Преподобный антоний сийский в чем помогает. Преподобный антоний сийский. Ин тропарь преподобному Антонию Сийскому

Подписаться
Вступай в сообщество «nikanovgorod.ru»!
ВКонтакте:

) - преподобный Русской церкви , иеромонах , основатель и первый игумен Антониево-Сийского монастыря . Память совершается 7 декабря (по юлианскому календарю).

Житие

Склонный к уединению, Антоний вместе с двумя монахами оставил пустынь и поселился на речке Шелексе на Черных порогах, где провёл 7 лет, пока не был изгнан местными жителями. После этого Антоний уже с семью учениками поселился на Большом Михайловом озере по течению реки Сии . В этом месте в 1520 году им была построена часовня , а затем образовалась Сийская обитель. Антоний стал её первым игуменом, но неоднократно оставлял монастырь, ища уединения. Скончался в 1556 году , на 79-м году жизни.

Причисление Антония к лику святых было осуществлено с участием игумена монастыря Питирима и ученика Антония, монаха Филофея , которые хлопотали об этом в Москве в 1579 году. Филофею принадлежит и первый вариант жития Антония, на основании которого были написаны жития монахом Ионой и царевичем Иваном Ивановичем , которого об этом лично просил монах Филофей.

Тропарь Антонию Сийскому, глас 1-й (ц-с)

Желанием духовным распалився / и мятежи мирския отринув, / ко единому же Богу любовию прилепился еси / и, Того вседушне взыскуя, / во внутреннюю пус­тыню отошёл еси, при водах вселився, / идеже во слезах и трудех пребывая мно­голетное время, / в терпении мнозем житие Ангельское проходил еси / в наставлении Божественнаго разума, / и множе­ство монахов собрал еси, мудре, / ихже посещая, и не остави, Антоние препо­добне, отче наш, / Пресвятей Троице моляся / от зол всяческих избавити и спасти души наша.

