Мешает проходу рогатая смерть! Минная блокада прорвана! Прорыв морской минной блокады ленинграда

Подписаться
Вступай в сообщество «nikanovgorod.ru»!
ВКонтакте:

Во вторник, 5 июня, на пристани в ЦПКиО имени С.М. Кирова состоялся торжественный митинг и церемония возложения цветов к памятной стеле «Морякам тральщиков» и «Вахта памяти» – спуск на воду венка.

По традиции мероприятие началось с построения возле памятной стелы «Морякам тральщиков». Затем последовала торжественная часть. Перед собравшимися выступили представители исполнительной и законодательной власти Петербурга и общественных организаций.

В ходе церемонии к памятной стеле «Морякам тральщиков» возложили корзины цветов от: правительства Петербурга, Законодательного Собрания Северной столицы, от Главного командования ВМФ и общественных организаций. Затем на воду Средней Невки был торжественно спущен венок памяти погибшим морякам-тральщикам. Церемония продолжилась минутой молчания. Выстроился почетный караул.

Мероприятие в память о важном историческом событии проходит в Петербурге уже в 11 раз. Как отмечает заместитель председателя Комитета по социальной политике Галина Колосова, для Петербурга – это одна из самых ярких страниц в военной истории нашего города. Это было значимое событие для восстановления судоходства. Галина Колосова напомнила, что в годовщину 70-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады в годы Великой Отечественной войны на Серафимовском кладбище была установлена стела в память о моряках, погибших при очистке Финского залива от немецких мин. В 2016 году в Петербурге принято решение об установке памятника «Подвигу моряков тральщиков Балтийского флота» в Кронштадте. Заказчиком выступил «Союз ветеранов судостроения». В настоящее время ведется работа по изысканию средств на проектирование, изготовление и установку памятника. В память о важном событии – открытии прохода по Большому корабельному фарватеру от Кронштадта до фарватера Таллинн-Хельсинки – дата 5 июня «День прорыва морской минной блокады Ленинграда» внесена в Закон Санкт-Петербурга «О праздниках и днях памяти в Санкт-Петербурге».

– Петербург – это морской город, он был задуман Петром Великим в первую очередь для обеспечения выхода в море. Вся история нашего города неразрывно связана с судостроением и судоходством. Поэтому ситуация морской минной блокады – максимально неестественная для нас, даже в тот момент, когда блокада на суше уже была снята. Несмотря на все тяжелые последствия Великой Отечественной Войны, городу удалось за полтора года провести серьезные мероприятия по разминированию такого сложного фарватера, как Финский залив. Профессионализм людей, которые занимались этой кропотливой работой, заслуживает большого уважения, – говорит Надежда Тихонова, заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия» в Законодательном Собрании Петербурга.

Для моряков кораблей и бригад траления война не закончилась 9 мая 1945 года. Только 1963 год считают годом полной ликвидации минной опасности на Балтийском море. Когда закончилась война, Финский залив все еще оставался районом, закрытым для прохождения судов. Расчистка фарватера от мин, начавшаяся осенью 1944 года, завершилась к началу июня 1946 года. 5 июня 1946 года Гидрографический отдел Краснознаменного Балтийского флота оповестил мореплавателей об открытии Большого корабельного фарватера от Кронштадта до фарватера Таллинн-Хельсинки, имеющему уже к тому времени сообщение с Балтийским морем. Тогда вновь в полную силу заработал Ленинградский морской порт.

– Во время любых потрясений главными стратегическими объектами становятся объекты связи и транспортная инфраструктура. В годы Великой Отечественной на Ленинград выпали едва ли не самые суровые испытания. И связующие нити с большой землей были почти все разрушены из-за блокады. Восстановление шло с одной стороны молниеносно (возьмем, к примеру, факт стремительного появления Дороги Жизни), с другой же – мы до сих пор не восстановили все утраченное в борьбе с фашизмом. На этом фоне подвиги важны абсолютно все. Только одни подвиги имеют всемирную известность, а другие –более локальны. И вот подвигу советских тральщиков немного не повезло. Город имеет дату прорыва блокады – 18 января, день полного освобождения – 27 января. У нас помнят и трагический день – 8 сентября. Спросите прохожих про 5 июня, про тральщики, про прорыв морской минной блокады. Я подозреваю, что процент знающих не будет большим. Но это не означает, что дата малозначительна. Ленинград всегда был морским портом. Он и возник с целью выхода России к морю. Заминированный фарватер лишал город одной из самых главных и исторических транспортных нитей, что ни много ни мало нарушало саму идею Петра I, – поделился мнением Александр Урядов, заместитель директора по дополнительному образованию и молодежной политике Морского технического колледжа имени адмирала Д.Н. Сенявина.

