Расписание храма ильи пророка в обыденном переулке. Расписание богослужений в храме святого ильи пророка в обыденском переулке

Подписаться
Вступай в сообщество «nikanovgorod.ru»!
ВКонтакте:

Одно из самых почитаемых почитаемое святых мест в Москве, широко известных среди верующих людей — Храм Ильи Пророка в Обыденском переулке. Сегодня – это красивое архитектурное строение с белыми колоннами и внушительных размеров куполами. А когда-то на его месте стояла небольшая деревянная церковь пророка Ильи, в которой находили духовное утешение жители близлежащего ремесленнического селения и его окрестностей. Обыденский переулок хранит богатую историю храма.

Храмовая история насчитывает четыре столетия. За это время строение пережило множество событий, хоть изначально задумывалось как временное. 16 век был смутным временем для России.

За это время столица увидела немало пожаров и бунтов, в результате которых было разрушено много строений. Место возведения храма — небольшой ремесленнический район, в котором проживали и работали мастера строители. В район, где находится церковь Ильи пророка,.по воде переправлялась древесина и строительные материалы, из которых наскоро сколачивали срубы, после чего повторно перепродавали их.

Так как в смутное время многие люди за один день могли остаться без жилья, такое ремесло процветало. Срубы домов сколачивали на скорую руку. Переулок, в котором работали такие мастера, получил наименование Обыденный.

В числе прочих деревянных построек в переулке была отстроена небольшая деревянная церковь, названная в честь пророка Ильи. Точная дата строительства неизвестна, но есть предположение, что деревянная церковь была возведена в 1592 году. Место довольно быстро стало популярным среди православных людей, его начали посещать массово практически сразу после завершения строительства. По названию церкви стали Ильинскими, а за тем и Обыденскими называть три переулка, ведущих к святыне.

С тех пор святое место стало центром многих городских событий. Например, в 1612 году в смутное время у стен храма проводилась молитва духовенства и ополченцев, которые подверглись изгнанию еретиков-иноземцев, попавших в немилость к горожанам за осквернение местных святынь, хранившихся в Кремле.

Данный храм всегда пользовался большой популярностью как среди местных жителей, так и приезжих из прилегающих столичных окрестностей. Для того, чтобы совершить молитву в храме пророка Ильи в Москве, люди иногда преодолевали немалое расстояние.

Особенно много прихожан было во времена засухи, когда крестьяне терпели большие убытки из-за погоды. Большой приплыв прихожан отмечался в день памяти пророка Ильи. В дни двунадесятых праздников при совершении массовых молитв храм посещали даже члены царской семьи.

Перестройка храма

В 1702 году строение обрело новую жизнь, а точнее — деревянные шаткие стены церкви были снесены, а на их месте воздвигнуты новые, каменные. Алтарная часть новой постройки была заложена по распространенному в то время принципу — «восьмерик на четверике».

Строение именно в таком виде сохранилось до наших дней, пронеся сквозь столетия дух древности и первоначальной атмосферы. В этом здании богослужения ведутся на протяжении более трех сотен лет.

Это интересно! Инициатива заложить новые, каменные храмовые стены принадлежала местным культурным деятелям — думному дьяку Гавриилу Феодоровичу и его брату, комиссару Василию Феодоровичу. Так как эти люди выступили главными меценатами и спонсорами, в их честь при входе в храм установлены две большие мемориальные доски.

Надо отметить, что на протяжении более трех сотен лет была предпринята не одна попытка закрыть храм или вообще разрушить его. В периоды, когда многие люди отрекались от бога, а представители власти выдавали указания о прекращении деятельности местного духовенства, всегда находились группы верующих людей, которым удавалось отстоять право святыни на существование. Так, например, в 1930 году, когда по всей территории Советского Союза массово уничтожались и закрывались храмы, верующие активисты отстояли святыню и сохранили её в первоначальном виде.

Известно также, что власти собирались закрыть храм в 1941 году. Закрытие планировалось на великий для всех верующих людей день — 22 июня, когда православные христиане почитают память Всех святых. По роковому стечению обстоятельств как раз в этот день началась война, так что правительственным планам и на этот раз было не суждено осуществиться.