Преподобный Антоний Сийский, иеромонах! 20 декабря. Преподобный Антоний, основатель Свято-Троицкого Сийского монастыря, родился недалеко от Архангельска, в селе Кехта, в крестьянской семье. В 1999 году в селе в память об этом был установлен крест. Отца преподобного Антония звали Никифором. Он был выходцем из Новгорода. Никифор и его жена Агафья не имели детей. После долгих молитв ко Господу Бог даровал им сына, которого они во святом крещении назвали Андреем. Впоследствии у Никифора и Агафьи были и другие дети, сыновья и дочери, но «первенец превосходил их всех благообразием, отчего и любим был родителями своими больше других детей». Уже в раннем детстве будущий подвижник отличался от сверстников «тихим, кротким и незлобивым» нравом, а также любовью и уважением, которые он оказывал своим родителям (34, 4). В семилетнем возрасте Андрей выучился грамоте и иконописи. Когда ему исполнилось двадцать пять лет, отец и мать его скончались, поручив детей попечению Господа и Пресвятой Богородицы. Осиротевший Андрей ушел в Новгород, где в течение пяти лет служил у одного боярина. «Угодно было Господу, чтобы прежде пожил избранник Его в миру, как по ступеням восходя к иноческой жизни» (34, 5). Андрей отличался благочестием, часто посещал храм Божий, обильно подавал милостыню неимущим. Он был скромным, приветливым и вежливым в обращении, за что пользовался уважением и любовью своего хозяина и его домочадцев. Несмотря на то, что Андрей был простым крестьянином, боярин, у которого он служил, настолько полюбил его за трудолюбие и благочестие, что выдал за него замуж свою дочь. Однако, даже породнившись со знатным и богатым родом, юный Андрей остался таким же скромным подвижником в миру, каким был и раньше. Архимандрит Никодим упоминает об одной из старинных редакций его жития, в которой говорится, что он и его жена проводили жизнь в девстве и целомудрии. Спустя год жена Андрея умерла, а вскоре скончался и ее отец. Эта цепь утрат окончательно обратила к Богу мысли Андрея. «Стал размышлять он о суетности, мятежности и непостоянстве мирской жизни и увидел, что как тень и сон проходит она, возненавидел мнимое веселье ее и возгорелся духом, желая бежать от мира к Богу» (34, 5). Андрей вернулся на родину, раздал бедным свою долю родительского наследства и отправился в Каргопольские земли, на реку Кену, где близ озера с тем же названием находилась Спасо-Преображенская пустынь. Игуменом ее был преподобный Пахомий Кенский. В то время Андрею было около тридцати лет. По пути на Кенозеро будущему подвижнику было видение, в котором Господь открыл ему, что ожидает его в будущем. Когда он остановился на ночлег в лесу поблизости от монастыря, ему явился некий седой световидный старец, держащий в руках крест. «Возьми крест свой и вслед меня гряди; подвизайся и не бойся козней диавольских, ибо ты будешь муж желаний духовных… и явишься наставником множества иноков», – сказал он изумленному Андрею, осенил его крестом и произнес: «Этим побеждай лукавых духов». После этого неизвестный старец исчез. Его предсказание впоследствии действительно сбылось – крестьянин из Кехты стал опытным монахом и наставником множества иноков основанного им монастыря. Пришлось ему и бороться с кознями диавола, и побеждать их силой «всерадостного знамения нашего искупления – Креста Христова. Преподобный Пахомий принял Андрея в свою обитель и вскоре постриг его с именем Антония и сам стал наставником молодого монаха. Это совершилось по промыслу Божию, чтобы преподобный Антоний «увидел добродетельную жизнь святого старца и поревновал ей» (34, 7). Монах Антоний оказался достойным учеником святого Пахомия. Он постоянно пребывал в посте и молитве, трижды в неделю прочитывал всю Псалтирь; на сон уделял всего несколько часов, а ел раз в два дня, да и то понемногу. Исполняя послушание в поварне, он сам носил воду и рубил дрова. Приготовляя пищу и глядя на полыхающий в печи огонь, вспоминал об уготованном грешникам неугасимом адском огне и проливал потоки слез. Отличался преподобный Антоний и любовью ко храму Божию. Он первым приходил в церковь на богослужение и внимательно выслушивал все, что читалось и пелось там, выходил из храма последним; был крайне смирен и если встречался с кем-либо из братии, первым кланялся ему до земли и брал благословение. Так, живя на земле, преподобный Антоний вел жизнь, подобную ангельской. Спустя год по желанию игумена и братии преподобный Антоний отправился в Новгород, где святителем Моисеем Новгородским был рукоположен в сан священника. Своего подвижнического образа жизни после рукоположения он не изменил и стал жить еще более строго, сознавая, что к этому его обязывает священнический сан. Иеромонах Антоний усердно трудился на тяжелых монастырских послушаниях: валил деревья, корчевал пни, работал в огороде. Особенно он любил ухаживать за больными в монастырской богадельне, исполняя Христову заповедь о любви к ближнему (34, 7). Ночи преподобный проводил в молитве. Благодаря своей значительной физической силе святой Антоний «трудился за двоих или даже за троих, прилежа более всего к земным трудам». За это игумен и братия хвалили и почитали его. Однако преподобного тяготила слава от людей. Он стремился к более суровому подвигу – пустынножительству. С благословения игумена Пахомия преподобный Антоний с двумя иноками, Иоакимом и Александром, отправился в лесные дебри на поиски места, где можно было бы поселиться. Поначалу они обосновались на реке Емце, близ деревни Скроботово: построили там кельи и деревянный храм в честь святителя Николая. После семи лет жизни на этом месте они были изгнаны оттуда местными жителями, которые заподозрили, что монахи хотят захватить их земли. Эта людская несправедливость не смутила преподобного Антония. Помня слова Спасителя: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5, 10), он возложил все упование на помощь Господню, а об изгнавших его кротко молился: «Не вмени им, Господи, это во грех, оставь им согрешения их» (34, 7 – 9). Преподобный Антоний молил Господа, чтобы Он помог ему и его сподвижникам найти новое место для жительства. Господь услышал молитвы рабов Своих и даровал им просимое. Встретившийся изгнанникам рыбак Самуил показал им чудесное место на берегу Михайловского озера, окруженное непроходимыми лесами. Еще до прихода монахов местные жители видели там чернецов, рубящих лес, слышали колокольный звон и пение незримого хора. Как видно, Божия воля была на то, чтобы на этом месте стоял монастырь. Здесь и поселился преподобный Антоний с семью учениками. Первый деревянный храм, поставленный ими, был посвящен Пресвятой Троице. Так более четырех столетий назад, в 1520 году, в правление великого князя Василия III, был основан Свято-Троицкий Сийский монастырь (35, 11), который впоследствии по имени своего святого основателя стал называться Антониево-Сийским. Становление Сийской обители было нелегким. Место, где поселился преподобный Антоний, было диким и удаленным от людей. Его окружали болота и дремучие леса, где водились хищные звери. Не раз братия, терпя недостаток в самом насущном, уже готова была разойтись, но, по молитвам преподобного Антония, Бог неожиданно посылал необходимое для монастыря. Господь хранил Сийскую обитель. Как-то раз сборщик податей из Новгорода, некто Василий Бебрь, решив, что у монахов должны водиться деньги, надумал отнять их. Для этого он нанял ватагу разбойников, которые ради денег готовы были напасть даже на Божию обитель. И Василий, и нанятые им разбойники понимали, что монахи не посмеют да и не смогут им сопротивляться. Однако Бог не допустил разорения обители: вокруг монастыря лиходеи увидели множество вооруженных людей, испугались и не посмели совершить задуманное. Вскоре Василий, узнав от священника из села Сии, что в монастыре нет никакой вооруженной охраны, понял, что Сам Господь пришел на помощь инокам. Раскаявшись в своем согрешении, он пришел в монастырь и со слезами умолял преподобного Антония простить его. «Наставил его преподобный и отпустил с миром, а сам возблагодарил Бога, в тайне совершающего чудеса для избавления рабов Своих» (34, 13). Главной святыней Сийского монастыря была икона Пресвятой Троицы, написанная, по преданию, самим преподобным Антонием (8, 479). Таким образом, именно им было положено начало традиции иконописания в монастыре, которая в ХХ веке, после возрождения Сийского монастыря, была возобновлена. Правда, существует мнение, что преподобный Антоний только помогал иконописцу, поскольку всех тонкостей иконописного искусства не знал. Однако несомненно то, что помощь преподобного Антония в написании образа Пресвятой Троицы была значительной. Во время работы над этой иконой он «предался посту и молитве, этим более всего способствуя написанию образа» (35, 15). Икона прославилась чудотворениями. По молитвам перед ней прозревали слепые, из одержимых изгонялись бесы. Однажды по недосмотру деревянный Троицкий