Эдгар по - биография, информация, личная жизнь. Странная жизнь и загадочная смерть эдгара аллана по Писатель эдгар по его рассказы

Подписаться
Вступай в сообщество «nikanovgorod.ru»!
ВКонтакте:

Американский писатель, поэт и критик Эдгар Аллан По (Edgar Allan Рое) родился 19 января 1809 года в Бостоне (США) в семье актеров бродячей труппы. В возрасте двух лет остался сиротой, после чего был усыновлен купцом из Виргинии — Джоном Алланом. Воспитывался в закрытом пансионе в Англии; в 1826 году поступил в аристократический Университет Виргинии в Шарлоттенсвилле. В студенческие годы увлекался азартными играми, участвовал в кутежах, что провоцировало конфликты с отчимом. После одной из таких ссор будущий писатель покинул дом приемных родителей.

В 1828 году при финансовой поддержке приемных родителей вернулся в Бостон, где опубликовал сборники "Аль Аарааф, Тамерлан и мелкие стихи" (Al Aaraaf, Tamerlane and Minor Poems, 1829) и "Стихи" (Poems, 1831), однако эти начинания успеха не имели.

В 1830 году поступил в Военную академию США (United States Military Academy) в Вест-Пойнте, однако вскоре оставил учебу, что спровоцировало окончательный разрыв с Джоном Алланом. Оставшись без финансовой поддержки, Эдгар По вновь оказался на грани нищеты.

В 1833 году он впервые выступил как прозаик с рассказом "Манускрипт, найденный в бутылке" (A manuscript found in a bottle), за который получил премию журнала "Балтимор Сатердей Визитер".

В течение 1830-х годов продолжал писать новеллы, регулярно публиковался в литературном журнале "Южный литературный вестник" (Southern Literary Messenger) в Ричмонде, где завоевал репутацию оригинального и остроумного критика. Эти публикации позднее составили знаменитый двухтомник "Гротески и арабески" (Tales of the Grotesque and Arabesque, 1840).

В 1836 году Эдгар По женился на своей кузине Виргинии Элизе Клемм (Virginia Eliza Clemm Poe).

В 1837 году в поисках более оплачиваемой работы переехал в Нью-Йорк , однако из-за финансового кризиса не смог найти там работы.

В 1838-1843 годах жил с женой и ее матерью в Филадельфии, работал в журналах Burton’s Gentleman’s Magazine и Graham’s Magazine, пробовал издавать собственный журнал The Stylus. Опубликовал около тридцати рассказов и множество литературно-критических статей.

В октябре 2009 года, спустя 160 лет после своей смерти, Эдгар Аллан По был удостоен повторного отпевания. Костюмированная церемония проходила в музее писателя в Бостоне, где был выставлен гроб с манекеном Эдгара По.

Оригинальность стиля По не нашла себе последователей в Америке. В европейской литературной традиции влияние По испытывали на себе Шарль Бодлер, Стефан Малларме, Морис Метерлинк, Оскар Уайльд, Данте Габриэль Россетти, Роберт Льюис Стивенсон. Увлекались творчеством По и русские символисты — Дмитрий Мережковский, Константин Бальмонт, Валерий Брюсов.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Биография Эдгара По полна белых пятен. Виной тому пренебрежительное отношение многих его современников и бедственное положение писателя. По сути, историю поэта непредвзято начали восстанавливать только в XX веке, но к тому моменту сведений о его жизни осталось немного. Сегодня Эдгар Аллан По остается одной из самых загадочных личностей. Об обстоятельствах его смерти уже в 1849 году было немало предположений, но реальная причина гибели поэта, скорее всего, навсегда останется неразгаданной. Однако этот факт не мешает миллионам людей сегодня наслаждаться прозой и поэзией великого писателя.

Потеря родителей, приемная семья

История Эдгара По начинается 19 января 1809 года в Бостоне (США). Появился будущий писатель в семье бродячих артистов. С родителями Эдгару довелось пожить недолго: мать умерла от чахотки, когда ему было только два года, отец то ли исчез, то ли погиб еще раньше. Тогда мальчику, по большому счету, единственный раз в жизни повезло — его взяли на воспитание супруги Алланы. Фрэнсис, приемная мать, полюбила малыша и уговорила мужа, богатого купца Джона, усыновить его. Тот не был рад появлению Эдгара, но уступил супруге, которая не могла родить собственного сына.

Детство Эдгар Аллан По провел в Виргинии. Он ни в чем не нуждался: его одевали по последней моде, в его распоряжении были собаки, лошадь и даже слуга. Обучение будущий писатель начал в лондонском пансионе, куда был отдан в 6 лет. В США мальчик вернулся вместе с семьей, когда ему стукнуло одиннадцать. Там он поступил в колледж в Ричмонде, а затем, в 1826 году, — в Виргинский университет, который открылся за год до этого.

Конец везению

Эдгар быстро усваивал знания, отличался физической выносливостью и страстным, нервным характером, доставившим ему впоследствии немало хлопот. Как отмечают биографы, последняя особенность и предопределила его ссору с отцом. Точные причины неизвестны: то ли молодой писатель подделал подпись отчима на векселях, то ли тот разозлился из-за карточных долгов приемного сына. Так или иначе, а в 17 лет По остался без средств и покинул университет, отучившись только на первом курсе.

Юноша вернулся в Бостон, где занялся поэзией. Эдгар По стихи, написанные в тот период, решил опубликовать под псевдонимом «бостонец». Однако его замысел потерпел неудачу: книга не вышла, а и без того скудные средства закончились.

