Формы общественного сознания. Общественное сознание и его формы

Подписаться
Вступай в сообщество «nikanovgorod.ru»!
ВКонтакте:

Психическая деятельность может выражать себя в фокусе сознания, но зачастую она не достигает этого уровня.

Совокупность психических явлений, состояний и действий, не представленных в сознании человеком, лежащих вне сферы его разума, не поддающиеся в данный момент контролю есть бессознательное.

О связи сознания и бессознательного философы и ученые размышляли с давних пор. Так, в учении неоплатоника Плотина (III в.н.э.) сознание определяется как явленность духовного и подчеркивается, что оно находится между двумя сферами бессознательного: духовного и низменного. Он развивает тему бессознательного как первичного содержания сознания и приходит к выводу, что сознание обрекает человека на выбор духовности или телесности.

Р. Декарт (XVII в.) в духе идей Нового Времени отождествляет сознание и психическое вообще, тем самым оставляя за пределами сознания только физиологическую деятельность мозга. Концепция бессознательного в философии в строгом виде впервые была сформулирована Г. Лейбницем: бессознательное есть низшая форма душевной деятельности, лежащая за порогом осознанных представлений. Представляет интерес мысль И. Канта о связи бессознательного и интуицией на уровне чувственного познания.

Таким образом, философы проявляли большой интерес к этой проблеме, однако научные исследования психических процессов начались активно только в XX в. Размышления И. Ф. Гербарта о бессознательном привели его к выводу, чот речь идет о «вытесненных» из сознания несовместимых идеях, которые не перестают влиять на динамику сознания. Ж. Шарко зафиксировал существование психической деятельности, не осознаваемой человеком, на уровне психопатологии, а З. Фрейд нашел прямые связи между невротическими симптомами и бессознательными переживаниями травматического характера. Формируется учение о бессознательном как могущественной иррациональной силе, антагонистичной по отношению к деятельности сознания. К XX в. складывается психоаналитическая традиция, в рамках которой:

1) З. Фрейд создает учение о бессознательном и способах его контроля;

2) К. _Г. Юнг создает учение о психоидном, личном и коллективном бессознательном;

3) Дж. Морено развивает концепцию «общего бессознательного»;

4) Э. Фромм предлагает теорию «социального бессознательного».

Суммируя достижения современной науки и философии, можно определить пространство бессознательного как:

1) совокупность активных психических состояний, образований, процессов, механизмов, операций и действий человека, не осознаваемых им без применения специальных методов;

2) самую обширную и наиболее содержательную сферу психики человека;


3) форму психического отражения, образование, содержание и функционирование которых не является предметом специальной вненаучной рефлексии;

4) состояние человека, характеризующееся отсутствием сознания.

Главный вывод З. Фрейда сводится к тому, что борьба бессознательного и сознательного есть атрибутивная и базисная основа психической деятельности и поведения человека.

Бессознательное по Фрейду, представлено, во-первых, «истинно реальным психическим». Это – психические процессы, которые происходят активно и в то же время не доходят до сознания переживающего их лица. Во –вторых, это основная и наиболее содержательная часть психики, регулирующаяся принципом удовольствия и включающая в себя врожденные и вытесненные элементы, импульсы, желания, мотивы, установки, стремления, комплексы и т.д. Они характеризуются неосознаваемостью, сексуальностью, асоциальностью. Именно здесь происходит извечная борьба Эроса (сил жизни, сексуальности, самосохранения) и Танатоса (сил влечений, смерти, деструкции, агрессии). Энергия либидо и существует благодаря этой борьбе. Таким образом, Фрейд полагает, что процесс психического развития человека в своей сущности есть биологически детерминированный процесс. И хотя в последних работах З. Фрейд отходит от биологизации за счет введения двух космических «первичных позывов» – Жизни и Смерти, он по-прежнему считает причиной противоречия сознания и бессознательного (между цензурой и желанием) человеческую культуру. Культура основана на отказе от удовольствия желаний и существует за счет сублимации либидо. Значит, любой прогресс в культуре ведет к уменьшению человеческого счастья и увеличению чувства вины из-за растущего ограничения реализации природных желаний.

