Конструкция дорожного покрытия из плитки. ТТК. Устройство тротуаров и пешеходных дорожек из брусчатки в зимнее время

Подписаться
Вступай в сообщество «nikanovgorod.ru»!
ВКонтакте:

КОМПЛЕКС ПЕРСПЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА

МОСКВА - 1998

Технические рекомендации по конструкциям и технологии строительства дорог, тротуаров, площадок на территориях культурно-бытового назначения разработаны кандидатами технических наук В.М. Гольдиным, Л.В. Городецким, Р.И. Бега (лаборатория дорожного строительства НИИМосстроя) при участии ГУ "Мосстройлицензия". Рекомендации составлены на основе научно-исследовательских работ, выполненных лабораторией дорожного строительства НИИМосстроя, а также опыта, накопленного дорожно-строительными организациями Москвы и других городов России. Рекомендации разработаны впервые и в основном предназначены для строительства в районах нового жилищного строительства, хотя с успехом могут быть использованы и для центральных районов города при капитальном ремонте сооружений соцкультбыта. Рекомендации согласованы с институтом "Мосинжпроект" и трестом "Гордорстрой".

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие Технические рекомендации распространяются на строительство дорог, тротуаров, отмосток, площадок различного назначения на территориях соцкультбыта (больницы, поликлиники, школы, детские сады и ясли). 1.2. Рекомендации разработаны с учетом действующих нормативных документов и альбома СК 6101-97 "Дорожные конструкции для г. Москвы. Типовые конструкции". 1.3. Покрытия дорог, площадок, тротуаров, отмосток устраиваются двух типов: монолитные - из литой бетонной смеси, сборные - из мелкоразмерных и крупноразмерных бетонных и железобетонных плит. 1.4. Ширина проезжей части дорог принимается 3,5 и 5,5 м (в отдельных случаях - 6-7 м). Ширина одной полосы пешеходного движения принимается 0,75 м. 1.5. Строительство дорог, тротуаров, площадок, отмосток на объектах культурно-бытового назначения следует производить при положительных температурах воздуха. В случае производства работ по строительству отдельных элементов дорог, тротуаров, площадок и отмосток при отрицательных температурах воздуха следует пользоваться рекомендациями "Инструкции по технологии строительства городских дорог в зимнее время (ВСН 51-96). 1.6. Для покрытий дорог, площадок используются железобетонные плиты в соответствии с требованиями ГОСТ 21924.0-84 - ГОСТ 21924.3-84 следующих конфигураций: П - прямоугольная; ПБ - прямоугольная с одним совмещенным бортом; ПББ - прямоугольная с двумя совмещенными бортами; ПТ - трапецеидальная; ПШ -шестиугольная; ПШД - шестиугольная осевая диагональная; ПШП - шестиугольная осевая поперечная; ДПШ - диагональная половина шестиугольной плиты; ППШ - поперечная половина шестиугольной плиты. 1.7. Для покрытий тротуаров применяют в соответствии с ГОСТ 17608-91 следующие плиты: квадратные (К), прямоугольные (П), шестиугольные (Ш), фигурные (Ф) и элементы декоративные дорожные (ЭДД). 1.8. Бетонные и железобетонные бортовые камни используются в соответствии с ГОСТ 6665-91 следующих типов: БР - прямые рядовые; БУ - прямые с уширением; БУП - прямые с прерывистым уширением; БЛ - прямые с лотком; БВ - въездные; БК - криволинейные. 1.9. На стесненных территориях культурно-бытового назначения для автотранспорта устраиваются разворотные площадки. Схемы разворотных площадок проставлены на рис. 1.1.

2. КОНСТРУКЦИИ

2.1. Конструкции дорог, площадок включают следующие элементы: дренаж мелкого заложения; подстилающий слой; бортовой камень; основание; покрытие. Конструкции тротуаров состоят из подстилающего слоя, основания и покрытия. Варианты конструкций представлены на рис. 2.1. 2.2. Дренаж мелкого заложения предназначен для осушения дорожной одежды и верхней части земляного полотна. Конструкция дренажа состоит из дренирующего слоя и трубчатых дрен, уложенных на спланированное дно ровика. 2.3. В качестве дрены могут использоваться керамзитобетонные трубофильтры, перфорированные асбестоцементные, керамические и полимерные дренажные трубы. Стыки и водоприемные отверстия дрен защищают от запыления муфтами и фильтрами, в качестве которых могут быть использованы каменные материалы, нетканые синтетические материалы, а также стеклохолсты.

Рис. 1.1 . Схемы разворотных площадок для автотранспорта


Рис. 2.1. Варианты конструкций дорог, площадок, тротуаров:

А, б - покрытия из литого бетона; в, г - покрытии из сборных бетонных, железобетонных плит; д, е - покрытия тротуаров 1 - монолитный цементобетон; 2 - щебеночная смесь, укатываемый бетон; 3 - песчаный подстилающий слой; 4 - полиэтиленовая пленка или пергамин; 5 - крупноразмерные плиты; 6 - выравнивающий слой (песчаная или спецсмесь); 7 - мелкоразмерные плиты 2.4. Толщина конструктивных слоев принимается в соответствии с проектом. 2.5. Подстилающий слой устраивается из песка, коэффициент фильтрации которого должен быть не менее 3 м/сутки. 2.6. Применяются бортовые, бетонные и железобетонные камни. Основные размеры камней представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1.

Размеры бетонных и железобетонных бортовых камней

Размеры, мм

2.7. Основание дорог и площадок различного назначения устраивают из щебеночных смесей или укатываемого бетона (принимается бетон марки 2), прочность которого в возрасте 28 дней должна быть не менее 100 кгс/см 2 . 2.8. Покрытия дорог, площадок различного назначения устраиваются двух типов: монолитные бетонные; сборные - из бетонных или железобетонных плит. 2.9. В бетонных покрытиях дорог и площадок устраиваются температурные швы через 6-8 метров. На рис. 2.2. представлена схема устройства температурного шва.

Ширина укладываемой полосы

Рис. 2.2. Температурный шов в покрытиях дорог и тротуаров:

1 - бетон; 2 - толь; 3 - металлический шаблон толщиной 4-5 мм; 4 - петля; 5 - штырь

3. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СТРОИТЕЛЬСТВА ДОРОГ И ПЛОЩАДОК

3.1. Технология строительства дорог, площадок включает: возведение земляного полотна; устройство дренажа, устройство дренирующего песчаного слоя; установку бортового камня; устройство основания; устройство покрытия. 3.2. Сооружение земляного полотна должно производится согласно требованиям ВСН 52-96 "Инструкция по производству земляных работ в дорожном строительстве и при устройстве подземных инженерных сетей". 3.3. Для производства земляных работ следует использовать экскаваторы с ковшом емкостью от 0,25 м 3 до 1,0 м 3 , бульдозеры, автогрейдеры, скрепера. 3.4. Ширина корыта в выемке должна быть больше ширины покрытия на 0,5 м. 3.5. Возведение земляного полотна должно осуществляться послойно. Отсыпка, разравнивание и уплотнение каждого слоя производится с соблюдением продольных и поперечных уклонов. Уплотнение грунтов земляного полотна необходимо производить при оптимальной влажности до требуемой плотности, которая соответствует коэффициенту уплотнения не менее 0,98. Уплотняющая техника выбирается в зависимости от вида грунта и толщины отсыпанного слоя (табл. 3.1.) Необходимое число проходов по одному следу для связных грунтов должно быть не менее 10-12, для несвязных - 6-8. 3.6. Поверхность земляного полотна планируется так, чтобы просвет под трехметровой рейкой, характеризующей ровность поверхности, не превышал 1 см. 3.7. Работы по устройству дренажа из трубофильтров выполняются непосредственно перед распределением песчаного подстилающего слоя.

Таблица 3.1.