Юрий Митрофанов, заместитель председателя Адмиралтейского Координационного Совета общественных ветеранских организаций ВМФ поведал, как проходило разминирование.

Тралили мину. Она всплывала. Два матроса на шлюпке подплывали к мине. Они должны были установить заряд. Одно неправильное движение – и все. Зарядное устройство срабатывало через пять минут. Матросы должны были успеть «убежать», чтобы не попасть под взрыв. Люди, которые этим занимались, конечно, герои, — рассказал Юрий Митрофанов.

Юрий Митрофанов сообщил, что в Петербурге появилась идея создать морскую альтернативу Юнармии под названием «Юнфлот». Ведь уже сейчас немало ребят носят морскую форму и учатся в морских классах. Идею поддержал Морской Совет при правительстве Санкт-Петербурга.

–Идея наша, петербургская. Она нашла отклик в Морском Совете при Правительстве Санкт-Петербурга, и они активно в этом участвуют. Почему у нас нет такого, ведь мы – морская столица. Полгода мы бьемся. Эта идея назрела давно. И все ее поддержали, - сказал в интервью «Сергиевским курантам» Юрий Митрофанов.

Михаил Петухов – участник боевого минного траления. В 1951 году он служил в 23- дивизии 94-й бригады на тральщике «704» на таллиннском направлении. Он проводит патриотическую работу среди школьников и курсантов.

О подвиге тральщиков знают гораздо меньше, чем о других военных событиях. В водах Финского залива было расставлено около 45 тысяч мин, пострадали 500 военных кораблей. Ценой жизни моряков, а погибло более 1300 человек, выполнена задача по разминированию. За время военного и послевоенного периода подорвались на минах 149 тральщиков и катеров-тральщиков. Необходимо, чтобы об этом знали как можно больше.

–Мы не должны черстветь. Это недопустимо. Если мы этого не сделаем, никто не сделает, – сказал Михаил Петухов.

В Петербурге создан и действует Объединенный Совет ветеранов охранно-водных районов и бригад траления Балтийского флота, ныне Совет ветеранов общественной организации соединений ОВР и бригад траления ВМФ в минной войне на море. Рабочих и инженеров, которые в тяжелые военные и первые послевоенные годы строили на ленинградских судостроительных предприятиях тральщики для разминирования Балтийского моря, объединяет общественная организация «Союз ветеранов судостроения».

Воспоминания ветеранов пытаются записать и сохранить. Сейчас, когда со времен их подвига утекло много воды, это непростая работа. Глава Совета ветеранов общественной организации соединений ОВР и бригад траления ВМФ в минной войне на море Николай Иванов написал книги: «Книга памяти героев минной войны на Балтике» и «Хроника минной войны на Балтике: день за днем».

«…Мешает проходу рогатая смерть!»
«Там слева по борту,
Там справа по ходу
Мешает проходу
Рогатая смерть!»

