Первой библиотеки на руси. О первой древнерусской библиотеке Создание первой библиотеки на руси

Подписаться
Вступай в сообщество «nikanovgorod.ru»!
ВКонтакте:

Демченко М.

Появление и развитие библиотек на территории Киевской Руси.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Библиотеки Древней Руси

Демченко Максим

ученик 7 класса Б

МАОУ «СОШ №18»

города Магадана

Китаева Оксана Ивановна,

учитель русского языка и

литературы,

МАОУ СОШ №18

В тысячелетней истории человеческого общества сменилось много эпох. Изменился строй жизни, но, как и много сотен лет тому назад, современного человека волнуют и радуют дивные творения материальной и духовной культуры, созданные давным-давно.

Библиотека - самое благоустроенное учреждение. Начиная с внешнего вида и кончая порядком размещения книг и хранения рукописей, здесь все носит отпечаток заботливости, порядка и особого библиотечного уюта…

Появление библиотек на Руси связывают с возникновением на территории нашей страны древнерусского государства - Киевская Русь. Еще до складывания централизованного государства, Древняя Русь славилась высоким уровнем развития экономики и культуры, выдающимися архитектурными сооружениями. Широко распространялась письменность: переписка древнерусских и перевод иностранных книг. Печатать книги на Руси начали немногим более четырех веков назад. А рукописные книги появились в нашем Отечестве в связи с распространением христианства, то есть более десяти столетий назад. Если древнерусское язычество было бескнижным, то для совершения церковной службы в православном храме обязательно требовались книги. Поначалу книги привозились из православных стран - Византии и Болгарии. Затем их стали писать и на Руси.

Все рукописные книги ценились очень высоко. Сама культура была доступна немногим, книги стоили дорого, так как делались из очень дорогого материала – пергамента.

Рукопись, дошедшая до нас из глубокой древности, сама является свидетелем той эпохи, когда она была создана. Поэтому рукописные книги Древней Руси всегда будут неисчерпаемым источником для изучения истории народа, его языка, литературы и искусства.

Греческие, славянские и древнерусские рукописные книги в конце 10– начале 11 веков употреблялись для обучения грамоте, для приобретения определенного круга знаний.

Из «Летописи временных лет» известно, что в 988 году великий киевский князь Владимир Святославович собирал детей знатных лиц и отдавал их на «учение книжное». Книги и другие памятники письменности в 10-11 веках главным образом собирались в монастырях, церковных соборах великих князей и высшего духовенства. Все это и привело к возникновению первых библиотек.

Само слово "библиотека" в Древней Руси почти не употреблялось. В разных городах Руси помещения для книг имели самые разные названия: "книгохранительница", "книгохранилище", "книгохранильня", "книгохранилица", "хранильная казна", "книжная клеть", "книжная палата". Впервые слово "библиотека" встречается в знаменитой Геннадиевской библии, которая была переведена и переписана в Новгороде в самом конце 15 века (1499 г.). Термин "библиотека" был для русских еще непривычен, поэтому на полях против него переводчик сделал пояснение - "книжный дом". Второй раз термин встречается в начале 17 века (1602 год) в Соловецкой летописи, которая сообщала: “Построена у соборской церкви в паперти каменная палата для библиотеки». Во время правления великого князя киевского Ярослава Владимировича, прозванного впоследствии "Мудрым», Киев становится заметным политическим и культурным центром, имевшим значение не только для древнерусского государства. По образцу Константинополя Ярослав Мудрый строит в Киеве новый Кремль и храм. Св. Софии, и первой русской библиотекой считается библиотека при Софийском соборе в Киеве, основанная, предположительно, в 1037г. Здесь хранилось самое полное собрание письменных памятников древней Руси – Евангелия, Книги пророков, жития святых; хранились и важные государственные документы. Таким собранием в то время могли похвастаться не многие библиотеки Европы. Неизвестно, куда пропала библиотека Ярослава Мудрого: возможно, она погибла во время большого пожара 1124 г., возможно, была уничтожена в 1240 г. во время разгрома Киева войсками Батыя.

Более 200 лет татаро-монгольского ига на Руси привели к тому, что большая часть монастырских библиотек погибли, а книг до монгольского периода фактически не осталось. Сохранились, в основном, те библиотеки, которые находились на севере и на новгородских землях.

Вторая крупная библиотека Киевской Руси была создана в Новгороде при храме, также получившем название «Софийский собор». Этот собор был построен новгородским князем Владимиром (сыном Ярослава) в 1045-1051 годах Владимир Святославович стал новгородским князем в 970 году, захватил киевский престол в978 году. В 988 году выбрал христианство в качестве государственной религии Древнерусского государства. В крещении получил христианское имя Василий. Известен также как Владимир Святой, Владимир Великий, Владимир Креститель (в церковной истории) и Владимир Красное Солнышко (в былинах). Позже летопись рассказывает о Ярославе Мудром, который приказал в Новгороде до 300 детей “учите книгами”.

Книги и другие памятники письменности в 10-11 веках главным образом собирались в монастырях, церковных соборах великих князей и высшего духовенства. Все это также привело к возникновению первых библиотек.

Исследователями установлено, что совокупный объем книжного фонда Древней Руси с 988 г. до середины XIII в. составлял 130-140 тыс. томов. При этом в обращении находилось не менее 90 тыс. богослужебных книг. В целом на Руси было построено и снабжено книгами около 10 000 церквей, в том числе примерно 300-500 церквей в монастырях.

Первые христианские монастыри появились в Западной Европе в V-VI веках, а широкое распространение получили в IX-X веках.

Поначалу монастырские библиотеки были настолько малы, что весь фонд библиотеки мог уместиться в одном сундуке. Книги, что хранились в них, носили исключительно религиозный характер: это были копии библейских текстов, писания отцов церкви и требники, необходимые для церковных служб. Церковь внимательно следила за содержанием книжных фондов. В 325 году был принят первый «Индекс» (список) запрещенных книг», в котором указывались книги, запрещенные церковью для чтения.

Библиотеки были введены в русские монастыри вместе с монастырским уставом. Библиотеки находились в ведении брата - библиотекаря. Братия по его распоряжению должна была являться в определенные часы для чтения книг”. Именно так стали возникать на территории нашей страны первые монастырские библиотеки.

В монастырских библиотеках создавались летописи, переписывались и переводились книги, организовывалось их хранение и распространение. В Соловецком монастыре, например, для библиотек выстроили специальное каменное здание.

На должности монастырских книгохранителей, как правило, назначались образованные монахи.

Основной их задачей являлось бережное хранение книг и рукописей и выдача их для чтения. Надо сказать, что этими библиотеками пользовались и лица, находящиеся за пределами монастыря.

Исследователи древнерусской книги установили, что в княжеских и церковных библиотеках находились сотни и тысячи рукописных книг. Но большинство из них, к сожалению, не сохранились. Многие древние рукописи погибли во время монгола - татарского нашествия на Русь и по разным причинам - в последующие столетия. Очень много старинных книг было утрачено уже в нынешнем столетии.

От XI века, когда жили великие князья Владимир Красное Солнышко и

Ярослав Мудрый, сохранилось чуть более двух десятков книг. Среди дошедших до нас книг - Евангелия несколько богослужебных книг, жизнеописания святых и сочинения церковных писателей.

Одной из наиболее крупных русских библиотек была библиотека Кирилло-Белозерского монастыря. Начало ей положил основатель монастыря преподобный Кирилл Белозерский. Принеся с собой книги из Москвы, а также занимаясь книгописанием, он ввел переписывание книг в своей обители как одно из послушаний грамотных иноков. Другой традиционный путь роста монастырского книжного собрания - вклады и дарения. В обитель преподобного Кирилла жаловали книги цари, князья, бояре. Книги также покупались на монастырские деньги.

Самый северный в России Соловецкий монастырь был крупнейшим культурным центром и центром книжности. Обитель имела крупнейшую библиотеку, в ней работали летописцы, иконописцы, действовала книгописная мастерская. У некоторых иноков книги были и в кельях. Самую необходимую для богослужения литературу принесли с собой еще основатели монастыря – Савватий и Зосима. В конце XV в. игумен Досифей специально отправился в Новгород Великий, чтобы пополнить библиотеку. В течение нескольких лет он самолично и с помощью приглашенных мастеров отбирал и переписывал лучшие, наиболее авторитетные рукописи. Этот фонд в описях монастырской библиотеки имеет название «Досифеева данья». Книги, присланные из Новгорода, Досифеем помечены его книжным знаком. Это был первый в России экслибрис. Соловецкую библиотеку можно сравнить по числу томов только с библиотеками трех монастырей: Троице-Сергиева, Кирилло - Белозерского и Иосифо - Волоколамского. Последним ученым, который видел помещение библиотеки в самом монастыре, был Б.Д. Греков, командированный туда Археографической комиссией в 1917 году для обозрения архива. В истории нет точных данных о времени создания библиотеки Соловецкого монастыря.