храм сгорел, но находившаяся в нем чудотворная икона была найдена неповрежденной (8, 479). Сохранились сведения о том, что в Сийской обители долгое время хранились иконы, написанные преподобным Антонием. Известно также о чудесном исцелении им заболевшего иконописца игумена Питирима, которому преподобный Антоний велел «не оставлять своего труда». В связи с этим преподобный Антоний Сийский наряду с преподобными Алипием Печерским и Андреем Рублевым почитается как святой покровитель иконописцев (9, 722). Во время игуменства преподобного Антония было положено начало большой монастырской библиотеке. Переписыванием книг, по примеру монахов Киево-Печерской Лавры, занимались сами насельники. Преподобный Антоний почил о Господе в глубокой старости. Произошло это в царствование Ивана Грозного, 7 декабря (по новому стилю – 20 декабря) 1556 года. Из семидесяти лет своей жизни почти тридцать семь он провел в созданной им обители, периодически покидая ее для уединенного жительства. Он был примером для братии, «принимая участие во всех трудах и особенно утешая тех, кто находился на тяжелых работах. Он заботился о бедных и больных, приходивших в монастырь, уча братию милосердию, ночи проводил в молитве, а спал лишь краткое время после обеда. Часто преподобный ловил рыбу, творя непрестанную молитву, причем обнажал плечи на съедение комарам». Любовь преподобного Антония к молитве была настолько велика, что когда он состарился и не мог ходить, в храм его водили под руки, а молился он сидя (9, 722). Перед своей блаженной кончиной преподобный Антоний поручил Свято-Троицкий монастырь покровительству Господа, Матери Божией и преподобного Сергия Радонежского, которого особенно почитал. Перед смертью он завещал братии не оставлять дел милосердия: «Нищих кормите и поите досыта и милостыню давайте, дабы не оскудело место сие» (8, 484). Умирая, он утешал плачущую братию, говоря, что «настал день его покоя, и им подобает более радоватися, нежели печалиться». Тело свое он завещал бросить в болото, однако монахи наотрез отказалась исполнить его волю (9, 722). О том, каких духовных высот достиг преподобный Антоний, лучше всего говорят его поучения некоему иноку Филофею. Инок этот был еще совсем юным. По словам современного аскетического писателя архимандрита Лазаря (Абашидзе), юный возраст «во все времена отличался мечтательностью, восторженностью, романтизмом. Большинство в этот период не желает думать о скучной трудовой деятельности, о бытовых заботах, но желает самой красочной и необычной судьбы. Это возраст, когда человек имеет в себе много энергии и горячности». В связи с этим он отмечает, что «надо с большой осторожностью относиться к желанию юных идти в монашество» (36, 20), ведь не исключено, что впоследствии они могут разочароваться в избранном пути, а монашеские обеты, как известно, даются навсегда. Возможно, что и Филофей пришел в Сийский монастырь, руководствуясь как раз юношеской горячностью, не догадываясь о том, насколько хитро и жестоко враг рода человеческого строит козни против монахов. На Филофея он наслал помыслы уныния. Побежденный ими, юноша решил уйти «из монастыря в край чужой, жениться и в миру жить» (34, 23). О своем решении Филофей не говорил никому, но, к его изумлению, преподобный Антоний, обладавший даром прозорливости, сам открыл ему его тайное желание. Он не стал укорять и стыдить юношу и дал ему несколько полезных советов, с помощью которых Филофей смог бы впредь побеждать помыслы, внушаемые демонами. Вот чему учил преподобный Антоний Филофея: «Чадо, имей страх Божий в сердце своем и Богу часто молись по силе своей. Учись рукоделию, постоянно делая что-нибудь руками своими, чтобы в уныние не впасть. Имей, чадо, смирение, ко всей братии послушание и покорность. Бойся сребролюбия, чтобы не впасть в напасть. Раз оставил ты мир, то не возвращайся туда, не твори мирского ничего. Сказал Господь: «Никто, возложив руку свою на плуг и назад глядя, не попадет в Царствие Небесное». Если умер для мира, то снова в миру не живи, но для Христа живи. К Нему же ты пришел ты сюда и обет свой пред Ним положил. Твори правду во всем, неправду же возненавидь. Без покаяния никогда не пребывай. Всякую скорбь терпи с благодарностью, ибо без скорби нельзя спастись» (34, 23). «Необходимы нам терпение и молитва, да привлечем милость Божию упорством нашим» (35, 11). «Постарайся, чадо, сохранить все это отныне, да вечные блага получишь и вечных мук избавишься» (34, 23). Сохранив в своем сердце эти поучения преподобного Антония и воспользовавшись его советами, инок Филофей ощутил в своей душе мир и больше не подвергался печали и унынию. Первое житие преподобного Антония Сийского было написано спустя двадцать один год после его преставления иеромонахом Ионой по благословению игумена Гермогена. Другое житие принадлежало перу царевича Ивана, сына Ивана Грозного. Истории написания первого жития преподобного Антония связана с чудом. Когда автор инок Иона еще только приступил к его написанию, некоторые монахи Сийской обители, вероятно, по зависти, а возможно, втайне стыдясь собственной лени, стали бранить его: «Вот, прежде никто не смел писать житие, а этот пишет…» При этом один из них в гневе резко отозвался о преподобном Антонии. Горько стало Ионе, который ради любви к преподобному решился написать его житие. Вместо одобрения он был вынужден услышать хулы и укоризны. Как-то раз, погрузившись в своей келье в горестные думы, он увидел перед собой икону, на которой были изображены все преподобные отцы, в подвиге угодившие Богу. Между ними был и преподобный Антоний Великий, почитаемый как один из величайших наставников монахов. Некий неизвестный монах, указывая на образ великого египетского аввы, сказал приунывшему Ионе: «Зачем ты усомнился? Зачем малодушествуешь? Тот, о ком ты хочешь писать, был подобен этому великому мужу, и носил его имя, и житию его подражал. Теперь же отложи всякое сомнение и делай свое дело без упущения». Так преподобный Антоний был прославлен Богом наравне с древними святыми отцами. После этого видения Иона понял, что Сам Господь велит ему написать житие преподобного Антония Сийского, и, невзирая ни на какие искушения, завершил свой труд. В 1579 году состоялось причисление преподобного Антония Сийского к лику святых (35, 11). В день памяти святого Антония в Свято-Троицкий монастырь (он был возвращен Церкви в 1991 году, спустя семьдесят лет после своего закрытия) стекаются многочисленные паломники. Там, в Свято-Троицком соборе, почивают мощи преподобного Антония, Сийского чудотворца, святого основателя этой древней обители, и по смерти не оставляющего ее без своего заступления. Молитва преподобному Антонию Сийскому: О всеблаженне отче наш, преподобне Антоние, теплый заступниче и помощниче с верою призывающим тя, избави нас молитвами си ко Господу от всякаго обстояния бесовскаго и изми нас, окаянных и недостойных рабов твоих. О чудотворче Антоние, от уст пагубнаго змия, зияющаго пожрети нас и свести во ад живых, прости нас, отче, елико согрешихом ти, и исторгни нас от греха и всякия напасти, приходящия грехов ради наших. Подаждь душам нашим утешения, всади в сердца наша страх Суда Божия и избави нас от врагов наших, видимых и невидимых, тебе бо имамы тепла молитвенника и заступника, иже в бедах сущии и в грехи впадшия. Ты бо явися столп благочестия, воздержания правило, смиренномудрия образ, целомудрия наставник, убогим и сиротам заступник и хранитель прибегающим к тебе. Кто убо по достоинству может похвалити равноангельное твое житие и кто может изчести твоих трудов подвизи и слезы ко Господу, воистинну яко солнца светлейши возсияша твоя исправления. Ревнитель бо бысть всех святых преподобных и праведных и учитель духовный, поборник, и заступник, и молитвенник, Пресвятей Троице предстоя. Ты яко мир оставил еси и яже в мире, и нас в покаяние приведи ко Господу молитвами си, отче всечестнейший, да и мы сподобимся вечных благих, идеже наслаждаешися Небесныя славы желаемаго Иисуса Христа, Истиннаго Бога нашего и Сладчайшаго Владыки и Господа всех. Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Антоний Сийский, чудотворец, родом из с. КехтьI Двинской волости, находившейся в 32 км от Архангельска. Родился в 1479 г. и наречен был Андреем. После смерти родителей, на 25-м году жизни ушел в Новгород, служил в боярской семье 5 лет, по принуждению вступил в законное супружество. Через год молодая жена умерла. Будучи 30 лет от роду возвратился на родину, продал часть имущества в пользу бедных, а затем ушел в Онежский Кенский монастырь, в Онежском уезде, близ реки Кены. Игумен Спасо-Преображенской обители Пахомий постриг его с именем Антония Великого (1508). Позднее по желанию игумена и братии он принял священнический сан. Его глубоко уважали за трудолюбие и молитвенные подвиги. Через несколько лет преподобный Антоний попросил благословения у игумена Пахрмия «отойти от всех в пустыню».