Из этой замечательной песни Высоцкого, как говорится, слов не выкинешь. И все это можно отнести к минной блокаде Финского залива в период Великой Отечественной войны.
Мы все знаем, что 19 января 1943 года была прорвана блокада Ленинграда, а 27 января 1944 фашисты были отброшены от стен города. Но с моря блокада оставалась, все воды Финского залива от Таллинна до Кронштадта были нашпигованы морскими минами, которые выставляли немецкие, финские и наши войска. Но там же были еще мины, оставшиеся со времен Первой мировой и Гражданской войн. Стараниями морских специалистов Финский залив был напрочь заблокирован для плавания морских, военных и торговых судов и кораблей. И только героические подводники только им ведомыми путями умудрялись выходить в Балтийское море для выполнения боевых задач. Хотя, и среди подводников были случаи подрыва на минах.
После освобождения Ленинграда, Сталиным была поставлена задача: до 1 июня 1946 года открыть Большой корабельный фарватер, т.е. сделать безопасным проход судов от Кронштадта до Таллинна. Морской канал от Кронштадта до Ленинграда усилиями наших моряков был защищен от минирования путем беспрерывного патрулирования и недопущения установки фашистами мин в водах судоходного канала. Немцам не удалось прервать сообщение между Кронштадтом и Ленинградом, и всю войну осуществлялась бесперебойная доставка снабжения для нужд флота и войск Ораниенбаумского плацдарма. В 1944 году, после полного снятия блокады Ленинграда, начались работы по разминированию Невы и Финского залива. Для этого был создан «Отряд особого назначения», в его состав входило 10-12 катеров - всем понятно, что это был отряд «смертников».
Морская мина представляет собой страшнейшее устройство, предназначенное для уничтожения всего, что проплывает мимо нее и над ней в радиусе трехсот метров, она начинена от 70 до 300 кг гексогена, а если измерять заряд в «привычном» для нас тротиловом эквиваленте, то это в 1,5 раза мощнее. Мины устанавливались несколькими способами: они либо лежали на дне в ожидании добычи, либо держались на специальных тросах между дном и поверхностью воды, но встречались также плавающие мины, которые были сорваны с места их установки. Чтобы очистить воды от этой заразы, надо было каким-то способом оборвать их с этого троса, чтобы они всплыли, а там дело техники, как их обезвредить - сложнее было с донными минами. Но командование поставило задачу, и способы для уничтожения этих смертоносных ловушек были найдены.
Когда говорят, что саперы ошибаются дважды, это означает, что первый раз при выборе специальности, а второй раз – при неудачном разминировании. И это – проза жизни, потому что риск погибнуть, действительно, очень велик. К счастью, еще остались в живых люди, которые принимали непосредственное участие в подобных операциях. Один из них Юрий Михайлович Сухоруков – капитан I ранга в отставке, а в те тяжелые годы 17-летний питерский парнишка в звании «старший краснофлотец». Его яркие воспоминания помогли нам представить картину этой страшной работы.
Во время блокады руками женщин и подростков были сооружены плавсредства, которые вошли в так называемый отряд особого назначения. Эти катера представляли собой суденышки, метров 14 в длину, метра 2,5 в ширину. 20 мм обшивка из сосновой доски пробивалась обыкновенной винтовочной пулей насквозь, а для сооружения палубы и надстройки использовалась просто многослойная фанера. Там же устанавливался пулемет ДШК, а в качестве двигателя использовались мощные безотказные американские моторы, по два на каждый катер. Экипаж состоял из 5-6 человек, командовали катерами, в основном, мобилизованные моряки Балтийского морского пароходства (кстати, многие из них сразу же после войны принимали американские суда типа «Либерти» и стали известными капитанами в БМП, такие как, Пономарев, Александров и др.)
Для боевого траления мин использовались специальные устройства – минные тралы. Первые тралы были несовершенны, по сути одноразового действия, но впоследствии поступили на вооружение тралы, которые могли вылавливать до десятка мин. Предполагалось, что срезанная мина или взрывается при ее подрезании, или всплывает, а дальше ее надо было уничтожить метким выстрелом. Но уничтожить, памятуя о том, что после удачного выстрела мина взрывалась, образовывая мощный водяной столб высотой с 10-12 этажный дом, который превращал в клочья все, что находилось внутри и рядом с ним.
Попасть в мину из пулемета со значительного расстояния довольно проблематично, и, даже попав в нее, существует опасность, что она «продырявится», заполнится водой и притопится, тем самым, представляя собой еще большую угрозу. Попытки привлечь для уничтожения мин сторожевые корабли с артиллерийским вооружением тоже не привели ни к чему хорошему, потому что попасть в мину даже при спокойной воде с трех сотен метров - непростая задача, не говоря уже о стрельбе при штормовой погоде. Но выход был найден, по-русски, простой и безотказный: когда обнаруживали мину, катер подходил к ней на небольшое расстояние, и с него спускали шлюпку-двойку с гребцом и смельчаком-минером, в руках которого был подрывной патрон. Затем катер уходил на безопасное расстояние.
Как вспоминает Юрий Михайлович: «на шлюпке - двое: один на веслах, другой со шнуром-патроном. Шнур горит 5 минут 20 секунд, то есть вполне можно успеть подойти к мине на расстояние уже метра, поджечь бикфордов шнур, повесить патрон на рог, сделать последний толчок веслами и бежать. В это время катер давал полный ход навстречу шлюпке, в метрах шестидесяти от мины происходила пересадка со шлюпки на катер, и это было самое опасное, учитывая волнение моря. Затем - стремительный рывок катера на 300-400 метров от мины, мина взрывалась, столб воды поднимался в небо… И вперед, за следующей миной».
Иногда приходилось прыгать в ледяную воду: «Однажды после закрепления патрона на мине и высадки на катер, мотор неожиданно заглох. Когда в пятидесяти метрах от тебя мина, а на ней догорает бикфордов шнур, это означает для судна и его экипажа неминуемую гибель. Решение одно – бросаюсь в воду, кролем добираюсь до мины, боцманским ножом обрезаю патрон. Он уходит под воду и там, на глубине, взрывается. Конечно, немного оглушило, но катер и весь экипаж остались живы…»
Таким способом лично Юрий Михайлович уничтожил 488 мин.
Другим оригинальным способом уничтожались донные мины: с катера сбрасывались глубинные бомбы, после взрыва которых должны были сдетонировать и взорваться мина, а может, и сразу несколько - это уж как Бог даст, и где она взорвется эта мина, под катером или на безопасном расстоянии, неизвестно. В общем, русская рулетка. И, тем не менее, поставленная задача была выполнена. 5 июня 1946 года Гидрографический отдел Краснознаменного Балтийского флота оповестил мореплавателей об открытии Большого корабельного фарватера от Кронштадта до фарватера Таллин-Хельсинки. Пока фарватер был открыт для плавания только в дневное время, так как ночью существовала опасность подрыва на дрейфующих «бесхозных» минах. И героическая работа наших минеров продолжалась вплоть до 1949 года.
Война на море продолжалась и после Победы. За безопасность других людей, за возможность нормальной работы ленинградского порта, за возрождение торгового судоходства моряки-минеры отдавали свои жизни, и об этих жертвах мы должны помнить. В память о подвиге моряков из Отряда особого назначения, прорвавших минную блокаду Ленинграда, возведен скромный обелиск на Елагином острове, где в годы войны базировались тральщики.

