Буква ы большая. Буква ы в русском языке. Задание: печатная буква Ы для дошкольников

Подписаться
Вступай в сообщество «nikanovgorod.ru»!
ВКонтакте:

Буква «Ы, ы» является 29-й в русском и 28-й в белорусском алфавитах, представляет собой лигатуру. Отсутствует в иных национальных кириллических славянских алфавитах (древние звуки [и] и [ы] в современных языках южных славян давно совпали, но из болгарского и сербского алфавитов букву Ы исключили лишь в XIX в.; а в алфавите украинском пара И/І применяется вместо Ы/И). Употребляется также во множестве других письменностях на кириллице.

История буквы

Буква Ы в церковно- и старославянской азбуках именуется еры́ (ц.-с.) или ѥры (с.-с.), значение его не ясно, но очевидно оно родственно именам букв Ь (ерь) и Ъ (еръ). В самых древних формах кириллицы и глаголицы буквы Ы, вероятно, не было; в последующих она формируется путем объединения знака Ь или Ъ с символом И или І (в памятниках старославянской письменности можно встретить все палитру комбинаций диграфа; в древней кириллице детали буквы также могли соединять чёрточкой).

В самом «классическом» виде Ы глаголическая имеет вид , а кириллическая — ЪІ (если иметь в виду древность, до XIV века), позднее, как и сейчас, выглядит как Ы (в т.ч и в церковнославянском языке). Буква Ы в кириллице считается обычно по порядку 30-й, в глаголице - 31-й. Не имеет числового значения.

Современная форма с конца XIV века проникла в русские рукописи из рукописей балканских (южнославянских). Обозначаемый буквой «ы» гласный ɨ был ещё в праязыке славян. Зачастую происходит из длительного звука *ū , что объясняет чередование ы/ов, ы/у и т. д.: крыть — кров, слы́шать — слу́шать.

Употребление Ы

В русском языке

Буквами Ы и И, стоящими после большего числа согласных отражается такое фонетическое явление, как смягчение согласных: следи — следы, бить — быть, грози́ — грозы́, вить — выть, клик — клык, сир — сыр, пил — пыл, сосни́ — сосны́, мило — мыло, сгори — с горы, графи́ — графы́, ти́кать — ты́кать.

После мягких и твёрдых шипящих в сочетаниях ШИ, ЧИ, ЖИ, ЩИ применяется не Ы, а буква И, так как в древние времена шипящие произносили мягко и после них писались лишь мягкие гласные, правда, уже тогда от этого стали отступать.

Позже, в ряде случаев, после шипящих начали писать Ы (чтобы отличить схожие, но разные по смыслу формы слов). Написание шипящих с И было всегда основным; основным стало оно и в русском языке. Отступление от этих правил допускаются в иноязычных названиях и именах: Чыонг Тинь, Жылыойский район, Шымкент.

Исторически сложились более сложные правила употребления букв И и Ы после буквы Ц, у которой мягкость тоже не зависит от контекста. Они приведены в статье «Буква Ц».

После Г, К, Х, гортанных согласных, бывающих как мягкими, так и твёрдыми, Ы все же, почти не пишется. Объяснение кроется в истории: в старину данные согласные смягчаться не могли; вернее, вместо смягчения они трансформировались в шипящие (сто́льный —от стол, но, ве́чный — от век, пушно́й — от пух, дру́жный — от друг) либо свистящие (ср. с оборотами речи в ц.-с.: на воздусях ← воздухъ, во облацех ← облакъ либо (почить) в Бозе ← Богъ; подобное чередование осталось, к примеру, в склонении в украинском языке: мука — на муці, муха — на мусі, нога — на нозі,) и применялось исключительно с Ы.

Позднее в русском языке Ы в данной позиции переходит в И. Сейчас сочетания кы, хы, гы попадаются в просторечии и звукоподражаниях (Маркыч, Олегыч, Аристархыч, кыш, Кыся, гыгыкать), или в заимствованных и вообще в разных иноязычных названиях и именах (акын, кок-сагыз, такыр, Кызыл, Мангышлак, Архыз).

