Склонение числительных. Склонение числительных Особенности склонения количественных числительных 40.90 100.1000

Подписаться
Вступай в сообщество «nikanovgorod.ru»!
ВКонтакте:

2. Собирательные числительные сочетаются со словами следующих групп˸ а) с существительными мужского рода (двое братьев, четверо учителей , но нельзя *трое сотрудниц, двое девочек ); б) с существительными, называющими лиц (трое ребят, четверо людей ); в) с существительными, имеющими лишь формы множественного числа (четверо суток, трое ножниц ). Существительные, относящиеся к последней группе, в именительном и винительном падежах не сочетаются с числительными, которые оканчиваются на 2, 3, 4˸ нельзя вслух прочитать конструкции типа 23 суток, 43 ножниц и т. п. Такие словосочетания возможны лишь в косвенных падежах, например˸ около двадцати двух суток, о семидесяти трех яслях и др.
Размещено на реф.рф
Собирательные числительные в сочетании с одушевленными существительными сохраняют свои формы во всех падежах, например˸ троих братьев, троим братьям (наряду с формами типа трех братьев, трем братьям ), а в сочетании с неодушевленными – только в именительном и винительном, в остальных падежах они заменяются количественными числительными˸ четверо суток, четырем суткам и др.

3. Слово оба изменяется по родам, точнее, имеет одну форму для мужского и среднего рода (оба ), а вторую форму – для женского (обе ). Это различие сохраняется и косвенных падежах, например˸ обоих студентов , но обеих преподавательниц .

4. Числительное полтора так же различает формы мужского-среднего рода (полтора ) и женского рода (полторы ), но лишь в именительном и винительном падежах˸ полтора дня, полторы чашки . В косвенных падежах это слово, независимо от рода, получает форму полутора ˸ полутора дней, полутора чашек .

5. Числительное тысяча имеет в творительном падеже два варианта – тысячью и тысячей , причем от выбора того или иного зависит форма существительного˸ тысячью книгами или тысячей книг . В последнее время и в книжной, и в разговорной речи все чаще встречаются словосочетания типа тысячью книг , в которых имя существительное употребляется в родительном падеже вместо требуемого творительного.

F Задание 9. Напишите числительные словами, поставьте их в соответствующем падеже.

1 Вариант ˸ 1) Работу нужно сдать к (28 декабря). 2) В соответствии со всеми (90) пунктами договора достигнуто соглашение.3) За период реформы количество колхозов и совхозов сократилось с (935) до (665). 4) Этот банк заманивал вкладчиков (200) процентами годовых. 5) Оптовой торговлей занимается свыше (36,6) (тысяча) предприятий, ведущих внешнеторговую деятельность. 6) Он отсутствовал 23 (сутки). 7) Древний календарный цикл измеряется 6 936 сутками. 8) Предложение принято 375 (голос) против 44 (голос). 9) Скоро мы будем отмечать 250-летие нашего города. 10) Троянская война проходила между 1260 – 1250 годами до н.э.

2 Вариант ˸ 1) В ᴇᴦο работе речь шла о 326 174 неучтенных минутах. 2) О (100) днях правления Наполеона написано немало книг. 3) Мы живем в 2003 году. 4) Он принес альбом с 1 742 марками. 5) Деревня находится в 187 километрах от города. 6) Корпорация провела опрос среди 600 руководителей. 7) На совещании приехало более 856 человек. 8) 400 депутатам были предоставлены особые полномочия. 9) Високосный год равняется 366 дням. 10) 300-летие Петербурга будет отмечаться в 2003 году.

Склонение числительных 40,90,100 - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Склонение числительных 40,90,100" 2015, 2017-2018.

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ

ТЕМА: «Склонение количественных числительных 40, 90, 100»

Цель: повторить склонение количественных числительных, познакомить учащихся со склонением числительных 40. 90, 100, продолжить работу над правильным употреблением числительных в речи.

Воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Развивать речь, мышление, память.

Оборудование: таблица склонения числительных 40,90, 100; ромашка с записанными на лепестках пословицами.

ХОД УРОКА.

1.Введение в урок.

