Сообщение о барде высоцком кратко. Высоцкий Владимир - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация. Прижизненные диски, изданные в ссср

Подписаться
Вступай в сообщество «nikanovgorod.ru»!
ВКонтакте:

Высоцкий Владимир Семёнович, (1938-1980) русский поэт и актер

Родился 25 января 1938 г. в Москве в семье военного связиста. В 1947-1949 гг. жил с отцом и его второй женой в городе Эберсвальде-Финов (Германия), затем вернулся в Москву.

Во время учёбы в школе Высоцкий занимался в драмкружке и хотел поступать в театральный институт, но по настоянию родителей сдал экзамены в Московский строительный институт имени В. В. Куйбышева, откуда вскоре ушёл. Летом 1956 г. поступил в Школу-студию имени В. И. Немировича-Данченко при МХАТе.

По окончании студии (1960 г.) работал в Московском драматическом театре имени А. С. Пушкина и в Московском театре миниатюр. Тогда же начал сниматься в кино.

В 1964 г. был принят в Московский театр драмы и комедии на Таганке, где проработал до конца жизни. Артист сыграл на сцене Таганки более 20 ролей, из которых наиболее известна роль Гамлета из одноимённой трагедии Шекспира.

В 1960-1961 гг. появились первые песни Высоцкого. За свою жизнь он создал их около тысячи. Официально не признанные, минуя радио,телевидение, печать, благодаря магнитофонным лентам песни Высоцкого становились известны всем.

Много песен и баллад предназначалось для кинофильмов. В 1966 г. Высоцкий снялся в картине «Вертикаль» и написал для неё пять песен. Всего он сыграл в 30 художественных фильмах. Последние годы жизни Высоцкого были драматичны. При всенародной популярности он не мог добиться публикации своих стихов, выхода пластинок; тяжело переживал травлю, развязанную в прессе. От перенапряжения болел, в 1979 г. перенёс клиническую смерть.

Умер 25 июля 1980 г. в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище. Только после смерти был издан первый сборник его стихов «Нерв» (1981 г.).

В 1987 г. за роль капитана МУРа Глеба Жеглова в пятисерийной телевизионной ленте режиссёра С. С. Говорухина «Место встречи изменить нельзя» ему была посмертно присуждена Государственная премия СССР.

Владимир Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве в семье военного. Раннее детство будущего поэта прошло в тесной коммунальной квартире. В 1941 – 1943 годах, во время Великой Отечественной войны, Владимир с матерью находились в Оренбургской области в эвакуации. С 1947 года Высоцкий живет у отца в Германии. В конце 1949 году возвращается в Москву.

Обучение, первые роли

В 1953 году Высоцкий становится участником драмкружка, под руководством артиста МХАТа В. Богомолова. В этом же году поэт создает свое первое стихотворение – «Моя клятва».

В 1955 году Владимир Семенович оканчивает школу и поступает в Инженерно-строительный институт в Москве. Через полгода он бросает институт, решив поступить в театральный.

В 1956 году Высоцкий, биография которого резко сменила направление, поступает на актерское отделение Школы-студии МХАТ. В 1959 году Владимир Семенович дебютировал в театральной постановке (Порфирий Петрович в «Преступлении и наказании») и киноленте (фильм «Сплетницы»).

Актер и музыкант

Окончив обучение, с 1960 года Владимир Семенович работает в Драматическом театре им. Пушкина в Москве. В 1961 году Высоцкий пишет свою первую песню – «Татуировка».

Немного проработав в Театре миниатюр, Владимир Семенович устраивается в Театр драмы и комедии на Таганке. В 1968 году выходит первая пластинка музыканта – «Песни из кинофильма «Вертикаль»».

В 1970 году в личной жизни Высоцкого произошло важное событие – поэт женился на актрисе Марине Влади, ставшей его третьей женой и музой. Осенью 1971 года в театре на Таганке Владимир Семенович дебютировал со своей известнейшей ролью – принца Гамлета из одноименной трагедии Шекспира .

Последние годы

В феврале 1978 года Высоцкому присвоили высшую категория вокалиста-солиста эстрады. Гастролируя с труппой театра на Таганке, Владимир Семенович побывал в Болгарии, Франции, Германии, Югославии, Канаде, США, Польше, Мексике, Венгрии, на Таити.

В краткой Высоцкого биографии стоит упомянуть, что в последние годы жизни актер пристрастился к наркотикосодержащим препаратам, много курил, выпивал. В 1979 году, во время выступления в Бухаре, у Владимира Семеновича случилась клиническая смерть.

18 июля 1980 года Высоцкий последний раз сыграл роль Гамлета. Через неделю, 25 июля 1980 года Высоцкий умер от сердечной недостаточности. Похоронили поэта на Ваганьковском кладбище в Москве.

ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ – ПАРЕНЬ С ТАГАНКИ

Всю масштабность таланта Владимира Высоцкого трудно или даже почти невозможно передать простыми фразами. Значение его личности в истории культуры XX века столь безгранично, насколько глубока была его душа.

Ему повезло, большинство современников Владимира Семеновича понимали его творчество и обожали самого поэта, исполнителя авторской песни и актера. Он кумир ушедшего века, чье искусство живо и актуально.

Из интеллигенции

Родился в Татьянин день – 1938 года в Москве. Его семья не была обычной и среднестатистической. Дедушку по отцу тоже звали Владимиром Семеновичем, хотя при рождении ему дали имя Вольф Шлиомович. Он был родом из Бреста, потом переехал в Киев, получил три высших образования – экономическое, юридическое и химическое. А бабушка – Дебора Бронштейн – работала косметологом и души не чаяла в своем внуке. Она была страстной поклонницей его творчества.

Отец Владимира Высоцкого родился в Киеве, стал военным связистом, воевал в годы Второй Мировой, дослужился до полковника и стал почетным гражданином городов Праги и Кладно. Не менее образованной и интеллигентной была и мать Владимира . Нина Максимовна окончила институт иностранных языков, потом работала переводчиком-референтом немецкого языка. Когда началась война, ее перевели в бюро транскрипции Главного управления геодезии и картографии МВД СССР.

На Большом Каретном

Несколько военных лет Владимир с мамой провел в эвакуации в Оренбургской области, но в школу он уже пошел в Москве, в год победы. К сожалению, так сложилось, что родители Высоцкого развелись. Отец жил в Германии, где его оставили по службе, туда же он забрал и Володю на пару голодных послевоенных лет. У мальчика сложились прекрасные отношения с новой женой отца. Евгению Степановну он называл «мамой Женей». Под ее пристальным вниманием Высоцкий начал учиться играть на фортепиано. В 1949 году Владимир вернулся в Москву и пошел в школу на Большом Каретном переулке, который впоследствии увековечил в своей песне под названием «Большой Каретный».

Тяга к искусству

Театром Высоцкий увлекся в школьные годы, он ходил на занятия драмкружка под руководством артиста МХАТа Владимира Богомолова, но после выпускных экзаменов послушал родителей и поступил в Московский инженерно-строительный институт. Благо, после первого же семестра он понял, что это не его стезя и покинул вуз.

С этим решением связана одна из многочисленных историй, вот только правдивых или вымышленных, уже разобраться трудно. Перед зимней сессией со своим другом Игорем Кохановским готовили необходимые чертежи. Ночью они были завершены, но Владимир вдруг взял тушь и вылил на свои труды, объявив, что теперь попробует поступить в театральный вуз.

Двери перед ним распахнула Школа-студия МХАТ, где он занимался у знаменитых Бориса Вершилова, Павла Массальского и Александра Комиссарова. Уже в 1959 году Высоцкий исполнил свою первую театральную роль в студенческом «Преступлении и наказании», а вскоре последовал и дебют на экране в эпизодической роли в фильме «Сверстницы».