Троице-Сергиева лавра, в церковной литературе обычно Свято-Тро́ицкая Сергиева лавра - крупнейший православный мужской монастырь России . Библиотека Троице-Сергиева монастыря ведет свое начало от самого Сергия, который пришел сюда, «в пустыню», с двумя книгами. В первое время книги писались и переписывались на бересте. А в начале ХV в. здесь уже была «книгописная палата» – мастерская по изготовлению книг. Их переписывали, украшали заставками, золотыми буквами, изящными миниатюрами. Настоящими произведениями искусства были переплеты – с драгоценными камнями, жемчугом, серебряной чеканкой, бархатным шитьем. В 1337 году Сергий Радонежский , тогда ещё носивший мирское имя Варфоломей, и его старший брат Стефан, поселились на холме Маковиц , в десяти верстах от Хотьково . Это событие и считается датой основания Троице-Сергиева монастыря. Вскоре братьями был поставлен небольшой деревянный храм во имя Святой Троицы . Троицкий монастырь стал духовным центром московских земель, поддержкой московских князей. В 1408 году монастырь был разграблен и сожжён татарским ханом, но следующие 200 лет его истории прошли почти безоблачно. Троицкий монастырь отстраивался, развивался, стал одной из главных российских святынь. Монастырь на протяжении нескольких столетий являлся культурным и религиозным центром Российского государства. В обители составлялись летописи, переписывались рукописи, писались иконы; в XV веке здесь было создано «Житие преподобного Сергия Радонежского», один из крупнейших памятников старорусской литературы, ценнейший исторический документ. монастырь был закрыт. Старинные рукописи, документы и книги монастыря большей частью перевезены в Москву, а также в архив Санкт-Петербургского отделения Института российской истории.

Предполагается, что библиотеку могла иметь основанная в 988 году школа обучения детей, в которой требовалось наличие требуемого числа книг. Они могли быть открыты и при строительстве соборов. Так, на Подоле, еще до принятия христианства, уже существовала Ильинская церковь. В 996 году было закончено сооружение величественной Десятинной церкви. В некоторых источниках говорится, что Владимир украсил эту церковь не только иконами, крестами и церковными сосудами, но и книгами, привезенными из Корсуни. Все больше и больше становилось на Руси людей, “насыщающихся сладостью книжной”.

К 16 веку сложилась практика составления описей (списков книг) библиотек. Эти описи содержали уже первые элементы систематизации книг, являясь как бы предтечами библиотечных каталогов. По ним можно проследить и динамику роста фондов библиотек. Богатыми книжными коллекциями владели представители придворной знати, духовенство. В библиотеке патриарха Никона насчитывалось, например, более тысяч книг. Уникальной была, по некоторым данным, библиотека московских царей: Ивана-3, Василия-3, Ивана Грозного.

Сохранить библиотеку в то время было делом весьма сложным. Можно говорить о том, что Софийский собор насчитывал ряд библиотек: одни гибли, на их месте возникали новые. Но эта библиотека вовсе не была единственной в Киеве.

Обширное собрание книг - не только русских, но и греческих, имелось в Киево-Печерском монастыре. Часть книг была принесена и оставлена мастерами, которые расписывали соборную церковь. Книги хранились на “полатях"- хорах этой церкви. Помимо этого, к 12 веку книгохранилища были уже во Владимире, Рязани, Чернигове, Ростове, Суздале, Полоцке, Пскове и других городах.

Значение древнерусских библиотек, которые были и просветительскими учреждениями, и книжными мастерскими, и ”книгохранилищами” огромно: они сберегли, сохранили для нас ценнейшие памятники старины. То же относится и к монастырским библиотекам. Они были основными хранилищами памятников древнерусской письменности.

Список литературы

1.Глухов А.Г. Судьбы древних библиотек. - М., 1992

2.Кашурникова Т.М. Чудо. Имя которому- книга. - М., 2006

3.Энциклопедия для детей. Т.5.Ч.2.История России. - М., 1997

4.Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М, 1990

5.Электронные образовательные ресурсы

6. Д.С.Лихачев. Из «Повести временных лет»» (Пер. с древнерусского). Хрестоматия для 6-9 классов общеобразовательных учреждений. - М., Просвещение, 1995.

Герчикова Людмила Дмитриевна,
учитель русского языка и литературы высшей категории
МБОУ УСОШ №1 им. А.С.Попова г.Удомля Тверской обл.
Литературная игра, посвящённая 975 - летию (1037)
со дня основания Ярославом Мудрым в Киеве при Софийском соборе первой библиотеки Древней Руси

