Изменение условий развития народов евразии конспект урока. Презентация на тему "крушение империй древнего мира". IV Жили ли они

Подписаться
Вступай в сообщество «nikanovgorod.ru»!
ВКонтакте:

2 слайд

ВОПРОСЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ. НАСТУПЛЕНИЕ ВАРВАРОВ В ЕВРАЗИИ. ЗАКАТ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ. ПРИЧИНЫ УПАДКА РИМА

3 слайд

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ. ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ, ВАРВАРЫ, ГУННЫ, ХРИСТИАНСТВО, СОЛДАТСКИЕ ИМПЕРАТОРЫ, КОЛОНЫ, ГОТЫ, ВАНДАЛЫ, ЗАПАДНАЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ, ВОСТОЧНАЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ,

4 слайд

5 слайд

НАРОДЫ ЕВРОПЫ В 1 -2 веках --ОБЩАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ МИРА СОСТАВЛЯЛА 250 МИЛЛ. ЧЕЛОВЕК. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ В ЕВРАЗИИ. В РИМСКОЙ ИМПЕРИИ ОКОЛО 50 МИЛЛ. ЧЕЛОВЕК, СТОЛЬКО ЖЕ В КИТАЕ, В ИНДИИ – 40 МИЛЛ. НЕСКОЛЬКО МИЛЛИОНОВ В АМЕРИКЕ, АФРИКЕ И ЮГО –ВОСТОЧНОЙ АЗИИ НА СЕВЕРНЫХ ГРАНИЦАХ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ ПО РЕЙНУ И ДУНАЮ ЖИЛИ КЕЛЬТСКИЕ И ГЕРМАНСКИЕ ПЛЕМЕНА, ВОСТОЧНЕЕ СЛАВЯНЕ И ФИННО –УГОРЫ. МЕЖДУ ДУНАЕМ И ДНЕПРОМ ПЛЕМЕНА ГОТОВ. ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ ТОЛЬКО 5 МИЛЛ. ГЕРМАНЦЫ ОКАЗЫВАЛИ УПОРНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ РИМСКИМ ЛЕГИОНАМ, КОТОРЫЕ ПРОЗВАЛИ ИХ ВАРВАРАМИ (НЕ ПОНИМАЮЩИМИ ЛАТЫНЬ) ПЛЕМЕНА ЕВРОПЫ БЫЛИ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦАМИ ВЕДУЩИМИ НАТУРАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО. ВЛАСТЬ БЫЛА В РУКАХ РОДОПЛЕМЕННОЙ ЗНАТИ И ВОЕННЫХ ВОЖДЕЙ *КОНУНГОВ» ВЛАСТЬ ИХ СТАНОВИЛАСЬ НАСЛЕДСТВЕННОЙ.

6 слайд

КОЧЕВЫЕ ПЛЕМЕНА АЗИИ И КИТАЯ. ЕВРАЗИЯ (ОТ ДУНАЯ ДО ХУАНХЕ) ТИП ХОЗЯЙСТВА ЖИВУЩИХ ПЛЕМЕН ОПРЕДЕЛЯЛСЯ ПРИРОДНЫМИ УСЛОВИЯМИ. В СТЕПЯХ БЫЛО КОЧЕВОЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЕ. НЕПРОСТЫЕ БЫЛИ ОТНОШЕНИЯ КОЧЕВНИКОВ С ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИМИ ПЛЕМЕНАМИ. В ОТВЕТ НА НАБЕГИ ДРЕВНИЕ ИМПЕРИИ УСТРАИВАЛИ ЭКСПЕДИЦИИ, НО БУЗУСПЕШНО. КОЧЕВНИКИ ИМЕЛИ ПОСТОЯННЫЕ ПОСЕЛЕНИЯ, ПРИНУЖДАЛИ ПЛЕННЫХ, ВЫРАЩИВАТЬ ПРОСО. ОСНОВНЫМ БОГАТСТВОМ ВЫСТУПАЛИ СКОТ И РАБЫ. ЗНАЧИТЕЛЬНЫМ БЫЛО ИМУЩЕСТВЕННОЕ РАССЛОЕНИЕ. САМЫМ КРУПНЫМ КОЧЕВЫМ ОБЬЕДИНЕНИЕМ В НАЧАЛЕ НОВОЙ ЭРЫ БЫЛИ ГУННЫ. СОЮЗ ГУННОВ ИЗ 24 ПЛЕМЕН. ПРЕДСТАВЛЯЛИ СЕРЬЕЗНУЮ УГРОЗУ ДЛЯ КИТАЯ. НАСЕЛЕНИЕ КИТАЯ ПЛАТИЛО ИМ ДАНЬ. В 1 ВЕКЕ ИМПЕРИЯ ХАНЬ СОЗДАЛА КОННИЦУ И НАНЕСЛА ГУННАМ ПОРАЖЕНИЕ. ЧАСТЬ ИХ ПРИЗНАЛА ВЛАСТЬ ИМПЕРИИ. А ДРУГИЕ УШЛИ НА ЗАПАД.

7 слайд

НАЧАЛО ВЕЛИКОГО ПЕРЕСЕЛЕНИЯ НАРОДОВ ВО 2 ВЕКЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА, ПРОИЗОШЛО ПОХОЛОДАНИЕ, ДОСТИГШЕЕ МАКСИМУМА К 5 ВЕКУ. ЭТО ОТРАЗИЛОСЬ НА ВСЕЙ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ. В РЕЗУЛЬТАТЕ ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА НАЧАЛОСЬ НАСТУПЛЕНИЕ ПУСТЫНЬ, А НА СЕВЕРЕ БОЛОТ. ВОЗОБНОВИЛИСЬ НАПАДЕНИЯ ГУННОВ НА ИМПЕРИЮ ХАНЬ. В САМОМ ЖЕ КИТАЕ СОКРАЩЕНИЕ ПОСЕВНЫХ ПЛОЩАДЕЙ ВЫЗВАЛО ГОЛОД. НАСЕЛЕНИЕ СОКРАТИЛОСЬ С 50 МИЛЛ. ДО 7, 5 МИЛ. НАЧАВШАЯСЯ БОРЬБА ЗА ВЛАСТЬ И ВОССТАНИЯ КРЕСТЬЯН ПРИВЕЛИ К РАСПАДУ ИМПЕРИИ. ПОД УДАРАМИ КОЧЕВНИКОВ ПРИШЛИ В УПАДОК ГОСУДАРСТВА СРЕДНЕЙ АЗИИ.РАСПАЛОСЬ ПАРФЯНСКОЕ ЦАРСТВО.НАИМЕНЕЕ ЗАТРОНУТОЙ НАБЕГАМИ И ИЗМЕНЕНИЯМИ КЛИМАТА БЫЛА ИНДИЯ.

8 слайд

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ХРИСТИАНСТВО. ХРИСТИАНСТВО ЗАРОДИЛОСЬ В ИУДЕЕ – ПРОВИНЦИИ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ. ИУДЕИ НЕ ПРИНЯЛИ УЧЕНИЕ ХРИСТА, КОТОРОГО СЧИТАЛИ МЕССИЕЙ (СПАСИТЕЛЕМ). ОН УТВЕРЖДАЛ, ЧТО ЛЮДИ ВСЕХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ, БЕДНЫЕ, БОГАТЫЕ РАВНЫ ПЕРЕД БОГОМ, ПРИЗЫВАЛ ПРОЯВЛЯТЬ МИЛОСТЬ К ВРАГАМ, ПРОЩАТЬ ИХ. ПО НАСТОЯНИЮ ПЕРВОСВЯЩЕННИКОВ ИУДЕЙСКОЙ ЦЕРКВИ ОН БЫЛ РАСПЯТ НА КРЕСТЕ УЧЕНИКИ ПЕРЕНЕСЛИ ЕГО ТЕЛО В ПЕЩЕРУ. СОГЛАСНО НОВОМУ ЗАВЕТУ, НА ТРЕТИЙ ДЕНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ ОН ВОСКРЕС И ОСТАВИЛ СВОИ ЗАВЕТЫ УЧЕНИКАМ. СМЕРТЬ ЕГО КАК ЖЕРТВА ЗА ГРЕХИ ЛЮДЕЙ. СОГЛАСНО ХРИСТАНСТУ ТОЛЬКО СМИРЕНИЕ ОТКРЫВАЕТ ПУТЬ В ЦАРСТВО БОЖЬЕ. В 1 – 2 ВЕКАХ ХРИСТИАНСТВО ПОЛУЧАЕТ ШИРОКОЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ В РИМСКОЙ ИМПЕРИИ СРЕДИ БЕДНЕЙШЕГО НАСЕЛЕНИЯ И РАБОВ.