Машины для уплотнения грунтов

Марка машины

Тип катков

Глубина уплотнения (в плотном теле), м

связный грунт

несвязный грунт

ДУ-31А (Д-627) Самоходный, на пневматических шинах, статический
ДУ-29 (Д-624)
ДУ-52 СД-4 и др. Самоходный, комбинированный, с вибрационным вальцом
А-8 Прицепной вибрационный
3.8. Траншеи под дренаж следует отрывать до наступления заморозков при помощи автогрейдера ДЗ-180А с навесным оборудованием или экскаваторов ЭО-2621, ЭО-2626 с трапецеидальным ковшом. Укладка труб в траншею производится вручную или при помощи автокранов. 3.9. Технологический процесс устройства дренажей мелкого заложения включает: рытье ровика; устройство в нем подушки под трубы; укладку труб с фильтрами, сопряжение трубчатых дрен с водоприемниками, заполнение ровика песком и его уплотнение. Трубы с раструбами или трубофильтрами обращают против уклона раструбами и пазами. Особое внимание должно уделяться уплотнению дна ровика. 3.10. При устройстве дренажей проверяют: уклон подушки; качество фильтров обсыпки; плотность соединения звеньев труб в стыках; гранулометрический состав и коэффициент фильтрации; толщина слоя песка; влажность и степень уплотнения песка. 3.11. К устройству подстилающего слоя из песка приступают после приемки земляного полотна дороги и оформления соответствующего акта. Подлежат проверке в обязательном порядке соответствие фактических отметок профилей проектным и степень уплотнения грунта. 3.12. Коэффициент фильтрации песка для подстилающего слоя должен быть не менее 3 м/сутки. Песок доставляется к месту строительства автомобилями-самосвалами и выгружается непосредственно в корыто дороги. Разравнивание песка производится бульдозерами или автогрейдерами по способу "от себя" с соблюдением проектных уклонов. 3.13. Катки для уплотнения песка выбирают в зависимости от вида песка и толщины уплотняемого слоя в соответствии с табл. 3.1. 3.14. Уплотненный подстилающий слой из песка должен иметь проектную толщину, отклонение от проекта не должно превышать ±1 см, а коэффициент уплотнения должен быть не менее 0,98. Наибольший просвет под трехметровой рейкой не должен превышать 1 см. Продольные и поперечные уклоны должны соответствовать проекту. 3.15. Перед установкой бортового камня на выровненный и уплотненный песчаный подстилающий слой устанавливается опалубка высотой 20 см и шириной на 20 см больше ширины бортового камня. 3.16. Установка метровых бортовых камней производится бортоукладчиками и вручную при помощи клещевого или П-образного приспособления. Схема установки метровых бортовых камней при помощи указанных приспособлений представлена на рис. 3.1. 3.17. Бортовой камень устанавливается на бетонное основание толщиной 10 см по натянутому между металлическими штырями шнуру. Бортовой камень осаживается до уровня натянутого шнура деревянной трамбовкой. После установки бортового камня с двух его сторон устраивается бетонная обойма в опалубке на высоту 10 см. 3.18. Длинномерные бортовые камни устанавливаются на песчаное основание автокранами грузоподъемностью 3-5 т или при помощи пневмоколесных погрузчиков ТО-30 грузоподъемностью 2,2 т и ПК-271 грузоподъемностью 2,7 т. 3.19. Швы между бортовыми камнями заполняются цементно-песчаным раствором состава 1:4, после чего расшиваются цементно-песчаным раствором состава 1:2. 3.20. Для покрытий дороги и площадок основание, как правило, устраивается из уплотняемых щебеночных смесей или укатываемых малоцементных бетонных смесей.

Рис. 3.1. Схемы приспособлений и оснастки для установки бортовых камней:

1 - бортовой камень; 2 - опалубка; 3 - участок бетонирования (обойма); 4 - бетонная подготовка; 5 - песчаный подстилающий слой; 6, 7 - приспособление для установки бортового камня 3.21. Щебеночные смеси для устройства оснований изготавливают на заводе путем смешивания различных фракций известнякового щебня или гравия до получения однородного материала с добавлением оптимального количества воды.

Таблица 3.2

Зерновой состав щебеночных смесей

Тип смеси

не менее 0,05

Крупнозернистая, I
То же, II
Среднезернистая, I
То же, II
3.22. Доставленная на строительный объект щебеночная смесь выгружается в приемный бункер самоходного распределителя или на подготовленное земляное полотно. При отсутствии распределителя можно применять бульдозеры и автогрейдеры. Уплотнение смеси производится самоходными катками. 3.23. Укатку основания следует производить от бортов к оси проезда, причем каждый последующий слой должен перекрывать предыдущий на 20-25 см. 3.24. В процессе работы следует вести контроль за толщиной укладываемого щебеночного слоя, ровностью, соблюдением продольных и поперечных укладов. 3.25. Время транспортирования смеси укатываемого бетона не должно превышать 60 мин. Время с момента выпуска смеси до ее окончательного уплотнения в основании не должно превышать 120 мин. 3.26. В таблице 3.3 представлены характеристики катков и режимы уплотнения щебеночных смесей и укатываемых бетонных смесей.

Таблица 3.3.

Модель, тип, марка

Основные конструктивные особенности

Щебеночные смеси

Укатываемые бетонные смеси

толщина уплотняемого слоя, м

жесткость бетонной смеси

толщина уплотняемого слоя, м

число проходов по одному следу

ДУ-476-1 Самоходные статические гладковальцевые
ДУ-63-1
ДУ-73-1
ДУ-54М Самоходные вибрационные гладковальцевые
ДУ-47Б
ДУ-73
ДУ-63
ДУ-74
ДУ-65 Самоходные пневмоколесные на спецшасси
ДУ-58Н Самоходные комбинированного действия
ДУ-64
3.27. При устройстве покрытий из литых бетонных смесей роль опалубки могут выполнять бортовые камни, а при их отсутствии используют инвентарную металлическую опалубку. 3.28. Опалубка должна быть установлена строго по отметкам на участке длиной, обеспечивающей устройство покрытий в течение смены и иметь герметичные стыковые соединения. При односкатном профиле дороги опалубку устанавливают на всю ширину покрытия, при двухскатном - на половину ширины. 3.29. Литая бетонная смесь доставляется на строительный объект только в автобетоносмесителях. Во время движения автобетоносмесителя бетонная смесь должна перемешиваться. На объекте бетонная смесь требуемой консистенции выливается из автобетоносмесителя на подготовленное основание. 3.30. После распределения смеси производят ее профилирование с помощью металлического или деревянного шаблона или различного специального оборудования. 3.31. В конце рабочей смены устраивают поперечный температурный шов. Шов устраивают в виде упорной доски толщиной 5 см или металлического шаблона, обернутых пергамином, на полную ширину и высоту укладываемой полосы дороги. Закрепляется доска (шаблон) к грунту и бетону с помощью металлических штырей. Перед возобновлением работ установленная доска (шаблон) снимается. 3.32. Температурные швы можно нарезать в отвердевшем бетоне на всю толщину покрытия, они должны иметь ширину 10 мм и заполняться в верхней части на 1/3 толщины резино-битумной мастикой, в нижней - сухой цементно-песчаной смесью состава 1:3. 3.33. Уход за бетоном нужно осуществлять сразу после его укладки при помощи полиэтиленовой пленки, водонепроницаемой бумаги, пергамина, толя, дорнита. 3.34. В случае когда бетонное покрытие устраивается непосредственно по песчаному основанию, на это основание укладывается полиэтиленовая пленка с целью сохранения толщины бетонного покрытия. 3.35. Декоративные бетонные покрытия получают при помощи бетонных смесей, приготовленных на цветных заполнителях, цветных цементах или пигментах, а также благодаря различным технологическим приемам в процессе их устройства. 3.36. Выбор и количество вводимых пигментов определяется лабораторией дорожного строительства НИИМосстроя при подборе состава цветных бетонов с учетом применяемых материалов. 3.37. Из цветного бетона устраивают как однослойное покрытие, так и верхний слой двухслойного толщиной 6-8 см. 3.38. Для лучшего сцепления слоев перед укладкой смеси поверхность нижнего слоя очищают от пыли и грязи, увлажняют и обрабатывают тонким слоем цементно-песчаного раствора (1:3). Деформационные швы в двухслойном покрытии должны быть совмещены в плане. 3.39. Свежеуложенный цветной монолитный бетон требует специального ухода. Наиболее оптимальными материалами для ухода являются светонепроницаемые пленки, песок, дорнит. 3.40. Для нанесения рисунка на поверхность покрытия используют различное оборудование, а также специальные матрицы, валики, щетки. 3.41. Строительство сборных покрытий выполняется из железобетонных плит, размеры и качество которых должны соответствовать ГОСТ 21924.0-84 - ГОСТ 21924.3-84. На рис. 3.2. представлен общий вид дорожной конструкции из плит с двумя бортовыми камнями. 3.42. Монтаж покрытия следует осуществлять по возможности "с колес" без промежуточного складирования плит на объекте. Укладка плит производится автомобильными и пневмоколесными кранами с готового покрытия способом "от себя". 3.43. При двухскатном профиле монтаж ведется от оси дороги к ее краям. При односкатном профиле укладку ведут поперечными рядами от края до края навстречу уклону. 3.44. Уступы в швах не должны превышать 5 мм. Ширина шва между смежными плитами допускается от 6 до 8 мм. Швы между плитами должны быть очищены от пыли и грязи и заполнены разогретой битумной мастикой "Изол-2" следующего состава по весу (в %): битум 40/60-75; резиновая крошка - 20; кумароновая смола - 5. 3.45. Технологическая последовательность строительства покрытий из мелкоразмерных бетонных плит такая же, как и при строительстве покрытий из крупноразмерных плит. Мелкоразмерные плиты должны укладываться на подготовленное основание специальными плитоукладчиками.