«Блатные» песни Владимира Высоцкого

Получив диплом Школы-студии МХАТ, Владимир пришел служить в московский Театр имени Пушкина, потом всего пару месяцев работал в театре миниатюр, безуспешно пытался устроиться в «Современник», после чего пошел в театр, который навсегда стал для него «своим». Это был только что открывшийся Московский театр драмы и комедии. Когда он пришел наниматься к Юрию Любимову, тот спросил, что он будет читать руководителю театра. Высоцкий без лишней скромности сказал, что недавно написал несколько песен и хотел бы их исполнить. Любимов настроился закончить собеседование за пять минут, но не смог оторваться от творчества Высоцкого полтора часа.

Писать стихи Владимир начал еще в школьные годы. Тогда поводом для первой пробы пера послужила смерть Сталина. Своим поэтическим сочинением юный Высоцкий решил выразить чувство скорби по вождю народов. Первой же его песней принято считать «Татуировку», которую он сочинил летом 1961 года. Она же стала основой цикла «блатной» тематики. Тогда он подписывал их псевдонимом Сергей Кулешов.

Но те, кто серьезно исследовал его творчество, утверждают, что вовсе не «Татуировка» стала первой песней Владимира Высоцкого . За год до этого он написал композицию «49 дней», которую посвятил подвигу солдат, дрейфовавших и выживших в Тихом океане. Известно и отношение автора к этой песне. Высоцкий весьма критично о ней отзывался и называл пособием для начинающих и законченных халтурщиков, намекая на то, что по этому шаблону могут создаваться стихи на любые злободневные темы, заменяя лишь фамилии героев.

Не форма, а содержание

Написал 100 стихов и около 600 песен. Несколько песен он создал специально для фильмов. К сожалению, большинство из этих произведений и по техническим причинам, и по причине бюрократического давления не входили в окончательный вариант кинолент.

Утверждение, конечно, очень спорное, но ценители таланта Высоцкого говорят, что песни – самая яркая грань творчества Владимира Семеновича . Он всегда исполнял их вживую, голос с хрипотцой завораживал зрителей так, что они не могли оторвать глаза от артиста. Однажды кто-то заметил, что сцена как бы пружинит от нервного удара ноги, которой Высоцкий отбивает ритм. Его сосредоточенный взгляд всегда останавливался на одном месте, а публика, затаив дыхание, слушала своего кумира, ведь он пел именно о том, что занимало умы думающих людей.

Песни Высоцкого принято называть бардовскими, хотя и тематика, и манера исполнения этих композиций разнились с творчеством других бардов. Просто в отличие от многих советских исполнителей авторской песни Высоцкий был профессиональным актером и именно поэтому никогда не относил себя к самодеятельности.

Наверное, не было такой темы, которую бы Высоцкий не затронул в своих композициях – балладах, лирических, сатирических или юмористических песнях. Он пел в неподражаемой манере о простой жизни обычных людей, своих современников, чем и заслужил широкую популярность. Зрителям нравилась особая экспрессивность его исполнения, искренность и неподдельность эмоций артиста, даже события из песен о войне казались им собственным опытом Владимира Семеновича . Высоцкий не зацикливался на форме своих песен, гораздо важнее для него было содержание.

Киногерои и несыгранные роли

В своем любимом Театре на Таганке исполнял главные роли в постановках «Гамлет» и «Жизнь Галилея», участвовал в спектаклях «Добрый человек из Сезуана», «Павшие и живые», «Вишневый сад», «Пугачев» и «Преступление и наказание». Он сыграл десятки ярких и запоминающихся ролей.

Каждая его творческая сторона была неразрывно связана с другой. Песни Высоцкого являются маленькими монологами от лица разных персонажей. Та же вариативность прослеживается и в созданных им персонажах в театре и кино – Галилеем и Гамлетом он был на сцене, а на экране стал геологом в фильме «Короткие встречи», белогвардейским офицером в «Служили два товарища» и легендарным Глебом Жегловым в телесериале «Место встречи изменить нельзя». Он участвовал в 30-ти художественных и телефильмах, а первая киноизвестность пришла к Высоцкому после выхода на экраны «Вертикали». Песня «Если друг оказался вдруг» сделала фильм народным.

Но, несмотря на эти образы, талант Владимира Семеновича как киноактера сполна не раскрылся. Многие роли обошли его в силу нескольких причин, главной из которых было нежелание властных структур допускать артиста на экран. Режиссеры шли на разные уловки, чтобы пробить разрешение на съемки Высоцкого в кино. Его имя действовало на чиновников, как дрожащая мулета на быка во время корриды.

Одним из образов, который мог пополнить фильмографию Владимира Семеновича , был Степан в фильме Андрея Тарковского «Андрей Рублев». Одни говорят, что режиссеру спустили запрет из Госкино, другие уверены, что Тарковский не стал работать с актером из-за того, что тот в очередной раз начал сильно пить. В 1964 году Василий Шукшин хотел снимать Высоцкого в фильме «Живет такой парень», однако роль досталась Леониду Куравлеву.

Трагедия Владимира Высоцкого

Невозможно говорить о творчестве такого выдающегося человека, не упомянув о его взаимоотношениях с женщинами. Еще на первом курсе Школы-студии МХАТ он познакомился с Изольдой Жуковой, которая и стала его первой женой в 1960 году. Но уже через год на съемках киноленты «713-й просит посадку» у него завязался роман с Людмилой Абрамовой. Она стала матерью двоих его сыновей – Аркадия и Никиты. Через несколько лет супруги расстались, а официальный развод оформили, когда вся Москва уже шепталась о том, что Высоцкий добился благосклонности французской актрисы с русскими корнями Марины Влади. Их отношения были не идеальными – Владимир Семенович часто уходил в запой, скандалил и проявлял агрессию. Он выкуривал по пачке сигарет в день и не раз лечился от алкогольной зависимости. У него отказывали почки, были серьезные проблемы с сердцем, которые он пытался лечить с помощью наркотиков – морфия и амфетамина. Сначала это были разовые уколы, а потом дозы стали увеличиваться и уже к концу 1977 года это стало регулярным.

Однажды у него случился приступ, в горле лопнул сосуд, началось кровотечение. От смерти его спасла именно Марина. Она вовремя вызвала врачей, которые потом еще 18 часов боролись за его жизнь в Институте скорой помощи.

с Мариной Влади

Марина Влади говорила, что ее попытки избавить мужа от этой зависимости не давали ожидаемых результатов, а во время гастролей летом 1979 года Владимир Семенович пережил клиническую смерть.

Последнее его выступление на публике было 18 июля 1980 года на сцене Театра на Таганке. Через семь дней, Владимира Высоцкого не стало. Это произошло во сне, когда он был в своей квартире. В Москве вовсю гремела Олимпиада, но попрощаться с любимым артистом пришло неимоверное количество людей, хотя о его кончине сообщали лишь в маленькой заметке газеты «Вечерняя Москва». За полтора месяца до этого написал свои последние поэтические строки:

«Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,
Мне есть чем оправдаться перед Ним».

ФАКТЫ

Над театральной кассой Театра на Таганке повесили объявление о смерти Высоцкого . Вокруг здания сразу же собралась толпа народу и не расходилась несколько дней, заполнив даже крыши ближайших домов. Никто не сдал билеты на спектакль с его участием. Во время похорон Марина Влади сказала, что видела похороны принцев и королей, но такого количества людей даже представить себе не могла.