В тетрадях записать число, классная работа.

НА ДОСКЕ:

У про рожа

Непро рный дом:

Ча в нем ножка

Ходит под лом.

Дорожит ножка

Чи тою ног

И личной ваксой

Чистит сапог.

Ребята, перед вами зашифрованное шуточное стихотворение. Рассмотрите запись и догадайтесь, какое числительное нужно вставить в прямоугольники.

Прочитайте то, что получилось.

Итак, числительное сто является одним из числительных, которые мы будем изучать сегодня на уроке.

2.Сообщение темы и цели урока.

Запишите тему: «Склонение количественных числительных 40, 90, 100»

Сегодня на уроке мы повторим склонение изученных числительных, рассмотрим особенности склонения числительных 40, 90, 100, будем тренироваться в употреблении числительных в речи.

3.Повторительная беседа.

Прежде чем приступить к новой теме, повторим материал прошлого урока.

Скажите, что обозначают количественные числительные?


На какой вопрос отвечают?

Как изменяются?

Как склоняются количественные числительные от 5 до 20 и 30?

(Склоняются, как существительное кость 3 склонения).

Как склоняются сложные числительные от 50 и далее?

(При склонении сложных числительных от 50 и далее изменяется каждая часть слова. Например, двести – двухсот – двумстам).

Просклоняйте числительное 375.

И. триста семьдесят пять.

Р. трехсот семидесяти пяти.

Д. тремстам семидесяти пяти.

В. триста семьдесят пять.

Т. тремястами семьюдесятью пятью.

П. о трехстах семидесяти пяти.

4.Новая тема.

Приступаем к изучению темы урока. К уроку я просила вас подготовить небольшие сообщения об истории числительных 40 и 90.

Послушаем их.

Выступления учащихся.

Вот такие интересные сведения мы узнали о числительных 40 и 90. Теперь познакомимся с их склонением и склонением числительного 100.

Рассмотрите таблицу.

Девяносто


Девяноста


Сколько форм образуют при склонении числительные 40, 90, 100?

Сравним ваш вывод со сведениями учебника. («Теория. Параграф 111. Стр.121).

Работа с учебником.

5.Закрепление.

1).Просклонять словосочетания, выделить окончания (по вариантам).

1 вариант – девяносто километров

2 вариант – сто рублей

3 вариант – сорок деревьев

ПРОВЕРКА.

Ребята, найдите среди прочитанных предложений поговорку и объясните ее смысл.

2)Упражнение 480.

1 вариант – 1 и 2 предложения;

2 вариант - 3 и 4 предложения.

ПРОВЕРКА.

6.Итог урока.

Итак, сегодня на уроке вы познакомились с особенностями склонения числительных 40, 90, 100, историей числительных 40 и 90. Учились употреблять числительные в речи. Оценки…

7.Домашнее задание: параграф 111, найти сведения о или Буйском районе, где употребляются числительные. Записать в тетрадь 6-7 предложений.

Числительное девяносто.

Числительное 90 имеется только у восточных славян. В памятниках отмечается с 14 века. У всех славян число 90, как и название десятков от 20 до 80,обозначалось сочетанием слов – девять десятков, что сохранилось в большинстве славянских языков.

Восточные славяне унаследовали название количества 90 (девятый десяток), как полагают, в связи с тем, что в древности считали девятками. Остатки этого счета можно найти в русских сказках: в тридевятом царстве, за тридевять земель.


Название «девятый десяток» подверглось существенным звуковым изменениям на восточно-славянской почве. Оно испытало влияние других числительных. Первая часть слова «девятый» стала звучать подобно девять, а вторая «десяток» была сближена с числительным сто.

Числительное сорок.

Слово сорок в Древней Руси было именем существительным. Оно означало «мешок». Мешок с сорока соболями служил . В один сорок (то есть мешок) вкладывали четыре десятка собольих или беличьих шкурок, что составляло набор на целую шубу. Таким образом, сорок - сначала мешок, затем – мешок с сорока соболями (или белками) и, наконец, числительное сорок.

Количественные числительные обозначают количество предметов (две тетради, шесть учеников) или отвлеченное число (три, десять, сорок два).

