Всероссийская перепись населения: искажение этнической реальности. Численность населения по федеральным округам

Подписаться
Вступай в сообщество «nikanovgorod.ru»!
ВКонтакте:

Федеральная служба государственной статистики подвела итоги Всероссийской переписи населения 2010 года, полученные в результате автоматизированной обработки переписных листов.

1. Численность и размещение населения.

По данным Всероссийской переписи населения, проведенной по состоянию на 14 октября 2010 года, численность постоянного населения Российской Федерации составила 142,9 млн. человек.

При переписи было учтено 90 тыс. граждан Российской Федерации, находящихся на дату переписи за рубежом в связи с длительной служебной командировкой по линии органов государственной власти и проживающих с ними членов их домохозяйств (в 2002 г. 107 тыс.).

Кроме того, при переписи было учтено 489 тыс. человек, временно (менее 1 года) находившихся на территории Российской Федерации и постоянно проживающих за рубежом (в 2002 г. – 239 тыс. человек).

Российская Федерация занимает восьмое место в мире 1 по численности населения после Китая (1335 млн. человек), Индии (1210 млн. человек), США (309 млн. человек), Индонезии (238 млн. человек), Бразилии (191 млн. человек), Пакистана (165 млн. человек) и Бангладеш (147 млн. человек).

По сравнению с переписью населения 2002 г. численность населения уменьшилась на 2,3 млн. человек, в том числе в городских населенных пунктах – на 1,1 млн. человек, в сельской местности – на 1,2 млн. человек.

Соотношение горожан и сельских жителей составило в 2010 г. 74% и 26% соответственно.

Население Российской Федерации проживает в 2386 городских населенных пунктах (городах и поселках городского типа) и 134 тыс. сельских населенных пунктах.

Изменения в размещении городского населения характеризуются следующими данными:

Группировка городских населенных пунктов

Число городских населенных пунктов

Число жителей в них, тыс.

по числу

жителей, в % к итогу

Всего городов

из них с числом жителей

(тыс. человек):

от 50 до 100

от 100 до 250

от 250 до 500

от 500 до 1000

1000 и более

Всего поселков городского типа

из них с числом жителей

(тыс. человек):

от 10 до 20

20 и более

В городах проживает 93% городского населения (в 2002 г. – 90%), остальное городское население живет в поселках городского типа.

Размещение сельского населения характеризуется следующими данными:

Группировка сельских

населенных пунктов

Число сельских населенных пунктов, тысяч

Число жителей в них, тыс. человек

2010 г. в % к

2002 г. по числу

Число жителей, в % к итогу

Всего сельских населенных пунктов с населением

из них с числом жителей

(человек):

3001 и более

За межпереписной период число сельских населенных пунктов уменьшилось на 8,5 тыс. сел и деревень. Это произошло за счет включения сельских населенных пунктов в черту городов и поселков городского типа, а также их ликвидации по решениям местных органов власти в связи с естественной убылью и миграционным оттоком населения в другие населенные пункты. Вместе с тем при переписи было зафиксировано 19,4 тыс. сельских населенных пунктов, в которых население фактически не проживало. По сравнению с прошлой переписью число таких населенных пунктов увеличилось на 48 процентов.

В пятницу 18 декабря 2011г., в Российской газете были опубликованы официальные итоги переписи. Они, разумеется, были неполными, полные никогда не публикуются и лежат в архивах, а сааме полные из публикующихся – не в газетах, конечно, – занимают несколько томов (в России/СССР от одной книжки в 1979 до почти 100 в 1897).

Найти интересующие меня данные о национальном составе удалось. Но они были в виде рисунка, да такого маленького, что пришлось повозиться с переводом их в удобочитаемый, а затем и в цифровой вид. (Правда в интернет-Российской газете была ссылка на Федеральную службу государственной статистики. Но на сайте ФСГС попытка вызвать любой из «Информационных материалов об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года» оканчивалась ответом The page cannot be found. На следующей неделе доступ все-таки появился. – http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/perepis_itogi1612.htm - и его данными я тоже воспользовался).

Прежде, чем обратиться к вопросу изменения численности народов Севера, нужно сделать два принципиальных замечания.

Первое – о конкретной переписи 2010 г. В ней около 4% населения (5,6 млн. человек) не указали свой национальности. Это огромный рост – почти в 4 раза – по сравнению с переписью 2002 (тогда 1,5 млн. или около 1%) и совсем уж лавина в сравнении с поздними советскими переписями –тогда не было и двух десятков тысяч.

Было высказано мнение, что это, мол, все иностранцы. Но, по нашему мнению, это совсем не так. Часть этих людей, действительно не захотели отвечать на этот вопрос, но таких, видимо, очень мало. Подавляющее большинство из «не указавших» – это те, к кому счетчики и не приходили. Их записали на основе каких-либо списков, баз данных и т.п., просто выписали пол и возраст и ничего более. Такое практиковалось и в 2002, а к 2010 было даже законодательно разрешено. Но есть еще и те, кого просто нарисовали/приписали. И таких, судя по некоторым искажениям возрастной структуры населения ряда регионов, в 2010 г. тоже немало.

Все рассуждения о национальном составе по данным переписи надо делать с оглядкой на массу «не указавших».

Второе – об учете национальности в переписях. В сознании россиян национальная/этническая принадлежность есть нечто обязательное: неотъемлемый признак, полученный при рождении и несменяемый всю жизнь. Официальная запись о национальности в документах отражала это мнение, усиливала и закрепляла его. И даже с исчезновением такой записи это убеждение остается широко распространенным. В действительности все много сложнее.

От переписи к переписи многие люди изменяют то, что в переписном листе 2010 г. называлось «Ваша национальная принадлежность». Этнографы говорят в таких случаях о «смене этнической идентификации». Среди народов Севера такие процессы довольно заметны. Такое особенно вероятно для лиц этнически смешанного происхождения. Например, дети из смешанных семей, где, как правило, мать «коренная», а отец «некоренной», записанные в одной переписи по национальности матери, в следующей, выросши, указывают национальность отца. А в третьей переписи, снова говорят о принадлежности к национальности матери.

Кроме того, вступают в дело и методические факторы: одна перепись выделяет данный народ, другая – «прячет» его в большем, родственном. К примеру, Перепись 1926 г. учла около 700 чуванцев, в 1939 их тоже учли как отдельный народ («этели»), но не выделили, а отнесли к «прочим северным народностям». А в переписях 1959, 1970 и 1979 гг. всех назвавших себя чуванцами, в разработке относили к чукчам. И этнографы назвали это «этнической консолидацией». А бывает и наоборот. Применительно к народам севера: тех же чуванцев в 1979 относили к чукчам, а в 1989 сочли отдельным народом (около 1,4 тыс. чел.). Или, например, энцев, которых в итогах всех российских/советских переписей переписывали как ненцев и только с 1989 начали выделять как отдельный народ (200 чел.).

Наконец, кроме методики существует и практика проведения переписи, когда нередко применяется, как и на выборах, административный ресурс. Известны башкиро-татарские разногласия в Башкортостане, когда в 2002 руководство республики агитировало за, то чтобы некие пограничные группы населения, прежде переписанные как татары, записывались башкирами. Менее известны подобные случаи в Дагестане, где, к примеру, малочисленным арчинцам переписчики просто говорили, что такого народа нет, и записывали их аварцами, или на Камчатке, где переписчики требовали у назвавших себя камчадалами доказательств этого. Все это явно противоречит положению о переписи и ее инструкциям, но, скорее всего, такое счетчикам было указано на местном уровне.