По рукоположению в иеромонаха он был отпущен с двумя иноками Александром и Иоакимом. В скором времени пришли они на реку Шелексу и пробирались там через дебри непроходимые в поисках места Богоугодного. Полюбилось им место у порога Темного на реке Емце, и, помолившись, срубили они там хижину и часовню и стали подвизаться во многих подвигах и трудах. Через 7 лет насельники были изгнаны местными крестьянами, и им пришлось уйти дальше на Север. Антоний обратился к Господу с молитвенной просьбой помочь им найти новое место для уединения, и Господь услышал их молитвы. Вот что говорит об этом легенда. Как-то, скитаясь по северным дебрям в поисках нового богоугодного места, встретил Антоний с учениками рыбака Самуила. Тот и припомнил место чудное на острове Михайловом. Именно здесь, на мысу Большого Михайлова озера Антоний с шестью своими учениками Александром, Иоакимом, Исаией, Елисеем, Александром и Ионой водружают деревянный Крест и ставят кельи.

Место, где они поселились, было диким и уединенным от людей. Его окружали болота и дремучие леса, в которых в великом множестве водились дикие звери, а глубокие озера кишели рыбой. Еще при жизни преподобного Антония монахи начали строить первый деревянный храм в честь Живоначальной Троицы. Главной святыней храма и монастыря была икона Пресвятой Троицы, написанная, по преданию, самим преподобным Антонием. Эта икона прославилась чудотворениями. От нее прозревали слепые, изгонялись из одержимы людей бесы. Однажды, по недосмотру, деревянный храм сгорел. Но находившаяся в нем чудотворная икона была обретена совершенно неповрежденной. И в этом был еще один знак Божьего благоволения к обители. Вскоре монахи восстановили храм.

Преподобный Антоний был чудотворцем, поэтому в монастырь стали стекаться всякие больные и убогие. Во время своего игуменства Преподобный Антоний отлучался в пустынные места на безмолвие: на остров, окруженный Дудницким озером, и на озеро Падун. Он пробыл там два года, в это время монастырем управлял его ученик иеромонах Феогност.

По возвращении в монастырь Антоний снова сам управлял в монастыре. 7 декабря 1557 г. преподобный Антоний, совершивший в жизни своей много различных чудес, преставился, будучи 79 лет от рождения. Он жил в своей обители и игуменствовал 37 лет. После упокоения преподобного Антония его мощи были похоронены в храме Живоначальной Троицы. В 1529 г. преподобный Антоний был причислен к лику святых. Память о нем отмечается 7 декабря.

(1477 )

Житие

Склонный к уединению, Антоний вместе с двумя монахами оставил пустынь и поселился на речке Шелексе на Черных порогах, где провёл 7 лет, пока не был изгнан местными жителями. После этого Антоний уже с семью учениками поселился на Большом Михайловом озере по течению реки Сии . В этом месте в 1520 году им была построена часовня , а затем образовалась Сийская обитель. Антоний стал её первым игуменом, но неоднократно оставлял монастырь, ища уединения. Скончался в 1556 году , на 79-м году жизни.

Причисление Антония к лику святых было осуществлено с участием игумена монастыря Питирима и ученика Антония, монаха Филофея , которые хлопотали об этом в Москве в 1579 году. Филофею принадлежит и первый вариант жития Антония, на основании которого были написаны жития монахом Ионой и царевичем Иваном Ивановичем , которого об этом лично просил монах Филофей.

Тропарь Антонию Сийскому, глас 1-й (ц-с)

Желанием духовным распалився / и мятежи мирския отринув, / ко единому же Богу любовию прилепился еси / и, Того вседушне взыскуя, / во внутреннюю пус­тыню отошёл еси, при водах вселився, / идеже во слезах и трудех пребывая мно­голетное время, / в терпении мнозем житие Ангельское проходил еси / в наставлении Божественнаго разума, / и множе­ство монахов собрал еси, мудре, / ихже посещая, и не остави, Антоние препо­добне, отче наш, / Пресвятей Троице моляся / от зол всяческих избавити и спасти души наша.

