Православная икона Иоакима и Анны. Икона иоакима и анны Св иоаким и анна чем помогает

Подписаться
Вступай в сообщество «nikanovgorod.ru»!
ВКонтакте:

Святые праведные Иоаким и Анна, родители
Пресвятой Богородицы Девы Марии

Святой праведный Иоаким происходил из колена Иудина, из дома царя Давида. Жил он в городе Назарете Галилейском и имел жену Анну из колена Левиина, из рода Ааронова, дочь священника Матфана. Этот священник Матфан имел жену Марию, из колена Иудина, из города Вифлеема, и трех дочерей: Марию, Совию и Анну. Из них первой вышла замуж Мария в Вифлеем и родила Саломию. Потом вышла замуж Совия, также в Вифлеем, и родила Елизавету, мать Иоанна Предтечи. Третья же, мать Пресвятой Богородицы, отдана была замуж за Иоакима в страну Галилейскую, в г. Назарет.
Таким образом, Иоаким и Анна, происходя из знатного рода, поучались в законе Господнем и были праведны перед Богом. Имея богатство вещественное, они были богаты и духовно. Украшенные всеми добродетелями, они беспорочно соблюдали все заповеди закона Божьего. На каждый праздник благочестивые супруги отделяли от своего имущества две части: одну отдавали на церковные потребности, а другую раздавали нищим.
Своею праведною жизнью Иоаким и Анна так угодили Богу, что Он сподобил их быть родителями Пресвятой Девы Марии, Матери Господа нашего Иисуса Христа. Из этого одного уже видно, что их жизнь была свята, богоугодна и чиста, так как у них родилась Дочь, Святейшая всех святых, угодившая Богу больше всех и херувимов честнейшая. В то время на земле не было более угодных Богу людей, нежели Иоаким и Анна, по непорочной их жизни. Хотя в то время можно было найти многих, живущих праведно и угождающих Богу, но эти двое превзошли всех своими добродетелями и явились перед Богом самыми достойными того, чтобы от них родилась Божия Матерь. Такая милость не была бы дарована им Богом, если бы они действительно не превосходили всех праведностью и святостью.
Но как Сам Господь имел воплотиться от Пресвятой и Пречистой Матери, так подобало и Матери Божией произойти от святых и чистых родителей. Подобно тому как земные цари имеют свои порфиры, сделанные не из простой материи, а из златом тканной, так и Небесный Царь восхотел иметь Пречистою Своею Матерью, в плоть Которой, как в царскую порфиру, Ему должно было облечься, рожденную не от обыкновенных невоздержных родителей, как бы из простой материи, но от целомудренных и святых, как бы из материи, золотом тканной. Прообразом этого служила ветхозаветная скиния, которую Бог велел Моисею сделать из дорогой материи (Исх. 27:16). Скиния эта прообразовала Деву Марию, вселившись в Которую, Бог должен был пожить с людьми, как написано: «се, скиния Бога с человеком, и Он будет обитать с ними » (Откр. 21:3).
Но эти святые супруги, по Божиему промышлению, долгое время были бездетны. Они пятьдесят лет жили в супружестве и не имели детей. Все это было для того, чтобы в самом зачатии и рождении такой дочери была явлена и сила Божьей благодати, и честь рожденной, и достоинство родителей. Ведь неплодной и состарившейся женщине родить иначе невозможно, как только по силе благодати Божьей. В таком случае действует уже не природа, но Бог, побеждающий законы природы и уничтожающий узы неплодия. Родиться от неплодных и престарелых родителей - большая честь и для самой рожденной, потому что Она рождается тогда не от невоздержных родителей, но от воздержных и престарелых, каковыми были Иоаким и Анна. Наконец, через таковое рождение открывается достоинство и самих родителей, так как они после долгого бесплодства родили радость всему миру. Этого достоинства они достигли не сразу, но только усердным постом, воздержанием и молитвами, в душевной горести и сердечной скорби умолили о сем Бога: и скорбь их обратилась в радость.
Иоаким и Анна долгое время скорбели и плакали, что у них нет детей, и терпели поношение от людей. Однажды Иоаким в большой праздник приносил в Иерусалимском храме, как это было принято, дары в жертву Богу. Вместе с Иоакимом свои дары Богу приносили и все израильтяне. Бывший там в то время первосвященник Иссахар не захотел принять даров Иоакима, потому что он был бездетным. «Не должно , - говорил он, - принимать от тебя дары, потому что ты не имеешь детей, а значит, и благословения Божия. Наверное, у тебя есть какие-нибудь тайные грехи ».
Также и один еврей из колена Рувимова, вместе с прочими приносивший свои дары, укорял Иоакима, говоря: «Зачем ты хочешь прежде меня принести жертвы Богу? Разве ты не знаешь, что ты не достоин приносить дары вместе с нами, ибо ты не имеешь потомства в Израиле?»

