1500 год до нашей эры события. Этапы становления образования – история и развитие образования. Шоколад в Испании

Подписаться
Вступай в сообщество «nikanovgorod.ru»!
ВКонтакте:

Колыбель шоколада

Шоколад изготавливается из семян дерева Аброма какао (Оbroma cacao). Аброма — греческое слово, означающее «пища богов».

Примерно 1500 лет до нашей эры в низменностях на берегу Мексиканского залива в Америке возникла не цивилизация, а скорее, племя — ольмеки. От их культуры осталось очень мало, но некоторые лингвисты полагают, что слово «какао» впервые прозвучало как «какава» примерно 1000 лет до нашей эры, в эпоху расцвета племени ольмеков. Именно они первыми обнаружили, что бобы, находящиеся в стручках какао-деревьев можно собирать и превращать в напиток, ставший впоследствии самым любимым и лакомым блюдом майа, которые пришли на смену ольмекам.

Предки майя добрались в низменные области северной Гватемалы. Ранее они жили (и многие майя все еще живут) на плоскогорьях Гватемалы и Мексиканской провинции Чиапас. Там какао, по-видимому, было очень редким, если было известно вообще. Как бы то ни было, спустившись с плоскогорьев, майя обнаружили и стали культивировать дикорастущее какао-дерево, и как раз в тот период, скорее всего и возникло современное произношение слова «какао».

Майя придавали большое значение какао. Шоколад пили во время ритуалов как священный напиток. В пантеоне богов майя был бог какао. Майя разбили первые известные нам плантации какао. Какао-бобы были символом богатства и власти. Напиток из шоколадных бобов могла позволить себе лишь элита. Сами шоколадные бобы использовали вместо денег. Раба можно было приобрести за 100 бобов.

Неверно было бы думать, что майя знали только один единственный шоколадный напиток. У них были хорошо разработанные методы приготовления шоколадных напитков разных видов с использованием различных добавок и компонент. Лингвисты, изучающие культуру майя, идентифицировали например фразы «witik cacao» и «cacao kox», но к сожалению мы так и не знаем, что они означают. Другая добавка, которую майя часто использовали в шоколаде — «piment». Во многих книгах это слово переведено как «перец», но это неверно. Истиным значением этого слова является «гвоздичное дерево». Перец был неизвестнен в Новом Свете перед завоеванием Испанией.

После 9 века нашей эры классическая культура майя начала распадаться, и на смену майя примерно в 1000 году нашей эры пришли толтеки. Но и эта культура угасла в 12 веке в результате внутренних разногласий и восстаний. После 1200 года контроль над Мексикой и окружающими территориями установили ацтеки. Их цивилизация просуществовала вплоть до 1521 года, пока не была разрушена испанцами.

После навязывания своего главенства над майа, ацтеки обложили их налогом, который должен был выплачиваться какао-бобами. Благодаря этому ацтеки, не имевшие собственных плантаций, всегда владели необходимым им количеством какао. Шоколад быстро завоевывает лидирующее положение в экономике ацтеков. Пристрастие к какао-бобам и напитку, из них производимому, породило разветвленную сеть торговых путей во всем регионе. Большую роль в распространении какао в Новом Свете сыграли именно ацтеки. Ацтекская легенда гласит, что семена какао попали к ним из Рая, и что из плода какао-дерева исходят мудрость и сила.

У майя шоколадный напиток назывался «xocolatl», у атцеков — «cacahuatl». Эти названия составлены из комбинации двух индейских слов: «choco» или «xocol» — «пена» и «atl» — «вода». Возможно, это произошло потому, что ранний шоколад был известен только как напиток. Какао-бобы у ацтеков также служили в качестве своеобразных денег. Поражает количество какао-бобов, которое хранилось в амбарах дворцов индейских вождей. Один из таких дворцов потреблял в год 486 мешков какао, в каждом мешке содержалось около 24000 зерен.

Первым европейцем, которому довелось попробовать шоколад, был Христофор Колумб. Случилось это в 1502 году, когда жители острова Гайана от всей души потчевали дорогого гостя напитком из какао-бобов. Говорят, что Колумб доставил загадочные зерна королю Фердинанду из своей четвертой экспедиции в Новый Свет, но никто так и не обратил на них внимания — слишком много других сокровищ привез мореплаватель.

Шоколад в Испании

Двадцатью годами позже Эрнан Кортез, завоеватель Мексики, тоже попробовал напиток из какао. Когда Кортез впервые вступил на землю ацтеков в 1519 году, его приняли за бога. В золотой чаше перед ним дымился странный горьковатый напиток из отваренных какао-бобов со специями, перцем, медом, взбитый до пены. Это и был первый шоколад, к которому постепенно привыкали испанцы-конкистадоры, добавлявшие для придания более сильного аромата напитку мускатный орех и сахар. В 1527 году Кортес возвращается в Испанию, привезя с собой дотоле неизвестные помидоры, фасоль, картофель, кукурузу, табак и свой любимый напиток — пенящийся, густой и похожий на сироп шоколад.

В 1526 году, направляясь с отчетом к испанскому королю, до которого дошли слухи о его жестокости, Кортес захватил с собой ящичек отборных какао-бобов. На этот раз шоколаду повезло: экзотический ароматный напиток был благосклонно встречен при мадридском дворе.

Ученый-монах итальянского происхождения Бенцони, который по поручению испанского короля работал над совершенствованием содержания и обеспечения испанской армии, впервые серьезно исследовал полезные свойства жидкого шоколада и представил подробный доклад королю. С этих пор все, что относится к шоколаду стало государственной тайной испанского королевства. В средние века за нарушение этой тайны было казнено более 80 человек.

Вскоре шоколад стал обязательным утренним напитком испанских аристократов, особенно придворных дам, вытеснив довольно широко распространенные к тому времени чай и кофе. Стоимость нового напитка была так высока, что один испанский историк даже писал: «Только богатый и благородный мог позволить себе пить шоколад, так как он буквально пил деньги».

Приближенные конкистодора-завоевателя Эрнандо Кортеса наладили регулярные поставки какао с плантаций Мексики, которые теперь принадлежали «предпринимателю» Кортесу. Парусные корабли с ценным грузом под военной охраной долго шли через Атлантику, подвергаясь опасности нападения рейдерами недружественных стран и невзгодам океанской непогоды. Никто не подозревал о существовании особо ценного груза, и, когда в 1587 году англичане захватили груженый бобами испанский корабль, добычу просто выбросили в море, чтобы разгрузить корабль, даже не догадываясь о ее подлинной ценности.

