Быт советских людей в 20 30 годы. Жильё в ссср. интерьер и быт. Реформирования в области образования и науки

Подписаться
Вступай в сообщество «nikanovgorod.ru»!
ВКонтакте:

Эти старые черно-белые снимки немного расскажут о том, как жили граждане молодого Советского государства в 20 - 30-е годы.

Демонстрация за коллективизацию. 1930-е годы.

Пионеры Ленинграда, поднятые по тревоге. 1937 г.

Село Вильшанка. Киевская область. Обед во время сбора урожая. 1936 г.

Товарищеский суд над симулянткой в сельхозартели "Ясная поляна", Киевская область. 1935 г.

Раскулачивание крестьян, Донецкая область, с. Удачное, 1930-ые годы.

Члены общества по совместной обработке земли перевозят кладовую раскулаченного крестьянина к общей кладовой, Донецкая область, 1930-ые годы.

Узбекистан. Строительство Большого Ферганского канала. Фотограф М.Альперт. 1939 г.

Передвижная редакция и типография газеты "Колхозник". 1930 г.

Колхозное собрание в поле. 1929 г.

Сбор мерзлой картошки, Донецкая область. 1930 г.

Работа под оркестр на строительстве Беломорканала. Фотография - "Работа с оркестром", Александр Родченко. 1933 г.

Снятые с Кремля орлы выставлены в парке им. Горького для обозрения. 1935 г.

Всесоюзный парад физкультурников на Красной площади. 1937 г.

Живая пирамида. Фотография Александра Родченко., 1936 г.

ГТО - Готов к труду и обороне. Фотография Александра Родченко. 1936 г.

Фото И. Шагина. 1936 г.

Медкомиссия. 1935 г.

Первые ясли в деревне. "Мы отпустим мать на грядку и пойдем на детплощадку". Фотография - Arkadii Shaikhet, "The First Village Creche". 1928 г.

Демонстрация, Москва, Красная Пресня. 1928 г.

Наводнение в Москве, Берсеневская набережная. 1927 г.

Наводнение в Ленинграде. Разрушенная наводнением деревянная мостовая на Невском проспекте. 1924 г.

Выброшенная на набережную барка во время наводнения в Ленинграде. 1924 г.

Площадь революции, Москва. Фото А. Шайхета

Лубянская площадь, 1930-е гг. Москва.

Торговая палатка "Махорка". Всесоюзная Сельскохозяйственная Выставка. Фото Б.Игнатовича.. 1939 г.

Очередь за керосином и бензином. 1930-е гг.

Похороны В. В. Маяковского. 1930 г.

Снятые с церквей колокола, г. Запорожье. 1930-е гг.

Первые автомобили СССР. Грузовик АМО-3 - это первый автомобиль СССР, который сошел с конвейера. 1931 г.

Москва, Зубовский бульвар, 1930-1935 гг.
ОРУД - структура в системе МВД СССР (Отдел по регулированию уличного движения). В 1961 году ОРУД и ГАИ были объединены в одну структуру.

Очередь в Мавзолей. Около 1935 г.

Новый социалистический быт в СССР

Выполнил:

Проверил:

Волгоград 2009

Введение. 3

1. Быт и жизненный уклад населения Советской России 1920-30 гг. 5

2. Культура и искусство, как модель социалистического общества. 7

3. Реформирования в области образования и науки. 8

4. Изобразительное искусство, архитектура, театр и киноискусство в 1920-30 гг. 11

Заключение. 15

Список используемой литературы.. 16

Введение

Коренной переворот в духовном развитии общества, осуществленный в СССР в 20-30-е гг. XX в., составная часть социалистических преобразований. Теория культурной революции была разработана В.И. Лениным. Культурная революция и построение нового социалистического быта направлено на изменение социального состава послереволюционной интеллигенции и на разрыв с традициями дореволюционного культурного наследия через идеологизацию культуры. На передний план выдвигалась задача создания так называемой «пролетарской культуры», основанной на марксистско-классовой идеологии, «коммунистическом воспитании», массовости культуры.

Построение нового социалистического быта предусматривало ликвидацию неграмотности, создание социалистической системы народного образования и просвещения, формирование новой, социалистической интеллигенции, перестройку быта, развитие науки, литературы, искусства под партийным контролем. В результате осуществления культурной революции СССР были достигнуты значительные успехи: по переписи 1939 г. грамотность населения стала составлять 70%; в СССР была создана первоклассная общеобразовательная школа, численность советской интеллигенции достигла 14 млн. чел; наблюдался расцвет науки и искусства. В культурном развитии СССР вышел на передовые рубежи в мире.

Отличительной особенностью советского периода истории культуры является огромная роль в ее развитии партии и государства. Партия и государство установили полный контроль над духовной жизнью общества.

В 20-30-е годы в СССР, несомненно, произошел мощный культурный сдвиг. Если социальная революция уничтожила в стране полусредневековую сословность, разделявшую общество на «народ» и «верхи», то культурные преобразования за два десятка лет двинули ее по пути преодоления цивилизационного разрыва в повседневной жизни многих десятков миллионов людей. В невообразимо короткий срок материальные возможности людей перестали быть существенным барьером между ними и по крайней мере элементарной культурой, приобщение к ней значительно меньше стало зависеть от социально-профессионального статуса людей. И по масштабу, и по темпам эти изменения и в самом деле можно считать общенародной «культурной революцией».

Существенные изменения произошли в 20-е гг. в быте населения России. Быт, как уклад повседневной жизни, нельзя рассматривать для всего населения в целом, ибо он различен у разных слоев населения. Ухудшились бытовые условия высших слоев российского общества, занимавших до революции лучшие квартиры, потреблявших качественные продукты питания, пользовавшихся достижениями образования и здравоохранения. Был введен строго классовый принцип распределения материальных и духовных ценностей и представители высших слоев лишались своих привилегий. Правда, Советская власть поддерживала нужных ей представителей старой интеллигенции через систему пайков, комиссию по улучшению быта ученых и т.п.