Обновлено: Апрель 8, 2019 автором: Елена

Владимир Высоцкий – поэт и артист, феноменальное явление в отечественной культуре, равному которому нет. Творческое наследие Высоцкого не измеряется количеством написанных стихов и песен или яркостью сыгранных им ролей и является нечто большим, чем книги и фильмы, ведь оно – часть генетического кода каждого россиянина. Своим творчеством Владимир Семёнович формировал и продолжает формировать морально-нравственные ориентиры, взгляды, мысли, и, конечно, гражданскую позицию, являя пример патриотизма и запредельной честности и искренности.

Детство и семья

Владимир Высоцкий родился в Москве 25 января 1938 года в семье Нины Максимовны Высоцкой, в девичестве Серёгиной, и Семёна Владимировича Высоцкого. Своё имя всенародно любимый артист получил в честь деда по отцовской линии, Владимира (Вольфа) Высоцкого, уроженца Белоруссии, сына стеклодува, сумевшего окончить три факультета Киевского института народного хозяйства им. Д.С. Коротченко: юридический, экономический и химический.

В 1915 году Вольф Шлёмович Высоцкий женился на Деборе Овсеевне Бронштейн, подарившей ему двух сыновей, Алексея и Семёна. В 1926 году дедушка и бабушка поэта переехали в Москву. Вольф сменил имя, став Владимиром, а Дебора стала называть себя Ириной. После школы Семён Высоцкий поступил в Политехнический техникум связи и незадолго до его окончания познакомился с Ниной Серёгиной, работавшей в гостинице Интурист переводчицей.


Дед Владимира Высоцкого по линии матери, Максим Иванович Серёгин, приехал в Москву из Тульской области и большую часть жизни проработал швейцаром. Бабушка, Евдокия Андреевна, посвятила себя заботе о муже и детях: двух сыновьях и трёх дочерях, одной из которых, Нине, и было предназначено стать матерью русского поэта.

Семён Владимирович и Нина Максимовна поженились в 1937 году. После заключения брака молодожены поселились в комнате в коммунальной квартире на Первой Мещанской улице. По воспоминаниям Нины Максимовны, она родила сына в 9 часов утра 40 минут 25 января 1938 года, в это время её муж находился в служебной поездке и не смог встретить её из родильного дома.


Первые три года жизни будущий поэт прожил в коммуналке с родителями. В 1941 году Семён Владимирович был призван на фронт, а Нина Максимовна и маленький Володя отправились в эвакуацию на Урал, откуда вернулись спустя два года, в 1943 году.

На фронте отец поэта встретил Евгению Степановну Лихалатову, служившую в Главном управлении шоссейными дорогами НКВД, и полюбил её, что стало причиной развода. В коммунальную квартиру на Первой Мещанской улице Семён Высоцкий так и не вернулся, его новым домом стала квартира Евгении Лихалатовой, расположенная в Большом Каретном переулке.


Нина Максимовна устроила свою жизнь, выйдя замуж за учителя английского языка. Отчим, Георгий Михайлович Бартош, даже не пытался стать Володе другом, к тому же злоупотреблял спиртными напитками. Обстановка, в которой был вынужден жить его сын, беспокоила Семёна Владимировича, но уговорить Нину Максимовну отдать сына ему не удалось. Ситуация разрешилась в 1946 году, по решению суда Володя переехал к отцу и его жене, Евгении Степановне, которую называл «мамой Женей», и через год вместе с ними отправился по месту назначения отца, в Германию.


В школе городка Эберсвальд, в которой учились дети советских военнослужащих, Володю приняли в пионеры. Он стал брать уроки игры на фортепиано, а отец и Евгения Степановна подарили ему аккордеон.


В 1949 году Семён Владимирович получил новое назначение, в Киев, но на семейном совете было решено, что Евгения Степановна и Володя вместе с ним к месту службы не отправятся, а вернутся в Москву. Это непростое решение было принято для того, чтобы Володя смог как следует подготовиться к поступлению в вуз.


В 1955 году Владимир Высоцкий окончил 186-ю мужскую среднюю школу, получив аттестат, в котором по пяти предметам стояли отметки «отлично», а по девяти – «хорошо».


Студенческие годы

В 1955 году, прислушавшись к совету отца, Владимир поступил в Московский инженерно-строительный институт. Чтобы понять, что он не может тратить время на овладение профессией, с которой не собирается связывать свою жизнь, Владимиру понадобилось всего полгода. Забрав документы из МИСИ, Владимир начал готовиться к поступлению в театральный институт, возобновив занятия в театральном кружке.


Считается, что такому решению немало способствовало окружение юного Высоцкого. Поселившийся в доме в Большом Каретном переулке молодой кинорежиссер Левон Кочарян, хороший друг Владимира, создал некое подобие закрытого клуба, в котором собирались поэты, писатели и артисты; среди них были Василий Шукшин , Андрей Тарковский , Эдмон Кеосаян и Юрий Гладков. 16-летний Владимир был одним из самых младших в этой компании и носил кличку «Шванц» («хвост» на немецком), так как хвостиком ходил за старшими товарищами, которые его компанией ничуть не тяготились, а держали за равного.


Один из компании друзей, Анатолий Утевский, позже устроился в МУР и приглашал Высоцкого на работу в качестве понятного. Тогда-то Владимир и заинтересовался «уголовными» характерами. Анализ психологии преступников довел его до мысли, что далеко не все «клиенты» уголовного розыска в душе подонки, многих законопослушных граждан толкают на преступление обстоятельства. Эта тема в дальнейшем пройдет лейтмотивом через «блатную» лирику Высоцкого.


В 1956 году Владимир стал студентом прославленного театрального вуза, Школы-студии МХАТ. Педагогов немало беспокоили особенности его голоса, о чём свидетельствует сохранившийся протокол заседания кафедры, датированный 5 ноября 1965 года. В документе вокальным способностям Владимира дала характеристику профессор Саричева. По мнению опытного педагога по сценической речи, студент Высоцкий обладал «плохим и очень небольшим голосом». Спустя два года профессор Саричева предположила, что хриплость голоса Высоцкого является следствием органического недостатка. Годом позже преподаватель пения Вишневская выдвинула предположение, что натруженность и хриплость вызваны дефектом носоглотки или чрезмерным курением. В последний год обучения один из наставников Владимира, Павел Владимирович Массальский, тоже отметил, что у его студента нет голоса, однако он блестяще компенсировал этот недостаток умением чувствовать роль и артистичностью. Через много лет анализом голосовых особенностей Высоцкого будут заниматься множество исследователей. Марк Захаров сказал, что именно голос в большей степени повлиял на становление Высоцкого и как артиста, и как поэта. По мнению режиссёра, если бы голос Владимира Высоцкого был другим, то другими были бы и его роли, другими были бы его стихи и песни, другим был бы он сам.

Владимир Высоцкий – Утренняя гимнастика

В 1960 году Владимир окончил знаменитый вуз с дипломом актёра драмы и кино и по распределению получил место в Московском драматическом театре имени А. С. Пушкина.

Театр

В театре имени Пушкина Владимир Семёнович прослужил всего четыре года. В начале 1964 года он пришёл к директору Московского театра на Таганке Юрию Любимову и вскоре впервые вышел на сцену этого театра, заменяя заболевшего актёра Владимира Климентьева в роли Второго бога в постановке «Добрый человек из Сезуана». В театральном архиве имя Высоцкого впервые упомянуто в 1964 году как имя артиста, утверждённого на роль капитана в пьесе «Герой нашего времени» по произведению Михаила Лермонтова .


В начале 1965 года состоялась премьера спектакля «Антимиры», поставленного Юрием Любимовым по произведениям поэта Андрея Вознесенского. Зрители отмечали, что Высоцкий читал стихотворные тексты на одном дыхании, в своей особенной манере, неожиданно выделяя глухие согласные и делая смысловые паузы, которые заставляли их сердца замирать в ожидании момента, когда артист снова заговорит.