Проникновение в Европу

В последующие 100 лет «шоколад» из Испании проникает в Европу, затмевая по цене и популярности прочие заморские товары. Германский император Карл V, сознавая коммерческую важность какао, требует монополии на этот продукт. Однако уже в начале XVII века контрабандисты стали активно насыщать шоколадом голландские рынки, и в 1606 году через Фландрию и Нидерланды какао достигло границ Италии. Девятью годами позже дочь Филиппа Третьего Испанского Анна Австрийская привезла в Париж первый ящик какао.

Знать Испании вводит огромные налоги на какао-бобы, чтобы сделать напиток наслаждением для избранных. Король Испании и его сестра становятся поклонниками шоколада. Именно в результате династического брака 25 октября 1615 года Людовика XIII с инфантой испанского двора — Анной Австрийской Франция узнает вкус шоколада. При дворе появляются первые «шоколадофилы» и «шоколадофобы». Среди последних была и Маам де Севинье, утверждавшая, что именно из-за употребления шоколада во время беременности ее подруга родила совершенно черного ребенка.

Одной из фанаток шоколада стала Мария Тереза, супруга Людовика XIV. При дворе говорят, что король и шоколад — это ее две единственные пристрастия в жизни. Шоколад входит в моду при дворе — его подают по пондельникам, средам и четвергам в королевском салоне. Людовик XIV позволяет Давиду Шайу открыть первый магазинчик по торговле «шоколадом» того времени. При Людовике XV начинается производство шоколадных конфет, драже, пастилок — это уже было революцией, так как до этого времени его только пили.

В 1653 году первое официальное исследование полезных свойств шоколада было сделано ученым Бонавентурой ди Арагоном (Bonavontura Di Aragon), братом влиятельного кардинала Ришелье (Richelieu). Он подробно описал использование шоколада для стимулирования здорового функционирования организма, снижения раздражительности и улучшения пищеварительных функций.

Для церкви шоколад остается предметом бурного обсуждения. Несмотря на разрешение прихожанам пить шоколад, данное самим Папой, высшие чины церкви считают шоколад греховным и декадентским. Дамы благородного происхождения пьют напиток прямо в церкви, чтобы высидеть долгие церковные службы. В конце концов, церкви приходится разрешить шоколад даже в своих стенах, чтобы ублажить преданных ей богатых прихожан.

Герцог Плесси-Пралин (Plessis-Pralin), служащий французским послом в Бельгии, впервые создал сладкий десерт, который много позже назвали «пралине». Это случилось уже в 1671 году. Фирменный десерт содержал тертый миндаль с другими орехами, перемешан с засахаренным медом и комочками шоколада, затем начинка обливалась жженым сахаром — подобием карамели. Однако пройдет немало времени пока в той же Бельгии не изобретут настоящее пралине, покрытое шоколадом (корпусные конфеты).

В Лондоне открывается первый «Шоколадный дом» — прообраз будущих «Шоколадниц». Напиток становится частью культуры, по нему исчисляется время: «Приходите на шоколад» означает «Ждем Вас к восьми часам вечера». Горячий шоколад был достаточно крепким напитком, но впоследствии люди научились добавлять в него молоко (первыми это сделали англичане в 1700 году), что придало шоколаду необходимую легкость. С этих пор шоколад подешевел значительно и стал доступен даже детям.

В 1728 году в Великобритании семья Фрей построила первую механизированную фабрику шоколада в городе Бристоль. С английской солидностью производство было оснащено специально сконструированными гидравлическими станками и высокотехнологичным для того времени оборудованием для переработки и размола какао-бобов. С этого момента началось интенсивное производство шоколада, что привело к снижению цен, а затем к еще большей его популярности, особенно в Англии, где появились специальные клубы — Шоколадные дома, наподобие кофеен

Фаворитки Людовика XV — мадам Помпадур и мадам Дю Барри обожают шоколад — первая говорит, что она его ест, чтобы «разогреть кровь», как как король говорит, что она «холодна как макрель», а вторая дарит своим многичисленным любовникам, которые должны были соответствовать ее бешеному темпераменту. Именно тогда шоколад причисляют к афродизиакам. Наступают времена маркиза де Сада.

В 1765 году шоколад, наконец, узнают в США благодаря Джону Ханнону (John Hannon) — уполномоченному Англии в штатах, который и привез любимый напиток. А также доктору Джеймсу Бейкеру (James Baker), который на паях с Ханнонем и построил первую шоколадную фабрику Америке в штате Массачусетс.

В 1770 году Мария-Антуанетта сочетается браком с Людовиком XVI и приезжает во Францию со своим личным «шоколатье». Именно она изобретает новую должность при дворе — «шоколатье» королевы. Появляются сорта шоколада с орхидеями для придания сил, с цветами апельсина для успокоения нервов, с миндальным молочком для лучшего пищеварения.

Шоколад. Часть 1 (1500 лет до н.э. - XVIII век)

Возвращаясь назад к самым истокам образования, в наших "Этапах становления образования" мы отметим наиболее яркие моменты в истории образования и воспитания:

В самом начале…

Бог преподал Адаму первый урок: нарушив закон, ты должен понести наказание.

Либо так: в самом начале…

До изобретения письменности (в так называемую дописьменную эпоху) знания передавались устно.

2000 лет до нашей эры

В Китае появились первые школы по подготовке государственных служащих.

1500 лет до нашей эры

Жрецы в Индии передавали религиозные знания, обучали письму, преподавали философию и науки того времени.

850 лет до нашей эры

Появляются эпические работы - Илиада и Одиссея, которые имеют огромное значение в образовании в области греческой мифологии и истории. В Греции, главным образом, учиться у преподавателей могли только свободные люди (не рабы).

550 лет до нашей эры

Родился Конфуций - высокообразованный педагог, мыслитель и философ Китая. Современное китайское общество главным образом основано на его учении, которое построено на фундаменте этики и морали. Его учение подчёркивает важность доброты, великодушия, уважения к старшим и т.д.