В годы нэпа зарождались новые слои, которые жили зажиточно. Это так называемые нэпманы или новая буржуазия, уклад жизни которых определялся толщиной их кошелька. Им было предоставлено право тратить деньги в ресторанах и других развлекательных учреждениях. К этим слоям можно отнести и партийную, и государственную номенклатуру, доходы которой зависели от того, как они исполняли свои обязанности. Серьезно изменился уклад жизни рабочего класса. Именно ему предстояло занять ведущее место в обществе и пользоваться всеми благами. От Советской власти он получил права на бесплатное образование и медицинское обслуживание, государство постоянно повышало ему заработную плату, обеспечивало социальное страхование и пенсионное содержание, через рабфаки поддерживало его стремление к получению высшего образования. В 20-е гг. государство регулярно проводило обследование бюджетов рабочих семей и следило за их наполняемостью. Однако часто слова расходились с делами, материальные трудности ударяли прежде всего по рабочим, чьи доходы зависели только от размеров заработной платы, массовая безработица в годы нэпа, низкий культурный уровень не позволяли рабочим серьезно улучшить свои бытовые условия. Кроме того, на быте рабочих сказывались многочисленные эксперименты по насаждению «социалистических ценностей», трудовые коммуны, «общие котлы», общежития.

Крестьянский быт в годы нэпа изменился незначительно. Патриархальные отношения в семье, общий труд в поле от зари до зари, желание приумножить свое достояние характеризовали уклад основной массы российского крестьянства. Оно стало более зажиточным, у него развивалось чувство хозяина. Маломощное крестьянство объединялось в коммуны и колхозы, налаживало коллективный труд. Крестьянство больше всего волновало положение церкви в Советском государстве, ибо с ней оно связывало свое будущее. Политика Советского государства в отношении церкви в 20-е гг. не была постоянной. В начале 20-х гг. на церковь обрушились репрессии, изымались церковные ценности под предлогом необходимости борьбы с голодом. Затем в самой православной церкви произошел раскол по вопросу об отношении к Советской власти и группа священников образовала «живую церковь», отменила патриаршество и выступила за обновление церкви. При митрополите Сергии церковь встала на службу Советской власти. Государство поощряло эти новые явления в жизни церкви, продолжало проведение репрессий против сторонников сохранения старых порядков в церкви. В то же время оно проводило активную антирелигиозную пропаганду, создало разветвленную сеть обществ и периодических изданий антирелигиозного толка, внедряло в быт советских людей социалистические праздники в противовес религиозным, даже пошло на изменение сроков рабочей недели, чтобы выходные дни не совпадали с воскресеньями и религиозными праздниками.

2. Культура и искусство, как модель социалистического общества

В начале ХХ века В.И. Лениным были сформулированы важнейшие принципы отношения Коммунистической партии к творческой деятельности, которые легли в основу культурной политики Советского государства. В работе “Партийная организация и партийная литература” (1905 г) В.И. Ленин утверждает, что несостоятельным является стремление некоторых творческих людей быть “вне” и “над” классовой борьбой, поскольку “…жить в обществе и быть свободными от общества нельзя”. Классовой подход к культуре - определяющий принцип коммунистов к культурному наследию и происходящим культурным процессам. Основной целью культуры, по мнению В.И. Ленина, является не служение “…пресыщенной героине, не скучающим и страдающим от ожирения “верхним десяти тысячам”, а миллионам и десяткам миллионов трудящихся, которые составляют цвет страны, ее силу, ее “будущность”. Таким образом, культура и, в частности, такая ее сфера как искусство, должны стать “частью общепролетарского дела”, выражать интересы этого класса.

В марксистской концепции содержалась мысль о взаимосвязи всемирно-исторической миссии пролетариата с перспективами развития культуры: в какой степени пролетариат как революционный класс выразит интересы общества в целом, усвоит, переработает, разовьет “…все, что было ценного в более чем двухтысячелетнем развитии человеческой мысли и культуры”, в такой мере зависит ее развитие. Отсюда следует вывод, что гуманистической, в полном смысле этого слова, становится та культура, которая порождена классом, борющимся за свое освобождение. “Класс, совершающий революцию, - писал В.И. Ленин, - уже по одному тому, что он противостоит другому классу, с самого начала выступает как класс и как представитель всего общества”.

Вместе с тем Ленин обращал внимание на следующее крайне важное обстоятельство: “С точки зрения основных идей марксизма интересы общественного развития выше интересов пролетариата, интересы всего рабочего движения в целом выше интересов отдельного слоя рабочих или отдельных моментов движения”.

Серьезной задачей культурной революции провозглашалось приобщение народа к культурным ценностям, изменение его сознания, перевоспитание самого человека. “Раньше, - говорил В.И. Ленин, - весь человеческий ум, весь его гений творил только для того, чтобы дать одним все блага техники и культуры, а других лишить самого необходимого - просвещения и развития. Теперь все чудеса техники, все завоевания культуры станут общенародным достоянием, и отныне никогда человеческий ум и гений не будут обращены в средства насилия, в средства эксплуатации…”.

Государство взяло на себя финансирование всех отраслей культуры: образование, материально-техническое обеспечение, все виды искусства, установив строжайшую цензуру над литературой, театром, кинематографом, учебными заведениями и т.п. Была создана стройная система идеологической обработки населения. Средства массовой информации, оказавшись под жесточайшим контролем партии и государства, наряду с достоверной информацией использовали прием манипулирования сознанием населения. Внушалась народу мысль о том, что страна представляет осажденную крепость, и право находиться в этой крепости имеет лишь тот, кто ее защищает. Постоянный поиск врагов становится отличительной чертой деятельности партии и государства.

3. Реформирования в области образования и науки

В рассматриваемый период культурная жизнь страны развивалась весьма неоднозначно. Вместе с тем, во многих областях культурного развития были достигнуты значительные успехи. К таковым прежде всего относится сфера образования.

Оригинал взят у mgsupgs в Быт советского студента 20-х годов.

В 1920-е гг. XX в. закладывался фундамент построения нового советского общества, в котором одной из наиболее активных страт априори должна была стать студенческая молодежь.Необходимость в кратчайшие сроки восстановить народное хозяйство страны вызывала потребность в увеличении количества специалистов, но с условием их полной лояльности к новому политическому режиму.Именно пролетарское студенчество, прежде всего, в том состоянии высшей школы воспринималось советской властью в качестве своей опоры. Студенческая молодежь должна была принимать активное участие в преобразованиях, проводимых государственными органами в вузах.

