Николай каманин - летчики и космонавты. Каманин, николай петрович Генерал каманин биография

Подписаться
Вступай в сообщество «nikanovgorod.ru»!
ВКонтакте:

Каманин Николай Петрович

Николай Петрович Каманин родился в городе Меленки Владимирской губернии 18 октября 1909 г. (по документам - в 1908 г.). В 1927 г. Николай Каманин поступил в Военную теоретическую школу ВВС в Ленинграде, а с 1928 г. продолжил обучение в Борисоглебской летной школе ВВС, которую окончил в ноябре 1929 г. В 1929-1934 гг. он служил в 40-й авиаэскадрилье имени В.И.Ленина на Дальнем Востоке. В июле 1932 г. Н.П.Каманин вступил в ряды ВКП(б).

Весной 1934 г. его имя прозвучало на всю страну: семерым советским летчикам, среди которых был и Николай Каманин, впервые в СССР было присвоено звание Героев Советского Союза. Только что учрежденную высшую государственную награду они получили за спасение челюскинцев - участников полярной экспедиции на параходе "Челюскин", затонувшем в Чукотском море. На самолете Р-5 летчик Каманин вывез с дрейфующей льдины на материк 34 челюскинца.

В 1934-1938 гг. Н.П.Каманин учился на командном факультете академии имени Н.Е.Жуковского. В 1935-1937 гг. он был членом ЦИК СССР, а в 1937-1946 гг. - депутатом Верховного Совета СССР. После окончания академии Николай Петрович с 1938 по 1940 г. командовал авиабригадой, базировавшейся в Харькове. В 1940-1942 гг. он был командующим ВВС Туркестанского военного округа.

Участником Великой Отечественной войны полковник Каманин стал в октябре 1942 г., когда получил назначение на Калининский фронт в должности командира авиадивизии. В марте 1943 г. ему было присвоено звание генерал-майора авиации. С 1943 г. и до окончания войны он командовал 5-м штурмовым авиакорпусом. Закончил войну в Праге, в звании генерал-лейтенанта.

По окончании войны Николай Петрович до 1947 г. продолжал командовать авиакорпусом, базировавшимся сначала в Тирасполе, а затем в Араде (Румыния). После непродолжительной службы в должности заместителя начальника Гражданского воздушного флота СССР он с 1948 г. работал председателем ЦК ДОСАВ, а с 1951 по 1955 г. - заместителем председателя ЦК ДОСААФ по авиации. Затем он два года учился в академии Генерального штаба. В 1956-1958 гг. генерал Каманин командовал 73-й Воздушной армией Туркестанского военного округа. В 1958 г. он стал заместителем начальника Главного штаба ВВС по боевой подготовке.

В 1960 г. командование ВВС поручило Николаю Петровичу организовать отбор и подготовку космонавтов к полетам в космос. В марте 1966 г. он был назначен на должность помощника Главнокомандующего ВВС по космосу, а в октябре 1967 г. ему было присвоено звание генерал-полковника. В открытой советской печати генерала Каманина называли руководителем подготовки космонавтов. В июне 1971 г. Н.П.Каманин был уволен из Вооруженных Сил СССР в запас, а на его должность назначен летчик-космонавт СССР В.А.Шаталов.

Николай Петрович Каманин умер 11 марта 1982 г., похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. к началу назад

Рассказывает сын Героя — Лев Николаевич Каманин.

В апреле 2001 года исполнится 40 лет со дня первого пилотируемого полета в космическое пространство. Немалая заслуга в осуществлении этой вековой мечты человечества принадлежит генерал-полковнику авиации Николаю Петровичу Каманину — организатору подготовки к полетам советских космонавтов в период с 1960 по 1971 год и моему отцу.

Николай Каманин родился и вырос в городе Меленки Владимирской области в многодетной семье сапожника и ткачихи. Его детство пришлось на трудные полуголодные годы. Рано повзрослев, он принимает твердое решение: буду военным летчиком. Пройдя курс обучения в Ленинградской летной теоретической школе — знаменитой «терке», — он поступает затем в Борисоглебское училище летчиков, по окончании которого получает назначение на Дальний Восток в авиаэскадрилью имени В.И.Ленина. За четыре года службы в этой прославленной боевой части Николай Каманин вырос от младшего военлета до командира авиаотряда. Там завершилось становление его личности, и там ему было поручено выполнить ответственное правительственное задание...

В жизни людей разных поколений происходят порой удивительные пространственно-временные совпадения, своеобразные перекрестки судеб. Немало таких перекрестков было и на жизненном пути моего отца. Расскажу только об одном из них.

9 марта 1934 года из порта Петропавловска-Камчатского вышел курсом на север пароход «Смоленск», на борту которого находился отряд из нескольких экипажей самолетов Р-5. Перед летчиками отряда была поставлена задача: пробиться в ледовый лагерь челюскинцев — участников арктической экспедиции О.Ю.Шмидта — и вывезти их на континент. Возглавлял отряд Николай Каманин... Пройдут годы, и он узнает о том, что именно в этот день на другом краю нашей необъятной страны, на Смоленщине, в простой крестьянской семье Гагариных родился мальчик Юра, судьба которого тесно переплетется с его собственной судьбой: в апреле 1961 года генерал Каманин представит Государственной комиссии старшего лейтенанта Гагарина Юрия Алексеевича как лучшего кандидата для первого полета человека в космос.