400 лет до нашей эры

Софисты, странствующие учителя в Греции, преподавали искусство ведения дебатов с применением логики. Великий философ Сократ проводил лекции на городских площадях - для всех желающих послушать или принять участие в дискуссии. Он высоко ценил поиск подлинной правды - в противовес той, что была добыта в споре (что с его точки зрения было слишком просто), а также поощрял людей думать самостоятельно.

387, 355 лет до нашей эры

Платон и Аристотель основали школы в Афинах. Школа Платона называлась "Академией". Обе школы были сфокусированы на истине. Платон написал труд "Государство", где раскрыл своё видение идеального общества и образования с социальной позиции.

100 лет до нашей эры

Разработан первый учебный курс. Два известных римлянина - Цицерон и Квинтилиан - подарили миру идеи, которые до сих пор используются в современном западном образовании. Цицерон утверждал, что образование должно быть расширено и включать в себя искусства и науки. Квинтилиан говорил, что образование должно основываться на способности студентов к обучению.

И - поворотная точка в отсчёте лет

Иисус Христос проповедует в Иерусалиме.

105 год нашей эры

В Китае изобретена бумага.

500-1500 года нашей эры

Данная эпоха известна как "Средние века" в западной культуре. Этот период характеризуется очень медленным прогрессом, но всё же наблюдались некоторые достижения в том, что касалось образования. В так называемых скрипториях монахи вручную копировали важные тексты. В то время католическая церковь имела большое влияние на все формы обучения. Священники передавали религиозные знания, преподавали науки и обучали письму.

500 год нашей эры

Наланда - значительный буддийский университет в Индии - насчитывал более 10 000 студентов. Этот крупнейший образовательный центр был своеобразным городом для проживающих там во время учёбы. В числе изучаемых предметов были религиозные учения, а также философия, грамматика и медицина.

999 год нашей эры

Авиценна, ведущий иранский мыслитель в области медицины, написал "Канон врачебной науки". Эта работа, наряду с другими, созданными арабскими, североафриканскими, а также испанскими философами, оказала большое влияние на европейскую образовательную мысль.

1000 год нашей эры

Развитие арабских школ и системы обучения. Европейцы перенимают арабские цифры, которые до сих пор используются в западной культуре.
Священники передавали религиозные знания, преподавали науки и обучали письму.

1100 год нашей эры

Возникновение схоластики - направления в философии, которое помогало устранить разногласия между сугубо религиозными учениями с одной стороны и философско-научным мышлением с другой.

1150-1250 года

Были основаны так называемые "современные" университеты: Сорбонна (Париж, 1150 г.), Кембриджский (1209 г.), Оксфордский (1249 г.). Святой Фома Аквинский, католический теолог, активно работает в Париже над концепцией схоластики. Университеты стали выдавать дипломы в различных областях и дисциплинах.

1450 год

Запатентована первая печатная машина. Это открытие повлияло на развитие и повышение уровня грамотности среди населения - благодаря тому, что книги стали доступнее более широким слоям общества.

1499 год

Эразм Роттердамский, нидерландский мыслитель, приступает к изучению античных документов. Он советует европейским учёным размышлять о литературных произведениях, а не просто читать их или при необходимости заучивать наизусть определённые части.

1500 год

Эпоха Ренессанса, которая охватывает весь XVII век, знаменует начало возобновления интереса к обучению. Значительное место в этом времени занимает Италия. Всё больше и больше женщин получают образование - даже несмотря на то, что это всё ещё недоступно для большинства населения (независимо от пола). На употребительные языки были переведены многие важные работы по математике, что становится существенным импульсом для дальнейшего развития науки и образования.

1517 год

С началом периода Реформации повысился уровень грамотности населения. Благодаря тому, что они теперь умели читать, некоторые люди ставили под вопрос правомочие самого Папы Римского. Особо на распространение грамотности повлияло то, что Библию печатали на национальных языках и наречиях. Реформаторы основывали школы, в которых изучались основные предметы, причём преподавание велось на родном языке учащихся.

1592 год

В Англии были впервые поставлены пьесы Шекспира. Театр был тем местом, где со сцены могли "преподать" философские идеи, содействуя тому, что неграмотная зрительская аудитория развивалась и мыслила.

1609 год

Появление цензуры в образовании. Галилео Галилей был первым, кто направил зрительную трубу в небо и превратил её в телескоп; он открыл, что Солнце является центром вселенной и открыто заявил об этом. Его работа была отвергнута католической церковью, поскольку представляла опасность для её авторитета. Учёному запретили распространять знания, полученные на основе его открытий.

1620 год

Изобретён первый калькулятор, что в значительной степени упростило математические расчёты.

1659 год

Ян Амос Коменский написал первую иллюстрированную книгу для детей. Чешский педагог путешествовал по Северной Европе, поощряя учителей делать классные комнаты более интересными для детей.

1690 год

Разум - это сырой материал, необработанный камень. Английский поэт и философ Джон Локк рассуждал о том, что при рождении человеческий интеллект представляет собой "чистую доску" (лат. tabula rasa), и позже постепенно развивается, что обусловлено надлежащим образованием. Соответственно, образование должно начинаться с раннего детства.

1770 год

Образование имеет большое значение для всех. Тома Джефферсон и Бенджамин Франклин настаивали на том, что образование является очень важным для всех граждан новоой страны - Соединенных Штатов Америки.

1799 год

Появление первой "современной" начальной школы. Иоганн Песталоцци, швейцарский педагог, основал школы по всей территории Швейцарии и Германии. Эти школы были широко известны благодаря проведению так называемых "наглядных уроков" - все чувства и экспрессивность были нацелены на то, чтобы помочь детям в их обучении.

1833 год

Британское правительство всё больше вовлекается в образование детей, выделяя денежные средства для основания школ.

1837 год

Фридрих Фрёбель открыл первый детский сад как место, где дети могли учиться и развиваться ещё до своего поступления в начальную школу.

1852 год

Впервые в штате Массачусетс (США) стало доступным полностью бесплатное образование.

1862 год

Король Сиама при помощи Анны Леонуэнс передал детям при дворе основные идеи западного образования.

1880-е годы

Теория эволюции радикально изменила систему обучения. Идеи Дарвина, представленные в образовательных кругах философом Гербертом Спенсером, и по сей день продолжают углублять разрыв между его последователями и оппонентами.

1905 год

Альфред Бине совместно с Теодором Симоном разработал первый стандартизированный тест для определения уровня интеллектуального развития.