Поэтому власть обязана была обеспечить бытовые условия и материальное положение формирующегося советского студенчества. А отслеживание ситуации было одной из основных тем молодежных изданий на протяжении 1920-1930-х гг. Само же количество студентов после Октябрьской революции в советской России резко увеличилось. Если в 1914 г. в государственных и частных учебных заведениях империи обучалось около 90 тыс. студентов, то в 1918/19 уч. г. в советских российских вузах их было 110 тыс., в 1919/20 уч. г. - 170 тыс., в 1920/21 уч. г. - 200 тыс. .

К началу же 1930-х. гг. - и вовсе 358 тыс. студентов . Увеличению количества студентов в вузах способствовал декрет СНК РСФСР от 2 августа 1918 г. «О правилах приема в высшие учебные заведения», декларировавший преимущественное право рабочих и беднейших крестьян на высшее образование. Были отменены образовательный ценз при приеме и прежняя система дипломов. В связи с военным положением осенью 1918 г. прием студентов был неограничен во времени .

Несмотря на то что рост числа студентов происходил за счет увеличения числа вузов, все же они оказывались переполненными. Например, если в Петроградском университете в 1914 г. было 8 тыс. студентов, то в 1924 г. - уже 11,5 тыс. Схожая картина наблюдалась и в других университетах и институтах: в Томском университете в 1914 г. - 1,5 тыс., а в 1924 г. - почти 2,2 тыс., в МВТУ - 2,4 тыс. и 3,5 тыс., в Московском институте путей сообщения - 0,55 тыс. и 1,4 тыс. соответственно .

Резкое увеличение количества студентов серьезно обострило жилищную проблему и вопросы материального обеспечения. Много лиц, командировавшихся на учебу из провинции, а также неспособность вузов Москвы и Петро­града принять всех желающих заставило ЦК РКП(б) запретить обкомам направлять в Москву на учебу партийцев. Командирование осуществлялось только с разрешения отдела агит­пропаганды ЦК РКП(б), а ходатайство должно было быть подробно мотивировано .

Даже к началу 1930-х гг. жилищный вопрос оставался крайне сложным. Например, в 1929/30 уч. г. вузы Москвы приняли 6 тыс. студентов, 75 % из которых нуждались в жил­площади. Однако только 2 тыс. студентов могли быть размещены в общежитиях. В связи с этим Московский отдел народного образования (МОНО) решил принимать в московские техникумы граждан, проживавших в Москве и Московской области, а освободившиеся места в общежитиях передать студентам вузов. Кроме этого, уже с середины 1920-х гг. МОНО практиковал устройство общежитий для студентов на своих подмосковных дачах. Также для размещения студентов использовались подвалы, чердаки, пустые фабричные корпуса и т. д. .

Не лучше ситуация была и в провинции: например, в Саратовском университете на 670 принятых студентов предоставлялось только 40 свободных мест в общежитии .

Однако студенту не только сложно было получить место для проживания. «Счастливчикам» сложно было приспособиться к условиям, которыми располагали вузовские общежития.

Их описывает периодическая печать. Так, в статье, посвященной изучению бытовых условий в Самарском сельскохозяйственном институте, указывалось, что 80 % студентов не имели отдельной комнаты, а 82 % из проживавших не располагали даже простыми удобствами (мебель, постель). Лишь 15 % проживавших были обеспечены одеждой и обувью, 50 % жили почти при полном отсутствии каких-либо гигиенических условий .

Жилищные условия студенчества Москвы и Ленинграда также были далеки от элементарно приемлемых. Ряд интересных фактов приводится в статье о Ленинградском кораблестроительном институте. Этот институт был организован на базе кораблестроительного факультета Ленинградского политехнического института и подлежал выселению с территории Политехнического института. В связи с этим Союзверфь пообещала предоставить своему втузу помещение для аудиторий и общежитие.

Несколько раз администрация втуза находила необходимое помещение, но всякий раз чиновники этой организации отказывались выделять необходимые средства. Наконец, Союзверфь сообщила институту, что ему предоставляется четвертый этаж здания ФЗУ Балтзавода. Администрация втуза поехала принимать помещение, но оказалось, что здание имеет всего три этажа, а четвертый только в перспективе будет надстраиваться .

И подобные «игры» первых советских чиновников были не редкостью. В публикации, повествующей о только что построенном общежитии одного из московских институтов, находим: «…штукатурка облупилась, в комнатах густой запах сырости, новые полы необходимо перестилать, из 48 комнат, по заключению врача, непригодными для жилья являются 28. Нет ни уборных, ни умывальников» .

Другой автор рассказывает о ситуации в общежитии ВХУТЕИН: «…в комнатах нас помещается человек по 15, хотя должно быть в два раза меньше. Первое время не хватало на всех коек и матрацев, спали на полу, простужались. Ночью жизнь в комнатах продолжают наши нелегальные жильцы - крысы. Пищат, лазят всюду, грызут, портят вещи, одним словом хозяйничают на все лады, как будто знают, что изживать их вовсе не собираются» .

Положение необходимо было исправлять. С августа 1928 г. начали отпускаться средства на ремонт старых и строительство новых общежитий. Так, СНК РСФСР выделил 443 тыс. руб. на ремонт старых общежитий и 50 тыс. - для обеспечения жильем студентов только нового приема . И все же средств, выделяемых из бюджета, было недостаточно.

Одной из мер правительства стала организация коммун. Однако сразу возникли сложности: членские взносы и выплаты вначале не регулировались и взимались бесконтрольно, что приводило к отказу студентов их уплачивать. Один из студентов Томского рабфака заявил: «У меня нет пальто, а они грабят, заем индустриализации выпускают и навязывают его всякому» .

Подобные возмущения жестко пресекались - «несознательность» приравнивалась к оппортунизму и антисоветской пропаганде. Для снижения социальной напряженности Центральное Бюро студенчества установило четкую шкалу взимания членских взносов: 8-10 % от заработка студента и членов его семьи с расчетом по прогрессивной шкале . Но и это вызывало недовольство и сокрытие доходов: «Зачем мне работать на других, ведь плата увеличится и мне ничего не останется» .