Укоры эти очень опечалили Иоакима. Он в сильной скорби ушел из храма, посрамленным и униженным. Праздник для него обратился в печаль, а праздничная радость сменилась скорбью. Глубоко скорбя, он не стал возвращаться домой, а ушел в пустыню к пастухам, пасшим его стада. Здесь он плакал о своем бесчадии, о поношении и укорах, сделанных ему. Вспомнив про Авраама, праотца своего, которому уже в преклонном возрасте Бог даровал сына, Иоаким стал усердно молить Господа, чтобы Он и его сподобил такого же благоволения. Иоаким взывал к Богу, чтобы Он услышал его молитву, помиловал и отнял от него поношение со стороны людей, даровав в старости плод его супружеству, как некогда Аврааму.
- Да буду я, - молился он, - иметь возможность именоваться отцом ребенка, а не бездетным и отверженным от Бога терпеть укоры от людей!
К этой молитве Иоаким присоединил пост и сорок дней не вкушал хлеба.
- Не буду есть, - говорил он, - и в дом свой не возвращусь. Пусть слезы мои будут мне пищею, а пустыня эта домом до тех пор, пока не услышит и не отнимет от меня поношение Господь Бог Израилев.
Точно так же и жена его, будучи дома и узнав, что первосвященник не хотел принять их дары, укоряя в неплодстве, из-за чего муж ее в великой скорби удалился в пустыню, плакала неутешными слезами.
- Теперь, - говорила она, - я несчастнее всех: Богом отвержена, у людей в поношении и мужем оставлена! О чем плакать теперь: о вдовстве ли своем или о бесчадии, о сиротстве своем или о том, что не удостоилась называться матерью?!
Так горько плакала она все те дни. Рабыня Анны, по имени Юдифь, старалась ее утешить, но не могла: ибо кто может утешить ту, печаль которой глубока, как море?
Однажды Анна, печальная, пошла в свой сад, села под лавровым деревом, вздохнула из глубины сердца и, возведя свои глаза, полные слез, к небу, увидала на дереве птичье гнездо с маленькими птенцами. Зрелище это причинило ей еще большую скорбь, и она с плачем начала взывать:
- Горе мне, бездетной! Должно быть, я самая грешная среди всех дочерей Израилевых, что одна пред всеми женами так унижена. Все носят плод своего чрева на своих руках, все утешаются своими детьми, а я одна чужда этой радости. Горе мне! Дары всех принимаются в храме Божием, и за чадородие им оказывают уважение, я же одна отвержена от храма Господа моего. Горе мне! Кому я уподоблюсь? Ни птицам небесным, ни зверям земным: ибо и те приносят тебе, Господи, плод свой, я же одна неплодная. Даже с землей я не могу сравнить себя, потому что она прозябает и выращивает семена и, принося плоды, благословляет Тебя, Небесного Отца. Увы мне, Господи, Господи! Я одна, грешная, лишена потомства. Ты, Который даровал некогда Сарре в глубокой старости сына Исаака (Быт 21,1:8), Ты, Который отверз утробу Анны, матери пророка Самуила (1 Цар. 1: 20), призри ныне на меня и услышь молитвы мои. Господи! Ты знаешь поношение бездетства, прекрати печаль сердца моего и отверзи мою утробу и меня, неплодную, соделай плодоносною, дабы рожденное мною мы принесли Тебе в дар, благословляя, воспевая и прославляя Твое милосердие.
Когда Анна с плачем и рыданием так восклицала, явился ей Ангел Господень и сказал:
- Анна! Услышана твоя молитва, слезы твои дошли до Бога. Ты зачнешь и родишь Дочь Преблагословенную. Через Нее получат благословение все племена земные, и будет даровано всему миру спасение. Имя ей будет Мария.
Услышав ангельские слова, Анна поклонилась Богу и сказала:
- Жив Господь Бог! Если родится у меня дитя, я отдам его на служение Богу. Пусть оно служит Ему и прославляет святое имя Божье день и ночь во все время своей жизни.
После этого, исполнившись неизреченной радости, святая Анна быстро пошла в Иерусалим, чтобы там воздать благодарение Богу за Его милостивое посещение.
В то же самое время Ангел явился и Иоакиму в пустыне и сказал:
- Иоаким! Услышал Бог молитву твою и благоволит даровать тебе благодать Свою: жена твоя Анна зачнет и родит тебе Дочь, рождение которой будет радостью для всего мира. Вот тебе знамение, что я благовествую тебе истину: иди в Иерусалим к храму Божию и там, у золотых ворот, найдешь свою супругу Анну, которой я возвестил то же самое.
Иоаким, удивленный таким ангельским благовестием, славословя Бога и благодаря Его сердцем и устами за великое милосердие, с радостью и весельем поспешно отправился в Иерусалимский храм. Там, как и возвестил ему Ангел, он нашел у золотых ворот Анну, молящуюся Богу, и рассказал ей об ангельском благовествовании. Также и она поведала ему о том, что видела и слышала Ангела, возвестившего о рождении у нее дочери. Тогда Иоаким и Анна вместе прославили Бога, сотворившего им такую великую милость, и, поклонившись Ему в святом храме, возвратились в свой дом.
И зачала святая Анна в девятый день месяца декабря, а восьмого сентября (по старому стилю) у нее родилась дочь, Пречистая и Преблагословенная Дева Мария, начало и ходатаица нашего спасения. О рождестве Ее возрадовались Небо и земля. Иоаким по случаю рождения Дочери принес Богу великие дары и жертвы. На этот раз он получил благословение первосвященника, священников, левитов и всех людей за то, что сподобился благословения Божия. Потом он устроил в доме своем обильную трапезу, и все в радости прославляли Бога.
Возрастающую Деву Марию родители берегли, как зеницу ока, ведая, по особенному откровению Божию, что Она будет светом всему миру и обновлением человеческого естества. Они воспитывали Ее с такою тщательною осмотрительностью, какая подобает Той, Которая имела быть Матерью Спасителя нашего. Они любили Ее не только как дочь, столь долгое время ожидаемую, но и почитали как госпожу свою, помня ангельские слова, сказанные о Ней, и провидя духом, что должно над Ней совершиться. Она же, исполненная Божественной благодати, таинственно обогащала тою же благодатью и своих родителей. Подобно тому, как солнце своими лучами освещает звезды небесные, уделяя им частицы своего света, так и Богом избранная Мария, как солнце, озаряла лучами данной Ей благодати Иоакима и Анну, так что и они были исполнены Духа Божия и твердо веровали в исполнение ангельских слов.
Когда отроковице Марии исполнилось три года, родители ввели Ее со славою в храм Господень, сопровождая с возженными светильниками, и посвятили Ее на служение Богу, как и обещали.
По прошествии нескольких лет после введения Марии в храм, святой Иоаким умер, будучи восьмидесяти лет от рождения. Святая Анна, оставшись вдовой, покинула Назарет и пришла в Иерусалим, где пребывала около своей Пресвятой Дочери, молясь беспрестанно в храме Божьем. Прожив в Иерусалиме два года, она почила о Господе, имея семьдесят девять лет от рождения...
Культ святых Иоакима и Анны является во всей Церкви, как на Востоке, так и на Западе, очень древним и живым. По мере того, как распространялся культ Матери Божией, возрастало также публичное почитание Её родителей.
Уже в IV-V вв. в Иерусалиме, при бывшей купальне Вифезда, стояла небольшая церковка, посвящённая святым Иоакиму и Анне. Храм на этом месте существует и сегодня. Здесь даже, согласно легенде, должна располагаться их гробница. Другое место их погребения указывают на Масличной горе. Император Юстиниан воздвиг в Константинополе около 550 г. базилику в честь святой Анны.
Святой Анне посвящали проповеди такие выдающиеся угодники Божии, как святой Епифаний (+ 403), святой Софроний (+ после 638), святой Иоанн Дамаскин (1 ок. 749), святой Герман Константинопольский (+ 732), святой Андрей Критский (+ 750), святой Тарасий Константинопольский (+ 806).
Литургическое воспоминание родителей Пресвятой Девы Марии возникло изначально на Востоке. Его ввёл в 710 г. император Юстиниан II под названием «Зачатие святой Анны». Оно справлялось в различные дни, совместно, либо раздельно со святым Иоакимом.
На Западе оно стало отмечаться позже. В Неаполе оно известно с Х в. Папа Урбан VI в 1378 г. разрешил справлять этот праздник в Англии. Юлий II в 1522 г. распространил его на всю Церковь и назначил его датой 20 марта. Павел V, однако, в 1568 г. отменил этот праздник, ссылаясь на то, что о родителях Пресвятой Богородицы ничего не сообщается в книгах Священного Писания. Превозмогло, тем не менее, мнение, что эти родители существовали и что им подобает особая честь. Поэтому папа Григорий XIII восстановил праздник в 1584 г. и назначил для него день 26 июля. Папа Пий X в 1911 г. ввёл особый праздник святого Иоакима, назначив его на 16 августа. Память же святой Анны продолжала праздноваться 26 июля. Литургическая реформа 1969 г. вновь соединила вместе их имена в день 26 июля.
На Руси храмы в честь святых супругов стали строиться практически сразу же после принятия Христианства. Также сразу распространилось и почитание праведных родителей; их имена неоднократно поминаются во время богослужения во всех православных храмах.
Храм святых праведных Богоотец Иоакима и Анны есть и в нашей курской епархии – в селе Долгое. И, наверное, нет в Курске ни одного православного, кто не бывал бы в этом храме. Ведь он находится в Золотухинском благочинии, как раз на пути ежегодного крестного хода с иконой Матери Божией «Знамение» Курской-Коренной. Именно в этом месте крестный ход делает остановку перед входом в Коренную пустынь.
Это кирпичная четырёхстолпная пятикупольная церковь в русско-византийском стиле, построенная в 1852 г. по проекту архитектора К. А. Тона на средства И. А. Воронина, с трапезной и шатровой колокольней.
Но еще раньше, в августе 1756 г., по просьбе братии монастыря и крестьян сел Долгое, Будановка, Тазово и др. был учинен «указ на постройку приходской церкви в деревне Долгое под именем праведных Богоотец Иоакима и Анны». 24 июня 1770 г. церковь была освящена. Это был деревянный храм, который имел вид прямого четырехугольника, сделанный из разного леса и окрашенный красной краской, потому называли его в народе еще «Красной церковью».
Через много лет деревянный храм было решено заменить на каменный. Средства были собраны достаточно быстро.
Новый храм был построен, как уже говорилось, в 1852 г. Строительство велось в два этапа, сначала был выстроен храм, увенчанный пятью куполами, позже к нему пристроилась трапезная с трехъярусной колокольней. При храме построили каменную школу.
В 1930-х гг. церковь была закрыта, и только в 1988 г. возвращена верующим. Минуло несколько десятков лет с момента запустения храма до его возрождения. Десятки прихожан откликнулись на благое дело – возрождение местных святынь. Бесчисленные тонны мусора и грязи были убраны из храма, восстановлены кровля, полы, настенная роспись, иконостас и все убранство храма. Возвращены старинные иконы и утварь. В настоящее время церковь святых праведных Богоотец Иоакима и Анны восстановлена, отреставрирована и в цокольном этаже устроен придел Всех Святых.

Ежедневно в храме совершаются требы, в воскресенье и праздничные дни совершаются Божественные литургии и молебны святым.
Остается только добавить, что память праведным Иоакиму и Анне отмечается в день попразднества Рождества Пресвятой Богородицы – 9/22 сентября, а праведной Анне – 25 июля/7 августа (Успение) и 9/22 декабря (Зачатие).

Средь гор, в глубокой котловине,
Храня преданья древних лет,
Еще красуется доныне
Священный город Назарет.
В трудах, молитве непрестанной
Здесь доживал свой тихий век
Благочестивый человек -
Иоаким с женою Анной.
Уже давно в их волосах
Сребрятся старости седины,
Давно потух огонь в очах,
Чело прорезали морщины.
Слабеют силы, но опоры -
Увы, - для старцев честных нет,
И, может быть, придется скоро
Бездетным им покинуть свет.
И не увидит поколенье
Их дней пришествия Христа,
Когда свершится искупленье,-
Пророков светлая мечта.
И сердце старцев постоянно
Болело тайною тоской,
И слезы горькие порой
Лила тоскующая Анна.
Но вот настали дни иные
Для бедных старцев - наконец
Над ними сжалился Творец, -
У них родилась Дочь - Мария.
Младенца чудного рожденье
Казалось старцам сладким сном,
Как будто райское виденье
Их осенило мирный дом.
Казалось, ангелы витали
Средь этой мирной тишины
И сердцу тайно навевали
Святые, радостные сны.
Их жизнь была, как путь без цели,
Пуста, уныла и темна:
У этой детской колыбели
Вдруг изменилася она.
Забыты горе и печали,
Забыты скорби прежних дней, -
Чредою быстрою бежали
Теперь их дни, зари ясней.

