Исследовательская краеведческая работа «По родным дорогам всей семьёй. Организация исследовательской работы по краеведению. Детская исследовательская работа по краеведению

Подписаться
Вступай в сообщество «nikanovgorod.ru»!
ВКонтакте:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1» г. Поворино

Ойконимы города Поворино и Поворинского района

Выполнила: ученица 8 «б» класса Налетова А.

Научный руководитель: учитель истории Суязова А.Ю.

Поворино 2016 г.

железнодорожная станция

Из истории наименований поселений Поворинского района

Поворинский район - самая восточная окраина Воронежской области, расположен на Окско-Донской равнине. На востоке район граничит с Саратовской областью, на юге - с Волгоградской областью, на севере - с Борисоглебским районом, на западе - с Грибановским и Новохопёрским районами Воронежской области.

Располагаясь в лесостепной зоне, Поворинский район обладает умеренно-континентальным климатом.

Площадь района - 1090 км.

Основные реки - Кардаил, Хопёр, Свинцовка.

Село Байчурово. С ело было основано, как узловая железнодорожная станция, в начале 1895 года во время строительства железнодорожного перегона Харьков-Балашов. У ближайшего к месту строительства хутора было два названия – Байчуровка и Марьевка, первое из которых, более приглянувшись строителям, и было избрано, как название железнодорожной станции.

Село Вихляевка . Село располагается в 18 км от станции Байчурово и в 73 км от районного центра. Происхождение названия села, вероятнее всего, идет от старинного названия оврага с крутыми поворотами и краями – вихляйка. После крестьянской реформы 1861 года на богатые черноземные земли, на которых ныне располагается село, переехала группа зажиточных крестьян, пожелавших жить обособленно, из находившегося тогда по соседству села Тюковка, образовав хутор под названием Тюковский. При советской власти, окончательно утвердившейся в селе в начале февраля 1920 года, название Вихляевка было на постоянной основе закреплено за селом.

Село Мазурка . Располагается в 38 км от районного центра. В сельское поселение помимо административного центра также входят село Ильмень и село Кардаиловка. Основано село было в 1790 году крестьянами-однодворцами, которые переселились сюда из трех уездов Тамбовской губернии (Либедянского, Тамбовского и Кирсановского), а также из Пронского уезда Рязанской губернии. Селение было названо Мазуркой. Вероятных причин для такого названия две:

1) самая благозвучная, предполагает, что названо село было, как и знаменитый польский танец «мазурка».

2) более реалистичная, основана на том, что во время распутицы через село фактически невозможно пробраться. Мазуркой в те времена называлась очень липкая грязь, которой в этих местах очень много. Жители других районов и мест называли местное население мазунами, мазилами и мазурами. Вероятно, что именно от этих обидных прозвищ и произошло название села.

Село Октяборьское. Находится в 30км от районного центра. Возникло примерно в 1730 году на берегу небольшой реки Калмык. В разное время имело название: Верховой Калмык, Верховое, Верхний Калмык, Калмык. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 23.06.1948 года село было переименовано в Октябрьское, а Калмыкский сельсовет – в Октябрьский.

Село было основано крестьянами-однодворцами, позднее переведенными в разряд государственных.

Посёлок Октябрьский . Находится в одном километре от станции Макашевка и в 67 км от г. Поворино. В состав сельского поселения помимо его административного центра также входят поселки Калмычек (2 км до административного центра), Красное Знамя (4 км) и Кривченково (3 км), а также железнодорожный разъезд Макашевка. История создания рабочего поселка Октябрьский берет начало в 1930 году, когда на месте его нынешнего расположения создавался зерноводческий совхоз. Первоначально поселок входил в состав Полынковского сельского совета. По мере развития совхоза развивался и его административный центр.

Село Пески . Находится примерно в 30 км от районного центра. В составе сельского поселения помимо этого населенного пункта других нет. Существует легенда, согласно которой название селу дал Петр I . Проезжая место, где сейчас располагается село, он попал на песчаное место, где на несколько сотен метров вокруг не было видно ни единой травинки. Выглянув из окна застрявшей в песках кибитки, самодержец изумленно сказал: «Какие чудесные пески!». По легенде именно с этой фразы и берет название местность, а затем и расположенное на ней поселение. Село начала активно отстраиваться в первой четверти XVIII века. Названия частям села были даны по тем местам, из которых приезжали переселенцы.

Село Рождественское . Первые поселенцы на этих землях появились в период с1720 по1730 гг. Изначально село называлось Поворино, название его пошло с слова«Поворина»,что в словаре Даля обозначено, как«поперечная либо косая связь между двух досок или брусьев».Село, выстроенное на пересечении крупных торговых трактов, служило перемычкой между ними, отчего, скорее всего, и получило такое название. При постройке в 1870 году новой Рождественской церкви у села появилось новое название, которое вскоре за ней и закрепилось. В том же году по факту постройки новой железнодорожной станции название Поворино отошло к ней.

Село Самодуровка . Село было основано во второй половине XIX века солдатами из села Рождественское, закончившими военную службу и не пожелавшими оставаться в родном селе на постоянное жительство ввиду различных причин. Основной из них являлось то, что крестьянская реформа 1861 года не принесла местному населению желаемого заметного облегчения. Многим не хватало земли, чтобы прокормить постоянно растущие семьи, поэтому некоторые переехали жить на левый берег реки Свинцовка, образовав поселение, называемое местными, как Солдатские Выселки. Позже его прозвали Самодуровкой, вследствие того, что те, кто остался жить на обжитых местах, считали ушедших именно такими.

Город Поворино - центр Поворинского городского поселения и Поворинского муниципального района, находится в восточной части Воронежской области и граничит с Саратовской и Волгоградской областями, Новохоперским, Грибановскими Борисоглебским районами Воронежской области.

Возник как посёлок при станции Поворино (открыта в ); название дано по соседнему селу Поворино (оно же Рождественское).

Старое название села, давшее имя городу, могло произойти от слов, приведённых в «Толковом словаре» В.И. Даля: « Поворы, поворцы - переметины, ветреницы, хворостины на стогах, соломенных крышах, притужины от ветру». И ещё: « Поворина - поперечная либо косая деревянная связь, укрепа между двух досок или брусьев». Правда, трудно представить, как эти слова могли стать основой названия.

Предположительно от русского «повора», что означает «изгородь, прясельная городьба». Возможно, прозвищное имя Поворок позволяет реконструировать антропоним Повор, от которого можно предполагать образование Поворино.

Есть ещё одна версия названия города. По преданию Пётр I проезжал по Хопру и ему там понравились местные повара. Поэтому деревню так и назвали.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Заключение

Поставленные цели и задачи исследования были достигнуты. В ходе проделанной работы по изучению ойконимов города Поворино и Поворинского мы узнали много интересных фактов из истории нашей малой родины. Гипотеза подтвердилась. Действительно, названия населённых пунктов сформировались в результате географического расположения населённых пунктов и в связи с историей и событиями в жизни местного населения.

В ходе проделанной работы, мы расширили исторические знания о нашем городе и районе, познакомилась с его историей, с разнообразными названиями населённых пунктов и историей происхождения некоторых из этих наименований.

Мы в ходе исследования также установили, что наш район расположен на востоке Воронежской области, на Окско-Донской равнине, и граничит с Саратовской областью на востоке, на юге - с Волгоградской областью, на севере - с Борисоглебским районом, на западе - с Грибановским и Новохопёрским районами Воронежской области.

Топонимика – увлекательная наука, она может заинтересовать и краеведов, и всех, кто любит свой родной край и его историю. Региональная топонимия является уникальным историко-культурным памятником территории, которая соединяет историческую память и духовное наследие населяющих её народов.

