Информационное сопровождение введения фгос до. «организационно-методическое сопровождение образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях в условиях введения фгос дошкольного образования» Какие задачи призван решить фгос до

Подписаться
Вступай в сообщество «nikanovgorod.ru»!
ВКонтакте:

Ольга Дятчина
Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО

В системе дошкольного образования произошли большие изменения.

С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации» , в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования.

Такой подход сделал необходимой разработку федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования , который вступил в силу с 1 января 2014 года.

Разработчики стандарта заложили в документе несколько принципов, из которых самый главный-сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства , как важного этапа в общем развитии человека.

Ключевая линия дошкольного детства - это приобщение к ценностям культуры, социализация ребенка в обществе, а не обучение его письму, счету и чтению. И это приобщение происходит через ведущий вид детской деятельности - игру.

В системе дошкольного образования наиболее востребованным становится всех участников образовательного процесса. Поэтому забота о реализации права ребёнка на полноценное и свободное развитие, сегодня является неотъемлемой частью деятельности любого дошкольного учреждения .

По результатам опроса фокус – групп «Что вы ожидаете от дошкольного образования были получены следующие результаты :

Наиболее важными и ценными для родителей являются не овладение ребенком определенными знаниями, умениями и навыками, а наличие у него качеств, определяющих его успешную социализацию.

Воспитатели также ориентированы на развитие у ребенка определенных качеств, а не узкопредметных знаний, умений и навыков. Главными условиями успешности воспитательно – образовательного процесса воспитатели считают создание безопасной развивающей среды и профессиональную компетентность педагогов.

В отличии от родителей и воспитателей дошкольных учреждений , учителя начальных классов отдают предпочтения наличию определенных предметных знаний и способностям ребенка подчиняться установленным правилам.

Кого слушать?

Разработчики ФГОС ДО пошли своим путем.

Учить для жизни, а не для школы!

Таким образом, в каждом дошкольном учреждении необходимо выстроить правильную траекторию , направленную на развитие дошкольников .

Сопровождение ребенка в процессе дошкольного обучения предполагает реализацию следующих принципов :

Следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном этапе его жизненного пути.

Сопровождение опирается на те психические личностные достижения, которые реально есть у ребенка и составляют уникальный багаж его личности. Психологическая среда не несет в себе влияние и давления. Приоритетность целей, ценностей, потребностей развития внутреннего мира самого ребенка.

Ориентация деятельности на создание условий , позволяющих ребенку самостоятельно строить систему отношений с миром, окружающими людьми и самим собой, совершать личностно значимые позитивные жизненные выборы.

В своей работе я определяю психолого-педагогическое сопровождение как систему профессиональной деятельности, направленную на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе .

Цель сопровождения в нашем ДОУ - создать психолого – педагогические условия для полноценного развития и воспитания личности ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей.

Задачи психолого – педагогического сопровождения :

Охрана и укрепление психического здоровья детей , в том числе их эмоционального благополучия;

Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным , индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей ;

Обеспечение психолого -педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей .

Основными субъектами психологического воздействия в детском саду являются :

Воспитатели, педагоги;

Родители.

Основные этапы психолого – педагогического сопровождения :

1. диагностический;

2. уточнение выявленных затруднений или одаренности ребенка;

3. коррекционно – развивающий;

4. анализ промежуточных результатов .

Диагностический этап предполагает открытие, констатацию затруднений в развитии ребенка или его интересов, которые могут поступить от родителей, воспитателей.

На этом этапе я и воспитатели знакомим родителей с возрастными особенностями детей . При этом педагоги с родителями определяют индивидуальные особенности каждого ребенка, где учитываются 5 направлений дошкольного образования :

Социально – коммуникативное

Познавательное

Речевое

Художественно – эстетическое

Физическое

Диагностический этап – это и адаптационный этап. Адаптация – вхождение ребенка в новую среду и приспособление к ней.

В адаптационный период мы знакомим родителей с организацией жизни малыша в детском саду, режимом питания, режимом дня, с образовательной программой, с воспитанием у ребенка культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания, с особенностями адаптационного периода, с показателями адаптации.

Мы предлагаем родителям адаптационный лист, который они заполняют в течение месяца, а некоторые и дольше, пока у ребенка не закончится адаптационный период.

При детском саде существует клуб «Гнездышко» , где родители могут получить индивидуальные консультации по вопросам адаптации своего ребенка.

На этапе уточнения выявленных затруднений или одаренности ребенка воспитатели осуществляют сбор дополнительной информации от других педагогов детского сада, родителей, изучают специальную литературу для уточнения выявленных затруднений или способностей ребенка.

По запросу воспитателей и с согласия родителей проводится диагностика познавательного и эмоционально – волевого развития дошкольников с целью создания программ развития на каждого ребенка.

На каждого ребенка по приходу в детский сад заводится «Дневник сопровождения развития ребенка » , где воспитатели и педагог- психолог собирают информацию о семье ребенка, адаптационные листы, выводы и рекомендации по сопровождению ребенка на каждом возрастном этапе развития .

Коррекционно – развивающий этап – это этап работы с ребенком, консультативной и другой работы с родителями, воспитателями.