Рис. 3.2. Общий вид дорожной конструкции из плит с двумя бортовыми камнями:

А) сборная конструкция из плит; б) габаритные размеры плиты с бортами; 1 - плита с бортами; 2 - песок; 3 - грунт, 4 - монтажные петли; 5 - металлическая накладка; 6 - закладные детали; 7 - шов с мастикой "Изол-2"

4. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СТРОИТЕЛЬСТВА ТРОТУАРОВ, ПЕШЕХОДНЫХ ДОРОЖЕК И ОТМОСТОК

4.1. Тротуары и пешеходные дорожки должны располагаться: между проезжей частью и застройкой; между проезжей частью и газоном; между газонами; в полосе зеленых насаждений. 4.2. При строительстве тротуаров, пешеходных дорожек к земляному полотну, песчаному подстилающему слою, основанию предъявляются такие же требования, как и при строительстве проезжей части дороги. 4.3. Для устройства монолитных бетонных покрытий и изготовления сборных плит должен применяться бетон морозостойкостью не ниже F 150 с пределом прочности на растяжение при изгибе 40-45 кгс/см 2 , на сжатие - 300-350 кгс/см 2 . 4.4. Мелкоразмерные плиты укладываются в покрытие тротуаров плитоукладочными машинами (рис. 4.1.) или вручную, а крупноразмерные с помощью автомобильных и пневмоколесных кранов. 4.5. На рис. 4.2 представлены схемы раскладки плит в покрытии тротуаров, а на рис 4.3 схемы раскладки фигурных элементов мощения. 4.6. Для соблюдения уклона и ровности покрытия при укладке мелкоразмерных плит рекомендуется: - устраивать верстовой ряд вдоль бортового камня или поперек тротуаров; - укладку плит начинать от бортового камня и вести навстречу уклону; - выравнивать уложенные плиты легким постукиванием деревянным молотком по деревянной прокладке, лежащей на плите; - ширина швов между плитами должна быть в пределах 5-8 мм; - превышение краев смежных плит не должно быть более 2 мм. 4.7. Швы между плитами заполняются цементно-песчаной смесью. Швы расширения устраивают шириной 10 мм через 50 м. Заделка швов расширения производится битумной мастикой или изолом. На рис. 4.4. показано расположение швов расширения в покрытии тротуара. 4.8. Ровность покрытия проверяется 3-метровой рейкой не менее чем через 20 м, просвет под рейкой не должен превышать 3 мм. 4.9. Отмостки должны устраиваться у всех возводимых зданий. Ширина отмосток 0,75 м, с поперечным уклоном от здания не менее 20 % о. 4.10. Конструкция отмосток может выполняться двух типов. Тип I . По уплотненному земляному полотну (К уп 0,98-1,0) укладывается песчаный подстилающий слой высотой 10 см, полиэтиленовая пленка и слой литого бетона высотой 10 см. Тип II . По уплотненному земляному полотну (К уп 0,98-1,0) укладываются песчаный подстилающий слой высотой 10 см и железобетонные плиты следующих типоразмеров: 3,0х0,75х0,08; 1,5х0,75х0,08; 0,75х0,75х0,8; 0,3х0,75х0,08 (в см). 4.11. Указанные типоразмеры железобетонных плит (альбом "Плиты отмосток сборные бетонные", разработанный НПО "Прокатдеталь" и НИИМосстроем 1987 г.) позволяют устраивать отмостки у возводимых зданий любой конфигурации.


Рис. 4.1 . Плитоукладчик


Рис. 4.2. Схемы раскладки тротуарных плит

Рис. 4.3. Схемы раскладки фигурных бетонных мелкоразмерных элементов мощения (размеры даны в мм)



Рис. 4.4. Расположение швов расширения в покрытии тротуара

5. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА СТРОИТЕЛЬСТВА

СХЕМА ОПЕРАЦИОННОГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА

Контролируемые производственные операции

Методы, время контроля, объем выборки

Кто контролирует используемый инструмент

Документация, по которой осуществляется контроль. Нормативные требования. Что проверяется

А. Входной контроль

Песок Паспорта на песок. ГОСТ 8736-85. Фильтрация песка - коэффициент фильтрации должен быть не менее 3 м/сутки
2. Бортовой камень Сплошной во время приемки в полном объеме. Выборочный - 3 камня на объект Прораб (мастер). Строительная лаборатория Паспорта на бортовой камень. ГОСТ 6665-91. Соответствие марки бортового камня проекту. Отклонение бортовых камней от размеров не должно превышать: - по длине и высоте ± 5 мм; - по ширине верха камня ±3 мм; - по ширине фаски камней ±2 мм; - искривление по длине не должно превышать 3 мм на 1 метр
3. Щебень Сплошной во время приемки. Одна проба на партию Прораб (мастер). Строительная лаборатория Паспорта на щебень. ГОСТ 8267-93. Лабораторные испытания
4. Литая бетонная смесь Сплошной во время приемки. Выборочный - одна проба на объект Прораб (мастер). Формы для образцов, конус, весы. Строительная лаборатория Паспорта на бетон и суперпластификатор. ГОСТ 10268-80; ТУ 14-628-80. Соответствие марки бетона проекту - лабораторные испытания. ВСН 7-94. Соответствие нормы добавки суперпластификатора для получения литой консистенции бетонной смеси с подвижностью 16-18 см
5. Железобетонные плиты Сплошной во время приемки в полном объеме Прораб (мастер). Молоток эталонный "МЭ-1"; уровень, метр. Строительная лаборатория Паспорта на железобетонные плиты. ГОСТ 21924.0-3,84

Б. Операционный контроль качества

1. Устройство земляного полотна (корыта) дороги: А) продольные и поперечные уклоны Сплошной во время и после окончания работы. В полном объеме Прораб (мастер). Нивелир, рулетка, метр Указания по производству земляных работ в дорожном строительстве. ВСН 52-96. Соответствие уклонов проекту - допускается отклонение ±0,5 %
Б) уплотнение Сплошной во время и после окончания работ. Выборочный через 10 м ВСН 52-96. Соответствие качества уплотнения проекту - коэффициент уплотнения должен быть не менее 0,98. Лабораторные испытания.
В) ровность Сплошной во время работы Прораб (мастер). 3-метровая рейка ВСН 52-96. Соответствие ровности поверхности проекту, допускается просвет под 3-метровой рейкой 1 см. Составляется акт по приемке земляного полотна.
2. Устройство песчаного подстилающего слоя Сплошной во время и после окончания работ. Выборочный через 20 м Прораб (мастер). 3-метровая рейка. Строительная лаборатория СНиП 3.06.3-85 "Автомобильные дороги". Фильтрация песка - должна быть не менее 3 м/сутки. Уплотнение песка - коэффициент уплотнения должен быть не менее 0,98. Толщина слоя песка - допускается отклонение ±1 см. Ровность поверхности - просвет под 3-метровой рейкой не более 1 см. Составляется акт по приемке песчаного подстилающего слоя
3. Устройство технологического слоя Сплошной во время и после окончания работ. Выборочный через 20 м. Прораб (мастер). 3-метровая рейка. Строительная лаборатория ВСН 16-95. Коэффициент уплотнения щебня должен быть не менее 0,98. Толщина слоя щебня - допускается отклонение ±1 см. Ровность поверхности - просвет под 3-метровой рейкой не более 1 см.
4. Установка бортового камня Прораб (мастер). Нивелир, метр ВСН 13-95. Соответствие проекту отметки верха камней - допускается перепад ±0,5 см. Соответствие ширины дороги между бортовыми камнями проекту - допускается отклонение ±5 см. Соответствие ширины швов между бортовыми камнями проекту
5. Устройство щебеночного основания Сплошной во время и после окончания работ. В полном объеме Прораб (мастер). Нивелир, шаблон, метр. Строительная лаборатория Смеси щебеночные уплотняемые ТУ 400-24-150-86. Ровность-просвет под 3-метровой рейкой 0,5 см. Толщина слоя ±1 см, при укладке смеси не менее 10 проходов катка по одному следу
6. Устройство основания из укатываемого бетона Сплошной во время работы в полном объеме. Выборочный через 10 м. Прораб (мастер). Метр, рулетка, нивелир, 3-метровая рейка, формы для отбора проб, термометр ВСН 16-95. Толщина слоя ±1 см; ровность - просвет под 3-метровой рейкой не более 0,5 см. Расстояние и конструкция швов - по проекту. Соблюдение температурного режима набора прочности бетона
7. Устройство покрытия из литой бетонной смеси Сплошной во время работы в полном объеме. Выборочный через 10 м Прораб (мастер). Метр, рулетка, нивелир, 3-метровая рейка, формы для отбора проб, термометр. Строительная лаборатория. Заказчик ВСН 7-94. Толщина слоя - допускается ±1 см. Ровность - просвет под 3-метровой рейкой не более 0,5 см. Расстояния и конструкция швов - по проекту.
8. Уход за бетоном Сплошной сразу по окончании работ. В полном объеме Прораб (мастер). ВСН 16-95; ВСН 7-94. Укрытие водонепроницаемой бумагой, пергамином, дорнитом и др.
9. Устройство покрытий из железобетонных плит Сплошной во время работы Инструкция по строительству полносборных покрытий городских дорог ВСН 1-94. Полный контакт плит с основанием. Просвет под 3-метровой рейкой не должен превышать 5 мм. Ширина покрытия ±5 см.
10. Устройство тротуаров и отмосток Сплошной во время работы Прораб (мастер). Нивелир, рулетка, метр. Строительная лаборатория. Инструкция на устройство тротуаров из бетонных плит. ВСН 15-95. Просвет под 3-метровой рейкой не должен превышать 3 мм
Строители дорог предъявляют заказчику паспорта на применяемые строительные материалы, детали, смеси, а также акты на качественное сооружение земляного полотна, песчаного подстилающего слоя.

6. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

6.1. К работе по строительству дорог, площадок, тротуаров, отмосток допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр, обученные по утвержденной программе безопасным методам работы, получившие удостоверение о сдаче экзаменов и проинструктированные непосредственно на рабочем месте. Проверка знаний рабочих производится ежегодно специальной комиссией. 6.2. Все подготовленные и механизированные работы должны производиться под непосредственным руководством инженерно-технических работников, назначенных приказом. 6.3. Рабочие должны быть обеспечены специальной одеждой и исправным ручным инструментом в соответствии с действующими нормами. 6.4. На строительных объектах должны быть оборудованы санитарно-бытовые помещения, обеспеченные аптечками с медикаментами и средствами для оказания первой помощи, питьевой кипяченой водой. 6.5. Ответственность за соблюдение техники безопасности при строительстве дорог, площадок, тротуаров, отмосток несут главный инженер строительного управления и производитель работ. 6.6. При монтажных работах по устройству покрытия из крупноразмерных плит рабочие должны находиться вне пределов опасной зоны, заключенной внутри круга, радиус которого на 5 м больше вылета стрелы крана. 6.7. Для обеспечения безопасности работ при укладке плит такелажники должны использовать специальные багры длиной 1,5-2,0 м. 6.8. При доставке бетонной смеси автобетоносмесителями необходимо соблюдать следующие правила: - при их движении по обочине все рабочие должны находиться на противоположной обочине; - не разрешается подходить к ним до полной их остановки; - при движении автобетоносмесителей (особенно задним ходом) рабочий, находящийся в безопасной зоне, должен подавать шоферу сигналы. 6.9. Лица, занятые приготовлением и нанесением на бетонное покрытие пленкообразующих материалов, должны работать в комбинезонах, брезентовых рукавицах и защитных очках. 6.10. Категорически запрещается лицам, не имеющим специального удостоверения, управлять механизмами или ремонтировать их.

7. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

7.1. К окончанию строительства зданий, спортивных сооружений, площадок и дорог на территориях соцкультбыта вся остальная площадь, отведенная для строительства объекта, должна быть озеленена. 7.2. Для определения мест размещения деревьев в виде аллей, рядовых, групповых или одиночных посадок и кустарника в виде живой изгороди следует производить геодезические работы по точному соблюдению рабочих чертежей утвержденного проекта озеленения объекта. 7.3. При озеленении объекта значительное внимание должно уделяться выбору вида растений для зеленых насаждений. При этом следует учитывать климатические, почвенные и гидрологические условия района посадки, а также особенности его планировки и застройки. В условиях г. Москвы чаще всего следует применять деревья с густой кроной: липа, береза, клен, тополь, лиственница, а также плодовые деревья: яблоню, вишню, грушу. Из кустарниковых пород следует использовать акацию, жасмин, сирень и др. 7.4. Расстояния между деревьями и кустарниками, а также ассортимент посадочного материала должны быть определены в проектах озеленения объекта. 7.5. Для засева газона следует применять смеси трав, в частности смесь гребенника обыкновенного, мятлика лугового, райграса английского и красной овсяницы. 7.6. Продольные и поперечные уклоны возводимых газонов должны быть направлены в сторону построенных дорог, тем самым все сточные и талые воды попадают в дождеприемные решетки дорожного водостока. 7.7. В зимнее время очистка дорог от снега должна выполняться автогрейдерами, бульдозерами, механическими щетками. Применение различного рода солевых растворов для уборки снега с дорог запрещается.

1.1 . Технологическая карта составлена на производство работ по устройству сборных покрытий тротуаров на объектах Главмосстроя.

1.2 . Технологическая карта предназначена для составления проектов производства работ и с целью ознакомления (обучения) рабочих и инженерно-технических работников с правилами производства работ.

1.3 . При привязке технологической карты к конкретному объекту и условиям строительства уточняются схемы производства работ, объемы работ, калькуляция затрат труда, средства механизации.

2 . Технология строительного процесса

2.1 . При устройстве сборных покрытий тротуаров необходимо руководствоваться СНиП III-8-76 «Земляные сооружения», СНиП III-10-75 «Благоустройство территорий», ГОСТ 17608 -72 «Тротуарные плитки», ТУ 400-1-190-79 «Фигурные элементы мощения», инструкциями ВСН-26-76 и ВСН-50-79.

2.2 . Конструктивная схема по устройству тротуаров со сборным покрытием состоит из следующих элементов:

песчаного подстилающего слоя;

основания: из песка; цементно-песчаной смеси; бетона; щебня;

покрытия из сборных плит.

Варианты конструктивных схем приведены на листе .

2.3 . Устройство покрытий тротуаров, площадок и дорожек осуществляют из сборных тротуарных плиток прямоугольной и фигурных форм, изготовляемых заводами Главмоспромстройматериалов. Номенклатура изделий сборных покрытий тротуаров приведена на листе .

2.4 . До начала работ по устройству тротуара должны быть выполнены следующие работы:

геодезические разбивочные работы;

подготовка земляного полотна;

доставка в зону работ механизмов, материалов, приспособлений и инструмента.

2.5 . Работы производятся в следующей технологической последовательности:

выполняется земляной ящик под бортовой камень;

устанавливается бортовой камень (если предусмотрено проектом);

устраивается подстилающий слой;

устраивается основание;

укладываются плиты покрытия;

заполняются швы между плит.

Схемы организации работ приведены на листах , .

Тротуары могут быть как с бортовым камнем, так и без него.

Если тротуар сопряжен с дорогой, бортовой камень устанавливается при устройстве дорог.

2.6 . Основание под тротуарные покрытия из сборных плит выполняют из песка; песка, стабилизированного цементом; щебня; цементобетона и др.

2.7 . Устройство земляного ящика под бортовой камень необходимо выполнять экскаватором «Беларусь » или автогрейдером, оборудованным откосником.

2.8 . Бортовой камень устанавливается вручную с использованием специальных захватов и обетонированием его с обратной стороны тротуара вручную.

2.9 . Подстилающий слой из песка выполняется следующим образом:

при тротуаре с бортовыми камнями песок подается на место укладки автокранами в бункерах или специальным автопогрузчиком, оборудованным ковшом, разравнивается и уплотняется. Для уплотнения используются малогабаритные уплотняющие машины или электротрамбовки;

при тротуаре без бортового камня песок подвозится непосредственно на место работ автосамосвалом или автопогрузчиком, разравнивается экскаватором «Беларусь » . Для уплотнения используются также уплотняющие машины или электротрамбовки.

2.10 . Устройство основания тротуара с бортовыми камнями необходимо выполнять с использованием автокрана и бункеров для приема и подачи материалов, автобетононасосов, виброрейки; если же тротуар без сортового камня, материалы подвозятся и разгружаются непосредственно на рабочем месте.

2.11 . Покрытие из плит размером сторон до 60 см можно укладывать специальным вакуумом-захватом конструкции треста Гордорсгрой-1 Главмосинжстроя или вручную (лист ).

2.12 . Фигурные элементы мощения укладываются в покрытия вручную.

2.13 . Укладку плит следует осуществлять в соответствии с ВСН 26-76 поперечными рядами от края до края. Перед укладкой плит должны быть намечены на основании две ограничивающие линии, от одной из которых начинается укладка плит. По этим линиям забиваются колья, и натягивается между ними шнур.