Короткая военная карьера

В такой ситуации Эдгар По принял неожиданное решение. Он поступил на военную службу под вымышленным именем. В армии По пробыл примерно год. Он получил звание сержант-майора, числился одним из лучших, однако не выдержал столь регламентированной жизни. Предположительно, в начале 1828 года молодой поэт обратился за помощью к отчиму. Тот после уговоров жены помог Эдгару освободиться от службы. Отблагодарить мачеху писатель не успел: она умерла накануне его приезда в Ричмонд. Так поэт лишился второй по-настоящему дорогой ему женщины.

Балтимор, Вест-Пойнт и долгожданная публикация

Благополучно расставшись с армией, Эдгар на некоторое время отправился в Балтимор. Там он встретился с родственниками по отцу: тетушкой Марией Клемм, дядей Георгом По, его сыном Нельсоном. Находясь в стесненном финансовом положении, писатель поселился у тети, а чуть позже вернулся в Ричмонд.

Во время прибывания в Балтиморе Эдгар познакомился с У. Гвином, редактором местной газеты, а через него и с Дж. Нилом, писателем из Нью-Йорка. Им По передал свои стихи. Получив положительные рецензии, Эдгар решил вновь попробовать издать их. Сборник под названием «Аль-Аарааф, Тамерлан и малые поэмы» вышел в 1829 году, однако не получил широкой известности.

Отчим настоял на продолжении обучения приемного сына, и в 1830 году юноша поступил в Военную академию в Вест-Пойнте. Несмотря на строгий распорядок дня, Эдгар По находил время на творчество и развлекал соучеников сатирическими поэтическими зарисовками жизни в академии. Он должен был отслужить пять лет, однако, как и в прошлый раз, уже в самом начале обучения понял, что военная карьера не для него. Эдгар попробовал снова обратиться к отчиму, но очередная ссора нарушила его планы. Однако поэт не растерялся: перестав соблюдать устав, он добился исключения из академии в 1831 году.

Попытки добиться признания

Биография Эдгара По крайне скудна на сведения о его жизни в период с 1831 по 1833 год. Известно, что он жил некоторое время в Балтиморе у Марии Клемм. Там он полюбил ее дочь и свою двоюродную сестру Виргинию. Девочке тогда было только 9 лет. С осени 1831 года о жизни поэта практически ничего не известно. Некоторые исследователи его биографии считают, что он мог отправиться в путешествие по Европе. В пользу этого факта косвенно свидетельствуют многочисленные подробные описания Старого Света, встречающиеся на страницах произведений писателя. Тем не менее других подтверждений этой теории нет. Многие биографы отмечают, что По был сильно ограничен в средствах и вряд ли мог себе позволить расходы на путешествие.

Однако все исследователи согласны, что три года, последовавшие после исключения из Вест-Пойнта, были продуктивными. Эдгар По, книги которого еще не пользовались популярностью, продолжал трудиться. В 1833 году он представил на конкурсе балтиморского еженедельника Saturday Visitor шесть рассказов и стихи. И те и другие были признаны лучшими. За рассказ «Манускрипт, найденный в бутылке» По был вознагражден денежной премией размером в 100 долларов.

Помимо денег, Эдгар получил некоторую известность, а вместе с ней и приглашения на работу в журналы. Он начал сотрудничать с Saturday Visitor, а затем и с Southern Literary Messenger, издававшимся в Ричмонде. В последнем писатель опубликовал в 1835 году новеллы «Морэлла» и «Береника» и чуть позже - «Приключения Ганса Пфалля».

Великолепная Виргиния

В том же году Эдгар По, произведения которого уже пользовались большей известностью, чем раньше, получил приглашение стать редактором Southern Literary Messenger. Для вступления в должность с гонораром в 10 долларов в месяц было необходимо переехать в Ричмонд. По согласился, но перед отъездом пожелал обвенчаться с возлюбленной Виргинией, которой тогда было меньше 13 лет. Девушка необыкновенной красоты давно пленила писателя. В героинях многих его произведений можно угадать ее образ. Мать Виргинии дала согласие, и молодые тайно обвенчались, после чего По уехал в Ричмонд, а его возлюбленная еще год жила в Балтиморе. В 1836-м состоялась официальная церемония.

Меньше чем через год Эдгар По после ссоры с издателем Southern Literary Messenger ушел с должности редактора и вместе с Марией Клемм и Виргинией переехал в Нью-Йорк.

Нью-Йорк и Филадельфия

Два года, прожитые в Нью-Йорке, были неоднозначными для писателя. Эдгар По, стихи и проза которого печатались на страницах нескольких журналов города, получал за работу очень мало. Он опубликовал такие произведения, как «Лигейя» и «Приключения Артура Гордона Пима», но заработал больше всего на руководстве по хронологии, которое представляло собой сокращенный вариант труда шотландского профессора.

В 1838 году семья переехала в Филадельфию. Эдгар получил работу редактора журнала Gentleman’s Magazine, где опубликовал несколько своих произведений. В их число вошло «Падение дома Эшер» и начало незавершенных «Записок Юлия Родмана».

Мечта и реальность

Работая в разных изданиях, Эдгар По искал чего-то большего. Он мечтал о собственном журнале. Ближе всего к воплощению идеи он приблизился в Филадельфии. Были опубликованы объявления о новом журнале под названием Penn Magazine. Для не хватало немного — денег, однако это препятствие оказалось непреодолимым.