Я так подробно останавливаюсь на этом, чтобы было понятно, что не только, а часто, и не столько рождаемость и смертность, влияют на изменение численности народов между переписями. А подчас эти процессы очень далекие от «размножения» и «вымирания».

Наконец, о народах Севера. Я сверился со списком народов Севера по постановлению правительства РФ от 17 апреля 2006 г. N 536-р (в редакции от 18.05.2010 N 352). Судя по нему к КМНС относятся 40 этносов (интересно, что сайт Комитета Севера Госдумы http://www.severcom.ru/nations/ , где дан перечень 38 народов, отстает от жизни по меньшей мере на 5 лет – проверено 25.12.2011).

Итак, что же рассказала нам перепись 2010 о народах севера, «коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (КМНС) в официальной терминологии, или просто «коренных», как говорят жители Севера.

Ниже приведена таблица изменения численности этих сорока народов Севера России за последние три переписи. Кстати, при анализе переписи можно говорить не о 40, а 38 народах: перепись 2010 вообще не нашла алюторцев (в 2002 – 12 человек, приписаны к корякам), а кереков насчитала всего четырех, причем в месте их обитания – Чукотском округе – переписан всего один.

Сразу надо отметить, что многие из народов, упомянутых в этой таблице, государственная статистика стала учитывать только с 1990-х, на подъеме демократизации, а вместе с ней и национальных движений. Поэтому невозможно проследить динамику их численности за весь более чем 20-летний период. А сравнивать численность двадцати восьми народов в 1989 с численностью тридцати восьми в 2002 и 2010, как это нередко делали, совсем неправильно. Поэтому отдельно мы дали динамику за весь период группы из неизменных 28 народов, чтобы лучше была ясна общая ситуация. Да еще и промежутки между переписями разные: почти 14 и 8 лет. Поэтому кроме прироста за весь межпереписной период мы приводим среднегодовой прирост, что позволит сделать более точные сравнения.

Название народа Численность (человек) Прирост (%) Среднегодовой прирост (%)
1989 2002 2010 1989-2002 2002-2010 1989-2002 2002-2010
Алеуты 644 540 482 -16,1 -10,7 -1,3 -1,4
Алюторцы (*) (12) 0
Вепсы 12142 8240 5936 -32,1 -28,0 -2,8 -4,0
Долганы 6571 7261 7885 10,5 8,6 0,7 1,0
Ительмены 2429 3180 3193 30,9 0,4 2,0 0,1
Камчадалы 2293 1927 -16,0 -2,2
Кереки 8 4 -50,0 -8,3
Кеты 1084 1494 1219 37,8 -18,4 2,4 -2,5
Коряки 8942 8743 7953 -2,2 -9,0 -0,2 -1,2
Кумандинцы 3114 2892 -7,1 -0,9
Манси 8266 11432 12269 38,3 7,3 2,4 0,9
Нанайцы 11883 12160 12003 2,3 -1,3 0,2 -0,2
Нганасаны 1262 834 862 -33,9 3,4 -3,0 0,4
Негидальцы 587 567 513 -3,4 -9,5 -0,3 -1,2
Ненцы 34190 41302 44640 20,8 8,1 1,4 1,0
Нивхи 4631 5162 4652 11,5 -9,9 0,8 -1,3
Уйльта [в 2002 Ульта (ороки)] 179 346 295 93,3 -14,7 4,9 -2,0
Орочи 883 686 596 -22,3 -13,1 -1,8 -1,7
Саами 1835 1991 1771 8,5 -11,0 0,6 -1,5
Селькупы 3564 4249 3649 19,2 -14,1 1,3 -1,9
Сойоты 2769 3608 30,3 3,4
Теленгиты (*) 2399 3712 54,7 -0,1
Тазы 276 274 -0,7 5,6
Телеуты 2650 2643 -0,3 0,0
Тофалары 722 837 762 15,9 -9,0 1,1 -1,2
Тубалары (*) 1565 1965 25,6 2,9
Тувинцы-тоджинцы (*) 4442 1858 -58,2 -10,3
Удэгейцы 1902 1657 1496 -12,9 -9,7 -1,0 -1,3
Ульчи 3173 2913 2765 -8,2 -5,1 -0,6 -0,6
Ханты 22283 28678 30943 28,7 7,9 1,9 1,0
Челканцы (*) 855 1181 38,1 4,1
Чуванцы 1384 1087 1002 -21,5 -7,8 -1,7 -1,0
Чукчи 15107 15767 15908 4,4 0,9 0,3 0,1
Чулымцы 656 355 -45,9 -7,4
Шорцы 15745 13975 12888 -11,2 -7,8 -0,9 -1,0
Эвенки 29901 35527 38396 18,8 8,1 1,3 1,0
Эвены 17055 19071 21830 11,8 14,5 0,8 1,7
Энцы 198 237 227 19,7 -4,2 1,3 -0,5
Эскимосы 1704 1750 1738 2,7 -0,7 0,2 -0,1
Юкагиры 1112 1509 1603 35,7 6,2 2,2 0,8
Все КМНС 209378 252222 257895 102,2 0,3
Народы, учтенные в 1989 г. 209378 231195 237476 110,4 102,7 0,7 0,3


Некоторые из КМНС во всероссийском масштабе переписи отнесены к этнографическим группам в составе других, больших народов. В таблице они отмечены (*). Тувинцы-тоджинцы считались этнической группой тувинцев и в 2002, а вот теленгиты, тубалары и челканцы в 2002 были отдельными народами, а ныне стали этническими группами в составе алтайцев. Что повлияло на такое изменение мнения этнографов, а именно на их рекомендации опираются статистики при учете национального состава, за 8 лет неясно? Ведь еще раньше, до переписи 2002, они настояли на том, чтобы эти КМНС вместе с кумандинцами и телеутами считать самостоятельными народами и выделить их из состава алтайцев. Зато алюторцев, считавшихся в 2002 частью коряков, сделали отдельным народам, но никто из переписанных так себя не назвал.

В целом численность всех КМНС выросла, хотя много меньше, чем в 1989-2002. Однако в целом по стране население сокращается, и небольшой численный прирост КМНС на этом фоне выглядит более внушительно. Возможно, опять раздадутся голоса об «умеренно оптимистической демографической ситуации» у коренных северян.

Но, взглянув на таблицу попристальней, мы увидим, что прирост отмечен далеко не у всех народов, а только у четырнадцати; у 24 – наблюдалось сокращение численности. В прошлый межпереписной период выросли 18 народов, а уменьшилась численность только у 10. Налицо явное ухудшение ситуации.

Если говорить о приросте численности тех или иных народов, отметим сразу, что в современной ситуации числа свыше 12-15% (что соответствует, среднегодовому приросту в 1,4-1,8%) невозможны с демографической точки зрения. Среднегодовой прирост у самых быстро растущих только за счет естественного прироста народов России – чеченцев и ингушей – составил около 1%. Мы полагаем, что это максимум, возможный за период 2002-2010. Поэтому, когда мы видим числа порядка 20-50%, ясно, что прирост этот достигнут за счет недемографических факторов. Скорее всего, это свидетельствует о каких-то этнических процессах, так как о миграции КМНС в Россию извне говорить не приходится. Это относится как к приросту у теленгитов, челканцев, тубаларов и сойотов, так и к убыли тувинцев-тоджинцев, чулымцев и вепсов.