В сущности, коммуна не могла решить проблемы студенческого быта. Вот один из примеров: «Коммуна на проспекте Добролюбова отличается не только антисанитарными условиями, но и отношением между коммунарами отчетливо воскрешает отвратительный мещан­ский быт дореволюционных “меблирашек”. Грязь повсюду на лестницах, в коридорах, в уборных, больше всего на кухне, где работа производится без спецодежды, где посуда вытирается грязными тряпками» .

Были и примеры показательно-образцовых коммун, где все приближалось к идеалу. Однако общая культура первых поколений советского студенчества не позволяла наладить сносные условия их проживания в «очагах образования и науки».

Нельзя обойти в контексте данных примеров и рассуждений вопрос о финансово-материальном положении студенчества. Основным источником дохода для студента являлась стипендия. Она должна была гарантировать студенту определенный материальный достаток.

В первые годы советской власти в условиях острого финансового кризиса стипендии зачастую заменяли продпайком. Однако им обеспечивались далеко не все студенты, имевшие «пролетарское» происхождение. Иным же, «непролетарским» студентам, пайки и стипендии и вовсе не полагались. Более того, они были обязаны платить за обучение.

Ситуация начала меняться к середине 1920-х гг., когда уже около 75 % пролетарского студенчества по стране имело стипендии. Но их размер был недостаточным для покрытия даже минимума расходов. Средняя стипендия равнялась 20 руб. для столиц и рабочих центров и 15 руб. - для провинции. По расчетам журнала «Красное студенчество», московскому студенту для самого скромного существования было необходимо около 40 руб. (на 1925 г.) .

Из опросов выяснилось, что процент живших только на стипендию незначителен. Большинство имело дополнительные источники финансирования: помощь родственников, случайные заработки . Существовал интересный способ получения дополнительного заработка. Студенты заключали письменные договоры с «нэпманом», по условиям которого он ежемесячно выплачивал, до окончания вуза, студенту 25 руб. По окончании вуза студент обязывался выплачивать всю сумму в двойном размере и плюс 8 % годовых .

Кроме государственных стипендий существовали и хозяйственные. Чтобы получать стипендию от какого-либо хозоргана, необходимо было явиться к его руководителям или, что практиковалось гораздо чаще, обратиться к ним через общих знакомых с просьбой предоставить стипендию, обещая после окончания вуза пойти в данную организацию работать. Размер стипендии устанавливался по соглашению сторон, подписывался договор. На деле его условия не выполнялись: предприятие могло лишить студента стипендии, а студент мог заключить подобный договор с другим предприятием, предлагавшим ему лучшие условия.

Обратим внимание также на повседневную жизнь студенчества, как то: на их распорядок дня, отдых и развлечения, интимные взаимоотношения, психологическое состояние. Согласно опросам и исследованиям различных организаций, к середине 1920-х гг. бюджет времени выглядел следующим образом: на учебу студент тратил 45 %, на общественную работу - 5,5 %, на самообслуживание - 14 %, на сон, отдых и развлечения - 35,5 % .

Интерес вызывает время, которое студент отводил на отдых и развлечения. Где и как он проводил свое свободное время? Театры, кино, концерты, выставки, как свидетельствовали соцопросы, посещало около 18 - 20 % студентов .

И это с учетом того, что приобщение к культурным ценностям требовало определенной материальной обеспеченности, а лишних денег у студентов не было. Досуг организовывали различными способами: устраивали вечера, создавали кружки по интересам и т. д. Однако и здесь не все было так просто. Студенческие вечера иногда представляли собой причудливую смесь «пролетарской» и «буржуазной» культур. Например, журнал «Красное студенчество» так описывает вечер в городе Тула. За несколько дней до мероприятия на улицах города были вывешены афиши: «Госдрамтеатр. 5-го января грандиозный вечер пролетарского студенчества. Концерт-бал. Танцы до утра». Молодежь не осталась равнодушной, и ее ожидания в полной мере оправдались: «Первым номером был балет, голая женщина сделала несколько колен и скрылась, после этого появилась фигура, напоминающая бездарного клоуна, потом пели песни, потом балет. Вслед за этим начался американский аукцион, акционировались шоколад, конфеты и коньяк. После этого начались танцы, делающие эскимосскую кровь цыганской» .

Не менее характерен пример вечеринки в ветеринарном институте: «Группа мещански настроенной молодежи “разлагается”. Танцульки с полуобнаженными женщинами, пьянки, разврат. Студентка первого курса Попова, оснащенная, как дикарка, браслетом, серьгами и брошкой. Студенты целуют ей ручки, ухаживают по всем правилам буржуазного этикета» .

Сложно разрешимой в студенческой жизни была проблема алкоголизма. Например, как писалось в «Красном студенчестве», студент Московского пединститута комсомолец Шумкин три месяца учебы систематически пьянствовал, но все ему сходило с рук. Студент же Никифоров, который последовал его примеру, тут же был подобран на улице милицией.

Причин, вызывавших у студентов тягу к спиртному, можно назвать множество. Наиболее серьезной для большинства студентов была материальная необеспеченность и от этого ощущение безысходности. Для исправления ситуации создавались суды общественности, но нередко они лишь усугубляли эту безысходность. Так, студент владимирского рабфака, не дождавшись общественного суда, повесился. Оценка трагедии в периодической печати была крайне жесткой: «Этот факт не так страшен. Безвольные люди не могут рассчитываться за собственные поступки. Сил не хватает. Но дело идет дальше» .

Не оставалась без общественного внимания и сексуальная жизнь студентов. Примечательно название статьи, которую прислал в редакцию журнала «Красное студенчество» студент провинциального сельскохозяйственного института: «Половой вопрос у студенчества в связи с переходом на новые методы преподавания в вузах».

Статья была написана с пафосом и пропагандировала воздержание. Но жизнь диктовала свои правила поведения в интимной сфере. По данным анонимного анкетирования, из 126 студентов Самарского сельскохозяйственного института воздерживаются от половых отношений 82 чел. Досужие социологи докапывались даже до причин воздержания: а) неимение объекта - 32 чел.; б) неимение потребностей - 19 чел.; в) боязнь заболевания - 12 чел.; г) боязнь обязательств - 4 чел. Некоторые создавали семьи или же прибегали к услугам проституток .