9 слайд

ЗАКАТ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ. ЗОЛОТОЙ ВЕК РИМА. КРИЗИС РИМСКОЙ ИМПЕРИИ. ХРИСТИАНСТВО В РИМСКОЙ ИМПЕРИИ. ПАДЕНИЕ ЗАПАДНОЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ.

10 слайд

ЗОЛОТОЙ ВЕК РИМА ПОТРЯСЕНИЯ, КОТОРЫЕ ОХВАТИЛИ АЗИЮ, НЕ ОБОШЛИ И РИМСКУЮ ИМПЕРИЮ, НО В НАЧАЛЕ 2 ВЕКА ОНА ДОСТИГЛА СВОЕГО МОГУЩЕСТВА. ОГРОМНОЕ РАЗВИТИЕ ПОЛУЧИЛА РИМСКАЯ КУЛЬТУРА. ВЕРГИЛИЙ, ГОРАЦИЙ, ЮВЕНАЛ, ЛУКИАН - ЭТИ ИМЕНА НАВСЕГДА ВОШЛИ В ИСТОРИЮ. ПОЛУЧИЛА РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФИЯ СТОИЦИЗМА: СЕНЕКА, ЭПИКТЕТ, МАРК АВРЕЛИЙ.

11 слайд

КРИЗИС РИМСКОЙ ИМПЕРИИ КРИЗИС ИМПЕРИИ К КОНЦУ 2 – ГО ВЕКА ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА УДАРИЛИ И ПО РИМСКОЙ ИМПЕРИИ. ПУСТЫНИ ПОДРЫВАЛИ ХОЗЯЙСТВА СЕВЕРНОЙ АФРИКИ, ПОХОЛОДАНИЯ УДАРИЛИ ПО ИТАЛИИ И ГАЛЛИИ, ИСПАНИИ. ЧУМА, ВОССТАНИЯ РАБОВ И КРЕСТЬЯН, ЗАТРУДНЕНИЯ С НАЛОГАМИ ПРИВЕЛО К ГРАЖДАНСКИМ ВОЙНАМ. У ВЛАСТИ МЕНЯЛИСЬ СОЛДАТСКИЕ ИМПЕРАТОРЫ. В ЭТИХ УСЛОВИЯХ ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦЫ ИМПЕРАТОРЫ СТАЛИ НАДЕЛЯТЬ ЗЕМЛЕЙ ВЕТЕРАНОВ – ЛЕГИОНЕРОВ, ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦЫ НАДЕЛЯТЬ РАБОВ СВОБОДНЫХ ЗЕМЛЕЙ РАБЫ И КОЛОННЫ НЕ ПЛАТИЛИ НАЛОГОВ, ВСЕ РАСЧЕТЫ БРАЛ НА СЕБЯ ВЛАДЕЛЕЦ ЗЕМЛИ. ВМЕСТО ТОРГОВЛИ НАТУРАЛЬНЫЙ ОБМЕН. ОСНОВОЙ ХОЗЯЙСТВА СТАНОВЯТСЯ ОГРОМНЫЕ ИМЕНИЯ, ПРИКОТОРЫХ ВОЗНИКАЮТ ЦЕНТРЫ РЕМЕСЕЛ ЭТИ ИЗМЕНЕНИЯ ПРИВЕЛИ К ПОЛИТИЧЕСКОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ. КОЛОННЫ СТАЛИ ОСНОВНЫМ ИСТОЧНИКОМ СОЛДАТ ДЛЯ АРМИИ. ПРИ ДИОКЛЕТИАНЕ (284 – 305) ВЛАСТЬ ИМПЕРИИ БЫЛА ВОССТАНОВЛЕНА. ВСЕ НАСЕЛЕНИЕ ПОЛУЧИЛИ ПРАВА ГРАЖДАН.ИМПЕРИЯ НА ЧЕТЫРЕ ЧАСТИ: ГАЛЛИЯ, ИТАЛИЯ, ИЛЛИРИЯ И ВОСТОК. ДИОКЛЕТИАН ВЗЯЛ СЕБЕ УПРАВЛЕНИЕ ВОСТОКОМ, А ЕГО ПРЕЕМНИК КОНСТАНТИН ВИЗАНТИЙ

КРУШЕНИЕ ИМПЕРИЙ ДРЕВНЕГО МИРА ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ 10 КЛАСС. БАЗОВЫЙ КУРС. СМИРНОВ ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ.








НАРОДЫ ЕВРОПЫ В 1 -2 веках --ОБЩАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ МИРА СОСТАВЛЯЛА 250 МИЛЛ. ЧЕЛОВЕК. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ В ЕВРАЗИИ. В РИМСКОЙ ИМПЕРИИ ОКОЛО 50 МИЛЛ. ЧЕЛОВЕК, СТОЛЬКО ЖЕ В КИТАЕ, В ИНДИИ – 40 МИЛЛ. НЕСКОЛЬКО МИЛЛИОНОВ В АМЕРИКЕ, АФРИКЕ И ЮГО –ВОСТОЧНОЙ АЗИИ НА СЕВЕРНЫХ ГРАНИЦАХ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ ПО РЕЙНУ И ДУНАЮ ЖИЛИ КЕЛЬТСКИЕ И ГЕРМАНСКИЕ ПЛЕМЕНА, ВОСТОЧНЕЕ СЛАВЯНЕ И ФИННО – УГОРЫ. МЕЖДУ ДУНАЕМ И ДНЕПРОМ ПЛЕМЕНА ГОТОВ. ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ ТОЛЬКО 5 МИЛЛ. ГЕРМАНЦЫ ОКАЗЫВАЛИ УПОРНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ РИМСКИМ ЛЕГИОНАМ, КОТОРЫЕ ПРОЗВАЛИ ИХ ВАРВАРАМИ (НЕ ПОНИМАЮЩИМИ ЛАТЫНЬ) ПЛЕМЕНА ЕВРОПЫ БЫЛИ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦАМИ ВЕДУЩИМИ НАТУРАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО. ВЛАСТЬ БЫЛА В РУКАХ РОДОПЛЕМЕННОЙ ЗНАТИ И ВОЕННЫХ ВОЖДЕЙ *КОНУНГОВ» ВЛАСТЬ ИХ СТАНОВИЛАСЬ НАСЛЕДСТВЕННОЙ. ТАКИМ ОБРАЗОМ, ХОТЯ ГОСУДАРСТВО ЕЩЕ НЕ БЫЛО, НОПРОИСХОДИЛ РАСПАД РОДОПЛЕМЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ.


КОЧЕВЫЕ ПЛЕМЕНА АЗИИ И КИТАЯ. ЕВРАЗИЯ (ОТ ДУНАЯ ДО ХУАНХЕ) ТИП ХОЗЯЙСТВА ЖИВУЩИХ ПЛЕМЕН ОПРЕДЕЛЯЛСЯ ПРИРОДНЫМИ УСЛОВИЯМИ. В СТЕПЯХ БЫЛО КОЧЕВОЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЕ. НЕПРОСТЫЕ БЫЛИ ОТНОШЕНИЯ КОЧЕВНИКОВ С ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИМИ ПЛЕМЕНАМИ. В ОТВЕТ НА НАБЕГИ ДРЕВНИЕ ИМПЕРИИ УСТРАИВАЛИ ЭКСПЕДИЦИИ, НО БУЗУСПЕШНО. КОЧЕВНИКИ ИМЕЛИ ПОСТОЯННЫЕ ПОСЕЛЕНИЯ, ПРИНУЖДАЛИ ПЛЕННЫХ, ВЫРАЩИВАТЬ ПРОСО. ОСНОВНЫМ БОГАТСТВОМ ВЫСТУПАЛИ СКОТ И РАБЫ. ЗНАЧИТЕЛЬНЫМ БЫЛО ИМУЩЕСТВЕННОЕ РАССЛОЕНИЕ. САМЫМ КРУПНЫМ КОЧЕВЫМ ОБЬЕДИНЕНИЕМ В НАЧАЛЕ НОВОЙ ЭРЫ БЫЛИ ГУННЫ. СОЮЗ ГУННОВ ИЗ 24 ПЛЕМЕН. ПРЕДСТАВЛЯЛИ СЕРЬЕЗНУЮ УГРОЗУ ДЛЯ КИТАЯ. НАСЕЛЕНИЕ КИТАЯ ПЛАТИЛО ИМ ДАНЬ. В 1 ВЕКЕ ИМПЕРИЯ ХАНЬ СОЗДАЛА КОННИЦУ И НАНЕСЛА ГУННАМ ПОРАЖЕНИЕ. ЧАСТЬ ИХ ПРИЗНАЛА ВЛАСТЬ ИМПЕРИИ. А ДРУГИЕ УШЛИ НА ЗАПАД.