Также лишь в звукоподражаниях Ы встречается в началах слов и после гласных, заимствованиях и именах собственных (ых, ыкать; Ыгыатта, Джайаыл, Хабырыыс, Ыджыдпарма, Суыкбулак, ынджера, ыр), хотя в начале слова звук [ы] совсем обычен, если оно начинается на И, и без паузы следует за словом с окончанием на твердую согласную (Иван [Ы]ваныч, вот [ы] всё).

То же фонетическое явление, только на стыках приставки и корня отражено на письме (cыграть, подытожить, безымянный), исключая иностранные приставки (напр., постинфарктный, ср. - предынфарктный), приставки на шипящие и гортанные (сверхизысканный, межигровой) и слово взимать со всеми его производными.

Можно букву Ы после Й встретить лишь в транслитерации иноязычных имен и названий: Чыйырчык, Тайынша.

Вероятно, после Ь и Ъ буква Ы вообще не встречается (но, теоретически в транслитерации и транскрипции не запрещена).

В церковнославянском языке

Применение букв И (І) и Ы приближено к русскому, но иногда является отражением старославянской ситуации:

Применение И и Ы после большего числа согласных фонетически обусловленное и смыслоразличительное (бити — быти и т. п.); но, в склонениях одних и тех же слов, в отличие от русского, можно одновременно встретить окончания -ы и -и: раби (им. пад. множ. ч. от рабъ) — рабы (вин. и твор. пад. множ. ч.);

В ц.-сл также произощел упоминавшийся выше переход кы, хы, гы в ки, хи, ги, т. е. не бывает после гортанных Ы;

И И, и Ы ставят после шипящих; произносят их одинаково, отличие лишь в смысле: мужи́ (им. пад. множ. ч. от мужъ) — мужы́ (вин. и твор. пад. множ. ч.); юноши (род. и дат. пад. ед. ч. от юноша) — юнѡши (им. и зват. пад. множ. ч., а также им., вин. и зват. пад. двойств. числа) — юношы (вин. пад. множ. ч.); нищимъ (твор. пад. ед. ч.) — нищымъ (дат. пад. множ. числа) и т. п.;

Лишь в заимствованиях пишется ци (перед гласными ці) (Кѡнстанція, Цицеронъ);

После приставок, оканчивающихся согласной И может превращаться в Ы или не превращаться в него; может также писаться вместо Ы с ъи (подъимати/подымати, но ѿимати с И), для различных корней и приставок преобладающее написание может отличаться.

Наталья Ольшевская
НОД по обучению грамоте «Звук [Ы] и буква Ы»

НОД. Звук и буква «Ы» .

Цели :

коррекционно- образовательные :

Учить детей давать акустико – артикуляционную характеристику

звука «Ы» ;

Формировать умение использовать в речи глаголы единственного и

множественного числа;

коррекционно- развивающие :

Развивать фонематические процессы;

Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

Автоматизировать звук «Ы» в словах, слогах;

Развивать звукобуквенный анализ слогов и слов;

Развивать внимание, память, мышление;

коррекционно-воспитательные :

Воспитывать у детей бережное отношение к окружающей среде.

Оборудование : зеркала, тетради, карандаши, символ- девочка звук ,

кассы, предметные картинки со звуком (Ы,

разрезные азбуки, наборы для составления схем, корабль - панно;

Ход : I. Организационный момент.

Игра «Повтори цепочку слов» :

антенна – ива – панама; танк – петух – утюг; улыбка – мох – эхо;

индюк – кот – пол; кит – хомяк – угол; ток – мак – тина;

пила – автобус – игла; пирог – усы – иволга; пух – этажи – антенна;

уши – избушка – альбом; апельсин – улитка – дым; дом – кот суп.

II. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. 1. Общее расслабление. Выполнение действий в соответствии с текстом.