Евангелие ничего не сообщает о родителях Пресвятой Девы Марии. Молчание Свя­щенного Писания восполняет богатая апокрифическая литература, благодаря кото­рой известны их имена: это Протоевангелие Иакова, написанное ок. 150 г., Еванге­лие псевдо-Матфея VI в, также Книга Рождества Марии, относящаяся к VIII в. Наи­большего внимания заслуживает первый из упомянутых апокрифов, поскольку происходит от самых истоков христианства, в силу чего может содержать зёрна ис­тины, сохранённые традицией.

Анна происходила из вифлеемской священнической семьи. Еврейское имя «Анна» означает «благодать, милость». С IV в. до наших дней в Иерусалиме показывают место, где стоял дом Иоакима и Анны. На этом месте стоит храм, третий по счёту, построенный крестоносцами.

Св. Иоаким, вероятно, был родом из Галилеи и происходил из богатой и знатной се­мьи. Самое его имя несло пророческий смысл, ибо означало «Приготовление для Господа». Скончался, когда Мария была ещё ребёнком. Вместе со св. Анной являет­ся покровителем супружеских пар.

Протоевангелие Иакова передаёт, что Иоаким и Анна были бездетны. Супруги тщет­но молились и делали щедрые пожертвования на храм, чтобы испросить себе ребёнка. Иоаким, будучи уже в пожилом возрасте, удалился в пустыню и провёл там 40 дней в молитве и посте, чтобы вымолить эту милость у Господа Бога. И тогда ему явился Ангел и возвестил, что его молитвы услышаны и что его супруга Анна родит ему дитя, которое будет радостью для всего мира. Так и случилось. При рождении возлюбленной дочери, которой, по обычаю, на пятнадцатый день был дано имя «Мария», среди многих значений которого можно выделить значение «Госпожа», присутствовала ближайшая родня. В годовщину этого рождения справили ра­дост­ное торжество. Когда девочке исполнилось 3 года, её, согласно обету, посвяти­ли на служение Богу и отдали на воспитание в храм, где она росла среди своих сверст­ниц, занимаясь молитвой, пением, чтением Священного Писания и вышива­нием священнических одежд. Иоаким тем временем скончался. Анна, согласно од­ной из легенд, после этого ещё двукратно выходила замуж.

Культ свв. Иоакима и Анны является во всей Церкви, как на Востоке, так и на запа­де, очень древним и живым. По мере того, как распространялся культ Матери Божи­ей, возрастало также публичное почитание Её родителей. Уже в IV-V вв. в Иерусали­ме, при бывшей купальне Вифезда, стояла церковка, посвящённая свв. Иоакиму и Анне. Храм на этом месте существует и сегодня. Здесь даже, согласно легенде, дол­жна располагаться их гробница. Другое место их погребения указывают на Мас­лич­ной горе. Император Юстиниан воздвиг в Константинополе ок. 550 г. базилику в честь св. Анны. На Востоке св. Анне посвящали проповеди такие выдающиеся свя­тые, как св. Епифаний (+ 403), св. Софроний (+ после 638), св. Иоанн Дамаскин (1 ок. 749), св. Герман Константинопольский (+ 732), св. Андрей Критский (+ 750), св. Тарасий Константинопольский (+ 806), а на Западе - св. Фульберт Шартрский (+ 1029), св. Бернардин Сиенский (+ 1444), а также бл. Владислав из Гельнюва (+ 1505).

Особым почитанием была всегда окружена св. Анна. Её культ был и остаётся доны­не очень живым. На Западе первых храм и монастырь св. Анны возник в 701 г. во Флориаке под Руаном. Признаком популярности св. Анны является то, что её имя часто дают девочкам. Весьма многочисленны также посвящённые ей храмы и святи­лища. В честь св. Анны возникло 5 женских монашеских орденов. В древней литургике св. Анне посвящалось целых 118 гимнов и 36 секвенций (XIV-XVI вв.)..

Святые Иоаким и АннаЛитургическое воспоминание родителей Пресвятой Девы Марии возникло сперва на Востоке. Его ввёл в 710 г. император Юстиниан II под названием «Зачатие св. Анны». Оно справлялось в различные дни, совместно либо раздельно со св. Иоаки­мом. На Западе оно стало отмечаться позже. В Неаполе оно известно с Х в. Папа Урбан VI в булле Splendor æternæ gloriæ от 21 июня 1378 г. разрешил справлять этот праздник в Англии. Юлий II в 1522 г. распространил его на всю Церковь и назначил его датой 20 марта. Павел V, однако, в 1568 г. отменил этот праздник, ссылаясь на то, что о родителях Богородицы ничего не сообщается в книгах Священного Писа­ния. Превозмогло, тем не менее, мнение, что эти родители существовали и что им подобает особая честь. Поэтому Григорий XIII восстановил праздник (1584) и назна­чил для него день 26 июля. Папа св. Пий X в 1911 г. ввёл особый праздник св. Иоа­кима, назначив его на 16 августа. Св. Анна продолжала праздноваться 26 июля. Литургическая реформа 1969 г. вновь соединила вместе их имена в день 26 июля.

ИОАКИМ И АННА (греч. ᾿Ιωακεμ κα ῎Αννα) - святые, праведные (день памяти 9 сентября), родители Пресвтой Богородицы .

Иоаким и Анна, как и другие библейские праведники - родственники Иисуса Христа по плоти, именуются в православном литургическом предании богоотцами. Термин θεοπάτωρ - «богоотец» только по отношению к Иоакиму и Анне употребляется во множественном числе (θεοπάτορες; слав.) в отпусте после главных церковных служб. Древнейшим источником, в котором содержатся сведения о жизни Иоакима и Анны, являются главы 1-7 Иакова Протоевангелия, христианского апокрифа, относящегося к периоду около 150 года - начала III века. Согласно Протоевангелию, Иоаким и Анна были бездетной благочестивой зажиточной супружеской парой. В один из иудейских праздников Иоаким хотел принести дары для жертвоприношения в Иерусалимском храме, но был остановлен неким Рувимом, сказавшим Иоакиму, что он не может приносить дары первым, так как «не произвел потомства Израилю» (Protev. Jac. 1. 3). Опечаленный этим, Иоаким ушел в пустыню и, поселившись в шатре, решил провести в посте и молитве 40 дней и ночей, ожидая, «пока Господь не снизойдет» к нему (Ibid. 1. 7). Анна также предалась скорби, которая усилилась из-за оскорблений, нанесенных ей служанкой по имени Иудифь. Однако, не теряя надежды, Анна продолжала молиться Богу о даровании ребенка по примеру праведной Сарры, жены родоначальника еврейского народа праведного Авраама. В 4-й главе описывается явление Анне ангела Господня, возвестившего ей: «...Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире» (ст. 1). В ответ Анна обещала посвятить дитя Богу. Одновременно она узнала о возвращении ее мужа, которому также было откровение через ангела о рождении ребенка. Эти события легли в основу праздника Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы.

Исследователи отмечают в рассказе об Иоакиме и Анне наличие аллюзий и прямых сюжетных заимствований из 1 Цар 1-2, Мф 1-2, Лк 1-2, когда некоторые поступки и слова Анны имеют сходство с поступками и со словами бесплодной Анны, матери пророка Самуила, во время посещения последней Иерусалимского храма (см.: 1 Цар 1. 6-18). Сцена явления ангела Иоакиму напоминает сцену явления ангела праведному Захарии в Лк 1. 11 сл. (Vorster. P. 631; Gli Apocrifi del Nuovo Testamento / Ed. M. Erbetta. Torino, 19752. Vol. 1/2. P. 18, 29).

После рождения Марии Иоаким и Анна «устроили особое место в спальне Дочери, и запрещено было туда вносить что-либо нечистое, и призвала [Анна] непорочных дочерей иудейских, чтобы они ухаживали за Нею» (Protev. Jac. 6. 3). Когда Марии исполнился год, Иоаким пригласил на большой пир священников и первосвященников; они благословили Марию и изрекли пророчество о Ней, сказав: «Бог отцов наших, благослови это Дитя и дай имя славное во всех родах» (Ibid. 6. 5). В 7-й главе «Протоевангелия Иакова» описывается Введение во храм Пресвятой Богородицы. Когда Пресвятая Дева достигла 3-летнего возраста, Иоаким и Анна решили исполнить обет посвящения Ее Богу и привели в Иерусалимский храм. По преданию, вступление Марии во храм сопровождалось торжественным шествием, а по дороге к храму стояли непорочные девы с зажженными светильниками (Ibid. 7). По окончании церемонии «ушли Ее родители, удивляясь и вознося хвалу Господу, что Дочь их не повернула назад» (Ibid. 8. 1).