На этом этапе воспитатели и педагог – психолог проводит коррекционно – развивающую работу с детьми, имеющими затруднения в развитии. Проводится консультативная работа с педагогами детского сада, воспитателями и родителями. Например, консультации и семинары по вопросам агрессивности дошкольников , тревожности, развитию познавательных процессов, развитию волевых усилий и т. д.

Для решения поставленных задач на данном этапе я использую следующие коррекционно – развивающие программы :

Ю. В. Останкова «Система коррекционно – развивающих занятий по подготовке детей к школе »

И. Ярушина «Программа социально – психологической , коррекционно – развивающей работы с детьми»

И. Л. Арцишевская «Занятия с гиперактивными детьми»

Е. О. Севастьянова «Занятия по развитию интеллекта детей 5-7 лет » и т. д.

На этапе анализа промежуточных результатов сопровождения развития ребенка воспитатели, педагог – психолог , педагоги ДОУ проводят корректировку индивидуальной программы или рекомендаций по сопровождению развития каждого ребенка.

Педагоги организуют разнообразные формы презентации развития одаренных детей : выставки авторских работ, концерты, моно – спектакли и т. д.

Родителям, чьи дети посещают подготовительную группу, мы объясняем, что для успешной адаптации к школьной жизни гораздо важнее, чем умение считать и писать, ребенку нужна психологическая стабильность , высокая самооценка, вера в свои собственные силы. Эти приоритеты заложены в ФГОС ДО .

Именно поэтому они обозначены в стандарте как целевые ориентиры для всех участников образовательных отношений.

Причины определения результатов освоения детьми образовательной программы дошкольного образования через целевые ориентиры согласно ФГОС ДО :

1. специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность);

2. системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации; отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат).

ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ :

Выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования;

При соблюдении требований к условиям реализации программы дошкольного образования они предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования .

Любой стандарт предполагает какой- то результат, то есть если вводится стандарт, то предполагается, что этот стандарт что- то изменит в системе воспитания и мы получим тот или иной планируемый результат.

Так вот таким результатом, подчеркивают разработчики, должна стать социализация детей .

Не образовательный результат, а именно формирование у ребенка жизненно важных базовых ценностей культуры мира.

Особое внимание должно уделяться развитию мотивационной сферы (это потребность в любознательности, познании мира, рост вопросов зачем, почему, желанием и потребностью в творчестве, потребность и мотивация достижений, гордость за свои достижения и т. п.)

Каждый ребенок для нас почемучка, и надо, по сути дела, не погасить почемучек, а дать им возможность почувствовать себя уверенными людьми.

Все это возможно, если будет правильно построено психолого – педагогическое сопровождение не только дошкольников , но и всех участников воспитательно – образовательного процесса.

Татьяна Кашина
Методическое сопровождение ФГОС ДО

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЯ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Слайд 2. Федеральный государственный образовательный стандарт

дошкольного образования

Разработан в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 года Федерального закона № 273-ФЗ

Слайд 3. Нормативно-правовое обеспечение ФГОС ДО

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.01.2013 года № 57 «О разработке федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

2. Федеральный закон от 29.12.2012 года №273 «Об образовании в РФ» .

3. План разработки государственного образовательного стандарта дошкольного образования (утв. Министерством образования и науки Российской Федерации Д. Ливановым в феврале 2013 года).

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года №792-р «Об утверждении Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы» .

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013г. №1014. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования». Вступает в силу : 1 ноября 2013г.

6. Приказ Министерства образовании и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального образовательного государственного стандарта дошкольного образования».

Слайд 4. Предметом регулирования ФГОС ДО

являются отношения в сфере образования между участниками образовательного процесса, возникающие при реализации основной образовательной программы дошкольного образования организацией, осуществляющей образовательную деятельность

Стандарт разработан на основе

Конвенции ООН о правах ребенка, Конституции РФ, законодательства РФ; при разработке и реализации ООП ДО обеспечивает возможность учёта региональных, национальных, этнокультурных и других особенностей народов РФ.

При разработке Стандарта учтены :

особые образовательные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;

возможности освоения ребёнком Программы на разных этапах её реализации.

Слайд 5. Стандарт утверждает основные принципы :

поддержки разнообразия детства;

сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;

полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, обогащение детского развития;

создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;

приобщение детей к социокультурным нормам,

традициям семьи, общества и государства;

формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности;

учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей.

Слайд 6. Стандарт преследует следующие цели :

обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;

обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;

сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования;

повышение социального статуса ДО

Слайд 7. Стандарт решает задачи :

охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья) ;

обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

создания благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

формирования общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;

обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей детей;

формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей

Слайд 8. Стандарт является основой для :

Разработки и реализации ООП ДО

Подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических работников

Разработки примерных образовательных программ дошкольного образования

Формирования учредителем государственного (муниципального) задания в отношении Организаций

Объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта

Оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, развитии индивидуальных способностей

Слайд 9. Трудности введения ФГОС в целом

Снижение мотивации к инновационной деятельности значительной части педагогов (по сравнению с 90-ми годами,

что негативно может отразиться на введении ФГОС ДО .