Таким образом, нами были сделаны следующие выводы:

    поселения Поляна, Моховое, Пески - названы по природному признаку;

    Рождественское - в честь церкви;

    Макашевка, Чибизовка - в честь фамилии владельца;

    Октябрьское, Октябрьский - в честь происходивших событий.

Историю своей родины, как и историю своей семьи, должен знать каждый человек.

Материалы данной работы будут использованы для проведения экскурсий в школьном краеведческом музее, а так же на занятиях по истории, краеведению, географии на факультативных занятиях.

Список литературы

    Загоровский В.П. Историческая топонимика Воронежского края. – Воронеж, 1973.

    Загоровский В.П., Олейник Ф.С., Шуляковский Е.Г. История нашего края. – Воронеж, 1968.

    Загоровский В.П. Как возникли названия городов и сел Воронежской области / В.П.Загоровский. Воронеж, 1966.

    Зюбин М. Вся Лискинская земля. (Опыт историко-топонимического обзора). – Воронеж, 1998.

    Ковалёв В. Поворино, моё Поворино. – Борисоглебск, 1991.

    Прохоров В.А. Надпись на карте. – Воронеж, 1977.

    Прохоров В.А. Вся Воронежская земля. – Воронеж, 1973.

    Топонимические предания Воронежской области / Сост. Е.А. Орлова. Под ред. Т.Ф. Пуховой. – Воронеж, 2001

Интернет-источники

    Вантит. Воронежский эколого-исторический сайт. Топонимические предания Воронежской области. // http :// www . vantit . ru / toponymic - legends - of - the - voronezh - region . html .

    Вантит. Воронежский эколого-исторический сайт. Научное толкование названий населенных пунктов, упоминаемых в преданиях. // http :// www . vantit . ru / toponymic - legends - of - the - voronezh - region /80- nauchnoe - tolkovanie - nazvanij - naselennyh - punktov - upominaemyh - v - predanijah . html .

    http ://край36.рф/ index . php / toponimika .

    http :// slovardalja . net .

    Структурное подразделение юных туристов МБОУДОД Борисоглебского центра внешкольной работы БГО // http :// borisoglebskaya - spyutur . webnode . ru / kraevedenie - i - muzeevedenie / issledovatelskie - raboty /.

    Край воронежский. Топонимика // http ://край36.рф/ index . php / toponimika .

    Поворино. // http :// ru . wikipedia . org / wiki /Поворино.

    Поворинский район. // http :// ru . wikipedia . org / wiki /Поворинский район.

    Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля // .

    Топонимические предания Воронежской области. // http :// www . vantit . ru / toponymic - legends - of - the - voronezh - region . html .

Приложение

Состав Поворинского района (карта)

В состав района входит 9 поселений: городское поселение - город Поворино (обозначено на рисунке цифрой 1), а также Байчуровское (2), Вихляевское (3), Добровольское (4), Мазурское (5), Октябрьское (6), Песковское (7), Рождественское (8) и Самодуровское сельские поселения (9).

Поворино на карте Воронежской области

«Отечество -2012»
Исследовательская работа по краеведению

«Моя земля, мои земляки…»
«Летопись родного края»

(История села как зеркало отражения

прошлого России)

Судаков Дмитрий Евгеньевич

ученик 10 класса

МБОУ Верхнеспасской СОШ

Рассказовского района
Руководитель

исследовательской работы:

Платонова Н.В.

учитель истории и обществознания

МБОУ Верхнеспасской СОШ

Рассказовского района

^ I. Введение. Актуальность работы
«Познавайте свою страну, свой край,

свой колхоз, свою горушку

или речонку, не бойтесь,

что мала эта горушка и река,

ведь из малого вырастает большое».

А.Ферсман

тему :

целью считаю:

Задачи

^ II. Основная часть.

Никто не знает из селян, как, кем и когда начала заселяться территория теперь широко раскинувшегося прибрежного села Верхнеспасское. В его истории, как в зеркале, отразилась история страны.

Первое упоминание о нашем селе относится к началу XVIII века. Оно было образовано, как застава от набегов кочевников позже 1699 года, на землях данных Спасскому монастырю города Переславля – Рязанского.

Однако в прикладной книге 1702 года сохранилась запись: «Часовня Покрова, в вотчине Спасова монастыря, в селе Верхах. У тое часовне двор, попа Василия… Да в приходе к той часовне двор монастырской, да тридцать девять дворов монастырской, да тридцать девять дворов крестьянских».

Со 2-й половины XVIII века село, Верхи стало именоваться «Верхнее Спасское».

Село Верхнее Спасское называется новопоселенным и его возраст соответствует дате записи. Выходит, что село Верхнеспасское – ровесник Петербургу, который в это время закладывался на берегах Невы Петром I!

По именной ведомости в 1724 году население села Верхнее Спасское (в дальнейшем Верхнеспасское) составляло 250 ревизских душ (учитывалось, только мужское население). В числе жителей села были крепостные крестьяне, которые принадлежали к Спасову монастырю Переславля-Рязанского. Сохранились в записи фамилии переселенцев: Потап Герасимов, Иван Копылов, Федор Тимофеев, Ефим Лаврентьев, Филипп Сафонов и другие. Из далекого прошлого, шли корни трудолюбивых жителей села.

В 1778 году в Верхнеспасском 223 двора с населением 920 мужчин и 1000 женщин. По тем временам цифра огромная. По документам третьей переписи 1866 году в селе 590 дворов, 5126 душ, одна церковь, две мельницы. Среди жителей были не только служивые люди-однодворцы для расселения, которых и возникали села такие как наши, но и помещики со своей дворовой прислугой и крепостными крестьянами. К 1886 году село Верхнеспасское являлось третье по величине село в Тамбовском уезде.

Верхнеспасское – степное село, куда не кинь взгляд – кругом поля и приречные луга. Река не широка и, причудливо петляя, от самых Каменных Озерок неторопливо катит свои воды. Она имеет свое романтическое название - Лесной Тамбов. Странно звучит ее имя, кругом, что называется, нет ни палки, а она носит название лесной. Возможно, когда-то здесь были леса, и старожилы по правде дали такое имя? Кто знает, время беспощадно меняет ландшафты.

Природа нашего села была нетронутой. Лесостепной ландшафт выражен был резко. Природные условия были благоприятными (черноземные земли, лес, пастбище, сенокосные угодья, река) для занятия сельским хозяйством. Но жизнь первых переселенцев была трудная и тревожная. Среди старожилов села сохранились рассказы о том, что на юге села лежали места необжитые «Дикое поле», где обитали какие-то неведомые, таинственные люди. Эти рассказы старожилов подтверждаются и документами: « …и на той данной земле того Спасова монастыря архимандриту с братьею велели монастырских крестьян селить вокруг того селения, построить надолбы (надолбы – род вкопанных в землю обрубков дерева, иногда соединенных между собой связью) , чтобы от неприятельских людей жить было бережно». (Грамота из приказа Большого дворца тамбовским воеводам о передачи той земли Спасскому монастырю).

Когда первые поселенцы выходили в поле на работу на возвышенных местах, на особых вышках выставлялись сторожевые посты. Увидев скачущих из степи конников, наблюдатели постовые давали, сигнал тревоги и работающие уходи в село.

Хозяйство первых поселенцев села Верхнее Спасское было натуральное: ничего не продавали и ничего не покупали, пользовались тем, что давало свое хозяйство. Одежду шили свои портные из овчин, нитки и ткани делались изо льна. Ткали на ручных станках. Жили в курных избах с печами без труб, с маленькими окошечками затянутыми бычьими пузырями, светили лучиной.

Само собой разумеется, что ни о какой культуре как мы ее понимаем теперь, не было и речи: ни школ, ни книг, ни газет ничего не было.

Шли годы, жизнь хотя и медленно, но изменялась.