В апокрифе «Евангелие о рождестве и детстве Спасителя» Псевдо-Матфея (не ранее VI века), которое было составлено на основе «Протоевангелия Иакова» и «Евангелия детства Фомы» (не позднее начала V века), говорится о происхождении Иоакима «из колена Иудина» (1. 1), Анны «из рода Давида» и о том, что ее отца звали Иссахар (1. 2). Еще один апокриф - «Книга о Рождестве Святой Марии» (Libellus de nativitate sanctae Mariae) (IX век) сообщает о том, что семья Пресвятой Богородицы жила в городе Назарете в Галилее (1. 1), и приводит рассказ о чудесном зачатии Анной Девы Марии (3. 1). В сирийской версии «Протоевангелия Иакова» (наиболее ранние рукописи 1-го перевода относятся к VI веку) во 2-м переводе, вошедшем в позднейшие компиляции, содержится ряд разночтений с греческим текстом «Протоевангелия»: Иоаким назван Ионакир (сир.); в главе 2 перед обращением к Богу Анна надевает «одежды царские» (в греческом - брачные), что может рассматриваться как указание на царственное происхождение Пресвятой Богородицы (Мещерская. 2007. С. 25). Также ряд оригинальных преданий об Иоакиме и Анне содержится в сирийских апокрифических компиляциях на основе «Протоевангелия Иакова», в том числе в «Истории благословенной Девы Марии», написанной в среде Церкви Востока и представленной рукописями XII-XVIII веков (CANT, N 94; BHO, N 643-645; изд.: Budge E., ed. The History of the Blessed Virgin Mary: And the History of the Likeness of Christ which the Jews of Tiberias Made to Mock at. / The Syriac texts ed. with English transl. E. A. W. Budge. L., 1899. Vol. 1. P. 3-146).

Согласно этому произведению, Ионакир, названный также Цадок (- праведный), был сыном Маттана/Натана (/), сына Елеазара () (ср.: Мф 1. 15), из чего следует, что Пресвятая Богородица, так же как и Иосиф, происходила по отцу из дома Давида. Жена Ионакира названа Дина () (евр.- праведная); ее имя было заменено именем Анна () (евр.- милость) после возвещения ей ангелом о рождении Марии. После того как Пресвятой Богородице исполнилось 12 лет и Ее по обету ввели в Иерусалимский храм, у Ионакира и Анны родилась 2-я дочь, которую назвали Перогита/Парогита () и которая стала отрадой для родителей. Ионакир и Анна сделали щедрое пожертвование для храма и раздали дары народу Иерусалима; умерли спустя 12 лет после этих событий. Во время пребывания Пресвятой Богородицы в храме попечение о Ней взяли на себя священник Цадок и его жена, не имевшие детей, и «Мария стала называться дочерью Цадока по закону Господню, а праведно и истинно была дочерью Ионакира по обету» (Budge. 1899. Vol. 1. P. 16). Таким образом, 2-м именем Ионакира, изначально бывшим его эпитетом, составителями компиляции назван приемный отец Пресвятой Богородицы. В дальнейшем фрагмент этой компиляции под названием «О благовещении ангела Ионакиру о рождестве Марии» был включен восточносирийским писателем Соломоном Басрским (XIII век) в состав сборника библейских и апокрифических легенд «Книга Пчелы» (Assemani. BO. T. 3/1. P. 315).

Благодаря переселенцам из Бретани Анна стала почитаться в Канаде уже в XVII веке. Капелла святой Анны в селении Пти-Кап была построена в 1658 году французскими колонистами. По просьбе Франсуа де Лаваля, епископа Квебека, из Франции была прислана частица мощей Анны (1670 год). В 1676 году на месте капеллы была возведена каменная церковь во имя Анны. Благодаря деятельности кардинала Э.А. Ташрё, архиепископа Квебекского (1871-1898 годы), Сент-Ан-де-Бопре стала крупнейшей святыней Канады. В 1876 году Анна была объявлена покровительницей провинции Квебек, было основано периодическое издание «Анналы благой святой Анны» (ныне «Вестник святой Анны» - «Revue de Ste. Anne») на французском и английском языках. В «Анналах...» публиковались в том числе свидетельства исцелений по молитве к Анне. В 1876 году была освящена новая церковь, получившая в 1887 году статус малой базилики. Существующая базилика была основана в 1923 году (освящена в 1976 году). В 1960 году папа Иоанн XXIII подарил храму часть мощей (кость руки) Анны, происходящую из города Апт. В Сент-Ан-де-Бопре, где почитаются также статуя и источник святой Анны, функционирует крупный паломнический центр. Культ святой распространился в Канаде, США, а затем и в других странах. Франкоязычный Квебек является главным хранителем традиций почитания Анны в католическом мире.

Почитание в дохалкидонских Церквах

Сирийская яковитская Церковь следует византийской традиции почитания Иоакима и Анны в день попразднства Рождества Богородицы. Однако в позднесредневековых сирийских Минологиях их память отмечалась в самый день праздника, который приходился либо на 8, либо на 9 сентября (Un Martyrologe et douze Ménologes syriaques / Éd. F. Nau. P., 1915. P. 86, 106, 124, 131. (PO; T. 10. Fasc. 1)). В сирийской Минологии 1547 года из Халеба (Алеппо) встречается особая память Иоакима 2 апреля (Ibid. P. 75; Peeters P. Le Martyrologe de Rabban Sliba // AnBoll. 1908. Vol. 27. P. 160, 194).

В Коптской Церкви 11-го хатора (7 ноября) празднуется успение Анны, 7-го пармуте (2 апреля) - успение Иоакиму, 7-го месоре (31 июля) - благовестие Иоакиму о рождении Пресвятой Богородицы. Под соответствующими числами имеются сказания в копто-арабском Александрийском Синаксаре (XIII-XIV века) (SynAlex. Vol. 2. P. 278; Vol. 4. P. 290-291; Vol. 5. P. 708-709). В копто-арабских Минологиях при Евангелиях встречается также общая с Византийской Церковью память Анны 1 месоре (25 июля) (Les Ménologes des Évangéliaires coptes-arabes / Éd., trad. F. Nau. P., 1915. P. 208 (not.). (PO; T. 10. Fasc. 2)).

В Эфиопской Церкви дни памяти Иоакима и Анны те же, что и в Коптской. Существует эфиопское Житие Анны (BHO, N 60; Legends of Our Lady Mary, the Perperual Virgin and Her Mother Hannâ / Transl. E. A. W. Budge. L., 1922. P. 1-53). Написанное на основании «Протоевангелия Иакова» в форме панегирика, оно предназначалось для уставного чтения седмичного богослужебного круга. В Житии содержится рассказ о чудесном зачатии Марии (на Анну сошел голубь, и через 30 дней она зачала Пресвятую Богородицу), возможно восходящий к латинской «Книге о Рождестве Святой Марии».

В Армянской Апостольской Церкви память Иоакима и Анны переходящая, празднуется во вторник 2-й седмицы после Успения Пресв. Богородицы, которое отмечается в воскресенье, ближайшее к 15 августа

[греч. ᾿Ιωακεμ κα ῎Αννα], святые, праведные (пам. 9 сент.), родители Пресв. Богородицы . И. и А., как и др. библейские праведники - родственники Иисуса Христа по плоти, именуются в правосл. литургическом предании богоотцами . Термин θεοπάτωρ - «богоотец» только по отношению к И. и А. употребляется во мн. ч. (θεοπάτορες; слав. ) в отпусте после главных церковных служб.

Древнейшим источником, в к-ром содержатся сведения о жизни И. и А., являются главы 1-7 Иакова Протоевангелия , христ. апокрифа, относящегося к периоду ок. 150 г.- нач. III в. Согласно Протоевангелию, И. и А. были бездетной благочестивой зажиточной супружеской парой. В один из иудейских праздников И. хотел принести дары для жертвоприношения в Иерусалимском храме, но был остановлен неким Рувимом, сказавшим И., что он не может приносить дары первым, т. к. «не произвел потомства Израилю» (Protev. Jac. 1. 3). Опечаленный этим, И. ушел в пустыню и, поселившись в шатре, решил провести в посте и молитве 40 дней и ночей, ожидая, «пока Господь не снизойдет» к нему (Ibid. 1. 7). А. также предалась скорби, к-рая усилилась из-за оскорблений, нанесенных ей служанкой по имени Иудифь. Однако, не теряя надежды, А. продолжала молиться Богу о даровании ребенка по примеру прав. Сарры , жены родоначальника евр. народа прав. Авраама . В 4-й гл. описывается явление А. ангела Господня, возвестившего ей: «...Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире» (ст. 1). В ответ А. обещала посвятить дитя Богу. Одновременно она узнала о возвращении ее мужа, к-рому также было откровение через ангела о рождении ребенка. Эти события легли в основу праздника Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы .

Исследователи отмечают в рассказе об И. и А. наличие аллюзий и прямых сюжетных заимствований из 1 Цар 1-2, Мф 1-2, Лк 1-2, когда нек-рые поступки и слова А. имеют сходство с поступками и со словами бесплодной Анны , матери прор. Самуила, во время посещения последней Иерусалимского храма (см.: 1 Цар 1. 6-18). Сцена явления ангела И. напоминает сцену явления ангела прав. Захарии в Лк 1. 11 сл. (Vorster. P. 631; Gli Apocrifi del Nuovo Testamento / Ed. M. Erbetta. Torino, 19752. Vol. 1/2. P. 18, 29).