В сложнейших арктических условиях семерым отважным авиаторам — Анатолию Ляпидевскому, Сигизмунду Леваневскому, Василию Молокову, Николаю Каманину, Маврикию Слепневу, Ивану Доронину и Михаилу Водопьянову — удалось спасти 104 участника полярной экспедиции на пароходе «Челюскин», раздавленном льдами у побережья Чукотки. Родина очень высоко оценила их подвиг: всем им впервые было присвоено учрежденное в 1934 году почетное звание Героев Советского Союза. Двадцатипятилетнему летчику Каманину, вызволившему из ледового плена 34 челюскинца, была вручена Золотая Звезда за номером «четыре». Ему выпала честь стать первым советским военнослужащим, удостоенным высшей государственной награды, и примечательно, что получил он ее за выполнение исключительно гуманной миссии по спасению попавших в беду людей. Но молодой пилот не собирался почивать на лаврах: перед ним открывались новые горизонты. «Моя биография только начинается», — так назвал он свою документальную повесть о себе и других летчиках, участвовавших в спасении челюскинцев.

В 1939 году отец окончил академию имени Н.Е.Жуковского, после чего командовал авиабригадой, затем — авиадивизией. В годы Великой Отечественной войны он в качестве командира 5-го штурмового авиационного корпуса внес весомый вклад в совершенствование тактики боевых действий самолетов Ил-2, прозванных фашистами «черной смертью». Летчики этого соединения громили вражеские позиции на Курской дуге и Букринском плацдарме, участвовали в боях за освобождение Винницы и Корсунь-Шевченковского, Будапешта и Вены. Сотни пилотов, стрелков-радистов, инженеров и техников корпуса были награждены орденами и медалями, а 76 особо отличившихся мастеров штурмовых ударов стали Героями Советского Союза. В числе последних был и Георгий Береговой, ставший впоследствии летчиком-космонавтом СССР.

После войны генерал Каманин работает в Управлении Гражданского воздушного флота, возглавляет Добровольное общество содействия авиации, а по окончании академии Генерального штаба командует авиацией Туркестанского военного округа. Когда в октябре 1957 года Первый искусственный спутник Земли возвестил миру о начале космической эры, стало ясно, что скоро на околоземную орбиту отправится и космический корабль с человеком на борту. Не было сомнений и в том, что первыми космонавтами станут летчики-истребители. Организовать обучение и подготовку к полетам в космос специально отобранной группы молодых военных летчиков командование ВВС поручило Николаю Петровичу. Он энергично берется за это совершенно новое дело, глубоко вникает во все тонкости сложной интересной работы, щедро делится с космонавтами своими знаниями и богатым жизненным опытом. Для многих из них он стал старшим другом, а Юрия Гагарина полюбил, как родного сына.

Какова же, на мой взгляд, истинная роль генерала Каманина в развитии пилотируемых космических полетов? В народе прочно утвердилось представление о Н.П.Каманине как о наставнике космонавтов, и не более того, а если судить по кинофильму «Председатель», в котором мимоходом упоминается его имя, то он вообще был при них всего лишь «свадебным генералом». Конечно, в его официальные обязанности входило проведение так называемой воспитательной работы с подчиненными. К некоторым из них он вынужден был применять и дисциплинарные меры. Но не это было главным в его работе. Главным было то, что как академик Королев всецело отвечал за технику — ракеты-носители и космические корабли, — так генерал Каманин нес всю ответственность за «человеческий фактор», то есть за людей, летающих на этой технике.

Основой своей деятельности в должности помощника Главкома ВВС по космосу он считал государственный подход к руководству всесторонней подготовкой космонавтов — теоретической, специальной, морально-психологической, физической, — а также к поиску наиболее рациональных путей освоения космического пространства человеком. Огромный труд вложен им в формирование коллектива и учебно-лабораторной базы Центра подготовки космонавтов, в организацию строительства. Звездного городка с учетом перспектив их развития. Надо сказать и о том, что у Николая Петровича никогда не возникало головокружения от громких побед нашего «утра космической эры». Он отчетливо видел серьезные просчеты в тактике и стратегии развития советской космонавтики: распыление сил и финансов по многочисленным ведомствам и предприятиям «космической кооперации», отсутствие четких программ, планов и координации их деятельности, недооценку руководителями страны оборонного значения орбитальных пилотируемых полетов. К сожалению, борьба, которую приходилось ему вести с причастными к космонавтике высокопоставленными чиновниками, оказалась неравной.