Были такие помещики-земледельцы как Загряжские, Бумаковы, Крюгоноковы. Крестьяне стали арендовать землю, нужны были деньги для уплаты аренды. К тому времени Рассказово стало большим торговым и промышленном селом, где появилось богатое купечество и выросла буржуазия (фабриканты братья Асеевы, Рагозин, Желтовы).

В селе Верхнее Спасское была организована церковно - приходская трехклассная школа. Затем в 1910 году открыта земская школа, двухкомплектная, которая не могла вместить всех желающих детей крестьян и получить грамоту. Поэтому в 1913 году приступили к строительству кирпичного двухэтажного здания, в котором с 1916 годы начались занятия в начальной школе. Занятия проходили в три смены.

Но наступило время Гражданской войны, в селе свирепствовали банды Антонова и Матюхина. Они скрывались в лесах Тамбовского и Рассказовского уездов. Отряды делали внезапные налеты на соседние деревни с целью добычи продовольствия. Частым набегам подвергались села Коптево, Кобылинка, Верхнеспасское, Хитрово. Для борьбы с атаманами был вызван комбриг Котовский. Ликвидация по разгрому банд прошла успешно.

После гражданской воины жизнь сельчан стала налаживаться. В 1920 году был образован Верхнеспасский сельский совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.

До 1929 года были единоличные хозяйства. Село делилось на три земельных района. Первый земельный район: Старая Голобовка, Новая Голобовка, Чекуновка, Аул, Глаиновка. Второй земельный район: Гронькина, Комаровка, Фаминовка, Лысеевка, Кучуровка, Сиднёвка, Школьная. Третий земельный район: Новая Моисеевка, Старая Моисеевка Самодуровка, Кошелевка, Балдон, Осиновка.

В 1928 году было организовано товарищество совместной обработки земли. Они имели трактор «Фордзон», первым трактористом был Иван Кочергин (проживающий в городе Котовске). В селе были Мельницы механические: первая на Старой Осиновке, у Тормышовых Василия Михаиловича и Ивана Петровича; вторая на Моисеевке у Тормышовых. Так же имелась и водяная мельница в конце Новой Осиновки.

В 1930 наше село стало на путь коллективного ведения хозяйства. Колхозы нашего села «Им. Ленина» и «Победа» стали с каждым годом пополняться отечественными земледельческими машинами. Колесными и гусеничными тракторами «ХТЗ», «ХТЗ-НАТИ», «К -700», «К701», комбайнами «Коммунар», «Нива». Техника сосредотачивалась в МТС.

В 1931 году была открыта семилетняя школа, затем – три начальных школы.

Мирный труд нашего народа был прерван вероломным нападением 22 июня 1941 года фашистской Германией. Как и вся страна, жители нашего села перестраиваются на военный лад. Село стало трудиться на оборону.

В первый же день войны лучшие сыны нашего села ушли на фронт. Женщины и подростки стали работать в колхозах села. Готовили теплые вещи фронтовикам. Отдавали свои сбережения на строительство танковой колонны «Тамбовский колхозник». Жители нашего села геройски сражались на фронтах Великой Отечественной войны, за что были многие удостоены правительственных наград.

После окончания войны неузнаваемо изменилось наше село.

На апрель месяц 1965 года в селе 1135 домов, 4180 человек населения. С 1958-1964 год построено 370 домов.

Село электрифицировано, радиофицировано с 1964 года. В каждом доме есть электрические утюги, электрические плитки.

Были открыты объекты соцкультбыта – библиотека с 12 тысячами книг, больница на 35 коек, амбулатория, аптека. В 1964 году построен клуб на 250 мест. При школе был открыт интернат, который давал возможность обучаться детям из соседних деревень (Коптево, Кобыленка, Хитрово, Алексеевка). Большое значение в развитии школы в это время имела пионерская организация. В 1998 году в село пришло голубое топливо.

В период перестройки тяжело было людям нашего села. Во всех сферах жизни общества был кризис, безработица, долги по зарплате. Но и тогда наши жители смогли выстоять и не пасть духом.

И как духовный символ строится Введенская церковь. Она ещё не достроена, но люди уже идут в храм в поисках душевного покоя и тепла.

Идея восстановления церкви возникла у местных жителей в 1990-х годах, но к реализации плана преступили гораздо позднее. Восстановительные работы ведутся на пожертвования местных жителей и средства уроженца села А. Попова.

На Верхнеспасской земле работали и работают люди, отличающиеся своим трудолюбием, хорошими производственными показателями. За долгий и плодотворный труд многие уроженцы села удостоены государственных наград.

Это Рыбина Нина Васильевна – заслуженный учитель РСФСР, кавалер знака «Отличник народного образования», Почетный гражданин района.

Болтнев Анатолий Михайлович – профессор, преподаватель университета им Державина.

Баранов Валентин Петрович – профессор, историк, писатель.

Кочергина Людмила Викторовна – заслуженный работник сельского хозяйства РФ.

Отрадно, что и сегодня, жители села добросовестно трудятся в сельском хозяйстве и в сферах образования, медицины культуры, делая все возможное для сохранения и развития экономического и социального потенциала как села, так района.


  1. Заключение.

Прежде всего, необходимо помнить о значении краеведения в деле воспитания патриотизма и гражданственности. Любовь к Родине всегда конкретна: это любовь к своему дому, городу, селу, родному краю. А для того чтобы полюбить свой край, необходимо знать его историю.

Полученный мной материал я использовал в творческой работе районного конкурса «Моя земля, мои земляки…» и в создании исследовательской работы «История села как зеркало отражения истории России»
Литература:


  1. Баранов В.П. Люди и память / В.П. Баранов - Т. : Изд-во ТГУ им. Г.Р, Державин, 2001. 751 с.

  2. Степанов А.Н, Край мой Тамбовский/ А.Н. Степанов – Т.: - 2003. 156 с.

  3. Черников А.А. Город Рассказово и его окрестности/ Черников А. А. - М., 2004. - 176 c.

  4. Выписка из ЦЕНТРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА ДРЕВНИХ АКТОВ / м.: г -48 №665;

  5. Ресурсы интернета

Тезисы

к исследовательской работе по краеведению

«Моя земля, мои земляки…»

Номинация: «Летопись родного края»

«История села как зеркало отражения прошлого России»

^ Руководитель исследовательской работы: Платонова Н.В., учитель истории и обществознания МБОУ Верхнеспасской СОШ Рассказовского района
Одним из самых активных и творческих форм приобщения человека к истории издавна было краеведение.

Краеведение- это, собственно, ведение, то есть изучение родного края. Сюда относится знакомство с историей, географическими особенностями, природой и хозяйственной деятельностью того места, где живёшь.

Невозможно осмыслить и понять процессы, происходящие в мире, не зная местных особенностей, ведь каждое маленькое село и есть мир в миниатюре.

Изучая свой родной край, начинаешь искренне любить его. Чувство привязвнности к малой родине перерастает в любовь ко всей Отчизне. Любовь к Родине всегда конкретна: это любовь к своему дому, городу, селу, родному краю. А для того чтобы полюбить свой край, необходимо знать его историю.

Ничто, как краеведение, не служит воспитанию чувства патриотизма. Патриотизм - одно из качеств, без которых непредставимо построение в России передового общества.

Край мой родной, край мой Рассказовский, село моё – Верхнеспасское... Край необозримых хлебных полей и лесных массивов, безграничных степных просторов, зеленых балок и речных долин с цепочками селений, прямых, как стрела, шоссейных магистралей, торопливо бегущих вдаль высоковольтных линий.

Село Верхнеспасское большое и многолюдное. Городские жители и представить себе не могут, до чего здесь, в селе, красива природа. Неяркие и неброские ландшафты края таят в себе скромную, неповторимую красоту и потому особенно любимы нами. Они вдохновляли поэтов и художников на создание замечательных произведений литературы и искусства, они остаются в созна­нии людей, родившихся и выросших здесь, как символы нашего прекрасного Отечества.

