Римские нравы, быт и повседневная жизнь. Повседневная жизнь древних римлян Сообщение жизнь римлян

Подписаться
Вступай в сообщество «nikanovgorod.ru»!
ВКонтакте:


Семьи времён Древнего Рима вполне можно сравнить с современными семьями, хотя отличия есть радикальные. Так, в 21-ом веке просто дико выглядят строгие социальные классовые правила и узаконенные нарушения прав. Но при этом дети в древности любили поиграть не меньше, чем современные, а в домах многие держали домашних питомцев.

1. Брак был просто соглашением


Девушки вступали в брак в раннем подростковом возрасте, а мужчины женились в 20-30 лет. Римские браки заключались быстро и легко, и в большинстве из них даже не пахло романтикой, это было сугубо соглашение. Заключалось же оно между семьями будущих супругов, которые могли увидеть друг друга, только если богатство предлагаемого супруга и его социальный статус были приемлемыми. Если семьи соглашались, то происходило формальное обручение, в ходе которого подписывали письменное соглашение и пара целовалась. В отличие от современных времен, свадьба не скреплялась в законном учреждении (брак не имел юридической силы), но просто показывала намерение супругов жить вместе.

Римский гражданин не мог жениться на своей любимой гетере, двоюродной сестре или не римлянке. Развод также осуществлялся просто: пара объявила о своем намерении развестись перед семью свидетелями. Если развод случался по обвинению, что жена изменяла, то она никогда больше не могла снова выйти замуж. Если в подобном был признан виновным муж, то ему такой приговор не грозил.

2. Пир или голод


Социальное положение определялось по тому, как семья питалась. Более низкие классы в основном употребляли простую пищу изо дня в день, в то время как богатые часто устраивали пиры и праздники, чтобы продемонстрировать свой статус. В то время как в рацион низших классов в основном входили оливки, сыр и вино, высший класс питался более разнообразными мясными блюдами, да и просто свежими продуктами. Очень бедные граждане иногда питались только кашей. Обычно все блюда готовили женщины или домашние рабы. Вилок тогда не было, в ели руками, ложками и ножами.

Вечеринки римской знати вошли в историю, благодаря декадентству и обильным лакомствам, которые на них были приняты. В течение часов гости возлежали на обеденных диванах, в то время как рабы подбирали объедки вокруг них. Что интересно, все классы смаковали соус под названием гарум. Он делался из крови и внутренностей рыбы путём ферментации в течение нескольких месяцев. Соус обладал настолько мощным зловонием, что его было запрещено употреблять в черте города.

3. Инсула и домус


То, какими были соседи у римлян, зависело только от социального статуса. Большинство римского населения жило в семиэтажных зданиях, которые назывались инсулы. Эти дома были очень уязвимы для пожаров, землетрясений и даже наводнений. Верхние этажи были зарезервированы для бедных, которые должны были платить арендную плату ежедневно или еженедельно. Эти семьи жили под постоянной угрозой выселения в тесных комнатах без естественного освещения или ванной комнаты.

Первые два этажа в инсулах были зарезервированы для людей с более лучшим доходом. Они платили арендную плату раз в год и жили в более просторных комнатах с окнами. Богатые римляне жили в загородных домах или владели так называемыми домусами в городах. Домус был большим, уютным домом, в котором без труда помещались лавка владельца, библиотека, комнаты, кухня, бассейн и сад.

4. Интимная жизнь


В римских спальнях царило полное неравноправие. В то время как женщины должны были рожать сыновей, хранить целомудрие и оставаться верными своим мужьям, а женатым мужчинам было позволено изменять. Вполне нормальным было иметь внебрачные половые отношения с партнерами обоих полов, но это должно было происходить с рабами, гетерами, или наложницами/любовницами.

Жены не могли ничего сделать с этим, поскольку подобное было социально приемлемым и даже ожидалось от мужчины. Хотя, несомненно, были супружеские пары, которые использовали страсть как выражение привязанности друг к другу, но в подавляющем большинстве случаев считалось, что женщины связывали себя узами брака, чтобы иметь детей, а не пользоваться большим разнообразием половой жизни.

Отцы имели полную власть над жизнью новорожденных, даже не спрашивая мнение матери. После рождения ребенка клали у ног отца. Если он поднимал дитя, то оно оставалось дома. В противном случае, ребенка выносили на улицу, где его или подбирали прохожие или он умирал. Римских детей не признавали, если они рождались с какими-то увечьями или если бедная семья не могла прокормить ребенка. Выброшенные «счастливчики» попадали в бездетные семьи, где им давали новое имя. Остальные (те, кто выживал) в итоге становились рабами или проститутками или их намеренно калечили нищие, чтобы детям давали больше подаяний.