В 1841 году Gentleman’s Magazine объединился с The Casket — вышел новый журнал Graham’s Magazine, главным редактором которого стал Эдгар По. Рассказы, поэмы и новеллы, написанные ранее, он незадолго до этого объединил в два тома и издал собрание сочинений «Гротески и арабески» в конце 1840. Это был короткий период, когда, казалось, все идет хорошо. Однако уже в марте 1842 года Эдгар снова был без работы. Журнал распался, а в редакцию Gentleman’s Magazine был приглашен Руфус Уилмот Гризвольд. Последнее, по одной из версий, стало причиной ухода По: он, мягко говоря, недолюбливал Гризвольда.

Затем была работа в Saturday Museum и публикация нескольких сказок и новелл за сущие гроши. Исключением, пожалуй, стал лишь «Золотой жук». Его Эдгар отправил на литературный конкурс. «Золотой жук» победил и принес своему автору 100 долларов. После рассказ многократно переиздавался, что, правда, не приносило дохода писателю, поскольку тогда был делом будущего.

Новое несчастье

Биография Эдгара По полна печальных событий. Как отмечают исследователи его жизни, причиной многих из них был его страстный характер, склонность к депрессиям и алкоголю. Однако одна из главных трагедий — смерть Виргинии — произошла не по его вине. Жена поэта была больна туберкулезом. Первый признак тяжелого недуга, горловое кровотечение, проявился в 1842 году. Больная была на грани смерти, но спустя некоторое время поправилась. Однако чахотка, унесшая мать Эдгара, не сдалась. Виргиния медленно умирала на протяжении нескольких лет.

Для неустойчивой нервной системы писателя это был тяжелый удар. Он практически перестал писать. Семья снова остро нуждалась в деньгах. В 1844 году они вернулись в Нью-Йорк. Здесь были опубликованы новые произведения, которые написал Эдгар По. «Ворон», самое известное стихотворение поэта, было издано в журнале Evening Mirror.

Кульминация творчества

Сегодня Эдгар По считается одним из лучших американских авторов. Он заложил начало жанра «научная фантастика», книги писателя стали первыми образцами мистического детектива. Главным произведением По, принесшим ему славу и признание, но не богатство, стал «Ворон». Поэма прекрасно передает отношение писателя к жизни. Человеку отпущен лишь краткий миг, наполненный страданиями и тяжелой работой, и тщетны все его надежды. Лирический герой тоскует по погибшей возлюбленной и спрашивает у говорящей птицы, сможет ли он когда-нибудь снова увидеть ее. Таков Эдгар По: «Ворон» отличается особым внутренним напряжением и трагизмом, которые захватывают читателя полностью, несмотря на практически полное отсутствие сюжета.

За публикацию писатель получил 10 долларов. Однако «Ворон» принес ему нечто большее, чем деньги. Поэт стал знаменит, его начали приглашать на лекции в разные города, что несколько упрочило его финансовое положение. За год, пока длилась «белая» полоса, По издал сборник «Ворон и другие поэмы», напечатал несколько новых новелл и был приглашен в редакцию журнала Brodway Journal. Однако и тут неуемный характер не позволил ему долго благоденствовать. В 1845 году он рассорился с другими издателями, остался единственным редактором, но из-за нехватки средств вскоре был вынужден расстаться с должностью.

Последние годы

В дом снова пришла бедность, а с ней холод и голод. Виргиния умерла в начале 1847 года. Многие биографы отмечают, что страдающий поэт был на грани безумия. Какое-то время он не мог работать из-за горя и алкоголя и выживал только благодаря заботе немногочисленных верных друзей. Но иногда собирал силы и писал. На этот период приходится создание таких произведений, как «Юлалюм», «Колокола», «Аннабель Ли» и «Эврика». Он снова влюбился и незадолго до смерти вновь собирался жениться. В Ричмонде, где писатель читал лекции о «Поэтическом принципе», своем литературоведческом труде, Эдгар По встретил подругу детства Сару Эльмиру Ройстер. Он поклялся невесте, что с запоями и депрессиями покончено. Перед свадьбой оставалось лишь уладить некоторые дела в Филадельфии и Нью-Йорке.

Тайна Эдгара По

3 октября 1849 года Эдгара По нашли в полубезумном состоянии на скамейке в Балтиморе. Его доставили в больницу, где он скончался, не приходя в сознание, 7 октября. О причинах смерти писателя до сих пор нет единого мнения. Многие исследователи вопроса склоняются к версии о так называемом купинге. По обнаружили в день выборов. Тогда в Балтиморе бесчинствовали группировки, сгонявшие граждан в тайные убежища. Людей накачивали алкоголем или наркотиками, а потом заставляли по несколько раз голосовать за «правильного» кандидата. Есть сведения, что Эдгар По во время обнаружения был пьян, а недалеко от злополучной скамейки находилось одно из таких убежищ. С другой стороны, писатель в то время был знаменит в Балтиморе и вряд ли его выбрали бы в качестве жертвы.

Среди возможных причин сегодня называются различные заболевания, от гипогликемии и опухоли мозга до алкоголизма и передозировки лауданумом. Причина такой неразберихи — отсутствие медицинских документов и первая биография Эдгара По, написанная Гризвольдом, врагом писателя. Он выставил поэта пьяницей и безумцем, не стоящим доверия и внимания. Такая точка зрения на личность По главенствовала до конца XIX века.

Творческое наследие

Одна из версий гласит, что смерть По была спланирована самим писателем, как последний эффектный жест для публики, жадной до мистики и ужасов. Поэт тонко чувствовал, чего хочет читатель. Он понимал, что романтизм сильно уступает по популярности мистике, щекочущей нервы и держащей в напряжении. Эдгар По, рассказы которого были полны фантастических происшествий, умело сочетал воображение и логику. Он стал первопроходцем жанра Немалое место в трудах писателя занимает научная фантастика. Книги Эдгара По отличаются сочетанием воображения и логики. Он заложил трагическую традицию в американской литературе, сформулировал принципы научной фантастики, подарил миру мистический детектив.