2.14 . Выравнивание граней плит производят по натянутой проволоке или шнуру, расположенному вдоль укладываемого ряда. Для соблюдения горизонтальности проволоки (шнура) при большом расстоянии под ней в местах провисания выставляются маяки.

2.15 . Ширина шва между смежными плитами с размером сторон до 600 мм должна быть 5 ¸ 8 мм. Швы заполняют цементно-песчаной смесью в соотношении 3: 1.

2.16 . При устройстве декоративных покрытий ширину шва можно увеличить до 50 мм. В этом случае шов заполняется дерном или растительным грунтом и засеивается травой. Для обеспечения требуемой ширины швов между плитами применяют специальные шаблоны.

Приспособления для контроля ширины швов приведены на листе .

2.17 . Выравнивание уложенных плит выполняют легким постукиванием деревянными трамбовками. Уступы в швах смежных плит не должны превышать 2 мм. Образовавшийся у граней плит валик из песка или цементно-песчаной смеси срезают ручным шаблоном или кельмой.

2.18 . При устройстве покрытий в зимнее время целесообразно заранее до наступления устойчивых заморозков подготовить земляное полотно, подстилающий слой и основание под покрытие.

2.1 9. Работы, выполняемые в зимнее время. При укладке плит на бетонное основание в зимнее время поверхность его должна быть тщательно очищена от грязи, снега и льда и затем прогрета. Для облегчения удаления ледяного покрова рекомендуется оттаивание его раствором хлористого кальция CaCl 2 из расчета один литр на квадратный метр. Очистку и прогрев бетонного основания можно производить асфальторазогревателем, а также нагретым до температуры 180 - 200 ° С горячим песком, который укладывают слоем толщиной 5 - 7 см, с последующим его удалением и использованием для других целей.

По очищенному и подогретому бетонному основанию укладывают выравнивающий слой, подогретый до 35 ° С, из цементно-песчаной смеси толщиной до 20 мм.

Работы по устройству тротуаров во время сильного снегопада прекращаются. Подготовленные участки выравнивающего слоя укрываются передвижными навесами, брезентом или соломенными матами. Производить укладку плит при температуре ниже -15 ° С не разрешается.

Заделку швов рекомендуется производить только весной. В случае необходимости заполнения швов зимой следует предварительно подогреть места сопряжения плит и заполнить их подогретой до 35 ° С цементно-песчаной смесью.

2.20 . При укладке тротуарных плит обламывание их кромок не допускается.

2.21 . При поступлении плит с заводов они должны тщательно осматриваться, поврежденные отбраковываться.

2.22 . Передвижение механизмов по уложенным тротуарным плитам не допускается, если это не оговорено проектом.

2.23 . Допускаемые отклонения от проектных приведены в приложении .

2.24 . Работы по устройству тротуаров со сборным покрытием выполняются составом звена, приведенном в графике производства работ (приложение ).

2.25 . Калькуляция трудовых затрат приведена в приложении .

2.26 . Операционный контроль качества работ по устройству тротуаров со сборным покрытием выполняется в соответствии с требованиями СНиП III-1-76 «Организация строительного производства», инструкции СН 47-74 и др. Схема операционного контроля приведена в приложении .

2.27 . При производстве работ необходимо соблюдать правила техники безопасности согласно СНиП III-4-80 , системе стандартов безопасности труда, «Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов».

3 . Технико-экономические показатели

(на 100 м 2 тротуара)

Затраты труда, чел.-дн.- 18,39

Потребность в машинах, маш.-см.- 0,17

Стоимость затрат труда, руб.- 78,78

Затраты труда на 1 м 2 , чел.-дн.- 0,184

Стоимость затрат труда на 1 м 2 , руб.- 0,788

4 . Материально-технические ресурсы

Основные материалы

Таблица 1

Наименование

Един. измерения

Количество

Щебень фракции 20 - 40 мм

м 3

Песок

м 3

Бортовые камни длиной l = 1 м

шт.

Бетонные плиты

м 2

Основные машины

Таблица 2

Наименование

Тип

Марка

Количество

Автогрейдер

Легкий самоходный

Д-598А

Каток

Самоходный 2-осный

ДУ-10

Примечание. Перечень механизированного и ручного инструмента, технологической оснастки для бригад по строительству внутриквартальных дорог и тротуаров приведен в нормокомплекте, разработанном трестом Мосоргстрой, арх. № 7120.

Приложение 1

ДОПУСКАЕМЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ ОТ ПРОЕКТОВ

Наименование

Допускаемые отклонения

Способы проверки

При устройстве основания

Ширина основания под покрытие

10 см

Промеры рейкой - шаблоном

Толщина слоя

10 %

Проверка с помощью шурфов

Высотные отметки по оси

5 см

Нивелировка

Поперечный уклон

0,005

- ² -

При установке бортовых камней

Отклонение ребер отдельных камней, установленных на прямолинейных участках

не более 5 мм

Толщина швов

не более 5 мм



Приложение 3

КАЛЬКУЛЯЦИЯ ТРУДОВЫХ ЗАТРАТ

Обоснование (ЕНиР)

Наименование работ

Един. измер.

Объем работ

Трудоемкость

Расценка на един. измер., руб.-коп.

Стоимость затрат труда на полный объем работ, руб.-коп.

на един. измер. в чел.-ч или маш.-ч

на полный объем работ, чел.-дн. или маш.-ч.

§ 17-23 , № 1

Устройство земляного ящика для установки бортовых камней за 2 прохода автогрейдером с навесным оборудованием - откосником

100 м

0,16

0,02

0-12,6

0-12,6

§ 17-39 , № 1а

1 м

12,5

0-53,2

53-20

§ 17-1 , т. 2, № 8

100 м 2

0,23

0,03

0-16,1

0-16,1

§ 17-42 , № 1а

Укатка основания моторным катком

100 м 2

0,98

0,12

0-61,3

0-61,3

§ 17-45 , № 1

Покрытие тротуара из бетонных плит площадью до 0,65 м с разделкой швов цементным раствором

1 м 2

0,45

5,63

0-23,6

23-60

Итого:

18,39

0,17

78-78

Приложение 4

СХЕМА ОПЕРАЦИОННОГО КОНТРОЛЯ

Наименование операций, подлежащих контролю

Контроль качества выполнения операций

производителем работ

мастером

состав

способы

время

привлекаемые службы

Устройство земляного ящика для установки бортовых камней за 2 прохода автогрейдером с навесным оборудованием-откосником

Соблюдение уклона, геометрических размеров

Теодолитом, нивелиром, стальным метром, визуально

В процессе работ

Геодезическая

Установка бортовых камней с укладкой бетонной смеси, заливкой швов раствором и расшивкой швов

Качество бортовых камней, соблюдение соосности камней и уклона, размерность и качество заделки швов, наличие паспортов

- "-

В процессе и по окончании работ

Геодезическая служба, Строительная лаборатория

Разравнивание щебня автогрейдером

Качество щебня, равномерность распределения по толщине

Рейкой-шаблоном, визуально, нивелиром

- "-

Окончательная планировка и укатка щебеночного основания

Соблюдение проектного уклона, качество основания, равномерность распределения щебня

- "-

- "-

Покрытие тротуара из бетонных плит с разделкой швов цементным раствором

Качество бетонных плит, поперечные и продольные уклоны, размерность и правильность заполнения швов, наличие паспортов

- "-

До начала работ (при приемке плит)

По окончании работ

Строительная лаборатория

Лист 1

КОНСТРУКТИВНЫЕ СХЕМЫ СБОРНЫХ ТРОТУАРНЫХ ПОКРЫТИЙ

1. На песчаном основании.

2. На бетонном основании или на основании из песка, стабилизированного цементом.

3. На щебеночном основании

Примечание.

Размеры по толщине подстилающего слоя и основания определяются проектом.

Лист 2

НОМЕНКЛАТУРА ИЗДЕЛИЙ СБОРНЫХ ПОКРЫТИЙ ТРОТУАРОВ

Наименование и эскиз

Марка изделия

Габариты, мм

Масса, кг

Марка бетона

Объем, м 3

длина D

шири на Ш

высота В

Тротуарные плиты (бетонные)

ТП-5-1

15,0

0,00625

ТП-5-2

19,2

0,008

ТП-5-3

0,004

ТПП-4

10,7

0,00044

ТПП-7-2

18,0

0,008

К2р

23,6

0,0098

К3р

42,0

0,0175

Ко

0,0014

Фигурные элементы мощения (бетонные)

  • Устройство основания
  • Установка бортового камня
  • Монтажный слой
  • Укладка тротуарной плитки

Укладка тротуарной плитки — достаточно ответственное мероприятие, поэтому технология выполнения работ должна быть точно соблюдена с учетом всех строительных правил.