В постановке «Антимиры» Владимир появлялся по меньшей мере пять раз и участвовал во всех общих музыкальных номерах. Специально для Высоцкого Андрей Вознесенский написал стихи «Песня акына», впервые прозвучавшие как песня со сцены театра на Таганке. Впоследствии «Песню акына» артист будет исполнять на каждом своём концерте.

Владимир Высоцкий – Песня акына

Сразу же ставший классикой гротескный спектакль, поставленный по одноименной книге Джона Рида «10 дней, которые потрясли мир», впервые был показан в 1965 году. В нём Высоцкий играл в нескольких интермедиях, исполняя роли Александра Керенского, солдата, матроса-часового, молодого разудалого анархиста и другие. Именно благодаря этой постановке Высоцкий обрёл славу как самобытный певец, многие люди приходили на спектакль только для того, чтобы услышать его необыкновенный голос, забракованный когда-то преподавателями Школы-студии МХАТ.


В этом спектакле Высоцкий исполнил свою песню, специально написанную им для роли белого офицера, и начинавшуюся со строк «В куски разлетается корона, нет державы, нет и трона». Его надрывный хрипловатый голос отчаянно жаждал истины, а не возмездия, и выражал обречённость: и социальную, и человеческую. Текст песни, как и большинство стихов актера, остается злободневным и в наши дни.

Фрагмент спектакля «10 дней, которые потрясли мир»

Значимыми считаются и роль Галилея, и роль поэта Владимира Маяковского, которые Высоцкий много лет играл на сцене театра на Таганке. Роль Гамлета многие исследователи признают лучшей из всех его театральных ролей, а некоторые критики называют его Гамлета лучшим из всех Гамлетов, сыгранных когда-либо.


На вопрос, почему он поручил роль Гамлета именно Высоцкому, Юрий Любимов часто отвечал, что он был уверен – Высоцкий как никто другой сможет выразить сложный набор личных душевных, философских и общечеловеческих проблем, которыми Шекспир щедро наделил своего героя. Эти слова режиссёр произнёс уже после смерти Высоцкого, однако известно и другое интервью Любимова, в котором он говорил, что артист буквально выпросил эту роль, и на первых репетициях у Юрия создавалось впечатление, что Владимир не понимает концепцию роли Гамлета и не осознаёт, что делает на сцене.

Монолог Гамлета в исполнении Высоцкого

Объяснение таким разным высказываниям Любимова очень простое: только в ходе работы над ролью Высоцкий, далёкий прежде от религии и веры, начал глубинно понимать вопросы, терзавшие душу Гамлета. К тому же, с Высоцким у режиссёра вначале сложились непростые отношения: Любимов с самого начала знал о нездоровых пристрастиях артиста, но повлиять на него так и не смог.

Своим любимым спектаклем сам Владимир Семёнович называл постановку «Павшие и живые», посвящённую памяти поэтов и писателей, участвовавших в Великой Отечественной войне. Слушая Высоцкого, яростно читавшего со сцены стихи Михаила Кульчицкого и Семёна Гудзенко, роли которых он играл, зрители не могли сдержать эмоций; им казалось, что голосом артиста со сцены с ними говорят погибшие на войне поэты. Считается, что именно участие в спектакле «Павшие и живые» подтолкнуло Высоцкого к написанию цикла стихов и песен о Великой Отечественной войне.


За пятнадцать лет работы в театре на Таганке Владимир Семёнович сыграл в четырнадцати постановках, оживляя каждую роль дыханием своей души. Высоцкого невозможно представить в другом театре или вне театра; по словам Юрия Любимова, однажды придя в театр на Таганке, он навсегда остался в нём и стал его частью.

Роли в кино

Личный вклад Высоцкого в развитие кинематографа переоценить невозможно, он был и остаётся культурным явлением, не потерявшим актуальность. Впервые на экране он появился, будучи студентом Школы-студии МХАТ. Молодой артист исполнил небольшую роль в ленте 1959 года «Сверстницы», в которой играли Лидия Федосеева-Шукшина , Владимир Костин и Людмила Крылова . За несколько следующих лет он сыграл в картинах «Карьера Димы Горина», «Увольнение на берег», «Штрафной удар» и «Стряпуха».


Первую волну славы в амплуа киноартиста Высоцкому подарила лента двух молодых режиссёров Станислава Говорухина и Бориса Дурова «Вертикаль». В истории о группе альпинистов, готовящихся к покорению очередной высоты, Высоцкий сыграл роль связиста, скрывшего от товарищей предупреждение о приближении грозового циклона.


В этой пронзительной картине Владимир играл в компании Ларисы Лужиной , Маргариты Кошелевой и Александра Фадеева, в ней впервые прозвучали его песни «Здесь вам не равнина», «Прощание с горами» и сразу же ставшая всенародно любимой «Песня о друге», которую можно сравнить с «Chanson pour l’Auvergnat», легендарной композицией Жоржа Брассенса.

Владимир Высоцкий – Песня о друге (из х/ф «Вертикаль»)

В дебютной ленте Киры Муратовой «Короткие встречи» (1967) Владимир Высоцкий сыграл романтичного, но и одновременно мужественного геолога Максима, а следующей значимой ролью артиста стала роль руководителя подпольной группы большевиков Андрея Жаркова в ленте «Интервенция», в которой он сотрудничал с Валерием Золотухиным, Ефимом Копеляном, Валентином Гафтом и Ольгой Аросевой .


Яркая и дерзкая, картина является революционной не только для своего времени, но и для настоящего, она – незаурядное явление в отечественном кинематографе. Режиссёр Геннадий Полока не эксплуатировал буфф-эстетику для воздействия на зрителей, но использовал её для создания нужной трагической атмосферы, в корне отличающейся от той, патриотически-плакатной, к которой привыкли советские граждане. Именно по причине революционной дерзости лента вышла на экране лишь спустя много лет, в перестроечные годы. Игра Высоцкого и гибель его персонажа стала шоковым ударом для зрителей, привнесла в картину трагическую ноту.


Вышедшая раньше, чем картина «Интервенция», музыкальная драма «Опасные гастроли» (1969) тоже стала ярким событием в культурном пространстве. Специально для этой картины артист написал несколько песен, среди которых «Куплеты Бенгальского», «Баллада о цветах, деревьях и миллионерах» и «Романс». Образ шансонье Жоржа Бенгальского во многом перекликается с ролью Андрея Жаркова, которую он исполнил в ленте «Интервенция». Игра Высоцкого поражает зрителей своей натуралистичностью, что объясняется не только его уникальным драматическим даром, но и глубинным пониманием трагичности судеб своих персонажей. Вместе с Владимиром Семёновичем в этой картине играли Лионелла Пырьева, Георгий Юматов , Бронислав Брундуков.

Высоцкий – Куплеты Бенгальского («Опасные гастроли»)

Образ офицера-белогвардейца артист блистательно воплотил в картине режиссёра Евгения Карелова «Служили два товарища» (1968). Герой Высоцкого нисколько не мучается чувством ностальгии, он решителен и готов осознанно лишиться всего, что является для него важным. Партнёршей артиста в этой картине была Ия Саввина, также в фильме снимались Олег Янковский , Анатолий Папанов и Ролан Быков .


В ленте «Хозяин тайги» (1969), снятой по детективному произведению Бориса Можаева, Высоцкий играет роль бригадира артели, замешанного в ограблении. Роль милиционера, распутавшего это дело, сыграл лучший друг Высоцкого – Валерий Золотухин .