6. Семейный отдых



Отдых был большой частью римской семейной жизни. Как правило, начиная с полудня, верхушка общества посвящала свой день отдыху. Большинство развлекательных мероприятий были публичными: как богатые, так и бедные с удовольствием смотрели, как гладиаторы потрошат друг друга, болели на гонках колесниц или посещали театры. Кроме того, граждане тратили много времени на общественные бани, в которых были тренажерные залы, бассейны и оздоровительные центры (а в некоторых были и интимные услуги).

У детей были свои любимые занятия. Мальчики предпочитали борьбу, запускали воздушных змеев или играли в военные игры. Девочки же играли в куклы и настольные игры. Семьи также часто просто отдыхали друг с другом и своими домашними животными.

7. Образование


Образование зависело от социального статуса ребенка и его пола. Формальное образование было привилегией знатных мальчиков, а девочек из хороших семей обычно только обучали читать и писать. За обучение латыни, чтению, письму и арифметике, как правило, были ответственны матери, а проводилось это до семи лет, когда для мальчиков нанимали учителей. Состоятельные семьи нанимали репетиторов или образованных рабов для этой роли; в противном случае, мальчиков отправляли в частные школы.

Образование для учащихся мужского пола включало в себя физическую подготовку, чтобы подготовить юношей к военной службе. Дети, рожденные от рабов, не получали практически никакого формального образования. Также не было никаких государственных школ для обездоленных детей.

8. Посвящение во взрослые


В то время как девушки переступали порог взрослой жизни почти незаметно, для того, чтобы отметить переход мальчика в мужчины, существовала специальная церемония. В зависимости от психической и физической доблести своего сына, отец решал, когда мальчик становился взрослым (как правило, это происходило в 14-17 лет). В этот день с мальчика снимали детские одежды, после чего отец надевал на него белую тунику гражданина. Затем отец собирал большую толпу, чтобы сопровождать своего сына к Форуму.

В этом заведении регистрировали имя мальчика, и он официально становился римским гражданином. После этого, новоиспеченный гражданин в течение года становился учеником в той профессии, которую ему выбирал отец.


Когда речь заходит об отношении к животным в древнем Риме, первое, что приходит на ум, это кровавые бойни в Колизее. Тем не менее, обычные граждане лелеяли своих домашних питомцев. Любимцами были не только собаки и кошки, но часто встречались и домашние змеи, крысы и птицы. В моде были соловьи и зеленые индийские попугаи, поскольку они могли имитировать человеческие слова. Держали дома также журавлей, цапель, лебедей, перепелов, гусей и уток. А особо среди птиц были популярными павлины. Римляне настолько любили своих питомцев, что их увековечивали в искусстве и поэзии и даже хоронили со своими хозяевами.

10. Женская независимость


В Древнем Риме было непросто быть женщиной. О любых надеждах на возможность голосовать или строить карьеру можно было сразу забыть. Девушки были обречены на жизнь в доме, воспитание детей и страдания от разврата мужа. Они не имели почти никаких прав в браке. Тем не менее, из-за высокой детской смертности государство вознаграждало римских женщин за рождение детей. Приз был, пожалуй, наиболее желанный для женщин: юридическая независимость. Если свободная женщина рождала трех детей, которые выживали после родов (или четырех детей в случае бывшей рабыни), то ее награждали статусом независимого человека.

Героические мужчины в золотых доспехах и на колесницах, очаровательные дамы в туниках и императоры-демократы, вкушали виноград в креслах для отдыха.

Но реальность в Древнем Риме, как свидетельствуют историки, была не такой радужной и гламурной. Санитария и медицина находились на зачаточном уровне, а это не могло не отражаться на быте римских граждан.

Полоскание рта

В Древнем Риме малая нужда было настолько развитым бизнесом, что правительство ввело специальные налоги на продажу мочи. Были люди, которые зарабатывали на жизнь только сбором мочи. Некоторые собирали ее в общественных писсуарах, а другие ходили по домам с большим чаном и просили людей заполнить его. Способы использования собранной мочи сегодня даже трудно представить себе. Например, ей чистили одежду.

Рабочие заполняли чан одеждой, после чего заливали ее мочой. После этого один человек залезал в чан и топтался по одежде, чтобы отстирать ее. Но это ничто по сравнению с тем, как римляне чистили зубы . В некоторых районах люди использовали мочу в качестве жидкости для полоскания рта. Утверждалось, что это делает зубы блестящими и белыми.

Общая губка

На самом деле, римляне при походе в туалет брали с собой специальные гребни, предназначенные для вычесывания вшей. А самое худшее случалось после того, как люди справляли большую нужду. В каждом общественном туалете, который обычно одновременно посещали десятки других людей, была только одна губка на палке , которую использовали для подтирания. При этом губку никогда не чистили и использовали все посетители.