Каков же вывод? Жить вне культуры человек не может. Значит, необходима разработка особого метода, способного научить человека жить, невзирая на реальный конфликт сознательного и бессознательного. С этой целью им разрабатываются основы психоанализа.

Дальнейшее развитие учения о бессознательном и его взаимосвязи с сознанием получило в трудах К.-Г. Юнга. К.-Г. Юнг указывает, что в структуру бессознательного включает три слоя. Первый , поверхностный, состоит из эмоционально окрашенных представлений и комплексов. Это – интимная душевная жизнь личности. Второй слой содержит «коллективное бессознательное». Это врожденный глубокий слой, ядро психики, имеющее всеобщую природу! В нем аккумулируется опыт всех предшествующих поколений и содержаться архетипы (образцы, символы, стереотипы). Это – наследуемые способы психической деятельности и поведения. Третий слой – «психойдное бессознательное» – самый фундаментальный уровень, имеющий свойства, общие с органическим миром и обладающий нейтральным характером. Это то, что практически недоступно сознанию и даже не является полностью ни психическим, ни физиологическим.

Учение Юнга позволяет открыть новые возможности для изучения проблемы происхождения и сущность сознания, так как введение по крайней мере категории «коллективное бессознательное» заставляет обратить внимание на специфические связи сознания с процессом эволюции живого и роли архетипов в символизации бытия.

Дж. Морено вводит понимание бессознательного как общего: при продолжительном контакте между партнерами возникает механизм общения, что содействует снятию межличностных (интерперсональных) ролевых конфликтов.

Продолжая исследование бессознательного как общего, Э. Фромм рассматривает его как социальный феномен. Это, с точки зрения Фромма, «вытесненные сферы свойственные большинству членов общества». Они содержат то, что данное «общество не может позволить своим членам довести до сознания». Более того, Фромм пытается показать, что социальное бессознательное выражается через «социальный характер». С его точки зрения, все социально – экономические и политико - идеологические мотивы деятельности людей (их «активности») имеют шанс на успех в истории лишь при условии их «резонанса» с социологической «аурой», в которой они действуют.

Таким образом, разработанные в XX в. психоаналитические концепции дают определенное представление о природе и сущности бессознательного и его проявлениях на индивидуальном, групповом и социальном уровне. В то же время созданы дополнительные возможности для дальнейшего исследования взаимосвязи сознания и бессознательного.

Понятие структуры и роль системно-структурного ме­ тода в изучении сознания. - Эмпирическая явленность сознания: активность, интенциональность, способность к рефлексии и самонаблюдению, мотивационно-ценнос- тная ориентация. - Анализ основных структурных ком­ понентов сознания: ощущение, восприятие, представле­ ние, память, эмоции, воля, левополушарное и правополу- шарное мышление. - Когнитивное и ментальное в со­ знании. Знание как способ существования сознания. - Единство объективного и субъективного в знании. - Со­ знание как целостность и рефлексия. - Функции созна­ния: отражательная, преобразовательная, ориентиро­ взаимосвязь.

Проблема структуры сознания встала в последнее время в связи с интенсивным проникновением системно-структурного метода в различные области знания. И хотя в 20 в. стало модно говорить о сознании как о чем-то неопределимом, тот же 20 в. распространил системно-структурный анализ на языкознание, культурологию, этнографию, социологию. Захватил он и такую сложную исследовательскую область, как человеческое созна­ние. Любая структура предполагает наличие элементов, их вза­имодействие, соподчинение и иерархию. Структура (от лат. - строение, расположение, порядок) выражает совокупность ус­тойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе при различных внешних и внут­ренних изменениях.

Применение системно-структурного метода к анализу созна­ния и изучение его структуры вовсе не означает, что сознание трактуется как устройство, состоящее из "кирпичей и цемента". Эмпирически сознание предстает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов. Сознание -

это особого рода целостность, где в постоянном потоке пси­хических явлений возникают и проносятся единичные состоя­ния, образы, мысли, интересы, мелькают случайные и глубокие впечатления. Они предстают перед субъектом в его "внутрен­нем опыте" и предвосхищают деятельность. Вместе с тем в этом постоянно меняющемся содержании сохраняется нечто устой­чивое и инвариантное, что позволяет говорить об общем строе сознания как личности, так и общества. Признаками сознания считается разумная мотивированность, предвидение личных и социальных последствий действий, способность к самоконтро­лю. Сознание характеризуется активностью, интенционально-стью (направленностью на предмет), обращенностью к рефлек­сии и самонаблюдению, целесообразнаостью, мотивационно-ценностной ориентацией и различными уровнями ясности. Со­знание может быть максимально концентрированным и резко рассеянным. Можно говорить о ясном, темном, а также о суме­речном сознании.

