Шесть праздников, аналогичных дню святого валентина. Почему западные праздники становятся народными у нас Аналогичный праздник дню святого валентина

Подписаться
Вступай в сообщество «nikanovgorod.ru»!
ВКонтакте:

Сегодня, 14 февраля, многие молодые (и не очень молодые) люди в Украине празднуют День влюбленных или День святого Валентина. Этот праздник появился у нас в стране не так давно, в начале 90-х годов прошлого века. Он быстро завоевал популярность среди молодежи, как и многие новинки, пришедшие из запада. Но не все украинцы благосклонны к этому празднику. Есть и противники Дня влюбленных, которые принципиально отказываются его отмечать, считая, что это «буржуйская выдумка».

Действительно, еще лет 20 назад в Украине никто и не догадывался, что существует некий День влюбленных и что в этот день своей «второй половине» обязательно нужно дарить маленькие розовые открытки, цветочки и тортики в виде сердечек. И уж если вы этого не сделаете именно в этот день - 14 февраля - то вы - бездушный и бесчувственный человек, который никогда и никого не любил в этой жизни. Но это одна сторона медали. Не расстраивайтесь, если у вас другие взгляды на этот счет. Достаточно большое количество людей считают, что этот праздник - всего лишь повод, дань моде, пришедшей с запада. И тому есть доказательства.

Староверы (язычники) утверждают, что в украинской культуре есть свои «родные» праздники-аналоги Дня святого Валентина. Люди, которые чтят культуру наших предков, до сих пор их отмечают, но не в феврале, а весной.

Один из таких праздников - праздник славянского божества Ярило, который в этом году отмечают 23 апреля. Второй праздник - праздник Красной горы, он отмечается через два дня после праздника Ярило. Ярило считался мужским праздников, Красная гора - женским. Символика, которую они несли в себе, схожа с праздником влюбленных.

«В этот день молодые люди присматривались друг к другу, оказывали знаки внимания. Могли выразить в этот день свои чувства», - рассказывает старовер Николай-Ярисвит Чащин.

Но в отличие от Дня святого Валентина, праздники, которые отмечали еще наши предки, имеют свою историю и символизм.

«Все эти даты связаны с аграрными культами, с природными процессами. Люди, празднуя их, демонстрируя свою любовь, хотели помочь природе пробудиться от зимы и начать возрождаться, начать новый цикл жизни. Поэтому это не пустые забавы, а осознанные действия, которые имели под собой глубокий смысл», - поясняет Чащин.

Еще один из таких праздников любви, который в большей степени, чем Ярило и Красная гора, пользуется популярностью у украинцев - праздник Ивана Купала. Его основные символы - мужчина и женщина, любовь, семья. «Так, на Купала молодые люди заявляли о своем намерении завести семью, продолжить род, но все это происходило в неразрывной связи с природой», - отмечет Чащин.

Но в Украине, увы, эти праздники забылись. По крайней мере, они уже не так популярны, как День святого Валентина. Он, кстати, в календаре значится как «светский праздник». Но отмечают его с большим размахом. Так, в Севастополе собрались печь рекордно большие пряники , а во Львове ко Дню влюбленных сделали огромное шоколадное сердце , в Киеве рестораны готовятся встречать сегодня вечером толпы влюбленных парочек . Но если вы не из числа тех, кто готовится сегодня отмечать этот праздник, не расстраивайтесь. Как видите, есть вполне логичные объяснения тому, что люди не хотят чтить этот праздник, суть которого для многих так и непонятна. Ведь рассказать о своих чувствах можно и в любой другой день.

Виктория Лапко

Или День влюбленных - праздник, который 14 февраля отмечается во всем мире. По поводу происхождения этого праздника существует несколько версий, по одной из которых День святого Валентина когда-то называли "Птичьей свадьбой", так как считалось, что именно в этот день, 14 февраля, птицы выбирают себе пару. По другой версии, много лет назад христианский священник по имени Валентин совершил запрещенный римским императором обряд венчания, за что 14 февраля был казнен и с тех пор он считается покровителем влюбленных.

Еще одна легенда относится к тому времени, когда Рим был языческим. Она повествует о том, как христианский проповедник Валентин был посажен в тюрьму за веру и на глазах у всех исцелил дочь тюремщика, дал ей зрение. Его приговорили к смерти, и 13 февраля, накануне казни, он послал ей нежное прощальное письмо.