Конечно, смена этнической идентификации как источник роста численности народа вполне нормален, но для небольших и недавно конституированных общностей он и не слишком постоянен и надежен. Примером тому может быть сильное уменьшение числа тех, кто в 2010 назвал себя тувинцем-тоджинцем или камчадалом. И, если выйти за пределы официального списка КМНС, резко сократилась также численность коми-ижемцев (с 15607 в 2002 до 6420 в 2010).

Если оценивать естественный прирост у трех необыкновенно выросших народов из Республики Алтай, надо бы сравнивать с близкими им телеутами, кумандинцами и живущими рядом собственно алтайцами. У всех указанных отмечены небольшой прирост или небольшая убыль: практически неизменившаяся численность.

Это значит, что остаются только семь народов с устойчивой положительной динамикой: ненцы, долганы, эвенки с эвенами, юкагиры, ханты и манси. Из них, пожалуй, только ненцы растут в численности за счет высокой рождаемости у оленеводов Ямала и Таймыра (но не европейских тундр Ненецкого округа). Во всех остальных случаях находятся и другие объяснения. Например, смена этнической идентификации как источник роста численности хантов и манси, что отмечалась и в 1990-х. Долганы растут исключительно за счет якутских соплеменников (из Анабарского улуса), где их число увеличилось в 1,5 раз (а в 1989-2002 так и вовсе втрое); в Красноярском крае численность долган осталась без изменений. Мы не можем объяснить только роста численности юкагиров. Демографические параметры этого народа не слишком отличаются от соседних эвенов и чукчей, да и якутов – значит, здесь тоже имеют место недемографические факторы. Но эти факторы устойчивы и обеспечивают быстрый рост юкагиров уже полвека. 440, 593, 801, 1112, 1509, 1603 – вот динамика их численности в России по послевоенным переписям. Маленькие юкагиры «ассимилируют» соседей – иначе не объяснишь годовые темпы роста в 2-3% с 1959 до 2002, да и 0,8% в последнее восьмилетие совсем не мало.

Что касается народов, численность которых уменьшилась, то и здесь нет единственного фактора ответственного за этот процесс. Здесь и снижение рождаемости, и этнические процессы – ассимиляция русскими. Более быстро уменьшаются самые культурно русифицированные и/или метисированые. Это вепсы и шорцы, саами, народы Приамурья, алеуты и чуванцы. Ранее мы полагали, что численность саами продолжит расти, как в 1989-2002, благодаря той самой «смене этнической идентификации», что наблюдается у манси. Но национальное возрождение саами в 2000-х затихло и все вернулось к прежней ассимиляции, зафиксированной чуть ли не с конца 19-го века.

Говоря о расселении КМНС в стране, надо сказать, что уже второе десятилетие они концентрируются в районах основного расселения: в 1989 – вне «своих» регионах жило 6,7% КМНС, в 2002 – 4,3, в 2010 – 3,4%. Растет урбанизированность коренных северян, хотя она остается намного ниже чем в среднем по стране: в 2002 в городских поселениях жили 30,3% КМНС, а в 2010 – 32,5%. Причем народы, присоединившиеся к КМНС в 1990-х, урбанизированы больше, чем народы списка 1989 («старые НС») – 41% против 31%.

Если же брать отдельные регионы, то из 26 территорий, где есть данные о КМНС, прирост их численности зафиксирован в 7 (Республика Алтай, Бурятии, Саха-Якутии, Хакассии, Тюменская и Магаданской областях и в Чукотском ао), в остальных 19-ти население КМНС сократилось, особенно сильно в Республиках Тыве, Коми и Карели, Томской и Ленинградской областях.

Территория Народы, которые учтены на этой территории Их численность в … при-рост (%)
2002 2010
Мурманская область саами 1769 1599 -9,6
Республика Карелия вепсы 4870 3423 -29,7
Ленинградская область вепсы 2019 1380 -31,6
Вологодская область вепсы 426 412 -3,3
Архангельская область ненцы 8326 8020 -3,7
Республика Коми ненцы, ханты, манси 807 559 -30,7
Свердловская область манси 259 251 -3,1
Тюменская область ненцы, ханты, манси, селькупы, эвенки 67186 74664 11,1
Томская область селькупы, ханты, чулымцы, эвенки 3247 2198 -32,3
Кемеровская область шорцы, телеуты, кумандинцы 14382 13417 -6,7
Алтайский край кумандинцы 1663 1401 -15,8
Республика Алтай теленгиты, тубалары, челканцы, кумандинцы, шорцы 5803 7801 34,4
Республика Хакасия шорцы 1078 1150 6,7
Республика Тыва тувинцы-тоджинцы 4435 1856 -58,2
Красноярский край долганы, эвенки, ненцы, кеты, нганасаны, селькупы, энцы, чулымцы 16409 16226 -1,1
Иркутская область эвенки, тофалары 2154 1950 -9,5
Республика Бурятия сойоты, эвенки 5073 6553 29,2
Забайкальский край эвенки 1492 1387 -7,0
Амурская область эвенки 1501 1481 -1,3
Хабаровский край нанайцы, эвенки, ульчи, нивхи, эвены, удэгейцы, негидальцы, орочи 23512 22549 -4,1
Приморский край удэгейцы, нанайцы, тазы 1591 1429 -10,2
Сахалинская область нивхи, уйльта, эвенки, нанайцы, орочи 3192 2934 -8,1
Камчатский край коряки, ительмены, эвены, камчадалы, чукчи, алеуты, эскимосы 15236 14368 -5,7
Магаданская область эвены, коряки, ительмены, чукчи, камчадалы, юкагиры 4738 4841 2,2
Республика Саха (Якутия) эвенки, эвены, долганы, юкагиры, чукчи 32860 39936 21,5
Чукотский автономный округ чукчи, эскимосы, эвены, чуванцы, юкагиры, коряки, кереки 16757 16858 0,6

Народы перечислены в порядке убывания численности на данной территории.


Зеленым отмечены регионы с ростом численности КМНС.

Перепись 2010 г. отметила уменьшение численности у большей части КМНС во всей стране и в большинстве районов их расселения. Однако в целом общая число КМНС несколько увеличилось. Но все население России продолжало уменьшаться и это станет основным итогом переписи. Поэтому есть основания предположить, что ухудшение ситуации у КМНС снова, как и восемь лет назад, будет заретушировано учеными и не замечено обществом.

Дмитрий Богоявленский
Институт демографии НИУ-ВШЭ
2012г.

ВВЕДЕНИЕ.. 2

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПЕРЕПИСИ.. 2

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕРЕПИСИ 2010 ГОДА.. 4

ВСЕРОССИЙСКОЕ СОВЕЩАНИЕ СТАТИСТИКОВ – ВАЖНЫЙ ЭТАП В ПОДГОТОВКЕ К ПЕРЕПИСИ 2010 ГОДА.. 7

КАК БУДЕТ ПРОВОДИТЬСЯ ПЕРЕПИСЬ.. 10

ЧТО НОВОГО В ПЕРЕПИСНОМ ЛИСТЕ?. 12

КАК И КОГДА БУДУТ ПОДВОДИТЬСЯ ИТОГИ ПЕРЕПИСИ.. 15

ВВЕДЕНИЕ

Другая проблема, характерная как для России, так и для ее соседей, которая обострилась за последнее время, – миграция. Известно, что среди источников данных о миграции переписи населения по праву занимают особенное место. Перепись – это самая масштабная система сбора данных о населении, в том числе о международных и внутренних мигрантах, а также о лицах, которые не совершали переезда. В сочетании с данными о социальных, демографических и иных характеристиках респондентов сведения о миграции позволяют создать многомерный портрет лиц, совершивших переезд, понять факторы и обстоятельства, влияющие на решение людей о миграции.