Разумеется, на отдельных примерах сложно воспринять общее положение дел. Однако подобных примеров, которыми наполнены и официальные документы, и страницы совет­ской прессы, множество. А это и дает возможность для обобщений. Хотя выяснить психологическое состояние студенчества в 1920-х - начале 1930-х гг. является сложной задачей, так как источниковая база по этому вопросу все же недостаточна. Тем не менее, основываясь на данных комиссии по изучению быта студенчества, можно назвать господствующие настроение студентов.

Из заключения комиссии следовало, что оно у большинства студентов являлось переменчивым - 45 %, ровным - 16 %, спокойным - 13 %, угнетенным - 10 %, пассивным - 7 %, переживающих подъем - 7 % . Был также подвергнут анализу характер поведения студентов: веселое - 20 %, общительное - 42 %, молчаливое - 20 %, угрюмое - 18 %. Но только 7 % студентов выразило свое недовольство условиями жизни, хотя 20 % из них пытались покончить с собой . И не только по причине пьянства.

Отношение к попыткам самоубийства в периодической печати было двояким. Во-первых, авторы некоторых публикаций (достаточно редко) стремились разобраться в обстоятельствах, ведших к попытке самоубийства. Например, «…студент Павлов мобилизован на ликвидацию прорыва. В коммуне остались больная жена и двое ребятишек. После отъезда Павлова, сначала один, затем другой, заболели ребята. В комнате, нетопленной четыре дня, под плач больных детей мучилась в припадке аппендицита Павлова. Никто из соседок не пришел ей на помощь. Револьвер дал осечку. Самоубийство не удалось. Павлова осталась жива. И это в коммуне, где сорок квартир и где проживают сорок семейств» .

Второй подход как бы отражал жестокость времени революционных переустройств, в том числе и человеческих взаимоотношений: «…когда суровая действительность нарушает мелкобуржуазную идиллию белоручек, они трусливо убегают с общего поля борьбы, прибегая к самоубийству <…> Хныкающие и пессимисты - живые мертвецы, кандидаты в самоубийцы - враги социализма» .

Таким образом, изучение основных аспектов жизни студенческой молодежи показывает, что в 1920-е - начале 1930-х гг. у подавляющей части студенчества отсутствовали нормальные бытовые условия для организации быта и учебы. Такое положение дел явилось причиной возникновения серьезных межличностных и внутриличностных конфликтов.

Хотя студенчество стремилось улучшить свой быт (организацией коммун, коллективного отдыха и т. д.), но эти попытки не могли кардинально изменить общее положение. Финансово-экономиче­ская помощь со стороны советского государства никак не могла удовлетворить запросы стремительно растущего пролетарского студенчества, его возрастающие культурные и бытовые потребности.
Литература:

1. Красная молодежь. 1924. № 1.
2. Красное студенчество. 1928. № 28.
3. Сборник декретов и постановлений рабочего и крестьянского правительства по народному образованию. Вып. 1. М., 1919.
4. Красное студенчество. 1924. № 1.
5. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 17. Оп. 60. Д. 60.
6. Красное студенчество. 1929. № 1.
7. Красное студенчество. 1928. № 1.
8. Красное студенчество. 1925. № 5.
9. Красное студенчество. 1931. № 12.
10. Красное студенчество. 1929. № 25.
11. Красное студенчество. 1929. № 8.
12. Красное студенчество. 1930. № 27.
13. Красное студенчество. 1931. № 19.
14. Красное студенчество. 1930. № 15.
15. Красное студенчество. 1925. № 6-7.
16. Красный студент. 1925. № 1.
17. Красное студенчество. 1925. № 6-7.
18. Студент пролетарий. 1924. № 6-7.
19. Красное студенчество. 1931. № 16.
20. Красное студенчество. 1931. № 6.

Представления о смысле жизни формировались властью при помощи идеологических институтов и средств массовой информации. Эти представления первоначально зеркально отража­ли политические и идеологические лозунги партии и государства. В предвоенные годы - установку любой ценой построить социализм; в годы войны - разгромить ненавистного врага; в первые послевоенные годы - восстановить разрушенную экономику; с начала 60-х гг. - в течение ближайших двадцати лет построить коммунизм. Уже перед войной был сделан вывод о построении в СССР социалистического общества, а нехватка элементарных товаров и услуг объяснялась внешней угрозой.

По мере нарастания экономических трудностей и раз­рыва между обещаниями властей и реалиями жизни вера людей в возможность достижения коммунистической перспективы сменилась скептицизмом. К середине 70-х гг., согласно данным социологических опросов, почти 70% взрослого населения видело смысл жизни в достижении не столько идеологических, сколько сугубо жизненных целей - получении детьми полноценного образования, их хорошего трудоустройства и т. п.

Кратковременные перемены в эти настроения внесла перестройка. С ее началом оживились надежды значительной части населения на «обновление социализма». Однако неспособность высшего руководства добиться реальных перемен в жизни людей к лучшему привела к формированию устойчиво негативного отношения населения к коммунистической идеологии, поиску смысла жиз­ни в непривычных ценностях и прежде всего в стремлении больше заработать.

Атеизм и религиозность

Несмотря на насильственное внедрение атеизма и официальные гонения властей на церковь, религиозные настроения в советском обществе были традиционно весьма распространены. Они еще более усилились в годы войны, когда человек в экстремальной ситуации обращался с мольбой о помощи и поддержке не к власти, а к Богу, а партийно-государственное руководство активно использовало авторитет и поддержку духо­венства различных конфессий в организации отпора врагу. Порой казалось, что и высшие лица страны обратились в самые трудные дни войны к вере отцов. Очевидцы рассказывают о том, как по приказу Сталина в самые сложные дни обороны Москвы осенью 1941 г. самолет с иконой Тихвинской Божией Матери совершил облет Москвы с целью не допустить падения столицы.

Заключенный в годы войны «конкордат» власти и церкви сохранялся не только до самой смерти Сталина, но практически до конца 50-х гг. С постановкой перехода к «развернутому коммунистическому строительству» власти начали новый этап борьбы с «религиозными пережитками», вновь начав разрушение церквей и установив партийно-государственный контроль над конфессиями. Верующие были вынуждены скрывать свои религиозные чувства и отправление обрядов.

