Проектно-исследовательская деятельность в школе. Что такое проект? Что такое исследование? Какие принципиальные отличия между проектом и исследованием? Чем отличается проектная и исследовательская деятельность учащихся на основе фгос от их имитации и проф

Подписаться
Вступай в сообщество «nikanovgorod.ru»!
ВКонтакте:

Проект – совместная поэтапная деятельность учащегося (учащихся), имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Обязательным условие проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном результате деятельности.


Исследование – это деятельность, связанная с решением творческой или исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, подбор методик исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение, выводы.


Задумывая проект, мы должны четко представлять себе проектный замысел, т.е. ту идею и тот результат, который мы планируем изначально и ради которого мы проводим проект. Главным результатом исследования является неизвестный заранее интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате исследования.


В чем отличие учебного исследования от научного исследования? Учебное исследование имеет целью приобретение учащимся функционального навыка исследования как способа освоения действительности. Главное – приобретенный личностями опыт. Научное исследование – получение объективно нового результата, нового знания.


Проектно-исследовательская деятельность Деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение в ней целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.


Развитие проектно-исследовательской деятельности в ОУ. Что надо знать руководителю Что дает проектная и исследовательская деятельность обучающихся наряду с традиционным способом обучения Как изменяется роль учителя и ученика в учебном процессе Как научить руководить работой учащихся Как привлечь в школу ученых и специалистов из научной отрасли Как изменяется организация учебного процесса образовательного учреждения Как оценивается успешность работы обучающегося


Развитие проектно-исследовательской деятельности в ОУ. Что надо знать учителю Как согласовать тематические планы курсов предметов, в рамках которых выполняется исследование или проект Как подобрать учебные проекты или исследования, соответствующие специфике школы Как подготовить обучающихся к работе над учебным проектом или исследованием Как разработать учебный проект или исследование Какие формы образовательной деятельности применять при осуществлении проекта или исследования


Этапы работы над проектом или исследованием Подготовительный (направлен на снятие состояния тревожности, свойственное школьникам в процессе их непосредственного участия в нестандартной ситуации внеучебной деятельности) Организационный (значительное стимулирование самостоятельной активности школьников в поиске необходимой информации, развитие адекватной самооценки) Обобщающий (вовлечение старшеклассников в разнообразную личностно значимую для них профессиональную деятельность, активизацию познавательных процессов)


Этапы работы над проектом или исследованием Поисковая фаза (развитие ситуации проектной деятельности, поиск информации, расширение количества ресурсов) Стратегическая фаза (затруднения, связанные с разработкой индивидуального личного профессионального плана, позволяющего осуществить профессиональное намерение) Презентационная фаза (поиск эффективных способов самопрезентации, самореализации, минимизация нервно-психического напряжения в ситуации публичного выступления)


Критерии успешности проекта или исследования Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы Практическое использование ЗУН Количество новой информации, использованной для выполнения Степень осмысления использованной информации Уровень сложности и степень овладения методиками Оригинальность идеи Уровень организации и проведения презентации Владение рефлексией Творческий подход в подготовке объектов наглядности Социальное и прикладное значение результатов

Исследование и проект: в чём разница?

В сфере образования присутствует определенная путаница в отношении понятий «исследование» и «проектирование». Го­ворят о деятельности: проектной, исследовательской, проектно­-исследовательской, проектной и исследовательской и др. Рассмотрим, что такое проект и как он соотносится с исследованием.

Исследование – деятельность, направленная на получение новых знаний о существующем в окружающем мире объекте или явлении. Результат исследования заранее неизвестен, поэтому его цель и ставится соответственно – определить, изучить, получить данные. При этом практическая применимость полученных знаний не имеет определяющего значения.

Исследовательская деятельность учащихся – образовательная технология, использующая в качестве главного средства учебное исследование, предполагает выполнение учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлении об объекте и явлении окружающего мира, под руководством специалиста.

Проект («брат» исследования, находящийся с ним в родстве, но имеющий принципиально другую природу) направлен на со­здание того, чего еще не существует (например, создание нового здания, компьютерной программы, социального эффекта и т. д.) и пред­полагает наличие проектного замысла, который достигается в процессе его реализации. Поэтому цель проекта формулируется соответственно – создать, построить, достичь. При построении структуры работы необходимо помнить, что она должна соответ­ствовать проектной логике.