Перед сложным нравственным выбором герой Высоцкого оказывается и в картине «Четвёртый» (1973), созданной по пьесе Константина Симонова. Артист смог гениально воплотить образ человека слабого, в которой лишь теплится искра порядочности. Роль журналиста, случайно узнавшего опасную информацию и не готового поступить по совести, считается одной из самых сложных в фильмографии Высоцкого. Другие роли в этой ленте сыграли Юозас Будрайтис , Армен Джигарханян и Маргарита Терехова .


Образы, воплощённые Высоцким на экране навсегда остались в памяти миллионов людей, за свою кинематографическую карьеру он успел сыграть множество ролей, но самым любимым киногероем Высоцкого для миллионов людей стал, конечно, Глеб Жеглов в многосерийном фильме 1979 года «Место встречи изменить нельзя» режиссёра Станислава Говорухина, снятом по произведению братьев Вайнер «Эра милосердия».


Несмотря на то, что Жеглов в литературном произведении совсем молодой, двадцатипятилетний человек, Говорухин не видел в этой роли никого, кроме Высоцкого, и переписал сценарий, учитывая возраст артиста, которому на момент начала съёмок уже исполнилось сорок.

Место встречи изменить нельзя. Фрагмент

Образ Володи Шарапова на экране воплотил Владимир Конкин , также в картине играли Сергей Юрский , Армен Джигарханян, Леонид Куравлёв , Лариса Удовиченко и Виктор Павлов. Роль капитана Жеглова – последняя в фильмографии Высоцкого, актёр скончался спустя два года после выхода картины «Место встречи изменить нельзя».

Стихи, песни и проза

Своё первое стихотворение Владимир написал в год смерти Иосифа Сталина , в 1953 году. Стихотворение «Моя клятва» сохранилось благодаря его маме, напечатавшей его в стенгазете государственного учреждения, в котором служила.

На гитаре, полученной в подарок от родителей на семнадцатый день рождения, Владимир научился играть самостоятельно. Поначалу его репертуар составляли дворовые песни и так называемые блатные, в чём исследователи творчества поэта не усматривают ничего странного. Поколение московских интеллигентов, воспитанное в послевоенные годы, пропускало через культурный багаж тюремное творчество, романтизируя его.

Стихи и монологи Владимира Высоцкого

Некоторые исследователи утверждают, что писать песни Высоцкий начал под влиянием творчества Булата Окуджавы . Как поэт Владимир Семёнович не получил такого признания, которое настигло его после смерти, но сейчас его произведения издаются огромными тиражами, некоторые из них включены в школьную программу.

Стихотворения, как впрочем, и песни Высоцкого входят в разряд тех крайне редких явлений, которые происходят из души русского народа и проникают в сознание каждого человека, становясь для них родными. А вот при жизни Высоцкого огорчало, что его стихи отказываются печатать, а на правки, которые предлагали редакторы, он не соглашался принципиально.


В 1975 году в сборнике «День поэзии» было напечатано стихотворение «Ожидание длилось…», что стало единственным прижизненным случаем публикации стихотворения Высоцкого в Советском Союзе, а во Франции в конце 70-х годов около двух сотен стихотворений Владимира Высоцкого были изданы издательством «YMCA-Press», они вошли в сборник «Песни русских бардов».

Владимир Высоцкий – Я не люблю...

Литературное наследие Владимира Высоцкого включает более 200 стихотворений и приблизительно 600 песен. Также Владимир Семёнович написал несколько рассказов и сценариев и произведение «Роман о девочках», которое было обнаружено в личных документах поэта уже после его смерти.

Личная жизнь Владимира Высоцкого

С Изольдой Жуковой, которой было суждено стать его первой женой, Высоцкий познакомился во время учёбы в Школе-студии МХАТ. Они вместе играли в студенческим спектакле, но и после окончания репетиций Владимир постоянно был рядом. Изольда училась на последнем курсе, Володя – на третьем. Она уже была замужем, но статус возлюбленной не смущал Высоцкого. Он перевез Изольду в коммуналку на Первой Мещанской улице. Когда она окончила вуз и попала в театр им. Леси Украинки в Киеве, то познакомилась с бабушкой Владимира и очаровала ее.

Жизнь с Володей была легкой, солнечной, несмотря на то что жили мы неустроенно, „за ширмой“, без денег.

Год спустя Изольда вернулась в Москву, а Высоцкий получил диплом. Они сразу же отнести заявления в ЗАГС. 25 апреля 1960 года состоялась простая, но веселая и дружная свадьба. Вскоре Иза поняла, что ждет ребенка. Неожиданно мама Высоцкого восприняла новость в штыки. Из-за стресса на фоне скандала со свекровью у девушки случился выкидыш.


Отношения испортились. В это время Изольда получила предложение от театра в Ростове-на-Дону и приняла его. Владимир ездил к жене, но чувства уже не были прежними. Когда до Изы дошли слухи о том, что актриса Людмила Абрамова ждет от Высоцкого ребенка, для себя она все решила. В 1965 году супруги развелись. Изольда оставила фамилию мужа. Эту фамилию носит ее сын Глеб, рожденный от другого мужчины. Изольда Высоцкая умерла в 2018 году

Близкие люди вспоминают Владимира Высоцкого

Владимир Высоцкий и студентка ВГИКА Людмилы Абрамовой вместе снимались в драме «713-й просит посадку». Первое впечатление о будущем муже было неприятным: у входа в гостиницу, где остановилась Людмила, недавно пережившая трагическую смерть влюбленного в нее молодого человека, в которой винила только себя, актриса увидела небритого и явно выпившего человека в окровавленной рубашке. С первой же фразы незнакомец начал просить денег в долг – он разбил посуду в гостиничном ресторане, а расплатиться было нечем.


Людмила отдала человеку кольцо с аметистом, фамильную реликвию. А через час незнакомец уже ломился в дверь ее гостиничного номера и, не дождавшись, когда ему откроют, выбил ее, зашел в комнату с шампанским в руках и сделал Людмиле предложение рук и сердца. А она согласилась, поскольку на могиле влюбленного в нее парнишки поклялась выйти за первого, кто предложит. «Если бы я сказала ему „да“, он был бы жив…», – корила себя Абрамова.

Ну а вскоре выяснилось, что они с неопрятным незнакомцем вместе играют в одном фильме. Людмила была восхищена талантом молодого человека, глубиной его голоса. Между актерами начался роман, которому не помешало наличие у Высоцкого официальной супруги. Но заключили брак они только в 1965 году, когда младшему сыну Людмилы и Владимира, Никите , исполнился год. Старшему Аркадию уже стукнуло два с половиной.


Брак оказался коротким. В 1968 году Владимир и Людмила оформили развод. Еще в начале отношений Людмилу предупреждали, что Высоцкий не отличается верностью. Но она долго не могла в это поверить, ведь даже после рождения детей он показал себя как любящий муж, заботливый отец.


В 1967 году Высоцкий познакомился с Мариной Влади. Людмила видела, что с каждым днем муж отдаляется, и вскоре подала на развод. Однако следующей женой (пусть и гражданской) барда стала не Влади, а актриса Татьяна Иваненко, хрупкая женщина, похожая на Бриджит Бардо, с которой судьба свела его в театре на Таганке. Друзья поэта отмечают, что из всех отношений именно эти были для него самыми мучительными и запутанными. Владимир не мог сделать выбор и метался между Татьяной и Мариной Влади, причиняя боль и себе, и своим женщинам.

История любви Владимира Высоцкого и Людмилы Абрамовой

В последний день 1971 года Татьяна Иваненко родила от него дочь Анастасию. Известно, что поэт не испытал радости, узнав о том, что Татьяна ждёт ребёнка, он уже состоял в браке с Мариной Влади. Иваненко хотела, чтобы Высоцкий признал дочь, но он этого не сделал. По воспоминаниям друзей поэта, ситуация тяготила его, он часто упрекал себя в бесхарактерности.