Были у него и разногласия с конструкторами космической техники, причем весьма существенные. Критикуя их за повальное увлечение сплошной автоматизацией пилотируемых кораблей-спутников, он протестовал тем самым против превращения космонавтов, в подопытных кроликов или, в лучшем случае, в «космических туристов». Правда, и здесь ему не удалось поломать установившиеся традиции. В итоге неверие конструкторов-ракетчиков в способности летчиков-космонавтов активно участвовать в управление полетом, стыковкой и посадкой космических летательных аппаратов дорого обошлось нам. Оно на несколько лет задержало проектирование и разработку орбитального корабля «Буран» и стало одной из причин, по которым отечественная космонавтика вступает в XXI век без собственного «челнока» — аэрокосмического самолета многоразового использования.

По отзывам некоторых космонавтов гагаринского набора Николай Петрович был очень строгим начальником. Герман Титов, например, называл его не иначе, как «наш суровый батька». Действительно, отец обладал волевым, целеустремленным характером. В его дневниковых записях можно прочитать такие строки: «Всю жизнь я, как заведенная машина, делаю все с расчетом не терять даром ни одной минуты. Может быть, это кое-кому покажется скучным и серым, но я убежден, что каждый культурный человек обязан планировать свое рабочее и личное время и использовать его наиболее рационально». Он не терпел в людях неумения трудиться и отдыхать, разболтанности и бездарного времяпровождения. Но у него было, я бы сказал, врожденное чувство справедливости, и если уж ему приходилось наказывать кого-либо из своих подчиненных, то всегда, как говорится, по заслугам. Одинаково требовательный к себе и сослуживцам, он больше всего ценил в них способность оставаться самими, собой в любой обстановке. Свои принципиальные позиции по важнейшим проблемам освоения космоса он твердо отстаивал во всех, вплоть до самых высоких, правительственных инстанциях, за что к нему с большим уважением относились Главнокомандующий ВВС К.А.Вершинин и Главный конструктор ракетно-космических систем С.П.Королев.

Не слишком много известно о частной жизни генерала Каманина. Для нашей семьи авторитет и воля отца были непререкаемы. Он не имел возможности уделять всем нам столько времени, сколько хотел бы, но мы всегда ощущали на себе его заботу и поддержку. Мы — это моя мама. Мария Михайловна, я и мой старший брат Аркадий, а в последние годы и внуки Николая Петровича — Ольга и Николай. Кстати, сейчас уже мало кто знает, что рано ушедший из жизни Аркадий Каманин был самым юным летчиком — участником Великой Отечественной войны: свой первый самостоятельный вылет на самолете По-2 он совершил в неполные пятнадцать лет.

В свободное от работы время самым большим увлечением отца были шахматы — игра, которую он полюбил еще школьником. Любимые спортивные занятия — теннис, лыжи, бег трусцой. Увлекался быстрой (но не безрассудной!) ездой на автомашине. Лучшим отдыхом считал физический труд на свежем воздухе: с удовольствием косил траву на дачном участке, ухаживал за садом. Очень любил грибную охоту. К музыке был довольно равнодушен, но за какой-нибудь несложной работой частенько напевал вполголоса «Нам песня строить и жить помогает...», «О, дайте, дайте мне свободу...», а иногда и «Отвори потихоньку калитку...» или даже есенинское «Добрый вечер, мисс...»

В свое время было издано не менее десятка книг, написанных Николаем Петровичем, но меня часто спрашивают, как обстоят дела с опубликованием «Космических дневников генерала Каманина»? Под названием «Скрытый космос» опубликованы три из четырех томов «Космических дневников». Четвертый том полностью подготовлен к изданию. Надеюсь, он выйдет в свет уже в первом году нового тысячелетия.

И еще об одном часто задаваемом вопросе: в каком году родился Николай Каманин. В ряде изданий, в частности в энциклопедии «Авиация», годом рождения Н.П.Каманина назван 1908 год. Действительно, во всех официальных документах указываются 1908 -1982 годы жизни моего отца. Дело в том, что по окончании средней школы он совершил «подлог» — переправил в своем метрическом свидетельстве о рождении цифру 9 на «восьмерку». Сделал он это с единственной целью: чтобы не терять целый год перед поступлением в летную теоретическую школу. Полагаю, этот его поступок подтверждает одну простую истину: в жизни любого человека бывают обстоятельства, когда цель оправдывает средства.

Каманин Николай Петрович (1908-1982).

Советский лётчик и военачальник, генерал-полковник авиации, один их первых Героев Советского Союза (1934 г.).

Николай Каманин родился и вырос в городе Меленки Владимирской области, в многодетной семье сапожника и ткачихи. Русский.
После окончания в 1927 году местной средней школы поступил в Красную Армию.
В 1928 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС.
В 1929 году поступает в Борисоглебское училище летчиков, по окончании которого получает назначение на Дальний Восток в авиаэскадрилью имени В.И.Ленина. За четыре года службы, в этой прославленной боевой части, Николай Каманин вырос от младшего военлета до командира авиаотряда.
В феврале 1934 года старший лейтенант Каманин был назначен командиром смешанного отряда самолётов для спасения экипажа и пассажиров парохода «Челюскин».
Пилот в сложных метеоусловиях на самолёте Р-5 совершил групповой перелёт по маршруту: Олюторка — Ванкарем, протяжённостью около 2500 км, и в девяти полётах на льдину вывез из ледового лагеря 34 полярника.