И проектирование, и исследование являются главными «взрос­лыми» средствами производства в науке, технике, социальной жиз­ни, изначально не очень приспособленными к задачам образователь­ной практики. Именно поэтому любые методики в этой области при переносе в образовательные учреждения должны быть адаптированы и приспособлены для работы с учащимися конкретного возраста и уровня способностей.

Вместе с тем эти технологии позволяют открыть для школьников «окно в большую жизнь», ознакомить с главными приёмами, которыми пользуются в своей профессиональной деятельности специалисты, а для последних создают возможность передачи своих знаний и опыта молодому поколению, что делает образование более открытым.

Исследование не ставит целью изменение окружающего мира, сосредоточившись на его познании.

Проектирование – это создание новых, прежде не существовавших объектов и явлений, или изменение известных объектов с целью получить у них новые свойства.

Любой проект всегда направлен на решение конкретных технических, идеологических и других задач (создание сайта, разработка модели технического устройства, выработка определенного общественного мнения и т.д.), поэтому главным критерием оценки эффективности проектирования является практическая значимость. Как и в учебном исследовании, главным результатом учебного проектирования является субъективная практическая значимость для автора работы, т. е. возможность самостоятельно получить значимый результат.

Проектирование и исследование тесно переплетены. Ни одна исследовательская задача не может быть до конца решена без применения технологии проектирования – последовательного движения к поставленной цели. Именно поэтому структура исследования включает в себя все типично проектные этапы:

Концептуализация (выделение нерешенной проблемы, актуализация недостающего знания);

Целеполагание – определение целей и задач исследовательской работы (при этом функцию проектного замысла выполняет гипотеза исследования);

Подбор методов и средств достижения поставленных целей (разработка экспериментов, плана сбора информации, отбор проб и т. д.);

Планирование хода работы;

Оценка результатов и соотнесение их с гипотезой (обсуждение и анализ результатов);

Окончательные выводы и их интерпретация.

Исследовательскую работу часто называют исследовательским проектом. Точно так же и адекватное проектирование невозможно без исследовательских процедур. Отправные точки - сбор и анализ исходной информации для реализации проекта и оценка его возможных последствий. Так, все мы знаем, что, если исследование геоподосновы для проектируемого здания будет проведено неквалифицированно, здание может разрушиться, а неверная оценка влияния тепловых эффектов при строительстве в зоне вечной мерзлоты приведет к просадке здания. Поэтому (и это должно быть предметом специального обучения в учебном проектировании) исследование определяет профессиональный уровень и качество проекта.

Уяснение учащимися разницы между проектом и исследованием является очень важным, поскольку качество работ, выполненных в этих двух жанрах, оценивается по разным критериям.

Приведем пример. Скажем, ученик исследует загрязнение пруда N. Руководитель ставит ему задачу - установить концентрацию тяжелых металлов в пробах воды из пруда. Ученик честно и корректно выполняет поставленную задачу, получает статистически достоверные результаты, докладывает на конференции и... получает низкую оценку. Почему? Один из членов жюри задал вопросы: а зачем вы это делали, какая практическая польза от вашей работы, где внедрены результаты, какой общественный резонанс она имела? На этой же конференции представляется работа, авторы которой поставили себе другую задачу - добиться улучшения экологического состояния того же самого пруда. Для этого они провели социологическое исследование - опрос жителей близлежащих населенных пунктов, в результате чего установили, что, по мнению большинства из них, причиной загрязнений является расположенный поблизости завод, производящий выбросы вредных веществ в атмосферу. Ребята опубликовали ряд материалов в местной прессе, посетили депутата. В результате они сформировали мнение местного сообщества, властей и добились улучшения очистки производимых заводом отходов. Эта работа на рассматриваемой конференции получила высокую оценку. Первый ученик так и не понял, почему его работа оказалась «непризнанной». А авторам второй работы остались неизвестными состав вредных веществ и механизмы их воздействия на природные экосистемы.

Мы не утверждаем, что исследование лучше проекта или наоборот. Каждый из этих жанров творчества имеет свои целевые установки и особенности, которые нужно хорошо понимать.