Цели и задачи игры: способствовать развитию познавательной активности обучающихся общеобразовательных школ, формированию интереса к истории библиотеки и чтению книг, поддержке талантливых детей.
Участники литературной игры: обучающиеся 7-8 классов в составе команды из шести человек.
1 ведущий:
Я книги выбираю с наслажденьем
На полках, в тишине библиотек.
То радость вдруг охватит, то волненье.
Ведь книга каждая как будто человек.
Одна стара, мудра, зачитана до дыр.
В другой все необычно, странно, ново.
Мне книги открывают целый мир.
За шагом шаг иду от слова к слову. На Севере могу я побывать
И в тропиках там, где растут бананы.
Какая радость открывать, читать
Рассказы, сказки, повести, романы!
Могу узнать, что было век назад.
И что когда-нибудь, наверно, будет.
О многом книги людям говорят.
Во многом книги помогают людям
2 ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Мы начинаем литературную игру, посвящённую девятисот семидесяти пятилетию со дня основания Ярославом Мудрым в Киеве при Софийском соборе первой библиотеки Древней Руси.
1-й ведущий: Представление жюри.
1-й ведущий: Библиотека - слово - то какое,
Оно почти как Библия - святое
Для тех, кто любит книгу, чтение в тиши,
Недаром говорят: "Аптека для души".
2-й ведущий: Проверим готовность команд. Капитанов просим представить свою команду. Средняя школа №1 готовы? И т.д. (три фишки-книжки командам в подарок)
2-й ведущий: Начнём с разминки. Номинация 1 «Первые библиотеки на Руси».
На столах лежат флажки, ими вы воспользуетесь во время игры. Если команда готова будет дать ответ, нужно поднять флажок. На обсуждение ответов в данной номинации даётся не более 15 секунд, отвечает команда, которая первой поднимет флажок. За верный ответ или дополнение команда получает фишку-книжку.
1-й ведущий Историческая справка
975 лет назад (1037) при Софийском соборе в Киеве князем Ярославом Мудрым была основана первая библиотека Древней Руси. Об этом сообщает «Повесть временных лет» - первый летописный свод начала XII века. Ярослав Мудрый собрал писцов для перевода греческих и переписки уже имеющихся славянских книг, приказав хранить их в Софийском соборе в Киеве. Созданная таким образом первая библиотека на Руси в последующие годы росла и обогащалась книжными сокровищами. Каждая книга вначале переводилась с греческого, болгарского и других языков, и только лишь после этого вручную копировалась и переплеталась.
Ярослав был настоящим полиглотом, и поэтому историки уверены, что он тоже мог принимать активное участие в этой кропотливой и тяжелой работе. В результате удалось сделать около тысячи книг. Каждая рукописная книга была подлинным шедевром.
Итак, вопросы первой номинации. 1. Но своё название библиотеки получили не сразу. Как называли библиотеки в Древней Руси?
Правильный ответ: в разных городах помещения для книг имели названия «книгохранительница», «книгохранилище», «книгохранильня», «книгохранилица», «хранильная казна», «книжная клеть», «книжная палата», «книговник».
2. Когда и где впервые на Руси встречается слово «библиотека»?
Правильный ответ: в Геннадиевской библии 1499 года - первого в России полного рукописного свода книг Священного Писания Ветхого и Нового Завета на славянском языке. Термин «библиотека» был для русских еще непривычен, поэтому на полях против него переводчик сделал пояснение - «книжный дом». Геннадиевская Библия - церковнославянский перевод Библии, подготовленный при участии Дмитрия Герасимова по инициативе и под руководством архиепископа Геннадия Новгородского.
3. Почему в Древней Руси книги ценились очень высоко?
Правильный ответ: Все рукописные книги, а их называли еще "источниками мудрости”, "реками, наполняющими вселенную”, "утешением в печали”, ценились очень высоко. Сама культура была доступна немногим, книги стоили дорого, так как делались из очень дорогого материала – пергамента. Бумаги еще не существовало, тексты были написаны на пергаментах, которые были сделаны из кожи молодых телят и овец. Чтобы создать одну книгу средних размеров, необходима кожа целого стада телят… обложки были сделаны из сафьяновой кожи и украшенные золотом, серебром с вставками из бриллиантов, изумрудов и жемчуга
4. Сколько томов насчитывала библиотека, основанная Ярославом Мудрым?
Правильный ответ: 950 томов. В библиотеке хранились книги в основном церковного содержания: евангелия, книги пророков, премудрости Соломона, апостол, жития святых. Исследователи полагают, что трудились над их созданием 20 мастеров в течение двенадцати с половиной лет.
5. Какова судьба первой библиотеки?
Правильный ответ: Во время татаро-монгольского нашествия следы богатейшего книжного собрания, насчитывавшего 950 томов, затерялись. По одной из современных версий, часть книг из первой библиотеки находится на территории Спасо-Преображенского монастыря в урочище Межигорье (Киевская обл.). Предполагается, что под фундаментами зданий имеются более древние постройки, в подвалах которых и хранятся старинные книги.
6. Наши предки могли читать в княжеской библиотеке, помимо богослужебных книг, различные "Жития святых», «Изборники» Святослава 1073 и 1076г.г.- древ. сб. Киевской Руси., в которые входили церковные сочинения, статьи по грамматике, логике, притчи, загадки, а также разнообразные поучения. А что было написано в книге "Шестидневы”?
Правильный ответ: "Шестидневы”- сборник правил для соблюдения их на каждый день в течение недели.
7. Для чего при монастырях создавались скриптории?
Правильный ответ: Скрипторий - «книгописныя келлии», мастерская рукописных книг в монастырях или при дворах влиятельных особ в VI-XII вв.
8. В чём заключается значение древнерусских библиотек?
Правильный ответ: Были и просветительскими учреждениями, и книжными мастерскими, и ”книгохранилищами”: они сберегли, сохранили для нас ценнейшие памятники старины. То же относится и к монастырским библиотекам. Они были основными хранилищами памятников древнерусской письменности, дошедшей до наших дней благодаря им.
2-й ведущий: Капитаны, с фишками для подведения итогов первой номинации подойдите к жюри.
1-й ведущий: Номинация 2 «Мудрые книжники Древней Руси» проводится в виде Аукциона (делаются ставки от одной до трёх фишек-книжек, это фиксируется в бланке ответов. Затем звучит вопрос, записывается в бланк ответ на вопрос, после чего озвучивается правильный ответ, ответы команд и ставки. Если ответ верный, команда получает фишки, если ответ неверный – отдаёт фишки в казну)
Ответы после каждой ставки. Делаем первую ставку.
Что в руках Ярослава Мудрого? Книга
Ставка 2. Автор, название, год…
Иван Яковлевич Билибин. Великий князь Ярослав Мудрый. 1926 г
Ставка 3. Что изображено на слайде? Что? Где? Когда?
Памятный знак в честь библиотеки Ярослава Мудрого. При Софии Киевской князь Ярослав устроил помещение для переписчиков книг и для библиотеки. Его книжное собрание, как утверждают, насчитывало до тысячи рукописных томов. В память об этом на Софийском подворье, недалеко от входа в собор, поставлен в 1969 году символический камень (скульптор Иван Кавалеридзе). На камне помещен портрет Ярослава и летописный текст: "В лето 6545 (по современному летосчислению 1037 – М.К.). Сей же Ярослав, сын Володимер, насея книжными словесы сердца верных людей. Велика бо польза бывает человеку от учения книжного".
Ставка 4 Мудрость Ярослава. Почему прозвали Мудрым?
Древнерусские летописцы поднимают тему мудрости Ярослава начиная с «похвалы книгам», помещённой под 1037 годом в «Повести временных лет», которая состояла, по их сказаниям, в том, что Ярослав мудр потому, что построил храмы Святой Софии в Киеве и Новгороде, то есть посвятил главные храмы городов Софии - премудрости Божьей, которой посвящён главный храм Константинополя. Тем самым Ярослав объявляет, что русская церковь стоит наравне с церковью византийской.
1-й ведущий: Подведём итоги второй номинации. Капитаны, с фишками для подведения итогов второй номинации подойдите к жюри.
Выступление поэтессы Марины Павловны Борисовой
2-й ведущий: 3 номинация «Самый, самый, самый…»
Найти соответствия за три минуты. (У команд распечатанные листы)
Капитаны, сдайте листы с ответами жюри для подведения итогов третьей номинации
2-й ведущий: Проверим. 1. Российская национальная библиотека Санкт-Петербурга – старейшая государственная библиотека страны, вторая по величине фондов в России.
1- й ведущий: 2. Сегодня самой крупной библиотекой в мире по количеству книг является Российская государственная библиотека в Москве. На ее полках, общая длина которых свыше 350 километров, хранится более 34 миллионов книг. В библиотеке сосредоточены рукописные книги, начиная со II века. Международный книгообмен ведется более чем со 100 странами мира.
2-й ведущий: 3. Крупнейшая университетская библиотека в мире - научная библиотека Московского Государственного университета имени М. В. Ломоносова. В собрании библиотеки более 7 миллионов томов.
1-й ведущий: 4. Самой высотной стала библиотека на борту орбитального комплекса «Мир». Космическая библиотека насчитывает более ста книг - от работ
К. Э. Циолковского до романов И. Ильфа и Е. Петрова.
2-й ведущий: 5. Если вы любите читать, то уж наверняка не раз задавались вопросом - какая из ныне существующих книг считается самой читаемой в мире?
Ответ, впрочем, знает почти каждый - это легендарная Библия. Ее безоговорочное лидерство было уже не раз доказано тем огромным тиражом, в каком она разошлась по всему миру - это порядка 6 млрд. экземпляров! В настоящее время Библию можно прочитать на 2377 языках мира.
1-й ведущий: 6. Японская типография с мировым именем "Топпан" издала самую маленькую в мире книгу. Размер их миниатюрной книги составляет всего 0,75 на 0,75 мм, а сама она насчитывает 22 страницы. Книге дано название "Цветы четырех сезонов" - она представляет собой справочник, где изображены и подписаны все цветы Японии в черно-белом варианте
2-й ведущий: 7. «Апостол» Ивана Фёдорова (1564) - самая первая русская печатная книга
1-й ведущий: Дом книг
О, сколько в этом доме книг!
Внимательно всмотрись –
Здесь тысячи друзей твоих
На полках улеглись.
Они поговорят с тобой
И ты, мой юный друг,
Весь путь истории земной
Как бы увидишь вдруг…
(С. Михалков)
2-й ведущий: 4 номинация «Библиотеки родного края»
Объявляем розыгрыш дополнительных фишек-книжек. Отвечает команда, первая поднявшая флажок. Готовы?
Академик Дмитрий Лихачев считал, что цивилизацию можно будет возродить, даже если погибнут все музеи, архивы, университеты и школы, но сохранятся... Что?
(Библиотеки.)
1-й ведущий: Пушкин-лицеист писал: «Певцы торжественны, прозаики шутливы в порядке стали тут». О чем он так писал?
(О книжных полках библиотеки.)
2-й ведущий: А теперь в данной номинации разыгрываем 2 пакета вопросов, оценка каждого – 3 фишки – книжки. Команды на бланках пишут ответ, сдают жюри. Время на работу не более 2 минут.
1-й ведущий: 1. На слайде цифры. Какое они имеют отношение к библиотекам нашего города?
Внимание на экран! Правильные ответы.
85.000- экземпляров составляет универсальный фонд документов Удомельской межпоселенческой центральной библиотеки
2008 с этого года стала называться Удомельская центральная библиотека Удомельской межпоселенческой центральной библиотекой.
1901 В этом году возникла первая в удомельском крае библиотека. Находилась она на содержании Троицкого Приходского Братства.
Вы можете заработать балл, если ответите, что это за эмблема? Логотип Удомельской межпоселенческой центральной библиотеки
2-й ведущий: 2. Перед вами портреты русских писателей. Как имена этих писателей связаны с нашей темой? Время обсуждения – 1 минута.
Правильный ответ:
Библиотека им. М.Е.Салтыкова-Щедрина,
Библиотека им. Б.Н. Полевого
Тверская Ордена «Знак почета» областная универсальная научная библиотека
им. А.М. Горького.
1 ведущий: Тверская областная библиотека была основана 9 (21) мая 1860 г. В 1985 году признанием её культурно-просветительской деятельности стал Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении библиотеки орденом «Знак Почёта». Ежегодно отделы библиотеки обслуживают около 80 тысяч читателей, выдавая им более 2 млн. экземпляров книг, периодических и электронных документов.
Центральная городская библиотека им. А.И. Герцена
ГУК «Тверской центр детского и семейного чтения им. А.С. Пушкина»
Библиотека № 5 имени С. Дрожжина
1-й ведущий: Спиридон Дмитриевич Дрожжин (1848-1930) - русский поэт. Родился 6 (18) декабря 1848 года в семье крепостных крестьян в деревне Низовка Тверской губернии. К концу XIX века становится самым известным русским крестьянским поэтом.
Распустились почки, лес зашевелился,
Яркими лучами весь озолотился.
На его окраине из травы душистой
Выглянул на солнце ландыш серебристый,
И открылись кротко от весенней ласки
Милой незабудки голубые глазки.
2-й ведущий:
На стеллажах стоят в тиши
Всемирной мудрости тома,
Здесь есть "лекарство для души",
Найдется "пища для ума»
1-й ведущий: Всегда, во все времена, во всех странах мира люди славили Книгу, это "великое чудо из всех чудес".
Объявляется конкурс капитанов. Написать слоган по фотографии. Жюри оценивает слоганы от 1 до 3 баллов.
А для команд объявляется конкурс «Кто больше?»
Пословицы и поговорки о книгах и пользе чтения (команды записывают в течение трёх минут пословицы на бланке. Получают столько жетонов, сколько записано пословиц).
Пауза для зрителей
* Как на латинском языке звучит слово «книга»?
А. Кодекс. В. Конституция.
Б. Догма. Г. Документ.
* Закончите крылатую фразу Максима Горького: «Любите книгу – источник...»:
А. Диктантов и изложений. В. Гонораров.
Б. Знаний. Г. Киносценариев.
* На какой странице библиотечной книги обычно стоит штамп?
А. На 3-й. В. На 13-й.
Б. На 17-й. Г. На 77-й.
* Как называется библиотечная учётная карточка, которая заводится на каждого посетителя?
А. Читательский дневник. В. Читательский паспорт.
Б. Читательские права. Г. Читательский формуляр.
* Как читают очень понравившуюся интересную книгу?
А. От А до Я. В. От случая к случаю.
Б. От звонка до звонка. Г. От корки до корки.
* Какой новый вид книги появился в ХХ веке?
А. Электронный. В. Плазменный.
Б. Атомный. Г. Нейтронный.
2-й ведущий: Номинация 5. Золотой фонд наших библиотек
1. Назвать произведение по началу, указать его автора и жанр (записаны на листах, сдают жюри) 3 минуты (литературные произведения школьной программы 7 -8 классов)
Проверим! *«Городничий, уже постаревший на службе и очень неглупый по-своемучеловек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно; довольно сурьезен; несколько даже резонер; говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало. Его каждое слово значительно» (Николай Васильевич Гоголь. Комедия «Ревизор»).
*«- Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что все дело в среде, что среда заедает. А я думаю, что все дело в случае. Я вот про себя скажу» (Лев Николаевич Толстой. Рассказ «После бала»).
* «Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь - как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран. Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее…» («Поучение» Владимира Мономаха в переводе Дмитрия Лихачёва).
* «Но вот наконец я сдал экзамен в третий класс, получил в награду Евангелие, басни Крылова в переплёте и ещё книжку без переплёта, с непонятным титулом - "Фата-Моргана", дали мне также похвальный лист. Когда я принёс эти подарки домой, дед очень обрадовался, растрогался и заявил, что всё это нужно беречь и что он запрёт книги в укладку себе». (Максим Горький. Повесть "Детство")
* Старик! я слышал много раз,
Что ты меня от смерти спас -
Зачем?.. Угрюм и одинок,
Грозой оторванный листок,
Я вырос в сумрачных стенах
Душой дитя, судьбой монах.
Я никому не мог сказать
Священных слов «отец» и «мать». (М.Ю. Лермонтов поэма «Мцыри»)
1-й ведущий: Факты
Прообразом Митрофанушки в «Недоросле» Фонвизину послужил президент Академии художеств и директор Публичной библиотеки Санкт-Петербурга А.Н. Оленин. Как объяснить, что прообразом этакого бездельника Фонвизину послужил образованнейший человек своего времени? (Митрофанушкой Оленин был в молодости. Но, узнав себя на сцене, 18-летний Оленин засел за учёбу. Вот вам яркий пример волшебной силы искусства.)
1-й ведущий: Пока жюри подводит итоги игры, нас ждёт чудесная встреча с удомельской потессой Татьяной Северовой.
2-й ведущий: Так ради чего мы сегодня собрались? Отгадаем ребус и поймём.