1918 год

Все штаты в США протребовали введения бесплатного образования.

1920 год

Подчёркивается важность обучения в раннем детстве. Мария Монтессори, итальянский педагог, разработала метод, который используется до сих пор и позволяет очень маленьким детям обучаться основным жизненным навыкам, которые включают в себя практические, сенсорные и общие знания. Её идеи повлияли на преподавание в детских садах и дошкольных учреждениях.

1921 год

Благодаря первой официальной программе Study abroad (“Обучение за рубежом”) студенты Делавэрского университета (США) были отправлены во Францию.

1926 год

Программа “A semester at sea” (“Семестр в море”) представляла собой первую организованную студенческую поездку, в которой приняли участие 504 студента из Америки. Первая остановка - город Иокогама, Япония.

1951 год

Телевидение в качестве преподавателя. Джек Лалэйн пропагандировал среди американцев важность регулярных физических упражнений - и делал это на протяжении 34 лет.

1954 год

Расовая интеграция в американской образовательной системе.

1959 год

Лекции “A Semester at the crack of dawn” (“Семестр на рассвете”) впервые дали взрослым возможность продолжать своё образование в различных областях, не покидая комфорта гостиной, где стоял телевизор.

1960 год

Мультимедийные устройства завоёвывают учебные аудитории. Слайдоскопы и магнитофоны стали обычным делом.

1964 год

Университеты стали сосредоточением студенческих политических протестов; первым в этой связи следует назвать Калифорнийский университет в Беркли.

1969 год

Дебют известного детского телешоу Sesame Street (“Улица Сезам”). Эта образовательная пограмма выходила серийно; в ней куклы и актёры учили детей основам чтения, этики и музыки.

1970 год

Распространение электронных математических калькуляторов вызвало среди преподавателей опасения, что студенты забудут, как выполнять основные математические операции. История доказала, что они были абсолютно правы.

1970 год

Возрождается популярность домашнего обучения. Некоторым родителям не понравилась политика американского правительства, направленная на запрет религии в учебных аудиториях, поэтому они выбрали для своих детей образование на дому, популярность которого с годами только возрастает (по многим причинам).

Начало 1980-х годов

Телевидение пришло в учебные аудитории. Благодаря тому, что недорогие видеомагнитофоны стали очень доступными, видеообучение стало обычным делом.

1980.

Popularizacija društvenih koledža i tzv. tehničkih škola. Ovo je perfektno rešenje za one ljude koji žele dodatno obrazovanje bez upisa na univerzitete.

1980 год

Популяризация муниципальных (местных, общественных) колледжей и так называемых технических школ (техникумов). Они были идеальным решением для тех, кто хотел получить дополнительное образование, не посещая университет.

1989 год

Студентов заставили замолчать. Китайское правительство применило военную силу, чтобы подавить студенческий протест, который во имя демократии проводился на площади Тяньаньмэнь. Во время этих конфликтов погибли сотни гражданских лиц.

1991 год

Возникновение независимых (чартерных) школ. Миннесота, за которой последовали и другие американские штаты, приняла закон, что позволил работу школ, в отношении которых устанавливалось меньшее количество правил и положений.

Конец 1990-х годов

Интернет изменил всё. . Развитие Интернета позволило людям общаться и мгновенно получать информацию из любой точки мира - посредством интернет-соединения. Информационные ресурсы расширяются и видоизменяются с огромной скоростью, позволяя виртуально проводить исследования на любую тему. Курсы e-Learning (e-Learning) развиваются, предоставляя возможность студентам обучаться онлайн.

4000 - 2000 годы до нашей эры

4000 Первое изображение водолаза на месопотамских надгробиях.

3500 Возникновение парусного судоходства (предположительно).

3200 Изображения водолазов на гробницах в древних Фивах (Греция).

3000 Морская торговля между Месопотамией и Индостаном.

2900 Первое изображение паруса.

2650 Египетские суда доставляют древесину из Ливана; морская торговля между Критом и Египтом.

2400 Египтяне совершают морские плавания на Родос.

2000 Египтяне строят канал между Нилом и Красным морем.

2000 - 1000 годы до нашей эры

2000 - 1500 Период расцвета минойского мореплавания.

1500 Царица Хатшепсут посылает суда в страну Пунт (Восточная Африка).

1365 Падение Угарита (побережье Сирии).

1230 Финикияне поселяются на берегах Андалузии.

1100 Финикияне поселяются на западном побережье Африки.

1600 Китайцы строят судоходные каналы.

1000 - 500 годы до нашей эры

100 Этруски основывают поселения на Корсике.

960 Царь Соломон ведет морскую торговлю с Восточной Африкой; финикияне совершают плавания в Индию.

880 Основание Карфагена; период расцвета Тартесса (в районе современного Кадиса в Испании).

800 Греки поселяются в Испании и Галлии; период расцвета этрусских городов.

735 Греки основывают на Сицилии города Сиракузы и Мессину.

700 Появление галер с двумя рядами весел.

600 Строительство судоходных каналов в Месопотамии; карфагеняне основывают колонии в Западной Африке.

594 По приказу фараона Нехо карфагеняне совершают путешествие на парусниках вокруг берегов Африки.

540 Победа карфагенян над греками у берегов Корсики; появление триер.

500 Путешествие карфагенского адмирала Ганнона в Западную Африку. Персидский царь Ксеркс создает отряд боевых пловцов. Греки собирают губки со дна Средиземного моря.

500 год до нашей эры - рубеж нашей эры

480 Морской бой между персами и греками у острова Саламин.

474 Греки наносят поражение этрусскому флоту у города Кумы (Гумы) в Нижней Италии.

414 Афиняне используют водолазов при осаде Сиракуз.

398 Появление пентер.

350 Аристотель конструирует водолазное снаряжение.

322 Потопление афинского флота в гавани Сиракуз.

350 - 320 Пифей совершает путешествие из Массилии к Британским островам. Римляне завоевывают этрусские города.

264 - 201 Пунические войны.

212 Римляне завоевывают Сиракузы; смерть Архимеда.

167 Делос приобретает право свободной торговли.

146 Римляне разрушают Карфаген.

67 Римский император Помпеи побеждает пиратов Киликии.

Рубеж нашей эры - 1500 год нашей эры

79 Гибель Помпеи и Геркуланума при извержении Везувия.