НАЧАЛО ВЕЛИКОГО ПЕРЕСЕЛЕНИЯ НАРОДОВ ВО 2 ВЕКЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА, ПРОИЗОШЛО ПОХОЛОДАНИЕ, ДОСТИГШЕЕ МАКСИМУМА К 5 ВЕКУ. ЭТО ОТРАЗИЛОСЬ НА ВСЕЙ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ. В РЕЗУЛЬТАТЕ ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА НАЧАЛОСЬ НАСТУПЛЕНИЕ ПУСТЫНЬ, А НА СЕВЕРЕ БОЛОТ. ВОЗОБНОВИЛИСЬ НАПАДЕНИЯ ГУННОВ НА ИМПЕРИЮ ХАНЬ. В САМОМ ЖЕ КИТАЕ СОКРАЩЕНИЕ ПОСЕВНЫХ ПЛОЩАДЕЙ ВЫЗВАЛО ГОЛОД. НАСЕЛЕНИЕ СОКРАТИЛОСЬ С 50 МИЛЛ. ДО 7, 5 МИЛ. НАЧАВШАЯСЯ БОРЬБА ЗА ВЛАСТЬ И ВОССТАНИЯ КРЕСТЬЯН ПРИВЕЛИ К РАСПАДУ ИМПЕРИИ. ПОД УДАРАМИ КОЧЕВНИКОВ ПРИШЛИ В УПАДОК ГОСУДАРСТВА СРЕДНЕЙ АЗИИ.РАСПАЛОСЬ ПАРФЯНСКОЕ ЦАРСТВО.НАИМЕНЕЕ ЗАТРОНУТОЙ НАБЕГАМИ И ИЗМЕНЕНИЯМИ КЛИМАТА БЫЛА ИНДИЯ.


ВОЗНИКНОВЕНИЕ ХРИСТИАНСТВО. ХРИСТАНСТВО ХРИСТИАНСТВО ЗАРОДИЛОСЬ В ИУДЕЕ – ПРОВИНЦИИ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ. ИУДЕИ НЕ ПРИНЯЛИ УЧЕНИЕ ХРИСТА, КОТОРОГО СЧИТАЛИ МЕССИЕЙ (СПАСИТЕЛЕМ). ОН УТВЕРЖДАЛ, ЧТО ЛЮДИ ВСЕХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ, БЕДНЫЕ, БОГАТЫЕ РАВНЫ ПЕРЕД БОГОМ, ПРИЗЫВАЛ ПРОЯВЛЯТЬ МИЛОСТЬ К ВРАГАМ, ПРОЩАТЬ ИХ. ПО НАСТОЯНИЮ ПЕРВОСВЯЩЕННИКОВ ИУДЕЙСКОЙ ЦЕРКВИ ОН БЫЛ РАСПЯТ НА КРЕСТЕ УЧЕНИКИ ПЕРЕНЕСЛИ ЕГО ТЕЛО В ПЕЩЕРУ. СОГЛАСНО НОВОМУ ЗАВЕТУ, НА ТРЕТИЙ ДЕНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ ОН ВОСКРЕС И ОСТАВИЛ СВОИ ЗАВЕТЫ УЧЕНИКАМ. СМЕРТЬ ЕГО КАК ЖЕРТВА ЗА ГРЕХИ ЛЮДЕЙ. СОГЛАСНО ХРИСТАНСТУ ТОЛЬКО СМИРЕНИЕ ОТКРЫВАЕТ ПУТЬ В ЦАРСТВО БОЖЬЕ. В 1 – 2 ВЕКАХ ХРИСТИАНСТВО ПОЛУЧАЕТ ШИРОКОЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ В РИМСКОЙ ИМПЕРИИ СРЕДИ БЕДНЕЙШЕГО НАСЕЛЕНИЯ И РАБОВ. КТО ТО ИЗ ИСТОРИКОВ СКАЗАЛ: ХРИСТИАНСТВО ПОБЕДИЛО ПОТОМУ ЧТО ПОТЕРПЕЛ ПОРАЖЕНИЕ СПАРТАК ВЫ СОГЛАСНЫ?




ЗОЛОТОЙ ВЕК РИМА ПОТРЯСЕНИЯ, КОТОРЫЕ ОХВАТИЛИ АЗИЮ, НЕ ОБОШЛИ И РИМСКУЮ ИМПЕРИЮ, НО В НАЧАЛЕ 2 ВЕКА ОНА ДОСТИГЛА СВОЕГО МОГУЩЕСТВА. ПРИ ИМПЕРАТОРАХ ТРАЯНЕ (98 – 117) И АНДРИЯНЕ (117 – 138) ЗАЧИТЕЛЬНО РАСШИРИЛАСЬ ТЕРРИТОРИЯ ГОСУДАРСТВА. ПОЛУЧИЛИ РАЗВИТИЕ НОРМЫ РИМСКОГО ПРАВА. МЕЖДУ РАЗЛИЧНЫМИ РАЙОНАМИ ИМПЕРИИ РАЗВИВАЛИСЬ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ. БОГАТСТВА СТЕКАЮЩИЕСЯ В РИМ ПРЕВРАТИЛИ ЖИЗНЬ ПЛЕБСА В СПЛОШНОЙ ПРАЗДНИК. ОГРОМНОЕ РАЗВИТИЕ ПОЛУЧИЛА РИМСКАЯ КУЛЬТУРА. ВЕРГИЛИЙ, ГОРАЦИЙ, ЮВЕНАЛ, ЛУКИАН - ЭТИ ИМЕНА НАВСЕГДА ВОШЛИ В ИСТОРИЮ. ПОЛУЧИЛА РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФИЯ СТОИЦИЗМА: СЕНЕКА, ЭПИКТЕТ, МАРК АВРЕЛИЙ.


КРИЗИС РИМСКОЙ ИМПЕРИИ КРИЗИС ИМПЕРИИ К КОНЦУ 2 – ГО ВЕКА ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА УДАРИЛИ И ПО РИМСКОЙ ИМПЕРИИ. ПУСТЫНИ ПОДРЫВАЛИ ХОЗЯЙСТВА СЕВЕРНОЙ АФРИКИ, ПОХОЛОДАНИЯ УДАРИЛИ ПО ИТАЛИИ И ГАЛЛИИ, ИСПАНИИ. ЧУМА, ВОССТАНИЯ РАБОВ И КРЕСТЬЯН, ЗАТРУДНЕНИЯ С НАЛОГАМИ ПРИВЕЛО К ГРАЖДАНСКИМ ВОЙНАМ. У ВЛАСТИ МЕНЯЛИСЬ СОЛДАТСКИЕ ИМПЕРАТОРЫ. В ЭТИХ УСЛОВИЯХ ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦЫ ИМПЕРАТОРЫ СТАЛИ НАДЕЛЯТЬ ЗЕМЛЕЙ ВЕТЕРАНОВ – ЛЕГИОНЕРОВ, ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦЫ НАДЕЛЯТЬ РАБОВ СВОБОДНЫХ ЗЕМЛЕЙ РАБЫ И КОЛОННЫ НЕ ПЛАТИЛИ НАЛОГОВ, ВСЕ РАСЧЕТЫ БРАЛ НА СЕБЯ ВЛАДЕЛЕЦ ЗЕМЛИ. ВМЕСТО ТОРГОВЛИ НАТУРАЛЬНЫЙ ОБМЕН. ОСНОВОЙ ХОЗЯЙСТВА СТАНОВЯТСЯ ОГРОМНЫЕ ИМЕНИЯ, ПРИКОТОРЫХ ВОЗНИКАЮТ ЦЕНТРЫ РЕМЕСЕЛ ЭТИ ИЗМЕНЕНИЯ ПРИВЕЛИ К ПОЛИТИЧЕСКОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ. КОЛОННЫ СТАЛИ ОСНОВНЫМ ИСТОЧНИКОМ СОЛДАТ ДЛЯ АРМИИ. ПРИ ДИОКЛЕТИАНЕ (284 – 305) ВЛАСТЬ ИМПЕРИИ БЫЛА ВОССТАНОВЛЕНА. ВСЕ НАСЕЛЕНИЕ ПОЛУЧИЛИ ПРАВА ГРАЖДАН.ИМПЕРИЯ НА ЧЕТЫРЕ ЧАСТИ: ГАЛЛИЯ, ИТАЛИЯ, ИЛЛИРИЯ И ВОСТОК. ДИОКЛЕТИАН ВЗЯЛ СЕБЕ УПРАВЛЕНИЕ ВОСТОКОМ, А ЕГО ПРЕЕМНИК КОНСТАНТИН ВИЗАНТИЙ