После рождения Марии И. и А. «устроили особое место в спальне Дочери, и запрещено было туда вносить что-либо нечистое, и призвала [Анна] непорочных дочерей иудейских, чтобы они ухаживали за Нею» (Protev. Jac. 6. 3). Когда Марии исполнился год, И. пригласил на большой пир священников и первосвященников; они благословили Марию и изрекли пророчество о Ней, сказав: «Бог отцов наших, благослови это Дитя и дай имя славное во всех родах» (Ibid. 6. 5). В 7-й гл. «Протоевангелия Иакова» описывается Введение во храм Пресвятой Богородицы . Когда Пресв. Дева достигла 3-летнего возраста, И. и А. решили исполнить обет посвящения Ее Богу и привели в Иерусалимский храм. По преданию, вступление Марии во храм сопровождалось торжественным шествием, а по дороге к храму стояли непорочные девы с зажженными светильниками (Ibid. 7). По окончании церемонии «ушли Ее родители, удивляясь и вознося хвалу Господу, что Дочь их не повернула назад» (Ibid. 8. 1).

В апокрифе «Евангелие о рождестве и детстве Спасителя» Псевдо-Матфея (не ранее VI в.), к-рое было составлено на основе «Протоевангелия Иакова» и «Евангелия детства Фомы» (не позднее нач. V в.), говорится о происхождении И. «из колена Иудина» (1. 1), А. «из рода Давида» и о том, что ее отца звали Иссахар (1. 2). Еще один апокриф - «Книга о Рождестве Святой Марии» (Libellus de nativitate sanctae Mariae) (IX в.) сообщает о том, что семья Пресв. Богородицы жила в г. Назарете в Галилее (1. 1), и приводит рассказ о чудесном зачатии А. Девы Марии (3. 1).

В сир. версии «Протоевангелия Иакова» (наиболее ранние рукописи 1-го перевода относятся к VI в.) во 2-м переводе, вошедшем в позднейшие компиляции, содержится ряд разночтений с греч. текстом «Протоевангелия»: И. назван Ионакир (сир. ); в гл. 2 перед обращением к Богу А. надевает «одежды царские» (в греческом - брачные), что может рассматриваться как указание на царственное происхождение Пресв. Богородицы (Мещерская. 2007. С. 25). Также ряд оригинальных преданий об И. и А. содержится в сир. апокрифических компиляциях на основе «Протоевангелия Иакова», в т. ч. в «Истории благословенной Девы Марии», написанной в среде Церкви Востока и представленной рукописями XII-XVIII вв. (CANT, N 94; BHO, N 643-645; изд.: Budge E., ed. The History of the Blessed Virgin Mary: And the History of the Likeness of Christ which the Jews of Tiberias Made to Mock at. / The Syriac texts ed. with English transl. E. A. W. Budge. L., 1899. Vol. 1. P. 3-146). Согласно этому произведению, Ионакир, названный также Цадок ( - праведный), был сыном Маттана/Натана ( / ), сына Елеазара () (ср.: Мф 1. 15), из чего следует, что Пресв. Богородица, так же как и Иосиф, происходила по отцу из дома Давида. Жена Ионакира названа Дина () (евр.- праведная); ее имя было заменено именем Анна () (евр.- милость) после возвещения ей ангелом о рождении Марии. После того как Пресв. Богородице исполнилось 12 лет и Ее по обету ввели в Иерусалимский храм, у Ионакира и А. родилась 2-я дочь, которую назвали Перогита/Парогита () и к-рая стала отрадой для родителей. Ионакир и А. сделали щедрое пожертвование для храма и раздали дары народу Иерусалима; умерли спустя 12 лет после этих событий. Во время пребывания Пресв. Богородицы в храме попечение о Ней взяли на себя свящ. Цадок и его жена, не имевшие детей, и «Мария стала называться дочерью Цадока по закону Господню, а праведно и истинно была дочерью Ионакира по обету» (Budge. 1899. Vol. 1. P. 16). Т. о., 2-м именем Ионакира, изначально бывшим его эпитетом, составителями компиляции назван приемный отец Пресв. Богородицы. В дальнейшем фрагмент этой компиляции под названием «О благовещении ангела Ионакиру о рождестве Марии» был включен восточносир. писателем Соломоном Басрским (XIII в.) в состав сборника библейских и апокрифических легенд «Книга Пчелы» (Assemani. BO. T. 3/1. P. 315).

Прп. Иоанн Дамаскин (VIII в.), основываясь, возможно, на местных палестинских преданиях, писал, что И. был сыном Варпанфира из рода царя Давида и приходился свойственником Иакову, отцу св. Иосифа Обручника , мужу Девы Марии (Ioan. Damasc. De fide orth. IV 14 // PG. 94. Col. 1154). Визант. писатель-агиограф Епифаний Монах (1-я пол.- сер. IX в.), приводя те же сведения, дополнительно сообщает, что А. была дочерью «Матфама [Ματθάμ], священника из Вифлеема» и что до рождения Марии, названной в честь одной из сестер А., она прожила с И. 50 лет (Epiphanius Monachus. Sermo de vita Sanctissime Deiparae. 3 // PG. 120. Col. 190с). Также Епифаний указывает на то, что 2-я сестра А.- Сови (Σωβή) была матерью прав. Елисаветы , матери св. Иоанна Предтечи (Ibid.; ср.: Niceph. Callist. Hist. eccl. II. 3 // PG. 145. Col. 760). И., по словам Епифания, умер 80 лет от роду, а А.- 2 годами позже в Иерусалиме в возрасте 82 лет (Epiphanius Monachus. Sermo de vita Sanctissime Deiparae. 4 // PG. 120. Col. 192b).

И. и А. в творениях св. отцов и учителей Церкви стали примером твердой веры и упования на Бога. Прп. Андрей Критский, восхваляя веру И. и А., говорит, что они «...сетовали о том, что не имели преемника рода своего, тем не менее искра надежды еще не погасла в них совершенно: оба они воссылали молитву к Богу о даровании им чада для продолжения семени их,- оба подражая услышанной некогда молитве Анны (матери прор. Самуила.- П. Л. )... И не оставляли они своих усилий, пока не получили желаемого» (Andr. Caes. In Beatae Mariae Natalem. Or. 1 // PG. 97. Col. 815). Повествование об И. и А. содержится в «Толковании на Шестоднев», составленном между 375 и 400 гг. и ошибочно приписываемом Евстафию , еп. Антиохийскому (Commentarius in hexameron // PG. 18. Р. 771-774). К преданиям об И. и А. также обращались в проповедях и др. христ. авторы: свт. Иоанн Златоуст (De nativitate Mariae Deiparae // CPG, N 4915), свт. Епифаний Кипрский (Homilia de conceptione Annae // CPG, N 3803; см. также приписываемый ему труд: Homilia in laudes s. Mariae deipare // CPG, N 3771), К-польский патриарх Герман I (Homilia in praesentationem s. deipare // CPG, N 8007-8008), прп. Григорий Никомидийский (Homilia de conceptione // CPG, N 8224).

П. Ю. Лебедев, Е. Н. Мещерская, Н. С. Смелова

Почитание в православной традиции

Центром почитания И. и А. является Палестина: в Иерусалиме близ купальни Вифезда , к западу от Львиных ворот, находился дом И. и А., где, согласно местному преданию, они скончались. По сообщению игум. Даниила (нач. XII в.), на этом месте была построена церковь, под ее алтарем была пещера, где хранился их гроб («Хожение» игумена Даниила в Святую Землю в нач. XII в. СПб., 2007. С. 37). Здесь расположена правосл. ц. Рождества Пресв. Богородицы с криптой (пещерой). В эпоху крестоносцев в Иерусалиме появились храмы, посвященные А. и сохранившиеся до наст. времени: рядом с домом И. и А. была построена базилика прав. А. (восходящая к XII в.), а в ц. Гроба Богородицы (Успения Богородицы) в Гефсимании была устроена часовня И. и А. на месте захоронения кор. Мелисенды (подробнее см. в ст. Иерусалим). В этой часовне, расположенной на месте родовой усыпальницы семейства Пресв. Богородицы, находятся гробницы И. и А. Почитание И. и А. на Св. земле было также связано с мон-рем Хозива (V в.): согласно местному преданию, И. молился о даровании ему потомства в пещере прор. Илии на территории мон-ря. К востоку от монастыря находится пещера прп. Георгия Хозевита , где, по преданию, некоторое время жила А. Обе пещеры называются скитом прав. Анны.