Смена приоритетов в образовательной политике, внимание к федеральным инициативам (нередко на уровне «исполнение-отчет» ) в ущерб поддержки региональных и муниципальных точек роста

Слабое представление и педагогов, и управленческих структур о том, при помощи каких средств (ресурсов) могут быть достигнуты результаты ФГОС ДО .

Неготовность педагогов, их объединений, методистов к взаимодействию в условиях обновления содержания образования

Трудности введения ФГОС ДО в дошкольных учреждениях.

Психологические : неприятие идеологии ФГОС ДО ; неготовность воспитателя к смене парадигмы поведения.

Дидактические : неготовность педагогов организовать детскую деятельность

Организационно-методические : отсутствие опыта проектирования и реализации ООП; сопротивление новым требованиям к созданию образовательной программы

Материально-технические и кадровые : недостаточное материально-техническое обеспечение; неготовность педагогов использовать имеющиеся программно-аппаратные средства, электронные ресурсы

Слайд 10. Полномочия методической службы

«Об образовании в Российской Федерации»

В системе образования в соответствии с законодательством Российской Федерации могут создаваться и действовать осуществляющие обеспечение образовательной деятельности организации, осуществляющие научно-методическое , методическое , ресурсное и информационно-технологическое обеспечение образовательной деятельности и управления системой образования, оценку качества образования.

Слайд 11. Цель методической работы -

Создание кадровых, организационно-методических ,

информационных условий,

обеспечивающих формирование

готовности к введению ФГОС ДО ;

обеспечение научно-методической и организационно-педагогической поддержки педагогов в решении задач введения ФГОС ДО

Слайд 12. Модель введения ФГОС

Информационно-методическое

Диагностико-аналитическое

Материально-техническое

Кадровое (повышение квалификации)

Организационно-методическое

Координационно-методическое

Слайд 14. Информационно-методическое обеспечение на федеральном уровне

Слайд 15. Информационно-методическое обеспечение на региональном и муниципальном уровне

Слайд 16. Информационно-методическое обеспечение на уровне детского сада

Слайд 17. План введения ФГОС ДО в детском саду включает в себя разделы :

Слайд 19. Методические материалы и примерные программы.

Слайд 20. Диагностико-аналитическое направление.

Слайд 21. Результаты диагностики педагогического коллектива по готовности к введениию ФГОС ДО Диаграмма

Готовы 24 30 42 48

Скорее готовы 45 45 51 45

Скорее нет, чем да 22 16 7 7

Не готовы 9 9 0 0

Слайд 22. Материально-техническое направление

Слайд 23. Приобретено :

44 экземпляра методических пособий к программе «Детство» , в том числе и сама программа 2014 г. в. ,

5 ноутбуков, 1 стационарный компьютер (всего 3, 3 МФУ, 1 цветной принтер,

Мультимедиапроектор с экраном.

Имеется электронная почта,

осуществляется электронный документооборот,

выход в Интернет - с помощью модемов.

Совершенствование РППС запланировано на средства Госстандарта

Слайд 24. Кадровое (повышение квалификации)

Слайд 25. Прошли курсы повышения квалификации по ФГОС ДО :

В 2013-2014 уч. году : 5 педагогов, в т. ч. руководитель и ст. воспитатель;31%;

В 2014-2015 уч. году : 8 педагогов, в т. ч. учитель-логопед, музыкальный руководитель и воспитатель физической культуры;81%;

В 2015-2016 уч. году : 3 воспитателя. 100%

На данный момент все педагоги прошли курсы повышения квалификации по ФГОС ДО .

Слайд 26. Аттестация

2013-2014 2014-2015 2015-2016

СЗД 6,6/1 25/4 62,4/10

Слайд 27. Организационно-методическое

Организация и проведение методических мероприятий с педагогами (педсоветы, семинары, методические часы , консультации и т. д.)

Организация и проведение РПС педагогов, специалистов, руководителей на базе детского сада

Организация участия педагогов детского сада в РПС на базе других учреждений

Организация и проведение аттестации педагогов

Слайд 28. Координационно-методическое

Организация работы по разработке образовательной программы ДО в соответствии с примерными образовательными программами

Разработка оптимальной модели организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО ;

Организация индивидуального консультирования педагогов по вопросам психолого-педагогического сопровождения введения ФГОС .

Слайд 29. Модель организации образовательного процесса

Слайд 30. Относительно новое направление в методической работе :

Информатизация системы образования

Старший воспитатель должен знать : «…основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием»

Слайд 31. Мероприятия по введению ФГОС

Слайды 32-39. Задачи и мероприятия по их реализации по учебным годам.

Слайд 40. Помимо перечисленных был проведён Цикл методических мероприятий

* изучение нормативно-правовых документов

* -просмотр вебинаров, презентаций о ФГОС ДО

* -изучение требований ФГОС ДО к организации образовательного процесса

Слайд 41. Наиболее эффетивными были следующие формы работы :

Методические семинары , семинары - практикумы, на которых педагоги получают какие-либо новые знания, уточняют имеющиеся, упражняются в применении знаний в ходе выполнения практических заданий

Методическое сопровождение педагогов при подготовке к мероприятиям, в т. ч. к конкурсам. На мой взгляд, очень действенная индивидуальная форма работы, которая позволяет не только обобщить опыт каждого педагога, поддержать его, но и выявить и развить положительные профессиональные составляющие. В ходе проработки материалов, корректировки и доработки педагог самосовершенствуется, выходит на более высокий уровень методической грамотности , приобретает новые профессиональные умения.