Сегодня Эдгар По, книги которого являются вдохновением для многих людей, считается представителем интуитивизма — философского направления, признающего главенство интуиции в процессе познания. Однако писатель хорошо знал, что творчество — это еще и кропотливый труд. Он создал свою эстетическую парадигму и несколько трудов по теории поэзии: «Философия творчества», «Новеллистика Натаниела Готорна», «Поэтический принцип». В «Эврике» писатель изложил философские и гносеологические идеи. Вклад Эдгара Аллана По в развитие литературы, в том числе многих любимых современными читателями жанров, неоценим. Изучение его биографии заставляет задуматься о судьбе и предназначении. Кто знает, создал бы Эдгар По столько, если б жизнь была к нему более благосклонна?


Биография

Один из величайших американских романтиков XIX века родился 19 января 1809 в Бостоне. Его отец бросил семью, а мать умерла от тяжелой болезни, когда маленькому Эдгару не исполнилось и трех лет... Ребенок был взят на воспитание в семью богатого торговца из Ричмонда Джона Аллана , которая через некоторое время переехала в Англию, где мальчика отдали учиться в престижный пансион. В 1820 году семья Алланов вернулась в Ричмонд , где Эдгар поступил в колледж. В колледже По влюбился в мать одного из своих сокурсников - Джейн Крег Стенард , но первая любовь закончилась трагически, в 1824 году Джейн умерла...

В 1826 году Эдгар закончил колледж и поступил в университет Вирджинии, где проучился всего год. Тогда же По предпринимает попытку тайно обвенчаться со своей новой возлюбленной - Сарой Ройстер , что вызывает гнев приемного отца и тот выгоняет его из дома... Эдгар уезжает в Бостон, где публикует свой первый сборник стихов, который увы не имеет успеха...

В 1829 году Эдгар знакомится со своими родственниками по отцовской линии, они помогают ему выпустить второй сборник стихов, который также оказывается провальным, не приносит писателю известности и третий сборник, опубликованный через год в Нью-Йорке, зато в июне 1833 года его рассказ «Рукопись, найденная в бутылке» занимает первое место на конкурсе литературного журнала «Baltimor saturday visitor» .

По становится востребованным писателем-прозаиком и наконец в декабре 1835 становится редактором журнала «Southern lirary messeger» , к нему переезжают его родная тетка по отцовской линии Мари Клем и ее тринадцатилетняя дочь Виргиния , с которой Эдгар обвенчался через полгода... Вскоре он отказывается от работы в журнале и со своей новоиспеченной семьей переезжает в Нью-Йорк, где публикует несколько новелл, однако гонорары были ничтожны и писатель испытывал постоянную нужду.

В 1838 году Эдгар принимает предложение занять должность редактора в журнале «Gentelmen"s magazine» и из-за этого переезжает в Филадельфию. В 1839 он накапливает достаточное состояние, чтобы выпустить книгу «Гротески и арабески» . В Филадельфии писатель прожил шесть лет, за это время он опубликовал около тридцати рассказов и множество литературно-критических статей...

В 1844 Эдгар возвращается в Нью-Йорк и публикует там несколько новелл, но у публики они не имеют успеха, зато вышедшее в 1845 году стихотворение «Ворон» и одноименный сборник делают По невероятно популярным. Но вскоре светлая полоса жизни закончилась, снова пришла нищета... От долгой болезни умерла Виргиния ...

От горя и безысходности писатель совсем теряет голову, много пьет, начинает употреблять наркотики, чтобы скрасить свое одиночество, он все чаще навещает проституток, а во время очередного запоя даже пытается покончить жизнь самоубийством... В это время в свет выходит его книга «Эврика» - ее он считал «самым большим откровением, которое когда-либо слышало человечество» , но в сердцах «человечества» произведение не находит отклика...

3 октября 1849 года его находят без сознания на железнодорожных путях, а через четыре дня он умер, так и не придя в сознание...