Кровь гладиаторов

В римской медицине было немало чудачеств. Несколько римских авторов писали о том, что после гладиаторских боев зачастую собирали кровь мертвых гладиаторов и продавали ее как лекарство. Римляне считали, что гладиаторская кровь могла вылечить эпилепсию и пили ее как лекарство.

И это был еще относительно цивилизованный пример. В других случаях и вовсе вырезали печень мертвых гладиаторов и ели ее в сыром виде. Как ни странно, некоторые римские врачи фактически сообщают, что это лечение работало. Они утверждают, что видели людей, которые пили человеческую кровь и излечивались от эпилептических припадков.

Косметика из мертвой плоти

В то время, как побежденные гладиаторы становились лекарством для эпилептиков, победители становились . В римские времена мыло было довольно редким явлением, поэтому спортсмены чистили себя, покрывая тела маслом и соскабливая отмершие клетки кожи, а также пот и грязь с помощью инструмента, называемого стригиль.

Как правило, эту всю грязь просто выбрасывали, но только не в случае с гладиаторами. Их соскобы грязи и отмершей кожи расфасовывали в бутылки и продавали женщинам в качестве афродизиака. Также часто эту смесь добавляли в крем для лица, которым пользовались женщины в надежде, что станут неотразимыми для мужчин.

Эротическое искусство

Извержение вулкана, которое похоронило Помпеи, оставило этот город прекрасно сохранившимся для археологов. Когда ученые впервые начали проводить раскопки в Помпеях, они нашли вещи, которые были настолько непристойными, что их скрыли от общественности на долгие годы.

Город был полон эротического искусства в самых сумасшедших формах.
К примеру, можно было увидеть статую Пана, который совокупляется с козлом. Кроме того, в городе было полным-полно проституток, что нашло отражение на… тротуарах. И сегодня можно посетить развалины Помпей и увидеть то, что римляне видели каждый день - пенисы, высеченные в дорогах, которые указывали путь к ближайшему борделю.

Пенисы «на удачу»

Тема пенисов была довольно популярна в Риме, в отличие от современного общества. Их изображения можно было встретить буквально везде, их даже часто носили на шее. В Риме считалось модным среди юношей носить медные пенисы на ожерелье. Считалось, что они не только модные и стильные, но и могли «предотвратить вред», который могли нанести людям, которые носили их.

Также пенисы «на удачу» рисовали в опасных местах, чтобы обезопасить путешественников. К примеру, на ветхих и шатких мостах в Риме почти везде были нарисованы изображения пенисов.

Обнажение ягодиц

Рим уникален в том, что в нем первый раз в истории было зафиксировано письменное свидетельство обнажения ягодиц . Еврейский священник Иосиф Флавий впервые описал демонстрацию ягодиц во время бунта в Иерусалиме. Во время Песаха римских солдат направили к стенам Иерусалима, чтобы они наблюдали, не случится ли восстания.

Один из этих солдат, по словам Иосифа Флавия, «повернулся задом к стене города, приспустил штаны, нагнулся и испустил бесстыдный звук». Евреи были в ярости. Они потребовали, чтобы солдата наказали, а затем начали бросать камни в римских солдат. Вскоре в Иерусалиме вспыхнули беспорядки, а жест так и сохранился на тысячи лет.

Искусственная рвота

Римляне вывели понятие избытка во всем на новый уровень. По словам Сенеки, римляне на банкетах ели до тех пор, пока в них просто «не лезло больше», а потом искусственно вызывали рвоту , чтобы продолжать есть. Некоторые люди тошнили в миски, которые они держали возле стола, но другие не «заморачивались» и рвали прямо на пол рядом со столом, после чего продолжали есть.

Напиток из козьего навоза

У римлян не было бинтов, но они нашли оригинальный способ останавливать кровотечение из ран. По словам Плиния Старшего, люди в Риме замазывали свои ссадины и раны козьим навозом. Плиний писал, что лучший козий помет собирали в течение весны и сушили, но в чрезвычайных ситуациях подходил и свежий козий помет. Но это далеко не самый отвратительный способ, которым римляне использовали этот «продукт».

Колесничие пили его в качестве источника энергии. Они или разводили вареный козий помет в уксусе или размешивали его в своих напитках. Причем, это делали не только бедные люди. По словам Плиния, самым большим фанатиком питья козьего помета был император Нерон.

Подписывайтесь на Квибл в Viber и Telegram , чтобы быть в курсе самых интересных событий.