За мужество и героизм, проявленные при спасении «челюскинцев», Каманину Николаю Петровичу 20 апреля 1934 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.

В 1938 году окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е.Жуковского .

В должности командира легкобомбардировочной авиабригады Харьковского авиагарнизона (102 самолета) участвовал в советско-финской войне 1939-1940 годов, затем, в конце 1940 года, полковник Каманин был назначен заместителем командующего ВВС Среднеазиатского военного округа. Занимался формированием и подготовкой авиационных соединений для фронта.
На фронтах Великой Отечественной войны с июля 1942 года. Командовал 292-й штурмовой авиационной дивизией на Калининском фронте, с февраля 1943 года — командир 8-го смешанного и 5-го штурмового авиационного корпусов (1-й и 2-й Украинские фронты). Внёс весомый вклад в совершенствование тактики боевых действий штурмовиков Ил-2 . Соединения под его командованием участвовали в Великолукской, Белгородско-Харьковской, Киевской, Корсунь-Шевченковской, Львовско-Сандомирской, Будапештской и Венской операциях; освобождали от гитлеровских захватчиков Украину, Польшу, Румынию, Венгрию и Чехословакию.
Генерал-майор авиации (17.03.1943 г.)
Генерал-лейтенант авиации (20.04.1945 г.)
Сын Николая Петровича, Аркадий (в возрасте 14 лет), вместе с отцом также участвовал в боевых действиях в качестве лётчика эскадрильи связи. Его имя известно в числе пионеров-героев.
После войны первоначально продолжал командовать корпусом. Затем, с 1947 года, работал в Главном управлении ГВФ, в 1951-1955 годах — заместитель председателя ДОСААФ по авиации.
В 1956 году окончил Военную академию Генштаба.
В 1956-1958 годах — командующий воздушной армией.
С 1958 года — заместитель начальника Главного штаба ВВС по боевой подготовке.
С 1960 года Каманин активно участвовал в отборе и подготовке первых советских космонавтов. В 1966-1971 годах занимал должность помощника Главнокомандующего ВВС по космосу.
25 октября 1967 года Каманину присвоено звание генерал-полковника авиации.
С 1972 года Николай Петрович — в отставке.

Награды:
-Герой Советского Союза (медаль «Золотая Звезда» за № 2);
-три ордена Ленина;
-орден Октябрьской Революции;
-два ордена Красного Знамени;
-два ордена Суворова 2 степени;
-два ордена Кутузова 2 степени;
-орден Красной Звезды;
-медалями, иностранными орденами.
-Награждён настольной памятной медалью о первом полете человека в космос (награждены только 75 военных, в том числе Н.П.Каманин).
-Почётный гражданин Братиславы, Пловдива, Риги, Калуги, Винницы и Карл-Маркс-Штадта.

Жена — Мария Михайловна Каманина, урождённая Мисюль (1909-1999), финка по национальности.
Двое сыновей: Аркадий Николаевич Каманин (1928-1947) и Лев Николаевич Каманин (1934-2011).
Аркадий Николаевич — гвардии старшина, самый молодой летчик Второй Мировой войны, пилот У-2 эскадрильи связи 5-го гвардейского ШАК, в 14 лет был награждён орденом Красной Звезды за спасение пилота разбившегося штурмовика Ил-2 на нейтральной полосе. Позднее был удостоен второго ордена Красной Звезды и ордена Боевого Красного Знамени. После Великой Отечественной войны продолжил карьеру военного, поступив на подготовительные курсы Академии имени Жуковского, которую в своё время окончил его отец. Скоропостижно умер от менингита 13 апреля 1947 года.
Лев Николаевич — младший сын Н.П.Каманина. Полковник, доцент, кандидат технических наук. Окончил ВВИА им. Жуковского (1958 г.). Работал в НИИ ВВС, затем преподавателем в ВВИА: сначала на кафедре теории авиадвигателей; после увольнения в запас в звании полковника (1987 г.) — на кафедре инженерной графики. Награждён медалями. Умер 30 марта 2011 года.

Командир 5-го штурмового авиакорпуса Герой Советского Союза генерал-майор Николай Петрович Каманин и летчик 423-й отдельной корпусной авиаэскадрильи связи ефрейтор А.Н.Каманин в кабине самолета У-2.

Аркадий Каманин — сын Н.П.Каманина.

Список источников:
М.Слепнёв. Первые Герои Советского Союза.
Сайт «Герои Страны». Каманин, Николай Петрович.


Родился 5 (18 ) октября 1909 года в городе Меленки ,
ныне - Владимирской области.