Ввиду трагических военных событий по всей территории России распадались и переставали существовать многие православные общины. Часто представители общин верующих, которые были в столице и ее окрестностях, приходили в храм Ильи пророка в Обыденском переулке.

Важно! Местное духовенство всегда с гостеприимством и истинным христианским теплом принимало беженцев. Представители каждой общины благополучно вливались в число прихожан храма, получали кров, еду и убежище, одновременно пополняя местные храмовые традиции своими.

Таким образом за период 20 столетия в данном храме появилось много новых, интересных традиций, так что сегодня эта святыня является настоящей исторической и культурной достопримечательностью. Каждый человек, посетивший данное место, почувствует не только прилив сил и энергии, а также и живой интерес к изучению и познанию чего-то нового.

Так некогда временная деревянная церковь, которая изначально возводилась лишь для небольшой ремесленнической общины, со временем превратилась в настоящий архитектурный шедевр, наполненный духовностью и христианскими традициями древнего русского православия.

Расписание богослужений

Планируя посетить храм пророка Божия Илии в Обыденском переулке, необходимо сначала ознакомиться с расписанием богослужений. Как правило, утренняя служба начинается в 7.00 утра по воскресеньям. Во все остальные дни приходит на утреннюю службу можно на 9.00 утра.

Вечернее богослужение ежедневно начинается в 17.00, в разные дни его проводят поочередно разные священники (Роман, Андрей, Тимофей, Георгий или Алексий). К каждому из них после служения можно подойти с личным вопросом, служители храма обязательно проведут беседу со всеми желающими и будут находиться в зале до тех пор, пока каждый человек не получит ответы на интересующие вопросы.

В большие праздничные дни в церкви пророка проводится всенощное бдение. В такое время ночную службу ведут сразу несколько или все священники. Планируя приехать в храм на служение, следует распределять время так, чтобы успеть перед началом службы купить свечи, иконки, косынки и все нужные атрибуты.

Внимание! На официальном сайте размещено расписание богослужений, где указано, какому празднику посвящена литургия или вечерня, память какого святого почитается в этот день.

Храмовые святыни

На территории находится множество икон, каждая из которых представляет собой большую ценность. Здесь собраны оригинальные иконы и списки, созданные в разное время. Наиболее популярные из них — Чудотворная икона «Нечаянная Радость», а также Казанская икона Божией Матери.

Вчисле прочих пользующихся популярностью святынь можно перечислить такие:

  • образ святого пророка Ильи;
  • лик великомученицы Варвары;
  • икона святого мученика римского Иоанна Воина;
  • усекновение главы Иоанна Предтечи;
  • образ Николая Чудотворца;
  • лик святой мученицы Екатерины;
  • икона Богородицы «Владимирская»;
  • Взыскание погибших;
  • образ серафима Саровского;
  • Благовещение пресвятой Девы.

Полезное видео

Подведем итоги

Это далеко не весь список святых икон, которые помогают людям, исцеляют болезни. Храм святого Илии пророка – это святое место, где можно найти успокоение и понимание, получить ответы на многие животрепещущие вопросы и побыть наедине со своими мыслями.

Храм Ильи Пророка Обыденного - церковь, которая располагается неподалёку от храма Христа Спасителя. Она построена в архитектурном стиле барокко при поддержке зодчего И. Зарудного ещё в 1702 году.

Этот храм весьма популярен и каждый год собирает огромное число прихожан.

Историческая справка

Современный храм был воздвигнут на том месте, где раньше возвышалась небольшая церквушка, построенная из дерева. Считается, что первую церковь на этом месте построили ещё в XV веке. Архитектурный стиль - барокко. Подобные сооружения того времени зачастую строились в этом стиле.

Имеется предание, что в далёкие времена мимо того места, где в данный момент располагается святыня, проезжал князь. Как раз в это время беспричинно поднялась буря и началась очень сильная гроза. В этот момент князь пообещал, что если он останется в живых, то в этом месте будет воздвигнут храм, который будет назван в честь Ильи Пророка. Полагаясь на некоторые документы, можно предположить, что церковь эта была построена примерно в 1592 году, однако точных данных её возведения не имеется. Церковь стали именовать обыденной , потому как она была построена «обыдень», что на языке Древней Руси означало за один день.