На основе находок крито-микенского периода можно предположить, что женщины пользовались тогда большой свободой и играли более значительную роль в обществе и в семье, чем в более позднее время греческих и римских полисов. Об этом говорят сцены из жизни женщин, представленные на фресках дворцов на Крите, а также особенности религии древних критян. Среди местных богов немало женских образов, в которых учёные склонны видеть своего рода предшественниц позднейших греческих богинь. Это подтверждают и литературные памятники, и скульптура и росписи на стенах. Несмотря на то, что между разными греческими городами - государствами существовало немало различий, были явления, общие для всей Эллады. Практически повсюду утвердился патриархат. За отцом признавалась неограниченная власть на детьми. Они же были обязаны ему беспрекословным повиновением. Греки намного раньше римлян стали соблюдать принцип единобрачия, полагая, что вводить в свой дом множество жён - обычай варварский и недостойный благородного человека. Кровное родство не являлось препятствием для супружества.

Уже в древнейшие времена семья была в Риме прочной и сплочённой ячейкой общества, в которой нераздельно властвовал отец семейства. Понятие семьи было иным, она включала в себя не отца, мать, незамужних дочерей, но и замужних, не переданных формально под власть мужа, наконец, сыновья, их жёны и дети. Фамилия включала в себя и рабов и домашнее имущество. В ранние времена отец обладал в отношении своих детей «правом жизни и смерти». Он определял судьбу всех, кто от него зависел, он мог убить своего ребёнка, рождённого в законном браке, или бросить его без всякой помощи. Как и в Греции, брошенное дитя обычно погибало. Со временем нравы в Греции смягчились. Девушка, выходя замуж, из под власти отца поступала под власть тестя. Мать семейства ведала всем домашним хозяйством и занималась воспитанием детей. Ни в Греции, ни в Риме женщина не имела гражданских прав и была отстранена от участия в государственных делах. Однако в сфере частной семейной жизни она пользовалась ещё большей свободой, чем женщина классической Греции. Мужа для дочери выбирал отец. Возрастной барьер для вступления в брак был очень низким. Как и греческие девушки в канун свадьбы римлянки приносили в жертву богам свои детские игрушки. Римское право разрешало две формы развода - расторжения брака по настоянию одной из сторон или по взаимному согласию. Как и в Греции муж мог просто отослать жену в дом её родителей или опекунов, вернув ей её личную собственность: «Бери свои вещи и иди прочь». Когда супруги расставались, возникало немало споров о разделе имущества. Однако не было и не могло быть споров о том, кто осуществлял опеку над детьми - это всегда делал отец. Ни в Греции, ни в Риме во время родов женщина не пользовалась услугами врача, поэтому неудивительно, что случаи выкидыша или смерти новорожденного а иногда и роженицы были очень часты. Регистрировать новорожденного при появлении на свет в начале было не обязательно. Впервые регистрацию ввёл в Риме Октавиан Август. В течение 30 дней с момента появления младенца отец был обязан оповестить власти о появлении нового римлянина. В древнем Риме существовала детская медицина - педиатрия. Римляне охотно отдавали детей рабыням - гречанкам, так как с ними дети рано овладевали греческим языком, а знание его в Риме очень ценилось.

Намного большее значения, чем греки, римляне придавали фамилии - родовым символам, переходящим из поколения в поколение. Первоначально они обходились двумя именами - личным и родовым. В эпоху республики добавились «семейное» имя, а иногда человек получал и прозвище. Греки при рождении получали только одно имя, фамилией в современном смысле этого слова, объединяющей весь род и переходящей по наследству от отца к сыну в Греции не было. Детям давали имена произвольно, часто придумывая новое, связанное с каким-либо обстоятельством или характерной чертой. В дальнейшей, подрастая, почти каждый грек получал ещё и прозвище благодаря каким-либо особенностям своего характера или внешности. И в Греции и в Риме рабы могли сохранить имена, данные при рождении. Однако чаще их различали по происхождению. Немало иностранцев стремилось выдать себя за римских граждан, поэтому они охотно принимали римские имена, особенно родовые.

По состоянию способной функционировать и сейчас Аппиевой дороги можно представить себе высокую степень мастерства ее строителей. Проложенная в 312 г. до н. э., во время цензора Аппия Клавдия, от Рима на юг до Капуи, а затем до Беиевенто, эта дорога далее вела к Бриндизи, где возвышалась обозначавшая ее конечный пункт колонна. В годы Республики создавались первые акведуки, подводившие воду к Риму из близлежащих горных озер. Канал древнейшего водопровода, построенного из туфа в 312 г. при том же цензоре, шел преимущественно под землей. В 272 г. провели акведук Старый Апио, а в 144 г. акведук Марция, канал которого начинал располагаться уже па аркадах. Большое значение в архитектурных памятниках Республики придавалось силуэту-контуру и объему-массе, декору почти не уделялось внимания. Конструктивность, выступавшая в четкой, обобщенной форме, очищенной от казавшихся лишними украшений, особенно ясно выразилась в облике республиканских мостов через Тибр, перестраивавшихся позднее, но сохранивших первоначальные планы. Уцелевшие постройки республиканского Рима поражают прочностью, лаконизмом, простотой художественных форм. Склады по берегу Тибра у склонов Авентина, водосборная цистерна, а впоследствии тюрьма Туллианум, мощная, отводившая влагу от форума Клоака Максима сложены из крупных квадров камня и воплощают в своих лишенных декора конструкциях практицизм расчетливого и властного народа.