Открытые просмотры мероприятий педагогов с анализом и самоанализом помогают всем педагогам увидеть образовательный процесс «со стороны» , соотнести с требованиями ФГОС ДО , проанализировать составляющие НОД, подумать над тем, как изменить и усовершенствовать формы организации детской деятельности, какие методы и приёмы использовать и т п.

Мастер-классы- на конкретных примерах в рамках узкой темы позволяют передать профессиональный опыт от одного педагога другим. А тому педагогу, который проводит мастер-класс, позволяют отточить мастерство, повышают самооценку и стимулирую желание дальнейшего самосовершенствования.

Методическое сопровождение -

взаимодействие сопровождаемого и сопровождающего , направленное на разрешение актуальных для педагога проблем профессиональной деятельности, осуществляемое в процессах актуализации и диагностики существа проблемы, информационного поиска возможного пути решения проблемы, консультаций на этапе выбора пути, конструирования плана действий и первичной реализации плана.

Цель методического сопровождения в условиях введения ФГОС –

обеспечить профессиональную готовность педагогических работников к реализации ФГОС ДО через создание системы непрерывного профессионального развития.

Слайд 43-46. План методического сопровождения введения ФГОС ДО

на 2014-2015 учебный год.

Слайд 47. Эффективные приёмы работы

Практические задания

Китайская пословица гласит : «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму»

Практические задания

Направленные на практическое применение полученных знаний; (Практикум для педагогов)

Направленные на творческое использование имеющихся знаний; (Заполните системную паутинку)

Направленные на анализ увиденного или услышанного (Отличия и сходство)

Просмотр видеоматериалов

Просмотр с комментариями

Просмотр и ответы на заранее полученные вопросы

Просмотр с последующим обсуждением спорных или непонятных вопросов

Просмотр с обсуждением возможности практического применения

На выявление знаний по теме и их уточнение

(Тест к семинару)

Слайд 51. Памятки

Памятка воспитателю по организации РППС в группе для детей дошкольного возраста.

Памятка «Как обобщать свой опыт»

Памятка для планирования

Требования к организации НОД в соответствии с ФГОС ДО

Примерная памятка для самоанализа занятия

на основе самоанализа профессиональной деятельности воспитателей и специалистов

(таблицы)

Прогнозируемые результаты.

* -Координация действий всех участников образовательного процесса в рамках введения ФГОС ДО достигнута реализацией мероприятий годового плана, задачи которого сформулированы в соответствии с ФГОС ДО , с также реализацие утверждённого плана введения ФГОС ДО в детском саду .

* -Создание в образовательном учреждении норм и ресурсного обеспечения процесса внедрения ФГОС ДО

Нормативное обеспечение имеется, в том числе и в методическом плане , как в текстовом варианте, так и в электронном, доведено до каждого педагога. Ресурсное обеспечение пока недостаточное, всё связано с финансированием.

* -Повышение уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов обеспечено прохождением курсовой переподготовки и методическими мероприятиями , проведёнными в детском саду

* -Формирование мотивационной готовности участников внедрения ФГОС ДО

Уровень мотивационной готовности педагогов повысился, результаты были продемонстрированы ранее.

* -Обогащение современными образовательными технологиями

Педагоги активно используют технологию проектирования, игровые технологии, технология развития исследовательских умений, элементы технологии ТРИЗ, используют ИКТ. Некоторые примеры вы увидите чуть позже.

Слайд 54,55 Критерии готовности образовательной организации к введению ФГОС

Слайд 56. Анализ готовности детского сада

Слайд 57. Проблемы и направления в работе

Дальнейшее изучение и внедрение образовательных технологий

Совершенствование в использовании проектных технологий

Доработка ООП ДО

Обеспечение материально-технических и иных условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования

Слайд 58. Будущее – за информационными технологиями.

Новые формы методической работы на основе ИКТ

он-лайн конференции, семинары

вебинары;

скайп-консультации;

мастер-классы, тематические консультации в

интерактивном режиме на сайтах;

виртуальные методические выставки образовательных ресурсов;

ведение сайта детского сада и т. д.

Спасибо за внимание!

«Методическое сопровождение педагогов в условиях внедрения ФГОС ДО»

подготовила Остапчук В.Н., зам.заведующего

МДОУ №14 «Малышок» г.о.Тейково

В 2013 году нашему детскому саду был присвоен статус региональной пилотной площадки. Как мы начали осваивать ФГОС ДО? Конечно же, непросто. С чего начали работу?

  • Были изучены нормативные документы
  • Получены консультации в ИРО, информационно-методической службе городского отдела образования, онлайн-консультации.
  • Составлен план подготовки МДОУ к переходу на ФГОС ДО.
  • Опыт подготовки МДОУ к переходу на ФГОС транслирован для ДОУ муниципалитета.

Мы проанализировали итоги мониторинга уровня готовности педагогов ДОУ к введению ФГОС ДО. Мониторинг показал, что восприимчивость педагогов к новому составляет 83%, т.е. допустимый уровень. Причём видят перспективу и прогнозируют свою деятельность 80% педагогов, открыты новому 90 %. Квалификационная готовность коллектива к освоению инноваций 100%, т.е. все педагоги имеют первую и высшую категории.