В К-поле известны неск. храмов, освященных во имя А., самым древним из к-рых является церковь в Девтероне, построенная, как сообщает Прокопий Кесарийский, имп. Юстинианом I ок. 550 г. (Procop. De aedificiis. I 3). Церковь пострадала во время землетрясения 16 мая 865 г. и была восстановлена имп. Василием I Македонянином (867-886); при вдове имп. Алексея I Комнина Ирине (нач. XII в.) эта церковь еще существовала (Janin. Églises et monastères. P. 35-37). Церковь в Дигистеях построена, по сообщению патриографов, св. Феодорой (842-856), супругой имп. Феофила, на месте, где ее лошадь дважды споткнулась по пути во Влахерну и обратно. В эпиграмме Антиохийского патриарха Феодора IV Вальсамона (XII в.) содержится упоминание о ц. во имя А. в мон-ре Пресв. Богородицы Одигитрии. В Палатии церковь была построена имп. Львом VI Мудрым (886-912) недалеко от дворца императрицы. В мон-ре Пресв. Богородицы в Пиги (см. ст. ) находилась часовня во имя Анны. Храм или часовня в Халкопратиях, по мнению Р. Жанена, могли находиться на территории храма Пресв. Богородицы (Ibid.). По сообщению Псевдо-Кодина (сер. XIV в.), Анна, супруга имп. Льва III Исавра (717-741), построила мон-рь во имя Анны, известный также как мон-рь Спуда (Preger T. Scriptores originum Constantinopolitanarum. Lpz., 1907, 1975r. Vol. 2. P. 251; Janin. P. 38).

Мощи А. и ее мафорий были перенесены в 710 г., при имп. Юстиниане II , из Иерусалима в К-поль (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 284). В средние века зап. паломники сообщали, что видели в мон-ре Ставровуни (Кипр) плечо и ладонь А. Части мощей А. находятся в мон-рях на Афоне: левая стопа А. была перенесена из скита прав. Анны близ мон-ря Хозива в Большой скит прав. Анны на Афоне. Правая стопа А. находится в мон-ре Кутлумуш , левая рука - в мон-ре Ставроникита . Частицы мощей А. хранятся в мон-рях и храмах Греции: вмч. Пантелеимона, Ксенофонта прп. мон-ре, Успения Пресв. Богородицы Макелларии близ Калавриты (п-ов Пелопоннес), Успения Пресв. Богородицы в Прастосе в Кинурии, в ц. св. Герасима в р-не Ано-Илисия в Афинах, в Иоанна Богослова мон-ре на Патмосе (Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Church // Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 143), а также в мон-ре св. Анны близ Ламии и в Иоанна Богослова мон-ре близ Суроти . Частица мощей И. находится в ц. Панагии Горгоэпикоос в Фессалонике.

Основным днем памяти И. и А. является 9 сент., попразднство Рождества Богородицы. Эта память указана в палестино-груз. календарях VII-X вв., отражающих древнюю минологическую традицию Иерусалимского Патриархата (Garitte. Calendrier Palestino-Géorgien. P. 325-326; Марр И. Я. Описание груз. рукописей Синайского мон-ря. М.; Л., 1940. С. 143). Согласно Синаксарю К-польской ц. (кон. X в.) и Типикону Великой ц. (IX-XI вв.), в этот день в К-поле совершалась торжественная служба в их честь в храме Пресв. Богородицы в Халкопратиях (SynCP. Col. 29; Mateos. Typicon. T. 1. P. 22). В труде мусульм. энциклопедиста аль-Бируни, ссылающегося на календарь правосл. общины Хорезма нач. XI в., память И. и А. указана 8 сент., причем Рождество Богородицы не отмечено (Al-Birouni Abou R î h â n. Les fêtes des Melchites et al. / Éd., trad. R. Griveau. P., 1914. P. 312. (PO; T. 10. Fasc. 4)). 9 дек., в день Зачатия Пресв. Богородицы, совершалась служба А. в посвященной ей церкви в к-польском квартале Эвурани (Mateos. Typicon. T. 1. P. 127) и в храме во имя А. в Халкопратиях (SynCP. Col. 291), а 25 июля, в праздник успения А.,- в ц. во имя А. в Девтероне (SynCP. Col. 841-842). В Минее из рукописи Sinait. iber. 56 под 25 июля отмечена память успения И. и А. (Garitte. P. 287; Марр. С. 91). В груз. календаре X в. (Sinait. iber. 34) под 16 янв. обозначена память благовестия И. о рождении Пресв. Богородицы (Garitte. P. 132).

26 окт. 2008 г. частица мощей А. была привезена с Афона в храмовый комплекс Иверской иконы Божией Матери г. Днепропетровска, где она была помещена в ковчеге в нижнем приделе соборного храма во имя И. и А.

М. В. Печников

Почитание на Западе

Память И. и А. под 9 сент. впервые встречается в мраморном Неаполитанском календаре (1-я пол. IX в.), отчасти отражающем вост. литургическую практику. С XIV в. память А. появляется в дополнениях к Мартирологу Узуарда под 26 июля (PL. 124. Col. 299-302). Имя Анна упоминается в литаниях каноников базилики св. Петра в Риме (не ранее XII в.). Упоминания имени Анна в мосарабских литургических текстах не дают основания для утверждения о том, что речь идет о матери Пресв. Богородицы.Распространение культа А. во 2-й пол. XIII в. было связано с деятельностью францисканцев, исповедующих учение о непорочном зачатии Девы Марии. С 1-й пол. XIV в. известны ранние лат. гимны (в Бревиариях из Байё и Алансона - Charland. Les Trois légendes. 1898. Vol. 1. P. 360-361) и секвенции в честь А. (Ibid. P. 370-371). Папа Урбан VI в булле «Splendor aeternae gloriae» от 1382 г. учредил почитание А. 26 июля для всей Англии, что, вероятно, было приурочено к браку кор. Ричарда II с Анной Богемской. В Скандинавских странах отмечалось также 9 дек.- день Зачатия прав. А. Пресв. Богородицы. В XIV в. культ А. получил широкое распространение в Швеции благодаря деятельности св. Биргитты Шведской († 1373). Не позднее нач. XV в. в доминиканской среде был составлен 1-й известный рифмованный оффиций А. (Ibid. P. 351-352). В печатном Бревиарии, изданном в Венеции в 1522 г., сообщается, что папа Юлий II (1503-1513) учредил 20 марта особый день памяти И. Однако обе памяти (26 июля и 20 марта) были исключены сначала из Бревиария Киньонеса (1535), а затем из Бревиария папы Пия V (1568) по той причине, что тексты, сообщающие об И., были признаны апокрифическими. Только в 1584 г. папа Григорий XIII восстановил почитание И. 20 марта, а 26 июля отмечался день успения А.; эта память вошла в составленный по распоряжению Григория XIII кард. Цезарем Баронием Римский мартиролог (XVI в.) (MartRom. Comment. P. 104, 306). Полная служба праздника в честь И. 20 марта была составлена в 1622 г., при папе Григории XV , а в 1623 г. он придал празднику в честь А. статус двойного. В 1731 г. папа Климент XII по просьбе имп. Карла VI перенес празднование в честь И. на воскресенье (октаву) после Успения. В 1742 г. была сделана попытка объединить праздники в честь родителей Пресв. Девы. В 1879 г. Лев XIII (носивший до избрания имя Иоаким) поднял статус праздника в честь И. до двойного 2-го класса (duplex secundae classis), а в 1911 г. Пий X перенес празднование И. на 16 авг. Общий праздник в честь И. и А. (26 июля) стал отмечаться только после реформ II Ватиканского Собора. \tab

В эпоху раннего средневековья почитание И. и А. не получило широкого распространения, поскольку апокрифическое «Протоевангелие Иакова» не принималось уже блж. Иеронимом (Hieron. Adv. Helvid. I 8) и было впосл. включено в декрет запрещенных книг, приписываемый папе Геласию I (492-496). Первым агиографическим памятником на Западе, повествующим о рождении А. Девы Марии, можно считать поэму «История рождества и похвального жития непорочной Богородицы» (Historia nativitatis laudabilisque conversationis infactae Dei Genitricis // PL. 137. Col. 1065-1080) мон. Гросвиты (X в.). К апокрифическим преданиям об И. и А. обращался в проповедях и Фульберт Шартрский в X в. (PL. 141. Col. 320-325). В XIII-XVII вв., после эпохи крестовых походов, появляются посвященные И. и А. лат. агиографические произведения, в основе к-рых были сюжеты из «Протоевангелия Иакова» (BHL, N 483-493), в т. ч. сборники чудес (BHL, N 494-505). Самой распространенной версией стало повествование из «Золотой легенды» (XIII в.) Иакова из Варацце . Тогда же начали появляться литургические гимны в честь И. и А. Жития А. и посвященные ей панегирики создавались как на латыни, так и на местных языках. В кон. XV в. распространению культа А. на западе Германии способствовал аббат Иоганн Тритемий, который составил панегирик «Похвалы св. Анне» (De laudibus sanctissimae Annae - BHL, N 492), а также сборник ее чудес, особый розарий из 50 строф, оффиций и ряд гимнов и секвенций в ее честь. Из поэтических произведений известна лат. «Похвальная песнь св. Анне» (Carmen in laudem S. Annae) герм. гуманиста Рудольфа Агриколы (1485). В 1496 г. приор Румольд Лаубах велел высечь эту поэму на мраморных плитах и поместить их в церкви кармелитского мон-ря во Франкфурте-на-Майне. Мн. ремесленные цеха и купеческие корпорации избирали А. своей покровительницей. А. стала св. патронессой горняков в основанном в 1496 г. в Саксонии г. Аннаберге. Народные песни об А. получили распространение в Провансе и Бретани, а также на герм. землях. И. и А. были персонажами франц. мистерии «Страсти Иисуса Христа», впервые разыгранной в 1402 г. в Париже. В XVI-XVII вв. агиографические сочинения об А. издавались преимущественно во Франции (напр., кармелит Жан Тома из Сен-Сириля составил монументальный труд «Матерь почитаемая» (Mater honorificata, 1657), в котором в т. ч. собрал свидетельства отцов Церкви и ранних церковных писателей об А.).

