Белый зал и ярл данстара. Ярл Биргир, сын Магнуса

Подписаться
Вступай в сообщество «nikanovgorod.ru»!
ВКонтакте:

  Арнор Тордарсон по прозвищу Скальд Ярлов - исландский скальд, родившийся ок. 1012 г. “Хрюнхенда ” - одна из хвалебных песней скальда Арнора, посвященных Магнусу Доброму. Сочинена в 1046 г.

“ДРАПА О МАГНУСЕ (ХРЮНХЕНДА)”

(1046 г.), 4-я и 9-я строфы

  Так говорится в Хрюнхенде, что Магнус Олавссон повел свои корабли с востока из Гардарики, сначала в Восточное море и так в Свитьод; там говорится так: “Ты снял боевые корабли со стапелей и повел их в Восточное море ; скьёльдунг , ты ступил на корабль, обшитый в клинкер гибкими досками, и с гардской оснасткой ; ты не колебался, но мачты дрожали; планширь оторвался и начал погружаться в воду; нос судна устремлялся вперед; и волны, смешанные с инеем, сотрясали украшенные голову и хвост дракона “.

  Теперь нужно сказать о том, что конунг Магнус повел однажды летом свой корабль и войско с севера из Трандхейма; он отправился сначала на юг вдоль берега, как сказал Арнор Скальд Ярлов: “Затем случилось такое, что конунг повел большой флот на юг вдоль берега; тогда получил корабль возможность плыть дальше; Висинд бежал с севера; он повелел людям во французских шлемах сесть у всех отверстий для весел; дубовый корабль казался великолепным из-за гардского оружия ; люди пугались вооруженных воинов”.

(Из “Саги о Магнусе Добром” по “Хульде”.

Перевод
Т.Н. Джаксон по Fms. VI. 23, 47)

Дата публикации: 13.03.2019 г.

КОММЕНТАРИИ


Skj. А. I. 333, 335.


Восточное море (Eystrasalt) - Балтийское море. Виса дает первую в памятниках древнескандинавской письменности фиксацию этого гидронима. Однако еще в продолжении “Франкских королевских анналов” (30-40-е гг. IX в.) Эйнхард отмечает, что датчане называют Балтийское море (“восточный морской залив”) Ostarsalt. Это лишний раз подтверждает тот вывод, что скальдические стихи IX-XII вв. сохранили наиболее раннюю этно-, топо- и гидронимию (см.: Джаксон 1989. С. 130-135).


Скьёльдунг - обращение скальда к Магнусу, который был также и датским конунгом (1042-1047). Скьёльд - легендарный датский конунг, сын Одина.


Гардская, т.е. русская оснастка корабля.


Голова и хвост дракона - символические украшения судов викингов, называемых “дракарами”.


Ценность ремарки о “гардском (т.е. русском) оружии” заключается в том, что вывод о появлении в первой половине XI в. на мировых рынках изделий русских оружейников сделан на основании весьма незначительного числа археологических находок. Лишь судя по надписи на клинке меча из Фощеватой (не позднее первой половины XI в.), исследователи заключают, что “на Руси существовала специализированная оружейная мастерская задолго до того, как об этом сообщают письменные источники” (Древняя Русь 1985. С. 300-303). Виса исландского скальда, сочиненная в 1046 г., фиксирует существование в это время русского оружия, его известность и факт использования его дружинниками норвежского конунга.

В Скайриме, аналогичных графствам. Ярлы Скайрима обладают большой независимостью, хотя и присягают на верность Верховному Королю. У каждого ярла есть личный Стюард и Хускарл, а у некоторых на службе состоят один или более танов. Маги Круга могут состоять у них на службе, выполняя роль торговцев магической утварью в городе.

В начале игры в Скайриме правят девять ярлов, каждый из которых поддерживает или Братьев Бури , или Имперский Легион . Любой ярл, кроме Элисиф Прекрасной , может быть заменен на того, кто поддерживает другую сторону в Гражданской Войне. Это зависит от того, какие действие предпринимает игрок в ходе выполнения квеста, и к какой из сторон он решает присоединиться. Ярлы меняются в результате захвата города, который фракция не контролирует или переговоров во время «Бесконечной Поры ». Новоизбранные ярлы получат титул «ярл», стоящий перед именем, и переедут в резиденцию ярла владения.