Когда исследователи приступают к изучению структуры со­знания, они всегда сталкиваются с парадоксальной ситуацией. Сознание как чувственно-сверхчувственный объект отчетливо обнаруживает себя, но тем не менее ускользает от непосред­ственного анализа. С одной стороны, сознание немыслимо вне своего материального субстрата - головного мозга и материи, отражение которой является содержанием сознания. С другой стороны, сознание несводимо ни к самому субстрату - голов­ному мозгу, ни к материи. Даже самый искусный анатом, про­следив нерв до мозжечка, не может приблизиться к первонача­лу, дающему чувства и мысль.

Структура сознания может быть понята как диалектическое единство " Я " и "не-Я". В качестве последнего выступает бы­тие, внешняя действительность объективной реальности, соб­ственное тело, собственное "Я", другое "Я" - "Ты". Обычно принято начинать характеристику структуры сознания со сто­роны "Я". В качестве основных элементов сознания выделя­ют: ощущение, восприятие, представление, память, мышление,

эмоции, волю 61 . Но ни один названный компонент не может быть значим сам по себе. Он приобретает роль необходимого структурного элемента сознания лишь в реально функциониру­ющем сознании. Ощущения, оторванные от последующих форм сознания, теряют свой познавательный смысл. Изоляция ощу­щений от мышления, воли от чувств неправомерна. Уже Гегель считал несправедливым утверждение, что ум и воля совершен­но независимы друг от друга и что ум может действовать, не желая, а воля может обходиться без ума. Сознание - это такая динамичная система, где всякий психический акт соотнесен и взаимосвязан как с другими актами, так и с внешним внеполо-женным бытием.

Анализ структуры сознания позволяет выявить ощущение, как наиболее элементарное, далее неразложимое и не имею­щее структуры познавательное явление. "Самым первым и са­мым первоначальным является ощущение, а в нем неизбежно качество" (Ленин). Ощущение - это тот мостик, который свя­зывает человека и окружающую его действительность. "Ина­че, чем через ощущение мы ни о каких формах вещества, ни о каких формах движения ничего узнать не можем"(Ленин). Ощущение - это отражение отдельных свойств предметов объективного мира во время их непосредственного воздей­ствия на органы чувств. Информационно-пропускная способ­ность органов чувств человека распределена так: самый боль­шой объем информации связан со зрением, затем идет осяза­ние, слух, вкус, обоняние.

Целостный образ, отражающий непосредственное воздей­ствие на органы чувств единичных предметов, называется вос­приятием. Восприятие - это структурный образ, состоящий из комплекса ощущений. В понимании природы восприятия боль­шое место отводится двигательным процессам, подстраивающим работу перцептивной системы к характеристикам объекта. Име­ется в виду движение руки, ощупывающей предмет, движение глаз, прослеживающих видимый контур, напряжение мышц гор­тани, воспризводящей слышимый звук. Другой характеристикой

восприятия является интенция - направленность на какую-либо ситуацию, что обеспечивает возможность субъективных транс­формаций образа с целью приведения его к виду, годному для принятия решений.

Когда процесс непосредственного воздействия на органы чувств прекращается, образ предмета не исчезает бесследно, он хранится в памяти. Память - это структурный компонент созна­ния, который связан с механизмами запечатления, сохранения, воспроизведения и переработки поступающей в мозг информа­ции. Различают многие виды памяти: моторную, эмоциональную, образную, словеснологическую, а также долговременную и крат­ковременную. Многие наблюдения говорят об отсутствии жест­кой связи между повторением и долговременной памятью. Дол­говременная память во многом зависит от мотивационной сфе­ры человека.