Оценивая, важно различать проектные работы, где исследование выступает средством обоснования необходимости реализации проектного замысла, и исследовательские, где проектирование выступает средством построения процесса исследования, необходимого для достижения конечного результата – подтверждения или опровержения выдвинутой гипотезы.

Следующим важным вопросом является понимание разницы между тем, что делает школьник и тем, что делает учитель (руководитель работы) в процессе выполнения исследования или проекта (табл. 1).

Таблица 1

Деятельность учителя и учащегося в процессе выполнения исследования или проекта

Учащийся Учитель
Исследовательская деятельность , потому что личная мотивация связана с получением объективно новых знаний об объекте своего исследования Проектная деятельность , потому что смысл этой деятельности за­ключается в достижении главной цели образования – повышения качества образования учащегося
Научный подход к деятельности, потому что критерием качества исследования является его объ­ективность, т. е. принципиальная воспроизводимость результата

Научно-организационный подход , потому что главный смысл дея­тельности сводится к созданию условий, раскрывающих иссле­довательские способности уча­щегося

Учебное исследование имеет различный смысл для разных участников этой деятельности. Для ученика учебное исследова­ние должно стать «просто исследованием» в смысле личной причастности к деятельности и учебной задачей в смысле степени ответственности за полученный результат и его представление. Для учителя учебное исследование является творческим педагогическим проектом, при выполнении которого необходимо не только контролировать содержательную часть исследования, но и адаптировать процесс применимо к конкретной личности учащегося. Поэтому нужно хорошо понимать, что руководитель занимается педагогическим проектированием, а именно разра­боткой средств - программы, индивидуального плана работы с учеником, конкретных мероприятий, итоги которого дадут об­разовательный результат. Столь строгое разграничение является дидактической схемой.

Образовательный эффект наиболее высок в случае, когда учитель разделяет исследовательскую позицию вместе с учащимся, при этом максимально реализуется эффект деятельностного сотрудничества.

Еще необходимо отметить, что умения и навыки, получае­мые учащимися при выполнении проектных либо исследователь­ских работ, также различаются. Кратко эти различия приведены в табл. 2.

Таблица 2

Умения и навыки, получаемые учащимися при выполнении проектных и исследовательских работ

(Леонтович А.В., Саввичев А.С. Исследовательская и проектная работа школьников. 5-11 классы / Под ред. А.В. Леонтовича. – М.: ВАКО, 2014. – 160 с.)

Школьный проект

Школьный проект имеет следующую структуру (эта структура может быть представлена в обобщённой или более детализированной форме).

Анализ ситуации, формулирование замысла, цели:

Анализ ситуации, относительно которой появляется необходимость создать новый продукт (формулирование идеи проектирования);

Конкретизация проблемы (формулирование цели проектирования);

Выдвижение гипотез разрешения проблемы; перевод проблемы в задачу (серию задач).

Выполнение (реализация) проекта:

Планирование этапов выполнения проекта;

Обсуждение возможных средств решения задач: подбор способов решения, проведения исследования, методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и пр.);

Собственно реализация проекта.

Подготовка итогового продукта:

Обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчётов, просмотров и пр.);

Сбор, систематизация и анализ полученных результатов;

Подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

Выводы, выдвижение новых проблем исследования.

К этим этапам проекта необходимо добавить и дополнительные его характеристики, которые необходимы при организации проектной деятельности школьников.

Проект характеризуется:

Ориентацией на получение конкретного результата;

Предварительной фиксацией (описанием) результата в виде эскиза в разной степени детализации и конкретизации;

Относительно жёсткой регламентацией срока достижения (предъявления) результата;

Предварительным планированием действий по достижении результата;

Программированием – планированием во времени с конкретизацией результатов отдельных действий (операций), обеспечивающих достижение общего результата проекта;

Выполнением действий и их одновременным мониторингом, и коррекцией;

Получением продукта проектной деятельности, его соотнесением с исходной ситуацией проектирования, анализом новой ситуации.

(Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников, 2011 г.)