По мере нарастания кризисных явлений в коммунистической идеологии, неспособной объяснить новые условия жизни, интерес людей к религии вновь возрос и приобрел открытые формы.

К концу же перестройки в условиях глубокого кризиса официальной идеологии религиозность населения страны стала впервые за все послереволюционные годы носить массовый характер. По данным опросов, о своей принадлежности к различным конфессиям заявляли в 1991 г. почти 75% опрошенных.

Наше продвижение к коммунизму предполагает освобождение сознания от религиозных предрассудков и суеверий, которые все еще мешают отдельным советским людям полностью проявить свои творческие силы. Нам нужна такая система научно-атеистического воспитания, которая охватывала бы все слои и группы населения, предотвращала распространение религиозных воззрений, особенно среди детей и подростков.

Изменение общекультурного и образовательного уровня

Завершение построения экономических основ индустриального общества в СССР потребовало и нового уровня об­разования и культуры населения. 60-70-е годы стали периодом перехода к всеобщему среднему образованию. В результате к середине 80-х гг. среднее образование (полное и незаконченное) имели уже почти 94% молодежи. Правда, качественные показатели были иногда еще далеко не лучшими, а сама реализация этого курса напоминала шумные идеологические кампании 20-30-х гг. Заметно выросло и мастерство учительских кадров: удельный вес учителей, закончивших педагогические институты и университеты, вырос с 14% в 1952 г. до 74% в 1982 г.

Несмотря на определенную идеологизацию, содержание школьного образования позволяло достигать высокого уровня знаний у учащихся.

Изменился и уровень общекультурной подготовки. По данным официальной статистики, каждый взрослый городской житель по нескольку раз в год посещал театры, музеи, выставки. Важнейшим и самым массовым видом культурного досуга стало посещение кинотеатров, однако в условиях закрытости советского общества от остального мира интерес зрителей привлекали главным образом зарубежные фильмы.

Традиционная ставка властей на развитие массовых и военно-прикладных видов спорта неизбежно вела к поддержанию значительного интереса болельщиков и зрителей к таким его видам, как футбол, а позже хоккей, фигурное катание и др.

Доступность цен на зрелищные мероприятия (билет в кинотеатр стоил 25 копеек, а в театр - от 50 копеек) давала возможность их массового посещения и даже вела к дефициту билетов на популярные постановки. Ежегодно зрителями театральных спектаклей становилось несколько миллионов человек.

В 70-80-е гг. одним из наиболее популярных жанров культуры стала эстрада. Концерты советских и зарубежных исполнителей (преимущественно из стран социалистического содружества), как правило, собирали полные залы.

Одним из важнейших завоеваний советской системы стала именно массовость культурных мероприятий и доступность учреждений культуры простому человеку.

Семья

Значительные изменения в послевоенные годы претерпела советская семья. Гибель на фронтах войны миллионов мужчин привела к значительному росту числа неполных семей. Даже в начале 80-х гг. демографические последствия войны продолжали сказываться: на 100 мужчин в это время по статистике приходилось 115 женщин.

Не способствовали прочности советских семей и материальные условия жизни (отсутствие нормальных жилищных условий, достаточной заработной платы, необходимого ассортимента товаров и услуг в системе торговли и бытового обслуживания, элементарной бытовой техники и т. п.). В результате всего за неполных двадцать лет число разводов на каждую тысячу браков выросло втрое (в 1963 г. один развод приходился на девять браков, а в 1981 г. - на три).

Одной из самых острых проблем советской семьи стало пьянство. По официальным данным, в начале 80-х гг. до 10% доходов семей тратилось на покупку спиртного (а в селах этот показатель превышал третью часть семейного бюджета). Уже в начале 70-х гг. доходы государства от торговли спиртным составили 19 млрд рублей, что превышало все его расходы на здравоохранение и социальное обеспечение.

Все это вело к сокращению рождаемости и росту смертности. В СССР начала 80-х гг. она превышала аналогичный показатель США ровно вдвое (на 1000 человек здесь приходилось 10,2 умерших, а в Америке - 5,68).

Только за 1970-1975 гг. детская смертность в СССР выросла на треть.

Выход из создавшегося положения власти видели не в укреплении материально-бытовых условий жизни советской семьи, а в «повышении роли партийных организаций» в сфере быта и досуга граждан, попытках поставить под партийный контроль даже вопросы личной жизни: разводы и другие стороны личной жизни коммунистов стали обсуждаться на партийных бюро.

Перемены в повседневном быте

Повседневный быт советского человека за послевоенные годы претерпел серьезные изменения.

В первые послевоенные годы решение жилищной проблемы (особенно в разрушенных районах европейской части страны) проходило путем предоставления места в землянках, вагончиках и в лучшем случае - в коммунальной квартире. Однако с середины 50-х гг. был взят курс на масштабное жилищное строительство, что дало возможность в короткий срок (лишь за 1958-1964 гг.) увеличить жилой фонд страны на 40%. Значительно обновилось и качество жилья - новоселам предоставляли преимущественно отдельные квартиры. Эта тенденция, несмотря на некоторое снижение валовых показателей, сохранилась и в последующие годы.

Вместе с тем принижение роли материальных стимулов к труду на селе, подрыв приусадебного хозяйства колхозников привели уже в начале 60-х гг. к перебоям в снабжении населения продуктами питания. В последующие годы, несмотря на принятые меры, перемен к лучшему не отмечалось. Дефицит продуктов питания стал хроническим. Закупки их за границей могли обеспечить потребности лишь Москвы, Ленинграда и столиц союзных республик, куда устремились в поисках колбасы, масла, мяса миллионы жителей других регионов.

Неразвитость легкой промышленности вела к аналогичному положению дел с товарами повседневного спроса. В условиях тотального дефицита расцвели злоупотребления в сфере торговли.

Начало демонтажа планово-директивной экономики в годы перестройки и перехода на новую систему хозяйствования привело к обвальному нарушению снабжения населения товарами первой необходимости. В регионах (включая Москву) начала вводиться карточная система, отмененная в первые послевоенные годы.

Тем не менее, согласно официальной статистике, к концу 80-х гг. практически в каждой семье был не только минимальный набор мебели, но также телевизор, стиральная машина и холодильник отечественного производства.

