Типы склонения имен существительных. Типы склонения существительных Типы склонения имен существительных различаются только

Подписаться
Вступай в сообщество «nikanovgorod.ru»!
ВКонтакте:

Эта статья о падежах в русском языке, о типах склонения имен существительных: о том, сколько существует этих типов, по какому признаку существительные делятся на первое, второе и третье склонение, а также о том, существуют ли в русском языке несклоняемые имена существительные.

Падежи в русском языке

Если к имени существительному подставлять различные вопросы, то окончания в нем будут меняться:

  • Что у тебя есть? - Телефон (Именительный падеж).
  • Чего у тебя нет? - Телефона (Родительный падеж).
  • К чему нужно подойти? - К телефону (Дательный падеж).
  • Что ты спрятал? - Телефон (Винительный падеж).
  • Каким подарком ты доволен? - Телефоном (Творительный падеж).
  • О чем эти вопросы? - О телефоне (Предложный падеж).

Изменение окончаний имен существительных в соответствии с функцией, выполняемой существительным в предложении, называется изменением по падежам.

Три типа склонения существительных

Называется склонением.

Как вы, очевидно, поняли из примеров выше, каждый падеж имеет свои окончания. Если вы знаете «любимые» окончания каждого падежа, то не ошибетесь в правильном написании слов.

Но сложность состоит в том, что, например, в винительном падеже слов: крот (крота), тень (тень), солнце (солнце), жена (жену), папа (папу) - разные окончания.

Для того чтобы разобраться во всей этой путанице, ученые разделили все существительные на типы склонения. Существительные одного склонения имеют сходные падежные окончания.

К первому типу склонения существительных относятся слова мужского и женского рода, которые оканчиваются на «-а» и на «-я». Например: старшина, дядя, соня, королева, Витя, Виктория, вина, корова.

Вопросы Примеры
Именительный падеж Кто? Что? Палка, лежащая на дороге, мешала всем и каждому. Лиля была очень красивой девушкой с дурным характером. Городской голова объявил заседание открытым. Рохля всех раздражал своим вечным нытьем.
Родительный падеж Кого? Чего? Интересно, где у палки начало? Сын Лили учится на космонавта. У городского головы неожиданно оказался громкий, звучный голос. Одноклассники этого неуклюжего рохли постоянно смеялись над его неудачами.
Дательный падеж Кому? Чему? По палке полз красный муравей. По этому вопросу подойди к Лиле, она поможет. К городскому голове пришли просители. Застенчивому рохле не хватало смелости сделать первый шаг.
Винительный падеж Кого? Что? Виктор задумчиво смотрел на корявую палку. Антон Богомолов очень сильно любил Лилю. Спроси об этом городского голову. Все обижали рохлю.
Творительный падеж Кем? Чем? Мужчина бил кота палкой. Мальчишка восхищался Лилей. Сельчане были недовольны городским головой. Над рохлей смеялись все девчонки.
Предложный падеж О ком? О чем? Что ты нашел в этой палке? Расскажи мне что-нибудь интересное о Лиле. На городском голове надет коричневый костюм. О рохле все забыли.

Второй тип склонения

В ряды второго склонения входят существительные мужского рода, кроме тех, что оканчиваются на «-а» и на «-я» и существительные среднего рода на «-е», «-о».

Вопросы Примеры
Именительный падеж Кто? Что? Солдат четко чеканил шаг. Море потемнело.
Родительный падеж Кого? Чего? У солдата давно не было выходных. В наших краях нет даже самого маленького моря.
Дательный падеж Кому? Чему? К солдату приехала мама. Летом мы с семьей обязательно поедем к морю.
Винительный падеж Кого? Что? Девчонка бросила солдата. Маленький Егорка впервые видел море.
Творительный падеж Кем? Чем? Сержант с солдатом приехали на вокзал. Художник долго любовался морем, не решаясь взяться за кисть.
Предложный падеж О ком? О чем? Что Марианна нашла в этом солдате? Как я люблю купаться в море!

Третий тип склонения - это существительные женского рода с мягким знаком в конце слова.