На Капитолийском холме, древнейшие поселения которого датируются XIV-XIII вв. до н. э., стоял особенно почитавшийся, освященный в 09 г. до н. э., храм Юпитера Капитолийского с тремя целлами - Юпитера, Юноны и Минервы. Глубоким портиком, трехчастной целлой и почти квадратным планом (53 мХ43 м) он напоминал этрусские храмы, а глухой тыльной стороной повторял культовые сооружения Великой Греции. Зтрусский скульптор Вулка украсил конек фронтона терракотовой квадригой. Позднее Сулла при реконструкции, возможно, использовал здесь некоторые колонны от храма Зевса Олимпийского из Афин, а греческий ваятель Аполлоний сделал культовую статую.

Самое оживленное место в годы Республики - Римский Форум - застраивался особенно красивыми зданиями торгового, культового и светского характера. На Римском Форуме еще до провозглашения Республики стояла регия -- дом царя. Здесь воздвигли перестроенные в годы Империи храмы Сатурна, а также Кастора и Поллукса. У склонов Капитолия после примирения патрициев и плебеев построили храм Согласия (Конкордии). Особенно же интенсивно застраивался Римский Форум после Пунических войн. Ко II в. до н. э. относятся базилики Порция. Эмилия, Семпрония, Опимия. На месте базилики Семпрония впоследствии выросла базилика Юлия, а базилика Эмилия была расширена. Сейчас можно видеть остатки республиканской базилики Эмилия, построенной в 179 г., после II Пунической войны, в подражание величественным зданиям эллинистического Востока. Предназначенные для биржевых операций и суда, эти сооружения множеством своих колони повторяли греческие стой, в частности афинскую Царскую стою, и получили поэтому название базилик.

Близ юго-западного угла базилики Эмилия стоял храм Януса, изображенный на монетах Нерона, а северо-западнее более поздней арки Септимия Севера находились комицпи - политический центр Рима. На Римском Форуме построили круглый в плане храм Весты и рядом - прямоугольный дом весталок. Севернее проходила священная дорога к центру Форума, а в годы, предшествовавшие Республике, здесь был некрополь с погребениями, восходящими к IX в. до н. э. Римский Форум почитался в годы Империи как древняя святыня; храмы, нередко разрушавшиеся пожарами, позднее восстанавливались, но сильно перестраивались. Руины храмов Конкордии, Сатурна, Весты, Кастора и Поллукса, особенно их колонны, принадлежат уже векам Империи; от республиканского времени сохранились лишь нижние части и фундаменты.

Наряду с Римским Форумом существовали и другие площади для торговли, уступавшие ему величиной и характером построек. Известны два малых форума - Голиториум (Овощной) и Боариум (Бычий), а также священная с четырьмя храмами площадь близ театра Помпея, называемая сейчас Ларго Арджентина. В основу планировки республиканских храмов. Ларго Арджентина был положен архаический принцип однорядного повтора. Это храмы Ларов, II в. до н.э. («D»), Форы, II в. до н.э. («В»), Феропии, начала III в. до н.э. («С») и Юноны или Ютурны, III в. до н.э. («А»). Планами и ордером (ионический и дорический у прямоугольных и коринфский у круглого) они отличаются друг от друга. Примечательно введение в общий комплекс круглого храма, который с того времени часто будут строить по соседству с прямоугольным - не только в Риме или в Тиволи, поблизости от столицы, но и в далеких провинциях.

Зрелищные сооружения Республики пострадали сильнее всего. Известны лишь остатки огромного театра Помпея. На месте грандиозного, некогда трехъярусного Большого Цирка, лежавшего между Палатином и Авентином, ныне пустынная низина. Самый ранний (80 г. до н. э.) амфитеатр - типично римское зрелищное здание - раскопан в Помпеях. Зодчий использовал здесь для арены эллиптическую форму, как бы указывая бицентрическим планом на характер конфликтного действия борьбы, для которой она предназначалась.

Сохранилось и несколько погребальных комплексов Республики. Цилиндрическая, восходящая к типам этрусских тумулусов гробница Цецилии Метеллы, близ Аппиевой дороги у границ города, и необычный по конструкции, внешними элементами напоминавший о профессии умершего мавзолей Еврисака у въезда в Рим по Пренестинской дороге монументальны и величавы. Кроме них возводились и погребальные сооружения в виде небольших храмиков, поставленных на подиум. К первой половине I в. до н.э. относится построенная из больших блоков светлого травертина усыпальница Поплиция Бибула у склонов Капитолия. Такого же типа -- гробницы в Сарсине в виде поднятого на возвышение храма с портиком двух колонн коринфского ордера. Создавались в ту эпоху и семейные склепы, подобные открытой у начала Аппиевой дороги гробнице Сципионов.