ХРИСТИАНСТВО В РИМСКОЙ ИМПЕРИИ. ХРИСТИАНСТВО ХОТЯ РИМСКИЕ ВЛАСТИ И ПРОЯВИЛИ ТЕРПИМОСТЬ К РЕЛИГИЯМ ПОКОРЕННЫХ НАРОДОВ, НО ХРИСТИАНСТВО РАССМАТРИВАЛАСЬ КАК ВРАЖДЕБНАЯ РЕЛИГИЯ. ХРИСТИАН ТРАВИЛИ НА АРЕНАХ КОЛИЗЕЕВ. ПРЕСЛЕДОВАЛИ. ПРИЧИНА В ВЕРЕ ЕДИНОГО БОГА И НЕТЕРПИМОСТЬ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДРУГИМ КУЛЬТАМ. НО ПОСТЕПЕННО КОЛИЧЕСТВО ХРИСТИАН УВЕЛИЧИЛОСЬ ИЗМЕНИЛОСЬ И ОТНОШЕНИЕ К ЭТОЙ РЕЛИГИИ. ПРОПОВЕДЬ СМИРЕНИЯ И НЕНАСИЛИЯ СТАЛО РАССМАТРИВАТЬСЯ КАК СРЕДСТВО УДЕРЖАНИЯ В ПОВИНОВЕНИИ РАБОВ И КОЛОННОВ. МНОГИЕ ЗНАТНЫЕ РИМЛЯНЕ СТАНОВЯТСЯ ХРИСТИАНАМИ. В 313 ГОДУ ИМПЕРАТОР КОНСТАНТИН ПРИЗНАЕТ ХРИСТИАН ПРАВА ЦЕРКВИ УВЕЛИЧИВАЮТСЯ,ОНА ОСВОБОЖДАЕТСЯ ОТ НАЛОГОВ. К КОНЦУ ЖИЗНИ КОНСТАНТИН САМ КРЕСТИТСЯ. ПРОИСХОДИЛО СОПЕРНИЧЕСТВО РАЗНЫХ ИЕАРХОВ, НО 325 ГОДУ БЫЛ ПРИНЯТ СИМВОЛ ВЕРЫ И ЕРЕСИ БЫЛИ ОСУЖДЕНЫ. ПРИ ИМПЕРАТОРЕ ЮЛИАНЕ БЫЛА ПОПЫТКА ОСЛАБИТЬ ХРИСТИАНСТВО, НО ПРИ ФЕОДОСИИ БЫЛИ ЗАПРЕЩЕНЫ ВСЕ РЕЛИГИИ, КРОМЕ ХРИСТИАНСТВА.


ПАДЕНИЕ ЗАПАДНОЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ В 4 В. УСИЛИЛСЯ НАТИСК ПЛЕМЕННЫХ СОЮЗОВ СЕВЕРНОЙ, ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ НА ЗАПАДНУЮ РИМСКУЮ ИМПЕРИЮ ИЗМЕНЕНЕНИЯ КЛИМАТА ЗАСТАВЛЯЛИ ЦЕЛЫЕ ПЛЕМЕНА ПЕРЕСЕЛЯТЬСЯ НА ТЕРРИТОРИЮ ИМПЕРИЮ. ДРУГОЙ ПРИЧИНОЙ ВТОРЖЕНИЯ БЫЛО НАСТУПЛЕНИЕ ГУННОВ, КОТОРЫЕ ДОСТИГЛИ СЕВЕРНОГО ПРИЧЕРНОМОРЬЯ. ОН ТЕСНИЛИ ГОТОВ И САРМАТОВ. ВАРВАРАМ ПЕРЕШЕДШИМ НА СЛУЖБУ ИМПЕРИИ ПОРУЧАЛОСЬ ОХРАНЯТЬ ГРАНИЦЫ. ВЕСТГОТЫ НЕ ВЫДЕРЖАЛ ПРИТЕСНЕНИЯ ВЛАСТЕЙ ВОССТАЛИ И В 378 ГОДУ РАЗГРОМИЛИ РИМЛЯН. ПОСЛЕ СМЕРТИ ФЕОДОСИЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ РАСПАЛАСЬ. В 410 ГОДУ КОРОЛЬ ВЕСТГОТОВ АЛЛАРИХ ЗАХВАТИЛ РИМ. НО САМЫЙ СИЛЬНЫЙ УДАР НАНЕСЛИ ГУННЫ(АТИЛЛА). В 476 ГОДУ БЫЛ СВЕРГНУТ ПОСЛЕДНИЙ ИМПЕРАТОР РОМУЛ АВГУСТ. 16 ЗАГЛАДИН Н.В. ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ РОССИИ И МИРА С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА 19 ВЕКА: УЧЕБНИК ДЛЯ 10 КЛАССА. – 7- ИЗД. – М. : ТИД «РУССКОЕ СЛОВО – РС», ГЛАВА 5. КАРТЫ ВЗЯТЫ НА САЙТЕ

Материалы по курсовой подготовке
учителя истории и обществознания Староаннинской СОШ Новоаннинского района

Волгоградской области

Данилиной Галины Александровны

Развёрнутый план-конспект урока в 10 классе по учебнику Загладина Н. В. , Симония Н. А. Всеобщая история с древнейших времён до конца XIX в. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – Р С»,2009.

Тема урока: «Изменение условий развития народов Евразии» (п.12).


  1. Мероприятие по внеклассной деятельности по истории.

  1. Творческий отчёт .

Тема урока : «Изменение условий развития народов Евразии».

Цели урока: 1. Учащимся необходимо составить представление о том, что

II-IV века были временем перемен, связанными с Великим переселением народов.

2. Учащиеся должны охарактеризовать факторы, приведшие к Великому переселению народов, общественный уклад «варваров», выделить особенности ведения хозяйства, сравнить образ жизни кочевых и оседлых племён; раскрыть суть христианства и указать причины его популярности среди неимущих слоёв.

3.Учащиеся работают с картой, учебным текстом, сообщением. (сообщение о возникновении христианства даётся заранее ущемуся).

Оборудование: Учебник, карта «Великое переселение народов».

Памятка « Алгоритм раскрытия развития племён».

Домашнее задание: параграф 12, вопросы, карта, записи.

Тип урока: изучение нового материала.

План- конспект урока.


  1. Сравнительная характеристика образа жизни оседлых и кочевых племён.

  2. Великое переселение народов и его последствия.

  3. История возникновения христианства и его сущность.

  1. Учитель называет задачи, стоящие перед учениками на данном уроке.
Изучение первого вопроса «Народы Европы в начале новой эры» построено на работе с текстом по памятке. Учащиеся характеризуют общественный уклад и особенности хозяйственного развития германских племён («варваров») в начале нашей эры.

Алгоритм раскрытия развития племён.


  1. Влияние природных условий на экономическое развитие.

  2. Особенности ведения хозяйства.

  3. Развитие форм собственности.

  4. Образ жизни.

  5. Предпосылки формирования государственности.

Подводится итог: в начале I тысячелетия н. э. у древних германцев и других племенных союзов (в том числе славянских) складывались предпосылки для возникновения государства. Они обусловили разложение родоплеменного строя.
А какие изменения происходят в это время у кочевых народов?

Для ответа на данный вопрос учащиеся получают задание провести сравнение образа жизни кочевых и оседлых племён.

Дальше продолжается работа c алгоритмом изучения племён по второму пункту учебника «Кочевые племена Азии и Китая». Ученики делают необходимые записи в тетради, а затем устно проводят сравнительный анализ образа жизни кочевых и оседлых народов. По ходу обсуждения учителем делаются уточнения и дополнения. Ученики приходят к выводу, что и у кочевых народов как и у оседлых, происходили сходные процессы формирования государственности.


  1. Один из самых сильных кочевых народов данного периода гунны приняли активное участие в Великом переселении народов, которое началось в III- IV вв. н. э. Ставится задача: как повлияло это событие на развитие народов Европы и Азии? В ходе беседы с классом изучается второй вопрос «Начало Великого переселения народов»:

    1. Вспомните, почему такое название получил этот этап в развитии народов и государств?

    2. Какие демографические и климатические факторы привели к Великому переселению народов? После пояснения учителя об изменении климата – малого ледникового периода, голоде, эпидемиях, восстаниях в Китае (восстание «жёлтых повязок» 184-208 гг.)

    3. Назовите причины, по которым государства Средней Азии и Китай не могли противостоять нашествию гуннов?
Учащимися делается вывод о том, что под ударами кочевых племён пришли в упадок государства Средней Азии (Кушанское царство и Хорезм), распалось Парфянское царство. Кочевники начали угрожать европейским народам. Итог записывается в тетрадь.