ПЕРЕПИСЬ НУЖНА РЕГИОНАМ, поскольку большинство из них дотационно и получает трансферты из федерального бюджета , которые рассчитываются на основании статистических данных, используя данные переписи. В свою очередь, из региональных бюджетов направляют средства в бюджеты муниципальных образований . Из них платятся различные пособия, реализуются другие социальные проекты, на которые у местных властей недостаточно собственных средств.

ПЕРЕПИСЬ НУЖНА БИЗНЕСУ, который может развиваться, только опираясь на полные статистические данные, дающие полную и точную картину о трудовых ресурсах как по стране в целом, так и в разрезе по регионам, городам и другим муниципальным образованиям. С другой стороны, та же статистика позволит более точно узнать потенциального потребителя.

ПЕРЕПИСЬ НУЖНА ОБЩЕСТВУ. Мировой опыт свидетельствует, что население любого государства с любопытством изучает итоги переписей. Людям интересно, на каком месте в мире находится их страна. Общество хочет видеть свой портрет на определенный период времени, чтобы осознать, куда оно движется, стало ли оно богаче и просвещеннее, образованнее и культурнее или же напрасно потеряло время в своем развитии.

Эти же данные могут быть использованы различными общественными организациями для проведения собственной социальной политики, для влияния на правительство. Например, Общественная палата могла бы корректировать образовательную политику, а профсоюзы – проанализировать проблемы структурной и региональной безработицы , что становится необходимым во время кризиса, повлиять на формирование конкурентоспособной экономики. И важно понять, что перепись нужна не только государству, но и необходима самому обществу.

И наконец, ПЕРЕПИСЬ НУЖНА КАЖДОМУ. Участвуя в переписи, человек сообщает информацию о себе, а значит, участвует в разработке перспективных социальных программ, касающихся той группы людей, к которой себя относит. Так, ответы безработных на вопросы анкеты позволят изучить рынок труда и создать новые рабочие места именно там, где это необходимо. Данные о численности детей школьного возраста помогут скорректировать планы по строительству новых школ. Данные о возрасте позволят спрогнозировать, когда и сколько человек будет выходить на пенсию, чтобы зарезервировать необходимые суммы для выплаты пенсии. И так во всех сферах жизни.

По мнению демографов, перепись – это хорошая возможность осознать себя частью единого целого. И, участвуя в переписи, люди консолидируются. Только при таком понимании появится заинтересованность людей и они осознают участие в переписи как акт гражданского поведения, а не просто как отбывание очередной повинности. Неслучайно перепись 2010 года проводится под девизом «России важен каждый».

Россия - не единственная из стран СНГ, которые проводят или собираются провести перепись населения в ближайшее время. Еще в 2006 году вопрос о проведении переписей населения раунда 2010 года в государствах - участниках Содружества был рассмотрен на Совете глав государств СНГ. Определены максимально близкие к 2010 году сроки проведения переписей: в нынешнем году она прошла в Казахстане (с 25 февраля по 6 марта), Киргизии (с 24 марта по 2 апреля), Азербайджане (с 13 по 22 апреля), будет проведена в Белоруссии (октябрь). В 2010 году вместе с Россией проведут перепись Грузия и Таджикистан; в 2011 году – Армения и Украина; в 2012 году – Туркменистан. В Молдове и Узбекистане сроки пока обсуждаются.

Наши соседи, понесшие не меньший ущерб от последствий мирового экономического кризиса, не отказались от проведения переписи. У Киргизии, имеющей дефицитный бюджет (более 80 миллионов долларов), был соблазн перенести перепись на лучшие времена. Но выход все-таки нашелся, и перепись прошла. Средства на обучение переписчиков в республике и повышение их квалификации взял на себя Фонд народонаселения ООН (UNFPA). Но основные расходы были оплачены из республиканского бюджета. В Киргизии, кстати, одной из немногих стран СНГ, участие в переписи является обязательным, причем как для граждан страны, так и для иностранцев, которые находятся на ее территории. За уклонение от участия в переписи граждане могут быть привлечены к административной ответственности . Но на этот раз было задействовано и серьезное поощрение: каждому, прошедшему перепись, выдавался номер, который будет участвовать в розыгрыше лотереи с главным призом – однокомнатной квартирой .

Большую роль в участии во всемирном раунде переписей населения 2010 года для России и стран СНГ сыграл и тот фактор, что они несут определенное обязательство перед международным сообществом по предоставлению данных переписи в рамках Всемирной программы переписей населения и жилищного фонда, осуществляемых Организацией Объединенных Наций. Результаты национальных переписей войдут в итоги всемирной переписи населения.

ВСЕРОССИЙСКОЕ СОВЕЩАНИЕ СТАТИСТИКОВ – ВАЖНЫЙ ЭТАП В ПОДГОТОВКЕ К ПЕРЕПИСИ 2010 ГОДА

Перепись населения, проживающего на отдаленных и труднодоступных территориях, связь с которыми в этот период, будет затруднена, состоится с 10 апреля по 20 декабря 2010 года. Организация переписи в труднодоступных районах требует серьёзных финансовых средств, хотя в 2002 году численность проживающих в них составила всего 430 тыс. человек. К таким территориям относятся населенные пункты районов Крайнего Севера, высокогорные аулы, удаленные урочища, острова, стоянки оленеводов, морские маяки.

Окончательное решение о дате Всероссийской переписи населения 2010 года примет Правительство Российской Федерации.

Федеральный закон «О Всероссийской переписи населения» предусматривает основным методом переписи – опрос населения по месту постоянного жительства (пребывания). Населению, по каким-либо причинам не имеющим возможность встретиться по месту жительства с переписчиком, закон позволяет пройти перепись на стационарном участке, а в отдельных случаях - по телефону (в основном инвалидам и пожилым гражданам).

Сбором сведений будут заняты почти 600 тысяч человек, из которых около 100 тысяч будут проводить опрос в наиболее сложных для переписи регионах - гг. Москве и Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях . Опыт переписи 2002 года и пробной переписи 2008 года показал, что переписчики из числа студентов быстрее и лучше усваивают материал, а это положительно отражается на качестве заполнения переписных листов, а значит и на итогах переписи. В 2002 году почти студенты высших и средних специальных учебных заведений составили треть всех переписчиков. При переписи населения 2010 года такая практика будет продолжена. Предлагается участие в переписи населения засчитывать студентам как производственную (для профильных специальностей) или ознакомительную практику.

Как и в 2002 году, учету будет подлежать все население, постоянно (обычно) проживающее в Российской Федерации. В соответствии с Рекомендацией Конференции европейских статистиков по проведению переписей населения 2010 года местом обычного жительства лица является то место, в котором он проводит ежесуточно большую часть своего ночного отдыха. Это место может совпадать или не совпадать с адресом, по которому человек зарегистрирован (прописан). В постоянное население попадают граждане России, находящиеся за рубежом в связи с длительной служебной командировкой по линии органов государственной власти (включая членов их семей). Это, например, дипломаты. В соответствии с международными рекомендациями в постоянное население страны включены лица, постоянно проживающие в России, но временно выехавшие на лечение, отдых, в гости независимо от срока их пребывания за рубежом. Эта категория населения также будет переписана по месту жительства.

Объектом переписи является лицо, каждый человек, подлежащий учету, а единицей наблюдения, как и при переписи 2002 года, – домохозяйство. Домохозяйства могут быть частными, коллективными и домохозяйствами бездомных. При автоматизированной обработке будут получены также характеристики семьи.