Очередная легенда совмещает в себе две предыдущие. Рассказывают, что Валентин, будучи епископом Терни, выказывал юным влюбленным особое расположение, помогал писать письма с признаниями в любви, мирил поссорившихся, дарил цветы молодым супругам. Арест его был вызван якобы тем, что римский император Юлий Клавдий II не позволял солдатам имперских легионов влюбляться и жениться, а Валентин тайно венчал легионеров. Когда Валентин сидел в тюрьме, он, как гласит легенда, влюбился в слепую дочь своего палача и исцелил ее. Перед казнью он оставил ей прощальную записку с подписью "Твой Валентин".

Впоследствии, как христианский мученик, пострадавший за веру, Валентин был канонизирован католической церковью. А в 496 году римский папа Геласиус объявил 14 февраля Днем святого Валентина. С тех пор влюбленные почитают Святого Валентина и считают его своим заступником. В память о письме, написанном Валентином своей возлюбленной, в этот день принято дарить друг другу поздравительные открытки "валентинки" в виде сердечек, с наилучшими пожеланиями, признаниями в любви, предложениями руки и сердца или просто шутками.

Позже в католической Церкви День Святого Валентина стали считать необязательным праздником. С 1969 года, в результате реформы богослужения, святой Валентин был изъят из литургического календаря католической церкви (вместе с прочими римскими святыми, сведения о жизни которых противоречивы и недостоверны).

Несмотря на это, День святого Валентина, покровителя всех влюбленных, получил поистине всемирное признание, он стал популярен во многих странах, среди верующих и не верующих, вне зависимости от национальности и религиозных конфессий. Кроме того, во многих странах нашлись аналоги Дню всех влюбленных, и нередко жители этих стран отмечают праздник дважды - в феврале, в День Святого Валентина, и в свой традиционный день.

В России этот праздник наиболее массово и открыто стал отмечаться с начала 1990-х годов. Своего рода отечественным аналогом Дня Святого Валентина или Дня всех влюбленных в советское время был Международный женский день 8 Марта, а в настоящее время - Всероссийский день супружеской любви и семейного счастья, отмечаемый 8 июля. В этот день Русская Православная Церковь отмечает день памяти святых Петра и Февронии , которые издревле считались на Руси покровителями семьи и брака.

История любви Петра и Февронии подробно и красочно описана в известной древнерусской "Повести о Петре и Февронии". Согласно Житию святых, благоверный князь Петр вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого он заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. Во сне князю было открыто, что это может сделать благочестивая крестьянская девица Феврония. Князь полюбил Февронию за ее благочестие, мудрость и доброту и дал обет жениться на ней после исцеления. Феврония вылечила князя и вышла за него замуж. Святые супруги пронесли любовь и верность друг другу через многие испытания. Они прославились праведной жизнью и милосердием.

Скончались святые Петр и Феврония в один день и час 8 июля 1228 года, приняв перед этим монашеский постриг с именами Давид и Евфросиния. Тела святых были положены в один гроб. Русская Православная Церковь причислила Петра и Февронию к лику святых. Сегодня их мощи покоятся в Свято-Троицком женском монастыре в Муроме.

По инициативе жителей города Мурома (Владимирской области), где покоятся мощи святых супругов, были восстановлены дореволюционные традиции празднования дня свв. Петра и Февронии. Эта идея была поддержана депутатами Государственной Думы Российской Федерации и в 2008 году праздник получил официальный правительственный статус.

26 марта 2008 года в Совете Федерации на заседании Комитета СФ по социальной политике была единогласно одобрена инициатива об учреждении нового государственного праздника - всероссийского дня супружеской любви и семейного счастья. В 2008 году Россия впервые праздновала 8 июля как общенациональный День семьи, любви и верности.

Однако в отличие от западного аналога у российского праздника сразу несколько святых покровителей . Святыми покровителями семейного благополучия считается благочестивая пара - Иоаким и Анна, в семье которых родилась Богородица, 29 августа православная церковь чтит память чудотворной Федоровской иконы Божьей Матери, которая почитается как покровительница невест, семейного благополучия, рождения детей у бездетных пар, помогающая в трудных родах. В России есть еще один праздник, во время которого православные молятся о даровании благополучной семейной жизни, - это Покров Пресвятой Богородицы. С Покрова дня - 14 октября - начинали отмечать свадьбы, а девушки в этот день ходили в церковь молиться, чтобы Господь послал им хороших женихов.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Святые Петр и Феврония считаются на Руси покровителями семьи и брака вот уже почти восемь веков.

И все восемь веков жители города Мурома отмечают в церкви День памяти святых супругов Петра и Февронии .

Согласно Житию святых, благоверный князь Петр вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого он заболел. Тело его покрылось струпьями и язвами. И только благочестивая крестьянская девица Феврония смогла излечить князя от проказы. Князь дал обет жениться на ней после исцеления. Феврония , вылечив князя, вышла за него замуж. Супруги пронесли любовь и верность друг другу через многие испытания. Они прославились праведной жизнью и милосердием.