В результате сохранения памятью внешних воздействий возникает представление. Представления - это образы тех предметов, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека, а потом восстановились по сохранившимся в мозгу следам при отсутствии этих предметов, а также образы, со­зданные усилиями продуктивного воображения. Представле­ния существуют в двух формах: в виде воспоминаний и в об­разах воображения. Если восприятия относят только к насто­ящему, то представления и к прошлому, и к будущему. Пред­ставления отличаются от восприятия меньшей степенью ясно­сти и отчетливости.

Важнейшим элементом сознания и высшей его формой явля­ется мышление, этакий вожатый по лабиринту бытия. Мышле­ние связано с целенаправленным, обобщенным и опосредован­ным отражением человеком действительности. Мышление - это организованный поисковый процесс. Он отличается от хаотичес­кой игры ассоциаций и предполагает движение по логике пред­мета. На вопрос: "Можно ли жить без мышления?" - Локк от­вечал положительно, утверждая, что есть люди, которые большую часть жизни проводят без мышления.

Раскрытие мыслью глубинных, сущностных связей неизбеж­но выводит за пределы чувственной достоверности, поэтому при характеристике деятельности мышления прибегают к его поня­тийной форме. Мышление может быть рефлектирующим и не­рефлектирующим. Рефлексия - от лат. обращение назад. Рефлектировать - значит устремлять свои помыслы на пони­мание самого себя и на то, как другие знают и понимают. Мож­но сказать, что рефлексирующий стремится достичь логичес­кого содержания, обладающего статусом всеобщности и необ­ходимости. Рефлексия появляется тогда, когда субъект пыта­ется развернуть любую мысль в форме понятия, т.е. освоить ее категориально.

Открытие функциональной асимметрии мозга показало, что информационные процессы в двух полушариях головно­го мозга протекают по-разному. На первых порах разница между функциями полушарий упрощенно трактовалась как соответствующая двум типам мышления: "левополушарное", ответственное за логику, и "правополушарное" - за худо­жественную образность. В настоящее время очевидно, что разница состоит в другом. И левое, и правое полушарие спо­собны воспринимать и перерабатывать информацию, пред­ставленную как в словесно-знаковой, так и в образной фор­ме. Основное различие сводится к тому, что левополушарное мышление так организует любой материал, что создает одно­значный контекст. Правополушарное мышление формирует многозначный контекст, который не считывается всеми уча­стниками коммуникации одинаково и не поддается исчерпы­вающей интерпретации. Таким образом, различие между пра-вополушарным и левополушарным мышлением - это разли­чие между двумя стратегиями переработки информации, про­тивоположными способами организации контекстуальных связей ее элементов 62 .

Когда человек рефлектирует, получает информацию и усваи­вает ее, он всегда чувствует и переживает. "Без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может человеческого

искания истины" (Ленин). Заметим также, что нарушение созна­ния в первую очередь начинается с расстройства именно эмоци­ональной сферы, потом нарушается строй мышления, затем са­мосознание и далее идет процесс глубинного всеобщего распада сознания. Эмоции органично включены в структуру сознания. Они носят глубоко личностный характер. Сильные эмоции мо­гут вызвать даже психосоматические симптомы - головную боль, заикание, мышечную боль, язвы, кожные болезни. Объект, который воспринимается как смертельный, может вызвать даже такую реакцию, как рвота. Все это подчеркивает огромную роль эмоций в структуре сознания.

Названные элементы сознания для своей актуализации требуют обязательного выполнения одного условия: субъек­том, обладающим сознанием, может стать лишь индивид, включенный в социальную практику. Иными словами, указан­ные элементы структуры сознания составляют целостность, т.е. сознание в полном смысле слова существует лишь при включении субъекта в мир социальных отношений. Следова­тельно, кроме нормально функционирующего субстрата - головного мозга необходимо предметно-практическое взаи­модействие с миром (во-первых), коллективное деятельное -тное общение (во-вторых), совокупный потенциал культуры как прошлый труд (в-третьих).