Количественные числительные отвечают на вопрос сколько?

Изменяются по падежам, но не имеют рода (кроме слов один, два) и числа (кроме слова один).

Количественные числительные обозначают количество предметов (две тетради, шесть учеников) или отвлеченное число (три, десять, сорок два).

Количественные числительные отвечают на вопрос сколько?

Изменяются по падежам, но не имеют рода (кроме слов один, два) и числа (кроме слова один).

Количественные числительные от 5 до 20 и 30 склоняются, как существительное кость 3 склонения.

При склонении сложных числительных от 50 и далее изменяется каждая часть слова. Например, двести – двухсот – двумстам.

Количественные числительные обозначают количество предметов (две тетради, шесть учеников) или отвлеченное число (три, десять, сорок два).

Количественные числительные отвечают на вопрос сколько?

Изменяются по падежам, но не имеют рода (кроме слов один, два) и числа (кроме слова один).

Количественные числительные от 5 до 20 и 30 склоняются, как существительное кость 3 склонения.

При склонении сложных числительных от 50 и далее изменяется каждая часть слова. Например, двести – двухсот – двумстам.

1.До станции оставалось не менее сорок… верст.

2.Не ищи ст… рублей, а ищи ст.. друзей.

3.Все палатки были заняты девяност… пятью туристами, прибывшими в лагерь накануне.

4.Сорок… лучшим выпускникам школы вручили почетные грамоты.

5. Вес тела благородного оленя достигает ст… девяност… двух килограммов.

1.До станции оставалось не менее сорок… верст.

2.Не ищи ст… рублей, а ищи ст.. друзей.

3.Все палатки были заняты девяност… пятью туристами, прибывшими в лагерь накануне.

4.Сорок… лучшим выпускникам школы вручили почетные грамоты.

5. Вес тела благородного оленя достигает ст… девяност… двух килограммов.

1.До станции оставалось не менее сорок… верст.

2.Не ищи ст… рублей, а ищи ст.. друзей.

3.Все палатки были заняты девяност… пятью туристами, прибывшими в лагерь накануне.

4.Сорок… лучшим выпускникам школы вручили почетные грамоты.

5. Вес тела благородного оленя достигает ст… девяност… двух килограммов.

3.4 Числительные полтора, полтораста имеют только две формы :

И. В. п. – полтора, полтораста; Р.Д.Т.П.п. – полутора, полутораста

3.5 Количественное числительное один изменяется по родам, числам, падежам: один день, одна мысль, одно слово.

3.6 Числительные тысяча, миллион, миллиард, биллион, триллион имеют род, число, склоняются как существительные.

3.7 При склонении дробных числительных изменяются обе части и существительное стоит в род. падеже: три пятых метра – трём пятым метра.

3.8 Порядковые числительные склоняются как прилагательные : седьмой день – к седьмому дню.

При склонении составных порядковых числительных изменяется только последнее слово: две тысячи двенадцатый год – в две тысячи двенадцатом году .

IV.МЕСТОИМЕНИЕ.

4.1 К личным местоимениям 3 л. прибавляется н после предлогов: без, в, для, к, на, на: над ним, к ней. После производных предлогов не требуется начальный н: вопреки ему, вслед им, подобно ей. Это не относится к предлогам, требующим род. п.: впереди него, около неё.

4.2 Местоимения ты, вы связаны с речевым этикетом .

4.3 Местоимение свой часто заменяет притяжательные местоимения (мой, твой, ваш, его, её и т.д.). Необходимо следить, чтобы не возникала двусмысленность: Ему велели отнести вещи Ирины к себе (к Ирине? к нему?)

4.4 Местоимения должны быть согласованы в роде, числе и падеже со словами, которые они замещают. Неправильно: Молодёжь боялась, что их не поймут.

4.5 Нельзя повторять указательные и личные местоимения : Когда он был там, он увидел лису.

4.6 Недопустим пропуск возвратного местоимения во фразеологических сочетаниях представить себе, хорош собой: Не могу представить, как это получилось.