Рецензии

Спасибо за статью! Я знал Сухорукова, мы встречались с ним на Елагином каждые 9 мая. Мой отец был дивизионным механиком 8 ДКТЩ с 45 по 48 или 49 год, а до этого тралил командиром БЧ-5 на ТЩ43 "Фурманов" (Иванов Леонтий Федорович), участвовал в Таллиннском переходе. Вы, наверное, знаете и о Тыщуке. Вообще о 8ДКТЩ очень мало документов, как будто его и не существовало.
Всего доброго и с наступающим Новым годом с самыми лучшими пожеланиями в Новом году.
С уважением,
Владимир

10:30 — REGNUM

В Петербурге сегодня, 5 июня, вспоминают тех, кто помог победившему Ленинграду вырваться из минной блокады, в которую его «заковали» враги во время Великой Отечественной войны.

Commons.wikimedia.org

День прорыва морской минной блокады Ленинграда установлен городским законом в память о важном историческом событии — открытии прохода по Большому корабельному фарватеру от Кронштадта до фарватера Таллин-Хельсинки, состоявшемся 5 июня 1946 года.

В годы войны для блокирования Ленинграда с моря военно-морской флот нацистской Германии установил в Финском заливе множество многоярусных минно-заградительных рубежей, состоящих из десятков тысяч морских мин. В результате этого Финский залив стал непроходим для судов.