Напишите отзыв о статье "Антоний Сийский"

Литература

  • С. О. Шаляпин, Е. В. Романенко, Н. В. Рамазанова, О. А. Полякова // Православная энциклопедия . Том II. - М .: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» , 2001. - С. 677-680. - 752 с. - 40 000 экз. - ISBN 5-89572-007-2

Ссылки

  • (на сайте Православие.Ru)
  • // Русский биографический словарь : в 25 томах. - СПб. -М ., 1896-1918.

Отрывок, характеризующий Антоний Сийский

– Постой! – закричал Долохов, стуча бутылкой по окну, чтоб обратить на себя внимание. – Постой, Курагин; слушайте. Если кто сделает то же, то я плачу сто империалов. Понимаете?
Англичанин кивнул головой, не давая никак разуметь, намерен ли он или нет принять это новое пари. Анатоль не отпускал англичанина и, несмотря на то что тот, кивая, давал знать что он всё понял, Анатоль переводил ему слова Долохова по английски. Молодой худощавый мальчик, лейб гусар, проигравшийся в этот вечер, взлез на окно, высунулся и посмотрел вниз.
– У!… у!… у!… – проговорил он, глядя за окно на камень тротуара.
– Смирно! – закричал Долохов и сдернул с окна офицера, который, запутавшись шпорами, неловко спрыгнул в комнату.
Поставив бутылку на подоконник, чтобы было удобно достать ее, Долохов осторожно и тихо полез в окно. Спустив ноги и расперевшись обеими руками в края окна, он примерился, уселся, опустил руки, подвинулся направо, налево и достал бутылку. Анатоль принес две свечки и поставил их на подоконник, хотя было уже совсем светло. Спина Долохова в белой рубашке и курчавая голова его были освещены с обеих сторон. Все столпились у окна. Англичанин стоял впереди. Пьер улыбался и ничего не говорил. Один из присутствующих, постарше других, с испуганным и сердитым лицом, вдруг продвинулся вперед и хотел схватить Долохова за рубашку.
– Господа, это глупости; он убьется до смерти, – сказал этот более благоразумный человек.
Анатоль остановил его:
– Не трогай, ты его испугаешь, он убьется. А?… Что тогда?… А?…
Долохов обернулся, поправляясь и опять расперевшись руками.
– Ежели кто ко мне еще будет соваться, – сказал он, редко пропуская слова сквозь стиснутые и тонкие губы, – я того сейчас спущу вот сюда. Ну!…
Сказав «ну»!, он повернулся опять, отпустил руки, взял бутылку и поднес ко рту, закинул назад голову и вскинул кверху свободную руку для перевеса. Один из лакеев, начавший подбирать стекла, остановился в согнутом положении, не спуская глаз с окна и спины Долохова. Анатоль стоял прямо, разинув глаза. Англичанин, выпятив вперед губы, смотрел сбоку. Тот, который останавливал, убежал в угол комнаты и лег на диван лицом к стене. Пьер закрыл лицо, и слабая улыбка, забывшись, осталась на его лице, хоть оно теперь выражало ужас и страх. Все молчали. Пьер отнял от глаз руки: Долохов сидел всё в том же положении, только голова загнулась назад, так что курчавые волосы затылка прикасались к воротнику рубахи, и рука с бутылкой поднималась всё выше и выше, содрогаясь и делая усилие. Бутылка видимо опорожнялась и с тем вместе поднималась, загибая голову. «Что же это так долго?» подумал Пьер. Ему казалось, что прошло больше получаса. Вдруг Долохов сделал движение назад спиной, и рука его нервически задрожала; этого содрогания было достаточно, чтобы сдвинуть всё тело, сидевшее на покатом откосе. Он сдвинулся весь, и еще сильнее задрожали, делая усилие, рука и голова его. Одна рука поднялась, чтобы схватиться за подоконник, но опять опустилась. Пьер опять закрыл глаза и сказал себе, что никогда уж не откроет их. Вдруг он почувствовал, что всё вокруг зашевелилось. Он взглянул: Долохов стоял на подоконнике, лицо его было бледно и весело.
– Пуста!
Он кинул бутылку англичанину, который ловко поймал ее. Долохов спрыгнул с окна. От него сильно пахло ромом.

Cтатья из II тома «Православной энциклопедии»

Антоний Сийский (Андрей; 1478, с. Киехта Двинской вол.– 7.12.1556), преподобный (память 7 декабря ст. ст.), игумен, основатель Антониева Сийского монастыря (ныне Архангельская обл.). Основным источником сведений об Антонии Сийском является его житие, которое известно в 4 редакциях. 1-ю редакцию составил в 1577–1578 гг. инок Сийского монастыря Иона по поручению игумена Питирима, этот текст игумен Питирим и монах Филофей отвезли в Москву с прошением об установлении празднования святому. (Ранее, сразу после кончины преподобного, инок Сийского монастыря Филофей предпринял попытку составления жития, но его не поддержала братия монастыря.) Житие, написанное Ионой, было преподнесено в Москве Новгородским архиепископом Александром (учеником Антония Сийского) сыну Иоанна IV Васильевича Грозного – царевичу Иоанну с просьбой составить новую редакцию с похвальным словом и службой, царевич переработал житие уже в 1579 г. В 60-х гг. XVII в. на основе 2 редакций – инока Ионы и царевича Иоанна сийский игумен Феодосий составил 3-ю редакцию жития Антония Сийского, включающую описание чудес до 1663 г. Существует также проложная редакция жития.

Андрей был 1-м ребенком в семье зажиточных крестьян Никифора и Агафии. За благообразие и добродетели, которыми святой обладал от рождения, родители любили его больше других детей. В 7 лет родители отдали его в «научение книжное», он быстро освоил грамоту и полюбил чтение святоотеческих творений. Андрей был единственным среди своих братьев и сестер, кого родители благословили учиться «иконному писанию», все же остальные занимались земледелием. После смерти родителей, когда Андрею исполнилось 25 лет, он переселился в Новгород, где поступил на службу в боярский дом и женился. Через год умерла жена, а вскоре и покровитель-боярин. В этом Андрей усмотрел предначертание своей дальнейшей судьбы.