Проанализировав уровень мотивационной готовности педагогов к освоению нового, мы выявили причины, которые побуждает большинство педагогов применять новое.

Желание создать хороший, эффективный детский сад – 60 %, желание улучшить достигнутые результаты – 50%, потребность в поиске, исследовании -30%, потребность в новизне, преодолении рутины – 30 %. А вот потребность в самосовершенствовании 10%, ощущение собственной готовности участвовать в инновациях, уверенность в себе – 20%. Почему? 58% наших педагогов постпенсионного возраста. Здесь и плюсы (имеют хорошее базовое образование) и минусы (с трудом отходят от накатанной колеи, считают, что у нас и так всё хорошо).

Возникла необходимость повышения квалификации педагогов. Курсовую подготовку по вопросам внедрения ФГОС прошли 83% педагогов. В ДОУ было спланировано методическое сопровождение педагогов по внедрении. ФГОС ДО.

При составлении Образовательной программы дошкольного образования прослушаны видеолекции Скоролуповой О.А. «Актуальные вопросы введения ФГОС дошкольного образования», семинары «Возможные подходы к корректировке образовательных программ дошкольных учреждений», видеоконференции ФИРО «Эффективный переход региональных систем дошкольного образования на деятельность в условиях ФГОС ДО», получены консультации Кузьмина С.В. на семинаре-практикуме по составлению Образовательной программы, выездные семинары старшего преподавателя ИРО Виноградовой О.В.,

В составлении Образовательной программы мы, как пилотная площадка, оказали методическую помощь и другим ДОУ муниципалитета. Были проведены семинары-практикумы для заместителей заведующих, затем взаимный аудит Программ, а по его итогам коррекция Образовательных программ детских садов города.

Авторы Стандарта акцентируют внимание на том, что ФГОС – это стандарт условий. Как говорит директор Института психологопедагогических проблем детства Российской академии образования Татьяна Волосовец , при переходе на стандарт дошкольного образования понятие «вчера – сегодня» не работает: чтобы создать условия, нужно довольно много времени.

Не секрет, что первое и самое главное условие – это кадры. Реализовать ФГОС в детском саду сможет только высокопрофессиональный педагог. И это созвучно с социальным запросом родителей наших воспитанников.

В пункте 3.4.2. ФГОС сказано: «Педагогические работники…должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей». Методическое сопровождение педагогов в нашем детском саду организовано через постоянно действующий семинар «Изучение и внедрение ФГОС ДО». План ПДС довольно многоплановый и разносторонний. Поэтому к участию в нём, мы, как пилотная площадка, приглашаем педагогов города.

Одним из важнейших принципов осуществления Стандарта является принцип интеграции содержания дошкольного образования. В рамках ПДС на базе нашего детского сада прошёл городской семинар-практикум «Интеграция образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО». Воспитатели так же учились анализу деятельности с учётом критериев оценивания видеозанятия при аттестации.

Как уже отмечалось ранее, наш педагогический коллектив на 58% состоит из опытных воспитателей, возраст которых превышает 50 лет. Не все ещё освоили функции мобильных телефонов, но работа с компьютером вошла в нашу жизнь плотно. Четвёртый год педагоги нашего ДОУ – участники и победители городского конкурса электронных учебно-методических материалов. Создать презентацию, слайд-шоу на любую тему к занятию, утреннику умеет 83% педагогов. А шли к этому через приобретение ноутбуков, организацию мастер-классов, материальное стимулирование.

В этом году каждый педагог создал своё электронное портфолио в среде PowerPoint. Такую работу можно назвать педагогической копилкой своего опыта. Совершенствование работы с Интернет-ресурсами, с ИКТ, систематизация опыта работы даёт возможность построения развивающего образования. И второе - легко адаптироваться к прохождению аттестации.

Опыт работы детского сада по созданию электронного банка передового педагогического опыта был транслирован на городском методическом совете заместителей заведующих и старших воспитателей ДОУ.

На примере своего электронного портфолио музыкальный руководитель нашего ДОУ показала разные виды использования ИКТ в работе в рамках городского семинара-практикума «Использование ИКТ в профессиональной деятельности музыкального руководителя».

Следующий городской семинар-практикум был так же посвящён использованию компьютерных технологий. Музыкальных руководителей познакомили с технологией создания учебно-методического материала в виде презентации к занятию.

Стандарт включает в себя требования к развивающей предметно-пространственной среде. Как промежуточный этап нашей работы по совершенствованию среды, можно назвать совещание заведующих «Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ».

В этом учебном году несколько педагогов предложили выполнять написание календарно-тематического плана работы с детьми в электронном виде. Была создана рабочая группа, куда вошли как опытные педагоги, так и начинающие. Созданную форму плана обсудили на педсовете и приняли её. Без споров в коллективе не обошлось. Главный вопрос: а нужно ли это?- занимал всех не одну неделю.

К сентябрю несколько инициативных педагогов начали планировать образовательную работу в электронном виде, а с октября каждый.

Остановлюсь на форме написания плана. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса подразумевает планирование по всем направлениям развития ребёнка в пяти взаимодополняющих образовательных областях.