ЧТО НОВОГО В ПЕРЕПИСНОМ ЛИСТЕ?

Программа переписи (т. е. набор конкретных вопросов, содержащихся в переписном листе) должна отвечать следующим критериям:

n отражать современные информационные потребности общества

n сохранять преемственность с предыдущими переписями

n соответствовать российскому законодательству и международным рекомендациям

n быть понятной населению.

Программа переписи размещается на бланках переписных листов, форма которых утверждается Правительством Российской Федерации. Переписные листы заполняются со слов опрашиваемых без требования предъявления документов, подтверждающих правильность ответов. Росстат предлагает использоваться три формы бланков переписных листов

Переписной лист формы Л предназначен для заполнения информации о населении частных домохозяйств, а также о населении коллективных домохозяйств и о бездомных.

Переписной лист формы П содержит вопросы о жилищных условиях населения.

Переписной лист формы В предназначен для сбора сведений о лицах, временно находящихся на территории России. Они будут опрашиваться по сокращенной программе, содержащей 7 вопросов, кстати, тех же самых, что и в 2002 году (пол; год рождения; страна постоянного проживания; цель приезда в Россию – работа, учеба, служебная или деловая поездка, лечение, туризм, отдых, транзитная миграция, другая цель; для приехавших с целью работы, учебы – продолжительность проживания на территории России, страна рождения, гражданство).

В целом весь проект Программы предстоящей переписи близок Программе Всероссийской переписи населения 2002 года, что позволяет обеспечить сопоставимость их итогов. Вместе с тем с учетом изменений современной демографической, социально-экономической ситуации и актуализации потребностей государства и общества в статистической информации о населении внесен ряд изменений и дополнений. В частности, во время проведения пробной переписи 2008 года в трех регионах были «обкатаны» вопросы опросного листа с учетом участия России в программах переписи ООН. Оказалось, что не все было адаптировано к российским реалиям. Например, у населения вызывал негативное отношение ряд вопросов, связанных с личной жизнью граждан (например, «В каком по счету браке Вы состоите?», «Дата вступления в первый брак», «Сколько всего детей (включая уже имеющихся) Вы планируете иметь?»). Решено эти вопросы из программы опроса исключить.

Что же осталось в итоге? Все лица, постоянно проживающие в стране на момент счета населения, будут отвечать на 25 вопросов переписного листа формы Л. Это традиционные для всех переписей населения вопросы о:

n возрасте

n месте рождения

n состоянии в браке

n образовании

n гражданстве

n национальной принадлежности и владении языками

n занятости и положении в занятии

n о поиске работы.

n местонахождении работы

n о непрерывности проживания в месте постоянного жительства и о месте предыдущего жительства

n о числе рожденных женщиной детей и дате рождения первого ребенка.

Вместе с тем вопросы, которые будут задаваться в 2010 году, несколько отличаются от тех вопросов, которые задавались в 2002 году. Так, впервые в переписном листе введен термин «домохозяйство» в вопросе о родстве (свойстве) с другими лицами, проживающими вместе с респондентом. В вопросе о состоянии в браке разделены понятия «разведен официально» и «разошелся». Почему это сделано? Для получения информации о числе фактически распавшихся браков и официально расторгнутых в целях изучения истории и устойчивости брака и для оценки данных текущей статистики населения. В блоке вопросов об образовании впервые выделены ступени высшего образования в соответствии с действующим законодательством (бакалавр и магистр), а для лиц с высшим и послевузовским образованием введен вопрос о наличии ученой степени.

В языковом разделе восстановлен отсутствовавший в явном виде при переписи населения 2002 года вопрос о родном языке. Этот вопрос направлен на информационную поддержку реализации конституционных прав граждан согласно ст. 26 (ч.2) и ст. 68 (ч.3) Конституции Российской Федерации и, кроме того, необходим для корректной интерпретации самоназваний некоторых национальностей. Редакция вопроса о национальной принадлежности сохранена без изменений с 2002 года и полностью соответствует ст. 26 (ч.1) Конституции Российской Федерации.

Появился и вопрос об основном источнике средств к существованию.

Введен дополнительный вопрос к женщинам о дате рождения первого ребенка.

В разделе о миграции населения выясняется место предыдущего постоянного жительства за год до переписи населения в отличие от 2002 года, когда спрашивали, где опрашиваемый проживал в период проведения прошлой переписи (январь 1989 года). Это позволит провести сопоставления с данными текущей статистики миграции, а также получить всестороннюю характеристику активных мигрантов.

Информация о жилищных условиях населения будет получена на основе вопросов бланка П:

о жилище в целом –

n тип жилища;

n период его постройки;

n материал наружных стен;

n благоустройство и санитарно-гигиенические условия проживания;

о жилом помещении (квартире) –

n число жилых комнат;

n наличие телекоммуникаций;

об условиях проживания каждого домохозяйства –

n число занимаемых комнат;

n наличие доступа к сети Интернет.

Этот раздел проекта программы переписи претерпел наибольшие изменения как по форме, так и по составу собираемой информации по сравнению с прошлой переписью населения. Его наполнение соответствует Рекомендациям ООН и полностью отражает современные условия жизни в России.

Значительно расширен вопрос о благоустройстве жилого помещения в связи с возрастающей актуальностью вопросов экологической обстановки жизнедеятельности населения. В частности, появились вопросы, касающиеся водоснабжения и канализации, наличия кухни и туалета; дополнены подсказы, характеризующие способы удаления бытовых отходов.

Впервые включено изучение наличия телекоммуникаций как средств развития информационного общества и расширения возможностей каждого человека в реализации своих прав и свобод.

КАК И КОГДА БУДУТ ПОДВОДИТЬСЯ ИТОГИ ПЕРЕПИСИ

Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года разрабатываются по муниципальным образованиям и административно-территориальным единицам и формируются в два этапа:

- предварительные итоги о численности переписанного населения (в том числе мужчин и женщин) с разбивкой на городское и сельское население формируются на основе итогов сводных ведомостей , составленных переписным персоналом по объектам административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации (апрель 2011 г.);

- окончательные итоги формируются согласно Программе публикации итогов Всероссийской переписи населения 2010 года по тематическим очередям из базы первичных данных (2гг. – по специальному графику формирования таблиц каждой очереди);

- дополнительные итоги формируются на основе базы данных по запросам пользователей, превышающим объем опубликованных данных (по мере поступления запросов).

Важно отметить, что все сведения о населении, содержащиеся в переписных листах, являются информацией ограниченного доступа, не подлежат распространению и обрабатываются для статистических целей с обязательным их обезличиванием в целях формирования официальной статистической информации Всероссийской переписи населения 2010 года. Таким образом, в публикации Росстата попадает только сводная, обезличенная информация, по которой нельзя будет выявить никакие персоналии.

Предполагается, что результаты будущей переписи будут опубликованы в 12 тематических томах. Они будут содержать данные о

n численности и размещении населения

n возрастно-половом составе населения и состоянии в браке

n образовании

n национальном составе населения, владении языками, гражданстве

n источниках средств к существованию

n числе и составе домохозяйств

n об экономически активном и экономически неактивном населении

n продолжительности проживания населения в месте постоянного жительства

n жилищных условиях населения

n рождаемости.

В последний том войдут сводные итоги переписи в сопоставлении с итогами Всероссийской переписи населения 2002 года.

Помимо официальных публикационных томов, каждый из которых будет снабжен CD, предполагается издание специального атласа, брошюр.

Территориальные органы статистики опубликуют итоги в разрезе муниципальных образований и административно-территориальных единиц субъектов Российской Федерации.