Оценивание проектной деятельности школьников

Оценивание проектной работы школьников – сложная и совершенно новая для педагогов задача. Вернемся к сравнению традиционной методики преподавания и организации проектной деятельности. При традиционном обучении преподаваемые знания, умения навыки носят нормативный характер. А потому есть и критерии их оценки. Есть эталон (норма), например правило правописания, есть и уровень выполнения этой нормы (в работе ученика). Оценка предполагает сравнение нормы и реального результата, выделение совпадения/несовпадения и, наконец, оценивание. При всей критике в адрес традиционных форм оценки они существуют опять-таки вследствие объективных характеристик традиционного обучения. Норма (правило, требование) является своеобразным измерителем реального выполнения учеником конкретного задания. Отсюда – относительно объективный характер оценки.

Оценка самостоятельности учащихся при выполнении проектной работы:

  1. Тематика творческого задания (проекта) выбирается с учетом возможностей его выполнения.
  2. Ученик (группа):

Прежде чем выбрать тему, анализирует сроки представления результатов, наличие свободного времени (например, параллельно с работой над проектом нет других заданий);

Планирует этапы выполнения задания, распределяет их во времени;

Возможно, отказывается от некоторых частей задания, мотивируя отказ объективными ограничениями (недостатком временного или иного ресурса).

В проектной работе учащихся продукт деятельности является ненормируемым. Например, один продукт является весьма эвристичным, но его исполнение – недостаточно качественным. Другой проект, напротив, весьма традиционен, но прекрасно выполнен. В принципе, эти же проблемы есть и в традиционном обучении. Гораздо труднее при оценке сочинения выставить оценку за литературу, чем за русский язык, или оценку за изложение, чем оценку за контрольную по математике.

Оценка, если рассматривать её с точки зрения структуры деятельности детей, – это инструмент обратной связи и, следовательно, инструмент управления процессом работы, в частности учения. Поэтому здесь есть несколько возможностей, которые можно использовать. Например, можно оценивать проект не одной оценкой, а несколькими по разным основаниям (за командную работу, за качество презентации, за проектную идею и т.д.)

Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;

Степень включённости в групповую работу и четкость выполнения отведенной роли;

Количество новой информации, использованной для выполнения проекта;

Степень осмысления использованной информации;

Уровень сложности и степень владения использованными методиками;

Оригинальность идеи, способа решения проблемы;

Осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;

Уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчета, обеспечения объектами наглядности;

Владение рефлексией;

Творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;

Социальное и прикладное значение полученных результатов.

(Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с.)

Чем отличается исследовательская деятельность от проектной деятельности?
Балан Е.В.
МБОУ СОШ №145 с углубленным изучением отдельных предметов г.о.Самара

Довольно часто учителя задают вопрос «Чем исследовательская деятельность отличается от проектной деятельности?». Это достаточно серьезный вопрос.
Во-первых, главное отличие проектной и исследовательской деятельности – это цель:
цель проектной деятельности – реализация проектного замысла,
а целью исследовательской деятельности является уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п.
Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а в случае проведения исследования – одним их средств может быть проектирование.
Во-вторых, исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку. Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные). А отсюда вытекает, что гипотеза в проекте может быть не всегда, нет исследования в проекте, нет гипотезы.
В-третьих, проектная и исследовательская деятельности отличаются своими этапами.
Основными этапами проектной деятельности являются:
Определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;
Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей;
Выполнение запланированных технологический операций, внесение необходимых изменений;
Подготовка и защита презентации;
Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.
Этапы научного исследования:
Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы.
Постановка цели и конкретных задач исследования.
Определение объекта и предмета исследования.
Выбор метода (методики) проведения исследования.
Описание процесса исследования.
Обсуждение результатов исследования.
Формулирование выводов и оценка полученных результатов.
В-четвертых, проект – это замысел, план, творчество по плану. Исследование – процесс выработки новых знаний, истинное творчество.