Без соблюдения определенных правил в работе возможно разрушение всего комплекса . Устройство тротуарной плитки выполняется в несколько этапов:

  • разметка — по всему периметру расставляются отметки;
  • планировка — с размеченной части под мощение выбирается и вывозится грунт;
  • рабочее покрытие грунта уплотняется;
  • укладывается теплоизолирующий слой;
  • укладывается геотекстиль;
  • устройство дополнительного основания;
  • устройство несущего основания и его уплотнение;
  • устройство монтажного основания;
  • укладка и утрамбовка тротуарной плитки;
  • резка плитки;
  • заполнение швов.

Естественно, что любые работы следует начинать с расчистки участков: корчевание пней; очистка от сорняков; уборка и вывоз мусора и прочее. Затем следует . При наличии излишков грунта их необходимо снять и вывезти, после чего участок разравнивается.

Теперь можно перейти к планированию участка. Для того чтобы правильно выполнить все работы, нужно подготовить проект, чертеж участка, и на его основании выполнить при помощи рулетки и нивелира промеры по вертикали и горизонтали. После чего забиваются в узловых точках заранее приготовленные колышки. Затем следует укладка теплоизолирующих слоев. Теплоизоляция — это один или несколько слоев из листов пенопласта. Пенопласт может заменяться сходными по параметрам другими теплоизоляционными материалами. Такие материалы необходимо укладывать каждой плиткой непосредственно на земляное полотно. Если земляное полотно выровнено, сложности такая укладка не вызовет, но если же на поверхности присутствуют впадины, то их необходимо выравнивать песком. Неровностей под плитами пенопласта не должно быть. Иногда в качестве морозозащитного покрытия применяют бетон с вяжущими заполнителями, пористые каменные материалы, а также золошлаковые смеси с легкими заполнителями.

Устройство основания

В основном для устройства дополнительного покрытия основания используют намывной или карьерный песок. В отдельных случаях могут использоваться для основания такие материалы, как:

  1. Щебень, но он значительно дороже песка.
  2. Грунт, укрепленный вяжущими материалами: цементом или известью с золошлаковыми смесями. Сначала он смешивается с дисперсными добавками, после чего в него вводят известь и воду или цемент и воду. Уплотнение грунта производится не позднее чем спустя 3 ч после добавления цемента и воды. Используя известь, укрепленный грунт необходимо спланировать и уплотнить в течение 1 суток.

Укрепленные грунты необходимо укладывать в один или несколько слоев в зависимости от толщины покрытия. Верхний ряд основания следует устраивать из приготовленных в установках смесей. Для достижения необходимой плотности и ровности грунта, укрепленного вяжущими материалами, можно применять уплотнение. При формировании дополнительных слоев основным материалом остается песок.

Толщина слоя зависит от проектной толщины дополнительного слоя основания, который можно уложить сразу на всю толщину слоя или который подлежит послойной укладке с промежуточным уплотнением.

Вернуться к оглавлению

Установка бортового камня

Здесь важно учесть соотношение высоты бортового камня и толщину его дополнительного и несущего слоев основания. Высота камней может быть от 12 до 45 см. После того как произведена планировка и уплотнение слоя грунта, следует установить бортовые камни по периметру рабочей зоны. Таким образом, края дорожных одежд надежно закрепятся, и так можно предотвратить осыпание краев из щебня и песка. Особое внимание следует обратить на высотные отметки верхних краев бортовых камней. После того как установят бортовые камни, намного легче отслеживать высотные отметки при укладке дополнительных и несущих слоев основания. Если ваш проект предусматривает между дополнительным слоем и земляным полотном дренирующие или гидроизоляционные слои, их необходимо уложить сразу за установкой бортовых камней. Вся технология, используемая при , заключается в следующих действиях: уплотнение грунта; установка бордюров; устройство дополнительных оснований; устройство основного основания; устройство дренажа; укладка монтажного слоя; мощение тротуарной плиткой.

Несущие слои основания преимущественно устраиваются из гравия разных фракций, щебня, шлака, пескоцемента и песчано-гравийных или песчано-щебеночных смесей. Послойно отсыпается щебень и уплотняется. Определять объем материала следует с запасом, учитывая коэффициент на уплотнение.

Вернуться к оглавлению

Монтажный слой

Непосредственно перед самой укладкой тротуарной плитки устраивается монтажный слой. Изготовление монтажного слоя с процессом укладки тротуарной плитки — единый технологический процесс, так как назначение монтажного слоя заключается в окончательном выравнивании полотна перед укладкой и удержании плитки от смещения в процессе ее эксплуатации.

Технология устройства монтажного слоя следующая. Поверх выровненного и уплотненного несущего слоя основания укладываются направляющие, представляющие собой металлический профиль прямоугольного сечения 30 мм высотой. Укладываются направляющие параллельно друг другу на длину правила. После чего устанавливают правило на направляющие и передвигают его таким образом, чтобы при скольжении сгребалась лишняя гарцовка в конец. В результате чего получится ровная поверхность из гарцовки, что, собственно, и послужит монтажным слоем. Толщина уплотненного монтажного слоя должна составлять от 3 см, но быть не более 5 см в каждой точке площади покрытия.

По готовому монтажному слою нельзя ходить, его поверхность может нарушиться, и протяжку верхнего слоя гарцовки необходимо будет повторять. При мощении тротуарной плиткой, выполнении предварительных работ либо же устройстве подготовительных слоев понадобится определенный инструмент:

  • лопата;
  • тачка;
  • виброплита;
  • ландшафтные грабли;
  • мерная лента;
  • садовый шланг;
  • строительная нить;
  • пила с алмазным лезвием;
  • ножницы;
  • долото;
  • молоток;
  • шприц для расшивки швов;
  • воздуходувка;
  • смеситель для раствора.

ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

УСТРОЙСТВО ТРОТУАРОВ И ПЕШЕХОДНЫХ ДОРОЖЕК ИЗ БРУСЧАТКИ В ЗИМНЕЕ ВРЕМЯ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Типовая технологическая карта (именуемая далее по тексту ТТК) - комплексный организационно-технологический документ, разработанный на основе методов научной организации труда для выполнения технологического процесса и определяющий состав производственных операций с применением наиболее современных средств механизации и способов выполнения работ по определённо заданной технологии. ТТК предназначена для использования при разработке Проектов производства работ (ППР) строительными подразделениями.

1.2. В настоящей ТТК приведены указания по организации и технологии производства работ по устройству тротуаров и пешеходных дорожек из брусчатки в зимнее время, определен состав производственных операций, требования к контролю качества и приемке работ, плановая трудоемкость работ, трудовые, производственные и материальные ресурсы, мероприятия по промышленной безопасности и охране труда.

1.3. Нормативной базой для разработки технологической карты являются:

- типовые чертежи;

- строительные нормы и правила (СНиП, СН, СП);

- заводские инструкции и технические условия (ТУ);

- нормы и расценки на строительно-монтажных работы (ГЭСН-2001 ЕНиР);

- производственные нормы расхода материалов (НПРМ);

- местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.

1.4. Цель создания ТТК - описание решений по организации и технологии производства работ по устройству тротуаров и пешеходных дорожек из брусчатки в зимнее время, с целью обеспечения их высокого качества, а также:

- снижение себестоимости работ;

- сокращение продолжительности строительства;

- обеспечение безопасности выполняемых работ;

- организации ритмичной работы;

- рациональное использование трудовых ресурсов и машин;

- унификации технологических решений.

1.5. На базе ТТК в составе ППР (как обязательные составляющие Проекта производства работ) разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов работ по устройству тротуаров и пешеходных дорожек из брусчатки в зимнее время.

Конструктивные особенности их выполнения решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ.

РТК рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации.

1.6. ТТК можно привязать к конкретному объекту и условиям строительства. Этот процесс состоит в уточнении объемов работ, средств механизации, потребности в трудовых и материально-технических ресурсах.

Порядок привязки ТТК к местным условиям:

- рассмотрение материалов карты и выбор искомого варианта;

- проверка соответствия исходных данных (объемов работ, норм времени, марок и типов механизмов, применяемых строительных материалов, состава звена рабочих) принятому варианту;

- корректировка объемов работ в соответствии с избранным вариантом производства работ и конкретным проектным решением;

- пересчёт калькуляции, технико-экономических показателей, потребности в машинах, механизмах, инструментах и материально-технических ресурсах применительно к избранному варианту;

- оформление графической части с конкретной привязкой механизмов, оборудования и приспособлений в соответствии с их фактическими габаритами.