Скончались Петр и Феврония в один день и час 8 июля 1228 года, ибо, согласно воззрениям Церкви, «муж и жена соединяются в одно существо — в одного человека с одной душой, но в двух лицах". Ну, а если смерть отсекает от единого существа одну часть, одну половину, то как же возможно оставаться при этом в живых второй?»

Русская Православная Церковь причислила Петра и Февронию к лику святых. Мощи их покоятся в соборном храме Свято-Троицкого женского монастыря в Муроме.


В 2008 году в России День памяти святых Петра и Февронии был объявлен «Всероссийским днем супружеской любви и семейного счастья» (или «Днем семьи, любви и верности»). Другое «неофициальное» название этого государственного праздника — День Любящих.

Отношение россиян к обоим праздникам очень неоднозначно. Так часть населения страны полагает, что в России нужно праздновать только День святых Петра и Февронии , а праздник День святого Валентина считают абсолютно ненужным и чуждым россиянам. Свое мнение они объясняют тем, что большинство жителей нашей страны православные, а не католики.

В России христианский праздник, призванный стать аналогом католическому Дню Святого Валентина имеет название "День супружеской любви и семейного счастья".

Отмечать его будут 8 июля - в день памяти православных святых Петра и Февронии, правивших на муромской земле в XIII веке.

По легенде крестьянка Февронья обладала даром прозорливости и исцеления. Когда она узнала, что муромский князь Пётр страдает неизлечимой болезнью, она сама предложила его излечить. Но сказала, что не возьмёт никакой награды, лишь обещание жениться на ней.

Князь сдержал своё слово - они поженились и были образцом верности и любви. В старости приняли монашество и скончались в один день и час.

Похоронить себя они завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине. Но храмовые служители сочли нечестивым хоронить в одном гробу монахов и посмели нарушить волю усопших.

Дважды их тела разносили по разным храмам, но дважды они чудесным образом оказывались рядом. Так и похоронили святых супругов вместе около соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы, и многие верующие обретали здесь чудесное исцеление. Ныне их мощи покоятся в муромском храме Свято-Троицкого монастыря.

Таким образом, на свадьбу молодым можно дарить парные иконки святых Петра и Февронии, ведь они - покровители супружеской любви и семейного счастья!

Валентин - святой католический, а христианская церковь чтит 14 февраля память святого великомученика Трифона, которому Господь даровал силу изгнания бесов и исцеления от телесных недугов. По преданию, особенно прославился святой Трифон в первой половине III века тем, что избавил от нечистой силы дочь римского императора Гордиана.

Так что в день святого Трифона, можно дарить друг другу не валентинки, а трифонки .

Кстати, Москва - единственный город в России, в котором святому великомученику Трифону в благодарность за его чудо построили храм.

Легенда о чуде святого Трифона гласит:


Было это во времена московского князя Ивана Калиты. Отправился он на соколиную охоту, выпустили слуги птиц, и все вернулись с добычей, кроме любимого княжеского сокола.

Тогда князь приказал боярину Трифону Патрикееву под страхом казни найти птицу.

Трое суток блуждал сокольничий по лесу, но безуспешно. Тогда взмолился он своему покровителю Трифону, просил спасти его от казни.

И тотчас явился ему святой в образе юного всадника на белом коне с тем самым соколом в руке и отдал Патрикееву птицу.

В тот же год боярин заложил на этом месте храм. С тех пор храм и стоит. В нем хранятся частичка мощей святого Трифона и чудотворная икона. На месте бывшего леса теперь улица Трифоновская, что в районе Марьиной Рощи.

Эта чудотворная икона спасает от внезапной смерти, от гнева властителей и других напастей.

Материал подготовила МарияR
Фото newsvo.ru и rusk.ru

Недавно мне довелось услышать вопрос-недоумение о православных праздниках. Почему у нас прижились и достаточно популярны Хеллоуин, дни Валентина и святого Патрика, в то время как среди наших народных и православных известны только Рождество и Пасха?

Может, вновь пришедшие праздники имеют что-то, чего нет в наших традиционных народных и религиозных?

Давайте посмотрим.

Хеллоуин уходит корнями в далекую кельтскую культуру с ее языческой мифологией и являет собой кратковременную открытость невидимого мира, сопровождаемую разгулом нечисти. Когда Хеллоуин был еще религиозным праздником древних кельтов, основной акцент делался на почитании мертвых с задабриванием потусторонних сил и жертвоприношениями. В наше время остался, по сути, маскарад, хотя некоторые любители оккультизма стараются внести в празднование мистические нотки.