Реснички опускаются,

Глазки закрываются,

Сном волшебным засыпаем,

В страну сказок улетаем.

Раз, два, три, четыре, пять –

Смотрим глазками опять. 2. Развитие общей моторики.

Листья осенние тихо / Дети кружатся на носках,

кружатся, / руки в стороны.

Листья нам под ноги

тихо ложатся, / Приседают.

И под ногами шуршат, / Движения руками вправо,

шелестят, влево.

Будто опять закружиться / Поднимаются,

хотят. / кружатся.

3. Развитие мелкой моторики.

Чтоб красиво нам писать Ох, ох, – что за гром

Надо глазки упражнять. (руки к щекам)

Вместе пальчики сведём, Муха строит новый дом

И гимнастику начнем, (имитация движения молотка)

Вправо – влево, Молоток стук, стук, стук -

Вправо – влево, Помогать идёт петух.

Вверх и вниз

Посмотрим смело.

А потом по кругу. Да?

Разбежались кто куда!

4. Массаж лица. Проводится с проговариванием.

Водичка, водичка, Чтоб щёчки краснели,

Умой моё личико. Чтоб смеялся роток,

Чтоб глазки блестели, Чтоб кусался зубок.

5. Развитие мимических мышц.

Как хорошо, когда вы - улыбаетесь.

Как хорошо, когда вы - удивляетесь.

Но как, же нам невесело,

Когда вы сердитесь и огорчаетесь.

6. Сесть. Развитие артикуляционной моторики.

- для челюсти : рот открыть, движение нижней челюсти вправо-влево;

- для губ : изобразить губами произношение гласных звуков : А,У, Ы, И, О;

- для языка : прятать кончик языка за верхние, затем за нижние зубы

(4 раза) ; «пароход гудит» (Ы – Ы – Ы) .

III. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте .

1. Логопед называет один предмет, а дети много :

Шар – шары сноп – снопы дрозд – дрозды

Куст – кусты пруд – пруды боб – бобы

Нос – носы шарф – шарфы гол – голы

Ус – усы столб – столбы

Как вы думаете, какой звук чаще встречается в этих словах? (Звук «Ы» .)

Объявление темы.

Сегодня мы с вами познакомимся со звуком и буквой «Ы» .

2. Акустико – артикуляционный образ звука .

Характеристика звука : звук «Ы» - гласный, произносится голосом,

при произношении звука «Ы» язык находится глубоко во рту.

Произношение изолированного звука «Ы» хором, индивидуально

(вслед за логопедом) .

3. Автоматизация звука в слогах , словах.

Игра «Живые звуки »

Произносятся слоги ЫП, ПЫ. После звукового анализа слога ЫП –

выходят двое детей и выбирают, какими звуками они будут

(например, Вика – звук Ы , а Дима – звук П ) и фишки соответствующих

Цветов (Вика – красную, Дима – синюю) . Дети проверяют правильность

их выбора. То же самое со слогом – ПЫ. (ЫТ – ТЫ) .

Составление слогов из букв разрезной азбуки .

ПЫ – ТЫ – КЫ – КА – КО – КОТ – КИТ – ТИК

IV. Физкультминутка «Ананас похож на шишку…»

V. Связь звука и буквы .

1. Найдите, букву «Ы» среди других букв , которые плывут на

Корабле, панно (А, У, И, Э, П,Т, К, Ы) .

А бедняжка буква – Ы

Ходит с палочкой – увы.

Прописать букву в тетрадях .

VI. Упражнения по развитию лексико – грамматической стороны речи .

Ветер дует, а ветры (дуют)

Птица улетает, а птицы …

Лист желтеет, а листья …

Дождь моросит, а дожди …

Цветок увядает, а цветы …

Холод наступает, а холода …

Урожай созревает, а урожаи …

Лист падает, а листья …

VII. Итог занятия и оценка работы детей.

С каким звуком мы сегодня познакомились?

Дайте характеристику этому звуку .

Игра «В каком слове спрятался звук «Ы» .