1.7. Типовая технологическая карта разработана для инженерно-технических работников (производителей работ, мастеров, бригадиров) и рабочих, выполняющих работы во II-й дорожно-климатической зоне, с целью ознакомления (обучения) их с правилами производства работ по устройству тротуаров и пешеходных дорожек из брусчатки в зимнее время с применением наиболее современных средств механизации, прогрессивных конструкций и способов выполнения работ.

Конструкция тротуара с покрытием из брусчатки:

Длина участка

- 100 м;

Ширина тротуара

- 2,5 м.

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Технологическая карта разработана на комплекс работ по устройству тротуаров и пешеходных дорожек из брусчатки в зимнее время.

2.2. Работы по устройству тротуаров и пешеходных дорожек из брусчатки в зимнее время выполняются механизированным отрядом в одну смену, продолжительность рабочего времени в течение смены составляет:

2.3. В состав работ, последовательно выполняемых при устройстве тротуаров и пешеходных дорожек из брусчатки в зимнее время, входят следующие технологические операции:

- рытье и уплотнение земляного корыта;

- устройство прослойки из геотекстильного материала типа дорнит (при необходимости);

- устройство подстилающего морозозащитного слоя;

- установка бортового камня;

- устройство щебёночного основания;

- устройство монтажного слоя из песчано-цементной смеси 1:10;

- устройство покрытия из брусчатки с последующим заполнением швов.

2.4. Технологической картой предусмотрено выполнение работ комплексным механизированным звеном в составе: автомобили-самосвалы КамАЗ-55111 (грузоподъемность 13,0 т); поливомоечная машина ПМ-3У (6000 л); виброплита TSS-VP90N (вес 90 кг, глубина уплотнения 150 мм до 0,95); экскаватор-погрузчик JCB 3CX m (объем ковша 0,28 м, глубина копания 5,46 м); бетономешалка Al-Ko TOP 1402 GT (масса 48 кг, объем загрузки 90 л); передвижная бензиновая электростанция Honda ET12000 (3-фазная 380/220В, 11 кВт, 150 кг); самоходный, тротуарный, вибрационный, тандемный каток DМ 02 (рабочая скорость до 8,0 км/час, масса эксплуатационная 1,5 т).

Рис.1. Автосамосвал КамАЗ-55111

Рис.2. Поливомоечная машина ПМ-3У

Рис.3. Виброплита TSS-VP90T

Рис.4. Каток тротуарный DM 2

Рис.5. Бетономешалка Al-Ko TOP 1402 GT

Рис.6. Электростанция Honda ET12000

Рис.7. Экскаватор-погрузчик JCB 3CX m


2.5. При устройстве тротуаров и пешеходных дорожек из брусчатки применяются следующие строительные материалы: песок строительный по ГОСТ 8736-93 ; щебень фр.20-40 мм М 400 по ГОСТ 8267-93 ; портландцемент марки М400 по ГОСТ 10178-85 ; камни брусчатые пиленые ГП размером 200х100х100 мм по ГОСТ 32018-2012 . Брусчатка представляет собой материал, изготавливаемый из различных видов натурального камня (гранит, кварцит, песчаник) или из бетона. Главным отличием от тротуарной плитки является геометрическая форма - объемный прямоугольник. В зависимости от метода изготовления может быть колотой, галтованной, пилёной, пилено-колотой. Камни брусчатые пилёные изделия в форме куба или прямоугольного параллелепипеда, изготовленные при раскрое заготовок режущим инструментом; все поверхности изделий - пилёные, за исключением лицевой поверхности, которая может иметь различные фактуры.

Рис.8. Брусчатка ГП


2.6. Работы по устройству тротуаров и пешеходных дорожек из брусчатки следует выполнять, руководствуясь требованиями следующих нормативных документов:

- СП 48.13330.2011. "СНиП 12-01-2004 Организация строительства. Актуализированная редакция" ;

- СНиП 3.01.03-84 . Геодезические работы в строительстве;

- Пособие к СНиП 3.01.03-84 . Производство геодезических работ в строительстве;

- СНиП 3.02.01-87 . Земляные сооружения. Основания и фундаменты;

- Пособие к СНиП 3.02.01-83 *. Пособие по производству работ при устройстве оснований и фундаментов;

- СНиП 3.06.03-85

- СП 78.13330.2012 . Автомобильные дороги. Правила производства работ;

- СНиП III-10-75 . Благоустройство территорий;

- СТО НОСТРОЙ 2.33.14-2011 . Организация строительного производства. Общие положения;

- СТО НОСТРОЙ 2.33.51-2011 . Организация строительного производства. Подготовка и производство строительно-монтажных работ;

- СНиП 12-03-2001 . Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования;

- СНиП 12-04-2002 . Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство;

- НПО РОСДОРНИИ-1993 г. Правила охраны труда при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог ;

- РОСАВТОДОР-2002. Сборник форм исполнительной производственно-технической документации при строительстве (реконструкции) автомобильных дорог и искусственных сооружений на них ;

- РД 11-02-2006 . Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения;

- РД 11-05-2007 . Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства.

III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

3.1. В соответствии с СП 48.13330.2001 "СНиП 12-01-2004 Организация строительства. Актуализированная редакция" до начала выполнения строительно-монтажных работ на объекте Подрядчик обязан в установленном порядке получить у Заказчика проектную документацию и разрешение (ордер) на выполнение строительно-монтажных работ. Выполнение работ без разрешения (ордера) запрещается.

3.2. До начала производства работ по устройству тротуаров и пешеходных дорожек из брусчатки необходимо провести комплекс организационно-технических мероприятий, в том числе:

- разработать РТК или ППР на устройство тротуаров и пешеходных дорожек из брусчатки;

- назначить лиц, ответственных за безопасное производство работ, а также их контроль и качество выполнения;

- провести инструктаж членов бригады по технике безопасности;

- установить временные инвентарные бытовые помещения для хранения строительных материалов, инструмента, инвентаря, обогрева рабочих, приёма пищи, сушки и хранения рабочей одежды, санузлов и т.п.;

- обеспечить участок утвержденной к производству работ рабочей документацией;

- разработать схему движения и устроить временные подъездные пути автотранспорта к месту производства работ;

- подготовить к производству работ машины, механизмы и оборудование и доставить их на объект;

- обеспечить рабочих ручными машинами, инструментами и средствами индивидуальной защиты;

- обеспечить строительную площадку противопожарным инвентарем и средствами сигнализации;

- оградить строительную площадку и выставить предупредительные знаки, освещенные в ночное время;

- обеспечить связь для оперативно-диспетчерского управления производством работ;

- доставить в зону работ необходимые материалы, приспособления, инвентарь, инструменты и средства для безопасного производства работ;

- опробовать строительные машины, предусмотренные РТК или ППР;

- составить акт готовности объекта к производству работ;

- получить у технического надзора Заказчика разрешение на начало производства работ (п.4.1.3.2 РД 08-296-99*).
________________
* РД 08-296-99 не действует. - Примечание изготовителя базы данных.

3.3. Общие положения

3.3.1. Конструктивные элементы тротуаров включают:

- песчаный подстилающий слой;

- основание из песка, песчано-цементной смеси, щебня и малоцементного бетона;

- покрытие из бетонных, в т.ч. модифицированных, изделий.

Рис.9. Конструкции тротуара из брусчатки

1, 5 - брусчатка; 2 - песчано-цементная смесь; 3 - основания из щебня; 4 - песчаный морозозащитный слой; 6 - геотекстиль типа дорнита


3.3.2. Места примыкания тротуаров к проезжей части ограждают бортовыми камнями. При поперечном профиле дороги с боковыми канавами тротуар размещают за канавой. При устройстве покрытий дорог переходного типа тротуары ограждают отмостками.

На примыкании тротуаров и пешеходных дорожек к газонам или к зеленым полосам на главнейших магистральных дорогах устанавливают облегченный бортовой бетонный камень.

Рис.10. Конструкции лотков, кюветов и сопряжений парковых дорожек и площадок с газоном и бортами:

а - бортовое ограждение дороги; б - то же проезда; в - лоток вдоль борта дороги;

1 - газон; 2 - покрытие дороги или тротуара; 3 - бетонное основание; 5 - бетонный борт 100x200 мм; 6 - кирпич; 9 - асбестоцементная труба, распиленная пополам


3.3.3. Работы по устройству тротуара выполняются на 2-х захватках длиной по 40 м.