Несклоняемые существительные

Имена существительные метро, табло, казино, радио, эскимо, трико, лото, домино, кабаре, пенсне, шоссе, каре, карате, реле, кофе, портье, такси, салями, шасси, пари, жалюзи, кенгуру, меню по падежам и числам не изменяются. Такие существительные называются несклоняемыми.

Падеж Вопросы Единственное число Множественное число
Именительный падеж Кто? Что? Эскимо — мое любимое мороженое. В холодильнике лежало много эскимо.
Родительный падеж Кого? Чего? В магазине не осталось ни одного эскимо. У этих эскимо сломались палочки.
Дательный падеж Кому? Чему? Эскимо не хватает сладости. К пяти съеденным эскимо мальчики добавили пять стаканов лимонада.
Винительный падеж Кого? Что? Очень люблю эскимо. Папа купил десять эскимо.
Творительный падеж Кем? Чем? Алешка наслаждался эскимо и ничего вокруг себя не замечал. Жадина хотел обладать всеми эскимо в мире.
Предложный падеж

О ком? О чем?

Ну, что ты скажешь об этом эскимо? В этих эскимо не хватает сахара.

Подавляющее большинство этих существительных заимствованы из других языков.

Оборудование: плакат с именами существительными (из “Чепушинки”), листы бумаги, фломастеры для работы в группах, карточки для индивидуальной работы, компьютерная программа “Русский язык, 4 класс”, серия “Семейный наставник”.

Цели. Выведение учащимися обобщенного способа действия по определению типа склонения имен существительных и составление схемы-модели. Развитие умения определять склонение имен существительных с использованием составленной схемы-модели, развитие мышления, речи. Воспитание самостоятельности, чувства коллективизма, воли, уважения к предмету.

Ход урока.

Организационный момент.

Учитель. Сегодня мы снова проводим урок с нашим другом-компьютером. Мы продолжим работу над темой “Три типа склонения имен существительных”. Я думаю, что цель урока вы определите сами. Запишите сегодняшнее число и тему урока. Обратите внимание на подчеркнутые орфограммы.

Словарная работа.

Выборочный диктант.

Учитель. Из текста “Чепушинки” выберите имена существительные с непроверяемым написанием и запишите их в начальной форме, обозначив орфограммы.

По приказу капитана корабля сегодня на десерт подали сирень с облаком. Какой прогресс! На ужин были только серебряные тарелки…

Проверка работы.

Вопросы. Какие существительные выписали? Как определяли имена существительные? Как действовали, чтобы поставить их в начальную форму? Какие орфограммы обозначили?

Актуализация знаний. Создание ситуации, приводящей к постановке проблемы.

Учитель. На предыдущем уроке вы узнали о трех типах склонения имен существительных, учили правило. Попробуйте определить склонение выписанных вами существительных.

Самостоятельная работа по определению типа склонения выписанных имен существительных.

Момент контроля и самоконтроля. (Вывешивается плакат, на котором написано: капитан(2), корабль(2), десерт(2), сирень(3), облако(2), прогресс(2), ужин(2), тарелка(1) .)

Вопросы. У кого все получилось? У кого были ошибки? Почему они возникли?

(Забыл правило, так как оно очень большое. Ошибся в определении рода существительного. Не обратил внимание на окончание. Запутался, что за чем определять и т. д.)

Постановка детьми проблемы и ее фиксация.

Учитель. Вы сейчас оценили свою работу, увидели свои ошибки, попытались объяснить их возникновение. Многие сослались на то, что таким большим по объему правилом пользоваться неудобно. И это на данном этапе уже проблема. Кто ее озвучит?

(Как помочь себе быстро и правильно определить склонение существительных?)

Зафиксируем эту проблему на доске и в тетрадях.

Формулирование цели урока.

Учитель. Может быть, кто-нибудь сформулирует цель урока? (Мы должны научиться быстро и правильно определять склонение существительных, хорошо разобраться в правиле.)

Учитель. Чем же можно помочь себе? (Надо составить план. Можно вывести алгоритм своих действий, нарисовать схему. и т. д.)

Физминутка.

“Открытие” учащимися обобщенного способа действия по определению типа склонения имен существительных.

Учитель. Предлагаю поработать над решением данной проблемы в группах. Внимательно читайте правило на с. 94 и, действуя “шаг за шагом”, найдите свое решение.