Многие поколения наших предков жили на этой земле, находились на ничем не обозначенной границе леса и степи. Долгие годы проживания в суровых, экстре­мальных условиях выработали у нашего народа, у моих земляков, особый характер. Добрые и отзывчивые к чужой беде и страданиям, суровые и непреклонные к врагам, долготерпеливые в испытаниях и бедствиях.

И вот здесь проходит мое счастливое детство, за которое я должен быть благодарен своим предкам.

А как жили они - люди прошлых веков? О чем они мечтали, на что надеялись? Эти вопросы интересуют меня и моих современников до сих пор.

Поэтому для исследовательской работы я выбрал тему :

«История села как зеркало отражения прошлого России», где основной целью считаю:

Изучение истории села Верхнеспасское с момента заселения местности до сегодняшних дней, его прошлого и настоящего.

Задачи исследовательской деятельности:

Изучить и проанализировать исторические документы;

Систематизировать материал в рамках краеведческой работы;

Изучить краеведческую литературу;

Осуществить беседу со старожилами села.

В процессе исследовательской деятельности я работал с документами центрального архива древних актов, архивными материалами школы беседовал со старожилами села.

В ходе осуществления поисковой работы мной были получены сведения по истории села, первых лет его развития, о жизни и деятельности первых поселенцев, развитии сельскохозяйственной деятельности села, трудовых и культурных традиций, истории своей школы, так как это является важнейшим средством в воспитании чувства любви к малой и большой Родине.

Полученный мной материал я использовал в творческой работе районного конкурса «Моя земля, мои земляки…» и в создании исследовательской работы «История села как зеркало отражения истории России»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Фёдоровская начальная общеобразовательная школа №4»

п.г.т. Фёдоровский Сургутского района

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры


Исследовательская краеведческая работа

«По родным дорогам всей семьёй»

Выполнил:

Кондрашов Денис

Сургутский район, п.г.т. Фёдоровский,

МБОУ «Фёдоровская начальная общеобразовательная школа №4», 3 «а» класс

Руководитель:

Казазаева Татьяна Георгиевна

2012 г.

ПО РОДНЫМ ДОРОГАМ ВСЕЙ СЕМЬЁЙ

Кондрашов Денис Сергеевич, 10 лет

Россия, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Сургутский район, городское поселение Фёдоровский

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Фёдоровская начальная общеобразовательная школа №4», 3«а» класс

Описание проекта

Цель работы: изучить влияние исторического родословия на формирование основ патриотизма.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

    Посредством семейных туристических поездок посетить исторические места, родные края членов семьи Кондрашовых, традиции и обычаи предков.

    Овладеть компьютерными программами для создания семейной видеоколлекции.

    Заинтересовать сверстников и окружающих изучением истории своего рода.

    Выявить влияние родословия на развитие чувства гуманизма и гордости за свою семью и страну.

Итогом работы стало создание видеоколлекции «По родным просторам всей семьей», летописи семьи Кондрашовых-Сотниковых, заслужившей Диплом I степени «За заслуги в изучении истории своего рода» от губернатора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Н.В. Комаровой, пополнение Интернет-пространства сведениями о жителях Тюменской, Томской, Амурской областей и Алтайского края. Туристические поездки по значимым для семьи местам, участие и победа в городском и окружном конкурсах «Семья года» в г.Сургуте и г.Ханты-Мансийске, участие в Форуме семей Уральского федерального округа «Уральская семья» в г.Екатеринбурге и Всероссийском форуме «Дом семьи - Россия» в г.Санкт-Петербурге, в конкурсе «Наша креативная родословная» способствовали развитию патриотических чувств всех членов семьи. Созданные Клуб юных историков, генеалогический сайт на . MyHeritage. ru и поиск единомышленников в единой школьной сети www lassnet. ru позволили заинтересовать сверстников и окружающих изучением исторического прошлого семьи и страны.

Содержание

Введение стр. 2

Глава I. Семейный туризм, изучение истории своего рода, их значение в воспитании патриотизма.

      История возникновения родословных и современность. стр. 4

      Истоки патриотизма – в семье. стр. 5

Глава II. По родным просторам всей семьёй: исследование исторического родословия Кондрашовых

2.1. Изучение мнения школьников о патриотизме и традициях рода. стр. 6

2.2. Исследование материала об истории семьи и страны. стр. 6

2.3. Анализ результатов проведённой работы. стр. 8

Заключение стр. 9

Литература стр. 10

Приложение

Введение

Второклассник, ученик, человек… Я – сын своих родителей Натальи и Сергея Кондрашовых, внук своих бабушек и дедушек, россиянин, а чувство Родины неотделимо от чувства истории. В последние годы воспитание патриотизма становится задачей государственной важности. В энциклопедиях патриотизм описывается как принцип или чувство человека, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины. Почему же так мало патриотов в наше время?

Поэтому актуальность данного исследования определяется следующим:

Основой патриотизма для таких, как я, младших школьников, должно стать изучение истории семьи и страны;

Семейный туризм – хорошая возможность для изучения истории своего рода;

Необходимо приобщать всех членов семьи и моих сверстников к изучению родословной, как источника развития чувства рода и Родины.

Материалы в газетах и журналах отмечают роль героических традиций и обычаев семьи в патриотическом воспитании детей. Учёные считают, что государство сильно не только мощью своей армии, твёрдостью своих законов и богатством своей земли, но и крепостью входящих в него семей, а семейная летопись – это не просто рассказ о нескольких человеческих судьбах или о целом роде, это повествование об истории всего государства. Значит, летопись семьи будет моим вкладом в историю России.

Целью исследовательской работы является изучение влияния исторического родословия на формирование основ патриотизма.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

    Освоить способы поиска и сбора сведений о семье и стране, познакомиться с историческим прошлым семьи, составив родословную.

    Овладеть компьютерными программами построения родословных.

    Заинтересовать сверстников и окружающих изучением истории своего рода, обеспечивая сохранение семейных традиций.

    Выявить влияние родословия на развитие патриотических чувств младших школьников – гуманизма и гордости за свою семью и страну.

Была выдвинута гипотеза: изучение исторического родословия своих семей младшими школьниками будет способствовать развитию патриотизма.

Объект исследования - патриотические чувства учащихся начальной школы. Предмет исследования – историческое родословие как основа формирования патриотизма.

Новизна исследования состоит в следующем:

    Проблема патриотического воспитания изучается с позиций школьника.

    Видеоколлекция о туристических поездках по следам своих предков, составленная школьником, сопровождается стихотворениями семейного сочинения.

    Поиск заинтересованных сверстников проводился не только среди одноклассников, но и через детский интернет - сайт.

    Новым является способ оформления родословной в виде настенного семейного Дерева и Архива семьи. Освоена новая компьютерная программа для составления родословия семьи.

Практическая значимость заключается в возможности использования собранных материалов для проведения мероприятий с детьми в школе и других учреждениях.

Методы исследования : анализ литературы; анкетирование, опрос; сравнительный анализ исторических материалов; эксперимент.

Источники устной информации : рассказы близких родственников, встречи с членами генеалогических обществ.

Источники документальной информации : архивы, музеи, ресурсы Интернет.

Этапы проведения исследования :

I. Информационно-накопительный:

Сбор данных о членах семьи, условиях их жизни, традициях;

Поиск родственников и установление контактов с ними.