Награды

Рассказы

1831 - A Dream
1831 - Summer and Winter
1832 - На стенах Иерусалимских / A Tale of Jerusalem
1832 - Бон-Бон / Bon-Bon
1832 - Без дыхания / Loss of Breath
1832 - Метценгерштейн / Metzengerstein
1832 - Тишина / Silence - A Fable
1832 - Герцог де л"Омлет / The Duc De L"Omelette
1833 - Четыре зверя в одном / Four Beasts in One: the Homo_Cameleopard
1833 - Рукопись, найденная в бутылке / MS. Found in a Bottle
1833 - Фолио-клуб / The Folio Club
1835 - Береника / Berenice
1835 - Необыкновенное приключение некоего Ганса Пфааля / Hans Pfaall - A Tale aka The Unparalleled Adventure of One Hans Pfaall
1835 - Король Чума / King Pest
1835 - Знаменитость / Lionizing
1835 - Морелла / Morella
1835 - Тень. Парабола / Shadow - A Parable
1835 - Свидание / The Visionary
1837 - Мистификация / Von Jung, the Mystific
1838 - Трагическое положение. Коса времени / A Predicament. The Scythe of Time
1838 - Как писать рассказ для «Блэквуда» / How to Write a «Blackwood» Article
1838 - Лигейя / Ligeia
1839 - Разговор между Эйросом и Хармионой / The Conversation of Eiros and Charmion
1839 - Чёрт на колокольне / The Devil in the Belfry
1839 - Падение дома Эшеров / The Fall of the House of Usher
1839 - Человек, которого изрубили в куски. Повесть о последней бугабуско-кикапуской
кампании / The Man That Was Used Up. A Tale of the Late Bugaboo and Kickapoo Campaign
1839 - Почему французик носит руку на перевязи / Why the Little Frenchman Wears His Hand in a Sling
1839 - Вильям Вильсон / William Wilson
1840 - Делец / The Business Man
1840 - Дневник Джулиуса Родмена / The Journal of Julius Rodman
1840 - Человек толпы / The Man of the Crowd
1841 - Низвержение в Мальстрём / A Descent into the Maelstrom
1841 - Элеонора / Eleonora
1841 - Не закладывай чёрту своей головы / Never Bet the Devil Your Head
1841 - Беседа между Моносом и Уной / The Colloquy of Monos and Una
1841 - Остров феи / The Island of the Fay
1841 - Убийства на улице Морг / The Murders in the Rue Morgue
1841 - Три воскресенья на одной неделе / Three Sundays in a Week
1842 - В смерти - жизнь / Life in Death
1842 - Золотой жук / The Gold-Bug
1842 - Маска Красной Смерти / The Masque of the Red Death
1842 - Тайна Мари Роже / The Mystery of Marie Roget
1842 - Колодец и маятник / The Pit and the Pendulum
1843 - Повесть Крутых гор / A Tale of the Ragged Mountains
1843 - Надувательство как точная наука / Raising the Wind or Diddling Considered As One of the Exact Sciences
1843 - Чёрный кот / The Black Cat
1843 - Стук сердца / The Tell-Tale Heart
1844 - Месмерическое откровение / Mesmeric Revelation
1844 - Лось. Утро на Виссахиконе / Morning on the Wissahiccon
1844 - Ангел необъяснимого. Экстраваганца / The Angel of the Odd
1844 - История с воздушным шаром / The Balloon Hoax
1844 - Литературная жизнь Какваса Тама, эсквайра / The Literary Life of Thingum Bob, Esq.
1844 - Продолговатый ящик / The Oblong Box
1844 - Преждевременное погребение / The Premature Burial
1844 - Украденное письмо / The Purloined Letter
1844 - Очки / The Spectacles
1844 - Система доктора Смоля и профессора Перро / The System of Doctor Tarr and Professor Fether
1844 - «Ты еси муж, сотворивый сие» / «Thou Art the Man»
1845 - Разговор с мумией / Some Words with a Mummy
1845 - Правда о том, что случилось с мсье Вальдемаром / The Facts in the Case of M. Valdemar
1845 - Бес противоречия / The Imp of the Perverse
1845 - Овальный портрет / The Oval Portrait
1845 - Могущество слов / The Power of Words
1845 - Тысяча вторая сказка Шехерезады / The Thousand-and-Second Tale of Scheherazade
1846 - Бочонок амонтильядо / The Cask of Amontillado
1846 - Поместье Арнгейм / The Domain of Arnheim
1846 - Сфинкс / The Sphinx
1849 - Лягушонок / Hop-Frog
1849 - Коттедж Лэндора / Landor"s Cottage
1849 - Mellonta Tauta / Mellonta Tauta
1849 - Фон Кемпелен и его открытие / Von Kempelen and His Discovery
1849 - Как была набрана одна газетная заметка / X-ing a Paragrab
1953 - Маяк / The Lighthouse

(1809-1849) выдающийся американский поэт и новеллист

Эдгар Аллан По более популярен в Европе, чем у себя на родине. Истинный По был совсем не тем, кем представляла его американская буржуазная критика, окрестившая его «отщепенцем» и «маньяком». Он прожил трудную жизнь, полную борьбы и лишений, и за 40 лет жизни создал богатейшее литературное наследие.

Рано потеряв родителей, бродячих актеров, Эдгар был взят в семью богатого ричмондского купца Дж. Аллана. Он учился в школе и один год - в Виргинском университете. Купец-миллионер не усыновил приемыша, и Эдгар По в 17 лет вынужден был покинуть дом Аллана. Это был красивый и гордый юноша, пловец, музыкант, наездник. Он писал латинские стихи, рисовал, увлекался литературой, математикой, химией и медициной. Оставшись без средств и крова, он завербовался солдатом в армию, получил чин сержанта, даже год проучился в военной академии в Уэст-Пойнте, но не смог смириться с казарменной рутиной и с помощью миссис Аллан был выкуплен из армии. Вернувшись в Ричмонд, он не застал ее в живых и переехал в Балтимор. Попытки наладить отношения с Алланом дали временные результаты, но в итоге наступил окончательный разрыв. Через год Аллан умер, не упомянув По в своем завещании.

Эдгар По остался без работы. Он уже издал три сборника стихов, но книги не расходились. В 1833 г. балтиморский журнал «Сатердей визитор» присудил ему премию в сто долларов за лучший рассказ на конкурсе. Этот рассказ - «Рукопись, найденная в бутылке» - спас писателя от голода. Путь в журналистику был открыт. Эдгар По много работал редактором, литературным критиком, писал стихи, новеллы. Его слава росла, но платили ему гроши. Он мечтал о своем журнале, но средств не было. Доходы же издателей его произведений были огромными. Его жена долго болела туберкулезом, и когда у нее горлом шла кровь, По доходил до безумия от своего бессилия и прибегал к алкоголю и опиуму. В 1840 г. он издал два тома новелл «Гротески и арабески». Но нищета не отступала. Одна из газет обратилась к общественности с просьбой о помощи поэту «в горький час нужды». После смерти жены По впал в совершеннейшую тоску, глушил душевные муки вином, тяжко болел и все же писал и писал.