Следует отметить, что название храма сохранилось с давних пор. Эта церковь всегда пользовалась особым почтением среди прихожан. Опираясь на исторические факты, можно предположить, что в период засухи и ненастий вокруг неё проводили крестные ходы. В их главе был и царь. Только в 1702 году деревянная церковь была заменена на каменную.

Строителями новой святыни стали братья Деревнины. Примечательно, что архитектура сооружения оставалась неизменной, лишь со временем были достроены некоторые приделы к церкви. Главный придел был посвящён Святому пророку Илье, другие - святым Петру и Павлу и пророчице и мученице Анне и Симеону Богоприимцу.

Этот храм стал пристанищем множества святынь, которые привозили из других храмов и соборов, подвергшихся влиянию советских властей и закрывшихся. Церковные служители и прихожане смогли отстоять церковь. Согласно старым преданиям, в 1941 году её хотели закрыть , однако сделать этого не получилось тоже, потому как началась война.

Святыни в храме в Обыденском переулке

Там, где находится церковь Ильи Пророка присутствует множество святынь. К одним из самых значимых относят:

  • Чудотворный лик Богоматери - , - чудотворный образ с интересной историей написания. Многие прихожане приходят помолиться к этой иконе.
  • Икона Божией Матери «Феодоровская», ей преклоняются многие женщины, пытающиеся зачать ребёнка. Как правило, она помогает забеременеть и облегчает роды, приносит счастье в семью и защищает от болезней.
  • Лик Богоматери «Казанская» помогает укреплять семьи, защищает солдат в местах военных действий и помогает найти праведный путь и встать на путь исправления.
  • «Владимирская» икона Богоматери, у которой просят о нахождении пути истинного, укреплении веры, духа и исцелении от болезней физического плана.

Все эти святыни обладают чудодейственными силами, поэтому многие прихожане идут в эту церковь. Кроме этого, в храме располагаются частицы мощей Серафима Саровского и Сергия Радонежского, перед которыми хотят преклониться многие люди и паломники, собирающиеся со всей страны.

Церковь открывает свои двери для всех желающих каждый день с 8 утра и до 10 часов вечера.

Расписание богослужений

Как уже было упомянуто, свои двери это здание открывает ежедневно в восемь утра. Многие прихожане желают посетить эту святыню. Богослужения проводятся по определённому расписанию:

  • В будние дни каждый день службы проводятся в 7:40 утром и в 17:00 вечером.
  • В выходные и праздничные дни проводят литургии в утренние часы - 7:00 и 10:00.
  • По понедельникам осуществляют богослужение с акафистом пророку Илии.

Помимо этого, в церкви проводят обряды Венчания и Крещения. По окончании Литургии прихожане могут заказать различные молебны и панихиды.

Местонахождение святыни

Храм располагается в Обыденском переулке. Его адрес: 2-ой Обыденский переулок, д. 6. Добраться до этого места можно на автобусе или на троллейбусе. Всё зависит от того, из какого района Москвы нужно ехать.

Номера автобусов, которые ходят до места: 255, 05, 6. Номера троллейбусов: 1, 33, 31, 15, 44, 1. Как добраться до храма, можно посмотреть и на карте Москвы. Сперва ехать надо до метро «Кропоткинская», «Боровицкая» или «Парк культуры».

По возможности каждому стоит посетить эту удивительную старинную церковь, которая обладает уникальной и чудодейственной энергетикой.

Престолы.

главный - святого пророка Илии, приделы - апостолов Петра и Павла, святых праведных Симеона Богоприимца и Анны пророчицы.

История.

Деревянный храм был построен ок. 1592 г. (в один день - «обыдень» - отсюда устоявшееся название). Существующий каменный храм построен в 1702 г. (архит. И. Зарудный) на средства думного дьяка Феодора Деревнина; колокольня и трапезная - в 1868 г. (архитектор А. Каминский) и освящены свт. Иннокентием, митр. Московским.