(книга, чтение)
Итоги игры. Слово жюри.
К. Паустовский сказал: " Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек». Любите книги! Читайте и будьте счастливы!

К 975-летию (1037) основания первой библиотеки Древней Руси

«Добро есть, братие, почитание книжное... Красота воину оружие, кораблю - ветрила, так и праведнику почитание книжное»

(«Слово о почитании книжном», Изборник 1076 года)

«Ум без книг, как птица спешена. Якож она взлететь не может, так и ум не домыслится совершена разума без книг. Свет дневной есть слово книжное»

(из сборника древнерусских изречений «Пчела»)

«К книгам прилежал, читая их часто ночью и днем…»

(«Повесть временных лет»)

«Ярослав же любим бо книгам, и многы списав положи в церкви святой Софьи, юже созда сам»

(«Повесть временных лет»)

"Реки, напояющие Вселенную". Ярослав Мудрый

Ярослав Мудрый на памятнике "Тысячелетию России" в Великом Новгороде

Всегда, во все времена, во всех странах мира люди славили Книгу, это "великое чудо из всех чудес". И похвала ей проходит через века нашей страны. Книга - это и лекарство для души, и кладовая наук, и неиссякаемый источник мудрости. Она озаряет человеческую душу светом истины, наставляет его на путь добродетели, древнерусский автор сравнивал книгу то с реками, "напояющими Вселенную", то с солнечным светом. "Красота воину оружие, и кораблю - ветрило, так и праведнику - почитание книжное, - наставляет некий монах читателей в "Слове о чтении книг", которое открывает "Изборник" 1076 года.

В сборнике "Пчела" (древнерусский сборник изречений) отмечалось: "Ум без книг, как птица спешена. Якож она взлететь не может, так и ум не домыслится совершена разума без книг. Свет дневной есть слово книжное". В "Поучении соловецкой библиотеки" книги сравниваются с глубинами морей, откуда читатель "выносит жемчуг драгий". После такого сравнения автор с удовлетворением добавляет: Добро есть, братие, почитание книжное".

Ярослав Мудрый – основатель первой библиотеки в Древней Руси

«Учение книжное подобно солнечному свету» - говорили наши предки.

Трудами многих мастеров книжного дела накапливались в библиотеках бесценные сокровища. Сколько книг бытовало в эпоху до татаро-монгольского разорения?

Подсчитано: до нас дошло не больше тысячи средневековых русских рукописей XI - XIII веков. Лишь малая часть от былого богатства! Исследования показали, что в домонгольской Руси бытовало около 200 тыс. книг. Им знали цену, дорожили, бережно хранили.

С увеличением числа книг появились и первые библиотеки, тогда их называли книгохранительницами или книжными палатами. Как правило, их основателями становились великие князья, митрополиты, игумены монастырей.

«Реки, напояющие Вселенную» - это образное, широко известное сравнение книг с реками, наполняющими Вселенную запечатлено в «Повести временных лет» под 1037 годом. В ней раскрывается строительная и книжная деятельность киевского князя Ярослава Мудрого.

Вершины своего могущества Киевское государство достигло во времена правления Владимира Святославича и его сына Ярослава, прозванного Мудрым. При князе Владимире на Руси было введено христианство, что имело огромное значение для дальнейшего развития феодальных отношений, укрепления единства государства, подъема культуры, расширения политических и культурных связей Руси с европейскими странами. Владимир широко отворил Киевской Руси двери для всех достояний мировой культуры.

Дело Владимира продолжил Ярослав Мудрый. Именно при нем возникает русское монашество, появляются русские монастыри, которые играли роль не только религиозных центров, но и своего рода академии наук и университетов. Здесь писались трактаты на самые различные темы и воспитывалось новое поколение образованных людей. Князья ездили в монастыри не только для молитвы, но и для совета - ведь нередко тут были самые знающие соотечественники.

В период правления Ярослава Мудрого Киевская Русь превратилась в могущественную феодальную державу, еще больше возросло величие Киева; здесь расцветают ремесла, торговля, появляются художественные школы.

Об уровне культуры того времени можно судить и по Киевской Софии - самом величественном и роскошном храме XI века. Софию Киевскую возвели там, где древнерусские войска во главе с Ярославом окончательно разбили печенегов. Она не уступает ни одному из самых выдающихся архитектурных памятников мира, возведенных в тот период. Напомним, что «София» в переводе означает «Мудрость».

Знаменитая София Киевская - главный храм Киевской Руси, заложенный князем Ярославом Мудрым в 1037 году, переживший столетия и дошедший до нашего времени.

Храм Софии - символ могущества и силы первого древнерусского государства.

Здесь проходили торжественные церемонии, приемы иностранных послов, велось летописание, здесь возникла и хранилась крупная библиотека. Здесь Иларион - один из первых русских писателей - произнес свое знаменитое «Слово о законе и благодати». (Предполагают, что именно Иларион вместе с Ярославом стал инициатором сооружения Киевской Софии.)

Храм и был рассчитан на то, чтобы поразить воображение современников, внушить народу веру в незыблемость княжеской власти и религии. Вместе с тем, он - показатель уровня мудрости и мастерства. В его создании участвовали самые разные художники: зодчие организовали архитектурную форму; живописцы расписали стены и своды здания; мастера золотых и серебряных дел готовили церковную утварь; художники написали иконы; вышивальщицы украшали ткани; писцы и миниатюристы готовили необходимые книги.

На территории Софийского заповедника у входа в собор в 1967 году установлен мемориальный знак , на нем - портрет Ярослава Мудрого с книгой в руке и текст из летописи «Повесть временных лет».

Он гласит: «В лето 1037 заложил Ярослав град великий, у этого же града Златые ворота. Заложил и церковь святой Софии... И к книгам прилежал, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык, и списали они книг множество, ими же поучаются верные люди... Ярослав же, книги многие написав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам».

В историю культуры нашей страны этот просвещенный правитель вошел прежде всего как создатель и организатор первой на Руси государственной библиотеки.

C ero именем связаны и многие другие «книжные» начинания.