  1. На территории Римской империи также происходит много изменений и в экономике, и в политике, и духовной жизни. В Иудейской провинции Римского государства в I веке н. э. зародилось христианское учение.
Вопрос третий «Возникновение христианства» изучается по сообщению, представленному учащимся.

Задание классу – на основании сообщения запишите основные постулаты христианского вероучения и ответьте на вопрос: какие слои населения Римской империи стали последователями новой веры и почему?

После заслушивания сообщения ученики отвечают, что поначалу христианство пользовалось особой популярностью у бедняков и рабов так как отвечало их чаяниям.

В конце урока учащиеся подводят итоги своей деятельности по изучению нового материала. Делается вывод о Великом переселении народов как времени важнейших перемен в жизни европейских и азиатских племён и государств, последствия этих изменений нашли своё отражение в расселении народов, их образе жизни, культуре.

Внеклассное мероприятие по истории для старших классов.

Исторический КВН.
Цели: расширить кругозор, дополнить материал школьной программы, способствовать развитию устойчивого интереса к истории, научить сопоставлять факты; продолжить формирования навыка работы в команде.
Оформление: 1) На доске помещаются даты,

2) имена исторических личностей вперемежку к заданию №3,

3) имена на листах к заданию №4.

Класс делится на 3 команды.

Рубрики :


      1. Хронологические задачи.

      2. Крылатые выражения.

      3. Имена.

      4. Жили ли они?

      5. Не отосланные депеши.

      6. Розыгрыши.

      7. Кроссворд.

  • Подведение итогов.

    Команды представляют себя. Каждая команда сама определяет, кто будет работать у доски с датами, а в это время остальные члены команды выполняют задание№2.

    I Хронологические задачи.


    I команда

    II команда

    III команда

    1) 1242 г.-

    1) 1380 г.-

    1) 862 г.-

    2) 882 г.-

    2) 1649 г.-

    2) 1480 г.-

    3) 1147 г.-

    4) 1097 г,-

    3) 1709 г.-

    3) 1812 г.-

    4) 1881г.-

    4) 1861 г.-

    5) 1914 г.-

    5) 1905 г.-

    5) 1918 г.-

    II Крылатые выражения (в каких случаях говорят?)

    1 команда

    2 команда

    3 команда

    1. Ганнибал у ворот.

    1. Драконовские законы.

    1. Между Сциллой и Харибдой.

    2. И ты, Брут!

    2. Идти в Каноссу.

    2. Троянский конь.

    3. Авгиевы конюшни.

    3. Ахиллесова пята.

    3. Пиррова победа.

    На доске заранее пишутся имена исторических персонажей.

    Команды должны соотнести имена и отрывки с описаниями их жизни и деятельности.

    III Знаете ли вы их имена?

    1. Единственный грамотный крестьянин в селе Бездна Казанской

    губернии, прочитав царский закон об отмене крепостного права, заявил односельчанам, что от них скрывают «настоящую волю», что на самом деле вся земля должна перейти к народу. За это он был предан суду и расстрелян.

    2. Выдающийся борец против рабства в Америке, сын бедного фермера, проживший нелёгкую жизнь, избранный в 1860 г. президентом США. Был убит в 1865 г.

    4. Великий борец за освобождение и объединение Италии, человек исключительной храбрости и неисчерпаемой энергии. Отказался от должнос­ти главы государства.


    1. Один из вождей французской революции, по профессии врач, боролся за решительное революционное действие, издавал любимую рабочими газету «Друг народа».

    2. Возглавил американскую армию, которая вела борьбу за свободу в 1775-1783 гг. против Англии. Талантливый полководец, стал первым президентом США.

    3. В 1882 г. перевёл на русский язык «Манифест...» Маркса, а в следую­щем году создал в Женеве первую марксистскую группу «Освобожде­ние труда».

    8. Основатель и главаЮжного общества декабристов, автор программы «Русская правда». Казнён вместе с другими декабристами в июле 1826 г.

    9. Любимый писатель молодёжи своего времени. Автор повестей «Соро­ка-воровка» и «Кто виноват?». Живя за границей, издавал газету «Ко­локол» и альманах «Полярная звезда», в которых обличал крепостное право.

    Имена: Игнатий Гриневицкий, Авраам: Линкольн, П. И. Пестель,

    Жан Поль Марат, Антон Петров, Г. В. Плеханов, А. И. Герцен,

    Джордж Вашингтон, Джузеппе Гарибальди.

    IV Жили ли они?

    На доске вывешиваются листы с именами, команды должны определить, кто из них существовал в реальности.


    1 команда

    2 команда

    3 команда

    Хаммурапи

    Посейдон

    Дионис

    Хеопс

    Геракл

    Геродот

    Аполлон

    Спартак

    Демокрит

    Сет

    Одиссей

    Перикл

    Солон

    Тутмос III

    Прометей

    V Не отосланные депеши.

    Команды получают конверты с посланиями. Они должны установить кто, когда и в связи с чем мог послать каждое из этих донесений.


    1 команда

    2 команда

    3 команда

    1.Москва пылает. Людей не видно. Холодно. Голодно.

    2. Привести войска в полную готовность. Обнародовать Манифест.

    3. Неприступная крепость взята.Противник повер-жен. Россия - черно-морская держава.


    1.Огромные полчища стя-нуты к городу. От скрипа колёс и ржанья коней не слышно человеческого голоса.

    2. Вышел к Неве с дружиной. Ополчение по-спевает.

    3. Основали на Воронеже верфь добрую, строим га-леры ладные. Будет Азов взят.


    1.Миновали Ярославль. Подошло пополнение. Идём освобождать Моск-ву.

    2. Противник разбит наго-лову. Генералы его пленены. Сам Карл ранен.

    3. Войска выведены на площадь. Где Трубецкой?

    VI Розыгрыши.

    Команды определяют исторический факт по шуточному вопросу.

    VII Кроссворд.

    1. Петр. 2. Николай. 3. Михаил. 4. Екатерина. 5. Александр. 6. Константин. 7. Павел. 8. Сын. Ключевое слово: РОМАНОВЫ.

    Кроссворд



    1. 1

      2

      3

      4

      5

      6

      7

      8

      Этот царь прославился своими многочисленными реформами, благодаря которым Россия вышла на но­вый путь развития.

    2. Имя последнего царя России.

    3. Назвать имя первого царя династии Романовых, венчавшегося на царство 14 марта 1613 года.

    4. При этой царице в России была «эпоха просве­щенного абсолютизма».

    5. Назвать имя царя, прославившегося тем, что он освободил крестьян.

    6. Кто должен был вступить на престол после смер­ти Александра I, но отказался для того, чтобы заклю­чить неравный брак.

    7. Сын Петра III и Екатерины II, укрепил абсолют­ную власть, ввел жесткую цензуру и поддерживал оте­чественного производителя.

    8. Кем приходился Петр I Алексею Михайловичу?

    Подведение итогов
    Ответы: I Хронологические задачи.
    1242г.- Ледовое побоище, 1380 г. – Куликовская битва,

    882 г. – основание Киевской Руси, 1649 г. - Соборное Уложение,

    1147 г. - основание Москвы, 1709 г. – Полтавская битва,

    1097 г. – Любечский съезд, 1881 г. – убийство Александра II

    1914 г. – начало I мировой войны. 1905 г. – Кровавое воскресение.
    862 г. – Призвание варягов,
    1480 г. – Стояние на Угре,

    1812 г. – Бородинская битва,

    1861 г. – отмена крепостного права,

    1918 г. – окончание I мировой войны.
    II Крылатые выражения


    1. Команда

      1. Опасность рядом,

      2. Подлое предательство,

      3. Захламлённое, грязное место.

    2. Команда

      1. Жестокие законы,

      2. Пойти на унижение,

      3. Слабое, уязвимое место.

    3. Команда

      1. Находиться между двумя опасностями,

      2. Подарок с умыслом,

      3. Победа, равная поражению.

    III Знаете ли вы их имена?


        1. Антон Петров,

        2. Авраам Линкольн,

        3. Игнатий Гриневицкий,

        4. Джузеппе Гарибальди,

        5. Жан Поль Марат,

        6. Джордж Вашингтон,

        7. Г. В. Плеханов,

        8. П. И. Пестель,

        9. А. И. Герцен.
    IV Жили ли они?

    Жили: Хаммурапи, Хеопс, Солон, Спартак, Тутмос III, Геродот, Демокрит, Перикл.

    V Не отосланные депеши


          1. Пожар Москвы во время Отечественной войны 1812 г.

          2. Восстание декабристов.