Сборник 1845 г. «Ворон и другие стихотворения» упрочил его славу, расширилась его литературно-критическая деятельность. Он создал лучшие поэтические творения: «Колокола» (1849), «Улялюм» (1847), «Аннабел-Ли» (1849), новеллы.

Эдгар Аллан По ушел из жизни при загадочных обстоятельствах. Получив большую сумму денег за лекцию в Ричмонде, он спустя несколько дней по приезде в Балтимор был найден на уличной скамейке в бессознательном состоянии. Возможно, писатель был опоен наркотиками и ограблен. Скончался он в балтиморской больнице от кровоизлияния в мозг.

По возлагал на себя непосильную задачу - спасти поэзию в Америке. Об этом говорится в его статье «Поэты и поэзия в Америке». Как американский патриот, он не отрицал необходимости рабства, не отрицал весь общественный буржуазный уклад. Но он ненавидел американское общество бизнесменов, опасался, что развитие практической жизни приведет к гибели поэзии, что погоня за богатством и властью погубит литературу и журналистику, сделав и их продажными. Об этом он написал гротесковый рассказ «Литературная жизнь Каквас Тома, эсквайра» (1844) и памфлет «Деловой человек» (1840).

Эдгар По верил в безграничные возможности человека. В своих новеллах он вывел его за границы возможного, за пределы реального, но оставил ему человеческие страсти и желания. Ему свойственно нагнетание чудовищного, сверхъестественного, иррационального, мистического. И все это соединено с внешним правдоподобием, фактографичностью. В «страшных» его рассказах присутствует нагнетание страданий, смерти, ужасов, жестокостей. Тема распада человеческих связей, тема безумия как рока, тема неминуемой гибели придает его творчеству мрачную, трагическую окраску. Но рассказы его имеют строгую конструкцию описания, им свойственна четкая детализация, о чем Федор Михайлович Достоевский сказал: «...вполне американец даже в самых фантастических своих произведениях».

По стирает грань между психически здоровым и больным человеком. Его безумцы успешно играют роль здоровых, а здоровых принимают за сумасшедших («Система доктора Смолля и профессора Перро»). Он анализирует психику маньяка-убийцы («Сердце-обличитель» (1843) и «Бочонок Амонтильядо» (1846). В рассказе «Падение дома Ашеров» безумие аристократа старинного рода является следствием крайней изощренности человеческих способностей и чувств, как перенасыщение светлого разума. Безумец Ашер с математической точностью мысленно воспроизводит, что происходит в склепе, где он заживо похоронил свою сестру. Герой «Улялюм» ведет разговор с душой умершей возлюбленной в состоянии полубезумия и вспоминает факты реальной жизни ясно и точно.

Попав в смертоносную воронку гигантского водоворота и поседев от ужаса, герой рассказа «Низвержение в Мальмстрем» (1841) подмечает закономерность вращения и тем спасает себя. Человеческий разум торжествует над смертоносной стихией и плотью. Любознательность - основа жизнестойкости, делает вывод автор.

Не меньшее влияние на мировую литературу оказали детективные рассказы Эдгара По - «Убийство на улице Морг» (1841), «Тайна Мари Роже» (1842), «Похищенное письмо» (1845). Его герои - люди «интеллектуальной магии». Можно так натренировать свой мозг, что разгадаешь любую загадку жизни-сфинкса, что и делает его Дюпен, посрамляющий тупого префекта парижской полиции, - предшественник Шерлока Холмса и Эркюля Пуаро.

Перу Эдгара По принадлежат и сатирические гротескные произведения, где он высмеял человеческие пороки: глупость и ничтожество самодовольных дельцов («Деловой человек»), деспотизм («Четыре зверя в одном», «Лягушонок» и др.).

Фантастические рассказы - это сплав комичного и серьезного. Неудержимая фантазия Эдгара По устремляется то в космос, то в будущее. Его «Необыкновенные приключения некоего Ганса Пфалля» вдохновили Жюля Верна на создание романа «Пять недель на воздушном шаре». А «Приключения Артура Гордона Пима» (1838) были продолжены Жюлем Верном в «Ледяном сфинксе» и Майн Ридом в «Морском волчонке».

Поэзия По, по его определению, должна «поднимать вверх душу». Его романтическими стихами восхищался Бодлер, Рахманинов написал на «Колокола» музыку. Переводил его на русский восхищенный им Валерий Брюсов , называя Эдгара По «величайшим из поэтов новой Америки».

Предшественник декаданса и модернизма, чьи творения были отмечены печатью безграничной меланхолии, писатель Эдгар Аллан По знаком многим как создатель культовых темных историй с мистическим подтекстом. Литератор, пытающийся вывести читателей за рамки тривиального мышления, в своих новеллах, философской фантастике и рационализациях занимался художественным исследованием деятельности человеческого интеллекта. Образование жанров детектива и психологического триллера является прямой заслугой прозаика.

Лучшие умы ХIХ столетия, среди которых писатели-символисты и , восхищались реалистичностью описываемых в работах «проклятого поэта» душевных страданий и профессионализмом, с которым По балансировал между ужасом жизни и радостью смерти. Не лишенные образности мысли люди еще при жизни Эдгара заявляли, что имя окутанного ореолом романтического страдальца творца войдет в историю мировой литературы.