После полного освобождения Ленинграда от блокады в январе 1944 года и выхода Финляндии из войны на стороне Германии в сентябре того же года появилась возможность для начала очистки Финского залива от мин.

Но этих смертельных ловушек было так много, что даже к концу войны Финский залив по-прежнему оставался районом, закрытым для мореплавания. Расчистка судоходного фарватера от мин, начавшаяся осенью 1944 года, была завершена только к началу июня 1946 года.

Перед открытием фарватера для судоходства по нему одновременно прошли четыре дивизиона тральщиков, сумевших обнаружить и ликвидировать еще несколько мин.

Наконец, 5 июня 1946 года Гидрографический отдел Краснознаменного Балтийского флота сообщил всем мореплавателям об открытии Большого корабельного фарватера от Кронштадта до фарватера Таллин-Хельсинки. После этого вновь приступил к работе Ленинградский морской порт, отправляя и принимая гражданские суда.

Однако работы по разминированию всей акватории Финского залива продолжались до 1963 года.

«Благодаря самоотверженному, героическому труду советских моряков 72 года назад был очищен от мин Большой корабельный фарватер и обеспечен безопасный выход судов в открытое море. Этот подвиг балтийцев навсегда останется в летописи славных дел Санкт-Петербурга и всей нашей страны», — заявил в своем обращении по случаю памятной даты глава Заксобрания Петербурга Вячеслав Макаров .

Политик напомнил, что каждый боевой выход на траление требовал от советских моряков огромного мужества и профессионализма, а многие моряки не вернулись на базу.

«Невозможно переоценить доблесть и отвагу экипажей тральщиков Балтийского флота. В течение нескольких лет они ежедневно рисковали жизнью, расчищая морские подходы к Ленинграду. Вечная слава героям, продолжавшим сражаться за наш город и после того, как уже отгремели последние залпы войны» , — добавил спикер городского парламента.

В Петербурге в этот день проходит торжественно-траурная церемония возложения цветов к памятнику катерным тральщикам в ЦПКиО им. С.М. Кирова.

История вопроса

На смену политике 90-х, когда нападению подвергалось всё, что связано с Советским Союзом, в России пришла направленность на патриотическое воспитание и сохранение духовных скреп, объединяющих граждан России. Важнейшее место здесь заняла память о победе в Велико Отечественной войне, как проявления массового патриотизма и героизма советского народа.
Вместе с тем, попытки искажения военной истории продолжаются как со стороны иностранных журналистов, историков и деятелей искусства, так и внутри России. Так, опрос РАНХиГС в 2015 году показал, что 60% российских граждан замечают подобные искажения в отечественных СМИ, а 82,5% - в иностранной прессе.
Особо яростная борьба с наследием Великой Отечественной войны ведётся в странах, прямо или косвенно поддерживающих фашистские идеи: в первую очередь, на Украине и в Прибалтике.

Дата публикации: 28.06.2017 14:17

Сегодня, 5 июня, без особой помпы Санкт-Петербург и Кронштадт отметят знаменательную дату - снятие морской или минной блокады Ленинграда.