Существовало ли понятие моды в дохристианские времена? Была ли прежде мода на одежду? Посмотрите на статуи императоров и богов, которые сохранились в музеях Ватикана - так выглядели и одевались древние римляне. Одежда их отличалась изысканностью драпировок и простотой силуэта. Кто придумал эти наряды? Занимался ли кто-либо одеждой с точки зрения сословной принадлежности и материального положения? Имели ли различия одеяния знатных особ и простолюдинов? А может быть, древние занимались только войнами и философией и носили на теле исключительно лишь простые полотнища необработанной ткани, ведь и у римлян, и у греков был культ красивого тела?

Интерес к истории никогда не угаснет

Уже около восемнадцати веков прошло с тех пор, как канули в Лету великие античные цивилизации, а мы продолжаем интересоваться тем, какой была одежда древних римлян, как был устроен их быт, как они вели свои дела и чем занимали досуг. За давностью лет очень многое позабылось и стёрлось из памяти человечества, однако сохранившиеся труды философов, поэтов, мифология, фрески, кое-какая утилитарная и ритуальная утварь, женские и мужские украшения, оружие, памятники архитектуры и искусства позволяют делать определённые выводы и строить предположения о жизни на берегах Средиземного и Чёрного морей - в Малой Азии, на Апеннинах и Балканах.

Существовала ли мода в древности?

Мода, конечно, была и тогда. Не обошла она стороной как Древнюю Грецию, так и Одежда римлян и греков отнюдь не была лишь средством согреть замёрзшие тела. Она отвечала, скорее, нежели физическим.

Древние которых во многом заимствована у греков, привнесли в неё долю аскетизма и практичности. Активно украшать свои наряды драгоценностями римляне стали лишь на закате империи, когда разврат и прочие плотские увлечения взяли верх над разумом и патриархальными традициями отцов.

Что представляет собой римлян и греков? 2 класс средней школы познакомил нас с ней ещё в детстве. Это туники и тоги, которые свободно облегают тело, не сковывая движений. Старинные амфоры для вина и оливкового масла, найденные на раскопках, сохранили рисунки с сюжетами на бытовые и батальные темы. Глина и металл оказались более долговечными, нежели ткани. Но, судя по изящным драпировкам, материалы, из которых делалась одежда древних римлян и греков, были тонкими и пластичными.

Из чего делали ткани для одежды?

Какое сырьё использовалось в С большой долей вероятности можно сказать, что это хлопок, лён и шерсть. Шёлка римляне не знали, вплоть до 1 века до нашей эры. Потом из Китая завезли ткань из дикого шёлка, но она не прижилась. В начале 1 века нашей эры в Риме появилась ткань нового типа - из смешанных волокон шёлка с хлопком, а также из шёлка со льном. Из того же Китая начали привозить шёлковую пряжу, а римские ткачи стали делать из неё материю. Возможно, кроме перечисленных, ткани для одежды делали и из других волокон, например конопли, пальмы, крапивы и пр. Нити из этих растений не слишком прочны и красивы в изделии. Исследователи обнаружили шерсть бобра, верблюда и нити из волокнистого асбеста в тканях, которые делали древние римляне. Одежда, в ткань которой вотканы волокна асбеста, по-особенному драпируется и очень красиво сверкает на солнце.

Особенности отношения к одежде у воинов древних победоносных армий

Из Египта пришла мода на изделия из кожи. Египетские кожи отличались тонкостью выделки и стойкостью краски. Римские воины облачались в кожаные доспехи, а греки воевали обнажёнными. На этот счёт у историков нет полного согласия. Фрески, изображающие сражения, показывают воинов без одежды, однако при раскопках были найдены бронзовые доспехи, датируемые тем же периодом.

Брюк римляне не носили, считая их варварской одеждой, однако во время походов вглубь Европы, где погодные условия были суровее, чем на Апеннинах, римские воины вынуждены были освоить ношение брюк. Об этом осталась память в виде рисунка на колонне Траяна - на ней римские легионеры в узких, немного ниже колен бриджах.

О том, как называется одежда древних римлян, написано в трудах Вергилия, Сенеки, Цицерона и других. В те времена мода не была так изменчива и скоротечна, как теперь. Поскольку на Рим большое влияние оказали этруская и древнегреческая цивилизации, то быт и одежда древних римлян и греков во многом схожи.

Тога

Тога относится к числу несшиваемой одежды. Это верхняя одежда древних римлян. Она представляет собой полотно, прямое по одной стороне и закруглённое по другой - выглядит, как обрезанный овал. В тогу заворачивались днём, используя её в качестве верхней одежды, а также и ночью, расстилая её на ложе по типу простыни, или укрывались тогой, как покрывалом.