Как обеспечить эффективность проектной деятельности учащихся?
Для того чтобы создать условия для эффективной самостоятельной творческой проектной деятельности обучающимся необходимо:
1. Провести подготовительную работу.
Приступая к работе, обучающийся должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовые ЗУН) в содержательной области проекта. Новое знание для обучающихся в ходе проекта учитель может дать, но в очень незначительном объеме и только в момент его востребованности обучающимися. Учащемуся понадобятся до определённой степени сформированные специфические умения и навыки проектирования для самостоятельной работы.
Формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом, но и в рамках традиционных занятий, когда они осваиваются поэтапно как общешкольные (надпредметные).
Следующие умения и навыки проектной деятельности нужно формировать в процессе работы над проектом или вне его:
а) мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;
б) презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;
в) коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;
г) поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;
д) информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;
е) проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.
Каждый проект должен быть обеспечен всем необходимым:
материально-техническое и учебно-методическое оснащение,
кадровое обеспечение (дополнительно привлекаемые участники, специалисты),
информационные ресурсы (фонд и каталоги библиотеки, Интернет, CD-Rom аудио и видео материалы и т.д.).
информационно-технологические ресурсы (компьютеры и др. техника с программным обеспечением),
организационное обеспечение (специальное расписание занятий, аудиторий, работы библиотеки, выхода в Интернет),
отдельное от урочных занятий место (не ограничивающее свободную деятельность помещение с необходимыми ресурсами и оборудованием - медиатека).
При этом разные проекты потребуют разное обеспечение. Все виды требуемого обеспечения должны быть в наличии до начала работы над проектом. В противном случае за проект не надо браться, либо его необходимо переделывать, адаптировать под имеющиеся ресурсы. Недостаточное обеспечение проектной деятельности может свести на нет все ожидаемые положительные результаты.
2. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
В рамках проектной деятельности предполагается, что проблемный вопрос предлагают учащиеся. Но в условиях начальной школы допустимо представление вопроса учителем или помощь ученикам во время его формулирования.
3. Обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом - мотивацию.
4. Внимательно относиться к выбору основополагающего вопроса проекта.
5. Создавать группу не более 5 человек.
Для работы над проектом класс разбивается на группы. Оптимально создавать группу не более 5 человек. Каждая из этих групп будет работать над одним из подвопросов, так называемым «проблемным вопросом». Этот вопрос словно гипотеза, только в отличие от гипотезы он имеет другую структуру. Гипотеза имеет вид «если… то», а проблемный вопрос не может содержать в себе предполагаемого ответа или новых терминов. Но он сужает рамки проекта для данной группы до размеров их части работы.
6. Учитывать возможность учебных предметов для реализации проектной деятельности.
Наибольшую эффективность имеют такие учебные предметы, как окружающий мир (природоведение), иностранные языки, информатика, изо, технология. Преподавание данных дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проекта как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся.
7. Учесть и избежать «подводных камней».
Первая опасность – подменить деятельность выполнением задания, сделать многое за детей, перепоручить родителям. Чтобы этого не случилось, учителю необходимо работать в стиле педагогической поддержки.
Вторая опасность – при выполнении исследовательского проекта не превратить проект в реферат.
Конечно, исследовательский проект предполагает изучение каких-либо научных работ, грамотное изложение их содержания. Но проектант должен иметь собственную точку зрения на рассматриваемое явление, собственный угол зрения, под которым он будет рассматривать реферируемые источники.
Третья опасность – переоценка результата проекта и недооценка его процесса.
Это связано с тем, что оценка дается по результатам презентации, а презентуется именно результат проекта. Чтобы оценка балы максимально объективной и разносторонней, необходимо внимательно отнестись к составлению и последующему анализу отчета учащегося или портфолио проекта («проектной папке»). Грамотно составленный отчет (портфолио) характеризует ход проекта, когда сам проект уже завершен.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Прогнозируемый личностный результат:
 учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
 ориентация на понимание причин успеха, на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
 способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
Метапредметный результат:
Регулятивные универсальные учебные действия
 умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
 умение учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
 умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
 умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
 адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Познавательные универсальные учебные действия
 осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
 осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
 строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
 проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
 устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
 строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Коммуникативные универсальные учебные действия
 адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
 допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
 формулировать собственное мнение и позицию;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
 задавать вопросы;
 использовать речь для регуляции своего действия;
 адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

ОБЩИЕ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Фантастические
Темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических явлений и объектов.
Экспериментальные
Темы, предполагающие проведение собственных наблюдений, опытов и экспериментов.
Теоретические
Темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках.