II. Практический:

Изучение представлений сверстников о патриотизме и традициях семьи, организация Клуба юных историков среди одноклассников;

Организация семейных туристических поездок по родным местам;

Размещение на Интернет-сайте для школьников www lassnet . ru информации о поиске единомышленников, создание семейного Древа на Интернет-сайте www . MyHeritage . ru , о формление альбомов «Древо жизни семьи Кондрашовых», «История семьи» и семейного музея по результатам изучения родословной, презентация результатов деятельности;

Создание коллекции семейных видеофильмов;

Участие в общешкольных, районных, окружных и Всероссийских мероприятиях.

IV. Контрольный этап

Проведение опроса одноклассников, анализ результатов и подведение итогов.

Ожидаемые результаты :

Привлечение внимания школьников и взрослых к истории семьи и страны, семейным традициям;

Популяризация семейного туризма;

Появление у сверстников чувства любви и уважения к родителям, близким и дальним родственникам, чувства гордости за свою семью.

Формы представления результатов исследовательской деятельности:

Видеоколлекция «По родным просторам всей семьёй»: клипы, фильмы. мультимедиапрезентации;

Графическое изображение родословной в виде схемы,

Объёмная композиция Дерева семьи из атласных лент;

- «Архив семьи» – летопись в ларце;

Буклет «Традиции семьи»;

Генеалогическое Дерево на Интернет – сайте www .My Heritage.ru;

Презентация результатов проекта на I районном конкурсе исследовательских работ младших школьников «ЮНИОР» в рамках Всероссийской научно-социальной программы для молодёжи «Шаг в будущее»;

Музей семьи «История семьи в документах», «Боевая слава семьи»;

Выставки семейного музея и творчества в Центре помощи семье и детям «Зазеркалье» г.Сургут, в культурно-досуговом центре «Югра-Классик» г.Ханты-Мансийск, участие во Всероссийской выставке «Твоя родословная – твой дом» г.Санкт-Петербург;

Глава I. Семейный туризм, изучение истории своего рода, их значение в воспитании патриотизма.

      История возникновения родословных и современность.

Знакомство с историей необходимо каждому человеку. А история страны – это множество историй семей. Заинтересовавшись вопросом, откуда пошли родословные семей, нами была изучена детская литература по истории и генеалогии. Удалось узнать о первых родословиях - ещё первобытные люди создавали предания об истории своей семьи, потом появились частные родословцы или родословники, получившие название родословных росписей или родословных книг и включающие списки членов одной фамилии, рода, по порядку. На Руси родословные росписи служили подтверждением высокого происхождения, богатства и службы князьям. Интересно, что в первые русские родословные не заносились имена женщин. Древнейшим родословцем является «Государев родословец» 1555 года. Согласно историческим данным, через сто лет московское правительство решилось на память потомкам составить общую родословную книгу для всех фамилий – это была «Бархатная книга», в которую вошли только самые знатные роды.

Родословцы, родословники и родословные росписи были главными источниками для последующих родословных книг, другими источниками служили разрядные книги, боярские списки, временники и летописцы, церковные книги.

Как стало известно, в последние годы повысился интерес к неизвестным сторонам истории страны, семьи, фамилии, рода. Интерес людей к изучению родословных способствовал возрождению науки генеалогии. Её истоки уходят своими корнями в первобытный строй, где особое значение имело кровное родство, и рассказы о предках передавались из поколения в поколение.

В настоящее время существуют историко-родословные, генеалогические общества, которые объединяют людей и целые семьи, желающие изучать родословные, продолжать династию своих предков.

Некоторые семьи пытаются найти родственников по Интернету, рассылая однофамильцам письма, в которых вкратце описывается история семьи с указанием названий городов и районов, фактов из жизни, редких фамилий, прозвищ, и с просьбой ответить в случае совпадения сведений.

Следуя семейной традиции – путешествовать всем вместе, было решено во время поездок изучать историческое прошлое семьи, обычаи и нравы рода Кондрашовых и всех фамилий, входящих в Семейное Дерево жизни.

Исследовав страницы Интернета, удалось узнать, что создается множество сайтов, которые позволяют найти своих родственников, встречаются страницы, содержащие список ветеранов войны, имена священников, тысячи русских фамилий. Данные тексты оказываются ценными для учёных - историков и для нас, обычных людей, потому что содержат редкие факты, как о больших событиях, так и о простом народе. В то же время родословные на сайтах историков содержат лишь наиболее важные факты из жизни предков, они не всегда интересны для нас, школьников. Кроме родословных в книгах, журналах и на Интернет-сайтах есть родословные семей, которые сами решили сохранить память о своих предках со всеми подробностями, и даже семейными легендами, обычаями и приметами.

Таким образом, удалось выяснить, что интерес людей к изучению родословных уходит своими корнями в первобытный строй и возрождается в настоящее время. Приобщение всех членов семьи и моих сверстников к изучению истории своего рода, способов составления родословных поможет и детям, и взрослым в поисках своих корней. Семейный туризм становится новым средством привлечения внимания окружающих к возрождению семейных традиций и родословия. Летопись – это не просто рассказ о нескольких человеческих судьбах или даже о целом роде, это повествование об истории всего государства. Судьба России – это во многом история семей в череде сменяющих друг друга поколений. Думаю, что летопись моей семьи будет моим вкладом в историю России, моей великой Родины.

      Истоки патриотизма – в семье.

Исследуя историческое прошлое семьи, изучая литературу, мне пришлось часто встречать утверждения о том, что среди современных детей и подростков нет патриотов, любящих свою Родину. Так Д.Д. Данилов, Г.Э. Белицкая в своих работах пишут, что главным для становления патриотизма у детей должно быть воспитание любви к родному дому, природе, культуре и к малой Родине, то есть к тому краю, где человек родился.

Е.В. Бибикова поддерживает их мнение и говорит, что знакомство с историей семьи, рода, с родным краем, народными обычаями формирует у детей такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины.

Прочитав в газете «Память рода», что трудности, которые встречают дети и их родители в жизни, привели к появлению неуважения к своей стране, её прошлому, культуре, истории, пришлось задуматься о моём будущем.

Ведь мы живём среди людей, в своём посёлке, районе и округе. А если люди вокруг меня не уважают традиции семьи и страны, то как мне в одиночку спасти память о своих родных?

Для поиска решения проблемы был найден способ: через туристические семейные поездки заинтересовать окружающих и найти единомышленников, которые понимают, что без прошлого нет будущего. А будущее – это мы, наши дети, которых надо будет воспитывать достойными примерами. Поэтому было решено изучить свою родословную и пробудить интерес к возрождению семейных традиций у детей, ведь жизнь каждой семьи – это часть жизни страны, а главное условие воспитания патриота – дела и поступки близких людей.

Итак, можно сделать вывод, что патриотизм включает в себя знания об исторических корнях своей семьи и Родины, чувство уважения к другим людям, любовь к своему родному краю и стремление показать себя в добрых делах, а развитию патриотизма помогает изучение родословия семьи и семейный туризм.

Глава II. Исследование исторического родословия семьи Кондрашовых как источник развития патриотизма.

2.1. Изучение мнения школьников о патриотизме и традициях рода.

Изучить заинтересованность моих сверстников историей семьи удалось, проведя опрос. Опрос проводился в сентябре 2009 года среди учащихся Фёдоровской начальной школы №4 Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Я опрос провёл первичный в школе, средь учеников:

Жизнь отдать за Родину кто из вас готов?

Кто такой он, патриот? Как семья у вас живёт?

Есть ли связь у поколений, как традиции хранят?

И, признаюсь, господа вам, удивил опрос меня…

Все ребята говорили, будто Родину любили.

Но традиции веков не хранил из них никто.

Разработав несложную анкету и предложив одноклассникам ответить на её вопросы, мы получили довольно печальные факты. Так, из 17 моих сверстников лишь 4 интересовались историей своего рода, 1 девочка знала, кто такие патриоты и всего 1 мальчик знал о своих не очень древних корнях.

Как же будет жить Россия? Как же Родина моя?