4.7 Форма местоимения сама в вин. п. имеет два варианта: самоё (книжный) и саму: бояться самоё себя, любить саму Ольгу.

V. ГЛАГОЛ

5.1 Необходимо правильно употреблять недостаточные глаголы, у которых

отсутствует форма 1 л.: победить, убедить, очутиться, ощутить, чудить,

дерзать, дудеть, гудеть, обессмертить, ерундить, шкодить, телиться, течь,

ржаветь и др.

5.2 Необходимо правильно употреблять изобилующие глаголы: полоскать,

кудахтать, мурлыкать, капать, двигать, плескать, рыскать, колыхаться,

брызгать и т.д. Они предполагают 2 формы наст. вр.: полоскают и полощут.

Первая форма носит разговорный оттенок. Иногда двойные формы выражают

смысловую дифференциацию: брызгает – спрыскивает, окропляет; брызжет –

разлетается каплями, разбрасывает капли.

Склонение числительных 50-80

Внимание! Не забывайте, что эти числительные фактически имеют в своем составе два числа: "пять десят", "шесть десят" и так далее. При склонении изменяются обе части!

И.п. У меня есть пятьдесят рублей.

Р.п. У меня нет пятидесяти рублей.

Д.п. Сумма равна пятидесяти рублям.

В.п. Я заплатил пятьдесят рублей.

Т.п. Я пришёл с пятьюдесятью рублями.

П.п. Я говорю о пятидесяти рублях.

Склонение числительных 40, 90, 100

И.п. У меня есть сорок рублей.

Р.п. У меня нет сорока рублей.

Д.п. Сумма равна сорока рублям.

В.п. Я заплатил сорок рублей.

Т.п. Я пришёл с сорока рублями.

П.п. Я говорю о сорока рублях.

9. Склонение числительных
50, 60, 70, 80, 200, 300, 400, 500, 600, 700, 800, 900.
В сложных числительных от пятидесяти до восьмидесяти и от двухсот до девятисот склоняются обе части слова.

Падеж 50-80 200-400 500-900
И. пятьдесят двести пятьсот
Р. пятидесяти двухсот пятисот
Д. пятидесяти двумстам пятистам
В. пятьдесят двести пятьсот
Т. пятьюдесятью двумястами пятьюстами
П. о пятидесяти о двухстах о пятистах
Падеж
И. сорок девяносто сто
Р. сорока девяноста ста
Д. сорока девяноста ста
В. сорок девяносто сто
Т. сорока девяноста ста
П. о сорока о девяноста о ста

Слово тысяча склоняется, как существительное женского рода на -а; слова миллион и миллиард склоняются, как существительные мужского рода с основой на согласный.

И-В Шестьсот Девятьсот Триста Четыреста
Р Шестисот Девятисот Трехсот Четырехсот
Д Шестистам Девятистам Тремстам Четыремстам
Т Шестьюстами Девятьюстами Тремястами Четырьмястами
П О шестистах О девятистах О трехстах О четырехстах
И - полтора Р - полутора Д - полуторам В - полтора Т - полуторами П - о полуторах И - полтораста Р - полтораста Д - полторастам В - полтораста Т - полторастами П - о полторастах


11.
Порядковые числительные образуются от корней количественных числительных: пять пятый, семь седьмой, двадцать двадцатый, двадцать три двадцать третий, двести двухсотый, девяносто тысяч девяностотысячный . Только порядковые числительные первый и второй образованы от других корней, чем соответствующие им количественные числительные (один, два ).
Порядковые числительные изменяются по родам и числам и склоняются по образцу прилагательных. Слово третий склоняется, как лисий ; остальные порядковые числительные склоняются, как полные прилагательные с твёрдой основой. Все порядковые числительные согласуются с существительными, к которым они относятся, например: пятый год, пятая зима, пятое лето .
В составных порядковых числительных склоняется только последнее числительное.
И. тысяча девятьсот тридцать восьмой
Р. тысяча девятьсот тридцать восьмого
Д. тысяча девятьсот тридцать восьмому и т. д.

Порядковое числительное в названиях событий, праздников после слов праздник, дата, день ставится в именительном падеже и пишется с большой буквы:

Мы готовимся к празднику Восьмое марта.