Библиографический список
1. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996
2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
3. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.
4. Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике школы. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. М., Сентябрь, 1998, с.83-128.
5. В.Я. Потанина Введение проектной деятельности в начальной школе: - В.Я. Потанина, М.: Академия, 2009 - 12с.
6. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2010, №7
Интернет-ресурсы по проблемам проектной деятельности
Полат Е.С. Метод проектов
Хуторской А.В.
http://www.educom.ru/ru/documents/archive/advices.php Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях
http://schools.keldysh.ru/labmro
- Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО
- nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshc... 24 ноя 2012 ... Педагогический проект

МАОУ «Демиховский лицей» учитель математики Родкина Н.В.

Что выбрать:

проект или исследование ?

Исследовательскую работу часто справедливо называют исследовательским проектом. Точно так же и адекватное проектирование невозможно без исследовательских вмешательств. Отправные точки – сбор и анализ исходной информации для реализации проекта и оценка его возможных последствий. Очень важно уяснить учащимся разницу между проектом и исследованием, так как качество работы, выполненной в этих двух жанрах, оцениваются по разным критериям.

Исследование – деятельность, направленная на получение новых знаний о существующем в окружающем мире объекте или явлении. Целью является – определить, изучить, получить данные, так как результат исследования заранее известен.

Проект – направлен на создание того, чего ещё не существует и предполагает проектный замысел, который достигается в процессе его реализации. Целью является – создать, построить, достичь.

Любой проект направлен на решение конкретных технических, идеологических и других задач, поэтому главным критерием оценки эффективности проектирования является практическая значимость. Как и в учебном исследовании, главным результатом учебного проектирования является возможность самостоятельно получить значимый результат.

Очень важно понимать разницу между тем, что делает школьник и тем, что делает учитель в процессе выполнения исследования или проекта.

Проектная деятельность

Исследовательская деятельность

УЧИТЕЛЬ , смысл этой деятельности заключается в достижении главной цели образования – повышения качества образования учащегося.

УЧАЩИЙСЯ , личная мотивация связана с получением объективно новых знаний об объекте своего исследования.

Для ученика учебное исследование – это учебная задача, личная причастность к деятельности, ответственность за полученный результат и его представление. Для учителя учебное исследование – это творческий педагогический проект, где необходимо не только контролировать содержательную часть исследования, но и адаптировать процесс к конкретной личности учащегося.

Научная новизна и практическая значимость не могут быть критериями результативности учебного исследования, ими являются уровень освоения навыков и новых знаний в этой области. Умения и навыки, получаемые учащимися при выполнении проектных или исследовательских работ, также различаются.

Умения и навыки,

получаемые учащимися при выполнении

проектных и исследовательских работ

ПРОЕКТ

ИССЛЕДОВАНИЕ

Умение продвигаться к заранее намеченной цели, уверенно преодолевать мешающие и тормозящие обстоятельства

Умение вдумчиво проверять результаты наблюдений и экспериментов, не подтверждающих заранее выдвинутую гипотезу

Умение максимально широко использовать и рекламировать результат проекта. Осознавать ценность полностью завершенного проекта.

Умение замечать, запоминать и следить за наблюдениями, понимая, что это материал для будущих исследований.

Оценивать успешность выполнения проекта по максимальному соответствию реальной и планировавшейся деятельности

Оценивать успешность выполнения исследования по степени достоверности полученных результатов.


Никто не утверждает, что исследование лучше проекта или наоборот. Каждый из этих жанров творчества имеет свои целевые установки и особенности, которые нужно хорошо понимать. В любом случае учащийся получит возможность научиться самостоятельно, задумывать, планировать и выполнять учебное исследование или учебные и социальные проекты, использовать догадку, озарение, интуицию, целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства, осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного исследования или проекта.

Источники:

    Исследовательская и проектная работа школьников, под редакцией А.В.Леонтовича, Москва, «ВАКО», 2014г.

    Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Основная школа. 2-е издание, Москва, «Просвещение», 2014г.