Храм не закрывался и имел доброе духовное устроение, в связи с чем в него перешли монахини и послушницы Зачатьевского женского монастыря, многие прихожане закрытых при советской власти храмов - Маросейского храма свт. Николая в Клениках, свт. Николая в Плотниках, св. прп. Сергия в Пушкарях и других московских церквей. В храме служили много лет такие известные священнослужители, как протоиерей Виталий Лукашевич, протоиерей Александр Толгский, протоиерей Николай Тихомиров, протоиерей Александр Егоров, протоиерей Владимир Смирнов, протодиакон Николай Орфенов.

В 1990-х гг. община храма выпустила в свет ряд изданий по истории храма. Прихожанами храма опубликована серия церковно-краеведческих статей в различных изданиях, собираемых в церковноприходской библиотеке.

Святыни.

Чудотворная икона Божией Матери «Нечаянная Радость», чтимые иконы Божией Матери Владимирская, Феодоровская;
иконы местного ряда главного иконостаса: Спас Нерукотворный, «Огненное восхождение св. пророка Илии» с житием, Казанская икона Божией Матери (сер. XVII в., Симон Ушаков и его ученики), усекновение главы Иоанна Предтечи; иконы сщмч. Ермогена, прп. Сергия Радонежского, прп. Серафима Саровского с частицами мощей; частицы мощей священноисповедника Российского свт. Афанасия Ковровского, ковчеги со свв. мощами.

Ежедневно - утреня и Литургия в 8.00, вечернее богослужение в 17.00, по праздникам - Литургия в 7.00 и в 10.00. Особые богослужения в 17.00: понедельник - вечерня с акафистом преподобному Серафиму Саровскому и с водосвятным молебном, в среду - вечерня с акафистом пророку Илии и с водосвятным молебном, в пятницу - с акафистом чудотворной иконе Божией Матери «Нечаянная Радость».

Храм открыт в течение всего дня. При приходе с 1990 г. действуют: воскресная церковноприходская школа для детей и взрослых; церковноприходская библиотека, являющаяся одной из крупнейших в Москве, общедоступный лекторий «Московские святыни и московское благочестие».

Сайт: http://www.ilia-obydenny.ru

Паломнические поездки к Храму пророка Илии в Обыденском переулке в г. Москва

  • Поездка из Москвы в Храм пророка Илии в Обыденском переулке в г. Москва
  • Поездка из Клина в Храм пророка Илии в Обыденском переулке в г. Москва
  • Поездка из Твери в Храм пророка Илии в Обыденском переулке в г. Москва
  • Поездка из Хабаровска в Храм пророка Илии в Обыденском переулке в г. Москва

Храм Воскресения Словущего на Остоженке

В центре Москвы, недалеко от Кремля, возрождается древнейшая святыня – Зачатьевский женский монастырь, первая девичья обитель в Москве, основанная святителем Алексием, Митрополитом Московским, и его родными сестрами, преподобными игуменией Иулианией и монахиней Евпраксией. Монастырь имел общежительный устав и служил образцом для других женских обителей столицы. В народе это место прославилось как подающее благодать чадородия. Многие знатные и простые люди приходили в обитель испросить у Господа рождение чада. С XVIII в. в обители особо почиталась икона Пресвятой Богородицы «Милостивая» (день празднования – 12/25 ноября), явившая многочисленные чудеса благодатной помощи верующим.

В 1925 г. монастырь был закрыт, монастырский собор взорван, другие храмы и строения разрушены или перестроены, насельницы изгнаны.

В 1992 г. началось возрождение обители, а 5 мая 1995 г. Указом Святейшего Патриарха Алексия II и решением Священного Синода обители был возращен статус монастыря.

25 ноября 2010 г., в год 650-летия основания обители, Святейший Патриарх Кирилл совершил Великое освящение воссозданного Богородице — Рождественского собора.

С XVI в. на землях Зачатьевской слободы существовал приписной храм Воскресения Словущего, в документах XVIII – XIX вв. значившийся как « церковь Воскресения Христова Новое». Впервые «Церковь Воскресения Христова зовомо Новое, у Зачатейского монастыря» упоминается в окладной книге Патриаршего приказа за 1624/1625 г.: «по окладу дани рубль 8 деньги платил поп Давид».

