания и осмысления изучаемого материала.

    Опорные конспекты позволяют варьировать темпы прохождения материала и его структуру, в соответствии с индивидуальными особенностями усвоения исторических знаний. Системность в подборе приемов и методов создает комплекс взаимозависимых дидактических условий, содействующих быстрому продвижению в развитии учащихся при изучении истории". Как показывает опыт, применение данной методики приводит к росту компетентности и учителей, и учащихся.

    Наиболее существенными элементами системы опорных конспектов можно обозначить:

    • 1. Блочное модульное построение учебного материала;
    • 2. Мотивация учебной деятельности на основе целеполагания;
    • 3. Преобладание самостоятельной, творческой деятельности на уроках под руководством учителя по усвоению знаний и умений;
    • 4. Организация самоконтроля и внешнего контроля формирования учебной деятельности, усвоения учебного материала на основе рефлексии ученика и учителя.

    "Система опорных конспектов, по сравнению с традиционной формой обучения, применяющейся в школе, имеет ряд преимуществ:

    Гибкость (подвижность элементов структуры проблемного модуля, возможность дифференцирования и индивидуализации, интеграции содержания обучения; технологическая динамичность и взаимозаменяемость приемов и методов обучения, системы контроля и оценивания достижений учащихся; возможность прогнозирования учебной деятельности с учетом особенностей учебного материала и специфики конкретного коллектива учащихся);

    Концептуальная и организационная простота для учащихся и учителя истории, которая позволяет достигать реальных результатов в решении заданий учителя, переносе оперативных знаний, формировании компетентности;

    Систематическая (от занятия к занятию, от темы к теме) самостоятельная деятельность учащихся при обучении истории, дифференцированная в парах, группах, индивидуально. Специально разработанные вопросы и задания проблемного, развивающего, логического характера развивают у учащихся потребность в систематической подготовке домашнего задания, изучения дополнительной литературы, что в конечном итоге формирует у них такие нравственные качества как ответственность, целеустремленность. Итогом этой целенаправленной работы является общее развитие школьников. Следует отметить, что при традиционной системе обучения, в частности на комбинированном уроке, элементы самостоятельной работы в различных видах ее организации применяется эпизодически".

    Методисты, учителя-практики, исследующие возможности применения системы опорных конспектов непосредственно на уроках истории, отмечают ряд ее преимуществ по сравнению с другими методическими моделями, а именно:

    "согласованность цели, времени исполнения работы и количества вложенного труда в результат для предупреждения перегрузки учащихся. Формирование учебной деятельности учащихся, основывающейся на развитии комплекса общеучебных интеллектуальных умений (наблюдения, слушания, осмысленного чтения, классификации, обобщения, самоконтроля). Диагностичность целей и задач развития школьников".

    "Если материал всей темы просто предлагается на нескольких уроках через рассказ, лекцию, беседу, то это в большинстве случаев запутывает ученика, в его голове образуется "каша" из множества мелких подтем. Но те же события и факты, выстроенные в единую зрительную цепочку, ясно понимаемую учеником, и к тому же с выделенными узловыми подвопросами и подтемами, приводят к получению нового качественного результата".

    Цельный взгляд на историческое событие, единая цепочка "причина, событие, последствия", выделение узловых проблем и событий - вот главная суть опорных конспектов на уроках истории. Применение опорных конспектов предполагает и решение ещё одной немаловажной задачи - существенное сокращение учебного материала в связи с переходом к обязательному девятилетнему образованию, появляется время для изучения дополнительных материалов, возможность включать в процесс обучения уроки-портреты, исторические путешествия, творческие задания.

    Применение опорных конспектов на уроках истории, что немаловажно, приводит к изменению системы проверки знаний. Теперь это не просто проверка знания параграфа или пункта темы, а контроль за знанием целых тем, событий, причинно-следственных связей.

    Блок-тема зашифрована в систему знаков-опор. Это символы, слова, даты, стрелки перехода или превращения, знака противостояния или союза. При этом большинство этих знаков унифицировано.

    Они позволяют выявить и зафиксировать общие причины и тенденции исторического процесса. Знаки опорного конспекта сгруппированы в отдельные мини-блоки, в среднем каждый опорный конспект состоит из восьми (десяти) таких, помеченных номерами мини-блоков. Завершает цепочку знаков вывод по теме или оценка последствий событий.