Календарно-тематический план состоит из разделов:

  • тема недели;
  • задачи по образовательным областям;
  • НОД, занятия;
  • интеграция образовательных областей;
  • совместная деятельность воспитателя с детьми в режимных моментах;
  • самостоятельная деятельность детей;
  • взаимодействие с родителями.

В разделах совместной и самостоятельной деятельности предложены адекватные возрасту разнообразные формы работы с детьми. Воспитатель дополняет их конкретным содержанием. Аналогично предложен раздел взаимодействия с родителями. В разделе интеграции прописаны образовательные области, логично интегрируемые. Педагог при необходимости меняет их.

Так как опыт планирования, на наш взгляд, оказался успешным, мы, как площадка поделились им на семинаре заместителей заведующих и можем предложить материалы по планированию другим площадкам и пригласить их к сотрудничеству .

Говорят: есть два типа людей. Одни катят мир, а другие бегут рядом и кричат: "Куда катится этот мир!?" Трудно перестраивать свою работу, но это необходимость.

Что в перспективе нашей работы?

  • Активное вовлечение родителей в образовательную деятельность
  • Обеспечение эмоционального благополучия детей через создание предметно-пространственной среды, отвечающей ФГОС ДО.
  • Дальнейшее профессиональное развитие педагогических работников.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14 « Малышок » г.о. Тейково Методическое сопровождение педагогов в условиях внедрения ФГОС ДО Заведующий МДОУ: Ермолаева Л.В. Зам. заведующего: Остапчук В.Н.

Методическое сопровождение педагогов МДОУ №14 «Малышок» Составлен план подготовки МДОУ к переходу на ФГОС ДО Проведён мониторинг уровня готовности педагогов ДОУ к введению ФГОС ДО Составлена образовательная программа дошкольного образования МДОУ №14 Организован постоянно действующий семинар «Изучение и внедрение ФГОС ДО» Организована курсовая подготовка всех педагогов по вопросам внедрения ФГОС Пополняется банк передового педагогического опыта

Семинар-практикум «Особенности разработки Образовательной программы дошкольного образования» Цель: Транслировать опыт разработки Образовательной программы дошкольного образования для ДОУ муниципалитета

месяц тема семинара-практикума сентябрь Структура и содержание ФГОС ДО. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса Планирование образовательного процесса в группах октябрь Использование ИКТ в профессиональной деятельности педагога Электронное портфолио в среде PowerPoint – педагогическая копилка опыта ноябрь Образовательные области и виды детской деятельности. Интеграция образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО декабрь Организация игры как ведущего вида деятельности. Проектирование совместной деятельности взрослых и детей с целью решения образовательных программ январь Особенности организации занятий в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми февраль Обновление предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО март Социальный портрет ребёнка 7 лет как целостный ориентир и результат освоения образовательной программы дошкольного образования апрель Оценка индивидуального развития детей для решения задач индивидуализации образования и оптимизации работы с группой детей май Взаимодействие с родителями по непосредственному вовлечению их в образовательную деятельность Постоянно действующий семинар-практикум для воспитателей « Изучение и внедрение ФГОС ДО »

Семинар-практикум «Интеграция образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО» Цель: Совершенствование профессионального мастерства педагогов в вопросах технологии интеграции образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО

Требование профстандарта педагога дошкольного образования – Владение ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста

Педагогическая копилка опыта – персональное портфолио педагога Цель: Создание банка компьютерных дидактических и методических разработок как отражение информационно-коммуникативной компетентности

Семинар-практикум «Использование ИКТ в профессиональной деятельности музыкального рукодителя » Цель: Освоение инновационных образовательных технологий и методов

Семинар-практикум «Использование ИКТ в образовательном процессе» Цель: Трансляция и распространение инновационного педагогического опыта

Совещание заведующих «Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ» Цель: Выявление новых подходов к обеспечению эмоционального благополучия детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением в соответствии с ФГОС ДО

Разделы планирования: тема недели задачи по образовательным областям НОД, занятия интеграция образовательных областей совместная деятельность воспитателя с детьми в режимных моментах самостоятельная деятельность детей взаимодействие с родителями