          3. Русско-турецкая война 1787-1791 гг., Суворов А. В.

          4. Захват Киева ханом Батыем.

          5. Невская битва, князь Александр Ярославич.

          6. Пётр I , перед вторым Азовским походом.

          7. Народное ополчение 1612 г., Минин и Пожарский.

          8. Пётр I , Полтавская битва.

          9. Восстание на Сенатской площади 1825 г.
    VI Розыгрыши

            1. Англия, XVI в.

            2. Это один и тот же город.

            3. По феодальной.

            4. У Козельска.

            5. Хан Золотой Орды.

            6. О Николае Копернике.

            7. Это один и тот же город.

            8. Иван Калита, XIV в.

            9. Ледовое побоище 1242 г.
    Творческий отчёт (см. презентацию)
  • Развёрнутый план­конспект урока в 10 классе по учебнику Загладина Н. В. , Симония Н. А. Всеобщая история с древнейших времён до конца XIX в. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС»,2015. Тема урока: «Изменение условий развития народов Евразии» 1. Мероприятие по внеклассной деятельности по истории. Тема: «Изменение условий развития народов Евразии». Цели урока: 1. Учащимся необходимо составить представление о том, что II­IV века были временем перемен, связанными с Великим переселением народов. 2. Учащиеся должны охарактеризовать факторы, приведшие к Великому переселению народов, общественный уклад «варваров», выделить особенности ведения хозяйства, сравнить образ жизни кочевых и оседлых племён; раскрыть суть христианства и указать причины его популярности среди неимущих слоёв. 3.Учащиеся работают с картой, учебным текстом, сообщением. (сообщение о возникновении христианства даётся заранее ученику). Оборудование: Учебник, карта «Великое переселение народов». Домашнее задание: параграф 12, вопросы, карта, записи, презентация Тип урока: изучение нового материала. План ­ конспект урока. 1. Сравнительная характеристика образа жизни оседлых и кочевых племён. 2. Великое переселение народов и его последствия. 3. История возникновения христианства и его сущность. Учитель называет задачи, стоящие перед учениками на данном уроке. Изучение первого вопроса «Народы Европы в начале новой эры» построено на работе с текстом по памятке. Учащиеся характеризуют общественный уклад и особенности хозяйственного развития германских племён («варваров») в начале нашей эры. Алгоритм раскрытия развития племён. 1. Влияние природных условий на экономическое развитие. 2. Особенности ведения хозяйства. 3. Развитие форм собственности. 4. Образ жизни. 5. Предпосылки формирования государственности. Подводится итог: в начале I тысячелетия н. э. у древних германцев и других племенных союзов (в том числе славянских) складывались предпосылки для возникновения государства. Они обусловили разложение родоплеменного строя. ­ А какие изменения происходят в это время у кочевых народов? Для ответа на данный вопрос учащиеся получают задание провести сравнение образа жизни кочевых и оседлых племён. Дальше продолжается работа c алгоритмом изучения племён по второму пункту учебника «Кочевые племена Азии и Китая». Ученики делают необходимые записи в тетради, а затем устно проводят сравнительный анализ образа жизни кочевых и оседлых народов. По ходу обсуждения учителем делаются уточнения и дополнения. Ученики приходят к выводу, что и у кочевых народов, как и у оседлых, происходили сходные процессы формирования государственности. 1. Один из самых сильных кочевых народов данного периода гунны приняли активное участие в Великом переселении народов, которое началось в III­ IV вв. н. э. Ставится задача: как повлияло это событие на развитие народов Европы и Азии? В ходе беседы с классом изучается второй вопрос «Начало Великого переселения народов»: 1) Вспомните, почему такое название получил этот этап в развитии народов и государств? 2) Какие демографические и климатические факторы привели к Великому переселению народов? После пояснения учителя об изменении климата – малого ледникового периода, голоде, эпидемиях, восстаниях в Китае (восстание «жёлтых повязок» 184­208 гг.) 1) Назовите причины, по которым государства Средней Азии и Китай не могли противостоять нашествию гуннов? Учащимися делается вывод о том, что под ударами кочевых племён пришли в упадок государства Средней Азии (Кушанское царство и Хорезм), распалось Парфянское царство. Кочевники начали угрожать европейским народам. Итог записывается в тетрадь. 1. На территории Римской империи также происходит много изменений и в экономике, и в политике, и духовной жизни. В Иудейской провинции Римского государства в I веке н. э. зародилось христианское учение. Вопрос третий «Возникновение христианства» изучается по сообщению, представленному учащимся. Задание классу – на основании сообщения запишите основные постулаты христианского вероучения и ответьте на вопрос: ­ Какие слои населения Римской империи стали последователями новой веры и почему? После заслушивания сообщения ученики отвечают, что поначалу христианство пользовалось особой популярностью у бедняков и рабов, так как отвечало их чаяниям. В конце урока учащиеся подводят итоги своей деятельности по изучению нового материала. Делается вывод о Великом переселении народов как времени важнейших перемен в жизни европейских и азиатских племён и государств, последствия этих изменений нашли своё отражение в расселении народов, их образе жизни, культуре. Внеклассное мероприятие по истории для старших классов. Исторический КВН. Цели: расширить кругозор, дополнить материал школьной программы, способствовать развитию устойчивого интереса к истории, научить сопоставлять факты; продолжить формирования навыка работы в команде. Оформление: 1) На доске помещаются даты, 2) имена исторических личностей вперемежку к заданию №3, 3) имена на листах к заданию №4. Класс делится на 3 команды. Рубрики: 1. Хронологические задачи. 2. Крылатые выражения. 3. Имена. 4. Жили ли они? 5. Не отосланные депеши. 6. Розыгрыши. 7. Кроссворд.  Подведение итогов. Команды представляют себя. Каждая команда сама определяет, кто будет работать у доски с датами, а в это время остальные члены команды выполняют задание№2. I Хронологические задачи. I команда II команда 1) 1242 г.­ 2) 882 г.­ 3) 1147 г.­ 4) 1097 г,­ 5) 1914 г.­ 1) 1380 г.­ 2) 1649 г.­ 3) 1709 г.­ 4) 1881г.­ III команда 1) 862 г.­ 2) 1480 г.­ 3) 1812 г.­ 4) 1861 г.­ 5) 1905 г.­ 5) 1918 г.­ II Крылатые выражения (в каких случаях говорят?) 1 команда 2 команда 3 команда 1. Ганнибал у ворот. 1. Драконовские законы. 1. Между Сциллой и 2. И ты, Брут! 2. Идти в Каноссу. Харибдой. 2. Троянский конь. 3. Авгиевы конюшни. 3. Ахиллесова пята. 3. Пиррова победа. На доске заранее пишутся имена исторических персонажей. Команды должны соотнести имена и отрывки с описаниями их жизни и деятельности. III Знаете ли вы их имена? 1. Единственный грамотный крестьянин в селе Бездна Казанской губернии, прочитав царский закон об отмене крепостного права, заявил односельчанам, что от них скрывают «настоящую волю», что на самом деле вся земля должна перейти к народу. За это он был предан суду и расстрелян. 2. Выдающийся борец против рабства в Америке, сын бедного фермера, проживший нелёгкую жизнь, избранный в 1860 г. президентом США. Был убит в 1865 г. 3. Один из деятелей «Народной воли», участник убийства царя 1 марта 1881г. 4. Великий борец за освобождение и объединение Италии, человек исключительной храбрости и неисчерпаемой энергии. Отказался от должнос­ ти главы государства. 5. Один из вождей французской революции, по профессии врач, боролся за решительное революционное действие, издавал любимую рабочими газету «Друг народа». 6. Возглавил американскую армию, которая вела борьбу за свободу в 1775­1783 гг. против Англии. Талантливый полководец, стал первым президентом США. 7. В 1882 г. перевёл на русский язык «Манифест...» Маркса, а в следующем году создал в Женеве первую марксистскую группу «Освобождение труда». 8. Основатель и глава Южного общества декабристов, автор программы «Русская правда». Казнён вместе с другими декабристами в июле 1826 г. 9. Любимый писатель молодёжи своего времени. Автор повестей «Сорока­ воровка» и «Кто виноват?». Живя за границей, издавал газету «Колокол» и альманах «Полярная звезда», в которых обличал крепостное право. Имена: Игнатий Гриневицкий, Авраам: Линкольн, П. И. Пестель, Жан Поль Марат, Антон Петров, Г. В. Плеханов, А. И. Герцен, Джордж Вашингтон, Джузеппе Гарибальди. IV Жили ли они? На доске вывешиваются листы с именами, команды должны определить, кто из них существовал в реальности. 8. 1 команда Хаммурапи Хеопс Аполлон Сет Солон 2 команда 3 команда Посейдон Геракл Спартак Одиссей Тутмос III Дионис Геродот Демокрит Перикл Прометей V Не отосланные депеши. Команды получают конверты с посланиями. Они должны установить кто, когда и в связи с чем мог послать каждое из этих донесений. 1 команда 2 команда 3 команда 1.Москва пылает. Людей не видно. Холодно. Голодно. 2. Привести войска в полную готовность. Обнародовать Манифест. 3. Неприступная крепость взята.Противник повер­ 1.Огромные полчища стя­ нуты к городу. От скрипа колёс и ржанья коней не слышно человеческого голоса. 1.Миновали Ярославль. Подошло пополнение. Идём освобождать Моск­ ву. 2. Вышел к Неве с дружиной. Ополчение по­ спевает. 2. Противник разбит наго­ лову. Генералы его пленены. Сам Карл ранен. 3. Войска выведены на жен. Россия ­ черно­ морская держава. 3. Основали на Воронеже верфь добрую, строим га­ леры ладные. Будет Азов взят. площадь. Где Трубецкой? VI Розыгрыши. Команды определяют исторический факт по шуточному вопросу. 1 команда 2 команда 3 команда 1.Где и когда самые мирные животные вдруг «пожрали» людей? 1.У какого русского города был «злой» харак­ тер? 1.Как проехать из Дерпта в Юрьев? 2. Каково расстояние между Царьградом и Кон­ стантинополем? 2. Правитель какого огромного государства жил в «сарае»? 2. Когда Русью правил «денежный мешок»? 3. По какой лестнице никто никогда не ходил? 3. О ком говорят, что он остановил Солнце и сдвинул Землю? 3. Когда в военной истории Руси угрожала «свинья»? VII Кроссворд. Ответы: 1. Петр. 2. Николай. 3. Михаил. 4. Екатерина. 5. Александр. 6. Константин. 7. Павел. 8. Сын. Ключевое слово: РОМАНОВЫ. Кроссворд 1 2 3 4 7 6 8 5 марта 1613 года. 1. 1. Этот царь прославился своими многочисленными реформами, благодаря которым Россия вышла на новый путь развития. 2. Имя последнего царя России. 3. Назвать имя первого царя династии Романовых, венчавшегося на царство 14 4. При этой царице в России была «эпоха просвещенного абсолютизма». 5. Назвать имя царя, прославившегося тем, что он освободил крестьян. 6. Кто должен был вступить на престол после смерти Александра I, но отказался для того, чтобы заключить неравный брак. 7. Сын Петра III и Екатерины II, укрепил абсолютную власть, ввел жесткую цензуру и поддерживал отечественного производителя. 8. Кем приходился Петр I Алексею Михайловичу? Подведение итогов Ответы: I Хронологические задачи. 1242г.­ Ледовое побоище, 1380 г. – Куликовская битва, 882 г. – основание Киевской Руси, 1649 г. ­ Соборное Уложение, 1147 г. ­ основание Москвы, 1709 г. – Полтавская битва, 1097 г. – Любечский съезд, 1881 г. – убийство Александра II 1914 г. – начало I мировой войны. 1905 г. – Кровавое воскресение. 862 г. – Призвание варягов, 1480 г. – Стояние на Угре, 1812 г. – Бородинская битва, 1861 г. – отмена крепостного права, 1918 г. – окончание I мировой войны. II Крылатые выражения 1. Команда1) Опасность рядом, 2) Подлое предательство, 3) Захламлённое, грязное место. 2. Команда1) Жестокие законы, 2) Пойти на унижение, 3) Слабое, уязвимое место. 3. Команда1) Находиться между двумя опасностями, 2) Подарок с умыслом, 3) Победа, равная поражению. III Знаете ли вы их имена? 1. Антон Петров, 2. Авраам Линкольн, 3. Игнатий Гриневицкий, 4. Джузеппе Гарибальди, 5. Жан Поль Марат, 6. Джордж Вашингтон, 7. Г. В. Плеханов, 8. П. И. Пестель, 9. А. И. Герцен. IV Жили ли они? Жили: Хаммурапи, Хеопс, Солон, Спартак, Тутмос III, Геродот, Демокрит, Перикл. V Не отосланные депеши 1. Пожар Москвы во время Отечественной войны 1812 г. 2. Восстание декабристов. 3. Русско­турецкая война 1787­1791 гг., Суворов А. В. 4. Захват Киева ханом Батыем. 5. Невская битва, князь Александр Ярославич. 6. Пётр I , перед вторым Азовским походом. 7. Народное ополчение 1612 г., Минин и Пожарский. 8. Пётр I , Полтавская битва. 9. Восстание на Сенатской площади 1825 г. VI Розыгрыши 1. Англия, XVI в. 2. Это один и тот же город. 3. По феодальной. 4. У Козельска. 5. Хан Золотой Орды. 6. О Николае Копернике. 7. Это один и тот же город. 8. Иван Калита, XIV в. 9. Ледовое побоище 1242 г.