Все тома официальной публикации в открытом доступе будут размещены на сайте Росстата. При помощи специальных стандартных программных средств предусматривается возможность Web-доступа пользователей к неперсонифицированной базе с обеспечением конфиденциальности данных для получения необходимой информации.

Как и по результатам 2002 года, официальные публикации Всероссийской переписи 2010 года будут направлены помимо федеральных органов власти, органам власти субъектов Российской Федерации, в научные и учебные заведения, центральные библиотеки субъектов.

ЦЕЛИ ВСЕРОССИЙСКОЙ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ 2010 г.

Зачем нужна перепись?

Цель переписи, как это записано в Федеральном законе «О Всероссийской переписи населения» – «… сбор сведений о лицах, находящихся на определенную дату на территории Российской Федерации». Согласно закону перепись «проводится на всей территории Российской федерации по единой государственной статистической методологии в целях получения обобщенных демографических, экономических и социальных сведений .

Перепись – это как бы "фотография" всего населения страны в определенный момент времени. Такой "моментальный снимок" делается периодически. Во многих странах, как и в России, приблизительно один раз в десять лет. Иногда чаще (например, в Канаде - один раз в пять лет).

Перепись, во-первых, позволяет узнать точную цифру численности населения, находящегося в стране, сведения о его составе и об условиях его жизни.

Во-вторых, она дает возможность оценить изменение численности, состава и условий жизни людей: как всего народа, так и каждой категории населения - за время, прошедшее с момента предыдущей переписи.

В-третьих, информация о таких изменениях служит основой для перспективных расчетов численности населения и основных характеристик социально-экономической ситуации в стране в ближайшие годы.

Такие сведения необходимы для экономического прогнозирования, определения политики в области занятости, создания других социальных программ, а также для выполнения функций органов государственной власти, информационного обеспечения науки и всего общества. Очень важны точные данные о численности и возрастной структуре населения регионов. От этого зависит размер субсидий региону из федерального бюджета .

Наконец, перепись - это летопись России, ее история. Ее результаты адресованы не только нам, но и тем, кто будет жить после нас.

Каково экономическое значение переписи?

Принимать правильные решения в экономике невозможно, не имея точных статистических данных о населении. Если у руководства страны будут достоверные данные о возрастной и половой структуре населения, они смогут спрогнозировать, в чем наши граждане будут нуждаться через несколько лет: например, планировать открытие салонов для новобрачных или магазинов для ветеранов .

Информация о том, куда и откуда люди переезжают в поисках работы или по иным причинам, об их занятиях (профессиях) позволит планировать развитие производства и сферы услуг как по всей стране в целом, так и в каждой области, республике, крае в отдельности.

Сведения, которые можно получить из переписных листов о представителях нового для нашей страны класса – работодателей, позволят точно прогнозировать и стимулировать развитие частного предпринимательства.

Каково социальное значение переписи?

Данные о занятости населения, полученные в ходе переписи населения в сочетании с наличием рабочих мест в том или ином регионе необходимы для создания продуманных программ по борьбе с безработицей .

Сведения о жилищных условиях, уровне образования, условиях жизни детей позволят внести уточнения в соответствующие социальные программы, сделать их более реалистичными и справедливыми.

Достоверная информация о демографических изменениях, национальном составе населения, миграции позволит выстроить более эффективную социальную (в том числе национальную) политику, направленную на улучшение общественных отношений.

Повлияла ли Всероссийская перепись населения 2002 г. на социально-экономическую политику?

Да, результаты Всероссийской переписи населения 2002 г. помогли скорректировать социально-экономическую политику государства по многим направлениям. Ее итоги использовались при разработке практически всех основных экономических документов последних лет.

В регионах по результатам переписи 2002 года проведена серьезная работа по разработке собственных целевых программ , направленных на организацию деятельности по улучшению социального здоровья семьи и детей, профилактике семейного неблагополучия. Приняты законы, направленные на обеспечение социальной поддержки и социального обслуживания детей-инвалидов. Увеличены размеры ежемесячного пособия на ребенка. Проанализированы социальные и экономические условия жизни многодетных семей для разработки предложений по улучшению их положения.

Именно результаты прошлой переписи показали всю остроту демографической ситуации в нашей стране и создали базу для государственных программ по ее улучшению. Среди таких программ можно назвать «материнский капитал», программы улучшения жилищных условий для молодых семей и другие меры по стимулированию рождаемости.

Что получит от переписи каждый из переписанных в отдельности?

Участвуя в переписи, каждый сообщает информацию о себе, а значит – участвует в разработке перспективных программ, касающихся той группы людей, к которой принадлежит. Так, например, ответы безработных на вопросы анкеты позволят изучить рынок труда и создать новые рабочие места. Данные о численности детей школьного возраста помогут скорректировать планы по строительству новых школ. Данные о возрасте позволят спрогнозировать когда и сколько людей будет выходить на пенсию, чтобы государство смогло учесть вас и зарезервировать необходимые суммы для выплаты пенсии. И так – во всех сферах жизни.


Что может сделать страна для пожилых людей по результатам переписи?

В России происходит старение населения. С каждым годом на одного работающего приходится все больше пенсионеров. Поэтому государству нужно очень точно рассчитать размеры страховых взносов , социального налога; а для этого нужна информация об источниках доходов населения . Крайне необходимо собрать достоверные сведения о возрастной структуре населения, количестве занятых, количестве пенсионеров и лиц, которые будут выходить на пенсию в перспективе. Без этих данных невозможно провести расчеты будущих пенсий, невозможно дальнейшее проведение пенсионной реформы.

Зачем нужна перепись людям, которые полностью обеспечивают себя сами, например, предпринимателям?

Предприниматель по сути своей не может быть оптимистом или пессимистом. Успешный предприниматель - реалист, и лучшим подспорьем для него является осмысленная государственная экономическая политика , базирующаяся на конкретных цифрах и фактах. Поэтому перепись для предпринимателей – это не просто лозунг; речь идет о вполне конкретных потребностях бизнес-сообщества. Можно назвать некоторые из них.

    Дотации регионам из федерального бюджета напрямую зависят от численности населения региона. Понятно, что эти средства используются для реализации различных программ развития области, в которых участвует и частный бизнес. Это наглядный пример совпадения интересов федеральных, региональных властей и предпринимателей в вопросе успешного проведения Всероссийской переписи населения 2010 года. Перепись даст важную информацию для корректировки программ поддержки малого бизнеса. Текущий учет не всегда правильно отражает реальную численность малых предприятий в данном регионе (предприятия-однодневки; предприятия, существующие только на бумаге; предприятия, которые зарегистрированы в соседних регионах, но действуют также на территории нашего региона). Перепись населения позволит исправить эти неточности, увидеть реальное число людей, чьим источником дохода является частное предпринимательство. Полученная в ходе переписи информация - основа краткосрочных и долгосрочных прогнозов развития их рынков сбыта, эволюции потребительского поведения.

Может быть, местная администрация и так все знает о своем районе? Не проще ли получить необходимую информацию у нее?

Некоторые сведения о населении России (данные о владении языками, национальном составе и образовательном уровне) можно получить только при помощи переписи. ЗАГСы и различные административные органы ведут текущий учет населения и сообщают эти данные статистикам, но не всегда эта методика дает точные цифры.