Основное население слободы в это время составляли монастырские священнослужители и причетники, а также монастырские крестьяне. Приходскими храмами слободы были церкви Воскресения Словущего на Остоженке и Николы в Киевцах. В правление Федора Алексеевича в монастыре ведется активное строительство, в 1670 – 1690 гг.перестраиваются в кирпиче остоженские церкви, среди которых и церковь Воскресения Нового (1683).

Сквер на Остоженке. 2013 г.

Храм стоял как бы на мысу, ограниченном Остоженкой и 1-м и 2-м Зачатьевскими переулками, его местоположение примерно совпадало с территорией современного сквера. Помимо самого церковного здания на участке владения храма имелись и другие каменные и деревянные постройки. Все они, кроме дома № 17 по ул. Остоженка, также принадлежащего Воскресенской церкви, не сохранились.

В конце XVII в. Воскресенский храм был кирпичным, пятиглавым, имел трапезную часть с приделом в честь Покрова Божией Матери и шатровой колокольней. Однако трапезная и колокольня, по-видимому, нуждались в перестройке. Рост числа жителей в приходе также требовал расширения церкви.

Священником Георгием Васильевым и прихожанами Воскресенской церкви был начат сбор средств на ремонт храма. Январем 1800 г. датировано дело московской консистории «По прошению священника и прихожан о дозволении перестроить внове трапезу при оной церкви». По просьбе прихожан, жертвовавших деньги на перестройку, в храме был устроен второй придел, в честь великомученицы Варвары.

После перестройки церковь приобрела симметричную в плане композицию. Была расширена трапезная часть с Покровским приделом, появились второй придел в честь великомученицы Варвары и красивая стройная колокольня в стиле классицизма. Все фасады церкви получили единую декоративную обработку также с элементами классицизма.

Такая композиция плана приходской церкви при сохранении древнего основного объема значительно увеличивала ее площадь. Храм был разграблен французами в 1812 г. и пострадал от пожара, как почти вся застройка Зачатьевской слободы.

1825 г. датируется дело о разрешении священнику церкви Воскресения Христова Пречистенского сорока Георгию Васильеву (он был настоятелем этого храма более 25 лет) отремонтировать, покрасить и расписать церковь.

В 1853 г. в церкви был крещен русский философ Владимир Соловьев. Его родители некоторое время жили в доме № 16 по Остоженке, напротив храма.

В 1856 г. настоятелем храма стал протоиерей Григорий Смирнов-Платонов. Это был замечательный церковно-общественный деятель. При Воскресенском храме он основал Церковноприходское попечительство о бедных, одно из первых в Москве, учредил церковную школу, собрал богатую приходскую библиотеку. Человек энергичный, редких природных дарований и высокой учености, профессор Духовной академии, он также издавал один из лучших богословских журналов того времени «Православное обозрение».

В 1872 г. был устроен новый главный иконостас, трехъярусный, вызолоченный, с резными декоративными элементами в стиле эклектики. Иконы в иконостасе написаны были в живописной академической манере, характерной для того времени.

В 1900 г. в храме были проведены реставрация и капитальный ремонт. По почину одного из прихожан, Н.А. Цветкова, первым внесшего значительный вклад на обновление храма, был начат сбор средств, в котором принял участие весь приход. Суммы взносов были самыми разными – от 2-3 до 2500 руб.

2 февраля 1901г. епископом Можайским Парфением, викарием Московской митрополии, вместе с ректором Московской семинарии архимандритом Трифоном (Туркестановым) в сослужении благочинного и настоятеля храма было совершено торжественное освящение.

В начале ноября 1917 г. Воскресенская церковь оказалась в эпицентре боев за Москву между красногвардейцами и юнкерами. У церкви Остоженку перегораживали баррикады. На колокольне храма была организована огневая точка, обстреливавшая штаб Московского военного округа на Пречистенке. В ходе боев были повреждены глав церкви.

21 марта 1925 г. в храме Воскресения на Остоженке за несколько дней до кончины Святейший Патриарх Московский и всея России Тихон служил всенощную с выносом Креста.