И тогда придумал сразу, как проблему решу я.

Корни все я раскопал – родословную собрал…


2.2. Исследование материала об истории семьи и страны.

Первоначальной задачей было изучение истории рода Кондрашовых-Сотниковых и создание семейного музея. Конечно, это потребовало много времени и огромной поисковой работы. Моё родословие – последовательный перечень поколений семьи, её традиций, условий жизни. Среди моих предков были разные люди, они имели разные профессии, судьбы, но неизменным оставалось одно: все они честные, трудолюбивые, любящие свою малую Родину. У каждого члена семьи – своя история, а все вместе взятые они составляют историю края, области и страны.

Вместе с ближайшими родственниками удалось изучить уклад жизни алтайских крестьян и казаков рода Тырышкиных по линии мамы Натальи Георгиевны, томских ханты Маргиных по линии папы Сергея Семёновича, староверов Кондрашовых и найти сведения даже о графе Баранове, служившем при Иване Тёмном на коне и с саблей, ставшие основой герба графов Барановых. Найдя забытые фамилии и старые фотографии, удалось встретиться и побеседовать с удивительными людьми, узнать семейные тайны и легенды…

Давным-давно на Алтае одна бедная женщина подбросила в плетёной корзинке младенца - нашего прапрадеда Николая на крыльцо белого офицера из рода казаков Иллариона Тырышкина. Офицер был добрым человеком и приютил у себя подкидыша Колю, своих детей в семье не было, и мальчика вырастили как родного, окружённого теплом и лаской. Вырос Николай Илларионович невысоким чернявым казаком, занялся торговлей, и встретил свою судьбу – красавицу Марию Григорьевну Камбалину, «россейскую, с Запада Сибири». В 1924 году родился у них мальчик Павлик, ставший через 50 лет нашим любимым прадедушкой. Отсюда берёт своё начало учительская династия моей семьи. Оказалось, что среди моих родственников 12 педагогов, кандидат наук, Почётный работник общего образования, 3 воспитателя, два заведующих детским садом, 4 учителя начальной школы, 2 директора школы, есть лингвист, физик, и школьные психологи.

Вторая трудовая династия идёт по линии папы Сергея – главы семьи. Все мужчины в его роду занимались пчеловодством. Истоки рода пчеловодов Кондрашовых – в таёжных местах Томской области. Прадед Абрам, родившийся в 1898 году, занимался пчеловодством, лечил бедный люд от болезней мёдом. Свои знания он передал племяннику Семёну, который продолжил дело и привил любовь к пчеловодству своему сыну Смёну Семёновичу и внуку Сергею. С тех пор это призвание не проходит ни от возраста, ни от перемены места жительства, призвание это у моего папы на всю жизнь. Поэтому каждое лето мы выезжаем всей семьёй на любимую алтайскую пасеку.

Исследуя историю семьи, удалось восстановить связи с членами рода Кондрашовых-Сотниковых-Казазаевых, поучаствовать в туристических походах и поездках по историческим местам, где жили наши предки: Архиерейский дом, Казанская и Успенская церковь в городе Бийске Алтайского края, усадьба Саржевских в селе Сростки (монумент В. М. Шукшина), Тавдинские пещеры на Алтае, краеведческий музей и Самаровский чугас в г.Ханты-Мансийске, отыскать родственников в Санкт-Петербурге и Магаданской области. Беседы и переписка с близкими людьми моих бабушек и дедушек дали возможность узнать об интересных моментах жизни, о традициях, обычаях и семейных праздниках.

Все полученные сведения удалось соединить в родословную книгу – Архив семьи Кондрашовых, оформленную с помощью родителей в виде старинного ларца, внутри которого находятся два тома семейной истории. Первый том описывает две трудовые династии семьи – четыре поколения учителей и четыре поколения пчеловодов. Во втором томе - описания жизни членов семьи, данные о трудовой деятельности и семейных ценностях. Заинтересовав исследованием свою маму, я смог поучаствовать в создании рукотворного Дерева семьи из ткани.

Успешное участие вместе с родителями в выставке старинных семейных фотографий, реликвий, документов и Летописи семьи в г.Сургуте, победа в номинации «Древо жизни» конкурса «Семья года-2009», участие в выставке сочинений-рассказов «Непридуманные герои», посвящённой 65-летию Победы в Великой Отечественной войне, участие в выставке «Моя семья в истории Победы» в г.Ханты-Мансийске и победа в номинации «Древо жизни» конкурса «Семья года Югры», создание Клуба юных историков, победа в школьном конкурсе «Традиции нашей семьи» - всё это доказало важность проводимой работы и активный интерес не только моих одноклассников, но и всех окружающих к историческому родословию.Но главным достижением считаю сплочение всех членов семьи. Поддерживая идею возрождения традиций рода Кондрашовых, был воссоздан семейный ансамбль «Кондрашата» после 10-летнего перерыва. Участвуя в фестивалях семейного творчества и концертных программах, я и мои родные призываем всех граждан страны изучать историю семьи и своей малой Родины.

Одноклассников позвал – клуб историков создал,

На С lassnet , MyHeritage ссылки разместил,

Родословные узнать всех их пригласил…

В итоге, благодаря нашим усилиям, сведениями о жителях Тюменской, Томской, Амурской областей и Алтайского края пополнился Интернет, публикации в газетах и журналах об участии семьи нашей в выставках и конкурсах привлекли внимание и детей, и взрослых к семейному досугу и генеалогии. Созданная всей семьёй летопись, заслужила Диплом I-й степени за изучение истории своего рода от губернатора Ханты-Мансийского округа. Древо жизни семьи Кондрашовых было удостоено II места на конкурсе «Наша креативная родословная» в рамках Всероссийского форума «Дом семьи – Россия». За презентацию проекта «Историческое родословие – основа патриотизма» получено звание лауреата районного конкурса «Юниор» в номинации «За верность Родине» в г. Лянтор. Выступления семейного ансамбля «Кондрашата» были отмечены Дипломами фестиваля «Семейный праздник» в г.Санкт-Петербурге и Благодарственным письмом полномочного представителя президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе на форуме «Уральская семья».

Как мне этим не гордиться? Это ли не результат?

Изучать семью, Россию каждый школьник будет рад!

В процессе работы над проектом я пришёл к выводу, что знакомство членов моей семьи и моих сверстников с историей рода, с родным краем и традициями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотами и гражданами своей Родины. Итоговым результатом стало активное участие моих одноклассников в изучении истории своей семьи, в выставках семейного творчества, конкурсах для семей, проявление ими внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.

2.3. Анализ результатов проведённой работы.

Проводя контрольный опрос в октябре 2010 года, уже не было сомнений, что одноклассников, заинтересовавшихся историей семьи и страны, чувствующих гордость за свою Родину, стало намного больше. Результаты контрольного исследования показали: 9 человек увлечены историей семьи, узнают о традициях своих предков, 8 гордятся достижениями своей семьи, значит, патриотические чувства у них стали более развитыми.

По результатам наблюдений за членами семьи можно сделать вывод, что семейный туризм, возрождение семейного ансамбля и общая увлечённость историей рода Кондрашовых помогли восстановить давно забытые родственные связи с членами семей Сотниковых в Санкт-Петербурге, Фильцановых, Вязовченко, Тырышкиных в Алтайском крае, Потёмкиных в Татарии. Знакомство с председателем Союза возрождения родословных традиций В.В. Бибиковым позволило погрузиться в далёкое прошлое купцов Кондрашовых и получить на память фотографию закладной доски из Гребневской церкви, где среди основателей значатся «Кондратовы дети» - наши предки.

Заключение

Много нового и интересного я узнал о своих предках в туристических поездках по родным просторам всей семьёй, готовя этот материал, и моя гордость за них - это невидимая нить, которая называется связью поколений.