Детство и юность

Будущий духовный наставник родился 19 января 1809 года на северо-востоке США в столице штата Массачусетс – городе Бостон. Родители поэта Элизабет Арнольд Хопкинс и Дэвид По были творчески одаренными людьми. Мать – эмигрировавшая в Америку английская актриса, а отец – студент юридического факультета из Балтимора, который хорошо оплачиваемой профессии юриста предпочел стезю лицедейства. Из биографии гения литературного арабеска известно, что, помимо него, в семье воспитывались еще двое детей: старший брат Уильям Генри Леонард (1807–1831) и младшая сестра Розали (1810–1874).


Глава семейства ушел от жены, когда Эдгару едва исполнился год. О дальнейшей судьбе мужчины доподлинно ничего не известно. В 1811 году от чахотки умерла мать поэта. Все трое детей официально обрели приемных родителей. Эдгар попал в семью совладельца торговой компании, занимающейся сбытом хлопка и табака, – Джона Аллана и его жены Френсис. Супруги, будучи личностями многоуважаемыми, имели большое влияние в элитарных кругах Ричмонда, где проживали до отъезда в Англию.


В доме Алланов не знающий ни теплоты, ни ласки мальчишка нашел заботу, которой ему так не хватало. Френсис души не чаяла в Эдгаре и ни в чем не отказывала ребенку, которого считала родным. Джон не разделял восторга жены. Мужчина не понимал, почему его возлюбленная предпочла усыновление естественному процессу деторождения. Несмотря на некоторое недопонимание, коммерсант также баловал приемного сына. Будучи ребенком, Эдгар получал в свое распоряжение все, что ему заблагорассудится. Ценового ограничения на прихоти и нужды родители в то время не ставили.


Эдгар рано проявил способности к учебе, и в 5 лет его отдали в школу. В 1815 году семейство Алланов уехало в Великобританию на заработки. Там воспитателями По стали суровый климат и не менее суровые обычаи английских учебных заведений. В Америку он вернулся окрепшим, не по годам развитым подростком. Знания, полученные будущим поэтом в Старом Свете, позволили без особого труда поступить в 1820 году в местный колледж. Однако финансовые затруднения, с которыми столкнулось семейство по возвращении на родину, и периодически возникающие между Френсис и Джоном конфликты негативно сказались на По.


Некогда жизнерадостный парень все чаще уединялся в своей комнате, предпочитая общество книг шумным компаниям сверстников. В период добровольного затворничества и проявился интерес Эдгара к поэзии. Аллан не понимал нового увлечения юноши. По мнению лишенного творческого мышления мужчины, лучшим занятием для Эдгара был бы усердный труд в семейном магазине, где в дальнейшем По смог бы добиться права на долю в деле. Во время ссор, причиной которых были разные жизненные приоритеты, Джон постоянно напоминал приемному сыну, что его жизнь всецело зависит от опекуна.

Будучи студентом колледжа, По без памяти влюбился в мать своего друга Джейн Стенард. Общение солидного возраста дамы и пылкого юноши сводилось к кулуарным встречам и беседам ночами напролет. Впоследствии Эдгар посвятил возлюбленной стихотворение «Елена» (так прозаик называл избранницу). Первый раз в жизни По был счастлив. Правда, прелестями взаимной любви прозаик наслаждался недолго.

В 1824 году Джейн заразилась менингитом, потеряла рассудок и умерла. Убитого горем Эдгара стали мучить ночные кошмары. Больше всего молодой человек пугался, когда в кромешной ночной темноте ему казалось, что на лицо ложится чья-то ледяная рука. Хорошо работающее воображение неоднократно рисовало надвигающийся на него из предрассветного полумрака страшный лик неведомого доселе существа.


Молодой Эдгар По и Джейн Стенард

По мнению биографов, именно в это время начали проявляться первые симптомы психического расстройства литератора, которые впоследствии трансформировались в часто возникающее апатичное состояние, манию преследования и мысли о самоубийстве. Весной 1825-го отчим литератора получил от почившего дяди в наследство $750 тыс. и превратился в одного из самых богатых людей Ричмонда. По решил воспользоваться случаем и уговорил Аллана оплатить обучение в Виргинском университете. Правда, ставший под старость лет жадным до денег Джон решил сэкономить. Вместо необходимых для оплаты $350 он дал юноше только $110.


По прибытии в учебное заведение, основанное , Эдгар оказался в чуждой ему буржуазной среде. В обществе состоятельных юношей и девушек, По тщетно пытался им соответствовать, но подачек, которые высылал опекун, хватало только на оплату жилья. Эдгар решил заработать деньги игрой в карты, усугубив и без того шаткое положение дел. В декабре 1826 года Джон Аллан получил от кредиторов Эдгара многочисленные счета. В страшном гневе торговец приехал в Шарлотсвилл и сообщил приемному сыну, что на этом его не успевшая толком начаться университетская эпопея закончена.


Портрет Эдгара По, 1843 год

Несмотря на очевидные успехи По в учебе и благополучно сданные экзамены, юноша не мог больше оставаться в университете и после окончания учебного года 21 декабря 1826 года покинул его. Начинающий поэт остро переживал свой позор. Отчим же подливал масла в огонь и каждый день обвинял бывшего студента в безответственности, а после очередной ссоры выгнал По из дома. Эдгар поселился в таверне «Court-House», откуда писал Аллану письма, продолжая выяснение отношений в эпистолярной форме. Пробыв в номере злачного заведения пару дней, По отправился в Норфолк, а затем в Бостон.

Литература

В родном городе писатель волей случая познакомился с молодым типографом Кэлвином Томасом, и тот согласился напечатать его первый сборник стихов «Тамерлан». Работа увидела свет в 1827 году. В предисловии По извинялся перед читателями за сырость опубликованных в книге произведений и пояснял, что данные шедевры он написал в возрасте 12–14 лет.