В армии с 1927 года .
Как рассказывал сын Николая Петровича , Лев Каманин


В ряде изданий, в частности в энциклопедии "Авиация" ,
годом рождения Н.П. Каманина назван 1908 год .
Действительно, во всех официальных документах указываются
1908 - 1982 годы жизни моего отца.
Дело в том, что по окончании средней школы он совершил
"подлог" - переправил в своем метрическом свидетельстве о
рождении цифру 9 на "восьмерку"
.
Сделал он это с единственной целью:
чтобы не терять целый год перед поступлением
в лётную теоретическую школу .
Полагаю, этот его поступок подтверждает одну простую истину: в жизни любого человека бывают обстоятельства, когда цель оправдывает средства .
Так что, некоторое несоответствие дат жизни Николая Петровича взятых
в официальной биографии и дат жизни на надгробии имеет место быть.

В 1928 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС ,
в 1929 году – Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков .
Служил в строевых частях ВВС .

В феврале 1934 года был назначен Командиром смешанного отряда самолётов
для спасения экипажа и пассажиров парохода "Челюскин" .
На самолёте Р-5 в сложных метеоусловиях совершил групповой перелёт Олюторка–Ванкарем протяжённостью около 2 500 км .
В девяти полётах на льдину вывез из ледового лагеря 34 человека .

В 1938 годах окончил командный факультет Военно-воздушной академии
имени Н.Е. Жуковского.
В 1938-1940 годах командовал авиационной бригадой
(Харьковский военный округ )
.

Участник советско-финляндской войны 1939-1940 годов .

В 1940-1942 годах – заместитель Командующего ВВС
Среднеазиатского военного округа
.

В первые месяцы Великой Отечественной войны занимался формированием
и подготовкой авиационных соединений для их отправки на фронт .
C июля 1942 года – командир 292-й штурмовой авиационной дивизии
( Калининский фронт ) .
С февраля 1943 года командир 8-го смешанного и 5-го штурмового авиационного корпусов ( 1-й и 2-й Украинские фронты ) .

Части под командованием Н.П. Каманина участвовали в Великолукской ,
Белгородско-Харьковской
, Киевской , Корсуньско-Шевченковской ,
Львовско-Сандомирской , Будапештской , Венской операциях и
освобождали Украину , Польшу , Румынию , Венгрию и Чехословакию .

После войны продолжал командовать корпусом .
С 1947 года работал в Главном Управлении ГВФ ,
в 1951-1955 годах – заместитель Председателя ДОСААФ по авиации .
В 1956 годах окончил Военную академию Генштаба .
В 1956-1958 годах – Командующий воздушной армией ,
с 1958 года – заместитель начальника Главного штаба ВВС по боевой подготовке .


С именем Николая Петровича Каманина связано начало работ
по пилотируемой космической программе .



В 1960 году он был назначен на должность помощника
Главнокомандующего ВВС
по космосу , активно участвовал в отборе и подготовке первых советских космонавтов .

В 1967 году Н.П. Каманину было присвоено воинское звание
"Генерал-полковник авиации" .

В 1971 году он ушёл в отставк у .

Н аграды :
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 апреля 1934 года
"За мужество и героизм, проявленные при спасении челюскинцев"
Каманину Николаю Петровичу присвоено звание
Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина .

После учреждения знака отличия Героя Советского Союза ,
Николаю Петровичу Каманину была вручена медаль "Золотая Звезда" № 2 .

Награждён тремя орденами Ленина , орденом Октябрьской Революции ,
двумя орденами Красного Знамени , двумя орденами Суворова 2-й степени ,
орденами Кутузова 2-й степени , Красной Звезды , медалями ,
иностранными наградами .

Н.П. Каманин - Почётный гражданин Братиславы , Пловдива , Риги , Калуги .


Каманин Николай Петрович
Родился: 18 октября 1908
Умер: 11 марта 1982 (73 года)

Биография

Николай Петрович Каманин - советский лётчик и военачальник, генерал-полковник авиации, один из семёрки первых Героев Советского Союза (1934). Участник операции по спасению экспедиции парохода «Челюскин» (1934). Организатор и руководитель подготовки первых советских космонавтов (1960-1971).

Ранние годы

Родился 18 октября 1908 года в городе Меленки Владимирской губернии (ныне Владимирской области) в многодетной семье, где было семеро детей. Русский. Отец, Пётр Иванович (1871-1919), работал сапожником в артели, а в 1917 году, был избран на должность заведующего уездным отделом продовольственного снабжения. Умер от тифа. Мать, Стефанида Даниловна (1879-1964) была домохозяйкой, а после смерти мужа работала ткачихой на текстильной фабрике. Будучи вдовой, она в годы гражданской войны, разрухи и голода сумела вырастить детей и дать всем им образование.

После окончания в 1927 году местной средней школы-девятилетки Николай Каманин поступил в Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС.

Сам Каманин в своей повести «Моя биография только начинается», изданной «Молодой гвардией» в 1935 году, пишет о том, как в семнадцатилетнем возрасте он «исправил ошибку природы», переправив в документах для поступления в лётную школу последнюю цифру года своего рождения с «девятки» на «восьмерку», приписав себе один год. Поэтому во всех документах указано, что он родился в 1908 году, хотя на самом деле он родился 18 октября 1909 года.