Одним из регионов, где почитание А. появилось раньше всего, была Сев. Испания. Согласно выполненному, вероятно, при еп. Пелагии (1101-1130) описанию ковчега-реликвария (испан. Arca Santa) в Овьедо, среди святынь находилась частица мощей А. Изображения А. находятся на чеканных рельефах ковчега и среди росписей Пантеона королей в базилике св. Исидора в Леоне в составе композиций «Благовещение» и «Бегство в Египет» (Harris J. A. Redating the Arca Santa of Oviedo // The Art Bull. N. Y., 1995. Vol. 77. N 1. P. 90-91).

В 1199 г. архиеп. Гартвик доставил часть мощей А. в Бремен. В Германии особым почитанием пользовалась глава А., по преданию привезенная в XIII в. из Вифлеема и хранившаяся в коллегиальной ц. св. Стефана в Майнце. В 1501 г. реликвия была похищена и доставлена в г. Дюрен. Спор за обладание святыней, возникший между 2 городами, папа Римский Юлий II решил в пользу последнего (1506). С этого времени Дюрен стал крупным центром паломничества. Культ А. стремительно распространялся в Германии вплоть до Реформации. Впосл. почитание А. было преимущественно связано с культом Девы Марии, а также сосредоточилось в отдельных центрах - в Апте (Франция), Сент-Ан-д"Оре (Бретань), Сент-Ан-де-Бопре (Канада).

Одним из главных центров почитания А. на Западе стал г. Апт. Согласно местной легенде, сохранившейся в Бревиарии Аптского еп-ства (BHL, N 493), мощи А. были перенесены в Галлию в I-II вв. В 162 г., узнав о том, что имп. Марк Аврелий собирается разорить христ. общины в Галлии, еп. Авспиций спрятал мощи в подземной пещере; впосл. он претерпел мученическую кончину. Мощи А. были чудесным образом обретены при имп. Карле Великом, когда Реймсский архиеп. Турпин освятил новый кафедральный собор в Апте. В ризнице собора находился резной ларец из слоновой кости, в к-ром были обретены мощи А. На ларце было написано: «Это тело блаженной Анны, матери Девы Марии» (Hic est corpus beatae Annae, matris Virginis Mariae). Ларец изготовлен на Востоке или в араб. Испании в XI-XII вв. (Golvin L. Note sur quelques objets en ivoire d"origine musulmane // Rev. de l"Occident musulman et de la Méditerranée. Aix-en-Provence, 1973. Vol. 13/14. P. 427-436). Шелковая ткань, в к-рую была завернута святыня, изготовлена в кон. XI в. в Египте и, вероятно, вместе с мощами А. была привезена в Апт с Востока после 1-го крестового похода (1096-1099). В Аптском лекционарии (1664) сокрытие мощей А. связывалось с гонением имп. Траяна, упоминания об архиеп. Турпине отсутствуют. Согласно др. преданию, мощи А., к-рые хранились в Риме, были подарены 1-му Аптскому еп. Авспицию папой Климентом I. В поздних источниках обретение мощей А. датировано 790, 792 или 801 гг. Болландисты высказывали сомнения в истинности этих преданий, к-рые не подтверждаются более ранними источниками (ActaSS. Iul. T. 6. P. 254). В 1407 г. еп. Жан Фийе даровал отпущение грехов всем, кто окажут помощь в строительстве новой капеллы для хранения мощей А. В 1501 г. в Апте было основано братство св. А. В 1533 г. папа Климент VII даровал отпущение грехов тем, кто совершили паломничество к мощам А. Кор. Анна Австрийская в надежде на исцеление от бесплодия приобрела частицу мощей А. (1623). После рождения сына, буд. кор. Людовика XIV, королева совершила паломничество в Апт. На ее средства была построена новая капелла (1664) для хранения бюстов-реликвариев с мощами А., св. Авспиция и мч. Кастора. В 1879 г. собору в Апте был присвоен титул малой базилики. Частицы мощей А., в основном происходившие из Апта, находились в различных церквах Европы, США и Канады (Charland. Les Trois légendes. 1898. Vol. 1. P. 222-234).

В XVII в. центром почитания А. стала Бретань. В 1623-1625 гг. А. неоднократно являлась крестьянину Ивону Николазику из прихода Плюнре (еп-ство Ван), указала место, где была закопана ее древняя статуя, и повелела возвести капеллу в ее честь. После канонического расследования еп. Себастьен де Росмадек признал факт явления и разрешил построить капеллу, к-рая впосл. была передана кармелитам, основавшим там мон-рь. В 1639 г. кор. Людовик XIII и его супруга Анна Австрийская в благодарность за рождение сына прислали в мон-рь частицу мощей А., что способствовало увеличению числа паломников. Селение, возникшее при капелле и мон-ре, получило название Сент-Ан-д"Оре. В 1793 г. капелла была закрыта, монашеская община распущена, статуя А. сожжена. В 1802 г. по инициативе еп. Пьера Фердинана Боссе-Рокфора вновь открыт мон-рь. В 1822 г. была изготовлена новая статуя А., в ее основание вложен уцелевший фрагмент древней статуи. В 1858 г. Сент-Ан-д"Оре посетил имп. Наполеон III. В 1865-1877 гг. на месте капеллы была сооружена новая базилика в честь А. В 1914 г. А. была провозглашена покровительницей Бретани. Базилика была включена в маршрут традиц. паломничества к местам почитания 7 святых - покровителей Бретани (бретон. Tro Breizh). В 1996 г. паломничество в Сент-Ан-д"Оре совершил папа Римский Иоанн Павел II.

Благодаря переселенцам из Бретани А. стала почитаться в Канаде уже в XVII в. Капелла св. А. в сел. Пти-Кап была построена в 1658 г. франц. колонистами. По просьбе Франсуа де Лаваля, еп. Квебека, из Франции была прислана частица мощей А. (1670). В 1676 г. на месте капеллы была возведена каменная ц. во имя А. Благодаря деятельности кард. Э. А. Ташрё, архиеп. Квебекского (1871-1898), Сент-Ан-де-Бопре стала крупнейшей святыней Канады. В 1876 г. А. была объявлена покровительницей пров. Квебек, было основано периодическое изд. «Анналы благой св. Анны» (ныне «Вестник св. Анны» - «Revue de Ste. Anne») на франц. и англ. языках. В «Анналах...» публиковались в т. ч. свидетельства исцелений по молитве к А. В 1876 г. была освящена новая церковь, получившая в 1887 г. статус малой базилики. Существующая базилика была основана в 1923 г. (освящена в 1976). В 1960 г. папа Иоанн XXIII подарил храму часть мощей (кость руки) А., происходящую из г. Апт. В Сент-Ан-де-Бопре, где почитаются также статуя и источник св. А., функционирует крупный паломнический центр. Культ святой распространился в Канаде, США, а затем и в др. странах. Франкоязычный Квебек является главным хранителем традиций почитания А. в католич. мире.

Д. В. Зайцев, А. А. Королёв

Почитание в дохалкидонских Церквах

Сирийская яковитская Церковь следует визант. традиции почитания И. и А. в день попразднства Рождества Богородицы. Однако в позднесредневек. сир. Минологиях их память отмечалась в самый день праздника, к-рый приходился либо на 8, либо на 9 сент. (Un Martyrologe et douze Ménologes syriaques / Éd. F. Nau. P., 1915. P. 86, 106, 124, 131. (PO; T. 10. Fasc. 1)). В сир. Минологии 1547 г. из Халеба (Алеппо) встречается особая память И. 2 апр. (Ibid. P. 75; Peeters P. Le Martyrologe de Rabban Sliba // AnBoll. 1908. Vol. 27. P. 160, 194).

В Коптской Церкви 11-го хатора (7 нояб.) празднуется успение А., 7-го пармуте (2 апр.) - успение И., 7-го месоре (31 июля) - благовестие И. о рождении Пресв. Богородицы. Под соответствующими числами имеются сказания в копто-араб. Александрийском Синаксаре (XIII-XIV вв.) (SynAlex. Vol. 2. P. 278; Vol. 4. P. 290-291; Vol. 5. P. 708-709). В копто-араб. Минологиях при Евангелиях встречается также общая с Византийской Церковью память А. 1 месоре (25 июля) (Les Ménologes des Évangéliaires coptes-arabes / Éd., trad. F. Nau. P., 1915. P. 208 (not.). (PO; T. 10. Fasc. 2)).