До 4 века до нашей эры тога была принадлежностью как мужского, так и женского гардероба. Впоследствии - только мужского. Не граждане не имели права на ношение тоги. Надо заметить, что для облачения в требовался помощник, в те времена - раб. Мужская одежда древних римлян аристократического сословия не отличалась стремлением к аскетизму. Такой менталитет ближе греческой цивилизации. Римляне любили роскошь и плотские удовольствия. Тоги римских патрициев были шириной до двух метров, а длиной - до 6. Раб, умевший особенно красиво расположить складки, стоил дорого. По правилам требовалось, чтобы правое плечо и часть груди оставались открытыми, а с левой стороны располагалась полоса орнамента.

Император носил пурпурную тогу. Кроме него облачиться в этот цвет имел право ещё и полководец-триумфатор. Иногда тогу украшали вышитые на ней пальмовые ветви. Полосатая тога с пурпурной каймой была принадлежностью гардероба авгуров и саллиев, то есть духовенства или жреческого сословия.

Чёрная тога считалась траурной и надевалась как символ скорби по умершему родственнику.

Туника

Надо сказать, что женская одежда древних римлян не отличалась сложностью кроя. Она была так же лаконична, как и мужская.

Трудная в ношении и требующая большого количества дорогой тонкой ткани, тога в первые века нашей эры совсем вышла из моды, а туника пережила создавшие её цивилизации, прочно закрепившись в наших гардеробах.

Туника - платье т-силуэта, которое носили женщины и мужчины всех сословий. Женщины шили себе до щиколоток, иногда с длинными рукавами. Богатые аристократки надевали по несколько прозрачных туник, одну поверх другой. Одна из них могла быть из плиссированной ткани.

Аксессуары

В качестве аксессуаров использовали пояса, расшитые камнями, монетами или перламутром. На шею надевали большое ожерелье, ложившееся на плечи, спину и грудь наподобие кокетки. В отличие от гречанок, римлянки мало внимания уделяли декоративной отделке ткани вышивкой. А вот украшений они носили не меньше. Кроме шейных ожерелий и поясов, они украшали себя браслетами, кольцами и серьгами. Золото было мерилом достатка и положения в обществе.

Нижнее бельё

Нередко прежде, чем надеть тунику, римляне оборачивали тканью грудь и бёдра. На одной из фресок Виллы Дель-Казале изображены женщины в бикини. Предполагается, что это прообразы современного нижнего белья. Однако в то время это было одеждой для занятий спортом. Несмотря на тёплый климат, смена сезонов всё же ощущалась. Древние римляне, одежда которых делалась из шерсти, льна и хлопка и не различалась покроем, в холодное время года носили по несколько слоёв шерстяных туник.

Хитон

Странно, что римляне не переняли у греков обычай носить очень удобное одеяние, которое не сшивалось, а соединялось на плечах пряжками-фибулами. Долгое время считалось, что греки носили только белую одежду. Это не так. Белый цвет, действительно был одним из любимейших, но отбеливание тканей было трудоёмким и длительным. По этой причине белые хитоны относились к разряду праздничных.

В обычные дни греки носили разноцветные и очень яркие наряды. В качестве красителей использовали минералы, растения и морских моллюсков. Последние служили источником для получения пурпурного пигмента. Греки раньше римлян начали носить шёлк, хотя он и стоил очень дорого, так как привозился с Востока. Пурпурные шёлковые хитоны носили только очень богатые люди.

Несмотря на то что одежду не сшивали, а только скалывали, низ хитона не должен был лохматиться. Это было признаком траура или материальной нужды, что считалось позором. Нижний край подгибали и аккуратно закрепляли, чтобы нитки не торчали наружу. Хотя эту работу выполняли рабы, с детства обучались всевозможным рукоделиям.

Даже самые богатые и знатные эллинки умели шить, вышивать гладью и крестиком, готовить еду и ухаживать за домочадцами.

Верхняя одежда

Ходить вне дома в одном хитоне было неприлично. Сверху всегда надевали плащ. Мужской плащ - гиматий или хламис был не так наряден, как женский, и делался из более грубой ткани. Женский - пеплос или хлайна - это всегда произведение искусства. Поскольку эллинки редко покидали пределы своего дома, то пеплос отделывали самыми красивыми бусинами и тесьмой, тщательно продумывали драпировку и вышивку. Для утяжеления и создания устойчивых фалд в определённых местах в ткань вшивали грузики - монетки или камешки - и декорировали их маленькими кистями.