С древних времен кельтский праздник был в ночь с 31 октября на 1-е ноября, открывая начало зимы - темного и холодного времени года. В начале седьмого века Папа Римский перенес день памяти всех святых с мая на 1 ноября. Отсюда и пошло современное название: «Хеллоуин» - производное от фразы «канун дня всех святых». Таким образом, за праздником закрепилось имя чисто католического памятного дня, что не мешает народу веселиться по языческому поводу. Правда, Папа Римский достиг желаемого: со временем религиозное содержание ушло, остался маскарад.

Русская Православная Церковь, так же как и западные церкви, чтит память всех святых, но не в ноябре, а летом (первое воскресенье после Пятидесятницы), и это событие не сопровождается пышными гуляниями. То же было бы и с католическим праздником, если бы не древний кельтский обычай встречать зиму. Однако и на Руси в церковном календаре есть даты, во время которых проходят народные веселья и гуляния - это неделя, предваряющая великий пост - масленица.

Надо сказать, что технология «наложения праздников» в миссионерских целях была известна не только римским папам. Так еще в IV веке празднованием Рождества Христова заменили торжества в честь языческого бога солнца, а на Руси подготовительная к великому посту неделя вобрала, очистила от религиозного содержания и окультурила народные славянские гуляния по случаю начала весны. Церковь своим церковным календарем как бы прикрыла народный календарь, но до конца угасить языческие пережитки не смогла, что мы видим и в Хеллоуине и в масленице.

Так что можно смело сказать, что у нас на Руси есть свой аналог Хеллоуина.

День святого Валентина

Этот романтичный праздник (14 февраля) строго связывается с влюбленными. Смысл праздника в том, что это как бы их день, все отдано на откуп любви или влюбленности. Знаки внимания, признания в любви, романтический досуг без свидетелей, предложения выйти замуж (жениться) - все это непременные атрибуты Валентинова дня.

В феврале древние римляне отмечали фестиваль в честь одного из фавнов, оплодотворяющего божества. Празднования сопровождались играми и забавами на любовные темы. Много позже очередной Римский Папа, рассудив, что отменить фестиваль (особенно молодежный!) фактически невозможно, решил его модифицировать, преобразив в христианский праздник. В общем, повторилась история с Хеллоуином. Самой подходящей кандидатурой для замены главного героя праздника оказался святой мученик Валентин. Он был обезглавлен в Риме в третьем веке по приказу императора Клавдия. Последний запретил бракосочетания молодых, поскольку считал, что семейная жизнь - это удел зрелых мужей, отслуживших в армии. Однако священник по имени Валентин пошел против воли императора, продолжая тайно венчать желающих.

Какова бы ни была правда, образ Валентина неизменно ассоциируется с героизмом, романтикой и сочувствием к влюбленным и тем, кто желает создать семью. Понятно, что со временем праздник популяризировался и даже стал маркетинговым инструментом, его контуры и смысл размылись, но тем не менее основа его неизменна - это поощрение любви, которая ведет к браку.

Православное отношение к браку до начала прошлого века было вполне нейтральным, если не сказать прохладным, брак воспринимался как нечто само собой разумеющееся. На русской православной почве, совершенно очевидно, не мог возникнуть такой праздник, поощряющий и стимулирующий романтические отношения. Более того, не возник даже праздник семьи или день матери. Единственным своего рода аналогом Валентинову дню стал советский праздник 8 марта.

Последние несколько лет, видя популярность среди молодежи некоторых новых для нашей страны идей, некоторые православные публицисты и даже священники стараются отыскать дни в церковном календаре, которые можно наполнить необходимым, как правило, вымышленным содержанием. Сейчас предпринята попытка заменить Валентинов день на Руси днем памяти святых князей - Петра и Февронии Муромских.

Поводом послужило былинное предание, записанное в 16 веке, суть которого в следующем. Cын Муромского князя Петр заболел неизлечимой болезнью, скорее всего проказой. Во сне князю было открыто, что его может исцелить крестьянка Феврония, - красивая собой, добрая, мудрая девушка, знающая секреты, как бы сейчас выразились, «народной медицины». Князь пообещал жениться на ней после исцеления, но не сдержал слова. Болезнь возобновилась, Феврония вновь помогла князю и вышла за него замуж. Народ не захотел иметь княгиню простого звания, и супруги вынуждены были удалиться. Со временем народ опомнился и позвал князя Петра обратно. В преклонных летах князья Петр и Феврония приняли монашеский постриг в разных монастырях и молили Бога, чтобы им умереть в один день, что и произошло. Сочтя погребение в одном гробе несовместимым с монашеским званием, их тела положили в разных обителях, но на следующий день чудесно они оказались вместе.