Я назову 3слова, а вы только слово со звуком «Ы» .

Мошка – мышка – мушка

Ложка – душка – вышка

Кошка – пушка – пышка

Тыква – точка – тучка

Кружка – крышка – крошка

Рыба – рак – рама

Публикации по теме:

Тема: Звук и буква «Й» Программное содержание: -Познакомить детей с буквой И КРАТКОЕ и звуком Й -Закреплять: знания о гласных и согласных.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Е, звук [Е]» МКДОУ ЦРР ДС №37 с. Чугуевка Чугуевского района Приморского края. Конспект НОД По обучению грамоте в подготовительной группе Тема:.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласный звук [Ш]. Буква Ш». Конспект НОД по обучению грамоте «Согласный звук [Ш]. Буква Ш». Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква Г» Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Звук и буква «Г» Цель: создание условий для обеспечения осознания и усвоения.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Звук [Ж] и буква Ж» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9 комбинированного вида» Конспект занятия по обучению грамоте в.

В алфавите есть лишь одна буква, обозначающая гласный, которая никогда не встречается в начале слова, — Ы. Почему ей не досталось первого места? Представители двух отечественных фонологических школ — московской и ленинградской — расходятся в объяснении. По мнению «москвичей», Ы является аллофоном (вариантом звучания) фонемы [и], а значит, не может начинать слово, так как в начале должен стоять основной вариант звука. «Ленинградцы» считают, что [ы] представляет собой отдельную фонему. В пользу их точки зрения говорит тот факт, что несколько слов, начинающихся с Ы, всетаки существуют, например имена собственные: якутская река Ыгыатта, село Ынырга в Горном Алтае... Последователи московской школы отвечают, что такие слова являются заимствованиями, а потому их нельзя учитывать. В чем фонологи единодушны, так это в том, что звук (в международной транскрипции изображает звук, обозначающий на письме Ы) появляется только после твердых согласных, а после мягких и в начале слова идет И [i]. Сравните: «мышка» и «мишка» — звучание различается лишь мягкостью и твердостью М. Теоретически [i] и могли бы обозначаться одной И. Но тогда пришлось бы на письме помечать качество звучания согласного каким-то другим способом, иначе отличить большого хищного животного от мелкого грызуна было бы невозможно.

Смена позиции

Есть в русском языке несколько согласных, имеющих с Ы особые отношения. Одним из доказательств этих отношений выступает знаменитое школьное правило «ЖИ, ШИ пиши с буквой И». Когда-то Ж и Ш были только мягкими и выступали в паре с гласным [i], обозначаемым И (а также в старом алфавите I). Но к XIV веку Ж и Ш отвердели, и теперь, наоборот, после них звучит , а вот написание осталось традиционным — через И. Чуть позже, примерно к XVI веку, та же метаморфоза произошла и с согласным [ц], но не настолько последовательно — во многих диалектах русского языка до сих пор существует [ц’] (мягкое Ц). По этому написание Ц с Ы допускается, но по сложным правилам. Из-за этого в школе приходится заучивать особый специальный список слов с ЦЫ в корне («цыган подошел к цыпленку на цыпочках... »). Развитие заднеязычных согласных Г, К, Х шло в диаметрально противоположную сторону — от твердости к мягкости, и от этого зависела судьба их сочетаний с Ы. Сейчас встретить написание ГЫ, КЫ, ХЫ можно разве что в заимствованных словах, именах собственных и звукоподражаниях. А в древности эти согласные обозначали только твердые звуки, и после них Ы писали всегда. Например, супругу князя звали «княгыня» (а еще раньше «кнгыни»). Со временем задне язычные получили позиционную мягкость, то есть могут теперь обозначать как мягкие, так и твердые согласные (сравните: «гиена», «гитара», но «говор», «гарь»). Запрет на сочетания ГИ, КИ, ХИ был снят, то есть Ы последовательно перешло в И. «Княгыня» стала «княгиней», «гыбель» превратилась в «гибель», «хытрый» стали писать как «хитрый».