Проектная деятельность школьников

Что такое учебный проект для ученика и для учителя

Проектная деятельность школьников - это познавательная, учебная, исследовательская и творческая деятельность, в результате которой появляется решение задачи, которое представлено в виде проекта.
Для ученика проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер и значим для самих открывателей.
А для учителя учебный проект - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.

Проектно-исследовательская работа в школе - это новый, инновационный метод, соединяющий учебно-познавательный компонент, игровой, научный и творческий. Основное отличие такой деятельности для начальной школы - это то, что ученики, прежде всего, получают первые навыки исследования, благодаря чему развиваются специфические качества особого склада мышления.

Организация проектной деятельности

Организовывая проектную деятельность в начальной школе, педагогу необходимо учитывать следующие аспекты:

1. Проектное задание должно соответствовать возрасту и уровню развития школьника.
2. Должна быть учтена проблематика будущих проектов, которая должна быть в области интересов учеников.
3. Должны быть созданы условия для удачного исполнения проектов (наличие материалов, данных, мультимедиа).
4. Прежде чем дать ученикам проектное задание, следует предварительно осуществлять подготовку к ведению такой деятельности.
5. Руководить проектами, помогать ученикам и консультировать их.
6. Отрабатывать со школьниками приёмы проектной деятельности, совершенствуя при этом общеучебные умения.
7. При выборе темы проекта - не навязывать информацию, а заинтересовать, мотивируя их к самостоятельному поиску.
8. Обсуждать с учащимися выбор источников информации: библиотека, справочники, интернет, периодические издания и т. д.
9. В процессе подготовки к проектной деятельности целесообразно организовывать для учеников совместные экскурсии, прогулки, наблюдения, эксперименты, акции.

Виды проектов

Исследовательские проекты. Школьники проводят эксперименты, изучают какую-либо сферу, а потом оформляют полученные результаты в виде стенгазет, буклетов или компьютерных презентаций. Такие исследовательские проекты положительно влияют на профессиональное самоопределение ученика, а также могут стать основой для будущих курсовых, дипломных работ в студенческие годы.
Игровые проекты. Они представлены в виде игр и представлений, где, играя роли каких-либо героев, ученики предлагают своё решение изучаемых задач.
Информационные проекты. Учащиеся собирают и анализируют информацию по какой-либо теме, представляя её в форме журнала, газеты, альманаха.
Творческие проекты. Здесь огромный простор для фантазии: проект может быть исполнен в виде внеклассного занятия, акции по охране окружающей среды, видеофильма и многого другого. Фантазии нет предела.

Выбор темы и постановка цели проекта

Выбор тем проектов может быть основан на углублённом изучении какого-либо учебного материала с целью расширить знания, заинтересовать детей изучением предмета, усовершенствовать процесс обучения.
Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное неповторимое решение и воплощение. Этим воплощением является проектный продукт, который создается автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта.

Вид проекта

Цель проекта

Проектный продукт

Тип деятельности учащегося

Формируемая компетентность

Практико-ориентированный

Решение практических задач заказчика проекта

Учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации

Практическая деятельность в определенной учебно-предметной области

Деятельностная

Исследовательский проект

Доказательство или опровержение какой-либо гипотезы

Результат исследования, оформленный в виде презентаций, стенгазет, буклетов

Деятельность, связанная с экспериментированием, логическими мыслительными операциями

Мыслительная

Информационный проект

Сбор информации о каком-либо объекте или явлении

Статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу, представленные в виде журнала, газеты, альманаха, презентации

Деятельность, связанная со сбором, проверкой, систематизации информации из различных источников; общение с людьми как источниками информации

Информационная

Творческий проект

Привлечение интереса публики к проблеме проекта

Литературные произведения, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы, акции, внеклассные занятия

Творческая деятельность, связанная с получением обратной связи от публики

Коммуникативная

Игровой или ролевой проект

Предоставление публике опыта участия в решении проблемы проекта

Мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и тому подобное)

Деятельность, связанная с групповой коммуникацией

Коммуникативная

Этапы работы над проектом

Этапы работы над проектом

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Подготовка

Определение темы и целей проекта, его исходного положения. Подбор рабочей группы

Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учеников.

Планирование

а) Определение источников необходимой информации.
б) Определение способов сбора и анализа информации.
в) Определение способа представления результатов (формы проекта)
г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта.
д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы

Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха проектной деятельности.

Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой учащихся.

Исследование

1.Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.)
2.Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.
3.Выбор оптимального варианта хода проекта.
4.Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта

Поэтапно выполняют задачи проекта

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся

Анализ информации. Формулирование выводов

Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект

Наблюдает, советует (по просьбе учащихся)

Представление (защита) проекта и оценка его результатов

Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет). Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого

Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке.

Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения проекта

Оценка этапов

Критерии оценки

Баллы

Оценка работы

Актуальность и новизна предлагаемых решений, сложность темы

Объём разработок и количество предлагаемых решений

Практическая ценность

Уровень самостоятельности участников

Качество оформления записки, плакатов и др.

Оценка рецензентом проекта

Оценка защиты

Качество доклада

Проявление глубины и широты представлений по излагаемой теме

Проявление глубины и широты представлений по данному предмету

Ответы на вопросы учителя

Ответы на вопросы учителя


180 – 140 баллов – «отлично»;
135 – 100 баллов – «хорошо»;
95 – 65 баллов – «удовлетворительно»;
менее 65 баллов - «неудовлетворительно».

Общий вид и структура пояснительной записки проекта

Титульный лист.
Оглавление (содержание).
Введение.
Главы основной части.
Заключение.
Список используемой литературы.
Приложение.

Структурные элементы пояснительной записки.

Титульный лист

Титульный лист - первая страница пояснительной записки и заполняется по определенным правилам.
В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения. В среднем дается название проекта без слова "тема" и кавычек. Оно должно быть по возможности кратким и точным - соответствовать основному содержанию проекта. Если необходимо конкретизировать название работы, то можно дать подзаголовок, который должен быть предельно кратким и не превращаться в новое заглавие. Далее указывается фамилия, имя, номер школы и класс проектанта (в именительном падеже). Затем фамилия и инициалы руководителя проекта.
В нижнем поле указывается место и год выполнения работы (без слова "год").

Вслед за титульным листом помещается оглавление, в котором приводится все заголовки пояснительной записки и указываются страницы, на которых они находятся. Сокращать их или давать в другой формулировке, последовательности и соподчиненности нельзя. Все заготовки пишутся с прописной буквы и без точки в конце Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.

Введение к работе

В нем обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируются планируемый результат и основные проблемы, рассматриваемые в проекте, указываются межпредметные связи, сообщается, кому предназначен проект и в чем его новизна. Во введении также дается характеристика основных источников получения информации (официальных, научных, литературных, библиографических). Желательно перечислить используемые в ходе выполнения проекта оборудование и материалы.

Главы основной части

Следующее ставится формулировки цели, и конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с ней.

В первой главе проекта рассматривается предполагаемая методика и техника его выполнения, приводится краткий обзор литературы и других материалов по теме.

В следующей главе (поисковой) необходимо разработать банк идей и предложений по решению проблемы, рассматриваемой в проекте.

В технологической части проекта необходимо разработать последовательность выполнения объекта. Она может включать в себя перечень этапов, технологическую карту, в которой описывается алгоритм операций с указанием инструментов, материалов и способов обработки.

Далее необходимо рассмотреть экономическую и экологическую оценку проекта. В экономической части представляется полный расчет затрат на изготовление проектируемого изделия. Далее реклама проекта и маркетинговое исследование. Особое внимание необходимо уделить экологической оценке проекта: обоснованию того, что изготовление и эксплуатация проектируемого изделия не повлекут за собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека.

Заключение

В заключении проекта излагаются полученные результаты, определяется их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во Введении, дается самооценка учащимися проделанной им работы.

Список используемой литературы

После Заключения помещают список используемой литературы. Все заимствования должны обязательно иметь подстрочные ссылки, откуда взяты приведенные материалы.

Приложения

Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть работы, помещают в приложениях. В приложении содержится таблицы, текст, графики, карты, рисунки. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова "Приложение" и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №), например: "Приложение 1", "Приложение 2", и т.д. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию основного текста. Сквозь его с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом "смотри" (см.), заключаемым вместе с шифром в круглые скобки..

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «nikanovgorod.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «nikanovgorod.ru»