Таким образом, завершение построения в СССР экономических основ индустриального общества сопровождалось ростом образовательного и общекультурного уровня населения страны. Вместе с тем общий кризис советской общественной системы нашел проявление в кризисе официальной идеологии, изменении представления советских людей о жизни, переменах в советской семье.

Цели урока: в ходе урока помочь ученикам глубже понять эпоху 60-х годов на основе повторения изученного в теме и самостоятельного подбора фактического материала по отдельным годам периода и его творческого осмысления. Сформировать у школьников многоплановый стилевой образ 60-х годов, познакомить их с веяниями моды, жилищно - бытовой повседневной жизнью, досугом и отдыхом людей в СССР.

Опережающее задание:

  • Взять интервью у своих родственников, живших в 60-х годах, в домашних архивах найти фотографии, журналы мод, магнитофонные записи, виниловые пластинки тех лет.
  • Разбивка учащихся на группы.

Оборудование: презентация, таблица, СМИ, фотографии, фрагменты фильмов, магнитафонных записей, журналы, денежные банкноты образца 1961 года.

Ход урока

Во время ответа учащиеся используют фотографии, журналы, записи воспоминаний своих родственников.

I группа: Дома.

Проблемные вопросы: Как была обустроена жизнь людей в коммунальной квартире? В чем состояла жилищная проблема в конце 50-х годов? Кто стал инициатором решения жилищной проблемы? Почему был выбран именно такой вариант застройки? В чем были недостатки такого жилья? Какие изменения произошли в жизни людей с началом осуществления жилищной программы?

Вариант ответа учащихся: Коммунальная квартира. В ней живут несколько семей. Коридор это ничейная территория, и поэтому из недр девяти комнат исторгнуто все то, что может мешать и действительно мешает в квартире. К потолку подвешен велосипед. На стене старый абажур и проволочная клетка, над головой детская ванночка и жестяное корыто для стирки белья, а на полу два сундука и старая детская кроватка. Вся остальная площадь занята индивидуальными семейными вешалками с тряпичным старьем. Тусклые засиженные мухами лампочки в недосягаемой высоте. И еще моль - царица коммунальной квартиры. Новые веяния Величественная программа строительства коммунизма предусматривает ускоренное развитие народного хозяйства в СССР. Миллионы советских граждан получают квартиры во вновь отстраиваемых домах.

II группа: Быт.

Проблемные вопросы: Какие новые предметы появились в быту в 60-е годы? Какие выводы о жизни людей можно сделать? Почему советским гражданам приходилось испытывать постоянный дефицит товаров народного потребления? Какие изменения произошли в психологии людей в связи с постепенным ростом уровня жизни?

Вариант ответа учащихся: Бытовых приборов и машин промышленность выпускает приборы и машины, предназначенные для использования в быту, облегчения и сокращения домашнего труда, создания бытовых удобств. В СССР создана и постоянно расширяется индустрия бытовых приборов и машин. Налажено массовое производство швейных машин, различного рода электроприборов. С середины 60-х гг. создаются специализированные предприятия домашних холодильников, стиральных машин и других бытовых приборов. Их производством заняты также цехи крупных машиностроительных и приборостроительных заводов.

III группа: Мода.

Проблемные вопросы: В 60-е годы велись жаркие споры о моде, что для предыдущего времени было нехарактерно. Почему модная тема стала актуальной? Какие новые силуэты появляются в одежде 60-х годов? Какое влияние на советскую моду оказывала мода на Западе? Какой образ советской женщины предстает перед нами? Почему использование косметики породило такие споры? Каково было отношение общества к женщинам, использующим яркий макияж?

Вариант ответа учащихся: Актуальные модные направления можно было найти в журналах "Работница" и "Крестьянка" на последней странице обложки. Здесь необходимо уточнить: "моды с самого начала оказались вовлечены в два совершенно разных пространства - в пространство домашнего хозяйства и семейной жизни и в пространство светское. В первом - моды соседствуют с шитьем, вышиванием, рукоделием и даже мебелью.

Советский канон моды как минимум до середины 60-х базировался на двух основных понятиях: "просто" и "скромно", которые вместе составляли базу советского канона красоты.

Большое внимание уделяли прическам. К середине 60-х в некоторых парикмахерских существовал столик с надписью "Консультант", где можно было получить совет по выбору прически, с учетом особенностей лица, формы головы, а также рекомендации по уходу за волосами.

В большинстве случаев обладательница длинных волос - девочка или совсем молодая девушка. Поскольку девочка-школьница ещё не являлась совершеннолетней, чтобы самостоятельно выбирать прическу, в основном носила косу по старинке, по настоянию матери. Короткие волосы являлись окном во взрослый мир, воплощали собой самостоятельность, решительность и жизненную активность в противовес длинным волосам, которые олицетворяют зависимость от близких, привязанность к матери, подчиненность в семейных отношениях, некая патриархальность. Короткая стрижка всегда молодит женщину. Журнал "Работница" начала 60-х предлагает всевозможные варианты модных коротких причесок, укладки и ухода за волосами.

Тенденции советской моды. Резко подведенные глаза, накрашенные брови и ресницы, резкий яркий цвет помады - все это создает вульгарное лицо, строгое черное платье с ниткой жемчуга свидетельствует о большом вкусе их обладательницы. Женщины после тридцати пяти лучше не надевать пышные и короткие юбки и не обтягивать талию. Женщинам не рекомендуется надевать брюки на работу, улицу или в кино. Платья без рукавов лучше не надевать, должен быть хотя бы короткий рукав, "осиная талия" - не критерий красоты. Не следует сильно затягиваться, в театр летом полагается надевать "пыльник" - легкий плащ: Как относиться к западной моде? Разумная оценка и понимание течений зарубежной моды помогут избежать двух прямо противоположных, но одинаково ошибочных тенденций: полного отрицания зарубежного опыта и слепого копирования буржуазной моды.

IV группа: Досуг.