    >>История: Наступление «варваров» в Евразии

    Наступление «варваров» в Евразии

    В II-IV вв. были временем перемен в облике мира. Крупнейшие гocудapcтвa древности вступили в период упадка. Началось время Великою переселения народов. Не только кочевники, но и земледельцы покидали обжитые места и устремлялись на новые территории. Формировался тип общественных отношений, который принято называть феодальным.


    Народы Европы

    В I-II вв. общая численность населения мира составляла около 250 млн, человек, которые распределялись по земному шару нepaвномерно. Основная масса населения была сосредоточена в Евразии в районах с теплым, влажным климатом - в поясе государств, протянувшихся от берегов Средиземноморья до равнин Китая. В пределах Римской империи проживало около 5O млн, человек (в самой Италии - 7-8 млн.), примерно столько же - в Китае, не менее 40 млн. человек жило в Индии. Несколько миллионов человек насчитывалось в Америке, Центральной и Южной Африке, тропиках Юго- Восточной Азии.

    Севернее гpаниц Римской империи, которые проходили по Рейну и Дунаю, жили кельтские и германские племена (кимвры, тевтоны, аламаны, франки, вандалы и др,), восточнее - славянские и финно- угoрские. Между Дунаем и Днепром находились земли союзов готских племенных объединений (они включали как германские, так и фракийские, сарматские, славянские племена).

    Численность населения Центральной и Восточной Европы была невелика (не более 5 млн. человек). Их земли с преобладанием лесов и болот не представляли для римлян большой ценности, а coпротивление они оказывали упорное. В 9 г. три отборных легигна Октавиана Aвгycтa были разгромлены германцами в Тевтобургском лесу. Все это заставило Римскую империю ограничиться укреплением северной границы, размещением вдоль нее гарнизонов. Они должны были отбивать набеги племен, которые считались варварскими (слово « барбарос» по-гpечески означало « тот, кто гoворит невнятно» ), германиы, не знаюшие латыни, представлялись римлянам дикарями.

    Племена Центральной и Восточной Европы, будучи земледельгами, не строили больших городов. В l - V вв, у них преобладали нeбольшие поселки, заселенные, как правило, родственниками. Было развито ремесло, оружие и инструменты выковывались из железа. Хозяйство носило преимущественно натуральный характер, хотя постепенно развивались и товарно- денежные отношения.

    Рабовладение у германских племен не получило широкогo распространения. Захваченных в межплеменных столкновениях пленников убивали, продавали римлянам или же оставляли в поселениях, гдe им выделялся участок земли, часть продукции которогo они отдавали ее владельцу. Поскольку поля были разгорожены, археологи предполагают, что земля принадлежала отдельным семьям, хотя леса и луга, вероятно, находились в общем пользовании селян.

    Своеобразной была организагия жизни германских племен. При существовании союзов племен, насчитывающих сотни тысяч человек, живущих на большой территории, учесть мнение всех членов племени было невозможно. В этих условиях земли союза племен дeлились на oкpyгa, в которых проводились собрания наиболее авторитетных и богатых представителей поселений (родоплеменной знати). Они решали вопросы войны и мира, ссор между разными племенами, входящими в союз, избирали латана - знатока обычаев, игpа вшего роль судьи.

    Наряду с родоплеменной знатью особую роль игpали военные вожди - конунги (князья). Они возглавляли боевые дружины, которые состояли из наиболее крепких и ловких молодых людей. Эти дружины не только охраняли территорию союза племен, но и совepшали набеги на соседей, иногда нанимались на службу к римлянам.