Жизнь и деятельность Ярослава Мудрого издавна привлекала внимание, о нем рассказывали летописи, зарубежные хроники, в наше время написаны научные исследования, популярные работы, созданы художественные произведения и кинофильмы.

Летописные известия о Ярославе начинаются с 1014 года - последнего года княжения Владимира. До этого времени - лишь предположения, догадки, косвенные свидетельства. Родился он около 978 года с врожденной хромотой, что не могло не отразиться на его характере, на его воспитании. Он рано начал читать и на всю жизнь полюбил книги.

Ценя знание, понимая, что для управления княжеством нужны грамотные, образованные люди, молодой князь организовал в Новгороде школу для детей, приказав «учить книгам их». Он не был в этом первопроходцем: заботясь о распространении просвещения Владимир распорядился «собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное», создавать государственные школы.

Вдумаемся в строку: «К книгам прилежал, читая их часто ночью и днем». Совершенно очевидно, что в конце X - начале XI века на Руси уже были книги - привезенные из Византии, из Болгарии или переписанные в Киеве, Новгороде, в других крупных городах. И великий князь - суровый военачальник, крупный государственный деятель, дипломат и градостроитель был, говоря современным языком, страстным книголюбом.

Пристрастие к книгам возникло у него в раннем детстве. Ведь и отец Ярослава Владимир «любил словеса книжные», владел библиотекой, эту любовь он передал и сыну, который в связи с хромотой не мог предаваться детским забавам. Его мать - гордая полоцкая княжна Рогнеда с четырех лет приставила к сыну учителей греческих, болгарских, варяжских и даже латинских. Ярослав все больше и больше привязывался к чтению, овладевал «книжной премудростью», читал о великомучениках, о подвигах и страданиях, о великих страстях. Приходил к убеждению - это можно предположить с большой долей вероятности, - что в знании заключена большая сила. Так. в книге Иоанна Дамаскина он мог прочитать: «Нет ничего выше разума, ибо разум - свет души, а неразум - тьма. Как лишение света творит тьму, так и лишение разума затемняет смысл. Бессмысленность присуща тварям, человек же без разума - немыслим. Но разум не развивается сам собою, а требует наставника... Приблизившись же к дверям мудрости, не удовольствуемся этим, но с надеждой на успех будем толкаться в нее».

Сам Ярослав не удовольствовался тем, что уже в ранней юности приблизился к дверям мудрости, а пошел дальше. Всей душой отдавался он любимому делу, эту черту его и выделил летописец, когда не без уважения отметил: «К книгам прилежал, читая их часто ночью и днем». Любовь к книгам он привил и своим детям. Можно лишь пред­положительно судить о круге чтения Ярослава Мудрого на протяжении его продол­жительной жизни. В него входили библейские книги и примыкавшие к ним апокрифические сказания, труды «отцов церкви», сочинения по вопросам миротворения и устройства вселенной, исторические и юридические труды.

Удивительно, но современные ученые знают о том времени больше летописца. Оказывается, не только переводили, но и копировали, просто переписывали болгарские книги, а переводили не только с греческого, но и с других языков. Более того, из разных зарубежных книг брали отдельные отрывки и составляли «изборники». И уже в это время возникают не только переводные, но и свои собственные, оригинальные произведения.

Когда была основана библиотека?

Казалось бы ответ прост - в 1037 году, так как именно в это «лето», свидетельствует летопись, «Ярослав же, книги многие написав, положил в... Софии». Верно, но смущала первая строка, гласящая, что в это «лето» был заложен собор, т. е. началось его строительство. А завершение - к 40-м и даже 50-м годам. И на протяжении длительного времени шли дискуссии по этому вопросу. Усилиями археологов, архитекторов, историков удалось доказать, что в 1037 году не началось, а завершилось строительство Софии, в этом же году была основана и библиотека. Размещалась она или в одной из аспид, или в башне.

Итак, Ярослав Мудрый собрал писцов и они приступили к делу.

А где они работали, в каком месте располагалась книгописная мастерская? Как была устроена? Летопись об этом ничего не сообщает. Вполне возможно, что она находилась в самой Софии, рядом с книгами, но могла быть и вне собора, в специальном помещении на митрополичьей усадьбе. Скрипторий при Софийском соборе продолжал действовать и в 70-е годы XI века.

Об устройстве мастерской-скриптория мы ничего не знаем. Правда; в хорошо иллюстрированной Радзивиловской летописи есть миниатюра, на которой запечатлена подго­товка книжного фонда библиотеки Киевской Софии.

Книгописная мастерская Ярослава Мудрого. Миниатюра из Радзивиловской летописи

Миниатюра иллюстрирует летописный текст о создании первой, дошедшей до нас государственной библиотеки на Руси. Вглядимся в нее. По краям иллюстрации нарисованы две фигуры, сидящие перед столами на плетеных креслах со спинками. Человек, изображенный слева, держит в руках книгу, только что снятую с массивного пюпитра и жестом приказания вручает ее молодому человеку. Стоящие рядом двое пожилых людей обращены к человеку, сидящему справа и держащему в руках длинную полосу пергамента, на которой написано несколько строк текста. Сидящие на флангах фигуры - в плащах, это явно светские люди, а фигуры в центре, судя по одежде, - духовенство.

Смысл иллюстрации раскрыл книговед Н. Н. Розов. По его мнению, один из руководителей книгописной мастерской дает книгу молодому человеку, чтобы тот перевел или переписал ее. Сидящий справа пожилой человек читает текст будущей книги, проверяя его. То, что он не только читает, но и, может быть, собирается править текст, показывает стоящая на столе чернильница (на столе слева ее нет). Двое находящихся перед ним людей то ли вручили правщику текст, то ли ждут, когда он отдаст его им для переписки; скорее всего последнее, так как оба они протягивают к нему руки.

В Студийском уставе, введенном в монастырях несколько позднее, есть раздел "О каллиграфе", определяющий порядок работы мастерских по переписке книг. Основное внимание уделялось точности переписывания, строго запрещалось что-то дописывать; подчеркивалось, что работа должна вестись в "благостном настроении".

Наглядное представление о работе переписчика можно получить из миниатюр старинных рукописей. Писец обычно сидит на скамейке, перед ним невысокий стол с письменными принадлежностями, но пергаментные листы лежат не на столе, а на коленях или на пюпитре.

Можно предположить, что скрипторий был довольно большой, в нем трудились как писцы духовного звания, так и миряне. Повсеместная потребность в книге породила своеобразную отрасль ремесла. Кроме переписчиков и переплетчиков над рукописной книгой трудились редакторы и переводчики, художники, мастера по выделке пергамента, ювелиры. К сожалению, из книг, переписанных до 1054 года, сохранилась только кирилловская часть Реймского евангелия, привезенного Анной Ярославной во Францию в 1049 году.

Историк П. П. Толочко, много сделавший по изучению истории древнего Киева, пишет: «В деле просвещения Руси книгописная мастерская и библиотека сыграли не меньшую роль, чем сама София в распространении и утверждении христианства. Книги, вышедшие из ее стен, послужили основой для появления новых библиотек, в том числе и огромной библиотеки Печерского монастыря, который уже с конца XI века превращается в крупнейший центр культурной жизни Киевской Руси.

Софийское книгохранилище возникло благодаря книжному дару Ярослава Мудрого.


Билибин И.Я. Великий князь Ярослав Мудрый, 1926

«Зерна книжной мудрости», посеянные Ярославом, дали пышные всходы по всей стране. По примеру Софийской библиотеки возникают по всему государству свои книгописные мастерские, где создаются летописные своды, публицистические и литературные произведения».

Книг в библиотеке, основанной Ярославом Мудрым, было «множество». А сколько?

К сожалению, какими-либо, даже ориентировочными, данными о книжных сокровищах библиотеки Ярослава мы не располагаем.

В разное время делались попытки хотя бы приблизительно определить фонд этого книжного собрания. Некоторые историки в прошлом веке утверждали, что оно «насчитывало великие тысячи книг рукописных и разных драгоценных манускриптов, писанных на разных языках». Историк русской церкви Е. Голубинский определял, правда, бездоказательно, книжный фонд первой библиотеки в 500 томов, а над ее созданием трудились будто бы 20 мастеров в течение двенадцати с половиной лет.

Сейчас высказывается мнение (тоже ничем не подкрепленное), что нельзя исчислять количество книг в Киевской Софии сотнями.

Думается, что более правильно такое предположение (без указания точных цифр): в первой русской библиотеке имелись основные произведения Древней Руси, как переводные, так и оригинальные, и что ее фонд непрерывно пополнялся. Ведь перевод и переписка книг, начатые Ярославом Мудрым, продолжались и позднее.

Но что переписывалось, переводилось, нет ли все же какого-нибудь если не ориентира, то хотя бы намека на некоторые произведения? Ведь не только книг (за исключением двух!), но и никаких описей библиотеки - ни ранних, ни более поздних - не сохранилось. Оказывается, такой намек есть.

И содержится он в одной из дошедших из Киевской Софии книг...