    "Учащиеся достаточно быстро и легко усваивают то, что конкретно стоит за тем или иным элементом опорного конспекта. Незакомплексованное живое воображение ученика позволяет ему ощущать за абстрактными знаками исторические картины прошлого. Ученики достаточно легко и цельно запоминают материал объёмной темы, которая подчас включает в себя несколько параграфов учебника. Особо необходимо выделить значение опорных конспектов для слабых учащихся. Запомнить отдельные факты, события, даты для них бывает очень сложно. Такие ученики часто теряются, замыкаются в себе и в конечном итоге теряют всякий интерес к предмету. Опорный конспект в таком случае действительно становится опорой для такого ученика. Он позволяет без помощи учителя вспомнить и воспроизвести материал не только отдельного элемента, но и всей темы в целом. Постепенно пропадает скованность, появляется интерес к получению знаний". По мере работы с опорными конспектами учащиеся выходят на новый уровень: они начинают самостоятельно составлять опорные конспекты и предлагать оригинальные значки и символы для отдельных подтем. Естественно, такая работа невозможна без вдумчивого изучения учебного материала, без умения выделять главное в тексте или рассказе учителя. В старших классах данный приём позволяет сжато записать любую лекцию.

    • #1

      Спасибо большое за тетради, их невозможно купить в магазинах

    • #2
    • #3

      невозможно скачать тетрадь-экзаменатор

    • #4

      Учитель (Sunday, 27 December 2015 16:19 )

      Здравствуйте! Елена Геннадьевна, приглашаем Вас на портал для учителей - uchitelya.com

    • #5

      Спасибо Вам огромное за материалы!! Атлас по истории нас очень своевременно спас!!

    • #6

      Добрый день,
      Меня зовут Анна. Я работаю в издательстве.
      В данный момент курирую серию книг - Наглядный школьный курс: удобно и понятно.
      По сути это книги для подготовки к сдаче ЕГЭ. В которых кратко, понятно, схемами, таблицами, графиками описан курс предмета.
      В серии есть книга по обществознанию - ищу автора, который сможет кратко и понятно описать все важные аспекты.

      Если проект Вас заинтересует, буду рада сотрудничеству.

      Буду благодарна за ответ при любом решении. Ответ присылайте, пожалуйста на почту [email protected]
      Написала здесь, так как не нашла других средств связи

    • #7

      Добрый день, спасибо за портал, поправьте пожалуйста ссылку на скачивание электронного приложения к учебнику истории 7 класс, заранее спасибо

    • #8

      Высшая школа делового администрирования (Thursday, 09 March 2017 08:18 )

      Уважаемая Елена Геннадьевна!
      Наши эксперты провели предварительную оценку Вашего персонального сайта педагога.
      Для нас большая честь пригласить Вас принять участие во Всероссийском конкурсе "Лучший сайт педагога"

      Регламент https://s-ba.ru/page/1069928
      Каталог сайтов педагогов участвующих в конкурсе https://s-ba.ru/page/1074571

      Прием заявок: с 15 февраля по 15 апреля 2017 года включительно.
      Дата окончания конкурса (подведение итогов) - 17 апреля 2017 года.

      С уважением,
      Высшая школа делового администрирования
      [email protected]

    • #9

      Анна Савицкая (Thursday, 14 December 2017 12:48 )

    • #10

      Большое спасибо за полезную и интересную информацию. Дальнейших творческих успехов

    • #11

      Елена Геннадьевна, добрый вечер! На Вас одна надежда... Подскажите, пожалуйста, как скачать тетрадь тренажер?

    • #12

      Спасибо Вам большое за лекции.Дальнейших творческих успехов.

    • #13

      Хочу скачать тетрадь тренажёр

    • #14

      хочу скачать

    • #15

      хочу скачать весь умк по истории 7кл

    Портфолио учителя - это способ фиксирования, накопления материалов, демонстрирующих уровень профессионализма учителя и умение решать задачи своей профессиональной деятельности. Портфолио учителя показывает уровень подготовленности педагога и уровень активности в учебных и внеучебных видах деятельности.

    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «nikanovgorod.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «nikanovgorod.ru»