Проблемные вопросы: На экранах страны в это время вышли фильмы "Кавказская пленница", "Бриллиантовая рука". Чем отличалось кино 60-х от фильмов более раннего периода? Устарели эти фильмы для нашего времени? Что нового появилось в литературной жизни страны? Как это было связано с политическими процессами, происходящими в нашей стране? Модными танцами были "рок-н-ролл" и "твист". Видели ли вы когда-нибудь их исполнение? Почему их называют скандальными? Какие увлечения были характерны для того времени? Кому пытались подражать ваши бабушки? Какие темы звучат в популярных песнях тех лет? Какое настроение они вызывают?

Вариант ответа учащихся: После тяжелого трудового дня, бесконечно текущих серых будней, каждый человек стремится заполнить разнообразными занятиями свое свободное время. Каждый находит их себе по душе.

Кино. Этот вид досуга пользовался большой популярностью. В начале 60-х годов появляются молодежные кафе . Там нет тяжелых бархатных занавесок и там можно послушать музыку, потанцевать, а в иных и посмотреть картины молодых художников.

Литература. К 1965 году в каждой семье есть своя, пускай небольшая, но библиотека, поскольку любой человек должен был идти в ногу с современностью, много знать и уметь поддержать беседу о прочитанном. Тысячи людей, и, прежде всего молодежь, были захвачены этой новой поэтической волной.

В 60-х годах мало ещё кто мог позволить себе иметь собственный автомобиль . Он пока является знаком определенного статуса, а не средством передвижения. Рядовой работник получал к концу 60-х годов 130-150 рублей, элита, партийная номенклатура до 1000 рублей, низшие слои населения от 70 рублей в месяц. Сделайте выводы об уровни их жизни. Средняя стоимость продуктов и промтоваров. Хлеб - 13-28 коп., молоко (0,5 л) 16-25 коп., картошка (1 кг) - 10 коп., мясо (1 кг) - от 1 руб. 80 коп. до 2 руб. 20 коп., рыба (1 кг) - от 50 коп. до 1 руб. колбаса, сыр (1кг) - от 1 руб. 70 коп. до 3 руб., колготки - 3 руб., обувь - 10-30 руб.

Человек 60-х-годов: Будучи нарциссом, человек 60-х - прекрасен прежде всего для самого себя. Но он желает быть прекрасным и для других. Поэтому человек 60-х - личность, он - творец, демиург, он - титан Возрождения. Это в 70-е появятся и расцветут шестерки, люди иерархии, заполнявшие многочисленные артистические кружки со строгой вертикалью власти. Здесь стоит указать на разницу между теми, кто действительно были людьми 60-х, и неточно поименованными в "шестидесятники" деятелями 50-х - этими евтушенками-ахмадулиными - избранниками первой поры молодежности - детьми ХХ съезда; хотя в "шестидесятники", действительно, попадают все, кто в этом десятилетии реализовался или сформировался. Он мог родиться и в 1933-м, и в 1943-м.

Шестидесятнику - все по плечу, за что бы он ни взялся - во всем гениален: в живописи, скульптуре, литературе, философии. В то время как восьмидесятнику все не по плечу; этого он не умеет, того не умеет, за это боится браться, а к этому малоспособен: он не умеет рисовать и писать, вообще неодарен визуально и пластически. Шестидесятник - белая ворона, он дерзко высовывается из толпы, куда уютно встроился, спрятался человек следующей формации.

Заключительное слово учителя.

В ходе структурированной дискуссии сделать вывод о периоде "оттепели" опираясь на информацию учащихся.

(заслушиваются варианты ответов учеников.)

Вывод: Итак, за период "оттепели" было сделано многое. Выделим самое главное.

Во-первых, был остановлен чудовищный маховик репрессий, созданный сталинизмом и перемоловший несколько миллионов советских людей. Миллионы людей вышли из тюрем, вернулись из лагерей. Точных данных о количестве жертв сталинизма до сих пор нет.

Во-вторых, под влиянием "оттепели" советское общество существенно изменилось. Наметилась общественно-политическая дифференциация, которая способствовала оформлению нескольких направлений, хотя они не были еще четко определенными и разграниченными. Глотнув глоток свободы, общество "разродилось" "самиздатом" и диссидентством.

В-третьих, внешняя политика СССР стала менее конфронтационной, хотя некоторые агрессивные элементы все еще сохранялись, в целом был сделан шаг к мирному сосуществованию СССР и других государств.

Хотя политика властей в период "оттепели" и не была достаточно продуманной, была во многом волюнтаристской, основанной на субъективном убеждении в правильности принимаемых решений, в целом, тоталитарная система пошатнулась.

С другой стороны, все преобразования, сделанные в период "оттепели" вроде и были закономерны и, вроде, не всегда инициатива принимаемых решений исходила непосредственно от Хрущева, но его роль как исторической личности не стоит принижать. Хрущев останется в истории как человек, сделавший первый шаг к слому коммунистической административно- командной системы в СССР.

Выставление оценок всем учащимся в зависимости от проделанной работы (презентация, доклады, сообщения, выступления).

Домашнее задание: Напишите эссе о советской семье в 60-е годы XX века.

Рефлексия:

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  • сегодня я узнал:
  • было интересно:
  • было трудно:
  • я выполнял задания:
  • я понял, что:
  • теперь я могу:
  • я почувствовал, что:
  • я приобрел:
  • я научился:
  • у меня получилось:
  • я смог:
  • я попробую:
  • меня удивило:
  • урок дал мне для жизни:
  • мне захотелось:

Список литературы:

  1. Бовыкин В.И. Россия в мировой капиталистической системе (1988). //Чтение по русской истории. Хрестоматия для старшеклассников. Тула: Пересвет, 1995.
  2. Верт Н. История советского государства 1900-1991 (пер. с франц.). 2-е изд. М.: Прогресс-Академия, 1994.
  3. Журнал "Крестьянка" № 28 12 1965 год, № 29 1 1966 год, № 30 2 1966 год.
  4. Короткова М.В. Методические разработки и сценарии уроков к курсу отечественной и зарубежной истории 20 века. Москва. ЦГО,2000 г.
  5. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. Москва. Владос-пресс, 2003 г.
  6. Луцкий Е.А.. История СССР (1861-1917). М.: Учпедгиз, 1956.
  7. Ю. Кушнерева, Т. Черникова. Уроки Клио. Иллюзии и разочарования. Мир и СССР в 60-е годы. Москва 1999 г.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «nikanovgorod.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «nikanovgorod.ru»