Задачи по образовательным областям НОД, занятия Инт егр обр обл Совместная деятельность воспитателя с детьми в режимных моментах Самостоятель ная деятельность детей Взаимодействие с родителями Познавательное развитие ФЦКМ: ФЭМП: Сенсорика: Позн-исслед деятельность: Наблюдения в природе: Р, С Ситуативные разговоры с детьми о== , беседа о ==, изготовление == (предметов, макетов, украшений), раскраски, оформление выставки= , изготовление книги о =, отгадывание загадок о =, рассматривание иллюстраций, картин о =, наблюдения за погодой, изменениями в природе== . Экспериментирование с = . С.-р. игра= Предм.картинки= , сюжетные картинки= , лото= , домино= , энциклопедия= тематические раскраски = Атрибуты к с-р инре= . Родительское собрание= Информационный лист на тему= Консультация= Буклет= Стенд на тему= Беседа с родителями= на тему= Речевое развитие Развитие речи: Ознакомление с художественной литературой: П, Ф Дидактическая игра= , словесная игра= , Чтение и обсуждение= (5), инсценирование и драматизация отрывков из сказки= , разучивание стихотворения= , развитие артистических способностей в подвижной игре имитационного характера= («Где мы были…) Альбом= , сюжетные картинки= , иллюстрации= Социально-коммуникативное развитие Игровая деятельность: Приобщение к моральным нормам: Труд: ОБЖ: П, Р В с-р игре = взять на себя роль = В игре == показать ролевое взаимодействие = и =. Обучающая игра = (« Как мы поедем …») В игре== использовать игрушки-заместители. Дополнить игровую среду= (мягкими модулями). Объединить игры = и= в единый сюжет. Создание ситуации морального выбора= , беседа о= , ситуативный разговор о= . Наблюд за трудом =. Изготовление =. Атрибуты игры =, лейки, тряпочки, знаки для ухода за растениями Художественно-эстетическое развитие Лепка: Аппликация: Рисование: Конструирование: Музыка: П, С, Р Изготовление украшений= , творческая мастерская= , устройство выставки= . Рассматр. и обсуждение иллюстраций к= . Слушание и обсуждение музыки= . Совместное пение= . Хоровод= . Д.игра= Пластилин, карандаши, краски, цветная бумага, бубны, кастаньеты, колокольчики. Физическое развитие Здоровье: Физическая культура: С, Р Подвижные игры, игры с элементами спорта, игры-соревнования. Двигательная деятельность с = в физкультурном уголке Мячи, кегли, кольцеброс, скакалки, ленты, Календарно - тематическое планирование воспитательно-образовательной работы с детьми на неделю Тема_____________________________________________

Семинар-практикум «Планирование воспитательно-образовательной работы» Цель: Развитие профессиональных умений и навыков педагогов, необходимых для реализации ФГОС ДО

Спасибо за внимание!



ФГОС ДО устанавливает ТРЕБОВАНИЯ: 1. к структуре Программы 2. к условиям, включающим требования к психолого-педагогическим, кадровым, финансовым условиям и к предметно- пространственной среде; 3. к результатам, представленные в виде целевых ориентиров дошкольного образования.


ЦЕЛИ ФГОС ДО обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении дошкольного образования; сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования; обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения.


В ФГОС ДО - главное не результат, а условия! ФГОС ДО направлен на всестороннее развитие ребенка, носит детоцентристский характер. Обеспечивает здоровье, безопасность и здоровый образ жизни ребенка. Что изменяется? Повышается степень ответственности руководителя. Сохраняется уникальность, специфика, вариативность дошкольного детства. Дошкольное детство не привязано к школе.


Разработчики ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ выступают против одной (единой) программы! Должна быть возможность выбора! Основная образовательная программа (ООП) определяется как: «Программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития ребёнка, а не обучения!» Стандарт не предусматривает проведение аттестации детей, оцениваются условия, эффективность и качество работы с ребенком.


Задачи методических служб: - создание ЕИОС для доступа к информации для всех субъектов образовательного процесса; - формирование банка педагогической информации, направленной на решении задач введения ФГОС ДО; - анализ и обобщение опыта введения ФГОС ДО; - распространение (выпуск и тиражирование) инновационного педагогического опыта; - ознакомление и обеспечение педагогических работников с новинками литературы по проблематике ФГОС ДО.


Формы работы Мониторинг готовности ДОУ и результатов перехода на ФГОС Развитие дистанционных форм поддержки ДОУ, сетевых сообществ педагогов Повышение квалификации и переподготовка педагогов (в т.ч. тьюторов в районах) Информационное и научно-методическое сопровождение деятельности ДОУ – инновационных площадок по введению ФГОС Подготовка кейса документов и методических разработок к внедрению ФГОС ДО (на основе межведомственного взаимодействия) Формирование медиатеки, банка инновационных предложений на основе платформы «Информация для всех» (виртуальный детский сад) Диссеминация эффективного опыта ДОО


ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования Требования к развивающей предметно-пространственной среде Требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования Требования к материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования Требования к финансовым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования


МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ДОО Принципы -Развивающего обучения; -интеграции; - научности Совместная деятельность воспитателя и ребенка Самостоятельная деятельность детей Ребенок: овладение интегративными качествами Формы работы Цель: создать оптимальные условия для компетентностного подхода в сфере социально-личностного развития дошкольников с учетом его физического и психического здоровья, интеллектуального развития для реализации психолого-педагогической готовности к обучению в школе и адаптации окружающему социуму Чтение Решение проблемных ситуаций Беседа разговор Эксперимент- титрование Наблюдение Игра Подход -культурологический; -деятельностный -личностный


Методическое сопровождение Нормативно-правовые задачи: создание банка документации по вопросам введения ФГОС ДО, поддержание его в актуальном и оперативном состоянии, размещение его на сайтах органов управления образованием и муниципальных методических служб разработка методических рекомендаций по проектированию программы и созданию пакета локальных нормативно-правовых актов ДОО, обеспечивающих введение стандарта


Методическое сопровождение разработки и реализации ООП Информационные задачи: создание образовательной карты района, города с целью эффективной организации сетевого взаимодействия в рамках реализации ФГОС ДО; предоставление информации о реализации ФГОС ДО (публичные отчеты, статистические данные, муниципальные программы развития системы образования).