Когда мы рассматриваем понятие "сознание", то первое, на что принято обращать внимание, это на его характерис­тику как совместно полученного знания - "со-знания". "Спо­соб, каким существует сознание и каким нечто существует для него - это знание" 63 . Поэтому в структуре сознания сле­дует выделять когнитивные пласты, связанные с познаватель­ным отношением к миру. Когнитивный пласт сознания сори­ентирован на получение знания и, таким образом, предпола­гает стремление к истине. Вместе с тем в структуре сознания есть и такие пласты, которые не имеют отношения к знанию. Это вера, надежда, любовь, радость, огорчение и пр. Все эти ментальные состояния есть переживания, и тяготеют они к

оценочным регулятивам. Вся жизнедеятельность человека проникнута сложной тканью человеческих переживаний. Из­вестный отечественный психолог С.Л. Рубинштейн подчер­кивал,что сознание есть единство знания о действительнос­ти и переживания отношения к данной действительности. Именно это и обеспечивает взаимосвязь когнитивного и мен­тального начал.

Когда речь идет о функциях (от лат. - совершение, исполне­ние) сознания, анализ устремляется к выяснению той роли, ко­торую выполняет такая сложная целостность, как сознание в жизнедеятельности человеческого общества. К основным функ­циям сознания относят прежде всего отражательную функцию. Она предполагает обобщенное, целенаправленное (создание об­разов, предвосхищающих практические действия), оценочное (избирательная ориентация на выработанные обществом и при­нятые субъектом ценности) отражение действительности. Ней-рофизиологическая основа феномена целенаправленности полу­чила объяснение в учении о доминанте А.А. Ухтомского в 1923 г. Доминанта (от лат. - господствующий) понимается как времен­но господствующая рефлекторная система, придающая поведе­нию определенную направленность. Как довлеющий очаг воз­буждения, доминанта суммирует и накапливает идущие в не­рвную систему импульсы и одновременно подавляет активность других центров. Этим объясняется активный и целенаправлен­ный характер поведения.

Известный тезис о том, что сознание не только отражает, но и творит мир, раскрывает преобразовательную функцию созна­ния. Именно в изменении природы и реальности, а не в природе как таковой находит существенную и ближаюшую основу раз­витие мышления и сознания. Однако преобразовательную фун­кцию сознания можно рассматривать не только как внеположен-ную, т.е. выходящую во внешнее бытие, но и как обращенную на себя, на самопреобразование. Преобразовательная функция

сознания отличается различной степенью модальности. Она мо­жет носить конструктивный характер и быть связана с целесо­образным созиданием нового содержания; стихийно-спонтан­ный, предполагающий интуитивное смыслообразование; предна­меренно-нормативный, предполагающий строй мыслей и уста­новок, соответствующий принятым эталонам и ценностям, на­вязываемым извне целям; и как уже было сказано - самопре­образовательный, ориентированный на упорядочивание ценно­стно-смысловой шкалы внутреннего мира индивида.

Важной функцией сознания является его ориентационная функция, которая включает в себя регулирование - принятие решений в едином строю норм жизнедеятельности, а также са­моконтроль, связанный с синхронизацией внутренних и внешних оценочных критериев. Самоконтроль предполагает анализ моти­вов собственного поведения, выбор наиболее рационального спо­соба достижения поставленных целей.

Видео №10 «Советы 102-летнего долгожителя - путь к здоровому долголетию»

Сознание

Глава 18. Сознание.

18.1 Основные характеристики сознания

18.1.1 Структура сознания человека

Сознание человека - это сформированная в процессе общественной жизни высшая форма психического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов.

К неотъемлемым признакам сознания относятся: речь, мышление и способность создавать обобщенную модель окружающего мира в виде совокупности образов и понятий.

В структуру сознания входят ряд элементов, каждый из которых отвечает за определенную функцию сознания:

1. Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, память). На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире.

2. Различение субъекта и объекта (противопоставление себя окружающему миру, различение "Я" и "не Я"). Сюда входят самосознание, самопознание и самооценка.

3. Отношения человеку к себе и окружающему миру (его чувства, эмоции, переживания).

4. Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции).

5. Формирование временной картины мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего).

6. Формирование целей деятельности (исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение).

Эти функции сознания можно схематично показать на схеме в виде относительно самостоятельных, но связанных между собой функциональных блоков (Рис. 18.1):

Помимо изложенной выше, можно рассмотреть и иные варианты структуры сознания человека. Например, в основу структуризации сознания можно положить масштаб сознания (индивидуальное и общественное сознание); компоненты сознания (познание, переживание, отношение); типы психических явлений (сознательные процессы, состояния и свойства); его свойства (константность, целостность, активность) и т. д. Однако, с нашей точки зрения, рассмотренная выше модель структуры сознания является наиболее удобной как в теоретическом, так и практическом аспектах.