395 Гибель Иса во время наводнения.

1000 Викинги достигают берегов Америки.

1050 Период расцвета города викингов Хедебю.

1098 Датчане разрушают Винету (крепость Йомсбург).

1362 Наводнение уничтожает город Рунгхольт на побережье Северного моря близ Гольштейна.

1480 Китайцы совершают на парусных судах плавание в Восточную Африку. Леонардо да Винчи конструирует водолазное снаряжение.

1500 - 1700 годы

1538 Опыт погружения в водолазном колоколе в реку Тахо у Толедо.

1620 Корнелий ван Дреббель строит подводную лодку с дыхательными трубками для двенадцати гребцов и совершает на ней плавание по Темзе.

1628 Гибель шведского флагманского корабля «Ваза».

1644 При помощи водолазного колокола шведы поднимают на поверхность бронзовые пушки фрегата «Ваза».

1692 Гибель пиратского города Порт-Ройяла на Ямайке во время землетрясения.

1700 - 1800 годы

1702 Английские и голландские корабли топят в бухте Виго испанский Серебряный флот.

1703 В бухте Виго французы поднимают на поверхность 161 испанское орудие.

1716 Галлей конструирует водолазный колокол с подачей воздуха.

1775 Американец Бушнелл строит первую военную подводную лодку.

1788 Гибель французской кругосветной экспедиции Лаперуза в южной части Тихого океана.

1789 Мятеж на бриге «Баунти».

1800 Роберт Фултон строит подводную лодку «Наутилус» и совершает в ней погружение в Сену; немец Клейнгерт изобретает водолазный костюм с металлическим шлемом и подачей воздуха.

1800 - 1900 годы

1801 Фултон с двумя моряками проводит в подводной лодке шесть часов под водой.

1830 Рыбаки поднимают из моря у берегов Тосканы античные бронзовые статуи, в том числе статую Аполлона из Пьомбино, которая в настоящее время хранится в Лувре в Париже.

1856 Немец Бауэр и русский Федорович впервые совершают на подводной лодке «Брандтаухер» 134 погружения. В русском военно-морском флоте вводится звание инженера по строительству подводных лодок.

1870 Француз Мажан находит с помощью электромагнитов и подводных ламп десять затонувших судов испанского Серебряного флота.

1872 - 1876 Экспедиция на английском судне «Челленджер» впервые исследует морские глубины. Данные, собранные экспедицией, составили пятьдесят томов.

1883 Луи Бутан впервые делает подводные снимки с помощью фотоаппарата.

1894 Испанские водолазы поднимают у Сельвы античные амфоры и поперечный шток античного деревянного якоря.

1900 - 1939 годы (начало второй мировой войны)

1900 Греческие собиратели губок находят у острова Антикифера затонувшее античное судно с произведениями искусства на борту.

1903 На подводной лодке, оборудованной передвижными зажимными цангами, итальянцы ведут в бухте Виго поиски Серебряного флота.

1907 У Махдии (побережье Туниса) обнаружен затонувший античный корабль, нагруженный произведениями искусства. Судоподъемные работы продолжаются до 1913 года. Находки производят сенсацию во всем мире.

1914 Уильямсон снимает первый подводный фильм. Водолазы английского военно-морского флота получают кислородные аппараты.

1923 Водолазы обнаруживают в Северном море остатки затонувшего в 1362 году города Рунгхольта - колодцы, бронзовое оружие, копья, домашнюю утварь.

1926 Ле Приер строит первый водолазный аппарат с баллонами для сжатого воздуха.

1927 Находка бронзовой статуи Гермеса в бухте у Марафона.

1930 Из озера Неми вблизи Рима поднимают увеселительные лодки древнеримского императора Калигулы.

1934 Биб и Бартон погружаются в глубоководном шаре на глубину 923 метра.

1935 Французский археолог А. Пуадебар с группой легких водолазов обследует портовые сооружения античной гавани Тир.

1937 Советский ученый Р. А. Орбели поднимает из Буга древнюю гребную шлюпку, пролежавшую в воде 2500 лет.

1938 Американцы оснащают ластами 25 000 водолазов ВМС.

1939 У острова Спарджи, к северу от Сардинии, водолазы открывают затонувшее античное торговое судно.

1940 - 1950 годы

1942 Интенсивно используются на различных фронтах подводные диверсанты. Быстрое развитие техники глубоководного погружения.

1943 Ж. И. Кусто впервые испытывает акваланг.

1947 Использование подводных фото- и кинокамер с исследовательскими целями.

1948 Кусто и Тайе снимают подводный кинофильм. Французские водолазы обнаруживают у мыса Антеор затонувшее древнеримское судно с грузом вина. Впервые применяются всасывающие насосы. На судне найдено около 3000 амфор. У Фос-сюр-Мер французы обследуют на пятиметровой глубине фундаментные стены античного порта.

1949 Ластоногий пловец находит у Монако бронзовую скульптуру пантеры. Французские водолазы обследуют портовые сооружения древней Ольвии, поднимают на поверхность украшенный головой Медузы свинцовый якорь весом восемь центнеров.

В Адриатическом море в лагуне у устья Тальяменто рыбаки обнаруживают руины, домашнюю утварь и монеты времен захвата Италии гуннами. Бартон совершает погружение в батисфере на глубину 1360 метров.

1950 Французские подводные археологи изучают обнаруженные у Сен-Тропеза колонны, предназначавшиеся для храма в Нарбонне.

1951 - 1963 годы

1951 Вблизи острова Джерба у побережья Туниса греческие собиратели губок обнаруживают руины двухэтажных домов, мостовых арок и колонн в критском стиле.

1952 Итальянские археологи начинают раскопки этрусского города Спина.

1953 Профессор Пикар погружается на «Триесте» на глубину 3150 метров.

У мыса Артемисион греческий рыбак вылавливает сетью три античные вазы.

У порта Террачина итальянские рыбаки поднимают из воды фрагмент колоссальной статуи коня из бронзы. В полутора морских милях от устья По рыбаки обнаруживают на морском дне каменную стену - по-видимому, остатки античного портового сооружения. Под руководством французского ныряльщика Кусто у скалистого острова Гран-Конглуэ близ Марселя ведутся раскопки амфорного поля. Это самая большая из всех предпринимавшихся ранее подводных археологических кампаний. Погибший корабль лежит на глубине примерно 40 метров. Впервые применяется телевизионная камера, которую обслуживают аквалангисты-телеоператоры.