Парикмахерское искусство античности

Греция славилась своим парикмахерским искусством. Причёски делали профессионалы. Они красиво стригли волосы, затейливо заплетали и укладывали. Более того, греки красили волосы. Куртизанки осветлялись, а семейные женщины, наоборот, окрашивали волосы в более тёмные оттенки. Причёска была составляющим элементом всего образа и гармонично вписывалась в ансамбль. В Греции берёт начало мода на парики. Их делали из натуральных волос, и модницы имели по несколько разных париков.

Образование как главная движущая сила общества

Римляне придавали большое значение образованию. По достижении семилетнего возраста детей определяли в школы. В некоторых из них практиковалось совмещённое обучение для обоих полов. Образование девочек считалось не менее важным, чем образование мальчиков. Именно из римской традиции пришла система трёхступенчатого образования - начального, среднего и высшего. В 18 лет юноши призывались на воинскую службу.

Состоятельные семьи делали упор на дополнительном домашнем обучении, для этой цели в качестве учителей приобретались образованные рабы, преимущественно из Греции. Рабы также посылались для получения нужного их хозяевам образования. Они часто становились управляющими владений своих хозяев, выполняли чиновничью работу в государственных бюрократических учреждениях.

Впоследствии вольноотпущенные рабы заняли управленческие посты в Риме, вытеснив с законных должностей титульных граждан. Преимущества рабов перед римлянами выражались в том, что они, имея хорошее образование, не чурались никакой работы, а в системе управления и законодательстве постепенно стали разбираться гораздо лучше, чем коренные римские граждане.

Этот перекос демократического устройства общества и определил дальнейшую судьбу Империи.

Быт - часть физической и социальной жизни человека, включающая удовлетворение духовных и материальных потребностей в: пище, одежде для защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды (одежда, обувь и др.), жилье, поддержании физического здоровья, сохранении и продолжении семьи (рода). Быт в широком смысле - уклад стереотипного видения повседневной жизни.

Здесь мы рассмотрим такие стороны быта древних римлян, как семейная жизнь, распорядок дня, домашнюю утварь, питание.

Семья и воспитание в ранний период истории Рима считалось за цель и главную суть жизни гражданина - наличие собственного дома и детей, при этом семейные отношения не подчинялись закону, а регулировались по традиции. В древнем Риме семья как основа общества очень высоко почиталась. Семья полагалась хранительницей высоких моральных норм и того, что именовали "отеческими нравами"

Авторитет отца семейства, его власть над супругой и детьми были непререкаемы. Он был суровым судьей всех проступков, совершенных домочадцами и считался главой семейного суда. Он имел право лишить сына жизни или продать в рабство, но на практике это было исключительным явлением. Отцы семейств, как правило, и заключали браки между своими детьми, руководствуясь бытующими моральными нормами и личными соображениями. Выдавать замуж девушку отец мог с 12-летнего возраста, а женить юношу с 14-летнего.

Хотя женщина и находилась в подчинении мужчины, "принадлежала только семье и не существовала для общины", в богатых семьях ей отводилось почётное положение, она занималась управлением хозяйства.

В отличие от гречанок, римлянки могли свободно появляться в обществе, ездить в гости, бывать на торжественных приемах, и, несмотря на то, что высшей властью в семействе обладал отец, они были защищены от его произвола. Мужчине, мужу разрешалось подавать на развод в случае неверности или бесплодия жены. Причём неверностью мог являться уже тот факт, когда супруга выходила на улицу с непокрытой головой (обычно замужняя женщина использовала различные ленты и шарфы), поскольку тем самым (считалось) она специально искала мужские взгляды.

Женщина могла быть забитой насмерть или замучена жаждой, если её заставали за питьём вина, поскольку им запрещалось его употребление (чтобы не повредить зачатию ребёнка). Прелюбодеяния жестоко наказывались в древнем Риме, но в связи с разводами и вдовством, а зачастую, и большой разницей в возрасте супругов, происходили измены и внебрачные сожительства. В случае поимки любовника жены по неписаному закону муж вместе со своими рабами имел право производить над ним всевозможные насилия. Нередко бедняге отрезали нос и уши, но это было ничем по сравнению с участью, которая ждала провинившуюся жену. Её попросту закапывали в землю живьём.

Во время отсутствия супруга жена не должна была сидеть взаперти. Любимым женским занятием считалось хождение по торговым лавкам и пересуды с продавцами и встречными знакомыми. Супруга также всегда присутствовала рядом с мужем на всех приёмах.

Закон предписывал гуманность по отношению к родственникам и ближним. В числе многих сентенций, которыми нас обогатили римляне, есть и такая: "Кто бьет жену или ребенка, тот поднимает руку на самую высокую святыню". Римляне различали полноправный брак и неполноправный. Первый возможен был только между римскими гражданами и допускал две формы: жена или переходила во власть мужа и называлась "мать семейства", матрона, или же она по-прежнему оставалась во власти отца и называлась только "uxor" (супруга, жена).

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «nikanovgorod.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «nikanovgorod.ru»