Текст правила, приведенного в учебнике.

Изменение имен существительных по падежам и числам называется склонением. В русском языке три склонения имен существительных. Это означает, что все существительные делятся на три большие группы. У существительных каждой группы однотипные окончания в одинаковых падежах в единственном и множественном числе и в начальной форме.

1 склонение

женский род,

мужской род,

в начальной форме -а, -я страна, земля, Слава, дядя

2 склонение

мужской род,

в начальной форме?;

средний род,

в начальной форме –о, –е огонь, окно, поле

3 склонение

женский род,

в начальной форме?

(в основу входит ь)

печь, степь

Работа в группах.

Защита своих решений у доски.

В ходе обсуждения различных решений учащиеся делают вывод, что при определении склонения существительных удобнее действовать, используя схему-модель.

скл. сущ. ------ н. ф. ------ род, окон. ------ скл.

(Схема-модель одновременно записывается на доске и в тетрадях и озвучивается детьми.)

Возвращение к проблеме.

Учитель. Проверим, поможет ли схема-модель в практической работе.

Первичное закрепление.

Учитель. Выберите из словосочетаний имена существительные, запишите их. Используя схему- модель, определите тип склонения.

СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ЕДИНСТВЕННОЕ ЧИСЛО

ПЕРВОЕ СКЛОНЕНИЕ

Падежные формы существительных I склонения в ед. ч. образуют частную парадигму, в которую входят все шесть падежных форм. Из них пять различаются падежными флексиями, а две формы – им. и вин. п. или род. и вин. п. – имеют омонимичные флексии (см. таблицу ниже). Омонимичные формы им. и вин. п. имеют неодушевл. существительные, омонимичные формы род. и вин. п. – одушевл. существительные (см. § ). Формы род. и предл. п. у некоторых сущ. муж. р. имеют двоякий вид: род. п. на -а и на -у (обычно безударную), предл. п. на -е и на -у. Эти различия, как правило, связаны с различиями в значениях (см. § , ). Однако, поскольку эти различия в значениях не имеют последовательного формального выражения по всей системе склонения существительных (и даже в пределах I скл.), постольку эти формальные различия не рассматриваются как самостоятельные падежи.

I склонение объединяет существительные муж. р. с нулевой флексией и существительные сред. р. с флексиями -|о| (орфогр. -о , -ё и -е ) и -|е|. Различие между склонением существительных муж. и сред. р. выражается разными флексиями только в им. и вин. п.; флексии форм всех других падежей существительных муж. и сред. р. совпадают. Первое склонение имеет две разновидности. К первой (твердой) разновидности относятся существительные а) с основой на парно-твердую согласную и б) с основой на шипящую и ц ; ко второй (мягкой) разновидности – существительные а) с основой на парно-мягкую согласную и б) с основой на |j|. Особо склоняются существительные муж. р. на -ишко , -ище ; их падежные флексии см. в § .

Фонемный состав флексий существительных I склонения твердой и мягкой разновидности ед. ч. следующий (здесь и дальше фонемный состав флексий приводится в морфофонематической записи):

Мужской род Средний род
И. Ж -|о|
Р. -|а| и -|у| -|а|
Д. -|у| -|у|
В. как И. или Р. как И.
Тв. -|ом| -|ом|
Пр. -|е| и -|у| -|е|

Примечание . Сущ. сред. р. бытие (наряду с бытиё ), небытие , житие и питие имеют в им. п. ед. ч. флексию -е (фонемат. |е|), в тв. п. – флексию -ем (фонемат. |ем|) (жити -ем ) и в предл. п. флексию -и (о жити -и); флексию -и (фонемат. |и|) в предл. п. имеет также сущ. забытьё (в забытьи ).

Изменение существительных по падежам может сопровождаться различием в фонемном составе основы и различиями в ударении.

Парадигмы склонения приводятся в орфографической записи с выделением флексий. В морфофонематической записи приводятся лишь части словоформ, в которых необходимо указать границу между основой и флексией или обозначить характер конечной согласной основы. Нулевая флексия (Ж ) не обозначается. В тех случаях, когда основа существительных оканчивается на |j| (край , музей , санаторий ), в формах косвенных падежей в орфогр. записи основа предстает без конечного |j|: |j| основы объединяется с гласной флексии в буквах -я , -ю , -е и -и : музе -я (музе |j-а|), музе -ю (музе |j-у|).