Водолазы обнаруживают в Боденском озере остатки свайных построек бронзового века, сооруженных приблизительно 3000 лет назад.

В Рейне у Ксантена найдена бронзовая статуя мальчика. В илистом грунте Везен-Нора у Хедебю найдены остатки судна длиной 16 метров.

С помощью огромных насосов итальянские археологи обнажают затонувший этрусский город. Это давно разыскиваемая древняя Спина.

1954 В русле Дунэя у Вены рабочие находят норманнский шлем.

На осушенных участках Зейдер-Зе найдены остатки 140 кораблей.

Вблизи Рима геологи обнаруживают остатки затонувшего города.

При обследовании фундаментных стен Винчестерского собора водолаз находит древнеримский кирпич и шпору легионера.

Смерть французского археолога А. Пуадебара. Он изучал античные морские торговые пути от Испании до Китая.

1955 У побережья Сицилии рыбаки находят киль афинского военного корабля, потопленного во время осады Сиракуз.

Сентябрь: итальянские археологи ищут обломки затонувших судов периода Пунических войн и остатки флота Ганнибала.

Конгресс подводных археологов в Канне. Делегаты требуют признания подводной археологии как самостоятельной отрасли науки.

Водолазы ВМС Югославии обследуют у Дубровника на глубине 12 метров стены древнего Эпидавра, который в VI веке был оставлен жителями. Аквалангисты обнаруживают вблизи Ксантена следы древнеримского военного лагеря. Они извлекают на поверхность черепки, кувшины и бронзовые дощечки с надписями.

1956 Итальянские водолазы ищут у берегов Сицилии затонувшие арабские пиратские суда и корабли античных времен, погибшие в пяти морских сражениях. Неподалеку от курортного городка Габичче, в 800 метрах от берега, водолазы-любители находят на дне Адриатического моря затопленный город Конка - двухсотметровое поле развалин с триумфальной аркой и каменной колонной, украшенной символом древнего Рима - орлом.

Американский водолаз находит обломки «Баунти». Вблизи гавани Стокгольма шведский гидроархеолог обнаруживает затонувший фрегат «Ваза».

1937 К востоку от итальянского города Феррара начинаются систематические работы по раскопкам этрусского города Спина, стены которого скрыты под водой.

Вблизи острова Леван, у Средиземноморского побережья Франции, ныряльщики находят на глубине 27 метров 500 амфор с консервированной рыбой. Судно, на котором они были найдены, предполагается поднять, поскольку оно хорошо сохранилось. В Армении на дне озера Севан обнаружены остатки урартского города II века до н. э. Датские археологи исследуют корабельные заграждения в Роскилле-фьорде.

1958 В восьми километрах от курортов Градо и Каорле на итальянском побережье Адриатического моря рыбаки обнаруживают на дне фундаментные стены древнеримских вилл.

В полосе ваттов близ Северных Фризских островов найдены три глиняных кувшина, возраст которых определен в 2000 лет.

В шестидесяти километрах к северу от устья Тибра итальянские археологи находят мраморные блоки и битую керамику. Они полагают, что это остатки двух затонувших этрусских портов.

У южного берега Сицилии аквалангист обнаруживает фрагменты колонн и куски мрамора - остатки поглощенного морем храма.

Археологи Кембриджского университета обследуют остатки античного города Аполлонии на ливийском побережье, затонувшего в море в 200 году. В озере Балатон венгерские аквалангисты открывают фундаментные стены здания древнеримских времен и кузницу, относящуюся к IV веку.

Неподалеку от города Катаколон на побережье Греции ныряльщики обнаруживают, что морское дно буквально усеяно обломками ионийских капителей, скульптурами и керамическими сосудами. Полагают, что это остатки античного города Фея, который был поглощен морем после землетрясения. У острова Линоса между Сицилией и Африканским материком итальянский спортсмен Раймондо Букер открывает на дне моря каменную стену, сложенную из массивных квадров, и стоящую на ней колоссальную каменную статую грубой работы. Исследователи предполагают, что это остатки исчезнувшего города Эфуза, который существовал в IV - III веках до н. э. Советские гидроархеологи приступают к подводным изысканиям в киргизском горном озере Иссык-Куль, на дне которого были обнаружены следы древних поселений.

На северном побережье Черного моря советские археологи производят измерения фундаментов зданий затонувшего древнегреческого портового города Ольвии.

1959 Неподалеку от города Катвейк в Нидерландах фрогмены ищут в Северном море следы древнеримского замка Бриттенбург.

В Тирренском море на десятиметровой глубине аквалангисты находят руины и остатки мощеной дороги. Во фьорде вблизи Стокгольма шведский археолог инженер Андрэ Францен обнаруживает обломки трек викинговых кораблей, которые затонули, по-видимому, во время морского сражения в 1007 году. Американские фрогмены обнаруживают затонувший Порт-Ройял. Начало работ по подъему «Вазы».

1960 В одном из озер Мекленбурга обнаружены остатки средневекового города на сваях. Найдены черепки, относящиеся к XIV веку.

На исследовательском судне «Диано», оборудованном по последнему слову техники, итальянские ученые начинают систематическое обследование морских берегов. Все результаты исследований будут отражены в Археологическом атласе морского грунта, Жак Пикар и Дон Уолш совершают на «Триесте» погружение в Марианскую впадину на глубину 11 521 метра.

1961 У мыса Гелидонья на западном побережье Турции американские аквалангисты обнаруживают обломки судна 12-го столетия до н. э.

Вблизи острова Фарос в восточной гавани Александрии ныряльщики находят статуи, саркофаги и мраморные шкатулки с рисунками эпохи Древнего Рима, Камни с латинскими надписями обнаружены в одной из рек близ Вифлеема. Этим камням около 1400 лет. В одном из Мазурских озер польские археологи обнаруживают военное поселение древних пруссов, воздвигнутое примерно 2500 лет назад. Во время земляных работ в Ростокской гавани найдена древняя усыпальница и обнаружены следы доисторического поселения.

Шведские ныряльщики находят в Ботническом заливе 23-метровый трехмачтовый барк, лежащий на глубине 34 метров. Они поднимают на поверхность часть груза, в том числе художественно украшенный кузов кареты XVIII века.