Здесь в домах № 17-19 по Остоженке располагалась частная клиника А.И, Бакунина, где Патриарх Тихон проходил лечение с 13 января 1925 г. Святейший патриарх отошел ко господу в этой больнице 7 апреля 1925 г. С февраля по июль 1929 г. настоятелем храма был священномученик Павел Андреев, расстрелянный в 1937 г. на Бутовском полигоне.

С 1929 г. в Москве начинается массовое закрытие и снос храмов. Являясь частью кампании по борьбе с Русской православной Церковью, уничтожение храмов меняло и облик города, его культурно-историческую среду, а вместе с этим и людей. С закрытием церкви угасал один из очагов духовности, рвались старинные многообразные человеческие связи, исчезали целые пласты отечественной истории.

Впервые вопрос о сносе церкви Воскресения на Остоженке был поднят властями города 26 ноября 1929г., но снос был отсрочен.

11 сентября 1933 г. президиум исполкома Моссовета «в связи с началом строительных работ Усачевского радиуса метрополитена» под Остоженкой вынес постановление «о закрытии церквей, так называемых Воскресения и Успения».

Верующие пытались отстоять хотя бы один из храмов – Воскресенский. Было составлено письмо во ВЦИК с просьбой не закрывать церковь, к этому времени собравшую под свои своды несколько общин из уже закрытых окрестных храмов. Прошение было оставлено без внимания, и в конце декабря 1933 г. Президиум ВЦИК утвердил постановление о закрытии и сносе обоих остоженских храмов.

В 1935 году храм был разобран.

Архитектор С.С. Чижов, фиксировавший разборку храма, составил машинописный «Дневник наблюдений над разборкой церкви Воскресения на Остоженке», выполнил схематичные обмеры четверика церкви, сделал зарисовки ее отдельных конструктивных элементов, вел фотофиксацию.

Разрушение Воскресенского храма. 1934 г.

С возрождением Зачатьевского женского монастыря начинается новый этап в истории храма Воскресения Словущего. Воссоздание приписного храма становится насущной необходимостью для монастыря и тех многочисленных верующих, которые обращаются в обитель с просьбой о совершении Таинств браковенчания, крещения, чина отпевания и иных треб. По молитвам у монастырских святынь одинокие обретают счастливую семью, безчадные супруги рождают долгожданных чад, и многие считают обитель своей духовной купелью.

27 ноября 2011 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время посещения Зачатьевского монастыря благословил воссоздание приписного храма Воскресения Христова на Остоженке. При храме предполагается устройство воскресной школы.

Проект воссоздания Воскресенского храма с подписью-благословением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

В настоящее время проводится сбор архивных и исторических материалов для восстановления храма, разработана проектная документация.

26 сентября 2012 г., в престольный праздник Воскресенского храма, в Зачатьевском монастыре Литургию служил Высокопреосвященнейший Феогност, архиепископ Сергиево-Посадский. После Литургии из монастыря был совершен архиерейский крестный ход и отслужен молебен. Вновь на месте разрушенного храма возносилась молитва и звучали церковные песнопения.

Первый молебен на месте разрушенного храма совершает Высокопреосвященнейший Феогност, архиепископ Сергиево-Посадский. 26 сентября 2012 г.

Насельницы Зачатьевской обители низко кланяются и приносят молитвенную сердечную благодарность всем, кто пожелает внести свою лепту в благое дело воссоздания храма Воскресения Христова. Да будет ваша лепта драгоценным даром перед Господом, воздающим каждому по делам его!

Реквизиты для пожертвований на уставную деятельность монастыря:
ИНН 7704101576
КПП 770401001
ОАО «Промсвязьбанк» г. Москва
р/с 40703810510070539501
к/с 30101810400000000555
БИК 044525555

Проект воссоздания Воскресенского храма

В Москве недалеко от Храма Христа Спасителя в Обыденском переулке находится Храм Илии Пророка Обыденного. Многие даже и не знают о существовании этой церкви, хотя именно в ней находится одна из чудодейственных икон, которая помогает во многих жизненных ситуациях. Это один из моих любимых храмов в Москве, который я люблю посещать, т.к. именно в нем находится чудотворная икона «Нечаянная радость», у которой я просила о рождении ребенка.