Он вернулся в Киехту, раздал все имущество нищим и ушел странствовать. На берегу р. Кены, за 5 верст от Преображенского Кенского монастыря, Антоний Сийский остановился в лесу на ночлег, здесь ему во сне явился седой старец в белых одеждах с крестом в руках, который сказал: «Возми крест свой, гряди во след мене, иди подвизайся». Восстав от сна, Антоний пришел в Преображенский монастырь и стал просить настоятеля преподобного Пахомия Кенского принять его в обитель. Игумен сам обучал новоначального инока монашескому деланию, в 1508 г. Антоний принял постриг. Житие сообщает, что Антоний Сийский был «телом мощен и крепок зело, в трудех велми мужествен, яко за два мощно ему трудитися или за три» (РГБ. Троиц. № 694. Л. 15 об.). Он работал в поварне, рубил лес, расчищал землю под пашню, служил немощным братиям в монастырской больнице. Когда в монастыре не стало священника, игумен Пахомий благословил Антоний Сийский на священство.

В 1513 г. Антоний вместе с монахами Александром и Иоакимом удалился из монастыря на реку Емцу к Темному порогу, где поставил часовню, кельи и церковь во имя святителя Николая Чудотворца. До настоящего времени сохранилось напрестольное Евангелие из этой церкви, ранее принадлежавшее Антонию Сийскому (БАН. Арханг. № 1200). В Никольскую пустынь к Антонию Сийскому пришли еще 4 инока. Конфликт с местным населением, не желавшим соседствовать с монастырем, заставил монахов в 1520 г. переселиться дальше на северо-восток – в малонаселенные леса по реке Сие. Однажды, когда иноки молились в лесу, их увидел охотник Самуил, житель села Бросачева. Пораженный увиденным, он подошел к Антонию за благословением, а святой попросил его указать место, удобное для устроения монастыря. Самуил отвел их на берег Угловатого озера, где он слышал ранее колокольный звон и молитвенное пение. Преподобный основал монастырь в 8 верстах оттуда на полуострове Михайловского озера.

Жизнь на новом месте была полна лишений, часто монахи не имели масла, соли, хлеба – «всему бо скудость бяше, чего не помяни, того не обретеся». Братия хотела разойтись, но по молитвам Антония Сийского в обитель неожиданно пришел некий человек, принес хлеб, муку, масло и дал милостыню на строительство монастыря. Вскоре произошло другое чудо, которое еще более убедило иноков остаться в обители. Сборщик податей Новгородского архиепископа Василий Бебрь, думая, что в новом монастыре есть некие сокровища, нанял разбойников, чтобы они ночью ограбили обитель. Когда разбойники подошли к монастырю, то увидели множество вооруженных людей, охранявших его. На разбойников напал страх, и они бежали. Наутро разбойники рассказали Василию об увиденном. Тот послал в монастырь священника близлежащего села расспросить святого, что за люди охраняли обитель. Оказалось, что в монастыре, кроме монахов, никого не было, а святой, по своему обыкновению, всю ночь молился. Пораженный чудом, Василий Бебрь пришел к Антонию Сийскому и раскаялся в своем греховном намерении.

Через несколько лет, когда число братии сильно увеличилось, Антоний Сийский отправил в Москву своих учеников Исаию и Александра, которые получили от великого князя Василия III Иоанновича жалованную грамоту на земли и угодья (РГБ. Троиц. № 694. Л. 29 об.– 30), Василий Иоаннович просил святого молиться о «чадородии» великой княгини. В обители был выстроен деревянный храм в честь Пресвятой Троицы, местный храмовый образ для которого был написан неизвестным иконописцем при помощи Антония Сийского. Житие сообщает, что сам преподобный хоть и учился в юности писать иконы, «но препросто иконописательство его бысть», недостаток мастерства он возмещал постом и молитвой. Случившийся вскоре пожар уничтожил церковь, оставив невредимой лишь икону Святой Троицы, которую нашли посреди монастыря. После этого был построен новый Троицкий храм и еще 2 церкви: теплая с трапезной в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и надвратная – во имя преподобного Сергия Радонежского. Чудесно спасенный образ Святой Троицы стал местной святыней. В житии сообщается, что у иконы получили исцеление бесноватый Василий – слуга двинского наместника кн. Дмитрия Жижинского, Силуан – слуга боярина Василия Воронцова, страдавший «падучей» болезнью, и мн. др.

В 1543 г. Антоний Сийский получил грамоту царя Иоанна Грозного, по которой двинский сотник Василий Бичурин должен был отмежевать Сийскому монастырю пожалованные леса и угодья (Грамоты коллегии экономии. Т. 1. № 97. Стб. 98–100). Через 2 года царь пожаловал монастырю соляной ключ на Исаковой горе с освобождением от уплаты пошлин за разработку промысла на 5 лет. В житии Антония Сийского (в редакции царевича Иоанна) имеются сведения о том, что Антоний Сийский лично посещал Москву (видимо, между 1547 и 1555) и был принят царем Иоанном Грозным и царицей Анастасией Романовной.

В годы относительного благополучия своего монастыря Антоний Сийский оставил управление им иеромонаху Феогносту и удалился для отшельнического жития за 3 версты от монастыря на остров в Дудницком озере, где поставил часовню во имя святителя Николая Чудотворца. Здесь преподобный предавался суровым аскетическим подвигам, питался только от труда рук своих: сам расчищал землю под посевы, сеял и убирал хлеб. После совершения молитвенного правила он всю ночь вручную молол хлеб, часть муки оставлял себе на пропитание, а остальное отправлял в монастырь. Чтобы усугубить подвиг, во время молотьбы преподобный раздевался по пояс и отдавал свое тело на съедение комарам. Спустя некоторое время Антоний Сийский удалился на 5 верст от прежней пустыни – на озеро Падун. Всего в пустынях близ монастыря он прожил около 2 лет. Когда Феогност оставил игуменство, Антоний Сийский вынужден был возвратиться в обитель и вновь стать ее настоятелем.