Келлер совершает с автономным кислородным аппаратом погружение в Лаго-Маджоре и достигает глубины 155 метров.

В нижнем течении Везера обнаружен ганзейский ког, пролежавший там 700 лет. Он будет поднят на поверхность. В гавани Стокгольма поднимают флагманский корабль Густава II Адольфа «Ваза», затонувший в 1628 году во время первого рейса. Впервые удается извлечь из воды почти полностью сохранившееся судно.

В Бадене, напротив города Нейенбурга, эльзасец вылавливает удочкой из Рейна кельтский бронзовый меч, относящийся к 800 году до н. э. В озере Титикака на глубине 52 метров водолазы обнаруживают руины города, построенного, вероятно, предшественниками инков.

В озере Палеостоми близ Поти в Грузинской ССР находят следы поселения 2-го столетия. Водолазы поднимают из воды бронзовые изделия, керамику и домашнюю утварь.

1962 У острова Джаннути близ тосканского побережья найдены на глубине 35 метров остатки древнеримского грузового судна. Оно нагружено огромным количеством посуды, большая часть которой сохранилась неповрежденной.

На дне Нейзидлер-Зе в Австрии обнаружено судно с грузом железа, керамики и т. п., потерпевшее крушение в XVI веке.

В Сухумской бухте советские археологи открывают остатки двух затопленных древнегреческих полисов. Оба города - Диоскурия и Севастополис - были до этого известны лишь по легендам и преданиям. Археологи находят на дне Роскилле-фьорда на острове Зеландия первый из шести викинговых кораблей VIII - XI веков. Корабли были затоплены в качестве оборонительного заграждения. При расчистке русла Рейна вблизи Зекингена найдены средневековые монеты, медали и камни с надписями. На дне пролива Эресунн (между Данией и Швецией) водолаз обнаруживает остатки доисторического поселка, возникшего, по-видимому, не менее 7000 лет назад. Кроме того, обнаружены обломки шведского военного корабля, потопленного датчанами в 1658 году.

Финские аквалангисты из Хельсинки ищут на дне Балтийского моря русские военные корабли, затонувшие во время морских сражений у Ханко в 1714 году и у Руотсинсальми к 1790 году. В битве у Ханко Петр I потерял пятьдесят судов.

В порту Александрии водолаз обнаруживает фрагменты знаменитого Фаросского маяка, который считался одним из семи чудес света и в XIII веке был разрушен землетрясением.

У восточного побережья Австралии фрогмены обнаруживают яхту, затонувшую в 1890 году. Под ней лежат бутылки с виски, которое еще можно пить. На аэрофотоснимках, сделанных в районе залива Таранто, обнаруживают очертания затонувшего города. Исследователи полагают, что это остатки некогда знаменитого города Сибариса.

Британская гидроархеологическая экспедиция ведет на Кипре поиски античного портового города Сало-мина, поглощенного морем в 234 году. В Коринфском заливе французские изыскатели ищут руины затонувших в 4-м столетии до н. э. городов Гелика и Бура.

1963 На глубоководном судне «Триест» изыскатели начинают поиски американской атомной подводной лодки «Трешер», затонувшей у восточного побережья Америки с экипажем в 129 человек на борту. На фотоснимках, сделанных на глубине свыше 2000 метров, видны затонувшие предметы.

В Лондоне во время строительства моста близ театра «Мермейд» в илистом грунте Темзы обнаружены фрагменты древнеримского судна I века н. э. Между шпангоутами судна найдена монета времен Диоклетиана. Судно будет поднято на поверхность и помещено в музей.

Археологи Бремена пытаются поднять из рукава Везера остатки средневекового каботажного судна, обнаруженного при дноуглубительных работах. Остатки тринадцати испанских галионов найдены водолазами в гавани Гветари. Они были потоплены французами в 1638 году.

Австрийский водолаз обнаруживает в озере близ Альт-Аусзее немецкий самолет М-210, лежащий на глубине 79 метров. Самолет потерпел аварию в апреле 1945 года; на его борту находились секретные документы, золото и платина.

В реке Огайо близ Телл-Сити (США) водолазы находят затонувший около 180 лет назад корабль французского генерала Лафайста.

Группа водолазов в составе семи человек, руководимая французским исследователем Кусто, в течение месяца живет на дне Красного моря в подводных домах (программа «Преконтинент II»).

По уровню культуры этого времени Китай опережал остальную Азию и Европу .

Технический прогресс наблюдался в строительстве , и прежде всего, в создании гидросооружений . Интенсивно прокладывались ирригационные каналы и внутренние водные пути. Первый канал Хан-куо был введен в действие в 486 г. до н.э.

Также развивалась техника сооружения насыпей и опорных стен. Каждый город был обнесен внешней стеной , а его внутренние прямоугольные кварталы разделяли стены с воротами и сторожевыми башнями. Об уровне развития строительства и архитектуры на Крите позволяют судить остатки городских поселений (Гурния, Палекастро) с мощеными улицами и тесно застроенными кварталами домов, часто с общими стенами.

О благоустройстве построек, жилищ свидетельствуют находки отдельных элементов системы водоснабжения и канализации. Построенные около 2000 г. до н.э., "старые" дворцы представляли собой огромные 2-З-этажные сооружения с многочисленными пристройками, обрамлявшими большой прямоугольный внутренний двор.

Древние цивилизации обладали большим практическим опытом , благодаря которому возводились грандиозные по размеру и замыслу сооружения, ими были выработаны конкретные знания в области математики, астрономии, медицины, которые транслировались по принципу исключительной принадлежности , от старшего к младшему по возрасту и рангу внутри касты жрецов . Знание - от Бога, покровителя касты, поэтому знание практически находилось в "застывшем " виде, оно не обсуждалось, критически не анализировалось, оно было исключительно рецептурным. Обучение строилось по принципу передачи готовых детерминированных алгоритмов . Этот способ передачи знания внутри профессиональной и социальной групп, определяется моделью в которой место индивида занимает коллективный обобщенный хранитель. Ярким представителем подобной модели являлась египетская цивилизация. Для цивилизаций Междуречья, Индии и Китая характерны более динамичные процессы накопления и обновления знания.