Общественное сознание, складываясь из сознаний составляющих общество людей, не является его простой суммой, а обладает некоторыми системными свойствами, не сводимыми к свойствам индивидуального сознания (Рис. 18.2)

Можно выделить различные формы общественного сознания, главные из которых показаны на Рис.18.3.

С точки зрения материалистической науки, между сознанием человека и окружающим материальным миром существуют четыре вида взаимодействий (Рис. 18.4). Первый и второй тип взаимодействия диалектически связаны: первично сознание рождается из материального мира и определяется им, но затем, по мере своего созревания, оно начинает активно влиять на этот мир, преобразуя его по собственному плану. Третий и четвертые типы взаимодействия сами по себе не материальны, а относятся к информационному типу. При этом третий тип взаимодействия только кажется пассивным. На самом деле это активное отражение, включающее в себя элементы осмысления, оценки и преобразования. Самый сложный и позже всех развивающийся - четвертый тип взаимодействия, который знаменует собой высшую стадию развития сознания - самосознание.


В государственном образовательном стандарте наряду с функциями сознания в качестве дидактической единицы дается такое понятие как «эмпирические характеристики сознания (пространственная, временная, информационная, энергетическая)». С точки зрения автора данного учебного пособия, эти понятия представляются весьма дискуссионными и относящимися скорее к компетенции философии, нежели психологии - науки, тяготеющей к опытному знанию.

Эти характеристики опираются на весьма теоретические работы В.А. Ганзена, которые он почему-то называл «эмпирическими характеристиками». В.А. Ганзен использует понятие «общенаучного пентобазиса», и из него выводит характеристики сознания. Пентобазисом называется конструкция из 5 элементов: энергия, информация, время и пространство, над которым возвышается некий «субстрат».

Энергия Информация

Субстрат

Время Пространство

В соответствии с этими ячейками Ганзен описывает психику, создавая свою конструкцию.

Общественное сознание — очень важная характеристика общества, которая выражает в первую очередь его духовную жизнь. Такое сознание отображает настроение, идеи, теории и взгляды общественного существования и рассматривается как самостоятельная система.

Общественное сознание и его значение в развитии нации

Какой бы сильной или интегрированной ни была нация (или часть населения) для нее в той или иной мере характерно общественное сознание. Субъектом здесь является не отдельный человек, а социум. Общественное сознание формируется в течение веков и в некой мере зависит от исторического развития событий. Ментальность народа можно назвать демонстрацией такого

Безусловно, такая форма сознания имеет огромное влияние на Структура общественного сознания выглядит следующим образом:

  • Общественная психология выражает побуждения, настроение и чувства социума и во многом зависит от каких-то характерных обычаев и традиций. Эта часть сознания является чувственным и эмоциональным способом познавать и реагировать на жизнь.
  • Идеология — это теоретического отражение мира, которое демонстрирует степень познания и понимания мира обществом или какой-либо его частью.

Безусловно, общественное сознание возможно только при взаимодействии идеологии и общественной психологии.

Общественное сознание и его формы

По мере роста и развития человечества люди все больше совершенствовали свои расширяли понимание и восприятие мира. Именно таким образом и возникли следующие :

  • Мораль — одна из важнейших характеристик коллективного сознания. Ведь именно она демонстрирует взгляды и представления общества, их систему норм и оценивания действий как отдельной личности, так и группы людей или социума.
  • Политическое сознание — демонстрирует совокупность настроений, идей, традиций и взглядов разных групп населения. При этом политическое сознание полностью отражает требования и интересы разных социальных слоев, а также их отношения друг с другом.
  • Право — еще одна форма сознания, которая характеризируется наличием системы норм социума. Именно таким образом общество оценивает права, создает правовую идеологию, которая затем и охраняется государством. Стоит понимать, что создать какую-то идею может один человек, но частью общественного сознания она становится только после того, как общество ею прониклось.
  • Религия — одна из самых старых форм общественного сознания, которая возникла за много веков до нашей эры. Она включает в себя веру, представления о божественном и сверхъестественном, а также религиозные чувства и действия социума.
  • Эстетическое сознание — характеризирует восприятие обществом чувственных, художественных образов.
  • Научное сознание — еще одна часть жизни и восприятия социума, которая стремится систематизировать мир на категории. Здесь во внимание берутся лишь те факты, которые нашли фактические, материальные подтверждения. Эта часть сознания отражает только рациональные факты.
  • Философское сознание — это теоретическое восприятие мира, которое изучает какие-то общие законы и характеристики как отдельного социума, так и всего Эта часть позволяет создавать новые методы познания мира. Кстати, для каждой исторической эпохи характерна какая-то собственная, уникальная система философского сознания.