Свергнутое Имперское правительство найдет убежище в Синем Дворце , что в Солитьюде , в то время как низложенное правительство Братьев Бури отправится в Дворец Королей что находится в Виндхельме . Из дворца будут выселены только ярл вместе со своим стюардом и хускарлом, и они впоследствии будут недружелюбно относиться к игроку.

Ярлы Скайрима

  1. Идгрод Черная - ярл Морфала (Империя)
  2. Балгруф Старший - ярл Вайтрана (Имперский легион)
  3. Элисиф Прекрасная - ярл Солитьюда (Империя, впоследствии Братья Бури)
  4. Сиддгейр - ярл
Сварвадардаль - местность в Исландии.

…о чем рассказывается в саге о людях из Сварвадардаля. - Эта сага сохранилась лишь в поздних списках. В ней действительно подробно описываются упоминаемые здесь события и приводятся посвящённые им стихи Торлейва.

Скакун лагуны - корабль.

Конунг Свейн - датский конунг Свейн Вилобородый (ок. 986–1014), завоеватель Англии (1012).

Торлейв сказал тогда драпу… - так называли парадную хвалебную скальдическую песнь, средняя часть которой была пронизана рефреном («стевом»), обычно повторяющимся через равное число строф четверостишием или двустишием. Известны и более изощренные формы стева.

Князь зеницы неба - Бог (зеница неба - солнце).

…и назвал их Висы о Женщине, потому что в поэзии ярла именуют женщиной. - Торлейв имеет в виду особые поэтические наименования («хейти»), однако его ссылка на скальдическую традицию - ложная: подобный поэтизм был невозможен, поскольку сравнение мужчины с женщиной считалось тяжким оскорблением. Поэтому само название стихов о ярле (Висы о Женщине) говорит о том, что это - хулительная песнь, так называемый нид.

Свитьод - древнее название Швеции; здесь - вымышленное название, по-видимому, созданное по образцу ученого наименования «Великая Свитьод», распространенного в древнеисландских географических сочинениях. Согласно средневековой ученой легенде, скандинавы ведут свой род от «асов», впоследствии обожествленных (асы - языческие бот германской мифологии) выходцев на Азии, которые одно время населяли земли на крайнем юго-востоке Европы, именуемые Великая Свитьод.

Стихи в переводе С. В. Петрова.

Князь трёндов - ярл Хакон; трёнды - население Трандхейма; лев бури - корабль; брани Ньёрд - воин; Страж земли - правитель, т. е. ярл Хакон.

Торгерд Невеста Храма (она же Жена Хёльги) и сестра ее Ирпа - богини-защитницы ярла Хакона; Торгерд почиталась ярлами из Хладира как праматерь.

Typс - великан; имеется в виду Торгард; тополь драки - воин; Гаут грома сечи - воин, гром сечи - битва; Хель - преисподняя.

Лёгретта - законодательный и судебный совет на альтинге, в состав которого входили все годи страны.

Даритель древка - воин, т. е. Торлейв.

…заботься о кеннингах. - Кеннингами называются составные метафоры, зашифровывающие ключевые понятия скальдической поэзии (напр., «скакун лагуны» - корабль). Кеннинги могут быть как двучленными, так и многочленными.

Сага Огня

Внезапной молнией из шторма
Наш дерзкий вынырнул драккар*1.
Как в городские стены волны,
Сошёл на берег наш трувар*2.

Но ждали нас. Враги огромный
Отряд из городских ворот
Послали нам навстречу, словно
В мечах людской водоворот.

Не дрогнул строй наш, но нас мало –
Не продержаться до утра,
Добьёт не меч нас, но усталость
В тяжёлом взмахе топора.

Наш ярл*3 хоть молод, но искусен,
И твёрд в бою, словно базальт.
Что ж, все погибнем, но не струсим.
Но тут запел наш старый скальд*4!

Слагал он кеннинги*5 и сага*6
В такой задорный гимн слилась,
Что в каждом викинге отвага
Стократной силой родилась.

Сам Один*7 слушал эту песню,
Валькирий*8 вторил скальду хор,
Принёс победные нам вести
Мечей кровавый разговор.

И бился старый скальд, и вилась
Песнь, что к победе нас вела.
Мы победили! Но вдруг впилась
В затылок чёрная стрела.