В целом знания древних цивилизаций носили прикладной характер, им были не свойственны фундаментальность, теоретичность и системность (в современном смысле этих терминов). Знания нужны были исключительно для повседневной жизни, а также для исполнения религиозных обрядов. Даже в точных науках - математике, астрономии не было различия между точным и приближенным решениями задач - любое решение оказывалось приемлемым , если оно приводило к желаемым результатам. Даже решение сложных математических задач с использованием многостепенных уравнений, решение частных проектных проблем не выводило жрецов, тогдашних носителей знания, на необходимость обобщений, создание логического инструмента исследований, создания системы доказательств, так как в этом случае знание теряло бы свою сакральность.

Периодизация античной науки

В соответствии с выделенными признаками науки предлагается периодизация античной науки.

Первый период - период ранней греческой науки , получивший у древних авторов наименование науки "о природе" . Эта “наука” была нерасчлененной, спекулятивной дисциплиной, основной проблемой которой была проблема происхождения и устройства мира , рассматривавшегося как единое целое. До конца V в. до н.э. “наука” была неотделима от философии . Высшей точкой развития и, в то же время, завершающей стадией науки “о природе” была всеобъемлющая научно-философская система Аристотеля.

Второй период - эллинистические науки . Это период дифференциации наук. Процесс дисциплинарного дробления “единой науки” начался еще в V в. до н.э., когда одновременно с разработкой метода дедукции произошло обособление математики. Работами Евдокса было положено начало научной астрономии . В трудах Аристотеля и его учеников уже можно усмотреть появление логики, зоологии, эмбриологии, психологии, ботаники, минералогии, географии, музыкальной акустики , не считая гуманитарных дисциплин , таких как этика, поэтика и другие, которые никогда не были частью науки “о природе”. Позже приобретают самостоятельное значение новые дисциплины - геометрическая оптика (в частности, катоптрика, т.е. наука о зеркалах), механика (статика и ее приложения), гидростатика . Расцвет эллинистической науки был одной из форм расцвета эллинистической культуры в целом и обусловлен творческими достижениями таких великих ученых, как Евклид, Архимед, Эратосфен, Аполлоний Пергский, Гиппарх и др. Именно тогда, в III - II вв. до н.э., античная наука по своему духу и своим устремлениям ближе всего подошла к науке Нового времени.

Третий период - период постепенного упадка античной науки. Хотя к этому времени относятся работы Птолемея, Диофена, Галена и др., но все же в первые века нашей эры наблюдается усиление регрессивных тенденций, связанных с ростом иррационализма , появлением оккультных дисциплин, возрождением попыток синкретичного объединения науки и философии.

Механика рассматривалась как составная часть единой науки о природе. Она понималась как инженерное искусство, в первую очередь - создание военных машин, подъемных механизмов, часов и самодвижущихся устройств различных типов.

Были разработаны: принципы рычага, весов, наклонной плоскости, клина, шкивов, винта, ворота.

Были введены понятия: "трение", "движение", "тяжесть".

Общие проблемы движения исследовали Платон и Аристотель .

Некоторые характерные примеры механизмов и машин.

Около IV в. до н.э. происходит становление(в развитии, главным образом, научного подхода Аристотеля) теоретической медицины - анатомии и физиологии (например, учение о четырех соках в организме) и дальнейшее совершенствование практической хирургии.

Античные хирургические инструменты

1. Плоская круглая ложка.

2. Ложка в форме зонда.

3. Небольшие ножницы. 4. Пинцет. 5. Акушерский захват.

6. Щипцы. 7. Ранорасширитель. 8. Пила для костей. 9. Хирургический нож.

10. Катетер. 11. Малое зеркало. 12. Игла. 13. Игла для удаления катаракты.

14. Хирургический нож для удаления катаракты.

Античное производство базировалось почти исключительно на железной технике. Железный сельхозинвентарь первого тысячелетия до н. э. это - топоры, лопаты, заступы, вилы, кирки, мотыги, косы, ножницы, двуручные пилы позволили: увеличить посевные площади за счет расчистки лесных массивов, улучшить обработку почвы, ввести стрижку овец (до этого овечью шерсть выщипывали), трехпольный севооборот (озимые- яровые- пар) , создать пилораму. Более совершенные кузнечные мехи (гармоника), железные клещи, зубила, сверла, молотки , - все это поставило металлообработку на новый уровень. В горном деле широко применялись обрушение породы, подъемные ручные ворота. Плавка металла производилась в муфельной печи , вращение мельничных жерновов - при помощи водяного колеса. Технический прогресс происходил как правило в военном деле, в вооружении или там где нельзя было применить дешевый рабский труд. Когда рабы подорожали на полях появились жатвенные машины и даже механизированная молотилка . Подавляющая часть выплавляемого металла шла на создание вооружения. Предметом особой гордости являлся военный и торговый флот . Самым крупным военным тоннажем располагали Афины и Рим, но даже небольшие средиземноморские полисы имели десятки триер - двухмачтовых, трехмачтовых парусно-гребных судов. Для понимания античной техники недостаточно знания ее конструкции , особенностей производства и использования (хотя уверенности в том, что мы этими знаниями обладаем нет).

Техника (греч. - технэ ) - это, прежде всего, искусство, уловка, хитрость; искусство нахождения вещной (материальной) формы некоего образа, момент нахождения искомого ("эврика!" ) - творческий акт "профессионала". Что может скрываться за "образом" ? - Видение собственно техники (в современном понимании, своего рода чертеж, общий вид...) или функции, которую она реализует (своего рода, контекст, одно из современных пониманий технологии)? Естественно, окончательного ответа нет, но постоянное наличие вопроса формирует подходы к пониманию античной техники.

Такие отдельные сооружения античности, как Колосс Родосский , Александрийский маяк , водовод на острове Самос и многие другие, с точки зрения современного инженерного подхода, не могут быть результатом "метода проб и ошибок", надо как минимум владеть тем, что мы называем сопротивлением материалов, теорией прочности и т.д.

Непревзойденной остается греческая архитектура. Величайшим в мире созданием строительного искусстваГеродот считал храм Геры на острове Самос, воздвигнутый в период правления тирана Поликрата . Археологические раскопки нашего времени показали, что этот храм был построен на основе строгих математических пропорций. В античности можно обнаружить большое количество технических устройств , которые трудно объяснить, как они могли быть построены и каким уровнем знания должны были обладать создатели.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «nikanovgorod.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «nikanovgorod.ru»