Военное обучение. Служба на Дальнем Востоке

В 1928 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, а в 1929 - 2-ю военную школу лётчиков Красного Воздушного флота (г. Борисоглебск), по окончании которой ему было присвоено звание младшего лётчика. В 1929-1934 гг. служил в строевых частях ВВС на Дальнем Востоке в Особой Краснознаменной Дальневосточной армии - сначала в 40-й Особой авиационной эскадрилье (ОАЭ) им. Ленина (г. Спасск Дальневосточного края, ныне закрытый аэродром «Хвалынка»), где стал командиром звена, а с 1933 г. был назначен командиром отряда 38-й ОАЭ, базировавшейся близ озера Ханка в селе Черниговка (станция Мучная Уссурийской железной дороги) ныне Приморского края. В 1932 году вступил в ВКП(б).

Спасение челюскинцев

В феврале 1934 года Н. П. Каманин был назначен командиром смешанного отряда самолётов для спасения экипажа и пассажиров парохода «Челюскин»:

Начали полёт по-военному, клином. Вскоре нас догнал Бастанжиев. Мой самолёт шёл впереди, две машины справа, две - слева. Итак, в воздухе был авиационный отряд в составе: Николай Каманин, Борис Пивенштейн, Василий Молоков, Иван Демиров, Борис Бастанжиев, Матвей Шелыганов, Герман Грибакин, Пётр Пилютов, Леонид Осипов, Анатолий Разин, Константин Анисимов, Пётр Кулыгин, Иван Девятников, Сергей Астахов, Юрий Романовский. Пять лётчиков, один штурман, восемь техников и один корреспондент.

Группа самолётов под командованием Каманина в сложных метеоусловиях совершила перелёт Олюторка - Ванкарем протяжённостью около 1500 км. В девяти полётах на льдину на двухместном самолете Р-5 Каманин вывез из ледового лагеря 34 полярника (из 104-х, находившихся в ледовом лагере), приспособив для размещения пассажиров подвешенные под крыльями парашютные ящики. За мужество и героизм, проявленные при спасении челюскинцев, Н. П. Каманину 20 апреля 1934 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. После учреждения в 1939 году особого знака отличия Героев Советского Союза ему была вручена медаль «Золотая Звезда» за № 2.

В 1937 году был избран депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва.

В 1934-1938 гг. учился в Военно-воздушной инженерной академии им. Н. Е. Жуковского, которую окончил с отличием. Был назначен командиром 19-й легкобомбардировочной авиабригады Харьковского авиагарнизона (102 самолета). С этой бригадой принимал участие в советско-финской войне 1939-1940 гг. в составе ВВС 9-й и 15-й армий.

Служба в Средней Азии

В конце 1940 г. полковника Каманина назначили командиром авиабригады в г. Ташкенте. После начала Великой Отечественной войны около шести месяцев командовал авиадивизией в г. Ашхабаде, которая участвовала в Иранской операции 1941 г. После урегулирования положения в Иране Каманин был назначен заместителем командующего ВВС Среднеазиатского военного округа. Занимался формированием и подготовкой авиационных соединений для фронта.

На фронтах Великой Отечественной войны

С июля 1942 и до окончания Великой Отечественной войны Н. П. Каманин находился на фронте. Командовал 292-й штурмовой авиационной дивизией на Калининском фронте, с февраля 1943 - командир 8-го смешанного и 5-го штурмового авиационного корпусов (1-й Украинский и 2-й Украинский фронты). Внёс весомый вклад в совершенствование тактики боевых действий штурмовиков Ил-2. Соединения под его командованием участвовали в Великолукской, Белгородско-Харьковской, Киевской, Корсунь-Шевченковской, Львовско-Сандомирской, Будапештской и Венской операциях; освобождали от гитлеровских захватчиков Украину, Польшу, Румынию, Венгрию и Чехословакию.

Генерал-майор авиации (17.03.1943).
Генерал-лейтенант авиации (20.04.1945).

За годы Великой Отечественной войны Н. П. Каманин 29 раз был удостоен персональной благодарности в приказах Верховного Главнокомандующего СССР И. В. Сталина.

Участник Парада Победы на Красной площади 24 июня 1945 года (командир сводного батальона лётчиков в составе сводного полка 2-го Украинского фронта).

Сын Николая Петровича, Аркадий, вместе с отцом также участвовал в боевых действиях в качестве лётчика эскадрильи связи. Его имя известно в числе пионеров-героев.

Послевоенные годы

После войны первоначально продолжал командовать корпусом. Затем, с 1947 года, работал в Главном управлении гражданского воздушного флота (ГВФ), в 1951-1955 - заместитель председателя ДОСААФ по авиации. В 1956 году окончил Военную академию Генштаба.

В 1957-1958 годах - командующий 73-й воздушной армией (Туркестанский военный округ, Ташкент). В 1958 году по поручению советского правительства оказал помощь королю Афганистана в организации и проведении воздушного парада над Кабулом, в котором участвовало около 100 самолетов 73-й воздушной армии СССР и около 30 самолетов Афганистана.

С 1958 - заместитель начальника Главного штаба ВВС по боевой подготовке.
Являлся членом редакционной коллегии журнала «Авиация и космонавтика».