12. Местоиме́ние (лат. pronomen) - часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их
13. Местоимения


14.
Глагол - самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать и обозначает
действие,
состояние,
отношение

Изменение глаголов
Глаголы изменяются по наклонениям, которых три:
изъявительное: Мы смотрим фильм. Пароход пришёл вчера. Мы будем писать сочинение;
условное (сослагательное) : Я пошёл бы в бассейн, если бы мне предложили. Знал бы прикуп - жил бы в Сочи;
повелительное: Семь раз отмерь - один отрежь; Век живи - век учись.
15. Правописание личных окончаний глаголов

С ударными окончаниями глаголов все понятно. Буква под ударением и является проверочной:

Слова кипеть , кипишь , следишь и так далее – ударные окончания. Они пишутся так же, как произносятся (слышатся).

В безударных окончаниях глаголов правописание букв е и и определяются по неопределенной форме этих глаголов:

Глаголы оканчивающиеся на –ить относятся ко II спряжению: помнить ,гладить .

Все остальные глаголы относятся к I спряжению, а именно глаголы в неопределенной форме оканчивающиеся на

-ать, -оть,

-ять, -ыть

-еть, -уть.

Но существуют глаголы – исключения, относящиеся ко II спряжению, которые надо запомнить. Легче всего их запомнить с помощью стишка:

Гнать, держать, смотреть и видеть,

Дышать, слышать, ненавидеть,

И зависеть, и вертеть,

И обидеть, и терпеть,

Вы запомните друзья,

Их на –е спрягать нельзя.

Составим таблицу безударных окончаний глаголов:

Есть разноспрягаемые глаголы, например, глаголы – бежать и хотеть. Давайте рассмотрим их окончания:

Я хочу, бегу

Ты хочешь, бежишь

он хочет, бежит

Мы хотим, бежим

Вы хотите, бежите

Они хотят, бегут

В русском языке есть глаголы, которые не употребляются в 1-м лице единственного числа.

Например, глагол победить . Вместо первого лица единственного числа, говорят:

Я хочу победить или я постараюсь победить .

Итак, для того, чтобы проверить правильность написания окончания глагола, следует рассуждать следующим образом:

1. Определяем окончание глагола (ударное или безударное).

Если ударное, то это и есть проверка. Если безударное, рассуждаем дальше.

2. Ставим глагол в неопределенную форму и проверяем его окончание:

Если глагол оканчивается на –ить, то это глагол II спряжения – пишем в окончании –и, а если глагол в 3 лице множественного числа, то пишем –ат или –ят .

3. Проверяем, не входит ли глагол в список исключений на –ать и–еть .

Если входит, то это глагол II спряжения, в окончании пишем –и :

ненавидеть – ненавидишь – ненавидит .

Если не входит, то это глагол I спряжения, в окончании пишем –е, а если глагол в 3 лице множественного числа, то пишем –ут или–ют .

Например:

Закрут..шь .

Этот глагол стоит в будущем времени, во 2-м лице и в единственном числе:

1. Окончание безударное.

2. В неопределенной форме – закрутить – окончание –ить – это II спряжение, в окончании пишем–и : закрутишь .

Завис..т .

Этот глагол в настоящем времени, в 3 лице, множественного числа:

1. Окончание безударное.

2. В неопределенной форме – зависеть – окончание –еть .

3. Глагол входит в список исключений – это II спряжение, глагол в 3 лице, множественного числа, окончание –ят: зависят .


16.
В русском языке к разноспрягаемым относятся глаголы ХОТЕТЬ и БЕЖАТЬ, а также образованные от этих слов при помощи приставок, суффикса -СЯ глаголы: ЗАХОТЕТЬ, ХОТЕТЬСЯ, ПОБЕЖАТЬ, СБЕЖАТЬ, СБЕЖАТЬСЯ, ПОДБЕЖАТЬ и т. п. Разноспрягаемыми они называются потому, что при их спряжении у них в одних формах окончания глаголов 1-го спряжения, а в других – окончания 2-го спряжения. В частности, глагол хотеть в единственном числе имеет окончания 1-го спряжения, а во множественном – окончания 2-го спряжения, а у глагола БЕЖАТЬ во всех формах окончания 2-го спряжения и только в форме 3-го лица множественного числа – окончание 1-го спряжения.
17.
Одни языковеды считают причастия особой формой глагола, другие - самостоятельной частью речи.