3.4. Подготовительные работы

3.4.1. До начала производства работ по устройству тротуаров и пешеходных дорожек из брусчатки должны быть выполнены предусмотренные ТТК подготовительные работы, в т.ч.:

- принята от Заказчика техническая документация по созданию геодезической разбивочной основы (ГРО) для выполнения строительно-монтажных работ и закрепленные на местности знаками пункты этой основы;

- восстановлена и закреплена трассы тротуара (пешеходной дорожки);

- завершены и приняты разбивочные работы по закреплению в натуре проектного положения тротуара (пешеходной дорожки) в плане и по высоте;

- выполнены разметки мест сбора и обвалования растительного грунта и его снятие;

- организована защита от повреждений или пересадка используемых в дальнейшем растений;

- устроен временный отвод воды с поверхности строительной площадки;

- приняты представителем технического надзора Заказчика по Акту освидетельствования скрытых работ по форме Приложения 3 РД 11-02-2006 выполненные работы по расчистке территории строительной площадки от лесорастительности, снятию растительного грунта и уборки его в специально отведенные места, по разборке дорог, тротуаров, площадок и подземных коммуникаций устройству водоотвода.

3.4.2. Геодезическая разбивочная основа для строительства (ГРО) должна включать:

- высотные реперы (марки);

- пункты, закрепляющие продольную ось трассы автомобильной дороги;

- пункты, с которых можно производить разбивку оси земляного полотна и контроль за её положением в процессе строительства.

Принятые знаки геодезической разбивочной основы в процессе строительства должны постоянно находиться под наблюдением за сохранностью и устойчивостью и проверяться инструментально не реже двух раз в год (в весенний и осенне-зимний периоды).

Приемку ГРО для строительства следует оформлять актом освидетельствования геодезической разбивочной основы объекта капитального строительства в соответствии с Приложением 1 , РД 11-02-2006 .

К акту приемки ГРО должен быть приложен схематический план тротуаров и пешеходных дорожек с указанием местоположения пунктов, типов и глубины заложения закрепляющих их знаков, координат пунктов, их пикетажных значений и высотных отметок в принятой системе координат и высот.

3.4.3. Разбивку оси тротуара или пешеходной дорожки нужно производить от красных линий, существующей застройки и других постоянных сооружений. Вертикальные отметки осевых линий в профиле выносят с помощью нивелира от близлежащего репера. Проектные отметки конструктивных слоёв, с учётом коэффициента запаса на уплотнение фиксируют либо вдоль пешеходной дорожки с помощью контрольных маяков, которые устанавливают по визирам, либо на бортовом камне с помощью шнура, натертого мелом. Верх маяка должен соответствовать проектной отметке будущего слоя. При наличии люков подземных коммуникаций производят их перестановку на новую отметку.

3.4.4. От осевой линии тротуара, через 20 м замерами рулеткой в обе стороны разбивают корыто под тротуар и в полученных точках забивают колья, и между ними натягивают шпагат. Ширина корыта приниматься с учётом установки бортовых камней. На колышках по нивелиру отмечают краской высотные отметки дна корыта, песчаного подстилающего слоя, щебеночного основания и покрытия. Проектная отметка дна корыта по оси определяется по формуле:

Где - отметка верха покрытия тротуара;

Глубина корыта;

- ширина корыта;

- уклон корыта.

Поперечный уклон дна корыта должен быть равным уклону поверхности покрытия 10-15‰ и направляются к лоткам проезжих частей или к дренажам.

Важным элементом благоустройства населенных пунктов являются тротуары, правильное проектирование и постройка которых должны обеспечить удобство и безопасность пешеходного движения.

Конструкции тротуаров в различных климатических зонах мало отличаются друг от друга и их выбор определяется следующими факторами: категорией улицы, ее значением в городе и интенсивностью пешеходного движения; наличием местных материалов грунтовыми условиями; расположением тротуара по отношению к проезжей части и газону; отношением ширины тротуара и газон; нагрузкой на тротуар.

Для устройства тротуаров используют местные строительные материалы, укрепленные грунты, асфальтовые и цементные бетоны, а также цементно-бетонные, асфальтобетонные и керамические плиты, плиты из природного камня и др. В зависимости от применения материалов покрытие тротуаров может быть устроено в один или несколько слоев.

Для увеличения срока службы тротуаров их покрытия в основании укладывают на подстилающий слой песка с коэффициентом фильтрации не менее 3 м/сут и толщиной не менее 10 см. Толщина слоя песка зависит от группы грунта земляного полотна (табл. 8) и места размещения тротуаров.

Наименование грунта

Группа грунтов

Размещение тротуаров

между проезжей частью и застройкой

между газоном и застройкой

между проезжей частью и газоном

газонами

Пески пылеватые, тяжелые супеси

Суглинки легкие и тяжелые глины

Супеси пылеватые и тяжелые пылеватые, суглинки легкие и тяжелые пылеватые

Указанные в таблице толщины подстилающего слоя относятся к I-II климатическим зонам. Для III зоны значение толщины подстилающего слоя должно быть уменьшено на 5 см по сравнению с данными таблицы.

В южных районах IV-и V зон подстилающий слой, как правило, не делают. При устройстве продольного дренажа мелкого заложения и сбросе из дренирующего слоя свободной воды толщину подстилающего слоя можно уменьшить на 5 см. Для всех климатических зон при устройстве продольного дренажа наименьшая толщина подстилающего слоя должна быть не менее 10 см.

В особо неблагоприятных грунтовых условиях и. при отсутствии дренажа толщина песчаного слоя должна быть принята не менее 25 см.

Конструкцию тротуара рассчитывают на нагрузку от пешеходов и при необходимости проверяют на возможный наезд автомобилей или уборочных машин. При этом расчетное давление на колесо принимают не менее 2750 кгс/см 2 . Расчетный модуль упругости одежды тротуаров магистральных улиц принимают равным 850 кгс/см 2 , улиц местного движения 650 кгс/см 2 .

Конструкции тротуаров выполняют монолитными (из асфальтобетона, цементобетона, битумоминеральных смесей) или сборными (из бетонных плит и плит из естественного камня).

Монолитные конструкции тротуаров с асфальтобетонным покрытием выполняют на основаниях из известнякового щебня с пределом прочности при сжатии 300-500 кгс/см 2 , гравия, песчано-гравийной смеси, металлургического шлака, кирпичного щебня (боя), битумоминеральной смеси, грунта, укрепленного цементом, и др.

Асфальтобетонное покрытие тротуаров устраивают из песчаного, литого или мелкозернистого асфальта в один слой толщиной 3 см (без возможного наезда автомобиля) и до 4-5 см (при возможном наезде автомобиля).

Монолитные цементно-бетонные покрытия тротуаров выполняют из бетона марки 300 и выше толщиной 10 см на магистральных дорогах и 8 см - на дорогах местного движения.

Цементно-бетонное покрытие в зависимости от ширины тротуаров выполняют в виде одной монолитной плиты с температурными швами по расчету или в соответствии с действующими нормативными документами.

Толщину основания под асфальтобетонные покрытия устраивают по табл. 9.

Таблица 9. Толщина оснований под тротуарные покрытия из различных материалов

Материал основания

Улицы (дороги)

магистральные

местного движения

Известняковый щебень, гравий

Металлургический шлак

Кирпичный бой, дресва, песчано-гравийная смесь, ракушечник и другие местные строительные материалы

Битумоминеральная смесь

Грунт, укрепленный цементом или битумом

Цементобетон марки 300

Под монолитные цементно-бетонные покрытия тротуаров предусматривают основания из песчаных, гравийных, битумоминеральных, цементно- и битумоминеральных и других смесей и материалов.

Сборные покрытия тротуаров из бетонных плит начинают получать все большее применение.

Они обладают рядом преимуществ перед монолитными, так как имеют хороший внешний вид, могут быть изготовлены цветными, легко разобраны и восстановлены при прокладке или ремонте подземных коммуникаций.

Толщина оснований (см) под сборные тротуарные плиты из различных материалов имеет следующую величину:

Материал основания

Толщина основания

Металлургические шлаки

Песок средне- или крупнозернистый

Щебень из каменных материалов

Цементная стяжка 2-3 см на щебеночном основании 10 см

Песок, укрепленный цементом (6-15% цемента)

Бетон марки 200

Тощий бетон марки 100

битумогрунтовые

битумоминеральные

При выборе конструкций жестких бетонных покрытий городских дорог и тротуаров использованы действующие стандарты на "Плиты железобетонные для покрытий городских дорог" (ГОСТ 21924-84) "Плиты бетонные тротуарные" (ГОСТ 17608 -81).

Расчеты покрытий жесткого тина проведены на основе действующих нормативных документов и инструкций, в частности толщины монолитных и сборных цементно-бетонных тротуарных покрытий определены по величине максимального изгибающего момента, возникающего в плитах под расчетной эксплуатационной нагрузкой.

После определения максимальной величины изгибающего момента устанавливают толщину бетонных плит.

Определение изгибающих моментов произведено по методу О.Я. Шехтер и М.И. Горбунова-Посадова.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «nikanovgorod.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «nikanovgorod.ru»