Образцы склонения

4) О склонении сущ. типа дурило , мазило см. § .

пол - (полгода , полчаса ) см. § .

Б. С основой на шипящую и ц .

Мужской род

И. нож пляж кузнец месяц
Р. нож - а пляж - а кузнец - а месяц - а
Д. нож - у пляж - у кузнец - у месяц - у
В. нож пляж кузнец - а месяц
Тв. нож - ом пляж - ем кузнец - ом месяц - ем
Пр. о нож - е о пляж - е о кузнец - е о месяц - е

Средний род

И. плеч - о лиц - о
Р. плеч - а лиц - а
Д. плеч - у лиц - у
В. плеч - о лиц - о
Тв. плеч - ом лиц - ом
Пр. о плеч - е о лиц - е

Примечание . Фонема |о| в безударной флексии тв. п. сущ. с основой на шипящую и ц передается буквой е (пляж -ем , месяц -ем ).

О склонении одушевл. сущ. на -ище с увеличительным значением см. § .

3) Слово полдень образует формы косв. пад. от основы полде |н"|- и полуд |н"|-: им. п. полдень , род. п. полдн -я и полудн -я , дат. п. полдн -ю и полудн -ю (см. полночь § ).

4) Слово господь образует формы косв. пад. ед. ч. от основы на твердую согласную: госпо дь , но го спод -а , го спод -у ; формы мн. ч. не образуются.

Б. С основой на |j|.

Мужской род

И. ручей гений подмастерь - е
Р. ручь - я гени - я подмастерь - я
Д. ручь - ю гени - ю подмастерь - ю
В. ручей гени - я подмастерь - я
Тв. ручь - ем гени - ем подмастерь - ем
Пр. о ручь - е о гени - и о подмастерь - е

Средний род

И. копь - ё жити - е
Р. копь - я жити - я
Д. копь - ю жити - ю
В. копь - ё жити - е
Тв. копь - ём жити - ем
Пр. о копь - е о жити - и

Существительные с основой на |j|, которому предшествует |и|, а также слово забытьё имеют в предл. п. флексию -|и|: о гени -и , о санатори -и , о жити -и , в забытьи .

Существительные мужского рода
на
-ишко , -ище

Примечание 2. Неодушевл. сущ. муж. р. с увеличительным знач. на -ище (домище , заводище , холодище ) последовательно изменяются по I скл.

Примечание 3. Слова сред. р. на -ишко , -ище (письмишко , винище ) изменяются по I скл.

Родительный падеж с флексией -у

2) Существительные муж. р. на -ина с увеличительным значением типа домина , голосина , холодина изменяются по II скл., выступая при этом в им. п. и во всех косв. пад., кроме вин., как сущ. то муж., то жен. р.: им. п.: этот и эта домина ; род. п.: этого и этой домины ; дат. п.: этому и этой домине ; тв. п.: этим и этой доминой ; предл. п.: об этом и об этой домине . В вин. п. нормальна только форма на -у с согласованием по жен. р. (эту домину ).

3) Существительные с суф. -ин (а ), отличающиеся от мотивирующих слов только стилистически и часто представляющие собой разговорные или просторечные синонимы мотивирующих слов (см. § ), такие как псина (пес) , скотина ((скот) ; также бранное о человеке) или окказиональное паспортина (паспорт) , изменяются по II скл. и относятся к жен.р.

4) Отглагольные существительные общ. р. на -ила со знач. лица – производителя действия типа дурила , мазила , чудила (см. § ) изменяются по II скл. В просторечии эти слова в им. п. могут иметь форму на -ло (дурило , мазило ), приобретая при этом значение муж. р. (этот дурило , такой мазило ). Орфографический вид сущ. на -ло находит поддержку в просторечных словах муж. и сред. р. со знач. лица типа мазл о, трепл о, а также в слове светило (человек, знаменитый, прославившийся в какой-либо области деятельности) , последовательно изменяющемся по I скл. Существительные на -ло со знач. лица в тв. п. могут иметь вариантные формы: дурилой и – редко – дурилом .