В ходе исследования удалось заинтересовать одноклассников и их родителей изучением родословия, найти единомышленников за пределами посёлка: на предложение в Интернете изучать историю своей семьи и обмениваться информацией откликнулись школьники из г. Муравленко, г. Новокуйбышевск, г.Владивосток, г.Минусинск.

Участие в семейных выставках и победа в творческих конкурсах вызвали чувство гордости за мою семью и за то, что мои родные сумели сохранить красоту традиций предков.

В будущем эту гордость я передам своим детям, и они не вырастут «иванами, не помнящими своего родства». Самое трудное и достойное на земле – прожить обыкновенным хорошим человеком, пусть не знаменитым, не выдающимся, но надёжной опорой тем, кто живёт рядом. Я верю, не прервётся нить, связывающая поколения нашей семьи. И в моих детях и внуках будет жить любовь к родителям, к своему родному краю, к великой России.

Список литературы

    Бибикова Е.В. Занимательная генеалогия. -Ярославль, 2008.

    Вокруг тебя – мир. / Сост. К.Сухарев-Дериваз. В.Ю. Выборнова.- М, 2001.

    Горбаневский, М.В. В мире имен и названий. - М. : Знание, 2001.

    Данилов Д.Д., Белицкая Г.Э. и др. Человек и человечество. Вводный курс истории для детей. – М., 2003.

    Иллюстрированный энциклопедический словарь. – М., 2005.

    Можаров Н.Д. Как составить свою родословную. – Кострома, 2000.

    Человек в истории – Россия, ХХ век. –М., 1999.

    Цибизова Е.И. Роль семьи в формировании чувства гражданственности и патриотизма у младших школьников. – М., 2009.

    Интернет-ресурсы: сайт «Российские династии», «Всероссийское генеалогическое древо», . softkey. info; www. kraevedenie.chat.ru; www. svrt.ru.

ОТЛИЧИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТ ДРУГИХ ВИДОВ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Под исследовательской деятельностью понимается форма организации образовательной работы, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования. Основным отличительным признаком исследовательской деятельности является наличие таких элементов, как практическая методика исследования выбранного явления, собственный экспериментальный материал, анализ собственных данных и вытекающие из него выводы. При реализации творческой деятельности главным является подход, а не состав источников, на основании которого выполняются работы. Это особенно показательно в гуманитарных областях. На одних и тех же источниках возможно выполнить и реферативную, и исследовательскую работу. Суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и произведенных на его основе выводах. Суть реферативной работы в подборе материала из первоисточников, наиболее полно освещающих избранную проблему.


История и экономика поселка. Работа по этому направлению состоит в изучении истории конкретного поселка, его домов, семей, демографической ситуации в целом, современного экономического состояния и сравнении с архивными данными о прошлом этого селения. Для этого изучаются архивные данные, записываются устные рассказы старожилов. -Фольклор и этнография. Ребята по этой специализации, работая с жителями деревни, записывают фольклорные тексты, предания, выявляют существующие фольклорные жанры, изучают особенности бытования на современном этапе семейной и календарной обрядности, составляют план поселка, на который наносятся местные топонимы. «История семей и домов поселка Шхафит», «Семья в традиционной культуре как фактор социализации», «Современное состояние семейной обрядности в адыгейской диаспоре Сочи» и т.п.


Определение методов исследования Метод (от греческого слова methodos) – способ, приём познания явлений окружающего мира. Подумать самостоятельно; Посмотреть книги о том, что исследуешь; Спросить у других людей; Познакомиться с кино– и телефильмами по теме своего исследования; Обратиться к компьютеру, посмотреть в сети Интернет; Понаблюдать; Провести эксперимент.


Библиографический поиск литературы по теме. Предлагается учащимся начать поиск литературы с домашней библиотеки, постепенно расширяя его. За помощью о необходимой литературе можно обратиться к друзьям, знакомым, родственникам, посетить школьную, городскую библиотеку, библиотеку ЦДЮТЭ. В библиотеках проводится работа с картотекой или каталогами статей с целью выявления литературы по данной теме, просматриваются сборники, справочные издания, альманахи, журналы и газеты.


Посоветуйте детям делать карточки для каждой обнаруженной ими ссылки. На карточке записывается вся информация, которая потребуется для создания списка библиографии в исследовательской работе. Пример: Комаров А., Максимов И. Сочи и сочинцы. Краснодарское книжное издательство, стр.


В исследовательской работе широко применяются различные письменные источники: дневники, воспоминания и т.п. Может оказаться весьма интересной и найденная в семейном архиве переписка. Важный источник – разного рода личные документы, хранящиеся в семейных архивах: удостоверения личности, трудовые книжки, справки и т.п. Чрезвычайно важным источником могут оказаться разного рода фотодокументы. Важной отправной точкой могут стать старые предметы и вещи, так как они отражают личность и образ жизни их владельца.


Архивный поиск. Данная работа проводится индивидуально и только с теми учениками, которые ответственно, добросовестно собирали материал, имеют желание изучить тему намного глубже. Сочинский архив – Ирина Николаевна. Улица Юных Ленинцев. Режим работы читального зала: , – Иметь письмо ОУ, заверенное подписью директора и печатью. В письме указать Ф.И.О. учащегося или педагога, тему работы. С собой иметь паспорт.




Структура работы Любая научно- исследовательская работа делится на три части: введение, основная часть и заключение. Список литературы. Некоторые исследователи не считают введение серьезной частью работы, помещают туда лишь несколько общих фраз и очень краткую аннотацию. Однако, именно здесь содержится как бы история создания работы от выявления проблемы до условий реализации вашего проекта.


Введение Цель, задачи Четкая формулировка проблемы (не «о чем моя работа», а «цель данной работы – изучить/проанализировать/ сопоставить/дать рекомендации). Пример из работы «Битва за Кавказ»: «ЦЕЛЬ РАБОТЫ Перед собой я поставила цель: определить историческое значение и роль битвы за Кавказ в общей системе борьбы против немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны. ЗАДАЧИ - Выяснить причины неудач советских войск на Кавказе в период оборонительных боев в 1942 г; Назвать размеры наших потерь; Высказать мнение об уровне боевой подготовки немецких войск и их стратегических промахах; показать недостаточную оснащенность советских частей и соединений оружием и военной техникой.»


Введение Актуальность Введение должно доказывать актуальность вашей работы. Поэтому для написания введения дайте юному исследователю примерные вопросы, доказывающие актуальность его исследования: Какая идея положена в основу твоего исследования? Как по-новому будет осуществляться твоя деятельность? За счет чего? Какие традиционные и нетрадиционные методы исследования помогут достичь поставленной цели? Какого результата ты ждешь?


Введение Оригинальность и особенности исследования Следующую группу составляют вопросы, цель которых выявить новизну авторской позиции. Главный из них: " В чем конкретно состоит оригинальность (или особенность) вашей разработки?" Желательно, чтобы вы сравнили ваш подход с существующими, традиционными и другими работами схожей проблематики, выделили, что нового вносите вы, что отличает ваш труд от других.


Введение Границы применения или условия реализации После того, как раскрыта новизна авторской позиции, можно переходить к заключительному этапу - ответам на последнюю группу вопросов, ориентированных на выделение того, что нужно для реализации замысла. Автор должен ответить на главный вопрос: "Какие условия необходимы для воплощения замысла и достижение прогнозируемого результата?" Для ученических работ можно выделить частные вопросы, сопутствующие основному: На кого рассчитано ваше исследование? Сочетается ли оно со школьной программой? Какие требуются дополнительные условия для реализации вашего проекта или исследования?


Основная часть Основная часть должна содержать информацию, собранную и обработанную исследователем, а именно описание основных рассматриваемых фактов, характеристику методов решения проблемы, сравнения известных автору старых и предлагаемых методов решения, обоснование выбранного варианта решения (эффективность, точность, простота, наглядность, практическая значимость и т.д.). Основная часть делится на главы.