Так, по результатам предыдущей переписи, которая проходила в 2002 г., в России оказалось населения на 1 миллион 800 тысяч человек больше, чем показывали приблизительные расчеты. Это еще раз доказало, что сочетание данных о численности, структуре и распределении населения по территории с его социально-экономическими характеристиками также может быть получено только в результате переписи. Такую информацию невозможно почерпнуть из баз данных , имеющихся в распоряжении местных администраций, органов жилищно-коммунального хозяйства , внутренних дел, образования и здравоохранения.

Почему перепись важна для муниципальных образований ?

Получение результатов переписи по каждому муниципальному образованию особенно важно в свете того, что финансирование муниципального образования зависит от численности его населения. Начиная с переписи 2010 года, планируется проводить оценку численности населения по всем населенным пунктам, включая сельские. Это имеет большое значение, т. к. до сих пор статистики по муниципальным образованиям не было, – оценка численности производилась не ниже уровня городов и сельского населения районов. Данные же по менее крупным населенным пунктам можно было получить исключительно из точечных опросов, которые, в конечном счете, не могли дать цельную социально-экономическую картину даже отдельно взятого района.

Благодаря новой системе, при подведении итогов Всероссийской переписи населения 2010 г. будут опубликованы статистические данные по 24 136 населенным пунктам, которые ранее не фигурировали в качестве самостоятельных территориальных или административно-территориальных единиц.

И Центральном районе Хабаровска с охватом ориентировочно 300 тыс. человек в целях отработки программно-методологических и организационных вопросов проведения Всероссийской переписи населения 2010 года, а также технологии автоматизированной обработки полученных сведений и подведения итогов .

Данную перепись населения планировали перенести на 2013 год в связи с финансовым кризисом, но позже Владимир Путин объявил, что всё-таки перепись будет проведена в 2010 году, и что на проведение переписи в бюджете выделено 10,5 млрд рублей. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2009 г. № 1075 установлено, что с 14 по 25 октября 2010 года проводится очередная Всероссийская перепись населения. На отдалённых и труднодоступных территориях, транспортное сообщение с которыми затруднено в планируемый период, Всероссийская перепись населения проводится с 1 апреля по 20 декабря 2010 года.

Рабочие места

Удостоверение (действительно только при предъявлении паспорта)

В переписи могли участвовать все желающие. На перепись привлечено более 600 тысяч человек, с которыми территориальные органы государственной статистики (ТОГС) заключают договор подряда . Всего создано около 62 тыс. рабочих мест с занятостью в год и около 700 тыс. временных рабочих мест с занятостью в месяц. Оплата труда работников, привлекаемых к её подготовке и проведению, составляет две трети средств федерального бюджета, предусмотренного на проведение Всероссийской переписи населения 2010 года .

Условия выплаты вознаграждения лицам, привлекаемым к подготовке и проведению переписи (до вычета налогов) .

Категория привлекаемых лиц Период привлечения Средняя норма нагрузки
на 1 чел.
Сумма вознаграждения
(руб .)
Заведующий переписным участком
(руководит работой инструкторов)
60 дней
с 13 сентября 2010
по 11 ноября 2010
4 инструкторских
участка
15870
Инструктор
(руководит работой переписчиков)
31 день
с 4 октября 2010
по 3 ноября 2010
4 счётных участка 8117
Переписчик 22 дня
с 8 октября 2010
по 29 октября 2010
400 человек 5500
Заведующие переписным участком

Принимаются на работу на 2 месяца. В их обязанности входит подготовка документов к переписи, обучение инструкторов и направление результатов переписи уполномоченных Росстата в регионе.

Инструкторы

Принимаются на работу на 45 дней. Их обязанностями являются обучение переписчиков, проверка правильности заполнения переписных листов, проведение контрольного обхода.

Переписчики

Делятся на переписчиков счётного и стационарного участков. Первые посещают все жилые помещения на своём счётном участке и заполняют переписные формы со слов жителей. Для предотвращения злоупотреблениями доверием все переписчики имеют специальные атрибуты: синий портфель с документами, синий шарф с надписью «Всероссийская перепись населения», фонарик, свисток и удостоверение. В обязанности переписчиков стационарного участка входит заполнение переписных листов для пришедших на стационарный участок или позвонивших по телефону. Все переписчики принимаются на работу на 22 дня (с 8 по 12 октября - обучение и тестирование, 13 - ознакомление с границами своего участка, с 26 по 29 октября - проведение контрольного обхода и сдача материалов) .

Росстат продлил из-за наводнения сроки переписи в Туапсинском районе Краснодарского края на 5 дней, Апшеронском районе Краснодарского края - на 2 дня .

Происшествия

Призывы к бойкоту переписи

Некоторые оппозиционные организации Русский Обще-Воинский Союз (РОВС) , «Другая Россия» и движения «Российским детям - доступное дошкольное образование» и «Российские дольщики» призывали к бойкоту переписи России. В частности, в заявлении РОВСа говорилось :

«…Перепись, из важнейшего государственного дела, каким она была в России в 1897 году, превращена в РФ в инструмент пропаганды, политических манипуляций, этноцида русского населения и просто недостойный балаган. Последствия же этого балагана отнюдь не безобидны…

Можно не сомневаться, что результаты переписи будут сфальсифицированы и на сей раз. Поэтому участие или неучастие в ней становятся такой же формальностью, как и при проводимых в РФ президентских и думских „выборах“. Но поддержка подобных мероприятий - есть прямая поддержка фальсификаторов. Массовый бойкот переписи станет для народа тестом на гражданскую зрелость и способность отстаивать свои права. Принципиальный отказ от участия в подобных акциях - дело национальной чести и гражданской совести народа».

Однако не все оппозиционеры поддерживали призывы к бойкоту, так например Илья Яшин , член бюро политсовета движения «Солидарность» заявил, что он не считает правильным бойкотировать перепись . Ряд экспертов видят иные проблемы, в частности политолог Сергей Гавров полагает, что переписи населения не способствовало общественное недоверие и разобщённость граждан .

Реакция на отказников

По закону участие в переписи в России является добровольным - пункт 4 статьи 1 закона «О Всероссийской переписи населения» называет участие во Всероссийской переписи населения «общественной обязанностью человека и гражданина» .

Согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 6 Закона, в случае отсутствия людей дома в течение всего периода проведения переписи или отказа сообщить сведения о себе, «сбор сведений о поле и возрасте (дате рождения) этих лиц может быть осуществлен путём их получения на основании административных данных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации» . Так глава Росстата Александр Суринов в интервью «Газете. Ru» заявил, что данные на тех, кто отказался от ответа на вопросы, и на тех, кто постоянно отсутствует, берутся из регистрации .

Были также сообщения в СМИ о том, как власти реагируют на отказавшихся от переписи :

Сообщается, что отказались участвовать в переписи 1,2 млн россиян .

РПЦ о переписи

По информации русской службы Би-би-си в Русской православной церкви назвали дискриминацией отсутствие в анкетах для переписи населения графы о вероисповедании. «Это дискриминация абсолютная. Как будто боятся узнать о религиозном состоянии нашего общества», - заявил глава патриаршей пресс-службы протоиерей Владимир Вигилянский . По его словам, для включения такой графы в анкету необходим «отказ от антирелигиозного мышления» .