Все бы хорошо, но есть несколько проблем. Первая состоит в том, что эта романтическая история заканчивается, по сути, отказом от брака и принятием монашеских обетов. Плохо это или хорошо - не нам судить, важен факт: семья была для былинных героев преходящей ценностью. Кроме того, исследователи до сих пор спорят: а были ли такие князья? Церковь действительно 8 июля чтит преподобных (прославившихся в монашестве) князей Петра и Февронию, предположительно живших в 13 веке, но те ли это люди, о которых народ к 16 веку сложил былину, не ясно.

Однако самое странное заключается в том, что день памяти православных покровителей брака приходится на петровский пост, когда церковный устав не допускает таинства венчания и рекомендует христианам поститься, то есть воздерживаться от излишнего веселья, некоторых видов пищи, а супругам рекомендует воздерживаться от интимных отношений. То есть в эти дни нельзя создать семью, нежелательно зачинать детей, нельзя даже вкусно пообедать в честь согласия на предложение выйти замуж (жениться).

В 2008 Совет Федерации России одобрил инициативу учреждения 8 июля «Дня супружеской любви и семейного счастья», но скорее всего это не поможет вытеснить «ихний» Валентинов день. Я думаю, что уж лучше оставить день влюбленных в честь святого Валентина, чем лезть из кожи вон, стараясь доказать, что православие традиционно чтит влюбленных, у которых тоже есть свои покровители.

День памяти святого Патрика, просветителя Ирландии, давно стал днем народной ирландской культуры во всем мире и по своему содержанию полностью утратил связь с историей жизни человека, имя которого носит. Святой Патрик был великий человек, как и многие другие христианские просветители разных стран. В этом ряду стоят такие имена, как Кирилл и Мефодий. Труд миссионера, человека, благодаря которому не только взошли, но и укоренились в культуре целой страны семена христианства, достоин всякого уважения. Мы судим часто о миссионерах по живым примерам, скажем, по Свидетелям Иеговы, впаривающим нам свои книжки. Однако великие христианские просветители были иные. Своей верой, своей жизнью, своей любовью они не только смогли создать одну-две общины, но и пробудить поистине всенародный интерес к христианству и массовый отказ от язычества.

Святой Патрик был сыном дьякона и внуком священника. Около шестнадцати лет был захвачен ирландскими пиратами и увезен в Ирландию. За годы рабства святой Патрик обрел веру во Христа и проводил дни и ночи в непрестанных молитвах. Через шесть лет голос в ночном видении сказал ему, что он скоро возвратится на родину в Британию, и это действительно произошло. После возвращения святой Патрик несколько лет провел в Галлии, обучаясь в тамошних монастырях и в конце концов снова вернулся в Ирландию, но уже в сане епископа. Оставшуюся жизнь просветитель Ирландии вел активную миссионерскую деятельность, плодом которой стала христианизация этой страны.

Как бы там ни было, но в популярном ныне праздновании дня святого Патрика не осталось ничего, связанного с его жизнью и деятельностью. Пиво, трилистник, ирландские песни и одежда - не более чем атрибуты экзотического времяпровождения, совместного досуга городской молодежи.

Есть ли аналогичные праздники в русской традиции? Конечно же! Это день памяти Кирилла и Мефодия, именуемый ныне «Днем славянской письменности и культуры». Однако церковный праздник в честь просветителей славян, хоть и стал государственным, пока не стал народным по аналогии с днем святого Патрика. Конечно, в день Кирилла и Мефодия проходит много важных для нашей культурной жизни мероприятий, но все же современную молодежь мало привлекает русская культура, она не экзотична, в ней не за что зацепиться молодости.

Вместо вывода.

Мы видим, что популярные ныне в народе пришлые из-за рубежа праздники имеют давнюю и непростую историю. Каждый из них являет собой сложное переплетение народных и религиозных обычаев. Все эти праздники ощутили на себе непосредственное влияние Католической церкви, однако народ западных стран, а за ним и наш народ, как ни крути, выбирает то, что ему по душе, а не то, что предлагается и навязывается «сверху». В итоге получается странный синтез. История нашей страны привела к тому, что наши традиционные народные и православные праздники, за редким исключением, не откликаются на какие-то внутренние струнки души современного человека, на какие-то глубинные узелки менталитета. Для многих из наших сограждан - это чужие праздники, даже мертвые праздники. Попытки искусственной популяризации ни к чему хорошему не приведут.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «nikanovgorod.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «nikanovgorod.ru»