В житии рассказывается, что преподобный обладал даром прозорливости. Однажды инок Филофей, который хотел тайно покинуть монастырь, зашел в келью Антония Сийского. Преподобный открыл Филофею его помысел и тем уберег от гибели. В другой раз, на праздник Преображения, иноки всю ночь ловили рыбу и ничего не поймали. Антоний Сийский благословил их идти на озеро к мысу Красный нос. Улов был так велик, что этой рыбой питались в монастыре долгое время, а рыбная тоня была названа Антониевой.

Незадолго до кончины Антоний Сийский составил «Духовную память» – наставление по устройству монашеского общежития (Архангельский краеведческий музей. Инв. № 3590). Книги, собранные Антонием Сийским за годы игуменства, стали основой впоследствии богатейшей библиотеки Сийского монастыря (в 1556 по отписному списку, составленному преподобным перед смертью для нового игумена Кирилла, числилось 66 книг).

Местное почитание Антония Сийского началось, по-видимому, сразу после его кончины. Общецерковная канонизация Антония Сийского состоялась на Соборе 1579 г. В кон. XVI – нач. XVII в. в монастыре была построена новая церковь в честь Святой Троицы с приделом во имя Антония Сийского. В 1652 г. Патриарх Никон по дороге на Соловки посетил Сийский монастырь, и по его указу в Киехте был построен храм во имя Антония Сийского. При сийском игумене Феодосии (Лебедеве; 1643–1652 и 1663–1688) были записаны 11 посмертных чудес Антония Сийского, свидетелем которых был игумен: исцеление диакона (1660), 2 расслабленных (1661), слепого игумена Евфимия и др. В 1672 г. в окрестностях монастыря больше месяца стояла дождливая, холодная погода, грозившая неурожаем. Монастырскому рабочему Иоанну Тырыданову явился Антоний Сийский и повелел передать игумену, чтобы он совершил крестный ход к Угловатому озеру, а населению монастырской округи – строго соблюдать посты и постные дни. Игум. Феодосий 2 раза ходил крестным ходом к Угловатому озеру, где стояла часовня в честь Воздвижения Креста Господня, устроенная Феодосием в 1668 г., установилась хорошая погода. 7 июля, совершив 3-й крестный ход с благодарственным молебном, игумен Феодосий установил совершать его ежегодно в этот день. Значительные события в жизни обители фиксировал также летописец Сийского монастыря, в котором записаны 24 чуда преподобного, случившиеся при игумена Феодосии; в частности, 15 сентября 1679 г. у гроба Антония Сийского сама собой затеплилась лампада, масло из которой излечивало тяжелые недуги.

Мощи преподобного почивали под спудом в Троицком соборе Сийского монастыря у южной стены храма рядом с приделом его имени. Над гробницей находился образ Святой Троицы, написанный преподобным. В 1859 г. над мощами поставили серебряную чеканную раку. 11 июля 1923 г. монастырь был закрыт, мощи святого в советское время не вскрывались. 13 авг. 1992 г. Антониев Сийский монастырь в полуразрушенном состоянии был передан РПЦ. В настоящее время восстанавливается Благовещенский храм и церковь во имя преподобного Сергия Радонежского, готовится восстановление Троицкого собора.

Источники: Устав церковный. М., 1610. Л. 448; Устав церковных обрядов, совершавшихся в московском Успенском соборе // РИБ. СПб., 1876. Т. 3. С. 39; Описание о российских святых. С. 156–157; Пономарев А. И. Памятники древнерус. церк.-учительной литературы. СПб., 1896. Вып. 2: Славяно-русский Пролог. Ч. 1. Сент.–дек. С. 65–67; Никодим (Кононов), иером. Архангельский патерик. СПб., 1901. С. 29–179.

Литература: Калайдович К., Строев П. Обстоятельное описание славяно-российских ру-кописей, хранящихся в Москве в б-ке гр. Ф. А. Толстого. М., 1825. С. 573; Макарий (Миролюбов), еп. Исторические сведения об Антониевом Сийском монастыре // ЧОИДР. 1878. Кн. 3; Яхонтов И. Жития святых севернорусских подвижников Поморского края как ист. источник. Каз., 1881. C. 110–118; Карамзин Н. М. История государства Российского. М., 1989р. Кн. 3. Т. 9. Прим. 612. Стб. 136–137; Тупиков Н. М. Литературная деятельность царевича Ивана Ивановича. СПб., 1894; Кононов А. Прп. Антоний, Сийский чудотворец и церк.-ист. значение основанной им обители. СПб., 1895; Покровский Н. В. Сийский иконописный подлинник. СПб., 1898. С. 184; Ключевский. Древнерусские жития. С. 300–302, 336–337; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 51–55; Филимонов. Иконописный подлинник. С. 208; Голубинский. Канонизация святых. C. 117; Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество (по совр. Минеям). П., 1951; Будовниц И. У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV–XVI вв.: (По житиям святых). М., 1966. С. 270–276; Кукушкина М. В. Описи книг XVI–XVII вв. Библиотеки Антониево-Сийского монря // Материалы и сообщения по фондам Отдела рукописной и редкой книги БАН СССР. М.; Л., 1966. С. 130; она же. Монастырские б-ки Русского Севера. Л., 1977. С. 25–32; СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 247– 248; Рыжова Е. А. «Повесть о житии Антония Сийского» и севернорус. агиография второй пол. XVI в.: АКД. СПб., 1993. С. 8–9; Макарий. История РЦ. Кн. 4. Ч. 2. С. 36, 44, 211; Кольцова Т. М. Северные иконописцы. Архангельск, 1998. С. 36–37; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 1. Ил. 36–43; Т. 2. С. 57–58.