Позднее слияние

Ы — относительно новая буква в нашем алфавите. В греческой азбуке, из которой мы получили большую часть букв, она отсутствует, равно как и в самых древних кириллических текстах. С этим связан факт, что она не имеет числового значения. Практически каждая буква кириллической азбуки, кроме звука, обозначала какое-нибудь число. А вот Ы нет. Это неудивительно, ведь почти до XIV века Ы не имела собственного начертания. Она записывалась как Ь (ерь) или Ъ (ер) с приписанной буквой I (или И, встречаются все четыре варианта их сочетаний) и называлась «еры» (ер + и). Слитное написание, то есть полноценный статус буквы, Ы приобретает только в более поздних текстах.

Лидер партии ЛДПР, депутат Госдумы Владимир Жириновский предложил убрать из русского алфавита букву «ы». По мнению депутата, буквы «ы» нет ни в одном европейском языке, а пришла она в русский алфавит «от монгол». «Убрать эту букву гадкую, это азиатчина, нас за это не любят в Европе... Гортанный звук, это звери так говорят: „ы-ы“. „И“ — всё, достаточно», — заявил депутат.​

АиФ.ru разобрался, как на самом деле произошла буква «ы».

Когда в русском алфавите появилась буква «ы»?

Русский алфавит произошёл от греческой азбуки, в которой буквы «ы» нет.

Буква «ы» занимает 29-е место в русском алфавите и восходит к старославянскому (древнеболгарскому) кириллическому составному знаку ЪІ = Ъ+І (ер + и, откуда и древнее название её « еры» ).

В древнеболгарском или старославянском письме «ЪІ» означало, вероятно, такой же гласный, какой изображается русским «ы», т. е. один из «смешанных» гласных, произносимый при положении губ для гласного [и], в то время как язык принимает положение, близкое к артикуляции его для гласного [у], но только не отодвигается так далеко назад.

В церковно- и старославянской азбуках буква «ы» называется еры́ или ѥры соответственно.

Значение буквы не ясно. До XIV века «ы» не имела собственного начертания. Её записывали как «ъi», «ъи», «ьи». Привычный для нас вариант написания буквы — это на самом деле сочетание мягкого знака и буквы «i».

Современная форма с конца XIV века проникла в русские рукописи из рукописей балканских (южнославянских). Обозначаемый буквой «ы» гласный ɨ был ещё в праязыке славян. Зачастую происходит из длительного звука *ū , что объясняет чередование ы/ов, ы/у: крыть — кров, слы́шать — слу́шать.

Цифрового значения старославянское (древнеболгарское) «ы», как знак новый, в греческой азбуке отсутствовавший, не имеет ни в глаголице, ни в кириллице.

Почему ни одно слово не начинается с буквы «ы»?

Так как буква «ы» не была самостоятельной буквой и считалась производной от буквы «и», то с неё не могло начинаться слово.

Отметим, несколько слов на «ы» всё-таки существует. Например, якутская река Ыгыатта, село Ынырга в Горном Алтае. Однако большинство исследователей считают, что эти слова заимствованные и их нельзя учитывать.

Почему «жи», «ши» пишутся с буквой «и», а не с «ы»?

Буква «ы» пишется только после твёрдых согласных, а после мягких и в начале слова идет «и» [i].

Однако когда-то буквы «ж» и «ш» были только мягкими и выступали в паре с гласным «и» (а также в старом алфавите «I»). Но к XIV веку «ж» и «ш» отвердели, и теперь, наоборот, после них звучит «ы», а вот написание осталось традиционным — через «и».

Сейчас встретить написание «гы», «кы», «хы» можно разве что в заимствованных словах, именах собственных и звукоподражаниях. А в древности эти согласные обозначали только твёрдые звуки, и после них «ы» писали всегда. Например, писали «княгыня», «гыбель» и «хытрый».

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «nikanovgorod.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «nikanovgorod.ru»