Возведённый в 1592 году за один день, обыде́нь, храм пророка Илии первоначально был деревянным. Храм, вероятнее всего, был сооружён по случаю засухи. Дата ее построения точно не известна, однако существует предание, что она была возведена при личном участии великого князя Василия III в период его правления с 1505 по 1533 год. Существование церкви подтверждал Синодик, составленный при святителе Патриархе Иове между 1589 и 1607 годами и хранившийся в ризнице храма еще в начале XX века. Но первым упоминанием об Ильинском храме является сочинение Авраамия Палицына «История в память предыдущим родом» (известное под названием «Сказание»), описывавшее события 1584-1618 годов. По свидетельству «Сказания» 24 августа 1612 года, в день решающего сражения русских с поляками, князь Дмитрий Михайлович Пожарский служил молебен перед образом Святой Троицы, Богородицы и чудотворцев Сергия и Никона, молящеся о побеждении на враги на месте, идеже был обыденный храм во имя святаго пророка Илии. От этой древней деревянной церкви в иконостасе главного алтаря нынешней предположительно сохранились образ Спаса Нерукотворного (1675) и Казанский образ Божией Матери, написанные ведущим царским изографом Симоном Ушаковым. Также, вероятно, находились в деревянной церкви иконы: храмовая, святого Илии Пророка с 20 клеймами жития, «Святая Троица Ветхозаветная», Владимирский образ Богоматери, «Усекновение главы святого Иоанна Предтечи», Святитель Николай Чудотворец (Зарайский)».

В 1702 году на месте деревянного воздвигнут каменный храм, алтарная часть которого и основное здание, построенное по типу «восьмерик на четверике», сохранилось доныне в неизменных формах. Сохранилось документальное свидетельство о начале строительства в книге подрядных записей. Из этого документа следует, что в качестве образца для строительства был выбран соборный храм Николо-Перервинского монастыря, однако, возможно, из-за нехватки средств этот замысел не осуществился, и на месте деревянной церкви была возведена не двухэтажная, а одноэтажная церковь с семиярусным иконостасом, первоначальный каркас которого сохранился до нынешнего времени.

О создателях храма братьях Деревниных напоминают мраморные плиты, находящиеся внутри храма. 6 октября 1706 года был выдан антиминс в построенный придел Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. В ноябре 1819 года освящен южный придел во имя апостолов Петра и Павла.

Современный архитектурный облик храм приобрёл в настоятельство протоиерея Иоанна Матвеевича Лебедева. Это было пореформенное время, когда в России многое менялось. В это время происходит значительный рост числа предпринимателей, большинство из которых принадлежали к купеческому сословию. Многие предприниматели не только являлись жертвователями, но и лично участвовали в приходской жизни церквей, многие были церковными старостами.

В 1867 году церковным старостой Ильинского храма становится купец первой гильдии Владимир Дмитриевич Коншин. Первой своей задачей настоятель и староста сочли капитальный ремонт трапезной и колокольни из-за образовавшейся в западной части свода трещины. К составлению проекта В. Д. Коншиным был привлечён архитектор Александр Степанович Каминский. Оба были женаты на сёстрах П. М. Третьякова, который часто бывал в Ильинском храме, поскольку рядом с 1865 года проживала его мать, Александра Даниловна, а позже, неподалеку, на Пречистенском бульваре поселился и брат Сергей Михайлович. Вместе с В. Д. Коншиным Третьяковы пожертвовали значительную сумму на реконструкцию храма и построение колокольни.Освящение новой трапезной и колокольни было совершено 9 июня 1868 года митрополитом Иннокентием, отслужившим в храме свою первую литургию после прибытия в Московскую митрополию. В. Д. Коншин был инициатором создания первой церковно-приходской школы храма и стал её попечителем. Занятия начались в январе 1875 года. А в 1882 году при храме было построено отдельное здание для школы и богадельни.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «nikanovgorod.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «nikanovgorod.ru»