Через двадцать с небольшим лет после смерти Ярослава «Иоанн диак» составил в Киеве «Изборник» 1076 года - книжечку небольшого формата, содержащую статьи энциклопедического характера. "Изборник" 1076 года - не энциклопедия, не справочник, а маленькая библиотека, походная книга, которая призвана заменить князю большую библиотеку, подборка любимого и нужнейшего для князя чтения.

Основное место в нем занимают поучении о том, какими правилами должен руководствоваться человек в жизни. Особенно важно то, что сборник составлен на основе книжных богатств Киевской Софии, о чем говорится в приписке «грешного Иоанна» - «избрано из многих книг княжьих». Значит, по приведенным отрывкам, ссылкам на источники мы можем судить хотя бы о части фонда первой русской библиотеки. Источники Иоанна - многочисленны и разнообразны. Это жития святых, евангелийские и апостольские поучения, пророческие беседы. Такой состав библиотеки соответствует, в основном, и похвале учению книжному приведенной в Лаврентьевской летописи. Анализ содержания «Изборника» 1076 года позволил исследователям определить и характер работы его составителя - Иоанна и уровень его подготовки. Он не просто копировал отрывки для чтения, а подвергал их определенной обработке - сокращал, компилировал, переводил, - демонстрируя при этом широкую эрудицию и умение из доступных ему источников составлять содержательные, целенаправленные произведения. Хорошо образованный Иоанн отбирал, обрабатывал, а уж затем переписывал тексты. Кроме того, «Изборник» содержит оригинальные произведения.

К ним относится, в частности, первая статья «Слово о почитании книжном» - первое в истории русской культуры сочинение о пользе, методах и цели чтения. Русский филолог А. Х. Востоков, одним из первых обративший внимание на этот памятник, писал, что эта статья «особенно любопытна, как выражение новопросвященного славенина драгоценной науке книжной».

Вот начало статьи: «Добро есть, братие, почитание книжное... Красота воину оружие, кораблю - ветрила, так и праведнику почитание книжное».

Этот отрывок многократно цитировался в книговедческой научной и научно-популярной литературе. Но только в 1990 году академик Д. С. Лихачев обратил внимание на глубокий философский смысл и самого "Слова о почитании книжном" и этого отрывка, раскрыл его сложную символику. Древнерусский книжник утверждал, что праведность человека немыслима без книг. "Следовательно, - пишет академик, - книги - это и то, что делает человека праведником ("гвозди", которыми скрепляются все его составные части), и та сила, то "оружие", тот "парус", которые позволяют праведнику воздействовать на мир, правильно вести себя, вести свой корабль в "житейском море". Это необычайно высокое представление о книге, которое вряд ли было превзойдено в последующие века в Древней Руси".

В этой статье дан один из древнейших советов, как читать. Автор рекомендует осмысленно относиться к читаемому и указывает приемы чтения: «Когда читаешь книгу, не старайся торопливо дочитать до другой главы, но уразумей, о чем говорит книга и словеса те, и трижды возвращайся к каждой главе». Важность учения подкрепляется примерами. Отцы церкви Василий Великий и Иоанн Златоуст, а такжт славянский просветитель Кирилл потому «на добрые дела подвигнулись», что «измлад; прилежали к святым книгам». В подтексте этих рассуждений - мысль том, что высокие качества личности не «спускаются с неба» в готовом виде, а представляют собой результат постоянных усилий человека, его постоянной работы.

Ученые установили, что «Изборник» 1076 года оказал заметное влияние на «Поучение» Владимира Мономаха, и делают из этого вывод: он находился в княжеской библиотеке до начала XII века. Последующий путь его в полном объеме проследить трудно.

Этот «Изборник», а в нем 277 листов, дает некоторое представление о книгах библиотеки Киевской Софии. Составлен сборник уже при другом князе - Святославе Ярославиче; не вызывает сомнения то, что вместе с великокняжеским столом он унаследовал и богатое собрание книг отца...

Да, летопись говорит о церковном характере литературы, необходимость которой диктовалась распространением на Руси христианства. Здесь следует сказать, что Ярослав и его советники, помощники решали весьма сложную задачу - из большого количества книг византийской и других литератур выбрать те, которые отвечали бы потребностям древнерусского читателя.

И все же - и это вызывает удивление - киевские книжники нашли возможность привезти из других стран (прежде всего из Болгарии), перевести или переписать наряду с церковными книгами - хроники, исторические повести, сборники изречений, естественнонаучные сочинения, философские и юридические трактаты. Эти произведения послужили основой для плодотворной творческой деятельности книжников. Именно здесь были разработаны основы сборника законов Древнерусского государства - «Русская правда», а также «Церковный устав», здесь создавались философские трактаты, поучения и «слова». Именно здесь во времена Ярослава Мудрого и по его инициативе началось летописание.

Все книжные начинания Ярослава Мудрого возникли не на пустом месте, они опирались на многолетний опыт.

Еще во времена Игоря Старого, деда Владимира Красное Солнышко, на Руси владели грамотой. Непрерывная письменная традиция восходит к глубокой древности, к языческим временам, ею пользовались в бытовом обиходе. Но книги, по которым учились грамоте, до нас не дошли, их поглотило время.

В тесный круг Ярославовых книжников входил один из деятельных помощников Ярослава Мудрого, его любимец Иларион, автор «Слова о законе и благодати» , дошедшего до наших дней, и которое современные исследователи образно называют «первым словом русской литературы». В этом труде Иларион проявил себя как человек, овладевший высокой словесной культурой. Он обладал широким кругозо ром, был мудрым, смелым политическим деятелем и по праву считается одним из основоположников русской литературы.

«Слово» возвеличивает принятую Русью христианскую религию, восхваляет князя Владимира и обращается к Ярославу, как преемнику славных дел отца. Созданное в период наивысшего расцвета древнерусского государства, «Слово» проникнуто оптимистическим пафосом, оно устремлено к великому будущему русского народа, утверждает его независимость от идейного влияния Византии, его собственную высокую культуру и мировую заслуженную славу. С патриотической гордостью пишет Иларион о том, что и до Владимира в Русской земле были замечательные князья, которые мужеством и храбростью прославились во многих странах и победами и «крепостью поминаются ныне и славятся». Они «не в худой и не в неведомой земле владычествуют, но в Русской, которая ведома и слышема во всех концах земли».

Писатель Е. И. Осетров, много сделавший для пропаганды древнерусской культуры, назвал этот отрывок первым гражданским и лирическим монологом, посвященным Родине. Сразу же после создания, «Слово о законе и благодати» было прочитано автором перед Ярославом, княжеской семьей и всей феодальной киевской знатью в Киевской Софии. Очень скоро «Слово» распространилось в других странах, в частности, у южных славян. Более того, образы и сравнения, основные идеи Илариона ученые находят и в «Слове о полку Игореве», в других произведениях Древней Руси. Бесспорно, Иларион был хорошо образован, начитан. «Слово о законе и благодати» впитало в себя большое количество литературных источников, имевшихся в княжеском собрании (книговеды даже сделали арифметические подсчеты). Он широко и свободно использует цитаты из житийной и апокрифической литературы, знает книжную поэзию.

Предполагают, что именно он, вместе с Ярославом, стал инициатором сооружения Софии Киевской. Можно думать, что он был среди тех книжных людей, которые создавали первую на Руси библиотеку.

По предположению академика Б. Д. Грекова, в окружение Ярослава Мудрого (во всяком случае, в последние годы его княжения) входил и замечательный певец-поэт Боян, пользовавшийся в Древней Руси большой славой. Его цитировал Даниил Заточник, а Сафоний, автор «Задонщины», называл «гораздым гудцом в Киеве».

Само имя Боян стало нарицательным. Мастерство поэта было настолько совершенным, что под его перстами струны оживали и «сами славу князьям рокотали». И рокот струн, и вдохновенные песни слушал Ярослав Мудрый, его семья, его приближенные или в княжеском тереме, или в самой Софии Киевской.

Книголюбами были и сыновья Ярослава Мудрого.

Происхождение трех древнейших русских памятников связано с именами братьев Ярославичей.

Для Владимира Ярославича - новгородского князя - в 1047 году была переписана «Книга пророков» (дошла до нас в списках XVI века). Именно при князе Владимире был построен в 1045-1051 гг. Софийский собор в Новгороде, где также сложилась крупная библиотека.

Для приближенного и соправителя князя Изяслава Ярославича - Остромира - было создано в 1057 году ныне знаменитое Остромирово евангелие - старейшая из сохранившихся, точно датированных книг.

Имела пристрастие к книгам и жена Изяслава - польская княжна Гертруда.

Всеволод, по воспоминаниям его сына Владимира Мономаха, «дома сидя, изучил пять языков», за что ему воздавали честь в чужих землях.

Покровителем книжного дела считался и сын Ярослава князь Святослав, который, по свидетельству современника, «много старался для собирания книг». Его величали «новым Филадельфом», приравнивая тем самым к прославленному книголюбу древности, египетскому царю Птолемею II. Такие оценки содержатся в предисловии к знаменитому «Изборнику» 1073 года. Создан он в книгописной мастерской при Киевской Софии. Это вторая по древности точно датированная рукописная книга, оригиналом для нее послужил сборник, переведенный в свое время с греческого для болгарского царя Симеона. На протяжении длительного времени книга пользовалась огромной популярностью на Руси, объясняется это ее энциклопедическим характером. В ней помещены статьи (а всего их более четырехсот) не только богословские и церковно-канонические, но и по астрономии и философии, математике и физике, зоологии и ботанике, грамматике и поэтике, истории и этике.