5) О склонении сложных сущ. с первым компонентом пол - (полдюжины , полкомнаты , полбутылки ) см. § .

Б. С основой на шипящую и ц .

Женский род

И. госпож - а афиш - а овц - а улиц - а
Р. госпож - и афиш - и овц - ы улиц - ы
Д. госпож - е афиш - е овц - е улиц - е
В. госпож - у афиш - у овц - у улиц - у
Тв. госпож - ой ою ) афиш - ей ею ) овц - ой ою ) улиц - ей ею )
Пр. о госпож - е об афиш - е об овц - е об улиц - е
Мужской род Общий род
И. вельмож - а ханж - а
Р. вельмож - и ханж - и
Д. вельмож - е ханж - е
В. вельмож - у ханж - у
Тв. вельмож - ей (- ею ) ханж - ой (- ою )
Пр. о вельмож - е о ханж - е

4-в классе.
Тема: Три типа склонения имен существительных.

Цели: 1. Обобщить знания о склонении имен существительных, совершенствовать умения учащихся определять тип склонения;

2. Развивать орфографическую зоркость, речь, внимание, логическое мышление;

3. Воспитывать доброе отношение к близким, природе, аккуратность письма, интерес к предмету.

Оборудование: компьютер, проектор, видеоролики песен «Дорога добра» и «Живет повсюду красота», толковый словарь С.И.Ожегова, раздаточный материал: карточки с заданиями, картина «Кормушка», аудиозапись песни «Про воробья», сигнальные карточки, словарик добрых качеств человека

Ход урока:

1.Организационный момент.

У.: Дорогие, ребята! Сегодня у нас необычный урок русского языка. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. Садитесь, ребята.

2.Минутка каллиграфии.

У.: Наш урок мне хотелось бы начать вот с таких слов:

Прикоснись ко мне добротой,

И болезни смоет волной,

И печаль обойдёт стороной,

Озарится душа красотой…

- Ребята, а что такое, по-вашему, доброта?

Д.: Доброта – это когда человек любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и бережёт её, заботится о близких, выручает друзей в беде, никогда ни с кем не ссорится, всегда улыбается. Человек добрый, если он стремится сделать других людей счастливыми.

У.: Молодцы, ребята! А вот в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется как «отзывчивость, стремление делать добро другим».

- Ребята, откройте тетради и напишите число, классная работа.

-Сегодня мы отрабатываем высоту буквы Дд и правильное соединение буквы д с буквой о. Какое это соединение? (нижнее)

Добро, дорога, походка

Объясните орфограммы! (дорога- это словарное слово)

-Придумайте однокоренные слова к слову «добро»: Добро- доброта, задобрить, добряк.

Какие слова называются однокоренными? Д.: Слова, имеющие одинаковый корень и близкие по смыслу, называются однокоренными.

Итог: Я посмотрела ваши работы, за высотой букв следили…, красивая каллиграфия у …

3. Постановка темы и целей урока. А какое слово из написанных на доске лишнее? -- Задобрить – количество звуков и букв неодинаково; оно начинается не на букву д; в этом слове есть приставка; это слово – глагол, а все остальные слова – существительные.

У.: А по каким признакам вы определили, что все остальные слова – это существительные?

Д.: Существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? обозначает предмет, явления природы, чувства человека.

-Значит, какая тема сегодняшнего урока? Имя сущ-ное. А точнее: «склонение имен существительных». Какова цель нашего урока? Цель: Сегодня мы научимся правильно определять падежи имен существительных и тип их склонений, будем развивать орфографическую зоркость, внимание, нашу речь, а также расширим наш словарный запас.

Что для этого надо сделать? (повторить все признаки существительных, знать все падежи и типы склонений и уметь их определять)

-Для чего мы изучаем типы склонений? (чтобы быть грамотными)

4.Применение знаний, умений и навыков.

-А какие пословицы о доброте вы нашли и записали дома?

Д.: 1. Земля согревается солнышком, а душа – добротой.

2. Доброе слово и кошке приятно.

3. Мир не без добрых людей.

4. Нет худа без добра.

5. Доброе слово лечит, злое калечит.

6. Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

7. Путём зла не доходят до добра.

У.: А как вы понимаете пословицу «Жизнь дана на добрые дела»? (ответы учащихся).

У.: Запишите пословицу к себе в тетрадь. Подчеркните грамматическую основу, объясните нам. Найдите имена сущ-ные в предложении и определите их число и падеж! (Жизнь- ед.ч., Им.п., (На) дела- мн.ч., Вин.п.)

Повторим все признаки существительных, с которыми мы знакомы. Назовите постоянные признаки имен сущ-ных!

Назовите непостоянные признаки имен сущ-ных! (изменяются по падежам и числам)

Сколько падежей в русском языке? Назовите их!

Просклоняйте слово «доброта». (1 ученик устно) Сигнальные карточки!

Что изменилось у слова в каждом падеже? Как это еще называется? (склонение) Для чего мы изучаем склонения существительных?

Итог: Мы повторили признаки имен существительных! Закрепим наше умение определять падежи.

5.Наблюдение за картиной. Творческая работа учащихся. Рассмотрим картину!-Что мы видим? Какие у вас возникают чувства? Что испытывают дети? (восторг, радость, счастье) Как можно назвать картину?

У.: Ребята, а о чём говорит нам эта картина?

Д.: О том, что добрым можно быть не только по отношению к людям, но и к животным, растениям, что нужно любить не только людей, близких, но и природу. Составление рассказа по картине. Например: Наступили морозные дни. Холодно и голодно бедным птицам. Школьники сделали кормушку для пернатых друзей и повесили ее в парке. Рады дети, что помогли в лютую зиму птицам.

Запись 1-го предложения! Школьники сделали кормушку для пернатых друзей.

Определите падеж имен существительных.

Проверка. С сигнальными карт.

Итог: Ребята, чему мы научились? Что повторили?

6.Физминутка. (музыкальная на песню «Воробей»)

7.Проверка усвоения знаний. Итак, я вижу, что падежи у имен сущ-ных вы определять научились, а как вы умеете определять склонение сущ-го? Это мы сейчас проверим и закрепим. Что нужно сделать, чтоб определить склонение существительного? (таблица) Сколько типов склонения имеет существительное? Расскажите об их особенностях.

1 склонение 2 склонение 3 склонение

ж.р. -

м.р. – м.р. –

ср.р. - сущ ж.р. с ь на конце

Сейчас я буду диктовать имена существительные, а вы будете писать их антонимы и определять склонение записанных слов. Что такое антонимы?
Злость- доброта-1, грубость-вежливость-3, жадность-щедрость-3

Я диктовала «Плохие слова». Мне бы очень хотелось, чтобы для вас святыми стали такие качества как доброта, вежливость, щедрость. Мы с вами закрепили умение определять тип склонения сущ-ных. И в самостоятельной работе вы покажете, как вы с этим можете сами справиться.

8.Работа с текстом. Посмотрите на слайд. Прочитайте стихотворение.

Не прячьте доброты своей,

Откройте сердце всем наружу.

Тем, что имеете, щедрей

Делитесь, распахните душу! О чем?

Задание: списать текст и определить у всех имен сущ-ных тип склонения.

Проверка в парах.

Как вы определяли склонение у существительных? (сначала – в нач.форму!)

- Кому было трудно выполнять такое задание?

9.Работа у доски. Игра «Собери цветок доброты!»

Вспомните о волшебном Цветике-семицветике из сказки Катаева. Девочка совершила добрый поступок. А куда бы вы потратили лепестки волшебного цветка? на доске – три серединки ромашек! На лепестках вы прочитаете слова, обозначающие добрые качества человека. Задание: выйти к доске и прикрепить эти существительные по типу склонения: 1-го, 2-го, 3-го.

1.Доброта, отвага, дружба, ласка, забота

2.Внимание, уважение, мир, сочувствие, мужество

3.скромность, честность, щедрость, чуткость, справедливость, Любовь!

Молодцы! Все сделали верно! У нас получился букет из цветов доброты! Быть добрым- значит быть внимательным, чутким и т.д. И любить все живое вокруг! Вспомните, нас окружает красота, и надо ее беречь!