Сразу после разгрома немецко-фашистских войск под стенами города на Неве, командование Балтийским флотом по указанию Правительства СССР принялось очищать акватории Финского залива от мин и других взрывоопасных предметов. Это была очень трудная и героическая работа. Фактически разминирование восточной части Балтийского моря началось осенью 1944 года и продолжалось до начала 60-х годов. Можем вспомнить, что еще в апреле 1943 года Военный Совет ВМФ принял важное решение о строительстве на всех судостроительных заводах еще осажденного города десятков малых минных тральщиков - «стотонников». Одновременно на Катерном заводе (ныне - НПО «Алмаз») форсировалась постройка катерных тральщиков с деревянным корпусом типа «КМ». В этой напряженной и смертельно опасной работе были свои победы и жертвы. Наверное, самая значимая победа - прорыв минной блокады Ленинграда в 1946 году. По различным оценкам - более 80 тысяч мин было выставлено нами, немцами и финнами только в зоне залива. Не менее 100 тысяч мин - в различных прибрежных акваториях Балтики. Ситуация усугублялась еще и тем, что мины ставились порой хаотично, в том числе - авиацией, со льда залива, сотни и даже тысячи мин были сорваны с якорей и минрепов и свободно плавали в зоне судоходства. Была и еще одна проблема - в восточной части залива и Невской губе немцы выставили не одну сотню магнитных, антенных и акустических мин. Неконтактные тралы, а еще - на десять мин - приходилось по одному взрывоопасному устройству - минному защитнику. Специальному боеприпасу, предназначенному для уничтожения тралов и тралящих судов. Интересно, но в Архиве Военно-морского флота РФ хранится перевод обзорной статьи журнала «Navy», наших тогда еще союзников, в ней на расчистку фарватеров Финского залива давалось не менее пяти лет. Опасная и трудная работа выпала на долю бригад траления нашего Балтийского флота. Наши моряки справились с нею достойно. Едва ли не половина кораблей-тральщиков базировалась в Кронштадте. Наш город, безусловно, можно назвать участником прорыва минной блокады. Месяцами небольшие деревянные кораблики, часто с паровыми машинами утюжили фарватеры контактными и донными тралами, уничтожая «рогатую смерть». Увы, более трехсот моряков балтийцев погибли или получили ранения, только расчищая акватории восточной части залива… С окончанием войны морское сообщение Ленинграда с портами Балтики и могло поддерживаться только по шхерному фарватеру, предоставленному Финляндией. На заключительном этапе войны этим фарватером пользовались наши подводники для перехода в Балтийское море на боевые позиции в обход заминированного Финского залива. К сожалению, шхерный фарватер был предназначен только для судов малого водоизмещения, кроме того был исключительно сложен для судоходства. Ситуация осложнялась тем, что морские порты Прибалтики были полностью разрушены. Важнейшее государственное значение приобрело восстановление глубоководного выхода из Ленинграда в Балтийское море по Финскому заливу. Основным фарватером для такого морского сообщения являлся Большой корабельный фарватер, который за годы войны был многократно перегорожен минными заграждениями. Несколько месяцев героические моряки Балтийского флота «прорубали» во вражеских минных заграждениях новое «окно в Европу». 5 июня 1946 года Гидрографический отдел Краснознаменного Балтийского флота оповестил мореплавателей об открытии Большого корабельного фарватера от Кронштадта до фарватера Таллинн-Хельсинки, имеющему уже к тому времени сообщение с Балтийским морем. Тогда вновь в полную силу заработал Ленинградский морской порт. Со дня этой, к сожалению, малоизвестной, ленинградской победы прошел 71 год…

Музей истории Кронштадта

Восьмого сентября отмечается скорбный юбилей - 75 лет со дня начала Блокады Ленинграда - одного из самых страшных преступлений Второй мировой войны, совершенных нацистской Германией и ее союзниками.

Считается, что Блокада Ленинграда длилась 900 дней . Однако на самом деле блокадных дней было 872 дня - с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года. Как утверждают сегодня историки на основании последних данных, Блокада Ленинграда унесла жизни около полутора миллионов человек, 97% жертв погибли от голода.

Основные даты, связанные с Блокадой Ленинграда

  • 8 сентября 1941 года - День начала блокады;
  • 18 января 1943 года - День прорыва блокады;
  • 27 января 1944 года - День полного снятия блокады;
  • 5 июня 1946 года - День прорыва морской минной блокады Ленинграда.

Начало блокады

Началом блокады считается 8 сентября 1941 года, когда была прервана сухопутная связь Ленинграда с остальной частью СССР. Однако фактически блокада началась двумя неделями раньше - 27 августа было прервано железнодорожное сообщение города с Большой землей, на вокзалах и в пригородах Ленинграда к этому времени скопились десятки тысяч людей, пытавшихся уйти на восток. Также в городе в это время уже находились более 300 тысяч беженцев из захваченных гитлеровцами западных областей СССР и республик Прибалтики.

Голод

Ленинград вступил в войну, имея обычный запас продуктов. Продовольственные карточки были введены в городе еще 17 июля, но продукты особо не экономили, нормы были большие, и никакой нехватки продовольствия до начала блокады не было.