Подготовка космонавтов

С 1960 года Каманин руководил отбором и подготовкой первых советских космонавтов. В 1960-1966 годах осуществлял эту работу, находясь в должности заместителя начальника Главного штаба ВВС по боевой подготовке. В 1966-1971 годах занимал должность помощника Главнокомандующего ВВС по космосу.

В январе 1961 года приказом Главнокомандующего ВВС была сформирована комиссия для приёма выпускных экзаменов у первых шести слушателей-космонавтов, подготовленных в течение девяти месяцев 1960 года в Центре подготовки космонавтов ВВС (ЦПК): генерал-лейтенант авиации Н. П. Каманин (председатель), генерал-майор А. Н. Бабийчук (начальник медицинской службы ВВС), генерал-лейтенант Ю. М. Волынкин (начальник Института авиационной и космической медицины Министерства обороны - ИАКМ), генерал-лейтенант В. Я. Клоков (заместитель начальника ИАКМ по политчасти), полковники медицинской службы В. И. Яздовский (заместитель начальника ИАКМ) и Е. А. Карпов (начальник ЦПК), академик Н. М. Сисакян (Институт биохимии АН СССР), кандидат технических наук К. П. Феоктистов (ОКБ-1), Главный конструктор завода № 918 Госкомитета по авиационной технике (ГКАТ) С. М. Алексеев и заслуженный лётчик-испытатель М. Л. Галлай (Лётно-исследовательский институт - ЛИИ ГКАТ). 17 и 18 января 1961 года в присутствии начальника ЛИИ Н. С. Строева прошли экзамены, на которых все слушатели показали отличные знания. После окончания экзаменов Н. П. Каманин в присутствии членов комиссии объявил экзаменуемым, что комиссия рекомендует следующую очередность использования космонавтов в полётах: Гагарин, Титов, Нелюбов, Николаев, Быковский, Попович.

В 1961-1962 гг. Н. П. Каманин вместе с космонавтами принимал участие в полётах на летающей лаборатории Ту-104А в условиях невесомости.

6 апреля 1961 года С. П. Королёв, М. В. Келдыш и Н. П. Каманин на космодроме Байконур подписали задание космонавту на одновитковый полёт вокруг Земли - первое в истории задание человеку на космический полёт. В нём были указаны цели полёта и действия космонавта при нормальном его ходе, а также в нештатных ситуациях. 8 апреля 1961 года на расширенном заседании Государственной комиссии по пуску космического корабля «Восток», которую возглавлял Председатель Государственного комитета Совета Министров СССР по оборонной технике К. Н. Руднев, это задание было утверждено.

8 апреля 1961 года на закрытом заседании, где присутствовали только члены Государственной комиссии, Н. П. Каманин от имени ВВС предложил первым кандидатом на полёт считать Ю. А. Гагарина, а запасным - Г. С. Титова. Комиссия согласилась с этим предложением. Также было принято решение о порядке аварийного катапультирования космонавта на старте: до 40-й секунды полёта команду на катапультирование подаёт С. П. Королёв или Н. П. Каманин, а после 40-й секунды космонавт катапультируется автоматически. 9 апреля 1961 года Н. П. Каманин сообщил Ю. А. Гагарину и Г. С. Титову об их ролях в первом полёте.

10 апреля 1961 г. в зале монтажного корпуса космодрома Байконур на «торжественном» заседании Государственной комиссии, проводившемся с киносъёмкой, Н. П. Каманин официально представил комиссии и присутствующим (всего в зале было около 70 человек) шесть первых космонавтов, отлично сдавших выпускные государственные экзамены и впервые в нашей стране официально получивших звание пилотов-космонавтов ВВС - Ю. А. Гагарина, Г. С. Титова, Г. Г. Нелюбова, А. Г. Николаева, В. Ф. Быковского, П. Р. Поповича. После этого Каманин сообщил, что по мнению командования ВВС, первым можно утвердить Гагарина, а запасным - Титова. Государственная комиссия единогласно утвердила предложенное назначение.

12 апреля 1961 года в 8 часов утра, за час до прибытия космонавтов, Н. П. Каманин вместе с ведущим инженером корабля О. Г. Ивановским поднялись на лифте к верху ракеты, проверили шифр логического замка, необходимый космонавту для переключения на ручное управление, и удостоверились в нормальной работе замка.

С 27 апреля по 7 августа 1961 года Н. П. Каманин, сопровождая Ю. А. Гагарина, посетил Чехословакию, Финляндию, Англию, Исландию, Кубу, Бразилию, Канаду и Венгрию. В июле 1961 года выезжал в Париж на заседание ФАИ, где рассматривались рекорды Гагарина и Шепарда. С 28 ноября по 15 декабря 1961 года вместе с Ю. А. Гагариным совершил поездку в Индию, на Цейлон (ныне Шри-Ланка), в Афганистан, а также в столицу Узбекской ССР Ташкент.