Анастасия получила отчество отца и фамилию матери. Повзрослев, она так и не смогла найти в своём сердце немного сострадания к отцу и не простила его. Она родила дочь, Арину Сахарову. Девушка живет скромной жизнью, не афишируя, что приходится внучкой Владимиру Высоцкому.


Историю любви русского поэта и артиста Владимира Высоцкого и французской кинозвезды Марины Влади называют одной из самых красивых и самых трагичных в истории обеих стран. Высоцкий впервые увидел Марину на киноэкране, в 1970 году она стала его третьей, и последней женой.


Поэт мечтал о женитьбе на обворожительной француженке с русскими корнями ещё до личного знакомства, которое произошло летом 1967 года во время её визита в Москву. Марина же впервые увидела Высоцкого на сцене, где он играл роль Хлопуши в постановке «Пугачёв». После спектакля Высоцкий и Марина Влади встретились в ресторане, что стало началом их отношений. По воспоминаниям актрисы, Высоцкий произвёл впечатление простоватого и самого обычного парня, но когда взял в руки гитару, она больше не смогла оторвать от него восхищённых глаз.


Вскоре после знакомства с актрисой Высоцкий написал своё самое первое и, вероятно, самое красивое стихотворение о любви – «Дом хрустальный», ставшее прекрасной лирической балладой, которую он посвятил новой возлюбленной. Отношения Высоцкого и Влади продлились 12 лет

В общей сложности русский поэт и французская актриса были вместе 12 лет, но, как с горечью говорила Марина, часы счастья, отвоёванные у расстояния, разделявшего их, были омрачены болезнью Высоцкого, битву с которой она проиграла. К тому же, последние два года жизни бард был влюблен в студентку текстильного института Оксану Афанасьеву (впоследствии супруга Леонида Ярмольника).


Незадолго до своей смерти Высоцкий провёл три летних недели в Париже, и, как вспоминает актриса, в очередной раз пытался убедить её в том, что сможет покончить с пагубной привычкой – морфием.

Последние годы жизни и смерть

Известно, что в последние дни поэт чувствовал себя чрезвычайно плохо, рядом с ним находились врачи. Нельзя утверждать со стопроцентной уверенностью, страдал ли он от наркотической зависимости, но факт, что Высоцкий имел проблемы с алкоголем, не оспаривается никем из его друзей и родных. Да и строки «Я в глотку, в вены яд себе вгоняю» намекают, что все-таки наркотики присутствовали в жизни Высоцкого.

Согласно распространенной версии, к морфию бард пристрастился в середине 70-х, когда страдал от сильных болей в почках. По другим данным, его выводили из тяжелейшего запоя. Владимир увидел в уколах способ избавиться от алкогольной зависимости, не подозревая, что его новый способ забытья куда опасней спиртного.


25 июля 1979 года Высоцкий пережил клиническую смерть во время съемок в Бухаре. «Умирал» он не в первый раз; за десять лет до этого у него уже была клиническая смерть из-за лопнувшего в горле сосуда. В этот раз он неудачно вколол в вену обезболивающее средство, название которого мы не приводим по этическим причинам. О том, что в ампуле находится не морфий, он не знал.

Владимир выжил. Он осознал, что ему требуется лечение, но было поздно. Ничего не помогало: ни болезненная очистка крови, ни побег от цивилизации во французский медвежий угол вместе с Мариной Влади. Побороть зависимость не выходило.


В СССР из-за приближавшейся Олимпиады морфий было не достать, поэтому поэт использовал доступный аналог – водку, иногда разбавляя ее кокаином. 14 июля 1980 года Владимир Семёнович дал свой последний концерт, а 18 июля в последний раз вышел на сцену Театра на Таганке, чтобы сыграть Гамлета.

Сердце Владимира Семёновича остановилось в ночь с 24 на 25 июля 1980 года, приблизительно в три часа ночи.

Поэт скончался в своей квартире на Малой Грузинской улице в Москве. Согласно официальной версии, Владимир Семёнович скончался от острой сердечной недостаточности, которая действительно могла стать следствием многолетнего алкоголизма, а также переутомления и стресса.

По настоянию Семёна Владимировича Высоцкого вскрытие тела его сына не проводилось, что, собственно, и стало причиной возникновения нескольких версий, среди которых самыми распространёнными считаются сердечная недостаточность и приём алкоголя в сочетании с седативными препаратами.

Смерть поэта стала личным горем для граждан всего Советского Союза, но даже спустя десятилетия обстоятельства гибели Владимира Высоцкого остаются невыясненными до конца, что вызывает разные предположения, в том числе и об убийстве.


Юрий Любимов сказал, что Высоцкий настолько остро чувствовал и так стремительно жил, что фактически сгорел от эмоционального огня, который он пытался выплеснуть в своих стихах и песнях.

Как многие поэты, Высоцкий предчувствовал скорую смерть, в одном из последних стихотворений он написал строки:

Мне меньше полувека – сорок с лишним,

Я жив, двенадцать лет тобой и господом храним.

Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,

Мне есть чем оправдаться перед ним…

Владимир Семёнович имел в виду количество лет, которые в общей сложности он был с Мариной Влади.

Похороны Владимира состоялись 28 июля 1980 года, пришедшие проститься с поэтом заполонили улицы столицы, где в эти дни проходили Летние Олимпийские игры. Позднее Марина Влади скажет, что она, видевшая похороны королей, не ожидала такого количества людей, посчитавших своим долгом прийти на прощание с Владимиром Высоцким.


Никита Владимирович говорит, что он никогда не сможет забыть день похорон своего отца, настолько много было людей, в чьих глазах читалось горе потери. Как отмечает сын поэта, несмотря на то, что людей, пришедших попрощаться, было невероятно огромное количество, ни давки, ни скандалов не было. В большинстве цветочных магазинов Москвы в этот день не осталось цветов, все их раскупили люди, а очередь к гробу с телом поэта растянулась на 9 километров.

Поэт был похоронен на Ваганьковском кладбище, его могила располагается у входа справа и круглый год утопает в цветах. Памятник, открытый осенью 1985 года, создал скульптор Александр Рукавишников. На монументе поэт изображён пытающимся вырваться из оков, опутавших его тело. По мнению Михаила Шемякина, которое, безусловно, разделяют все друзья Высоцкого, памятник не может передать всей внутренней силы поэта, но отражает его стремление к свободе и символизирует полёт, прерванный слишком рано.


Через семь лет после смерти Высоцкого актриса издала книгу «Владимир, или прерванный полёт», презентация которой состоялась в Париже, в книжном магазине «Globe». Своё повествование Влади построила на контрасте, якобы существовавшем между ней и Высоцким, сделав акцент не только на его алкоголизме, но и на наркотической зависимости, от которой он, по её мнению и скончался.


Друзья и близкие знакомые Высоцкого встретили откровения Влади негативно, многие из них назвали книгу вымыслом и даже попыткой очернить память поэта. Среди тех, кто открыто высказывался против книги знаменитой француженки, были Михаил Шемякин, Ролан Быков и мать поэта Нина Высоцкая.

Феномен Высоцкого

Феномен Владимира Высоцкого изучают многие исследователи, а причинами его популярности называют и необычный голос, проникающий в сердца слушателей, и глубину стихов, и, уникальность рифм, и, конечно, энергию, которая буквально подчиняла людей, пришедших на его спектакли. Однако чувство, которое владеет всеми, кому посчастливилось однажды прикоснуться к творчеству Высоцкого, популярностью назвать нельзя, потому что это не популярность, это безоговорочное приятие и безусловная любовь, а разгадать секрет любви, как известно, не удалось ещё никому. Именно в любви к творчеству поэта и артиста состоит социокультурный феномен, вот уже на протяжении нескольких десятилетий объединяющий людей разного возраста, разного происхождения, достатка и образования.