Однако уже к началу блокады оказалось, что в городе не было достаточных запасов продовольствия и топлива, а единственной ниточкой, связывающей Ленинград с Большой землей, была знаменитая Дорога жизни, проходившая по Ладожскому озеру и находившаяся в пределах досягаемости артиллерии и авиации противника.

Катастрофическая ситуация с продовольствием для осажденного города стала ясной 12 сентября, когда были закончены проверки продуктовых складов. Сказались не только потери из-за разбомбленных во время первых авианалетов знаменитых Бабаевских складов, где было сосредоточено значительное количество продовольствия, но и ошибки в распределении продуктов в первые два месяца войны. Первое резкое снижение норм выдачи продуктов произошло 15 сентября. После этого нормы снижались до декабря, замерев на минимальной отметке в знаменитые 125 блокадных грамм, которые полагались детям и иждивенцам.

Кроме того, с 1 сентября была запрещена свободная продажа продовольствия (эта мера действовала до середины 1944 года). Также была запрещена официальная продажа продуктов в так называемых коммерческих магазинах по рыночным ценам. При этом на черном рынке, который действовал в Ленинграде всю войну и блокаду, за ценности можно было выменять продовольствие, топливо, медикаменты и т.д.

В октябре жители города уже почувствовали явную нехватку продовольствия, а в ноябре начался настоящий голод. Особенно страшно было, когда до установления льда на Ладоге продовольствие в город доставлялось только по воздуху. Только с началом зимы Дорога жизни заработала в полную мощь, но доставленных по ней продуктов, естественно, не хватало. При этом все транспортные коммуникации находились под постоянным огнем противника.

Суровая зима 1941-42 года усугубила ужасы массового голода, что привело к огромным жертвам именно в первую блокадную зиму.

Жертвы блокады

За годы блокады погибло, по разным данным, от 600 тысяч до полутора миллиона человек. На Нюрнбергском процессе речь шла о 632 тысячах погибших, однако позже это число неоднократно пересматривалось, увы, в сторону увеличения. Только 3% погибших стали жертвами бомбежек и артобстрелов, остальные 97% умерли от голода.

Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна!

В первые месяцы блокады, несмотря на мизерные нормы выдачи хлеба, смерть от голода еще не стала массовым явлением, и большую часть погибших составляли жертвы бомбардировок и артиллерийских обстрелов.

Именно тогда на стенах некоторых домов появились знаменитые надписи: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна».

Надписи делались на домах на северных и северо-восточных сторонах улиц, так как гитлеровцы вели обстрел города с юга и юго-запада - из дальнобойных орудий, установленных на Пулковских высотах и в Стрельне.

Это связано с тем, что обстрел Ленинграда велся только с территорий, оккупированных немецкими войсками, финские части, замыкавшие блокаду с севера, город почти не обстреливали. В Кронштадте такие надписи наносились на юго-западных сторонах улиц, поскольку немцы вели обстрел со стороны оккупированного Петергофа.

Самая знаменитая надпись на четной «солнечной» стороне Невского проспекта была сделана летом 1943 года двумя девушками - бойцами Местной противовоздушной обороны (МПВО) Татьяной Котовой и Любовью Герасимовой.

Увы, настоящие надписи на стенах не сохранились, однако в 1960-1970-е годы часть из них была воссоздана в знак памяти о героизме ленинградцев.

В настоящее время надписи «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна» сохраняются по следующим адресам:

  • Невский проспект, дом 14;
  • Лесной проспект, дом 61;
  • 22 линия Васильевского острова, дом 7;
  • Посадская улица в Кронштадте, дом 17/14;
  • Улице Аммермана в Кронштадте, дом 25.

Все надписи сопровождаются мраморными мемориальными досками.

Подвиг Ленинграда был отмечен еще до окончания войны. Приказом верховного главнокомандующего от 1 мая 1945 года Ленинград был назван городом-героем за героизм и мужество, проявленные жителями города во время блокады. Вместе с Ленинградом этого звания были удостоены еще три города - Сталинград, Севастополь и Одесса.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «nikanovgorod.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «nikanovgorod.ru»