С. О. Шаляпин, Е. В. Романенко.

Гимнография

Службу Антония Сийского специально для Собора 1579 г. написал царевич Иоанн; создание службы предшествовало работе над житием Антония Сийского, о чем свидетельствует запись в списках службы XVI в. (напр.: РНБ. Q. I. 22. Л. 390). Служба, созданная царевичем Иоанном, не получила широкого распространения; известна она по 2 ненотированным рукописям: РНБ. ОСРК. О. I. 22 (XVI в.) и НСРК. Q. 273 (80-е гг. XVII в.), хотя рукописей с записями об авторстве Иоанна известно больше. Известны также 2 нотированные рукописи, в которых записан распев службы знаменной нотацией (РНБ. Кир.-Бел. № 586/843, кон. XVI в.; РНБ. Капелла. О. 4, 70-е гг. XVII в.). В их состав включены песнопения, созданные царевичем, хотя надписи, указывающей на его авторство, здесь нет. Анализ общей гласовой композиции, а также состава и риторических приемов, использованных как в литературном тексте, так и в музыкальной композиции отдельных песнопений службы, позволяют предполагать, что царевич Иоанн был не только создателем текста, но и распевщиком службы. Однако ее неординарность (наличие в каноне 2-й песни; отступающие от традиции содержание и размер некоторых текстов) заставила московские духовные власти отказаться от службы царевича. В первопечатном русском Типиконе 1610 г. в день памяти святого отмечено: «Служба Антонию Сийскому поется, егда еклесиархъ разсудит». В печатной Минее за декабрь. (М., 1620) также нет службы, хотя имя Антония Сийского и упоминается. Здесь, под отметкой «зри», лишь отмечено, что «служба ему писана в книге о новых чюдотворцов» (см. Указ о святых новых чудотворцах). В Уставе Успенского собора Московского Кремля (ок. 1634) 7 дек. о службе Антония Сийского сказано: «Слог худъ, ему лучше пети по общей Минеи». Вероятно, эта оценка стала причиной того, что в печатной Минее, изданной в 1636 г. благословением Патриарха Иоасафа, помещена другая служба. Из Минеи 1636 г. служба попала в рукописные ненотированные сборники, например РНБ. Погод. № 688, где она предшествует житию Антония Сийского в редакции Ионы. Текст славников этой службы, распетой и записанной знаменной нотацией, дважды включен в рукопись РНБ. Капелла О. 4. Л. 79 об., 220, причем 2-му изложению предшествует надпись: «противу печатных», что свидетельствует о том, что текст был взят из печатной Минеи и лишь затем распет. В этой службе устранены исторические реалии, текст более традиц. и использует образы из общей службы преподобных. Обе указанные службы помещены в печатных Минеях, используемых ныне в РПЦ (Минея (МП). Декабрь. Ч. 1. С. 226–246; 247–275), причем служба, написанная Иоанном, помещена на 2-м месте. Типи-кон, используемый ныне в Русской Православной Церкви (Типикон. Т. 1. С. 308), предписывает совершать Антонию Сийскому шестеричную службу (см. Знаки праздников месяцеслова).

Н. В. Рамазанова

Иконография

Иконография Антония Сийского начала складываться в последней четверти XVI в. Иконописные подлинники описывают облик святого следующим образом: «Сед, плешив, лицем скуд, брада разсохата, пять космочков, аки Антония Печерскаго поуже, риза преподобническа, испод празелень з белилом» (РНБ. По-год. № 1931. Л. 75, 7 дек.; 2-я четв. XIX в.). Над гробницей Антония Сийского находилось его оглавное изображение XVI в., прорись которого вместе с рядом поясных и ростовых изображений XVII в. помещена в Сийском лицевом подлиннике 2-й пол. XVII в. (Покровский. С. 184).

Сохранилось лицевое житие Антония Сийского 1648 г. (ГИМ. Щук. № 107/750, в 40), пожертвованное в Сийский монастырь игуменом Феодосием, в рукописи 153 миниатюры. Известно, что игумен Феодосий был иконописцем, предположительно он является автором миниатюр жития (Кукушкина. Монастырские библиотеки. С. 108–109). На покрове 1661 г. (АОКМ), вкладе И. Д. Милославского; московской иконе 1668 г. работы иконописца В. О. Кондакова-Усольца (собр. П. Корина. ГТГ); пелене конца XVII в. (АОКМ) из ризницы Троицкого собора Сийского монря преподобный представлен в полный рост, с благословляющей десницей и свитком в руке, вверху образ Святой Троицы. В 1659 г. Кондаков-Усолец написал образ Антония Сийского в житии, который поместили около раки с мощами святого. На 2 сохранившихся житийных иконах середины- 2-й половины XVII в. (ГМЗК, АМИИ) в среднике преподобный представлен в молении Святой Троице; вокруг 20 клейм с сюжетами его жития. В составе клейм первой иконы: основание обители на реке Емце, основание Свято-Троицкого монастыря, Антоний Сийский поселяется в келье у озера Падун, преставление Антония Сийского, его погребение; в последнем клейме изображен составитель жития Антония Сийского с раскрытой книгой в руках (на листе надпись: «жытие»).

В иконописных подлинниках сообщается, что Антоний Сийский был «иконописец преизряден, написа же образ Живоначальныя Троицы, от него же множество чудес бысть, и инех много икон» (Филимонов. С. 208). Сохранились упоминания об иконах письма Антония Сийского: в Троицком храме Сийского монастыря, Благовещенской Ямецкой пустыни и других (Кольцова. С. 36–37), в монастырской кормовой книге XVII в. упомянут образ святителя Николая «чюдотворцева письма» (Архангельский патерик. С. 209. Прим. 30). Сохранилась икона Божией Матери «Умиление» (АОКМ), по преданию написанная Антонием Сийским; об этом свидетельствует надпись на обороте, сделанная, очевидно, при поновлении иконы в 1882 г.

О. А. Полякова

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «nikanovgorod.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «nikanovgorod.ru»