Общественное сознание имеет огромное значение для развития нации и ее культуры. Ведь именно культура считается самым ярким отражателем коллективного сознания, которая демонстрирует некие традиции, идеалы, моральные ценности, образ жизни и мышления не только общества в целом, но и каждого отдельного его члена.

Сознание - функция мозга. Оно представляет высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку. Сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность умственных и чувственных образов, предстающих перед субъектом (актуальных и потенциальных), представляющих и предвосхищающих его деятельность. Сознание и психика человека неразрывны.

Сознание – это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека, в целенаправленном и обобщенном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов. Сознание мгновенно связывает между собой то, что человек услышал, увидел, и то, что он почувствовал, подумал, пережил.

Ядро сознания:

– ощущения;

– восприятия;

– представления;

– понятия;

– мышление.

Компоненты структуры сознания – чувства и эмоции.

Сознание выступает как результат познания, а способом его существования является знание. Знание – это проверенный практикой результат познания действительности, ее правильное отражение в мышлении человека.

Сознательность – нравственно-психологическая характеристика действий личности, которая основывается на оценке и сознании себя, своих возможностей, намерений и целей.

Самосознание – это осознание человеком своих действий, мыслей, чувств, интересов, мотивов поведения, своего положения в обществе.

Согласно Канту, самосознание согласуется с осознанием внешнего мира: «сознание моего собственного наличного бытия есть одновременно непосредственное осознание бытия других вещей, находящихся вне меня».

Человек осознает себя:

– через созданную им материальную и духовную культуру;

– ощущения своего собственного тела, движений, действий;

– общение и взаимодействие с другими людьми. Формирование самосознания заключается:

– в непосредственном общении людей друг с другом;

– в их оценочных отношениях;

– в формулировании требований общества, предъявляемых к отдельному человеку;

– в осознании самих правил взаимоотношений. Человек осознает себя не только посредством других людей, но и через созданную им духовную и материальную культуру.

Познавая себя, человек никогда не остается таким же, каким он был прежде. Самосознание появилось в ответ на зов общественных условий жизни, которые с самого начала требовали от каждого человека умения оценивать свои слова, поступки и мысли с позиции определенных социальных норм. Жизнь своими строгими уроками научила человека осуществлять саморегулирование и самоконтроль. Регулируя свои действия и предусматривая их результаты, самосознающий человек берет на себя полную ответственность за них.

Самосознание тесно связано с феноменом рефлексии, как бы расширяя его смысловое поле.

Рефлексия – размышление человека о самом себе, когда он вглядывается в сокровенные глубины своей внутренней духовной жизни.

Во время рефлексии человек осознает:

– что происходит в его душе;

– что происходит в его внутреннем духовном мире. Рефлексия принадлежит природе человека, его социальной наполненности через механизмы коммуникации: рефлексия не может зародиться в недрах обособленной личности, вне коммуникации, вне приобщения к сокровищам цивилизации и культуры человечества.

Уровни рефлексии могут быть весьма разнообразными – от обычного самосознания до глубоких раздумий над смыслом своей жизни, ее нравственным содержанием. Осмысливая собственные духовные процессы, человек нередко критически оценивает негативные стороны своего духовного мира.

Сознание и его генезис.

Сознание - не особая, отдельно от материи представляемая сущность, а идеально связанная с ней. Сознание это свойство человеческого мозга - то есть материального вещества, обладающего специфическими свойствами.

Сознание – сущностная характеристика человека (то, что делает его человеком) = способность к осмыслению (постижению, переживанию, проектированию) внешней действительности и своего внутреннего опыта.