(видеоролик «Живет повсюду красота»)

Итог: давайте будем беречь все живое на Земле!

10. Задание на развитие внимания!

«Кто
с нами в прятки?»
Среди данного набора букв найдите слова- имена существительные, выпишите их в тетрадь и определите тип склонения!

кнотидружбаьжоменкв

ъдцсчастьеядакуычщш

чяьтвсодтолдсмелость

Итог: Кто нашел все 3 слова? И кто определил правильно склонение?

11.Снеговики!

Веселые Снеговики предлагают вам игру: «Слова-находки». Задание: найдите в словарике имена существительные 3 склонения, которые обозначают доброе качество человека! Пусть те, у кого остановятся Снеговики, положат их в шкатулку!

Например: смелость, внимательность, чуткость…

13. Рефлексия. Молодцы, ребята! Ваша работа на уроке мне очень понравилась. Вы справились со всеми заданиями. Я хочу отметить отличную работу на уроке … Вернемся к нашему цветку доброты. Какими же качествами должен обладать человек, про которого говорят, что он добрый?

Будьте и вы добры ко всем окружающим вас людям, животным, природе. Спешите делать добро! Для этого я вам дарю сегодня сок «Добрый»

14.Д/з- написать дома минисочинение «Для чего на свете доброта?»

15. Подведение итогов. Рефлексия.

Какое настроение у вас было на уроке? Какое задание показалось вам самым трудным? Чем вам понравился урок?

16.(Видеоролик «Дорога добра»)

Склонение существительных - изменение существительных по падежам, а также класс слов, объединенных общностью словоизменения, и модель, по которой изменяются слова данного класса.

В зависимости от того, какую систему окончаний имеет то или иное слово, существительные делятся на несколько типов склонения.

Совокупность всех падежных форм в единственном и множественном числе называется парадигмой существительного. Формы субъективной оценки в парадигму не входят.

Полная парадигма существительного состоит из форм падежа и числа и имеет 12 компонентов.

Неполную парадигму имеют неизменяемые существительные и существительные с одной формой числа.

Избыточную парадигму имеют существительные с двумя вариантами падежных форм. Например, тропой и тропою (в творительном падеже), сыны и сыновья (два варианта форм множественного числа). Типы склонений имён существительных различаются в современном русском языке только в падежных формах единственного числа. Во множественном числе эти различия почти отсутствуют. Выделяются три основных склонения имён существительных.

К первому склонению относятся имена существительные мужского рода (кроме небольшого количества существительных на -а, -я: сынишка, дедушка, дядя, Ваня). Например: стул, конь, герой, гараж, делец, подмастерье, домишко и др., и имена существительные среднего рода, например: окно, горе, копьё, сукно и др.

На падежные окончания имён существительных мужского и среднего рода (за исключением слов мужского на -а, -я) влияют окончания основы существительных (твёрдый, мягкий и смешанный варианты склонения), одушевлённость и неодушевлённость.

Ко второму склонению относятся все имена существительные женского, мужского и общего рода на -а, -я, например: вода, струя, юноша, сирота, Боря и др.

В первом склонении в зависимости от окончания основы выделяются твёрдый, мягкий и смешанный варианты склонения. К третьему склонению относятся все имена женского рода на мягкий согласный и на -ж, -ш, например: дань, мякоть, пустошь, рожь и др.

В первом и втором склонениях различается склонение на твердую основу и на мягкую основу, кроме того, в первом склонении различается склонение имён существительных мужского рода и имён существительных среднего рода. Вне этих трёх типов склонений находятся десять имён существительных на -мя (имя, знамя, стремя, темя и др.) и слово путь.

В пределах одного типа (или подтипа) склонения каждый падеж, как правило, имеет одно окончание, общее для всех слов, входящих в этот тип.

Однако в некоторых случаях наблюдаются колебания в использовании определённых падежных окончаний.

Таблица 1. - I склонение:

Таблица 2. - II склонение:


Таблица 3. - III склонение:


Субстантивированые (лат. - существительное) прилагательные, то есть прилагательные, полностью или частично перешедшие в разряд существительных, сохраняют склонение имён прилагательных (гончая, вестовой, портной, раненый и т. д.).

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «nikanovgorod.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «nikanovgorod.ru»