С 30 апреля по 11 мая 1962 года сопровождал Г. С. Титова в поездке по США, во время которой они посетили Нью-Йорк, Вашингтон, Балтимор, Сан-Франциско и Сиэтл, участвовали в работе научной ассамблеи КОСПАР в Вашингтоне, Всемирной выставки «21 век» в Сиэтле, были приняты исполняющим обязанности Генерального секретаря ООН У Таном в Нью-Йорке.

Каманин был активным сторонником отправки женщины в космос, добившись космического полёта В. В. Терешковой.
25 октября 1967 года Каманину присвоено звание генерал-полковника авиации.

Полет «Союза-11» в июне 1971 года стал последним для Каманина в должности помощника Главнокомандующего ВВС по космосу, которую он занимал с 1966 года. О том, что он уходит в отставку, было известно еще до гибели космонавтов, осуществивших первый полет на орбитальную станцию «Салют-1».

9 июня 1970 года участвовал в шахматной партии «Космос - Земля» - первой в истории шахматной партии, сыгранной между космонавтами в полёте и «представителями Земли». На Земле в паре играли Н. П. Каманин и космонавт В. В. Горбатко, а в космосе - экипаж космического корабля «Союз-9» - А. Г. Николаев и В. И. Севастьянов. Все участники были приняты в почётные члены Центрального шахматного клуба СССР.

Последние годы

С августа 1971 года - в отставке. Жил в Москве. Умер 12 марта 1982 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Награды

Звание «Герой Советского Союза» (1934) - «за умелое использование достижений советской авиации в малоизученных условиях Ледовитого океана, за исключительно инициативную, чёткую и самоотверженную работу, обеспечившую успешное выполнение операции по спасению челюскинцев»

Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (1939, № 2)
Орден Ленина (трижды: 1934, № 414; 1953; 1961)
Орден Октябрьской Революции (1978)
Орден Красного Знамени (дважды)
Орден Суворова 2 степени (дважды)
Орден Кутузова 2 степени
Орден Красной Звезды

Медали

Иностранные ордена
Памятная настольная медаль о первом полёте человека в космос (1961; награждены только 75 военных, в том числе Н. П. Каманин)

Почётные звания

Почётный гражданин Братиславы, Пловдива, Риги, Калуги, Байконура, Винницы и Карл-Маркс-Штадта
Почётный член Центрального шахматного клуба СССР (1970)

Память

Табличкой с именем Н. П. Каманина начинается список Героев Советского Союза - выпускников Борисоглебской военной школы лётчиков на гранитной стене мемориального комплекса «Чкаловцы - герои Отечества», открытого в 2015 году (Борисоглебск, Воронежская область).

Бронзовый бюст Н. П. Каманина установлен в 2009 году в «Галерее первых Героев Советского Союза» в Центральном Музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе в Москве.

Бюст Н. П. Каманина был передан в 1964 году скульптором Г. Н. Постниковым в музей Центра подготовки космонавтов.
Имя Н. П. Каманина присвоено в 2008 году Меленковской средней общеобразовательной школе № 1, которую он окончил в 1927 году.

В музее боевой славы в Меленковской школе № 1 (Владимирская область) есть экспозиция, посвящённая Герою; на здании этой школы помещена мемориальная доска.

Бюст Н. П. Каманина установлен на одной из главных улиц его родного города Меленки (Владимирская область).
В Меленках проводятся спортивные турниры Каманина по хоккею и бильярду.

Мемориальная доска в Москве размещена в 1997 году внутри подъезда в доме, где с 1937 по 1982 гг. жил Н. П. Каманин (ул. Серафимовича, дом 2, подъезд 10).

Мемориальная доска в Москве открыта в 2015 году на доме №2 по ул Серафимовича, где Н. П. Каманин жил с 1962 по 1982 гг..

Именем Каманина названы улицы в Москве, Владимире, Севастополе, Боровске (Калужская область), Кировграде (Свердловская область) и во многих других городах.

Почтовая марка с портретом Н. П. Каманина была выпущена Почтой СССР в 1935 году.
Почтовый конверт с портретами первых семи Героев Советского Союза выпущен Почтой России в 2004 году к 70-летию челюскинской эпопеи.

В кинематографе

Н. П. Каманин - один из персонажей художественного фильма «И ты увидишь небо» (1978), посвящённого рассказу о его сыне - лётчике Аркадии Каманине. Роль генерала Каманина исполнил актёр Александр Пороховщиков.

В художественном фильме «Челюскинцы» (1984) в роли Каманина снялся Владимир Осипчук
В художественном фильме «Гагарин. Первый в космосе» (2013) в роли Н. П. Каманина снялся актёр Владимир Стеклов.
В фильме «Главный» (2015) роль генерал-полковника Н. П. Каманина сыграл актёр А. Е. Кот.

В фильме «Время первых» (2017) роль генерала Каманина сыграл актёр Анатолий Котенёв. Образ Каманина в этом фильме очень далек от истины. В реальности он никогда не поставил бы вопрос о том, чтобы пожертвовать жизнями космонавтов ради достижения цели.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «nikanovgorod.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «nikanovgorod.ru»