Причастие - особая форма глагола (или самостоятельная часть речи), которая обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола и отвечает на вопрос какой? (какая? какое? какие? )

Причастия, как и прилагательные, согласуются с существительным в числе, роде (в единственном числе) и падеже.

Начальная форма причастия такая же, что и у прилагательного, - единственное число, мужской род, именительный падеж: бежавший, строивший, раскрытый.

Название: Склонение числительных .

Имя числительное - самостоятельная часть речи, обозначающая число, количество и порядок предметов. Отвечает на вопросы: Сколько? Который? Какой?

Числительные делятся на три лексико-грамматических разряда:
1. Собирательные (оба, двое, пятеро)
2. Количественные (два, пять, двадцать, пятьдесят, двести, триста пятьдесят один)
3. Порядковые (первый, второй, сотый).

При этом в количественные числительные входят определённо-количественные и неопределённо-количественные числительные. Первые обозначают определённое количество единиц (два, четыре, пятнадцать, полтораста, двести), вторые - неопределённое количество единиц; к ним относятся слова мало, немало, много, немного, а также местоименные числительные несколько, сколько, сколько-нибудь, сколько-то, столько.

Количественные числительные обозначают собственно количество, а собирательные - количество как совокупность: в комнате четыре мальчика, у троих темные волосы.

Склонение числительных пять, шесть, семь, восемь, девять происходит по образцу существительных третьего склонения (ночь, тень)

Но: творительный падеж: восьмью и восемью.

-дцать , такие как одиннадцать, двенадцать, тридцать и другие склоняются следующим образом:

Числительные, оканчивающиеся на -десят , такие как пятьдесят, шестьдесят и др., склоняются следующим образом:

Но: творительный падеж - восьмьюдесятью и восемьюдесятью

В сложных числительных от пятидесяти до восьмидесяти и от двухсот до девятисот склоняются обе части слова.

Склонение числительных 40, 90, 100.

Склонение собирательных числительных оба, обе

Склонение количественных числительных

B составных количественных числительных склоняются все образующие их слова, а имена существительные, обозначающие исчисляемые предметы, во всех падежах, кроме именительного и винительного, согласуются с числительным в падеже.
Например: серия пособий с тремястами шестьюдесятью семью рисунками.
Но: в пособии триста шестьдесят семь рисунков (шестьдесят три рисунка).

Слово тысяча склоняется, как существительное женского рода на -а; слова миллион и миллиард склоняются, как существительные мужского рода с основой на согласный.

Памятка :

Числительные сорок, девяносто и сто имеют только две формы: сорок, девяносто, сто (и. п., в. п.) и сорока, девяноста, ста (во всех остальных падежах). Поэтому правильно: с девяноста рублями, о сорока учениках, со ста проблемами, а НЕ *с девяностами рублями, о сороках учениках, со стами проблемами.

Числительное полтора имеет две формы именительного падежа – полтора (м. р. и с. р.) и полторы (ж. р.): полтора литра, полтора бревна, полторы жизни. Форма всех косвенных падежей (кроме винительного) – полутора. Правильно: о полутора днях, а НЕ *о полуторах днях, *полторах днях.

ПРАВИЛЬНО: До скольких работает библиотека? Она работает до стольких-то, НЕ *до скольки, до стольки-то.

ПРАВИЛЬНО: тысяче сотрудников, миллиону сотрудников, трем тысячам сотрудников (д. п.), тысячей сотрудников, миллионом сотрудников, тремя тысячами сотрудников, тысячью сотрудниками и одной тысячей сотрудников (т. п.).
ПРАВИЛЬНО: обратиться к двадцати пяти тысячам студентов, но обратиться к двадцати пяти тысячам ста студентам.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «nikanovgorod.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «nikanovgorod.ru»