Это - книга большого формата, богато иллюстрированная многокрасочными миниатюрами. В «Изборнике» помещена и миниатюра, изображающая князя Святослава с книгой в руках в окружении семьи, - первый портрет светского содержания, дошедший до наших дней.

Княжеская семья. Святослав Ярославич с книгой в руках

из "Изборника Святослава" 1073 г.

Изборник» позволяет судить о прекрасном мастерстве и художника и писца, позволяет сделать вывод о высоком состоянии книгописного искусства и отработанной технологии изготовления книги на Руси того времени.

Открывается книга вводной статьей - «От составителя», как мы сказали бы сейчас. Заметим, что это не буквальная, а творчески переработанная копия. Книгописец так сформулировал полученное задание: «Великий в князьях князь Святослав - державный владыка, желая объявить скрытый в глубине многотрудных этих книг смысл, повелел мне, несведущему в мудрости, перемену сделать речей, соблюдая тождество смысла».

Вместе с тем, это, по-существу, указание по практике перевода, которым руководствовались книжники.

Есть в конце книги приписка, из которой мы узнаем, что «Изборник» написал «Иоанн диак». Эта рукопись содержала первый на Руси индекс - список «истинных» и «ложных» произведений. По мнению автора, истинные книги «добры и лепотны». Среди ложных, запрещенных церковью перечислялись апокрифические книги, отреченные сочинения, легенды, предания народного суеверия (25 книг). Этот список - первый цензурный памятник, позже были и другие. Они примечательны и тем, что дают возможность познакомиться не в полном объеме, конечно, с кругом чтения в Древней Руси, представляют собой своего рода библиографический материал. Какую-то часть сведений о книжном репертуаре дают сочинения Илариона, какую-то часть - «Изборник» 1076 года...

Сберечь библиотеку в то время было делом весьма сложным. Можно даже говорить о том, что Софийский собор насчитывал ряд библиотек: одни гибли, а на их месте возникали новые. В 1169 году, например. Мстислав, сын Андрея Боголюбского, взял Киев, три дня грабил собор и вывез из него все книги. В 1203 году Софию грабили половцы в союзе с русскими князьями, и опять пострадал книжный фонд.

Дальнейшая судьба библиотеки неизвестна. Следов ее до сих пор не обнаружено. Но нет и ни одного упоминания о ее гибели.

Где же великокняжеская библиотека?

У специалистов нет единого мнения по этому вопросу. Одни считают, что ее книги разошлись по другим библиотекам храмов и монастырей. Другие предполагают, что книги спрятаны в тайных подземельях города, называют и конкретные места - лабиринты Софийского собора, Киево-Печерской лавры и Выдубецкого монастыря. В самые последние годы особенно популярной стала гипотеза о том, что бесценные рукописи сокровищницы Ярослава Мудрого хранятся бывшем Спасо-Преображенском монастыре, что в двадцати километрах от Киева - в урочище Межегорье.

Хочется верить, что она будет найдена...

(По материалам книг Алексея Глухова «Судьбы древних библиотек» (М., 1992); «Мудрые книжники Древней Руси» (М., 1997).

Карпов, А. Ю. Ярослав Мудрый / Алексей Карпов. - М.: Молодая гвардия, 2001. - 584 с.: 16 л. ил. - (Жизнь замечательных людей: ЖЗЛ. Сер. биогр. Вып. 808). - Указ. : с. 564-582.

Время правления великого князя Ярослава Владимировича (1019-1054) справедливо называют "золотым веком" Киевской Руси. Едва ли не единственному из правителей России ему посчастливилось войти в историю с прозвищем "Мудрый" - пожалуй, наиболее лестным и наиболее почетным для любого государственного мужа. Предлагаемая вниманию читателей книга - первое полноценное жизнеописание этого замечательного человека, основанное на скрупулезном изучении всех сохранившихся источников.

Великие люди – библиотекари: от А до Я / сост. Е. И. Полтавская; под ред. Ю. Н. Столярова. – М.: Школьная библиотека, 2005. – 160 с.: ил. - (Профессиональная библиотечка школьного библиотекаря). - Прил. к журн. "Школьная библиотека". -Библиогр. в конце ст.

Книга представляет собой сборник небольших рассказов о великих людях, оставивших глубокий след в истории, науке, культуре и искусстве, но одновременно выполнявших библиотечную работу в качестве библиографов, каталогизаторов, библиотекарей-практиков, руководителей библиотек.

Ярослав Мудрый // Великие люди – библиотекари: от А до Я / сост. Е. И. Полтавская; под ред. Ю. Н. Столярова. – М.: Школьная библиотека, 2005. – С. 131-134. - Режим доступа: http://www.booksite.ru/fulltext/vel/iki/yel/udi/41.htm . - 22.05.2012. http://www.calameo.com/books/0001662285cf773130456 . - 22.05.2012.

Глухов, А. Г. Мудрые книжники Древней Руси: От Ярослава Мудрого до Ивана Федорова : [научно-художественные очерки] / Алексей Глухов. - М. : Экслибрис - Пресс, 1992 . – 255 с. : ил.

Древняя Русь оставила нам бесценное литературное наследие, которое на протяжении столетий создавали многие талантливые писатели, переводчики, художники-оформители и переписчики - все те, кого в летописи называли мудрыми книжниками. Среди них - Ярослав Мудрый, митрополит Иларион, дьякон Григорий, Нестор-летописец, Владимир Мономах, Феодосий Печерский, Кирилл Туровский, Андрей Боголюбский, Иван Калита, Симеон Гордый, Епифаний Премудрый, Кирилл Белозерский, митрополиты Алексий, Киприан, Макарий.

Глухов, А. Г. «Реки напояющие Вселенную». Ярослав Мудрый : [книжная деятельность киевского князя] // Глухов, А. Г. Мудрые книжники Древней Руси: От Ярослава Мудрого до Ивана Федорова: [научно-художественные очерки] / Алексей Глухов. - М. : Экслибрис - Пресс, 1992 . – С.5-19.

Глухов, А. Г. Русь книжная / А. Г. Глухов. - М.: Советская Россия, 1979. - 221, с.: ил. -Библиогр. : с. 220-222.

В книге рассказывается о крупнейших и наиболее примечательных книжных собраниях нашей страны, начиная с первого, основанного Ярославом Мудрым; о монастырских библиотеках, о книжных коллекциях государственных учреждениях (приказов), о знаменитой Патриаршей книгохранительной палате и некоторых других. Речь идет о культуре, о книгах и писателях, о переводчиках и переписчиках литературных памятников.

Глухов, А. Г. Первые на Руси // Глухов А. Г. Русь книжная / А. Г. Глухов. - М.: Советская Россия, 1979. - Режим доступа: http://historik.ru/books/item/f00/s00/z0000020/st003.shtml . - 22.05.2012.

Глухов, А. Г. Судьбы древних библиотек : [науч. - худож. очерки] / А. Г. Глухов. - М.: Либерея, 1992. - 160 с.

В древности собрания книг порой называли хранилищами мудрости, приютом мысли.

Древняя Русь оставила нам в наследство бесценное литературное богатство, которое на протяжении столетий создавали многие талантливые писатели, переводчики, художники-оформители, переписчики, составители сборников и редакторы. Все те, кого летописцы уважительно называли "мудрыми книжниками". О них и пойдет речь в научно-художественных очерках. Их можно было бы назвать и так: "Долг, завещанный от Бога". Ведь сотворение книги всегда было на Руси святым делом, именно так смотрели на свою работу все те, кто соучаствовал в создании этого удивительного объекта древнерусской духовности.

Книга повествует не только о библиотеках - их становлении, развитии и гибели, но и о книжном деле в широком смысле слова, о выдающихся деятелях культуры прошлого, о судьбах некоторых знаменитых книг, о современных ученых, которые разыскивают и изучают древнейшие книгохранилища мира.

Глухов, А. Г. «В лето 1037…» : [о создании библиотеки при Софийском соборе в Киеве Ярославом Мудрым] // Глухов А. Г. Судьбы древних библиотек / А. Г. Глухов. - М., 1992. – С. 119-129.

Глухов, А. Г. Обители мудрости. Монастыри и храмы как центры книжности России /

А. Г. Глухов. – М.: Грифон, 2010. - 238, с. - Библиогр.: с. 236-237.

Данная книга содержит серию очерков о монастырях и храмах нашего Отечества. Их не случайно называли "обителями мудрости": ведь издревле в стенах монастырей хранились замечательные книжные собрания, в составе которых находились поистине бесценные памятники письменности. Автор рассказывает об истории очагов культуры древней и средневековой Руси, уделяя особое внимание деятельности их основателей или наиболее знаменитых насельников и настоятелей; многие из них причислены Русской Православной Церковью к лику святых.