Формы

В ходе переписи используются следующие формы:

  • Переписные листы - утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.12.2009 года № 1990-р
    • Л - Переписной лист - содержит 25 вопросов и заполняется на лиц, постоянно проживающих в помещении. На каждого человека заполняется отдельная форма Л
    • П - Переписной лист - содержит вопросы, характеризующие жилище (дом) в целом (раздел I), каждое жилое помещение (раздел II) и жилищные условия каждого домохозяйства, проживающего в этом жилом помещении (раздел III)
    • В - Переписной лист - по сокращённой программе, содержащейся в форме В, опрашиваются те, кто временно находился на территории России на момент счета населения и постоянно проживает за границей. Форма В рассчитана на восемь человек - по четыре человека на каждой стороне бланка
  • Контрольные и сопроводительные документы - утверждены приказом Росстата от 31.12.2009 года № 332
    • Обложка - обложка на переписные документы Отделяет переписные листы, заполненные в разных жилых помещениях. Обложка содержит краткую информацию о Всероссийской переписи населения 2010 года для переписчиков и респондентов, а также вспомогательную информацию по заполнению формы С и вопросов 1 и 3 формы Л
    • С - Список лиц - содержит адрес жилого помещения и список лиц, подлежащих Всероссийской переписи населения 2010 года. На постоянно (обычно) проживающих в этом помещении заполняется Таблица 1, а на временно находившихся в этом помещении на дату переписи населения и постоянно проживающих в другом месте - Таблица 2. Эти таблицы следует заполнить в каждом жилом помещении до начала опроса населения по переписным листам. Они служат для контроля, все ли проживающие в данном жилом помещении переписаны на соответствующих переписных листах, а также для проверки, правильно ли произведена запись проживающих по домохозяйствам
    • КС - Список лиц - для контроля за заполнением переписных листов Необходим для того, чтобы избежать двойного счета населения. Он составляется, если у человека два места жительства и для переписи выбрано то место жительства, где переписчик проводит опрос
    • СПР - Справка - о прохождении переписи Выдаётся по окончании опроса и заполнения переписного листа всем, кто не имеет места постоянного жительства - бездомным (они переписываются по форме Л), всем, на кого составлена форма В, а также тем лицам, имеющим не одно место жительства (на кого составлена форма КС), которые заявят, что в период до окончания переписи населения и контрольного обхода могут оказаться в другом месте жительства. Кроме того, форма СПР выдаётся при переписи населения отдалённых и труднодоступных территорий тем, кто намерен в период общего срока проведения переписи и контрольного обхода (с 14 по 29 октября 2010 года) выехать из труднодоступной территории во второе место жительства или переехать на новое место жительства
    Эта справка подтверждает факт прохождения переписи. Если во время переписи человек предъявит переписчику справку о том, что он уже переписан в другом месте, переписчик не должен опрашивать таких людей повторно и вносить информацию о них в переписные листы на своем счётном участке
    • Н - Сопроводительный бланк - технический документ, на котором записываются данные о счётном участке в целом (когда счётный участок состоит из одного населённого пункта или состоит только из части населённого пункта) или данные о части счётного участка, относящиеся к одному населённому пункту (когда счётный участок состоит из нескольких населённых пунктов)
  • Прочее

Кроме того утверждены следующие методологические документы :

    Форма СПР

Обработка данных

Обработка полученных сведений, формирование итогов, их публикация и распространение запланированы на 2010-2013 годы . Результаты было обещано опубликовать в интернете в открытом доступе. Окончательный срок обработки результатов - четвёртый квартал 2013 года .

Результаты переписи

Предварительные результаты

Согласно первым предварительным результатам, оглашённым в ноябре 2010 года, в России было переписано около 141,18 млн человек , в Москве - 11,7 млн человек . Волгограду удалось вернуться в число городов-миллионеров за счёт предшествующего присоединения близлежащих территорий, а сделавший такую же попытку Воронеж войти в их число не смог .

По данным опроса, проведённого ВЦИОМ , среди опрошенных 65 % были переписаны лично, 22 % - со слов родственников, 11 % - не были переписаны . Большинство опрошенных было переписано дома (92 %), а на переписной участок пришли 4 % опрошенных. В Москве и Санкт-Петербурге на переписной участок пришли 11 % из числа опрошенных .

Итоги переписи

По предварительным итогам переписи, оглашённым в марте 2011 года, население России составило 142 905 200 человек . За время, прошедшее с переписи 2002 года , Россия перешла по численности населения с 7 на 8 место в мире. Подведение окончательных итогов переписи было проведено в четвёртом квартале 2013 года .

Общие затраты федерального бюджета на проведение переписи в течение шести лет предположительно составят 17 млрд рублей. Бо́льшую часть этих средств планируется потратить на выпуск итогов переписи в 11 томах, а также брошюр и атласов с результатами .

Памятные монеты и марки

Банк России объявил о выпуске со 2 августа 2010 года двух памятных монет , посвящённых переписи:

См. также

  • Медаль «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года»

Источники

  • Концепция по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года, Приложение к приказу Росстата

Примечания

  1. Портал Всероссийская перепись населения 2010 года. «Когда же узнаем точно»
  2. Хроника событий пробной переписи населения 2008 года Архивная копия от 4 августа 2010 на Wayback Machine
  3. Переписчиков научат переписывать
  4. Условия выплаты вознаграждения лицам, привлекаемым к подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года, подведению её итогов (приложение № 2 к приказу Министерства экономического развития Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации «Об определении условий оплаты труда и выплаты вознаграждения лицам, привлекаемым к подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года, подведению её итогов» от 17 марта 2010 года № 106/162н) (doc) (17 марта 2010 года). Проверено 28 октября 2010. Архивировано 6 июня 2012 года.
  5. Информация о ходе переписи населения по Фрунзенскому району // Официальный портал Администрации Санкт-Петербурга Архивная копия от 16 октября 2010 на Wayback Machine
  6. Как стать переписчиком?
  7. Текст письма аспирантам
  8. Перепись: перегибы на местах
  9. К. Муравьев. России важен каждый - Перепись населения-2010 для студентов (рус.) . Проверено 7 февраля 2018.
  10. Студентов научат считать Архивная копия от 15 октября 2010 на Wayback Machine
  11. Перепись: со слов и по глазам // Интерфакс
  12. Студенты о рабстве переписчиков: деньги не платят, зато автоматически записывают в «Единую Россию» // Newsru.com
  13. СМИ: перепись проводится с нарушениями - от присвоения денег до искажения данных // Newsru.com
  14. 9 обманов переписи // Труд № 195 от 19 октября 2010
  15. // Приказы МГГУ по Всероссийской переписи населения 2010 Архивная копия от 18 июля 2012 на Wayback Machine
  16. Суринов: в день начала переписи на работу не вышли 2 % переписчиков // РИА Новости
  17. Росстат продлил сроки переписи в двух подтопленных районах Кубани // РИА Новости
  18. Перепись-2010: Вопросов больше, чем ответов // РИА Новости
  19. Ограбивший женщину в Москве говорит, что не знал, что она переписчица // РИА Новости
  20. В интернете появился фальшивый сайт всероссийской переписи населения // Newsru.com
  21. В Челябинске совершено два нападения на переписчиков // РИА Новости
  22. Двух девочек в Оренбурге подозревают в краже под видом переписчиков // РИА Новости
  23. Три переписчика в Томской области получат страховые выплаты // РИА Новости
  24. Каспаров. Ru | «Другая Россия» призывали к бойкоту переписи<
  25. Lenta.ru: В России: Лимонов призвал бойкотировать перепись населения
  26. Молодые родители объявили бойкот переписи населения - НГС.НОВОСТИ
  27. Обманутые дольщики бойкотируют перепись населения - Газета. Ru
  28. Бойкот переписи
  29. Что хуже: перепись или выборы? , «Власть», № 42 (896), 25.10.2010.
  30. Переписи населения помешало русское недоверие (недоступная ссылка)

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «nikanovgorod.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «nikanovgorod.ru»