Друзья поэта уверены, что, он выказал восхищение упомянутыми историческими фигурами не потому, что был продуктом советской системы, а потому что был, прежде всего, патриотом. Живи Владимир Высоцкий в наши дни, – уверены те, кому выпало счастье знать его лично, – он бы и сейчас сказал то же самое, то есть поступил бы так, как велело ему его сердце. Оценивая влияние, которое оказало творчество Владимира Высоцкого, нельзя ограничиваться только аспектом культуры, это явление гораздо шире, оно живёт в сердце каждого россиянина и объединяет нас, являясь частью генетического кода.

Биография

В начале Великой Отечественной войны с матерью, Ниной Максимовной, эвакуировался в Оренбургскую область. Летом 1943 года они возвращаются в Москву.

1 сентября 1945 года пошел в первый класс 273-й Московской школы. Через два года, в 1947 году уехал с отцом и мачехой в Германию - город Эберсвальд. Пробыв там два года, в октябре 1949 года вернулся в Москву. Поселился в Большом Каретном, 15. Учился в 186-й мужской школе и в 1955 году окончил 10 классов. В этом же году поступил в Московский Инженерно- строительный институт им. Куйбышева, но уже через несколько месяцев, в начале 1956 года ушел из института.

Летом 1956 года поступил в Школу-студию МХАТ им. Немировича-Данченко на актерское отделение на курс Б. И. Масальского и А. М. Комиссарова. В мае 1958 года женился на студентке Школы-студии МХАТ Изольде Жуковой. В июне 1960 года окончил Школу-студию МХАТ. Устроился в Московский драматический театр им. А. С. Пушкина, затем в театр Миниатюр.

В 1961 году написана первая песня - «Татуировка».

Осенью 1961 года в Ленинграде познакомился с киноактрисой Людмилой Абрамовой, будущей второй женой. В ноябре 1962 года у Высоцкого и Л. Абрамовой родился первый сын - Аркадий.

По некоторым источникам имеется информация, что в это время Владимир Высоцкий начал злоупотреблять алкогольными напитками, и в мае 1964 года он по настоянию родителей впервые ложится в больницу, лечится от алкоголизма. В августе 1964 года у него родился второй сын - Никита.

С сентября 1964 года творческая жизнь Владимира Семёновича Высоцкого связана с Театром драмы и комедии на Таганке, куда он был зачислен в штат актеров. В 1965 году в Москве проходят первые сольные концерты. К тому времени им уже написано около сотни песен.

В июне 1966 года в Театре на Таганке премьера - «Жизнь Галилея». В главной роли - Владимир Высоцкий.

Летом 1966 года он снимался в двух фильмах: «Вертикаль» и «Короткие встречи». Свет увидела первая гибкая пластинка с песнями Высоцкого из фильма «Вертикаль». В 1967 году снялся в фильмах: «Служили два товарища» и «Интервенция».(Последний фильм при его жизни на экраны не вышел).

В июле 1967 года в Москве познакомился с французской киноактрисой де Полякофф Марина-Катрин, более известной нам, как Мариной Влади.

В марте 1968 года Высоцкого увольняют из Театра на Таганке, затем вновь принимают с множеством оговорок.

Август 1968 года - в Сибири написаны стихи для песен «Охота на волков» и «Банька».

В июле 1969 года первая клиническая смерть.

Летом 1973 года впервые едет на Запад - во Францию. В этом же году в США вышли первые два диска-гиганта с песнями Высоцкого

Весной 1975 года Высоцкий и Влади получили отдельную трехкомнатную квартиру на Малой Грузинской, 28.

10 мая 1978 года был первый съемочный день фильма «Место встречи изменить нельзя». Съемки закончились в феврале 1979 года.

1979 год - снялся в своем последнем фильме - «Маленькие трагедии».

«Гамлет».

Сверху - маюсь между…"

Грузинской, 28.

Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Им было сыгранно более 20 ролей на сцене театра, 8 - в радио

Снимался в фильмах:

- „Сверстницы“ (Петя)

- „Карьера Димы Горина“ (Софрон)

- „Грешница“ (корреспондент)

- „713 просит посадки“ (американский моряк)

- „Увольнение на берег“ (Петр)

- „Живые и мертвые“ (Веселый солдат)

- „Штрафной удар“ (Александр Никулин)

- „Наш дом“ (механик)

- „На завтрашней улице“ (Петр Маркин)

- „Стряпуха“ (Андрей Пчелка)

- „Я родом из детства“ (Володя)

- „Вертикаль“ (Володя)

- „Короткие встречи“ (Максим)

- „Служили два товарища“ (Бруснецов)

- „Хозяин тайги“ („Рябой“)

- „Опасные гастроли“ (Николай Коваленко)

- „Белый взрыв“ (политрук)

- „Эхо далеких снегов“ („Серый“)

- „Четвертый“ (он)

1973 - „Плохой хороший человек“ (Фон Коррен)

- „Единственная дорога“ (Солодов)

- „Бегство мистера Мак-Кинли“ (Билл Сеггер)

- „Единственная“ (Борис Ильич)

- „Как царь Петр Арапа женил“ (Ибрагим Ганнибал)

Место встречи изменить нельзя» (Глеб Жеглов)

- «Маленькие трагедии"

Творческое наследие Высоцкого таит в себе немало загадок. Серьезные исследования начались не так давно, и еще предстоит много споров, открытий, различных версий.

Одной из первых оценку его творчества как поэта дала критик Н.Крымова. В январе 1968 года в журнале «Советская эстрада и цирк» она писала:

«…Высоцкий на эстраду выходит как автор песен - поэт и композитор. Насколько театр на Таганке не похож на БДТ в Ленинграде, настолько Владимир Высоцкий не похож на Юрского или Рецептора. Театр сформировал этого актера по своему образу и подобию, в таком виде он и вышел на эстраду - шансонье с Таганки. Особый тип нашего, отечественного шансонье. Можно гордиться, что он наконец появился. Появился - и сразу потеснил тех исполнителей эстрадных песен, которые покорно привязаны к своим аккомпаниаторам, чужому тексту и чужой музыке. Новый живой характер не вошел даже, а ворвался на эстраду, принеся песню, где все слито воедино: текст, музыка, трактовка; песню, которую слушаешь как драматический монолог. Песни Высоцкого в нем рождаются, в нем живут и во многом теряют свою жизнеспособность вне его манеры исполнения, вне его нервного напора, вне его дикции, а главное - заражающей энергии мысли и чувства, вне его характера».

Если попытаться определить место Высоцкого в истории нашей культуры одним словом, то самым точным, будет: олицетворенная совесть народа.

Поэтому и любимец народа, поэтому и массовое паломничество к его могиле на Ваганьковском вот уже сколько лет, поэтому и нескончаемое море цветов у его памятника, поэтому и нарасхват любые напоминания о нём - книги, буклеты, кассеты, пластинки. При жизни он не стал ни народным, ни заслуженным, ни лауреатом. Официальных наград и званий удостоен не был. Но поистине народным стал. Его талант, его творчество и явились тем самым нерукотворным памятником.

Он обличал пороки нашего деморализованного общества без нравоучений, без покровительственных ноток. Ему чужда была проза. Смыслом являлась борьба за возвращение абсолютного: чести, совести, достоинства.

Он умел болеть общим горем, умел нащупать и указать болевые точки общества.