Глухов, А. Г. Храм Св. Софии Киевской. Ярослав Мудрый // Глухов А. Г. Обители мудрости. Монастыри и храмы как центры книжности России / А. Г. Глухов. – М., 2010. – С. 15-23.

Мальгин, А. С. Гимн книге : энциклопедия для юношества / А.С. Мальгин. - М.:Либерея -Бибинформ,2009.- 536 с.

Книга содержит сведения о занимательных и, как правило, малоизвестных фактах и событиях из истории книжной культуры. Увлекательные очерки и рассказы посвящены древнейшим памятникам письменности, выдающимся «вечным» книгам - Библии и Корану, замечательным произведениям древнерусской книжности, возникновению книгопечатания, знаменитым отечественным и зарубежным издателям и типографам. Большое внимание уделено великим библиотекам: от Александрийской до Румянцевской. Наряду с описанием событий, преданиями и легендами из истории книги, письменности и библиотек в издании приводятся афоризмы, крылатые выражения и высказывания выдающихся личностей всех времен и народов о роли книги в общественном развитии на разных ступенях цивилизации.

Ярослав Мудрый – основатель первой библиотеки в Древней Руси // Мальгин А. С. Гимн книге: энциклопедия для юношества / А.С. Мальгин. - М., 2009. – С. 440-445.

Электронные ресурсы

Библиотека Ярослава Мудрого [Электронный ресурс] : материал из Википедии - свободной энциклопедии. – Режим доступа:

Бочкарев, А. Библиотека Ярослава Мудрого спрятана в киевских пещерах? [Электронный ресурс] : книжные сокровища, вскружившие голову не одному поколению искателей, могут быть захоронены в катакомбах одного из четырех древних храмов / Александр Бочкарев // Комсомольская правда в Украине. – 2011. – 26 янв. - Режим доступа: http://kp.ua/daily/260110/263735/ . - 22.05.2012.

В поисках библиотеки Ярослава Мудрого. Часть 1 [Электронный ресурс] // Объектив- X: за гранью видимого: [сайт] . - Режим доступа:

Памятник князю в Киеве в сквере у Золотых Ворот

"Ярослав Мудрый с моделью Софии Киевской", установлен в 1997г., скульптор И. П. Квалеридзе

Первая библиотека на Руси была основана в городе Киеве в 1037 году киевским князем Ярославом Мудрым, при Софийском Соборе в Киеве. Об этом сообщает «Повесть временных лет», первый летописный свод начала XII века.

Об этом событии летописец Нестор писал: «...Ярослав же книги многие написав, положил в Святой церкви, которую создал сам и украсил ее златом и серебром» . Книги для библиотеки покупались и в других странах. В стенах Софии Киевской создано знаменитое «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, разработаны основы первого сборника законов Киевской Руси «Русская правда» .

Во время татаро-монгольского нашествия следы богатейшего книжного собрания, насчитывавшего 950 томов, затерялись. По одной из современных версий, часть книг из первой библиотеки находится на территории Спасо-Преображенского монастыря в урочище Межигорье, где в советское время были сооружены дома высших руководителей партии и правительства Украины и куда не проникал даже взгляд постороннего человека. Предполагается, что под фундаментами зданий имеются более древние постройки, в подвалах которых и хранятся древние книги...

Книжные собрания возникали в Киеве и до Ярослава. Например, его отец Владимир Святославич, по утверждению летописца, «любил словеса книжные и владел, видимо, библиотекой...».

Само слово «библиотека» в Древней Руси почти не употреблялось. В разных городах Руси помещения для книг имели самые разные названия: «книгохранительница» , «книгохранилище» , «книгохранильня» , «книгохранилица» , «хранильная казна» , «книжная клеть» , «книжная палата» .

Впервые слово «библиотека» встречается в знаменитой Геннадиевской библии 1499 года. Термин «библиотека» был для русских еще непривычен, поэтому на полях против него переводчик сделал пояснение - «книжный дом».

Какими были книги первой библиотеки?

Очевидно, рукописными. Среди них: «Сказание о Мамаевом побоище», факсимиле лицевой рукописи XVII века из собрания Государственного исторического музея, «Повесть о Куликовской битве», факсимиле из Лицевого летописного свода XVI века. Обе рукописи украшены цветными миниатюрами. Из первопечатных книг - подлинное издание 1701 года «Букваря» Ф. Поликарпова, одного из видных деятелей русского просвещения начала XVIII века. В «Предисловии» Поликарпов сообщает, что «Букварь» был составлен им по повелению Петра I.

Старинные русские книги... Их было, видимо, много. Но одни - погибли во время войн, другие - сгорели, а третьи - разграблены. Тем не менее, до нас дошли книги Древней Руси. И сохранились они благодаря древним библиотекам, которые очень часто создавались при монастырях, о чем свидетельствуют книги выставки.

Особый интерес представляют издания, рассказывающие о личных библиотеках Ивана Грозного, Петра I, Я.В. Брюса, А.А. Блока, И.А. Крылова, А.Ф. Смирдина и многих других.

Всегда, во все времена, во всех странах мира люди славили книгу.

Старейшая действующая библиотека

Старейшей библиотекой Восточной и Центральной Европы является библиотека Вильнюсского университета. Она основана при Вильнюсской иезуитской коллегии в 1570 году Великим князем Литвы Жигимантасом Аугустасом и Вильнюсским епископом Альбиниюсом. В настоящее время крупнейшая библиотека Литвы является также депозитарной библиотекой ООН, ЮНЕСКО и Всемирной организации здравоохранения.

Крупнейшая университетская

Крупнейшая университетская библиотека в мире — научная библиотека Московского Государственного университета имени М. В. Ломоносова. В собрании библиотеки более 7 миллионов томов.

Самая высотная библиотека

Самой высотной стала библиотека на борту орбитального комплекса «Мир». Космическая библиотека насчитывает более ста книг — от работ К. Э. Циолковского до романов И. Ильфа и Е. Петрова.

Самая крупная библиотека

Самой крупной библиотекой в мире по количеству книг является Российская государственная библиотека (бывшая Государственная библиотека СССР имени В. И. Ленина) в Москве.На ее полках, общая длина которых более 350 километров, хранится более 34 миллионов книг. В фондах библиотеки имеются произведения печати на 247 языках народов мира, в том числе на 80 языках народов бывшего СССР. В библиотеке сосредоточены рукописные книги начиная с II века. Международный книгообмен ведется более чем со 100 странами мира.

Считается, что первая библиотека Древней Руси была основана Ярославом Мудрым при Софийском Соборе в Киеве. Об этом сообщает "Повесть временных лет", первый летописный свод начала XII века.

Все правители европейских стран, которым выпало счастье породниться с великим киевским князем (дети Ярослава были женаты или состояли в замужестве с представителями царствующих династий Франции, Норвегии, Польши, Венгрии, Риме и Византии), знали о пристрастиях своего восточного родственника и при каждом удобном случае дарили ему книги. Причем книги не простые, а в роскошных окладах, украшенных драгоценностями.

Дальнейшее накопление книжных сокровищ заставило Ярослава выделить под библиотеку специальное помещение. Десятки ученых монахов трудились над перепиской отдельных древних рукописей; занимались они и переводом священных книг. В частности, очень много книг переводили монахи с греческого языка на русский. Примером такого перевода является историческое сочинение «Хроника Георгия Амартола».

Ипатьевская летопись писала о пользе книг: «Велико бо польза бывает человека от учения книжного. И книгами бо кажеми и учили если пути покаянию и мудрости бо обретаем и воздержание от словес книжных». Нет, недаром князь Ярослав получил прозвище Мудрый! Летописцы уважительно писали о нем: «Сам книги читал!»

Книжные собрания возникали в Киеве и до Ярослава. Например, его отец Владимир Святославич, по утверждению летописца, "любил словеса книжные и владел, видимо, библиотекой...".

Само слово "библиотека" в Древней Руси почти не употреблялось. В разных городах Руси помещения для книг имели самые разные названия: "книгохранительница", "книгохранилище", "книгохранильня", "книгохранилица", "хранильная казна", "книжная клеть", "книжная палата". Впервые слово "библиотека" встречается в знаменитой Геннадиевской библии 1499 года. Термин "библиотека" был для русских еще непривычен, поэтому на полях против него переводчик сделал пояснение - "книжный дом".

Куда же девалась первая библиотека Древней Руси? Не могла она пропасть, потеряться полностью и бесследно. Думается, что хранилась она не так, как сейчас, то есть на виду у всех, со свободным доступом к книгам каждого желающего. Скорее всего, помещение библиотеки находилось в подвале храма Святой Софии. Причем для наиболее ценных и богато украшенных книг просто необходимо было иметь тайное хранилище, типа современного несгораемого сейфа.

По утверждению известного советского исследователя и спелеолога И. Я. Стеллецкого, «ни археологи, ни архитекторы этим вопросом не интересовались и никогда ничего на эту тему не писали». Зато кладоискатели держат библиотеку Ярослава Мудрого в поле зрения с давних времен. Многие уверены, что под Софийским собором имеются обширные подвалы, которые по-настоящему никем не обследовались.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «nikanovgorod.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «nikanovgorod.ru»