В Эфиопской Церкви дни памяти И. и А. те же, что и в Коптской. Существует эфиоп. Житие А. (BHO, N 60; Legends of Our Lady Mary, the Perperual Virgin and Her Mother Hannâ / Transl. E. A. W. Budge. L., 1922. P. 1-53). Написанное на основании «Протоевангелия Иакова» в форме панегирика, оно предназначалось для уставного чтения седмичного богослужебного круга. В Житии содержится рассказ о чудесном зачатии Марии (на А. сошел голубь, и через 30 дней она зачала Пресв. Богородицу), возможно восходящий к лат. «Книге о Рождестве Святой Марии».

В Армянской Апостольской Церкви память И. и А. переходящая, празднуется во вторник 2-й седмицы после Успения Пресв. Богородицы, к-рое отмечается в воскресенье, ближайшее к 15 авг.

В Маронитской католической Церкви помимо традиц. даты 9 сент. память И. и А., согласно древнейшему календарю (1673), праздновалась также 20 нояб. (Al-Birouni Abou R î h â n. Les fêtes des Melchites et al. / Éd., trad. R. Griveau. P., 1914. P. 349. (PO; T. 10. Fasc. 4)).

С. A. Моисеева

Гимнография

«Введение во храм Пресв. Богородицы»см. ст. Введение во храм Пресв. Богородицы .

«Успение Анны». Иконописный подлинник под 25 июля содержит описание А., а не сцены ее успения: «…успение святыя Анны, матере Святыя Богородицы, риза багор, испод лазорь, рука молебна, в правой крест» (Большаков. С. 123). Сцена довольно редко встречается в составе минейных циклов, напр. в росписи ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница, ок. 1320 г. Традиционно для композиций данного типа А. изображена лежащей на ложе, вокруг к-рого склонившиеся жен. фигуры.

Лит.: Lafontaine-Dosogne J. Iconographie de l"enfance de la Vierge dans l"Empire byzantin et en Occident. Brux., 1964-1965. Vol. 1-2; Лазарев В. Н. История визант. живописи. М., 1986; Византия, Балканы, Русь. Иконы кон. XIII в.- 1-й пол. XV в.: Кат. выст. к XVIII Междунар. конгрессу византинистов. Авг.-сент. 1991 / ГТГ. М., 1991. Кат. № 75; LCI. Bd. 5. Sp. 168-190; Bd. 7. Sp. 60-66; Смирнова Э. С. Новгородская икона «Богоматерь Знамение»: Нек-рые вопросы Богородичной иконографии XII в. // ДРИ. М., 1995. [Вып.:] Балканы. Табл. X. С. 71, 75; Синай. Византия. Русь: Правосл. искусство с VI до нач. ХХ в.: Кат. выст. / Мон-рь Св. Екатерины на Синае, Фонд Св. Екатерины, ГЭ. Б. м., 2000. С. 62. B-25; София Премудрость Божия: Кат. выст. рус. иконописи XIII-XIX вв. из собр. музеев России. М., 2000. Кат. 19. С. 92-93; Кат. 51. С. 162-163; Кат. 52. С. 164-165; Логвин Г. Н. Собор Святоï Софiï в Києвi. К., 2001. С. 117. Ил. 70, 205.

Э. В. Шевченко

22 сентября верующие православной Церкви отмечают день памяти святых праведных Иоакима и Анны.

На следующий день после праздника Рождества Пресвятой Богородицы Православная Церковь отмечает память родителей Девы Марии – святых праведных Богоотец Иоакима и Анны. Наименование «Богоотцы» они получили, потому что являются прямыми предками Господа Иисуса Христа.

Святая праведная Анна была младшей дочерью священника Матфана, происходившего из колена Левина из рода Ааронова.

Муж ее, святой праведный Иоаким, был родом из колена Иудина, из дома царя Давида. По древнему обетованию из рода Давидова должен был произойти Мессия.

Супруги жили в Назарете Галилейском. Ежегодно они отдавали две трети своих доходов в Иерусалимский храм и бедным. По особому Промыслу Божию святая чета до глубокой старости не имела детей. Супруги сильно скорбели об этом, так как бесчадие у евреев считалось тяжким несчастьем и наказанием Божиим. Святые горячо молились о даровании им потомства.

В один из праздников, когда израильтяне приносили в Иерусалимский храм дары Богу, первосвященник, полагая, что бездетный Иоаким не имел благословения Божия, отказался принять от него дары. Святой Иоаким был глубоко огорчен.

Он обратился к родословной двенадцати колен израильских и удостоверился, что все праведные мужи имели потомство, включая столетнего Авраама. Не возвращаясь домой, святой Иоаким ушел в пустыню и провел там сорок дней в строгом посте и молитве, призывая на себя милосердие Божие и омывая горькими слезами свое бесчестие.

Супруга его, святая Анна считала себя главною виновницею постигшего их горя.

Однажды, увидев среди ветвей лаврового дерева гнездо с едва оперившимися птенцами, она слезно молилась о даровании ей младенца, обещая принести в дар Богу рожденное дитя. Как только святая Анна произнесла слова обета, Ангел Божий возвестил ей об исполнении молитвы и открыл, что у нее родится дочь по имени Мария, через Которую благословятся все племена мира. Обрадовавшись, святая Анна поспешила в Иерусалимский храм, чтобы возблагодарить Бога и повторить обет о посвящении Ему ожидаемого младенца.

С тем же благовестием явился Ангел и святому Иоакиму в пустыне и повелел ему идти в Иерусалим. В Иерусалиме святая праведная Анна зачала Благословенное Чадо и родила Пресвятую Деву Марию.

До трехлетнего возраста Пресвятая Мария жила в доме своих родителей, а затем торжественно была приведена святыми Иоакимом и Анной в храм Господень, где воспитывалась до совершеннолетия.

Вскоре после введения во храм Пресвятой Богородицы восьмидесятилетний старец Иоаким скончался. Святая Анна пережила его на два года и отошла ко Господу семидесяти девяти лет. Преклонный возраст праведных супругов показывает, что рождение у них Дочери было действием особого Промысла Божия.

Иоаким преставился через несколько лет после Введения Богородицы во Храм, в возрасте 80 лет, а Анна – еще через два года, которые она также провела при Храме, в возрасте 79 лет до Благовещения Пресвятой Деве Марии.

Святые праведные Богоотцы Иоаким и Анна поминаются на отпусте каждой церковной службы. Традиционно родителям Пресвятой Богородицы молятся о даровании детей.

Святые Богоотцы Иоаким и Анна

Тропарь, глас 1
Иже в законней благодати праведни бывше, Младенца Богоданнаго породиша нам Иоаким и Анна. Темже днесь светло торжествует, весело празднующи, Божественная Церковь честную вашу память, славящи Бога, воздвигшаго рог спасения нам в дому Давидове.

Молитва святым Иоакиму и Анне:

Молитва первая
О святии праведницы, Богоотцы Иоакиме и Анно! Молите Милосердаго Господа, яко да отвратит от нас гнев Свой, по делом нашим праведно на ны движимый, и да безчисленная прегрешения наша презрев, обратит нас, раб Божиих (имена), на путь покаяния, и на стези заповедей Своих да утвердит нас. Таже молитвами вашими в мире жизнь нашу сохраните, и во всех благих благое поспешение испросите, вся к животу и благочестию потребная нам от Бога дарующе, от всяких напастей и бед и внезапныя смерти предстательством вашим нас избавляюще и от всех враг видимых и невидимых защищающе, и тако в мире временное сие житие прешедше. в вечный достигнем покой, идеже вашим святым умолением да сподобимся Небеснаго Царствия Христа Бога нашего, Емуже со Отцем и Пресвятым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков.

Молитва вторая
О приснославнии Христовы праведницы, святии Богоотцы Иоакиме и Анно, предстоящии небесному престолу Великаго Царя и велие дерзновение к Нему имущии, яко от Преблагословенныя Дщери вашея, Пречистыя Богородицы и Приснодевы Марии, воплотитися изволившему, к вам, яко многомощным предстателем и усердным о нас молитвенникам, прибегаем мы грешнии и недостойнии. Молите благость Его, яко да отвратит от нас гнев Свой, по делом нашым праведно на ны движимый, и да безчисленныя прегрешения наша презрев, обратит нас на путь покаяния и на стезе заповедей Своих да утвердит нас. Таже молитвами вашими в мире живот наш сохраните и во всех благих благое поспешение испросите, вся яже к животу и благочестию потребная нам от Бога дарующе, от всяких напастей и бед и напрасныя смерти, предстательством вашим нас избавляюще, и от всех враг видимых и невидимых защищающе, яко да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте, и тако в мире временное сие житие прешедше, в вечный достигнем покой, идеже вашим святым умолением, да сподобимся Небеснаго Царствия Христа Бога нашего, Емуже со Отцем и Пресвятым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «nikanovgorod.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «nikanovgorod.ru»