    Конунги далеко не всегда считались с мнением родовой знати, нередко вели собственные войны, которые были основным источником их обогащения. Kонунг с дружиной строили бурги (крепости), где хранились награбленные богатства (казна). Там селились ремесленники, изготовляющие оружие, возникали торговые центры. Первоначально конунги избирались представителями poдoплеменной знати или дружиной, но со временем их власть стала наследственной.

    Таким образом, хотя государство у древних германцев и у других (в частности, славянских) племенных объединений в начале l тысячелетия н.э. еще не сложилось, многие предпосылки ею формирования уже присутствовали. Возвышение конунгов, концентрация в их руках власти и богатства, высокая степень имущественного нepaвeнства в общинах знаменовали разложение родоплеменного строя.

    Кочевые племена Азии н Китай

    На обширных просторах Евразии, от Дуная до Хуанхэ, протянулся пояс степных земель, на юге огpаниченный пустынями Средней Азии, горными вершинами Тибета и гималаев, на севере - лесами и болотами Восточно-Европейской равнины и Сибири. Пригодной для обработки земли было мало. Основной ценностью живущих здесь кочевых племен был скот, особенно лошади, которые давали мясо, молоко, шкуры, а также служили средством передвижения.

    Степные просторы обеспечивали возможность прокормить большое количество скота лишь при кочевом образе жизни. Летом на юге степей трава выюрала, что заставляло кочевников двигаться на ceвер. Зимой же, когда на севере землю покрывал cнeг и сковывал лед, они возвращались на южные пастбища.

    Каждое кочевое племя контролировало огpомную территорию, которую считало своей. Между различными племенами шла постоянная борьба за лучшие пастбища. Слабейшие из них вьпеснялись на худшие земли. уничтожались или порабощались.

    Непросто складывались отношения кочевников с земледельческими народами. Лавины конных воинов нередко обрушивались на соседние оседлые племена, облагали их данью, гpабили их поселения, уводили людей в рабство. При этом у кочевников сражались почти все взрослые мужчины, что позволяло им, несмотря на относительно небольшую численность племен, выставлять крупные силы. Военные экспедиции, предпринимавшиеся империями дpeвности против кочевников, чаще вceгo оказывались бессмысленными.Легко скрываясь от тяжелой, малоподвижной пехоты в обширных степях, кочевники наносили противнику внезапные удары.

    Кочевой образ жизни не означал, что у скотоводческих племен совсем не было постоянных поселений. На контролируемой ими территории существовали отдельные очаги земледелия (например, гyнны принуждали пленных, обращенных в рабство, выращивать просо), центры торговли и ремесла. Значительного развития достигало в среде кочевников имущественное расслоение. Основным показателем богатства выступали скот и рабы.

    Одним из самых сильных кочевых народов в начале новой эры были гунны. Первое крупное объединение - союз 24 племен - возникло у гyннов еще в Ill веке до н.э. Под их властью находились тepритории от Забайкалья до реки Хуанхэ.

    Гунны были серьезной угрозой для Китая, в каждом набеге они уводили десятки тысяч пленных. Оседлое население ceвeра Китая платило гyннам дань. Однако в I веке империя Хань создала сильные конные армии, способные бороться с кочевниками. Одновременно использовались методы дипломатии, подкупа племенных вождей, их разобщения. Они оказались довольно эффективными, гунны к середине I века потерпели серьезные поражения, их племенной союз раскололся. Heкоторые из гyннских племен признали себя данниками Китая, часть откочевала на запад, в степи Казахстана, а затем к берегaм Каспийского и Азовского морей, оттеснив жившие здесь племена, в частности готов и аланов.

    Начало Великого переселения народов

    Во ll веке начались глобальные изменения климата, произошло похолодание, достигшее максимума к V веку. Во время так называемогo малого ледникового периода на юге началось наступление пустынь, на севере местность заболачивалась, менялся характер растительности. Эти перемены оказали большое влияние на жизнь народов Евразии.

    Обострилась борьба за землю между кочевыми племенами. Гунны начали двигаться на запад и юг, возобновив нападения на Китай . Империи Хань оказалось намнoгo сложнее противостоять их натиску.

    Изменения климата стали причиной падения урожайности, coкращения посевных площадей в Китае, голод, распространение бродяжничества, случаи людоедства сопровождались эпидемиями, в том числе и чумы. Множилось число восстаний и голодных бунтов. Население винило в своих бедствиях императора и чиновников. В 184 г. Китай охватило с трудом подавленное к 208 г. восстание «желтых повязок». Основным eгo лозунгом было требование новой, счастливой жизни. Ее символом считался желтый цвет.

    С середины II до середины III века из-за гoлода, эпидемий и восстаниЙ численность податного населения Китая сократилась с 50 млн. до 7,5 млн. человек. Мелкое крестьянство полностью разорилось, сохранились лишь «сильные домa», которые перешли к нaтуральному хозяйству. Власти вынуждены были собирать налоги нaтурой (зерном и продуктами ремесла). Были отменены деньги, утратившие значение средства обмена.

    Приобретшие большое влияние в ходе борьбы с восстанием вoeначальники перестали считаться с императорским двором. Начавшаяся борьба за власть привела к распаду империи Хань, на руинах которой в III веке возникли три независимых государства. При этом изменение климата повысило хозяйственное значение юга Китая, где сохранились возможности высокопродуктивного земледелия.

    Под ударами кочевых племен и из-за ухудшения условий земледелия к III веку пришли в упадок государства Средней Азии (Kyшанская империя и Хорезм). Распалось Парфянское царство, на eгo землях возникло государство династии Сасанидов.

    В наименьшей степени климатические изменения и набеги затронули Индию , лишь северная ее часть оказалась охвачена волнами набегов.

    Возникновение христианства

    Христианское учение зародилось в Иудейской провинции Римской империи, где большинство населения составляли евреи, которые исповедовали одну из религий спасения - иудаизм.

    Иудея неоднократно переживала вторжения завоевателей-египтян, ассирийцев, персов, македонцев, римлян. Евреи считали себя особым, избранным народом и надеялись, что единый Бог, Яхве, пошлет им спасителя, Мессию, который покарает их обидчиков. Однако когда Иисус Христос (сейчас наука признает, что он был реальной исторической личностью), который называл себя Сыном Божьим, стал проповедовать свое учение, являя чудеса, приверженцы Яхве сочли eгo самозванцем, выдающим себя за Мессию. Они не приняли учения Иисуса. Он утверждал, что люди всех национальностей, бедные и богатые равны перед Богом, призывал проявлять милость к вpaгaм, прощать их.

    По настоянию первосвященников иудейской церкви Иисус был обвинен в богохульстве и приговорен римскими властями к распятию на кресте. Впоследствии крест стал символом христианства.

    Ученики перенесли тело Иисуса в выдолбленный в скале склеп. Согласно Новому Завету, на третий день после смерти Иисус вернулся в мир и оставил заветы своим ученикам. Эти заветы играют особую роль в христианском вероучении.

    Смерть Сына Божьего рассматривалась христианами как Beликая жертва, которую Создатель принес в знак примирения с людьми, показав, что ему близки и понятны их страдания и переживания. Воскресение должно было избавить людей от страха перед телесной смертью, побудить их в первую очередь заботиться о жизни духовной. Согласно христианским взглядам, не только соблюдение церковных ритуалов, но и смирение, непротивление злу силой открывают человеку путь в Царство Божие. Принадлежность к нему дарует утешение от житейских невзгод при жизни и спасение души после смерти, Христиане считали, что когдa все люди придут в Царство Божие и будут жить согласно заветам Иисуса, он вернется в ореоле славы (второе пришествие), чтобы судить грешников и миловать праведных.

    В I - II вв. христианское учение постепенно распространялось как в странах Азии, так и в Римской империи. Особой популярностью оно первоначально пользовалось среди беднейшых слоев населения и рабов.

    Вопросы и задания

    1. Укажите демографические и климатические факторы, приведшие к Великому переселению народов.
    2. Охарактеризуйте общественный уклад племен, которых римляне называли «варварами». Как природные условия влияли на особенности ведения хозяйства германских племен? Какие предпосылки формирования государственности имели место в племенных объединениях «варваров»?
    3. Сравните образ жизни кочевых и оседлых племен. Почему гyнны вытесняли земледельческие племена с их мест обитания? Объясните причины, по которым гocудapcтвa Средней Азии и Китай не могли противостоять нашествию гyннов.
    4. Расскажите о возникновении и распространении христианства. Какие слои населения Римской империи стали последователями новой веры?

    3аrладин Н.В., Симония Н.А. , История. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. - 8-e изд. - М.: ООО ТИД Pycское слово - РС., 2008.

    Календарно-тематическое планирование по истории, видео по истории онлайн , География в школе

    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «nikanovgorod.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «nikanovgorod.ru»