В 1829 году вышел второй поэтический сборник «Аль Аарааф, Тамерлан и другие стихотворения», в апреле 1831 года была выпущена третья книга поэта – «Стихотворения», в которую вошли ранее не публиковавшиеся работы («Израфель», «Пэан», «Осужденный город», «К Елене», «Спящая»). Успех «Ворона» в начале 1845 года дал возможность Эдгару собрать свои новые поэмы в отдельном издании «Рассказы», который оказался на прилавках в этом же году.

Стоит отметить, что в творчестве Аллана главное место всегда занимал именно новеллистический жанр. Новеллы По условно можно разделить на несколько тематических групп: психологические («Черный кот», «Лигейя», «Бочонок амонтильядо», «Овальный портрет»), логические («Золотой жук», «Убийство на улице Морг», «Тайна Мари Роже», «Похищенное письмо»), юмористические («Очки», «Без дыхания», «Тысяча вторая сказка Шехерезады») и научно-фантастические («Необыкновенное приключение некоего Ганса Пфааля», «Сфинкс», «История с воздушным шаром»).


С четырех логических произведений писателя, в которых главным персонажем стал сыщик Огюст Дюпен, началась эпоха детективной литературы. Рожденный фантазией Эдгара детектив стал прообразом известных ищеек: Шерлока Холмса, Эркюля Пуаро и мисс Марпл. Хотя именно рассказы сделали По популярным, только в поэзии литератор являл миру подлинного себя. С помощью стихотворений Эдгар установил более тесный контакт с читателями.

Личная жизнь

С первой и единственной супругой литератор познакомился в год, когда отчим выставил его из дома. Прознав о том, что племяннику негде жить, тетушка Клемм с радостью приняла По в своем имении в Балтиморе. Именно тогда между меланхоличным Эдгаром и добродушной Вирджинией вспыхнула любовь. Свадьба состоялась 12 сентября 1835 года. Венчание было тайным. Эдгару на момент женитьбы было 26 лет, а его избраннице шел только 13-й год. Родственники миссис Клемм выступали против этого брака.


По их мнению, лишать Вирджинию детства, выдавая ее замуж за бездельника (в то время поэтический труд не считался занятием для достойного мужчины), было крайне неразумно. Пожилая женщина считала иначе: она с самого начала узрела в Эдгаре гения и знала, что лучшей партии для дочери ей не сыскать.


Вирджиния стала путеводной звездой жизни По, вдохновившей его на создание выдающихся творений. Барышня так сильно любила своего Эдди, что мирилась и с нищетой, которая упорно не отпускала их семейство, и с тяжелым характером литератора. Стоит отметить, что и Эдгар странным образом зависел от самочувствия и настроения жены. Когда возлюбленная По в январе 1847 года умерла от туберкулеза, писатель впал в затяжную депрессию. Работе и объятиям других женщин вдовец предпочел горячительные напитки. Только алкоголь позволял творцу забыть тот ужас, который ему довелось пережить.

Смерть

Эдгар Аллан По умер 7 октября 1849 года в госпитале Балтимора. По свидетельству доктора, наблюдавшего за состоянием писателя в последние дни его жизни, автора рассказа «Лягушонок» доставили в больницу 3 октября 1849 года. Дезориентированный в пространстве и времени литератор был облачен в одежду с чужого плеча и не помнил ни своей фамилии, ни имени. Потерявшего рассудок мужчину поместили в комнату с зарешеченными окнами. За пару дней в госпитале По так и не пришел в себя. Его мучили галлюцинации и судороги, он упоминал о своей давно умершей жене, а также неоднократно произносил имя некого Рейнолдса, личность которого идентифицировать так и не удалось.


Через четыре дня пребывания в медицинском заведении поэт скончался. Последними его словами были: «Господи, прими мою бедную душу». Все медицинские записи, включая свидетельство о смерти Эдгара По, исчезли. Газеты того времени объясняли гибель литератора болезнью мозга и воспалением центральной нервной системы. В 19 веке эти диагнозы часто ставили людям, скончавшимся от алкоголизма. Что на самом деле явилось причиной смерти легенды мировой литературы – до сих пор неизвестно. Траурная процессия, на которой присутствовала только пара человек, состоялась 8 октября этого же года. По был похоронен на Вестминстерском кладбище Балтимора в дешевом гробу без ручек, именной таблички, покрывала и подушки под головой.


1 октября 1875 прах писателя был перенесен в расположенную ближе ко входу могилу. Также на средства поклонников творчества писателя был изготовлен и возведен памятник. Литературное наследие мистификатора сохранилось в сборниках стихов, поэм и рассказов. Помимо прочего, произведения «Колодец и маятник», «Падение дома Ашеров», «Маска красной Смерти», «Береника», «Убийство на улице Морг» и «Метценгерштейн» легли в основу сюжета современных фильмов и телесериалов.

Библиография

  • «Духи смерти» (1827 год);
  • «Мечты» (1827 год);
  • «Романс» (1829 год);
  • «Метценгерштейн» (1832 год);
  • «Рукопись, найденная в бутылке» (1833 год);
  • «Падение дома Ашеров» (1839 год);
  • «Молчание» (1840 год);
  • «Колодец и маятник» (1842 год);
  • «Линор» (1843 год);
  • «Маска красной смерти» (1843 год);
  • «Преждевременное погребение» (1844 год);
  • «Ворон» (1845 год);
  • «Энигма» (1849 год);
  • «Аннабель Ли» (1849 год);
  • «Прыг-Скок» («Лягушонок») (1849 год).

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «nikanovgorod.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «nikanovgorod.ru»