Методическое сопровождение разработки и реализации ООП Консультационные задачи: организация работы муниципального консультационного пункта по разработке и реализации ОП дошкольного образования; обеспечение консультационной поддержки дошкольных образовательных организаций по вопросам введения ФГОС ДО; проведение обучающих, проектировочных, практико- ориентированных семинаров, дискуссионных площадок; организация деятельности виртуальных методических кабинетов, проведение вебинаров, интернет-форумов; проведение мастер-классов педагогов дошкольных образовательных организаций.


Новые формы методической работы на основе ИКТ электронные рассылки материалов он-лайн конференции, семинары вебинары; скайп-консультации; мастер-классы, тематические консультации в интерактивном режиме на сайтах муниципальных методических служб; виртуальные методические выставки образовательных ресурсов


Направления методического обеспечения введения ФГОС ДО на муниципальном уровне Методическое сопровождение разработки и реализации основных образовательных программ; Методическая работа с педагогическими кадрами, обеспечивающими введение ФГОС ДО; Поддержка образовательных организаций, их взаимодействие друг с другом и социальными партнерами; Информационное сопровождение муниципальной системы образования и ДОО.




Формирование банка данных нормативно-правовых документов федерального, регионального, муниципального уровней, локальных актов, регламентирующих введение и реализацию ФГОС ДО. Разработка плана методического сопровождения введения ФГОС в ДОО. Организация непрерывного повышения квалификации по проблеме введения ФГОС; повышение квалификации педагогических работников через систему внутреннего обучения. Проведение инструктивно-методических совещаний и обучающих семинаров по вопросам введения ФГОС ДО. Приоритетные направления методического обеспечения введения ФГОС ДО в дошкольной образовательной организации


ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО Направление деятельности Нормативно-правовое обеспечение Материально- техническое Положения о различных объектах инфраструктуры учреждения с учетом требований ФГОС ДО к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности воспитательно- образовательного процесса и оборудования помещений. -Положение о методическом кабинете (сопровождении) (общие положения, задачи и направления деятельности методического кабинета, руководство и планирование работы методического кабинета, оснащение методического кабинета) -Положение о музыкальном зале. -Положение о физкультурном зале. -Положение об изостудии. и т.д.


ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО Направление деятельности Нормативно-правовое обеспечение Финансовое 1. Положение об оплате труда и материальном стимулировании работников образовательного учреждения 2. Положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников образовательного учреждения. 3. Получение лицензии на реализацию дополнительных образовательных услуг 4. Положение об оказании платных дополнительных образовательных услуг (постановление Правительства РФ от 15 августа 2013 г. N 706 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг").


ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО Нормативно-правовое обеспечение Информацион ное 1. Положение об организации и проведении самообследования и публикация публичного отчета образовательного учреждения. 2. Положение об Интернет-сайте образовательного учреждения (Федеральный закон от ФЗ, ст.29; постановление Правительства РФ от 10 июля 2013 г. N 582 "Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации")


ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО Направление деятельности Нормативно-правовое обеспечение Кадровое 1. Должностные инструкции работников образовательного учреждения (приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих»). 2. Приказ об утверждении плана-графика повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательного учреждения в связи с введением ФГОС ДО. 3. Приказы, положения об обобщении опыта участников конкурсных мероприятий 4. положения, приказы о работе тьюторов и наставников для молодых специалистов


ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО Направление деятельности Нормативно-правовое обеспечение Организацион ное 1. Устав образовательного учреждения (Федеральный закон от ФЗ, ст.25). 2. Правила внутреннего распорядка образовательного учреждения. 3. Договор образовательного учреждения с учредителем. 4. Договор образовательного учреждения с родителями (законными представителями) воспитанников. 5. Приказ об утверждении плана-графика (сетевого графика, дорожной карты) введения ФГОС ДО в образовательном учреждении. 6. Приказ о создании в образовательном учреждении рабочей группы по введению ФГОС ДО 7. Приказ об организации семинаров по обучению педагогических работников 8. Приказ об организации консультативной помощи родителям


ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО Направление деятельности Нормативно-правовое обеспечение Научно- методическое 1. Приказ об утверждении основной образовательной программы дошкольного образования образовательного учреждения (Федеральный закон от ФЗ, ст.12). 2. Положение о системе внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении. 3. Приказ о создании рабочей группы разработке профессионального стандарта педагога ДОО 4. Приказ об утверждении показателей и критериях эффективности деятельности и т.д.


Проведено анкетитрование слушателей курсов о проблемах введения ФГОС ДО Создана видеотека методических материалов Подготовлено 90 модераторов стажировочных и апробационных площадок На 4 стажировочных площадках подготовлены тьюторы, которые проводят самостоятельные выездные занятия. ДОУ 4,7,12,14 г. Курчатова и ДОУ 33,76,77,97,98,116,122,128 г. Курска принимают активное участие в формировании методической видеотеки и проведении курсов повышения квалификации На базе про-гимназии «Радуга» идет апробация модели образовательного процесса на основе примерной образовательной программы «Миры детства», в том числе работа по взаимодействию с родителями (детский календарь) Изданы методические рекомендации, обобщающие опыт работы детских садов г. Курчатова, г. Курска. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ФГОС ДО



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «nikanovgorod.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «nikanovgorod.ru»