Сознание неуловимо для внешнего наблюдения. При объективировании в языке, поведении-деятельности, мозге – нивелируется уникально-личностное. Авторы же считают, что философская реконструкция сознания должна отражать все его философские аспекты.

- субстанциональная концепция (Платон, Аристотель, Декарт, Спиноза, Гегель): разум – субстанция (основа и сущность) мира, человеческий разум – проявление Мирового Разума;

- функциональная модель (Гоббс, Локк, Бюхнер, Ленин, Рорти): сознание – функция нервной системы и мозга, чувства – источник сознания;

- экзистенциально-феноменологическая концепция (Гуссерль, Хайдеггер, Сартр): сознание свободно конструируется индивидуальным Я из внешних и внутренних потоков мыслей, чувств, ассоциаций;

- социокультурная парадигма (марксизм, символический интеракционизм, структурализм): сознание – продукт общественных отношений, социальных взаимодействий, языка.

Сознание - функция только человеческого мозга . Животные, даже самые развитые из них - слон, дельфин, обезьяна, собака и т.п., действуют инстинктивно, хотя может показаться, что осознанно. Однако нет, их действия обусловлены многовековой природой поведения, безусловными (естественными) рефлексами (лат.). Человек же рефлексивно (лат. reflexio) отражая в своём сознании окружающую действительность, одновременно даёт ей актуальную и потенциальную оценку и осуществляет на основе этого деятельность.

Сознание многоуровневая система из природного, личностного и социокультурного, поэтому его генезис = природная эволюция + становление культуры и общества + индивидуальное развитие.

Природное основание сознания – свойство отражения , в живой природе развивающееся так: раздражимость (недифференцированная реакция) – чувствительность (дифференцированная реакция) – психика (комплексная реакция и гибкое приспособление).

Отличие человеческого сознания от психики животных: абстрактно-логическое мышление, целеполагание, самосознание, язык. Эти отличия продукт социо- и культурогенеза.

Первичный акт сознания как человеческого мышления – оперирование идеальными проекциями объектов. Стадии развития мышления: наглядно-действенное – образно-символическое – логико-понятийное.

Онтогенез (личное развитие) сознания – повторение филогенеза (истории развития рода). Его стадии: сенсомоторная (непосредственная реакция) – дооперационная (предварительное продумывание слов-символов) – операционная (практическая реализация - реальное комбинирование элементов сознания и языка

Существенная роль в происхождении человеческого сознания отводится труду. Около 7 млн лет назад человекоподобные существа спустились с деревьев, где они в основном обитали, на землю, и попытались встать на задние конечности. Попытка удалась, и это было великое событие в эволюции человечества, так как будущий homo sapiens освободил передние конечности животного для осуществления разнообразных целевых действий, а не только перемещения в пространстве, поиска пищи или защитных реакций. Он постепенно приступал к труду. Расширялось предметное использование передних конечностей - рук, которые представляли у примата единое целое с формирующимся сознанием.

Мозг, как орган сознания, развивался одновременно с развитием рук, как органа, осуществляющего разнообразные функции. Именно руки примата, непосредственно соприкасающиеся с разнообразными предметами, давали импульсы другим органам чувств: развивался глазомер, обогащались ощущения.

Активно действующие руки как бы "учили" голову думать, прежде чем они сами стали орудиями выполнения воли головы, то есть сознания. Логика практических действий фиксировалась в голове и превращалась в логику мышления: человек учился думать. Прежде чем приступить к делу, он мысленно мог представить себе результат. Хорошо это подметил Маркс в "Капитале": "Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил её в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека".

Становлению человека и его сознанию способствовали бытовые и хозяйственные потребности, в частности, охота, как развивающая деятельность, выполнение разнообразных операций, начиная с простейших и до ремесленных.

Сознание - продукт мозга человека разумного. Оно незамкнуто в самом себе, оно развивается, изменяется в процессе общественного развития. Не в мозге как материальном субстрате интеллекта заключены причины того, какие ощущения, мысли и чувства возникают у человека. Человеческий мозг становится органом сознания только тогда, когда его субъект действует в определённых условиях, которые наполняют мозг знаниями и опытом общественно-исторической практики и заставляют функционировать в определённом, социально значимом, направлении.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «nikanovgorod.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «nikanovgorod.ru»