Невозможно пересказывать содержание его стихов, хотя лучшие из них - это своеобразные маленькие драмы. Следуемые одна за другой, то веселые, то грустные, то жанровые картинки, то монологи, произносимые от лица с ярко выраженной индивидуальностью, то размышления самого автора о жизни и времени, они, все вместе дают неожиданно яркую картину этого времени и человека в нем с неожиданной философичностью содержания - это дает особый эффект.

Талант Высоцкого очень русский, народного склада, но эта, сама по себе обаятельная типажность подчиняется интеллекту, способности самостоятельно мыслить и безбоязненно обобщать виденное. Высоцкий мужественен не только по внешнему облику, но и по складу мысли и характеру. К счастью, в его стихах нет самоуверенных интонаций, он больше думает о жизни и ищет решения, чем утверждает что-либо, в чем до конца уверен. Но думает он, отбрасывая всякую возможность компромисса и душевной изворотливости. Безбоязненно, не стесняясь, он выносит результат своих поисков, надеясь, что его поймут.

Высоцкий вкладывает внутреннее напряжение, высокую концентрацию эмоциональной энергии в своих героев.

«Высоцкий не преувеличивал свое значение, свой дар. Может быть, даже недооценивал. Однако, призвание свое знал, относился к нему серьезно, честно и был верен ему до конца, а поэтому и силы его росли, на удивление.» Это - слова Ю. Карякина из статьи, посвященной памяти Высоцкого.

Юрий Шатин в работе «Поэтическая система Высоцкого» писал: «…Вряд ли когда-нибудь мы до конца расшифруем этот замысел… художественное мышление Высоцкого носит принципиально двуплановый характер: плану эмпирическому, бытовому - соответствует план философско-идеологический о развитии мысли, добре и искусстве.

Персонажи не только словесно воплощают авторские идеи, но и обладают самостоятельным миром. Между двумя мирами существует жёсткая граница, пересечение её может быть лишь организованным насилием над сюжетом, выводящим и сюжет, и героя в новую ипостась. Здесь уже не перевоплощение, но экстазис в точном значении слова. От нас, зрителей или слушателей, требуется признание нескольких возможных миров, которые представляются различными модусами художественного языка. Переход в другой - всегда преодоление первого… …каждое стихотворение представляет собой законченный текст, и в то же время всякий раз подчиняется более сложному целому, организованному в виде спектакля или поэтического концерта. Но сам по себе текст песни или стихотворения не просто фрагмент, а скорее клеточка, отражающая законы целого. Целостность замысла, таким образом, независимо от его дальнейшей судьбы, изначально носит не механический, а органический характер, развитие целого идёт по внутреннему плану и не допускает произвольного склеивания отдельных частей

Есть все основания считать, что любой текст Высоцкого построен как органическая целостность и воспроизводит указанные закономерности. В завершенном произведении конструкцию нельзя наблюдать невооружённым глазом, она скрыта художественной тканью. Требуется рентгеновский луч анализа, чтобы за плотью увидеть скелет, удерживающий её и обеспечивающий возможность движения.

Можно любить или не любить поэзию В. С. Высоцкого - это дело вкуса и убеждения Понять же его грандиозный вклад в развитие русского и мирового искусства слова можно лишь одним путём - изучением основных свойств художественного языка, претворённых в структуре стихотворного текста.

Бытование поэзии Высоцкого в умах его современников было слишком непохожим на всё, что мы знали до сих пор. Почти никто не читал стихотворений поэта при его жизни, при том, что песни слышали все. Такое бытование не могло не породить устойчивого представления о бардовом, песенном характере всего творчества Высоцкого. Разумеется, это представление отчасти справедливо: примерно две трети стихотворений стали песнями, а оставшаяся треть долгое время не была доступна абсолютному большинству читателей.

Что сделало поэзию Высоцкого столь популярной у разных людей, в разных социальных и возрастных группах? Скорее всего, узнаваемость жизненных ситуаций в его стихотворениях. Та же узнаваемость обусловила неприятие его поэзии. Высоцкий охватил своим творчеством огромный тематический и жанровый спектр. В отличие от большинства поэтов его лирика чужда автобиографичности переживаний, она в значительной мере ориентирована на поэтическое представление ситуаций.

Цель большинства стихотворений Высоцкого - снять с читателя розовые очки, высмеять его благодушие и окунуть в мир высших ценностей человеческого бытия. Поэзия Высоцкого не оставляет шанса на спасение в неизменной действительности. Стихотворения поэта - художественное пророчество о мощных катаклизмах, участниками и свидетелями которых мы являемся ныне.

В своих пророчествах В. С. Высоцкий опирался на исторический и поэтический опыт, неисчерпаемые запасы которого заложены в нашей культуре и словно бы ожидают новых Колумбов».

Многочисленные его стихотворения обнажают жанровую природу лирики во всём её многообразии. Только с учётом подобного многообразия можно понять, как трансформируется жанр в отдельно взятом произведении.

Своё последнее стихотворение Владимир Семёнович Высоцкий написал за 5

Дней до смерти:

И снизу лед, и сверху - маюсь между:

Пробить ли верх иль пробуравить низ?

Конечно, всплыть и не терять надежду!

А там - за дело в ожиданьи виз.

Лед надо мною - надломись и тресни!

Я весь в поту, хоть я не от сохи.

Вернусь к тебе, как корабли из песни,

Все помня, даже старые стихи.

Мне меньше полувека - сорок с лишним, -

Я жив, тобой и Господом храним.

Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,

Мне будет чем ответить перед Ним.

Лучше всего, на мой взгляд, творчество В. С. Высоцкого охарактеризовал

Евгений Евтушенко:

Тебя, как древнего героя, держава на щите несла,

Теперь неважно, что порою несправедливою была.

Тебя ругали и любили, и сплетни лезли по земле,

Но записи твои звучали и в подворотне и в Кремле.

Владимир Семёнович Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве. Родители Володи разошлись, когда ему было пять лет. Из-за постоянных размолвок с отчимом, уехал с отцом и его новой женой в 1947 году в город Эбервальд (Германия), откуда вернулся в 1949 году. Тогда же у Володи диагностировали шумы в сердце.

В 1955 году поступает в Московский инженерно-строительный институт, но через несколько месяцев сам забирает оттуда свои документы. В 1956 году начал обучение в школе-студии МХАТ и через два года была сыграна свадьба со студенткой Изольдой Жуковой.

1959 год был отмечен первой ролью в кинофильме. 1960 год ознаменовался окончанием школы и началом работы в Московском драмтеатре Пушкина, где актер был задействован все время только в массовке. В 1962 и 1964 году у Владимира родились два сына.

1964 год - переход в театр драмы и комедии на Таганке, где спустя два года Володя сыграет свою первую главную роль в постановке «Жизнь Галилея». В 1965 году Владимир даёт первые сольные концерты, репертуар на то время насчитывал уже более сотни песен, первые аншлаги, активно снимается в кинофильмах.

В 1967 происходит судьбоносная встреча с уроженкой Франции Мариной Влади, с которой он поженится через два года. В 1969 году Владимир Семёнович переживает свою первую клиническую смерть, как следствие - полностью отказала одна почка и разрушена печень, что произошло из-за чрезмерного пристрастия к алкоголю. 1971 год – Владимир играет главную роль в пьесе «Гамлет».

В 1973 году едет с первыми гастролями во Францию и выпускает два диска в США. 1978-1979 года знаковая роль в фильме «Место встречи изменить нельзя». 25 июля 1979 года актер переживает свою вторую клиническую смерть в Бухаре, и только благодаря его доктору и друзьям, которые были неподалеку, Владимир возвращается к жизни. Умер Владимир Семёнович Высоцкий 25 июля 1980 года в своей квартире, погребен на Ваганьковском кладбище.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «nikanovgorod.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «nikanovgorod.ru»