Список литературы В список литературы вносятся публикации, издания, сайты, другие источники, использованные автором. Информация о каждом издании должна включать в строгой последовательности: фамилию, инициалы автора, названия издания, выходные данные издательства, год издания, номер выпуска, количество страниц. Все издания должны быть пронумерованы и расположены в алфавитном порядке.


Приложения Любую исследовательскую работу украшают тщательно подобранные приложения. Это могут быть ксерокопии чертежей, документов и писем, фотографии, копии открыток, составленный предметно- топографический указатель, таблицы, диаграммы, графики. Все это рекомендуется собирать, изготовлять учащимся в ходе написания работы. На все приложения должны быть ссылки в докладе.


Презентация работы Заранее узнайте, сколько времени отводится на презентацию работы и составляйте текст выступления с учетом этого. Если времени совсем мало, структура выступления должна быть следующей: Тема и конкретные проблемы исследования – На основании каких материалов проводилось исследование – Какие вопросы были изучены – Основные выводы.


Выступление Само выступление необходимо отрабатывать не только с точки зрения содержания, но и с точки зрения языка и приемов ораторского искусства. Отследите темп, в котором произносится текст – он не должен быть слишком быстрым, чтобы все слушающие сумели понять суть. Красивым завершением выступления может быть фраза «Я готов ответить на вопросы жюри», но при этом подумайте, какие вопросы могут быть заданы, и как на них лучше ответить.


Наглядное оформление выступления Сегодня под этим понимается почти исключительно компьютерная презентация. Она может стать хорошим помощником – но может и бесповоротно ухудшить впечатление от вашего выступления. Мультимедийный проектор полезен в двух случаях: Когда надо обратить внимание аудитории на некоторые ключевые положения выступления Когда необходимо представить те материалы, которые невозможно представить в устной речи. Соответственно, на слайдах могут даваться иллюстрации, фотографии, диаграммы, таблицы. Очень выигрышно, если выступающий постоянно обращается к этим материалам, работая с указкой. Выступление произведет большее впечатление, если останется впечатление, что сказано лишь главное – и что эти главные выводы сделаны по результатам серьезной работы.

Мария Муксунова
Исследовательская работа по краеведению

Исследовательская работа школьников по краеведению

Привлечение учащихся к научно-исследовательской работе по краеведению – один из видов многогранной внеурочной деятельности учителя родного языка и литературы.

Краеведение нацеливает учащихся на познание истории и культуры своей малой родины и вводит региональный компонент образования. Краеведческие знания углубляют представления учащихся об исторических и культурных связях родного края с жизнью страны, а вековые традиции народной культуры осмысливаются глубже именно на занятиях краеведением .

Для исследовательских работ характерно использование научной методики и собственного экспериментального краеведческого материала . В работах содержатся обязательные элементы научного исследования : постановка цели, формулирование задач, определение объекта и предмета исследования , выдвижение гипотезы, выбор методов сбора и обработки фактического материала, проведение наблюдений, опытов, экспериментов, анализ и обсуждение полученного материала, выводы (ответы на поставленные вопросы, презентация полученных результатов.

Следует отметить, что на современном этапе развития школьного образования исследовательский метод обучения необходимо рассматривать как средство развития познавательных возможностей школьника.

Исследовательская деятельность учащихся в современной школе приобретает все большую значимость, так как приобщает их к миру слова, развивает культуру мышления, интеллектуальный потенциал школьника через самостоятельную деятельность, свободное самовыражение, создание собственного продукта творчества. Для того чтобы ученик захотел участвовать в научно-исследовательской работе , необходимо разбудить желание, сформировать исследовательскую мотивацию .

Исследовательские работы по краеведению ведутся по направлениям : культура, этнография, фольклор, литература и язык. Формы исследований : проектные, поисковые, информационные, творческие, прикладные. В процессе формирования исследовательских умений учащиеся получают : четкое представление о цикле познания, основных методах исследования (как теоретических, так и экспериментальных) ; возможность овладеть приемами самостоятельной постановки проблем и нахождения способов их решения. Тематика исследовательской работы зависит от возраста , интересов и способностей ученика.

В результате научно-исследовательской работы школьники должны быть знакомы с методами поиска научной информации, уметь делать обзор литературы по интересующемуся вопросу, систематизировать информацию, составлять план работы , применять теоретические навыки, анализировать и обобщать полученные результаты. Помимо теоретических знаний требуется от ученика творческий подход, усидчивость, упорство для достижения конечного результата, так как над темой приходится работать 2-3 года , постоянно совершенствуя и дополняя.

В воспитании исследовательской грамотности и культуры активную роль играет школьное научное общество учащихся, располагающее уникальными возможностями для школьников черпать исследовательские знания . Учителями-руководителями проводятся беседы, обзоры исследовательской литературы , исследования .

Оригинальная композиция доклада, эмоциональность и убежденность выступающих учащихся, свободное владение необходимыми понятиями, готовность ответить на заданные вопросы – аспекты, над которыми должен работать руководитель научно-исследовательских работ .

Успехи в исследовательской работе приходят после скрупулёзной, обучающей работы , в тесном сотрудничестве с учащимися и их родителями, с сотрудниками краеведческого музея им . П. Х. Староватова, школьной и городской библиотекой. Результатом такого сотрудничества, к примеру, стало исследование учащихся Сыромятниковой Христины «Вооружение и доспехи Кыыс Богатырки Дьырыбына Дьырылыатта» , Муксуновой Марии «Берестяные изделия – национальное творчество якутов» , Унаровой Сардааны «Поэтика олонхо В. О. Каратаева «Могучий Эр Соготох» , Михайловой Марины «Народная мастерица М. И. Михайлова» , «Хаппар – нарядная сумочка якутов» , «Туесок – комплект современной девушки» , Андреева Виталия «Игры на хомусе» , Кириллина Никиты «Выдающийся сын якутского народа П. А. Ойунский» , Андреевай Агафьи «В. О. Каратаев «Модун Эр Соотох» олохото», Игнатьева Григория «Понятие о духах в якутском веровании» и др.

Ежегодно учащиеся нашей школы являются победителями и призерами научно-практических конференций «Шаг в будущее» , «Тюркский мир» , «Саха саарыннара» и др. Учащиеся являются участниками республиканских, всероссийских, международных научно-практических конференций тюркологических экспедиций в г. Москве, Санкт-Петербурге, Монголии, Республике Алтай.

В заключении хотелось бы отметить, что краеведение является наиболее эффективной формой работы организации исследовательской деятельности учащихся, так как : у учащихся формируется ценностно-смысловые, общекультурные, информационные и коммуникативные способности; углубляются краеведческие знания , представления об исторических и культурных связях родного края с жизнью страны. Осмысливаются вековые традиции народной культуры глубже на занятиях краеведением .

Публикации по теме:

Исследовательская работа Слайд 1 «Добрый день!» Меня зовут Волова Валерия. Мне 6 лет. Я посещаю подготовительную группу, детский сад «Василёк», деревня Юрятинская.

Исследовательская работа «Мир бумаги» С самого раннего детства мы знакомимся с бумагой. Это происходит тогда, когда ребёнок тянется к красивой книжке или к белому альбомному.

Исследовательская работа об участнике ВОВ Здравствуйте, уважаемые читатели! В данной презентации речь пойдет об отце, дедушке и прадедушке, участнике ВОВ Зенченко Александре Федосеевиче.

Исследовательская работа «Одуванчик» Введение Цель работы: «Вызвать эмоции и желание любоваться красотой природы, поддержать любопытство при встрече с одуванчиком и его необычайными.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «nikanovgorod.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «nikanovgorod.ru»