С добычей щедрой мы вернулись
К родным скалистым берегам,
Но юный ярл стоит ссутулясь,
И не идёт веселье к нам.

Лишь скальда слово слышит Один,
Когда на языке богов
Он песнь неспешную заводит,
Чтоб сохранить в глуби веков

Мужей достойные деянья
И гордый подвиг верных жён,
Влюблённых первое слиянье,
И данный предками закон…

Великих ярлов лишь хоронят,
Сжигая в море корабли,
И как в божественной ладони
Горят прощальные огни.

Наш мудрый скальд того достоин –
Он сагой всех от смерти спас.
Ведь скальд – поэт, пророк и воин.
И ярл отдал такой приказ.

И к высшей почести героя
Сквозь тихо замерший трувар,
Тряхнув седою головою,
Вдова восходит на драккар*9.

В руке её не дрогнул факел,
Тверда походка, дышит грудь…
Мечом разрублены канаты,
Двоим в огне в Вальхаллу*10 путь.

Вот затерялся он в просторе,
Но не забудут млад и стар,
Как в бурно-пенистое море
Ушёл пылающий драккар.

И новый скальд, пока – мальчонка,
От горьких мыслей налегке,
Он воспоёт светло и звонко
Рассказ мой в солнечном стихе.

Москва,28.06.06
(из цикла «Жизнь») ®

*1 Драккар – мореходная ладья викингов.
*2 Трувар – дружина викингов.
*3 Ярл – князь, содержавший собственную дружину, подчинялся конунгу (королю), избранному тингом (собранием ярлов).
*4 Скальд – поэт, бард, философ, пророк, воин – всё в одном лице. Скандинавская традиция считала скальдов любимцами богов. Считалось, что боги понимают лишь поэтическую речь и говорят лишь языком поэзии. И только скальд мог рассказать верховному богу Одину о подвигах викингов и даже самих великих ярлов, чтобы Один счёл их достойными занять место в Вальхалле.
*5 Кеннинг – особая поэтическая метафора, свойственная скандинавским сагам. Бывают многоуровневыми и сложными для неподготовленного слушателя. Например: птица моря – драккар, птенец птицы моря – викинг, клюв птенца птицы моря – меч, зеркало клюва птенца птицы моря – щит и т.д.
*6 Сага – скандинавское поэтическое предание, иногда положенное на музыку.
*7 Один – верховный бог скандинавов. Но не создатель этого мира. Он принадлежит к более позднему поколению высших богов (асов). Боги разделялись на высших (асов), низших (ванов – боги плодородия, ремёсел и пр.) и альвов – самых таинственных существ во всей скандинавской мифологии, считавшихся учителями и наставниками самих асов.
8* Валькирии – обитательницы Вальхаллы, красивейшие девы-воительницы. Именно они решали судьбу каждого викинга в бою.
*9 Самосожжение вдов не было традицией, но саги донесли до нас множество примеров тому. Они становились валькириями в чертогах самого Одина. Только так верная и любящая жена могла остаться с мужем, достойным Вальхаллы, НАВСЕГДА.
*10 Вальхалла – рай для избранных. Был ещё «рай общего пользования» - Бразил. В Вальхаллу попадали только викинги, отличившиеся в бою и погибшие с оружием в руках. Самые достойные из них входили в трувар самого Одина. Традиционно старики, чувствовавшие приближение смерти, просили сыновей вложить им в руки меч или боевой топор и убить их мечом. Смерть в своей постели считалась для викинга позором. В Бразил попадали в основном ремесленники и немногочисленные крестьяне (скандинавские страны скалисты и неплодородны, что и породило викингов, промышлявших морским и сухопутным разбоем; викинг дословно – крутящий весло; то есть воин, становившийся на драккаре гребцом при отсутствии ветра и в неизвестных узких реках). Набеги викингов держали в страхе всю Европу три столетия с IX по XII века. Только Париж (крупнейший город в Европе того времени) викинги брали штурмом и разграбили до основания 7 раз! Второй по величине город Кёльн испытал это в ещё большей мере.

Необходимый, думаю, комментарий: автор сам - на 50% викинг (датская и немного шведская крови). Фамилия Андреянов происходит от скандинавского имени Андриен. А не от итальянского Адриано (Челентано), как, почему-то, думают многие. Присмотритесь: в Адриано "н" отсутствует!

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «nikanovgorod.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «nikanovgorod.ru»